Российско-британское сотрудничество в сфере профессиональной переподготовки военнослужащих - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предварительная программа международная Конференция «Российско-испанское... 1 33.94kb.
Российско-украинское сотрудничество в сфере космоса: возможности... 1 199.11kb.
Этика в международной журналистике 1 55.23kb.
Методические указания по русскому языку для переводчиков. Введение... 1 243.76kb.
Состав педагогических работников с указание уровня образования, квалификации... 1 189.53kb.
Программа дисциплины Управление интеграционными ит-проектами для... 1 157.14kb.
Доклада компании ООО «Ганз Инжиниринг и энергетическое машиностроение»... 1 58.93kb.
Славянский раскол Россия, Украина и Белоруссия в поисках взаимопонимания 1 129.38kb.
Контрольная работа по дисциплине «Английский язык в профессиональной... 1 160.7kb.
Отчет по результатам самообследования 12 3814.83kb.
Содержание отчета по самообследованию 5 1032.01kb.
Реферат "Территориальные споры" 1 146.42kb.
- 4 1234.94kb.
Российско-британское сотрудничество в сфере профессиональной переподготовки военнослужащих - страница №1/1



Российско-британское сотрудничество в сфере профессиональной переподготовки военнослужащих
В августе 2007 года завершается реализация российско-британской программы переподготовки российских военнослужащих, увольняемых с военной службы. Вместе с этой программой заканчивается целая эпоха работы по переподготовке, которая продолжалась в течение почти 12 лет. Об этом можно достаточно уверенно утверждать, поскольку результатом этой деятельности, благодаря упорному труду сотрудников и профессорско-преподавательского состава учебных центров, представителей британской стороны и Министерства обороны России, стало создание основы для российской системы профессиональной переподготовки военнослужащих. Потребность же существования отлаженной системы переподготовки увольняемых военнослужащих в России в силу известных причин обострилась в начале 90-х гг. прошлого века.

История появления российско-британской программы (РБП) переподготовки увольняемых военнослужащих берет свое начало в 1993 г., когда российский министр обороны Павел Грачев находился с визитом в Великобритании. В то время сокращение личного состава вооруженных сил всех европейских государств было очень актуальной проблемой. В ходе своего визита генерал Грачев ознакомился с содержанием британской системы переподготовки увольняемых военнослужащих и выразил желание организовать двустороннее сотрудничество в этой сфере. Итогом состоявшихся переговоров стало подписание «Протокола о намерениях по сотрудничеству в переводе на гражданское положение офицеров, увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с Заявлениями Министров обороны Соединенного Королевства Великобритании и Российской Федерации, подписанном в Лондоне 23 июля 1992 г.».

В соответствии с Протоколом стороны намеревались совместно разработать и осуществить программу по предоставлению Министерством обороны Соединенного Королевства Великобритании «консультаций и экспертных услуг Министерству обороны России в переходе на гражданское положение офицеров, которые должны быть уволены вследствие сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации». Среди всего перечня мероприятий, предлагаемых для включения в программу, содержалось положение об оказании помощи в «создании и оснащении центра переучивания увольняемых военнослужащих». Однако до 1995 года каких-либо мероприятий по переподготовке провести не удалось.

После переговоров представителей Великобритании с германским министерством иностранных дел в июле 1995 года стало известно о возможности расширения переподготовки в созданных по российско-германской программе учебных заведениях. В результате 16 октября 1995 г. на базе Института подготовки и переподготовки специалистов Ростовского государственного строительного университета (ИППС РГСУ) приступили к занятиям первые учебные группы. На начало 1996 года занятия начались еще в четырех центрах, созданных в рамках российско-германской программы.

С тех пор РБП начала реализовываться в 12 центрах переподготовки. К 2002 году количество учебных центров по РБП стабилизировалось и составило 5 центров.
Перечень центров, участвующих в реализации РБП (с 2002 года и до момента перехода на финансирование российской стороной в 2006 году)


Наименование центра

Дата начала обучения

по РБП


Институт подготовки и переподготовки специалистов Ростовского государственного строительного университета

16 октября 1995 г.

Санкт-Петербургский институт дополнительного профессионального образования службы занятости

8 декабря 1997 г.

