Российско-украинское сотрудничество в сфере космоса: возможности, проблемы и перспективы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Российско-британское сотрудничество в сфере профессиональной переподготовки... 1 151.7kb.
Предварительная программа международная Конференция «Российско-испанское... 1 33.94kb.
Доклада компании ООО «Ганз Инжиниринг и энергетическое машиностроение»... 1 58.93kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Программа конференции «Фундаментальные проблемы современной физики» 1 221.97kb.
Международное сотрудничество в области освоения космоса с участием... 1 326.82kb.
Высшая школа менеджмента международная студенческая научная конференция... 1 262.17kb.
Ю. Гагарина Покорение космоса 1 251.05kb.
Славянский раскол Россия, Украина и Белоруссия в поисках взаимопонимания 1 129.38kb.
Исследование космоса Содержание Начало космической эры Человек в... 1 209.43kb.
Организационные изменения и структурные адаптации в российских компаниях... 1 96.15kb.
Сборник «Календарь осенних профессиональных праздников» 1 336.03kb.
- 4 1234.94kb.
Российско-украинское сотрудничество в сфере космоса: возможности, проблемы и перспективы - страница №1/1

Шкваря Л.В.,

д.э.н., профессор РУДН


РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ КОСМОСА: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В современном мире все более важное значение приобретают технологии и инновации, которые развивает – создает и/или внедряет – растущее количество стран мира и компаний. Однако некоторые технологии используются (а главное – разрабатываются) в настоящее время ограниченным кругом государств, в то время как потребность в них неуклонно растет у всего мирового сообщества. Речь идет прежде всего о космических технологиях.

Вопросы, касающиеся экономики космической сферы, приобретают в настоящее время в Российской Федерации, в том числе, в научных исследованиях, растущее значение по ряду взаимосвязанных причин. Во-первых, существует необходимость (и, на наш взгляд, определенные возможности, в том числе – в рамках государственно-частного партнерства) коммерциализации и повышения экономической эффективности деятельности отрасли уже в среднесрочной перспективе. РКП должна не только поддерживать свой научно-технический и инновационный уровень, работать над его повышением, но и быть в определенной мере финансовым донором национального бюджета, как это имеет место в США, Великобритании и других странах, а также научно-техническим и инновационным «донором», так как важно шире применять (внедрять) технические достижения отрасли в других высокотехнологичных сферах гражданского назначения России.

Проблемам повышения экономической эффективности РКП России посвящены исследования Давыдова В.А., Дюжевой Н.В., Ковкова Дж.В., Макарова Ю.Н., Пайсона Д.Б., Куриленко А.Н.

Во-вторых, у Роскосмоса и его структур растет интерес к развитию внешнеэкономической деятельности, поиску внешнеторговых партнеров, развитию международного инвестиционного, научно-технического и других видов взаимодействия как на государственном, так и на корпоративном уровне, как со странами дальнего зарубежья – развитыми и развивающимися – так и на пространстве СНГ.

Эти вопросы пока достаточно слабо освещены в российской научной экономической литературе. В то же время они представляются перспективными и актуальными. Поэтому, на наш взгляд, важно исследовать возможности, направления, проблемы и перспективы взаимодействия в космической сфере Российской Федерации и Украины.

После распада СССР Украина стала обладательницей части производственных мощностей космического комплекса СССР – мощнейшего ракетного центра в Днепропетровске и целого ряда первоклассных предприятий РКТ в Киеве, Харькове и др.1 Но только малая часть ракетостроительных предприятий – более 20 – сохранены и консолидированы в Национальное космическое агентство.2



На Украине на сегодняшний день отсутствует самодостаточная структура полномасштабной разработки, производства, испытаний, запуска и управления объектами РКТ. Поэтому в любых переговорах по новым проектам должна участвовать сторона, обеспечивающая техническую реализацию недостающих элементов. При этом не исключено, что она будет иметь собственные политические, экономические или иные интересы, отличные от интересов Украины.

