Рука руку моет: неформальные связи организованных преступных группировок с правоохранительными органами республики татарстан - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рука руку моет: неформальные связи организованных преступных группировок с правоохранительными - страница №1/7

ЦЕНТР АНАЛИТИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ:


«РУКА РУКУ МОЕТ:

НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОРГАНИЗОВАННЫХ

ПРЕСТУПНЫХ ГРУППИРОВОК С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»


Отчет подготовлен доктором социологических наук, профессором

А.Л. Салагаевым

КАЗАНЬ- 2004

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОПГ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. 5

РАЗДЕЛ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ЧЛЕНАМИ ОПГ. 19

РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ ОПГ С СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 34

РАЗДЕЛ 4. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БИЗНЕСА СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 64

РАЗДЕЛ 5. ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ СВЯЗИ ЧЛЕНОВ ОПГ С СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СМИ 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131




ВВЕДЕНИЕ

Правоохранительная система должна служить щитом, ограждающих общество от посягательств преступников. Вместе с тем, возникновение нелегитимных связей служителей правопорядка с преступниками означает обезоруживание общества перед лицом преступности. Особую общественную опасность представляет взаимопроникновение правоохранительных органов и организованных преступных групп, что приводит к размыванию грани между преступниками и теми, кто призван с ними бороться.

Факты последних дней показывают, что невыполнения по каким-то причинам в аэропорту Домодедово работников милиции, ответственных за борьбу с терроризмом своих обязанностей стали возможными взрывы самолетов, повлекшие гибель более 90 человек. Доказано, что захват Нордоста был осуществлен вследствие сговора работника Госавтоинспекции с боевиками. Вместе с тем, подобная информация редко становится достоянием гласности, факты попадают в печать лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Проблема связи сотрудников правоохранительных органов членов ОПГ возникла не вчера. Анализ уголовного дела банды «Тяп-ляп», действовавшей в г. Казани с середины 1960-х до середины 1980-х годов показал, что за связь с группировкой из милиции было уволено более 50 сотрудников. Особый интерес для исследования представляет Поволжский регион и Республика Татарстан, которые, особенно, с конца 1980-х годов характеризуются высокой активностью молодежных преступных группировок. За период своего существования они претерпели значительные изменения: трансформировались в хорошо организованные преступные сообщества, приобрели связи в правоохранительных органах, наладили сетевое взаимодействие с аналогичными группами, действующими в регионах России и зарубежья, взяли под свой контроль большое количество мелких и средних предприятий и фирм.

Город Казань является одним из региональных центров активности ОПГ. Сейчас в Казани существует несколько десятков крупных преступных сообществ (86, по оценкам МВД РТ), каждая из группировок насчитывает от 50 до 300 человек. Общая оценка суммарной численности группировок только в г. Казани – около 20 тыс. чел. Если учитывать республику в целом, то данная цифра должна быть удвоена, а если рассматривать весь Поволжский федеральный округ, то увеличена минимум в 10 раз. Высокая плотность внутренних связей преступных групп с государственными структурами обуславливает информационный вакуум вокруг проблем организованной преступности и коррупции, что обосновывает необходимость проведения независимого научного исследования указанных феноменов, а также привлечения общественного внимания к проблеме симбиоза преступных и правоохранительных структур.

Целью проекта было изучение неформальных (нелегитимных) связей организованных преступных группировок Республики Татарстан с различными правоохранительными органами и их подразделениями: МВД (УБОП, ОБЭП, уголовный розыск), Прокуратурой, судами, УИН и т.п., а также оценка перспектив и возможностей преодоления коррупции в правоохранительных органах.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:


  1. изучить историю возникновения и особенности неформальных связей организованных преступных группировок и правоохранительных органов в Республике Татарстан;

  2. выявить механизмы установления и поддержания связей между членами ОПГ и сотрудниками правоохранительных органов, а также проследить цепочку актуализации неформальных связей в случае возникновения конфликтных ситуаций и проблем;

  3. описать модели использования неформальных связей членов ОПГ с сотрудниками правоохранительных органов, а также финансовые и социальные выгоды и преимущества, получаемые каждой из сторон в результате взаимодействия;

  4. выявить причины возникновения неформальных связей сотрудников силовых структур с членами ОПГ, а также рассмотреть перспективы и возможности преодоления коррупции в правоохранительных органах;

  5. изучить особенности освещения проблемы коррупции в правоохранительных органах в республиканских СМИ.

  6. провести открытый круглый стол для обсуждения результатов проведенного исследования в редакции газеты «Восточный экспресс» с приглашением журналистов, работников правоохранительных органов, бизнесменов и другой заинтересованной общественности;

В ходе работы были использованы следующие исследовательские методики:

- глубинные интервью с работниками правоохранительных органов (милиция, прокуратура) – 38, предпринимателями – 24, членами ОПГ – 18, журналистами – 16, автовладельцами – жертвами произвола Госавтоинспекции – 3, агентами страховых компаний – 1. Интервью проводились в городах и районных центрах Республики Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, Зеленодольск, Нурлат, Агрыз). Всего за период с мая по июнь 2004 года было проведено 100 интервью;

- анализ публикаций в региональной прессе по проблемам организованной преступности за период с 1994 по 2003 годы. В научной библиотеке им. Н. Лобачевского Казанского государственного университета были изучены подшивки газет «Вечерняя Казань», «Время и деньги», «Восточный экспресс», «Казанские ведомости», «Республика Татарстан» и проведен выборочный анализ таких газет как «Известия Татарстана», «Молодежь Татарстана», «Казанское время», «Новая вечерка», «Новая казанская вечерка».