Тихоокеанский центр переподготовки военнослужащих Дальневосточного государственного технического университета

2 сентября 1996 г.

Приволжский центр переподготовки военнослужащих Самарского государственного экономического университета

3 апреля 2002 г.

Центр профессиональной переподготовки военнослужащих Уральского государственного университета им. А.М. Горького

2 апреля 2002 г.

Стандарты работы программы и ее достижения, о которых речь пойдет ниже, не могли остаться незамеченными на самом высоком политическом уровне в России.

В ходе государственного визита главы Российского государства в Великобританию летом 2003 года было принято совместное заявление Президента Российской Федерации Владимира Путина и премьер-министра Великобритании Тони Блеера, в котором содержалось положение, что «Соединенное Королевство и Российская Федерация полностью поддерживают программу переподготовки военнослужащих и намерены в ближайшем будущем подписать соответствующий Меморандум о взаимопонимании».

После этого заявления 30 октября 2003 г. министрами обороны России и Великобритании был подписан Меморандум «О взаимопонимании между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области профессиональной переподготовки на гражданские специальности увольняемых военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы».

Подписание меморандума имело большое значение для обеспечения правового статуса программы. Подписанный документ снял практически все проблемные вопросы в отношении сроков работы РБП, которые постоянно приходилось продлевать. Согласно меморандуму определение каких-либо конкретных сроков окончания РБП вообще было исключено. За каждой из сторон осталось право прекратить свое участие в реализации программы и заявить о своем выходе не менее чем за три месяца.

Меморандум обеспечил высокий уровень взаимодействия между представителями Министерства обороны России и Великобритании. В соответствии с его требованиями была создана Руководящая группа, состоящая из представителей обеих сторон. Эффективность работы группы оказала сильное влияние на принятие важнейших решений по программе. Особое значение работы Руководящей группы проявилось на этапе подготовки перехода центров по РБП на российское финансирование. Такая работа началась летом 2005 года, после того как британская сторона заявила о своем постепенном выходе из программы в течение 2006-2007 годов.

К 2006 году в рамках реализации РБП функционировало 5 центров переподготовки, география расположения которых оказалась весьма обширной: от Санкт-Петербурга до Владивостока. За один поток во всех центрах проходили обучение около 1000 слушателей и всего около 3000 человек за год, половину из них составляли иногородние слушатели. Общее количество граждан, переподготовленных к окончанию работы РБП в 2007 году, составит 27 730 человек. Сумма израсходованных финансовых средств достигнет 19,82 млн. английских фунтов стерлингов.

Заявление британской стороны о постепенном прекращении работы РБП российской стороной встречено с пониманием. Россия, в свою очередь, выразила намерение продолжать деятельность по профессиональной переподготовке военнослужащих. В результате интенсивной двухсторонней работы, в которой принимали участие высокопоставленные политики и представители министерств обороны двух стран, были выработаны механизмы по обеспечению перехода центров с британского на российское финансирование.

Особую роль в выполнении договоренностей сыграло подписание 6 сентября 2006 г. приказа Министра обороны Российской Федерации № 355 «О порядке и условиях направления военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей». Появление этого приказа сыграло ключевую роль в финансовом обеспечении процесса перехода на российское финансирование.

С октября 2006 года Министерство обороны России стало самостоятельно финансировать переподготовку трех центров, созданных в рамках РБП. С сентября 2007 года два оставшихся центра также должны перейти на новый порядок финансирования. Однако правомерен вопрос, означает ли изменение финансирования центров сохранение созданных по РБП стандартов и подходов? Анализ проводимой с октября 2006 года работы дает в целом отрицательный ответ на этот вопрос. Значит, становится весьма актуальной необходимость тщательного анализа опыта реализации РБП. Следует понимать, какие подходы к проведению переподготовки были выработаны в процессе реализации РБП за эти годы, и какие требования лежат в их основе.


Полученные уроки

Подводя итоги с позиций сегодняшнего дня, следует отметить, что за 12 лет своей работы РБП прошла путь от проведения отдельных курсов до создания развитой и отлаженной системы переподготовки увольняемых военнослужащих. Как уже отмечалось, достижения РБП получили признание на самом высоком уровне в России. Однако самая главная оценка результатов программы заключается в ее высокой репутации среди увольняемых российских военнослужащих, которые получают качественную переподготовку и успешно решают проблему своего трудоустройства, а значит, получают возможность уверенно смотреть в будущее. Столь серьезные достижения не могли быть случайными, в их основе лежит годами накопленный опыт, созданный трудом коллектива единомышленников.