Космическое законодательство Украины является относительно молодым (формируется с 1992 г.) и находится в процессе своего становления и развития. Однако за истекшие 20 лет было принято немалое количество нормативно-правовых актов как на законодательном, так и на подзаконном уровнях, которые прямо или опосредованно регулируют космическую деятельность.

Конституцией Украины (ст. 92) предусмотрено, что исключительно законами Украины определяются основы освоения космического пространства. Основным актом космического законодательства в Украине является Закон Украины «О космической деятельности», принятый 15 ноября 1996 года № 503/96-ВР.

Этот закон предопределяет общие правовые основы осуществления космической деятельности в Украине и под юрисдикцией Украины за ее пределами.

В законе определено, что космическая деятельность – это научные космические исследования, создание и применение космической техники, использование космического пространства (статья 1).



Закон также определяет основные цели космической деятельности на Украине (статья 3):

  1. Содействие социально-экономическому и научному прогрессу государства, росту благосостояния граждан;

  2. Участие в решении общих проблем человечества;

  3. Развитие космической науки и техники, космических услуг и технологий, обусловливающих стабильное развитие национальной экономики;

  4. Создание мощного экспортного потенциала космической отрасли;

  5. Обеспечение доступа в космос, осуществление научных исследований Земли и космического пространства;

  6. Создание и поддержка космическими средствами современного информационного пространства государства;

  7. Обеспечение долгосрочных интересов государства в сфере национальной безопасности и обороноспособности;

  8. Содействие совершенствованию образования;

  9. Участие в контроле за выполнением соглашений, участницей которых является Украина, касающихся международной безопасности.

Основными принципами космической деятельности Украины являются (статья 4):

  1. Государственное регулирование;

  2. Государственная поддержка коммерциализации космической деятельности и привлечение инвестиций в космическую отрасль Украины;

  3. Эволюционность развития и последовательность реформирования государственной политики в области исследования и использования космического пространства;

  4. Эффективное использование научно-технического потенциала Украины, возможностей, предоставляемых космической деятельностью, в интересах национальной экономики, науки, безопасности государства и в коммерческих целях;

  5. Содействие международному сотрудничеству, сохранение и развитие существующих международных связей в космической отрасли с учетом национальных интересов.

Закон Украины «О космической деятельности» регламентирует также организацию космической деятельности, правила космической деятельности в Украине, запреты и ограничения в космической деятельности, лицензирование и финансирование космической деятельности (раздел 2) и другие положения.

В частности, согласно ст. 5., государственное регулирование и управление в сфере космической деятельности в Украине осуществляется путем:

- законодательного установления основных принципов, норм и правил космической деятельности;

- разработки концептуальных основ государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в интересах безопасности государства;

- формирования Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины;

- планирования и финансирования космической деятельности за счет средств Государственного бюджета Украины, а также содействие привлечению иных источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством Украины;

- целевой подготовки кадров за счет Государственного бюджета Украины; введения лицензионного (разрешительного) порядка на такую деятельность, а также иных правил и ограничений согласно действующему законодательству.

Космическая деятельности в Украине регулируется, помимо названного закона, Законом Украины «О государственной поддержке космической деятельности» № 1559-III от 16 марта 2000 г. Целью государственной поддержки космической деятельности, согласно данному Закону, является1:



  1. Сохранение и дальнейшее развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала космической отрасли как одного из факторов национальной безопасности;

  2. Повышение экспортного потенциала космической отрасли и конкурентоспособности разработок (изделий) отечественных субъектов космической деятельности;

  3. Создание экономических условий и предоставление гарантий для привлечения инвестиций (в том числе иностранных) в развитие космической отрасли.

Космическое законодательство Украины предусматривает лицензионный порядок осуществления предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе международными и иностранными, космической деятельности в Украине или под юрисдикцией Украины за ее пределами. Перечень видов космической деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок осуществления лицензирования космической деятельности, в частности, устанавливается Законами Украины «О предпринимательстве» № 698-XII от 7 февраля 1991 г., «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» № 1775-III от 1 июня 2000 г., Приказом Лицензионной палаты Украины и Национального космического агентства Украины «Об утверждении Инструкции об условиях и правилах проведения космической деятельности (лицензионные условия) и контроле за их соблюдением», а также другими нормативно-правовыми актами.