К сбору материала были привлечены профессиональные интервьюеры Центра аналитических исследований и разработок.

Для подтверждения высказываний респондентов о связях ОПГ с сотрудниками правоохранительных органов был проведен анализ материалов уголовных дел по статьям 209 – Бандитизм и 210 – Организация преступного сообщества (преступной организации) в архиве Верховного суда Республики Татарстан. Всего было изучено 5 уголовных дел за 2000-2003 гг.

РАЗДЕЛ 1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОПГ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Традиционно в общественном мнении среди наиболее острых проблем жизни общества проблема преступности занимает одно из ведущих мест. Данная проблема становится актуальной и социально значимой, если ею поражаются органы государственной власти и управления, в том числе и правоохранительные органы. В отечественной криминологической науке принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного поведения государственной власти и управления является коррупция, или продажность власти, рассматривая специалистами в большинстве случаев как «совокупность преступлений или правонарушений, совершаемых должностными лицами органов государственной власти и управления для удовлетворения своих корыстных либо иных личных интересов»1.

В современной отечественной криминологической науке можно говорить о наличии, по меньшей мере, четырех основных направлений изучения коррупции и коррупционной преступности как специфического социально-правового явления, затрагивающего органы государственной власти, в том числе и правоохранительные органы, и их представителей:


  1. как одного из обязательных структурных элементов другого социально-правового феномена – организованной преступности;

  2. как одного из наиболее тяжелых по своим последствиям видов экономической преступности (криминального предпринимательства);

  3. как одного из видов преступности в политической сфере жизни общества (политическую коррупцию);

  4. как одного из видов преступности и/или формы девиантного (отклоняющегося) поведения должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

В последнее время, по мнению ученых, занимающихся проблемой коррупции, коррупция стала все больше проявляться в правоохранительных органах (милиции, прокуратуре, ФСБ и др.). Так, по данным фонда ИНДЕМ, среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Наиболее весомый вклад в этот результат вносит ГАИ.

Кроме того, некоторые ученые считают, что коррупция в органах государственной власти и управления, в том числе и в правоохранительных органах, представляет собой один из обязательных элементов организованной преступности, своего рода способ защиты сообществ преступников от социального контроля. «Данная коррупция – это «черная» коррупция, которая представляет собой чрезвычайную опасность, поскольку может носить региональный и международный характер»2.

Проявление коррупции в правоохранительных органах негативно влияет на криминальную ситуацию как в республике, так и в стране в целом. Так, в последнее время происходит изменение характера преступлений (увеличение доли экономических преступлений, включение сотрудников правоохранительных органов в противоправную деятельность), усиливается взаимодействие правоохранительных органов с ОПГ, более активно используются неформальные связи между ними.

Данный отчет написан по результатам исследования неформальных связей организованных преступных группировок с правоохранительными органами в Республике Татарстан. Однако нам кажется правомерным поместить исследуемый феномен в более широкий контекст и отдельно остановиться на анализе криминальной ситуации в Республике и ключевых проблем функционирования правоохранительных органов.


Криминальная ситуация в Республике Татарстан

Криминальная ситуация в Республике Татарстан, как показывают результаты проведенного исследования, характеризуется экспертами как неоднозначная. С одной стороны, в последние годы произошла относительная стабилизация криминальной ситуации. Так, правоохранительными органами регистрируется намного меньше заявлений граждан о вымогательстве, запугивании, снижается количество преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью, нормализуется ситуация с тяжкими преступлениями. Также проявляется тенденция снижения уровня уличной преступности и хулиганства. Это подтверждается и данными Государственного комитета по статистике Республике Татарстан: в апреле 2004 г. число хулиганств по сравнению с апрелем 2003 года уменьшилось на 83,3%. Об улучшении ситуации говорили многие наши эксперты:

Из опроса респондентов:

«…если взять в целом, в сравнении с Россией, у нас больше порядка в Татарстане...» (Г., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Альметьевск).

«Снизилось количество преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью. Вал убийств по району заметно снизился…» (Р., 40, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

«Криминальная ситуация сложная. Но ухудшения нет, нет и роста преступности» (Д., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Агрыз).

«В целом в Казани оперативная криминальная обстановка стабилизировалась в последние годы» (М., 41 год, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

Относительная стабильность криминальной ситуации в республике, по мнению респондентов, обусловлена, в основном, тем, что у правоохранительных органов имеются определенные наработки и навыки по борьбе с преступностью и бандитизмом.

Из опроса респондентов:

«Сейчас более спокойная, чем в 90-е годы. Милиция не трогает бандитов. Бандиты не трогают милицию. Сферы влияния разделены. В случаях пересечения интересов - милиции уступают. Милиция более организована, сплоченнее. У нее больше законных возможностей» (Д., 29, работник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Набережные Челны).

«Ситуация находится под частичным контролем правоохранительных органов. Наиболее серьезные криминальные лидеры «выдавлены» ими из РТ. Нет ни одного проживающего в РТ «вора в законе… Правоохранительные органы имеют неплохие результаты в борьбе с организованный преступностью. Наработали определенные навыки по борьбе с бандитизмом» (Б., сотрудник правоохранительных органов, стаж 11 лет, Казань).

«…у нас больше порядка ... Министерство этому уделяет немало внимания. По материалам анализа криминальная ситуация стабильна, она не ухудшается и не улучшается…» (Г., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Альметьевск).