Начиная с 1990 года, в России было проведено много практических мероприятий по переподготовке, как за счет иностранных, так и российских финансовых средств. Вместе с тем их анализ показывает, что практически только РБП стала программой, в рамках которой были достигнуты системные, а не локальные позитивные изменения.

Программа начинала свою работу на базе отдельных центров и на первом этапе не ставила перед собой задачи создания системы. Тем не менее постепенное развитие деятельности РБП неизбежно привело к выработке системного подхода к решению задач проведения переподготовки.

Создание и развитие системы переподготовки по РБП происходило по трем основным направлениям: комплектование учебных центров, проведение учебного процесса и трудоустройство выпускников. Рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к каждому из этих направлений, выработанных за 12 лет работы РБП.

Комплектование учебных центров увольняемыми военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, является одним из принципиальных моментов в становлении всей системы переподготовки. Первыми слушателями по РБП были, в основном, граждане, уволенные с военной службы. Увольняемых военнослужащих на первом этапе практически не было. Такое положение дел было обусловлено наличием ряда обстоятельств, и, прежде всего, отсутствием нормативно-правовой базы, обеспечивающей прохождение переподготовки увольняемыми военнослужащими.

Система набора формировалась постепенно. Потребовалось целых пять лет работы, чтобы успехи РБП получили признание со стороны органов военного управления. Переломным моментом в решении вопроса о направлении увольняемых военнослужащих на переподготовку стало появление приказов командующих войсками военных округов (флотами). Первым среди таких приказов стал приказ Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № 196 от 9 октября 2000 г. «О дальнейшем совершенствовании работы по социальной защите военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку и граждан, уволенных с военной службы». Впоследствии такие приказы появились практически во всех военных округах (флотах), где функционировали центры РБП. В дальнейшем приказы такого же характера стали появляться и в некоторых соединениях.

Таким образом, работа центров по РБП получила признание представителей российского военного руководства. Появление приказов командующих заложило правовую основу для определения порядка и условий направления увольняемых военнослужащих на переподготовку, что способствовало решению социальных проблем увольняемых военнослужащих. Постепенно количество увольняемых военнослужащих по программе выросло, достигнув 80% от слушателей в наборе.

Другим важным достижением в развитии системы комплектования учебных центров следует считать предоставление с марта 2000 года бесплатного проживания иногородним слушателям. С тех пор количество иногородних по программе возросло и в 2006 г. составляло 50% от всех слушателей. Благодаря обучению иногородних работа каждого из центров переподготовки превратилась из локальной в региональную. С этого момента центры приобрели статус региональных, поскольку охватывали территорию практически всего федеральный округа, в котором они осуществляли свою деятельность. Деятельность РБП и созданной системы переподготовки с этого момента приобрела всероссийский масштаб.

Развитие системы комплектования учебных центров позволило проводить набор трех потоков слушателей в течение учебного года. Высокие показатели работы центров РБП обеспечили комплектование очередного потока слушателей в течение трех месяцев. Работа по набору слушателей приобрела постоянный характер. В любое время увольняемый военнослужащий может связаться с центром и получить всю необходимую информацию о прохождении переподготовки и поступлению на курсы.

Достижения РБП в формировании системы комплектования учебных центров получили свое признание на уровне Министерства обороны России. Так, приказ Министра обороны Российской Федерации № 355 от 6 сентября 2006 г. позволил практически полностью обеспечить преемственность в вопросах направления увольняемых военнослужащих на переподготовку. Более того, для иногородних военнослужащих стала предоставляться возможность бесплатного проезда и выплачиваться суточные, что позволило полностью уровнять их права в прохождении переподготовки с местными слушателями.