Согласно Закону Украины «О предпринимательстве», «деятельность, связанная с…разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракетоносителей, в том числе с их космическими запусками с любой целью, может осуществляться только государственными предприятиями и организациями, а проведение ломбардных операций – также полными обществами» (ст.4).1



Участие Украины в решении глобальных проблем с использованием космических средств направлено на:

- предотвращение деградации жизнеобеспечивающих природных систем;

- предупреждение экологических, техногенных и космических катастроф;

- развитие фундаментальных научных знаний о ближнем и дальнем космосе, наиболее общих закономерностях процессов во Вселенной;

- обеспечение с помощью космических средств доступа к мировым источникам информации и образовательным программам.

К правилам космической деятельности в Украине относятся нормы эксплуатационной пригодности объектов космической деятельности, стандарты и нормативные документы, которыми регулируется порядок:

- лицензирования космической деятельности;

- сертификации и регистрации объектов космической деятельности;

- организации, выполнения и обеспечения космических запусков и полетов;

- надзора и контроля за безопасностью космических запусков и полетов и эксплуатации космической техники;

- охраны окружающей среды в процессе космической деятельности;

- проведения поисковых, аварийно-спасательных работ в космической отрасли; проведения служебного расследования инцидентов и чрезвычайных происшествий;

- строительства, эксплуатации, содержания и ремонта сооружений и оборудования объектов наземной инфраструктуры;

- обучения персонала объектов космической деятельности;

- реализации мер по защите космической деятельности от незаконного вмешательства в эту деятельность.

Финансирование космической деятельности с научной и хозяйственной целью в тех случаях, когда заказчиком работ является государство, осуществляется на основании Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины и предусматривается в Государственном бюджете Украины отдельной строкой.

Финансирование космической деятельности в целях обороны и безопасности Украины осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в части расходов на оборону.

Финансирование осуществляется посредством государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники и распределяется между исполнителями в соответствии с государственным контрактом.

Расходы на осуществление международной космической деятельности (в том числе финансирование участия Украины в международных космических форумах, представительства в международных организациях и т. п.) и расходы на финансирование мер по содержанию и сохранению уникальных объектов космической деятельности, включенных в Государственный реестр уникальных объектов космической деятельности, предусматриваются в Государственном бюджете Украины отдельными строками.

Иностранные кредиты и инвестиции в космическую деятельность, связанную с выполнением Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины, гарантируются государством в соответствии с действующим законодательством Украины.

К правилам космической деятельности относятся также иные нормативные акты, регламентирующие деятельность в космической отрасли и ее безопасность, а также соблюдение требований по охране прав интеллектуальной собственности, государственной, военной и коммерческой тайны.

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области космической деятельности, является Национальное космическое агентство Украины (НКАУ), созданное в соответствии с Указом Президента Украины от 29 февраля 1992 г. № 117 «О создании Национального космического агентства Украины».

Все большее распространение получает принцип «двойного использования»: гражданских космических средств (в том числе коммерческих) в интересах решения военных задач и наоборот. В конце прошлого века в передовых странах мира начался процесс трансфера космических технологий в другие отрасли, активизировалась коммерциализация этих технологий. В настоящее время процесс этот затронул и многие другие государства.

В частности, на Украине соответствующие инициативы Национального космического агентства Украины (НКАУ) поддержало руководство государства. В ст. 4 Закона Украины «О космической деятельности» (от 15 ноября 1996 г.) и в Указе Президента Украины «О мерах по использованию космических технологий для инновационного развития экономики государства» (от 6 февраля 2001 г.) отмечена безотлагательность работ по коммерциализации космических технологий. Потребность в ее углублении, а также в разработке конкурентоспособных технологий, которые бы обеспечили участие отечественных предприятий в международных проектах, подчеркнута в Указе Президента Украины «О мерах по дальнейшему развитию космической отрасли Украины» (от 10 июня 2005 г.). Этим аспектам будет уделять постоянное внимание недавно созданная Комиссия по вопросам космической деятельности при Президенте Украины, которую возглавляет Премьер-министр государства.