С другой стороны, как отмечают респонденты, наблюдается ухудшение ситуации с насильственными, корыстно-насильственными преступлениями, отмечается рост бытовой преступности (кражи, грабежи). При этом растет частота проявлений агрессии при совершении преступлений: если раньше здоровью потерпевшего наносился легкий или средний вред, то сейчас нередки летальные исходы.

Из опроса респондентов:

«Дерзких преступлений меньше, но безопасность минимальная - никто не застрахован от квартирных краж, уличных преступлений…» (П., 37, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Набережные Челны).

«Квартирные кражи, имущественные кражи в спальных микрорайонах…» (В., 36, сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Казань).

Одной из отличительных черт современной криминальной ситуации в республике, по мнению респондентов, является увеличение числа экономических преступлений и преступлений, связанных с имуществом. Это подтверждается данными Госкомстата РТ: в январе-апреле 2004 г. было зарегистрировано 3616 преступлений экономической направленности. Рост составил 11,2% по сравнению с январем-апрелем 2003 г.

Из опроса респондентов:

«Разве что стали меньше стрелять, больше преступлений экономических…» (С., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Казань).

«В районе стало хуже по имущественным преступлениям, по ним идет рост…» (П., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 6 лет, Казань).

«Стало больше преступлений со стороны ОПГ в сфере экономики (убийства, наркомания, проституция, похищения, рэкет, коррупция, взятки)» (О., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

Респонденты также отмечали, что экономическая преступность нередко носит скрытый или латентный характер:

Из опроса респондентов:

«Ухудшается ситуация, особенно в экономической сфере. Большая латентность экономических преступлений. Особенно много их совершается в Казани и других крупных городах» (Н., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

В ходе проведенного исследования эксперты говорили о существовании зависимости между уровнем и характером преступности с одной стороны, и размером и численностью населения города с другой. В частности, устанавливалась следующая зависимость: чем меньше город, тем меньше уровень преступности, и наоборот. Причем в структуре преступности малых городов преобладают, в основном, грабежи, воровство, бытовые преступления. На уровень и характер преступности также оказывает влияние культурная и социально-экономическая компоненты (нормы принятые в обществе, развитость социальной и экономической инфраструктур, уровень доходов населения, образовательный уровень):

Из опроса респондентов:

«Влияет география, крупный город - больше преступность, больше коррупция» (К., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Набережные Челны).

«В той же Казани, в каждом районе криминальная ситуация достаточна специфична. В Вахитовском преступлениям способствует сборище развлекательных заведений. Кировский район, где одни заводы, люди имеют низкий уровень культуры, здесь процветают наркомания и воровство» (М.П., бывший сотрудник правоохранительных органов, стаж 8 лет, Казань).

«Агрыз - маленький город, у нас ситуация лучше, чем в крупных городах» (Д., 33, работник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Агрыз).

Одной из черт, характеризующих криминальную ситуацию в Татарстане, по мнению экспертов, является снижение активности ОПГ по сравнению с 80-90-ми годами. Так, все меньше регистрируется насильственных столкновений между представителями различных группировок. Как отмечают респонденты, экономический фактор в последнее время является доминирующим в деятельности ОПГ. Наиболее влиятельными являются те группировки, у которых имеется хорошая финансовая база, постоянные источники доходов. Кроме того, как показывают результаты исследования, наблюдается тенденция к легализации бизнеса, организованного членами ОПГ. Лидеры группировок, по мнению экспертов, предпочитают легально работать с правительственными и экономическими структурами и стараются не иметь каких-либо проблем с властями.

Из опроса респондентов:

«… по сравнению с 1990-ми годами меньше стало молодежных группировок, меньше их активности. Меньше стыковки предпринимателей и криминалитета. Сами криминальные структуры пытаются легализоваться. Яркий пример Федя у «перваков»3…» (Ф., бывший сотрудник прокуратуры, стаж работы 4,5 года, Казань)

«…Некоторые криминальные лидеры легализовались и работают напрямую с проправительственными коммерческими структурами…» (Б., сотрудник правоохранительных органов, стаж 11 лет, Казань).

«Изменился характер преступного поведения: многие авторитеты ушли в легальный и полулегальный бизнес. Не хотят больших проблем с властью» (М., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

«Они понимают, что нужно искать подходы к власти, жить без лишних проблем с «ментами», прокуратурой, администрацией» (И., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Казань).

Помимо этого, лидеры ОПГ стремятся приобрести более высокий социальный статус и реализовать свои амбиции. Они пытаются попасть в состав политической и экономической элиты республики и стать ее полноправными членами, предстать в глазах потенциальных избирателей в качестве добропорядочных и законопослушных граждан, не связанных с преступной средой:


Из опроса респондентов:

«Они стараются находить знакомых в милиции. Стараются «влезть» в среду нормальных, занятых делом пытаются откреститься от «братвы» (И., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Казань).

Среди ряда экспертов существует мнение, что группировки с приходом молодого поколения «пацанов» становятся еще более опасными. По мнению опрошенных, молодым членам ОПГ присущи непомерные амбиции, желание легко и быстро зарабатывать деньги, отсутствие страха перед наказанием за совершение преступлений, отсутствие уважения к старшему поколению, непринятие авторитета старших. Показательно, что о подобных тенденциях свидетельствовали, в основном, сотрудники правоохранительных органов, работающие в средних и малых населенных пунктах РТ:

Из опроса респондентов:

«…подрастает молодое поколение «братвы», которые хотят кушать хлеб с маслом, кататься на хороших машинах. Финансовые потоки поделили. Они ищут новые источники пропитания. Битье окон в магазинах, киосках, «делят асфальт» – все возвращается на новом витке…» (К., 38, работник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Нурлат).

«Среди подростков в городе криминальная ситуация стала намного хуже: дерзкие преступления, не боятся милиции, безнаказанность. Стали чаще избивать милиционеров. Буквально год назад к сотруднику полка ППСМ в форме подходят два урода к милиционеру со словами: “Мы тебе не завидуем” и ломают ему челюсть» (Ш., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Набережные Челны).

«Молодежь “отмороженная”, просто без правил. Ходят группами по 10-15 человек, один на один не дерутся. В общем гопники… Авторитеты не могут молодежь подмять. Старые жулики для молодых не авторитет. Молодые не слушают стариков» (Л., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Лениногорск).

По мнению экспертов, большое влияние на криминальную ситуацию в Республике Татарстан оказывают изменения, происходящие в федеральном законодательстве. Прежде всего, имеются в виду изменения в административном, уголовном и уголовно-процессуальном кодексах, касающиеся как состава преступления, так и наказания. Как отмечают респонденты, правоохранительные органы, в первую очередь милиция, не успевают перестраиваться, адаптироваться к новым законам. Так, например, болезненно проходит восприятие нового УПК. Сотрудникам правоохранительных органов приходится приводить в соответствие с новым законодательством заведенные уголовные дела, что существенно затягивает сроки их рассмотрения. Как отмечают респонденты, законодательство стало более гуманным и либеральным как по отношению к подозреваемым, так и к преступникам. Изменились правила, касающиеся сроков задержания (не более 2 суток). Подобные послабления, как свидетельствуют эксперты, «не может не сказаться на криминальной ситуации в Республике». Кроме того, дополнительную неразбериху вносит перераспределение функций и должностных обязанностей между различными службами.

Из опроса респондентов:

«В криминальной ситуации происходят изменения в худшую сторону, потому что изменились УК, УПК и АК» (О., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

«Закон слишком гуманный, не успеешь задержать нарушителя - его отпускают» (М., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Набережные Челны).

«…правоохранительные органы, в первую очередь милиция, не успевает перестраиваться в свете решений законодательных органов. Болезненно проходит восприятие нового УПК. В частности, неразбериха по наркотикам. Законы идут впереди практики применения. В связи с этим, пересматривается огромное количество дел, что сказывается на оперативной обстановке…» (К.Р., 32, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Зеленодольск).

«Проблемой являются и казусы законодательства, пробелы, которые существуют как в уголовном, так и административном кодексах» (Г., 42, работник правоохранительных органов, стаж работы 9лет, Альметьевск).

Таким образом, в Республике Татарстан складывается довольно сложная криминальная ситуация: несмотря на уменьшение числа отдельных видов преступлений и усилия, предпринимаемые правоохранительными органами по борьбе с преступностью, идет рост насильственных и корыстных преступлений, а также преступлений в экономической сфере.


Положение дел в правоохранительных органах РТ: постановка ключевых проблем

Как показало проведенное исследование, в настоящее время в Республике Татарстан сложилась сложная ситуация в правоохранительных органах. Данную ситуацию, по итогам опроса, характеризует наличие большого круга проблем, основными из которых являются: обеспеченность квалифицированными кадрами, низкое финансирование и социальная незащищенность сотрудников правоохранительных органов, слабая техническая база, проблемы в сфере руководства и управление и коррупция в правоохранительных органах как таковая. В ходе дальнейшего изложения мы подробно рассмотрим каждую из перечисленных проблем.



1. Кадровое обеспечение.

Обеспеченность квалифицированными кадрами является одним из ключевых моментов, влияющих как на работу правоохранительных органов, так и на криминальную ситуацию в Республике Татарстан. В ходе исследования эксперты обращали внимание на следующие аспекты проблемы: кадровая политика в правоохранительных органах (подбор личного состава), профессиональные качества сотрудников и карьерный рост.



а) Кадровая политика (подбор личного состава).

По мнению респондентов, в настоящее время в правоохранительных органах отсутствует четкая политика по подбору сотрудников. Особенно это касается милиции, УВД, уголовного розыска. В данные органы можно поступить на работу практически любому гражданину, не обязательно имеющему профессиональное образование и опыт работы. Как показывают результаты проведенного исследования, сложившаяся кадровая политика в правоохранительных органах характеризуется, прежде всего, высокой текучестью кадров и потребностью в сотрудниках высокой квалификации:

Из опроса респондентов:

«Неверная кадровая политика - комплектуют ОВД кем попало» (М., 41, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

«Прежде всего, это кадровая проблема. Люди не хотят идти в милицию» (О., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

«Отбор кадров. Уходят специалисты. Малый приток новых… Большинство новых сотрудников не подготовлены юридически, даже в плане грамотности» (Л., 28, работник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Казань).

Для сравнения, в 80-е годы XX века, в правоохранительные органы могли попасть только выпускники ВУЗов юридических специальностей. Так, для работы в таких подразделениях, как уголовный розыск, управление по борьбе с экономическим преступлениями, управление по борьбе с организованной преступностью необходимо было иметь профессиональное (юридическое) образование, опыт работы в правоохранительных органах, показать свои профессиональные навыки и умения. Данная практика подбора персонала сохранилась только в Прокуратуре, судебных органах и ФСБ. В результате, по мнению респондентов, в структуры МВД идут люди не для того, чтобы профессионально реализоваться, а чтобы использовать полномочия сотрудника правоохранительных органов в целях личного обогащения:

Из опроса респондентов:

«Проблема в том, что перестали идти качественные кадры, в частности в МВД. Если прокуратура и суд имеют нормальную зарплату, техническую базу, права, то в МВД все хуже, поэтому нормальные люди туда не идут. Приходят же с целью не защищать права людей, а обогатиться» (М.П., бывший сотрудник правоохранительных органов, стаж 8 лет, Казань).