В то же время целый ряд вопросов в сфере законодательства Украины, касающихся страхования, лицензирования, защиты интеллектуальной собственности и др. пока сдерживают развитие российско-украинского сотрудничества в данной сфере, которое, как представляется, в полной мере соответствует экономическим и стратегическим интересам двух стран.



Основные направления российско-украинского взаимодействия в сфере космоса, осуществляющиеся как на двусторонней, так и на многосторонней основе, на наш взгляд, следующие.

  1. Фундаментальные космические исследования, которые охватывают как исследование солнечной активности, так и создание и развитие спутниковых систем связи и навигации и мониторинга земной поверхности.

Говоря о многостороннем сотрудничестве в этой области, можно выделить проект «Всемирная космическая обсерватория/Ультрафиолет» (ВКО-УФ). Проект создания ВКО-УФ включен в федеральную космическую программу России на 2006-2015 гг. Назначение проекта многоцелевое, предполагается, что с его помощью будут открыты новые возможности для исследований планет, звездной, внегалактической астрофизики и космологии и получены наблюдательные данные, принципиально важные для решения самых актуальных проблем астрофизики. По возможностям проект ВКО-УФ сравним с американским Космическим Телескопом им. Хаббла (КТХ) и даже превосходит его в спектроскопии. В настоящее время над проектом работают Россия, Испания, Германия и Украина.

В рамках двустороннего взаимодействия следует отметить проект «Коронас-Фотон»1, который предполагает создание космического аппарата, предназначенного для фундаментальных исследований Солнца и солнечно-земных связей. Решение о реализации этой программы фундаментальных исследований Солнца было принято в 1992 г. Российской академией наук и Академией наук Украины. Реализация проекта предполагает запуск 3-х космических аппаратов, функционирование которых должно обеспечить наблюдение за 11-летним циклом Солнечной активности. В рамках сотрудничества по данному проекту Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина создает Спутниковый телескоп электронов и протонов «СТЭП-Ф», входящий в состав приборного комплекса научной аппаратуры «Фотон».

В рамках проекта «Резонанс» Россия сотрудничает с украинскими коллегами из Радиоастрономического института НАНУ, а также из Института космических исследований НАНУ и НКАУ.

Проект «Океан-О» создан с целью оперативного сбора данных о состоянии мирового океана и суши, передачи данных по радиоканалам на пункты приема информации в интересах народного хозяйства, наук о Земле и международного сотрудничества. Проект был запущен в июле 1999 г. Осуществлялся проект в соответствии с двухсторонним решением космических агентств Российской Федерации и Украины.

Проект MONRUK – Мониторинг морской окружающей среды в России, Украине и Казахстане с использованием спутниковых радиолокаторов с синтезированной апертурой1, выполняется в рамках программы сотрудничества России с ЕКА (программа FP6). Цель проекта – разработать и внедрить средства космического мониторинга морской окружающей среды в России, Украине и Казахстане с использованием данных спутниковых радиолокаторов с синтезированной апертурой (РСА) для разработки и проверка существующих алгоритмов о восстановлении параметров морской поверхности и ледяного покрова.

В проекте принимает участие Морской гидрофизический институт Украины, Центр астрофизических исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан, Российский Научный центр оперативного мониторинга Земли, Международный центр по окружающей среде и дистанционному зондированию имени Нансена, а также НИИ и организации стран ЕС.



  1. Сотрудничество в сфере производства (производственной кооперации).

Наиболее крупные предприятия по производству РН и их комплектующих сосредоточены, на территории России и Украины. Речь идет о таких предприятиях как:

  • ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева»;

  • ОАО «Государственный ракетный центр им. В.П. Макеева»;

  • ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко»;

  • ФГУП «ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»;

  • ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»);

  • ФГУП «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина».