Кроме того, как отмечают респонденты, проявляется тенденция к уменьшению численности личного состава правоохранительных органов среднего возраста, исчезает т.н. среднее звено. Вследствие чего нарушается преемственность кадров оперативного состава и следственных органов. Происходит резкое омоложение личного состава. Молодые люди рассматривают работу в правоохранительных органах как один из способов ухода от службы в армии, или как крайний вариант трудоустройства, приемлемый, в основном, для мигрантов. Люди старшего возраста, в свою очередь, продолжают работать в органах, чтобы получить пенсию. Кроме того, у них практически отсутствуют перспективы трудоустройства на новую работу.

Из опроса респондентов:

«Остаются худшие, а уходят лучшие. Остаются служить те, кому нужно дослужить до пенсии и те, кто только пришел, кто не может полноценно реализовать себя на гражданке» (В., 36, сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Казань).

«В милицию приходят из армии молодые парни, рассматривая эту профессию как крайний вариант трудоустройства. Приезжают из различных деревень Марий-Эла или Чувашии, поэтому и на проблемы Татарстана им все равно» (М.П., бывший сотрудник правоохранительных органов, стаж 8 лет, Казань).

«Те, кто проработали 15 лет и больше, ждут пенсии. Перспективы неясны: никто не знает, что будет завтра» (П., 37, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Набережные Челны).

«Работают либо молодые, либо старики. Самые работоспособные, среднее звено, растворяется» (О., 35, адвокат, стаж работы 8, Зеленодольск).

б) Профессиональные и морально-нравственные качества сотрудников правоохранительных органов.

Особые нарекания у опрошенных вызывают профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов, а именно: отсутствие профильного (юридического) образования, низкий уровень квалификации специалистов, нежелание качественно выполнять свою работу. Так, в силу отсутствия у части сотрудников органов юридического образования, страдает качество доказательной базы уголовных и административных дел.

Из опроса респондентов:

«Недостаточно профессиональной подготовки в плане получения и закрепления доказательной базы. Отсутствие преемственности в кадрах оперативного состава и следственных органов» (О., адвокат, стаж работы 8, Зеленодольск).

«Непрофессионализм. Отсутствие юридического образования у работников МВД. Начальник специального следственного отдела по образованию ветеринар. А он рассматривает дела ДТП, очень трудные. Те же гаишники неправильно составляют протоколы, порой отсутствуют базовые знания. Был на практике случай, когда на задержании наркоторговца пригласили понятую, а та по-русски не понимает. Перед судом, а ей ведь свидетелем выступать, с ней заучивали фразы, чтобы дело не рассыпалось» (Ф., бывший сотрудник прокуратуры, стаж работы 4,5 года, Казань).

«Низкое профессиональное качество. Порой у нас убийство раскрывает прокуратура, после того как уголовный розыск применил непроцессуальные методы» (П., бывший сотрудник правоохранительных органов, стаж 15 лет, Зеленодольск).

По мнению респондентов, в последнее время происходит «деградация морально-нравственных качеств» сотрудников правоохранительных органов. У них отсутствует заинтересованность, инициативность и ответственность в работе. В основном, по мнению экспертов, это обусловлено тем, что сотрудники получают низкую официальную заработную плату. Люди не прикладывают особых усилий для качественного выполнения работы, поскольку вознаграждение не соответствует экономическим реалиям страны. Для сравнения: раньше люди приходили в правоохранительные органы, чтобы бороться с преступностью и показывать всем, что в милиции работают честные профессионалы. Кроме того, в советские времена существовала официальная идеология, национальная идея, которые в настоящее время еще не сформулированы. Сотрудники не осознают свою миссию, не принимают этику, культуру и основные задачи своей работы. Следствием этого, по мнению респондентов, является использование личным составом правоохранительных органов своего служебного положения в личных интересах, в частности для собственного обогащения:

Из опроса респондентов:

Заметно, что нет сейчас инициативы и заинтересованности в работе нет. То есть зарплата для них (молодых) - ничто. Во всем видят выгоду, стараются использовать свое положение. Ищут дополнительные доходы на стороне и за все стараются получить деньги. Нет желания работать за идею» (И., 38, работник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Казань).

«Это деквалификация сотрудников милиции, нет опытных кадров. Сотрудники работают не на дело, интересы службы, а на себя, на свое обогащение. Низкая зарплата, особенно в отделах милиции, “на земле”. Сколько платят, так и работают. Сотрудники милиции работают без куража, без идеи. Жулики все при деньгах, а милиционеры – нищие. Это развращает» (Н., 41, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

«…упали морально-деловые качества сотрудников. В полку ППСМ из 400 человек реально работает 20%, а остальные отбывают номер, делают видимость работы, так называемые “палки” – показатели» (Ш., 32, работник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Набережные Челны).

«Зарплата низкая и нет призвания к профессии, нет культуры» (В., 36, сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Казань).

в) Карьерный рост.

По мнению респондентов, одним из важных элементов мотивации сотрудников правоохранительных органов к эффективной и плодотворной работе, исполнению всех поручений и указаний, является наличие перспектив карьерного роста. Как показали результаты проведенного опроса, многие сотрудники правоохранительных органов не представляют себе дальнейшие траектории развития их карьеры. По мнению респондентов, профессионализм, качество выполненной работы, выслуга лет не играют в настоящее время особой роли в продвижении по службе. Доминирующими факторами является личная преданность высшему руководству, а также наличие родственных связей. Кроме того, точно не определен срок службы в органах, постоянно происходят его изменения.

Из опроса респондентов:

«Назначают по принципам личной преданности, землячества» (О., 43, работник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

«Проблемы в ОВД: неуверенность в завтрашнем дне. Дурдом в милиции с каждым днем все больше и больше. Вопрос в том: сколько служить 20 или 25 лет. Никто не знает» (Ф., 45 лет, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Альметьевск).

2. Низкая материальная обеспеченность и социальная защищенность

В ходе исследования выяснилось, что одной из острых проблем в правоохранительных органах, порождающие такие проблемы как текучесть кадров, коррумпированность сотрудников, является низкая материальная обеспеченность (размер заработной платы, обеспеченность жильем). Как уже отмечалось, уровень оплаты труда в изучаемых органах довольно низкий, нет стимулов для хорошей и продуктивной работы:

Из опроса респондентов:

«…на фоне, так скажем, всеобщего народного благосостояния или правильней определенной категории населения, работники правоохранительных органов проигрывают в зарплате» (К., 32, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Зеленодольск)

«Маленькая материальная заинтересованность, 50% уходит на зарабатывание денег. А не на защиту личности. Рабочий день безразмерный. В ППС идут люди с узким кругозором. При зарплате в 25000 рублей люди держались бы за место» (К., 38, работник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Нурлат).

«Зарплата, которую платят сотрудникам милиции – это не зарплата» (Т., 29, бывший сотрудник правоохранительных органов, стаж 3 года, Казань).

Кроме того, по словам экспертов, сотрудники правоохранительных органов являются социально незащищенными, им не предоставляются даже базовые и социальные гарантии: льготы на проезд и оплату жилья, недостаточное количество мест в общежитиях, отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и др. Кроме того, отмечалось, что в правоохранительных органов нет собственного профсоюза для защиты интересов данной профессиональной группы. Также говорилось о ненормированном графике работы сотрудников, привлечении их на работу по выходным и праздникам без соответствующей оплаты.

Из опроса респондентов:

«…опера работают сутками, чтобы раскрыть преступления по горячим следам, ведь если затягивать раскрытие дела, то могут пропасть вещественные доказательства, следы и пр.…» (Р., 40, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

«Досуг не организован. Работа без выходных и без компенсаций. Кому это нужно? Вот и уходят приличные люди. Все жить хотят» (А., 36, работник правоохранительных органов, стаж работы, 5 лет, Нижнекамск).

«Приходится много перерабатывать. Компенсаций никаких. Льготы отменяют. Нет социальной и правовой защиты, зарплата маленькая» (П., 37, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Набережные Челны).

3. Техническое обеспечение

Одной из отмеченных респондентами проблем правоохранительных органов является слабое техническое обеспечение, особенно это касается таких органов, как милиция и УВД. Во-первых, отмечается недостаточное количество компьютерной техники, необходимой для подготовки и оформления многочисленных документов, которые готовятся в ходе расследования, а также оборудования для радиосвязи. Во-вторых, вызывает нарекания состояние автопарка правоохранительных органов: нехватка единиц автотранспорта, его моральная устарелость, недостаток средств на горюче-смазочные материалы и ремонт.

Из опроса респондентов:

«Недостаточно служебного автотранспорта или нет бензина» (Д., 33, работник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Агрыз).

«Низкое оснащение общей части милиции. Банально – нет _ радиостанций. Приобретаются за свой счет, за счет связи с коммерсантами. Бензин, запчасти - за свой счет» (Д., 29, работник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Набережные Челны).

«Проблем в ОВД много. Это нищета милиции… В следствии, где много готовится документов, на 10 человек 1 компьютер» (Т., 38, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Казань).

4. Руководство и управление.

Как показали результаты проведенного исследования, среди проблем, которые существуют в правоохранительных органах, можно выделить проблемы в сфере руководства и управления. Во-первых, по мнению респондентов, в последнее время все более актуальной становится проблема плохого руководства в правоохранительных органах. Это проявляется, прежде всего, в некачественной постановке задач перед сотрудниками, принятии «безграмотных» управленческих решений.

Из опроса респондентов:

«Задачи должны лучше ставится руководством. Можно было бы сконцентрировать усилия милиции только на определенных направлениях работы» (Г., 42, работник правоохранительных органов, стаж работы 9лет, Альметьевск).

«Бездарное руководство. Это проявляется в командах, решениях» (Ш., 32, работник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Набережные Челны).

Во-вторых, до сих пор в правоохранительных органах существует плановая система: показатели по раскрытию убийств, по состоянию криминальной ситуации в районе и др.

Из опроса респондентов:

«По-прежнему идет погоня за показателями» (П., 37, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Набережные Челны).

«Кроме того, план по 2 уголовных дела в дознании по линии МОП в месяц» (Ф., 45, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Альметьевск).

Поэтому любое руководство стремиться выделиться на фоне других перед вышестоящим начальством, показать, что в их районе складывается благополучная ситуация с преступностью. Это служит основанием для вынесения благодарности и дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

В-третьих, как отмечают респонденты, проблемой является бюрократизм в правоохранительных органах. Прежде всего, это проявляется в том, что сотрудникам в ходе работы приходится оформлять большое количество различных документов: справки, уведомления, извещения, повестки, постановления, отчеты и др. Также сотрудникам приходится принимать участие в большом количестве совещаний, что также, по мнению экспертов, не способствует эффективной работе:

Из опроса респондентов:



«Много бумажной работы (паспорта, справки, уведомления)» (Ф., 45, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Альметьевск).