  • ГКБ «Южное»,

  • ГП ПО «Южный машиностроительный завод» им. А.М. Макарова

  • ОАО «Хартрон».

Ярким примером производственного взаимодействия двух стран в сфере космоса служат «Зенит», «Циклон», «Днепр».

Так, создание ракетно-космической системы «Днепр» является результатом кооперации Министерства обороны России и космических агентств России и Украины. Система «Днепр» предназначена для запуска космических аппаратов на базе технологии ликвидируемых стратегических ракет РС-20.

Решению о создании системы предшествовал ряд научных исследований и предварительных проектных проработок, которые показали, что наиболее перспективным и экономически эффективным направлением решения задачи вывода космических аппаратов на околоземную орбиту является создание ракетно-космической системы на базе тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 с минимальными доработками самой ракеты.

Работы по созданию ракетно-космического комплекса «Днепр» начались в 1992 г. Была создана российско-украинская международная космическая компания «Космотранс», отвечающая за изготовление, коммерческую эксплуатацию ракетоносителя и основные работы по его подготовке к пуску и адаптации с космическими аппаратами.



Особенностями программы «Днепр» являются:1

  • использование отработанной ракеты и элементов наземной инфраструктуры, имеющих большую летную историю;

  • произведено более 160 пусков базовой МБР РС-20;

  • использование шахтных подземных пусковых установок и минометного способа старта, что дает возможность не подвергать ракету и космическую головную часть метеовоздействию, и длительное время находиться в готовности к пуску;

  • возможность предоставления резервной ракеты на период подготовки к пуску основной ракеты;

  • использование двух пусковых баз: Космодрома Байконур (Республика Казахстан) и пусковой базы Ясный (Россия);

  • использование полей падения отделяющихся частей ракеты в России, Республике Казахстан, Республике Туркменистан и других странах;

  • взаимодействие с Федеральным космическим агентством России и Ракетными войсками стратегического назначения, Космическими войсками Министерства обороны России, Национальным космическим агентством Украины.

В состав кооперации по созданию и реализации программы «Днепр» вошли ведущие ракетно-космические предприятия России и Украины: ФГУП «ЦНИИ машиностроения», ОАО «КБ специального машиностроения», ФГУП «КБ транспортного машиностроения», ЗАО «АСКОНД» и ОАО «Корпорация Рособщемаш», ГП «КБ «Южное» имени М.К. Янгеля», ГП «ПО «Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова», Научно-производственное предприятие «Хартрон-Аркос» и др.

  1. Сотрудничество в сфере оказания космических услуг – запуска, связи, навигации и др.

В сфере оказания услуг запуска существует два совместных проекта: «Наземный старт» и «Морской старт».

«Наземный старт» – это совместный проект России, Украины и США, реализация которого предполагает использование стартового комплекса космодрома Байконур для пуска модернизированных РН «Зенит». Проект «Наземный старт» предусматривает использование стартового комплекса на Байконуре для пусков модернизированных ракет-носителей «Зенит» (двухступенчатой «Зенит-2SLБ» и трехступенчатой «Зенит-3SLБ») с различными космическими полезными нагрузками в широком диапазоне орбит и наклонений.

Совокупность решенных организационно-технических вопросов модернизации комплекса «Зенит» в сочетании с поддержкой проекта «Наземный старт» Правительством РФ и российскими инвесторами, а также наличие на рынке пусковых услуг полезных нагрузок на различные орбиты для ракет-носителей среднего класса типа «Зенит» создают благоприятные условия для успешной реализации проекта. Это, в свою очередь, открывает новую нишу космических услуг на коммерческой основе. Для реализации проекта предусмотрено создание совместного украинско-российского предприятия «Международные космические услуги».