«На одни совещания уходит по полдня. Много бумажной волокиты» (О., 43, работник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

«Министерство (МВД) выдвигает требования, в которых часто нет необходимости. Многие вопросы можно решать в рабочем порядке, на низовом уровне, а не выносить на совещания» (Р., 40, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

В-четвертых, респонденты выделяют проблему несогласованности и отсутствия координации деятельности (а нередко и взаимодействия) как между структурными подразделениями одного органа, так и между различными органами правоохранительной системы:

Из опроса респондентов:

«Проблемы наиболее глубокие в области кооперации, взаимодействия с другими правоохранительными органами» (Г., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 9лет, Альметьевск).

«Следователи ничего сами не решают (нужны подписи прокуратуры, начальников). Хотя формально – самостоятельное подразделение» (И., сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Казань).

«…никак не могут остановиться на определенном варианте, нет четкого разделения сфер компетенции» (К., 32, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Зеленодольск).

5. Коррупция в правоохранительных органах.

Одной из самых актуальных проблем в правоохранительных органах, по мнению экспертов, является коррумпированность руководства и рядовых сотрудников. Данное явление особенно проявляется среди работников УВД, ГАИ, частично – прокуратуры, ФСБ.

Из опроса респондентов:

«Коррупция в эшелонах милицейской власти» (Ф., 45, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Альметьевск).

«Главная проблема правоохранительных органов: коррумпированность руководителей и некомпетентность исполнителей» (Б., сотрудник правоохранительных органов, стаж 11 лет, Казань).

«Проблема моральной нечистоплотности и коррумпированности руководства милиции - в течении года по несколько раз меняют машины. (О., 43, работник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

«Сегодня любого милиционера можно купить, и покупают. Милицейская система сегодня выталкивает честных людей как инородное тело. И милиция сегодня является хорошо отлаженной системой распределения «грязных» денег. Каждый сотрудник знает, кто и сколько на какой должности должен иметь. И там круговая порука. В меньшей степени коррупция коснулась прокуратуры и ФСБ. Там еще осталась старая закваска из-за тщательного отбора. Но если система высшего образования останется такой как сегодня – платной – то и в прокуратуру придут не умные, а алчные люди» (Л, предприниматель, стаж работы 15 лет, Набережные Челны).

По словам экспертов, в правоохранительных органах постоянно происходят случаи злоупотребления служебным положением. Как правило, это служит целям личного обогащения, однако нарушения закона со стороны сотрудников задают общий контекст внутри профессиональной группы, расширяют «границы дозволенного» и показывают плохой пример молодым сотрудникам.

Из опроса респондентов:

«Очень много преступлений совершают сами сотрудники милиции (рядовой состав ППС, ГАИ), многие руководители ОВД. Например, “гаишники” за проезд на выезде в сторону Казани из Набережных Челнов с каждой грузовой машины берут по 100 рублей. Даже нам при проведении спецоперации пришлось заплатить, чтобы себя не открыть (К., 34, сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Набережные Челны).

С другой стороны, много говорится о наличие тесных связей между сотрудниками правоохранительных органов и членами ОПГ. За определенную плату сотрудники оказывают членам группировок различные услуги: закрывают уголовные дела, переквалифицируют преступления, выводят преступников из дела, организуют условно-досрочное освобождение, лоббируют интересы определенной группы людей и т.п. Как отмечают респонденты, в последнее время все большее проявляется сращивание руководства правоохранительных органов разного уровня с представителями ОПГ:

Из опроса респондентов:

«Сами органы (правоохранительные) нарушают законы. Все это по инициативе начальства. Требуют делать разное. Организовывать наезды или наоборот где надо закрыть глаза. А порой и подставляют потом» (Р., сотрудник правоохранительных органов, стаж 3 года, Казань).

«Коррупция. В каждом деле, где есть деньги, его крышуют МВД, ФСБ, прокуратура. Плохое управление» (Т., 38, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Казань).

Идет процесс активного сращивания руководящего состава ОВД и ОПГ» (К., 34, сотрудник правоохранительных органов, стаж работы 5 лет, Набережные Челны).

Таким образом, в настоящее время можно выделить целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются правоохранительные органы в ходе своей деятельности. Наиболее остро стоит вопрос с размером заработной платы сотрудников правоохранительных органов, что порождает проблему коррупции и необходимость поддержания неформальных связей с членами ОПГ.



Неформальные связи между правоохранительными органами и ОПГ: общая характеристика.

Как показал анализ интервью, практически все респонденты отметили существование неформальных связей между правоохранительными органами и ОПГ, которые в последнее время стали все больше проявляться и использоваться и той, и другой стороной.

По итогам опроса мы постарались определить, какие из правоохранительных органов в наибольшей степени вовлечены во взаимовыгодные отношения с членами ОПГ, для какого уровня и возраста сотрудников характерны неформальные связи с группировками.

По мнению опрошенных, неформальные связи более всего распространены в таких органах и подразделениях как: Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП), Отдел по борьбе с организованной преступностью (ОБОП), Отдел уголовного розыска (ОУР), Государственная инспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД или ГАИ), Управление собственной безопасности (УСБ). Объяснением сложившейся ситуации служит то, что все перечисленные органы в ходе своей работы довольно часто сталкиваются с членами ОПГ, а потому вырабатывают определенные схемы взаимодействия с ними. Более того, борьба с ОПГ является одной из ключевых задач всех указанных органов. На практике же, по мнению респондентов, именно эти органы самым тесным образом сотрудничают с преступными группировками:

Из опроса респондентов:

«Более характерно для сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью потому, что это их контингент, и они чаще всего с ними общаются. Хотя и райотделы не отстают» (Б., 29, работник правоохранительных органов, стаж 11 лет, Казань).

«Для сотрудников ГАИ, отдела по борьбе с экономическими преступлениями, сотрудников уголовного розыска. Это происходит потому, что низкая заработная плата, низкое социальное положение» (Ц., 34 работник правоохранительных органов, стаж 10 лет, Нижнекамск).

«Для тех, кто находится ниже руководящих должностей. Сотрудники ППС, ОВО, ГАИ, участковые, зональные оперативники те, кто непосредственно работает с населением; ОУР – определенная линия расследования преступления; следствие; начальники…» (И., 39, работник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Казань).

«Самые пораженные крышеванием службы - УСБ и УБОП. У них нет прямых задач, с них мало требуют вот они и балуются. На шестерках они не ездят, сами посмотрите, кто на чем ездит, кто где живет» (Н., 41, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

Как отмечают респонденты, неформальные связи сотрудников правоохранительных органов и членов ОПГ существуют практически на всех уровнях. На низшем уровне сотрудничают «по мелочи», оказывают незначительные взаимные услуги. Среднему звену неформальные связи нужны не только для личного обогащения, но и для обеспечения хороших показателей работы. Те, кто занимает более высокие должности, по мнению опрошенных, идут на такие с ОПГ абсолютно сознательно. По свидетельству экспертов, в наибольшей степени неформальные связи характерны именно для руководящего состава: начальников УВД городов или районов, руководителей подразделений (уголовный розыск, УБЭП, УБОП) или их заместителей. Как отмечают респонденты, также существует иерархия по использованию неформальных связей. Так, младшее звено общается с рядовыми членами преступных группировок, среднее звено – более высокий уровень, высшее руководство общается с авторитетами и лидерами преступного общества. Соответственно данной иерархии происходит и вознаграждение сотрудников правоохранительных органов «за сотрудничество»:

Из опроса респондентов:

«Больше всего эти связи распространены на уровне УВД Набережных Челнов. Рыба гниет с головы. Высокий уровень коррумпированности дает и руководство ОВД районов, руководители подразделений уголовного розыска, следствия, дознания…» (О., 43, работник правоохранительных органов, стаж работы 9 лет, Набережные Челны).

«Средний и старший начальствующий состав - тот уровень, который что-то решает: начальник УВД, РОВД, его заместители, начальники отделов и отделений, старшие опера. Чем выше уровень, тем больше возможностей. Заинтересованность милиционеров в том, что такса на их услуги выше в зависимости от статуса, чем выше начальник, тем выше такса» (П., 37, работник правоохранительных органов, стаж работы 8 лет, Набережные Челны).

«Коррупция существует на всех уровнях. Самые коррумпированные - это люди с опытом милицейской работы: старшие опера, начальники отделений. Обычно у руководства таких структур шикарные коттеджи» (Н., 41, работник правоохранительных органов, стаж работы 10 лет, Казань).

«Участковый ходит пешком. Начальник отделения на шестерке. Начальник службы на десятке. Начальник УВД на иномарке. Я живу в общаге, начальники в коттеджах. Но это не афишируется. У замов свои новые иномарки. Все и так ясно» (А., 36, работник правоохранительных органов, стаж работы, 5 лет, Нижнекамск).

В ходе исследования было установлено, что неформальные связи между правоохранительными органами и ОПГ характерны для людей среднего и старшего возраста, которые достаточно давно работает в правоохранительных органах. Это обусловлено тем, что такие сотрудники имеют определенный опыт и навыки работы, обладают компетенцией в принятии решений или, иными словами, «могут решать вопросы»:

Из опроса респондентов:

«Связи с организованной преступностью характерны для сотрудников со стажем. “Улица” выбирает тех, кто может решать вопросы. Молодежь - бестолковая, могут все рассказать другим. К ним нет доверия у братвы. (И., 38, работник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Казань).

«Такие связи с преступниками характерны, прежде всего, для старослужащих сотрудников, командиров рот, взводов. Они лучше знают друг друга. Они проработали не один год вместе» (Ш., 32, работник правоохранительных органов, стаж работы 7 лет, Набережные Челны).

«Наиболее характерно для сотрудников с большим стажем и влиянием в МВД. Это происходит потому, что мелочь всякая ничего реально сделать не может, а кто чином повыше – у них вся власть, они все могут, что надо. Так что в основном их и пробивают по поводу сотрудничества» (Б, 21, член группировки, Казань).

Таким образом, если ситуация с преступностью за последние годы несколько стабилизировалась, положение в самих правоохранительных органах становится все более тяжелым. Утечка квалифицированных кадров, низкая заработная плата и отсутствие социальных гарантий приводят к желанию сотрудников «максимально эффективно» использовать свое служебное положение. В реальности это означает распространение коррупции в правоохранительных органах, правонарушения сотрудников, возникновение и воспроизводство неформальных связей с преступниками, в частности, членами ОПГ. Деньги и престиж начинают появляться не параллельно с успехами в работе, а с возможностью оказывать широкий спектр «платных услуг» и «решать проблемы» членов преступных группировок. Кроме того, служебное положение активно используется для организации нелегальной защиты коммерческих структур, ведения бизнеса, контроля над наиболее «лакомыми» секторами теневой экономики: проституцией, торговлей наркотиками и т.п.



следующая страница >>