Ракетно-космический комплекс «Морской старт» предназначен для запуска космических аппаратов различного назначения на околоземные орбиты, включая высокие круговые, эллиптические, без ограничений по наклонению орбиты, геостационарную орбиту и отлетные траектории. Эти запуски выполняются с океанской платформы с помощью ракеты космического назначения «Зенит-3SL» с разгонным блоком ДМ-SL. В обеспечении запусков используются спутники-ретрансляторы. При осуществлении стартов выполняются транспортировка, хранение, предстартовая подготовка ракеты и полезной нагрузки, запуски и управление полетом.

В целом можно констатировать, что потенциал двустороннего сотрудничества в данной сфере реализуется далеко не в полной мере. Это говорит о наличии ряда проблем, среди которых мы выделяем следующие.


  • Различия в социально экономическом уровне развития стран и, как следствие, трудности в сфере финансирования двусторонней космической деятельности.

Реализация космических проектов требует высоких капиталовложений, что ограничивает возможность стран с более низким уровнем социально-экономического развития в участии в совместных проектах. Однако нельзя не отметить, что возможность объединить капитал для более эффективной деятельности является одной из причин сотрудничества стран СНГ в сфере космоса.

  • Отсутствие частных инвестиций в эту сферу деятельности в обеих странах.

Высокая капиталоемкость космических проектов приводит к тому, что финансируется такая деятельность за счет государственных средств, а частные инвестиции в данной отрасли отсутствуют. Решение данной проблемы видится в привлечении капитала путем внедрения государственно-частного партнерства, при осуществлении проектов. Предполагается, что после внедрения такой практики доля частных инвестиций в отрасль должна увеличиться.

  • Ограничения в законодательстве стран при обмене результатами исследований, а также существование налоговых и таможенных ограничений.

Результаты космической деятельности были бы более эффективны при разумном обмене информацией о результатах исследований в этой области между странами (речь не идет о секретных разработках в области двойного назначения). Однако большая часть прикладных исследований в этой области носят закрытый характер и в соответствии с интересами предприятий, на которых они были созданы, и с общим законодательствам стран не подлежат разглашению или обмену.

Значительным препятствием на пути сотрудничества стран в сфере космоса продолжают оставаться существующие таможенные или налоговые ограничения, к примеру, при создании совместного предприятия необходимо внести большую сумму для уплаты налога.

Решение этих и других проблем станет катализатором двустороннего сотрудничества в космической сфере, которое представляется перспективным и имеет, на наш взгляд, значительный потенциал в связи с развитием мирового рынка космических услуг.

Так, перспективным направлением развития этого взаимодействия могла бы стать совместная деятельность в сфере запусков, навигации и др. для третьих стран, особенно развивающихся, для которых космический мониторинг, дистанционное зондирование земли, спутниковая связь и телевещание, раннее оповещение о стихийных бедствиях часто являются жизненно важными задачами на пути устойчивого социально-экономического развития.



1 В советские времена «Южный машиностроительный завод» (Южмаш), который входил в НПО «Южное» (Днепропетровск) и носит ныне имя А.М.Макарова, выпускал до 100 межконтинентальных ракет в год. Сейчас он производит ежегодно не более 5-6 «Зенитов», в основном для компании Sea Launch, и 2-3 «Циклона-3» для России и Украины. На Южмаше осталось примерно 16 тыс. работников (52 тыс. во времена СССР). Число сотрудников ГКБ «Южное» имени М.К.Янгеля уменьшилось с 10 до 4,5 тыс. Около 1/3 продукции производится для Российской Федерации.

2 Указ Президента Украины о создании Национального космического агентства Украины (29 февраля 1992 года № 117).

1 Закон Украины «О государственной поддержке космической деятельности» № 1559-III от 16 марта 2000 года.

1 Закон Украины «О предпринимательстве» № 698-XII от 7 февраля 1991 года.

1 КОРОНАС – Комплексные Орбитальные Околоземные Наблюдения Активности Солнца.

1 Апертура – отверстие оптической системы, определяемое размерами линз.

1 http://www.kosmotras.ru/program_dnepr.