Организация и проведение учебного процесса. Профессиональная переподготовка, являясь особым видом профессионального образования, во многом специфична. Ее особенностей проявляются еще отчетливее, когда дело касается переподготовки увольняемых военнослужащих. Здесь необходимо учитывать целый ряд дополнительных факторов, которых не сказываются при переподготовке гражданских специалистов. Первая особенность заключается в ограниченном сроке проведения переподготовки (не более 3-х месяцев) и в очной форме обучения. Названные обстоятельства обусловливают высокую интенсивность учебного процесса. Вторая особенность касается категории обучаемых, к которой относятся увольняемые военнослужащие. Иначе говоря, это люди, находящиеся в зрелом возрасте, обладающие большим опытом работы, имеющие, в основном, высшее образование. Названные обстоятельства диктуют особые требования к организации учебного процесса.

В этой связи заслугой РБП стало системное развитие учебного процесса, в полной мере учитывающего специфику переподготовки увольняемых военнослужащих, что проявилось в ряде особенностей.

1. Профессорско-преподавательский состав. Известно, что преподаватель – это основное звено в учебном процессе. Несмотря на то, переподготовка была организована на базе ведущих российский ВУЗов, преподавательский состав, как правило, не был всесторонне готов к довольно специфическим условиям. При этом основной проблемой оказались слабые практические навыки. Поэтому требуются годы и финансовые вложения, чтобы постепенно повышать квалификацию преподавателей до уровня, отвечающего необходимым требованиям.

2. Учебные программы. По опыту организации учебного процесса в рамках РБП был сделан вывод, что первоначально ни один вуз не был готов к тому, чтобы предложить и реализовать программы профессиональной переподготовки, удовлетворяющие требованиям увольняемых военнослужащих. Это проявлялось как в разнообразии самих программ, обусловленных спецификой вузов, так и их качеством (содержательным наполнением).

Опыт реализации РБП показывает, что в каждом центре должны быть представлены программы двух направлений: «Экономика и управление» (включая «Оценочную деятельность») и «Информационные технологии». Это требование обусловлено тем, что практически все увольняемые военнослужащие проявляют интерес или к работе с людьми (командиры, начальники), или к работе с техникой (инженеры, специалисты).

По каждому из направлений обучения должно быть разработано несколько программ переподготовки, чтобы обеспечить осознанный выбор, и, следовательно, мотивированную учебу и успешное трудоустройство выпускников. Программы направления «Информационные технологии» должны быть не только разнообразны по сфере деятельности (прикладная информатика и информационные технологии), но и по уровню сложности.

На настоящий момент в центрах РБП количество программ, предлагаемых в одном потоке, составляет от 7 на 7 учебных групп (если центр рассчитан на 110 обучаемых), до 17 на 18 учебных групп (центр на 250 обучаемых). То есть практически каждая группа занимается по индивидуальной программе.

Оценивая качество программ, следует отметить, что программы переподготовки отличаются большим разнообразием по своему содержанию. Такое положение является следствием российских стандартов по дополнительному профессиональному образованию. Для успешного проведения переподготовки увольняемых военнослужащих в процессе реализации РБП был выработан особый подход, выполнение которого обеспечило высокие знания и успешное трудоустройство выпускников. Основное требование этого подхода – актуальность, сложность и практическая направленность программ обучения. Получаемые знания должны обеспечивать уровень знаний, востребованный на рынке труда.

Необходимо отметить, что качество программ, реализованных в первых наборах в центрах по РБП, существенно отличалось от программ, предлагаемых в настоящее время. Потребовались годы, чтобы центры по РБП постепенно вышли на реализацию программ со следующими показателями: по направлению «Информационные технологии» – 100% практических занятий (с использованием ПК и лабораторного оборудования); по направлению «Экономика и управления» – 70% практических занятий (в основном с использованием ПК).

Неотъемлемым элементом проверки знаний слушателей стала внедренная во всех центрах независимая сертификация слушателей через Интернет (в основном, по вопросам информационных технологий). Такой способ проверки знаний является для работодателя дополнительной гарантией качества знаний выпускников. Многие слушатели к выпуску имеют несколько таких сертификатов.

Такие достижения стали возможны благодаря учебно-методической поддержке центров со стороны Института подготовки и переподготовки специалистов Ростовского государственного строительного университета (ИППС РГСУ), колоссальным интеллектуальным вложениям со стороны сотрудников этого Института. ИППС РГСУ, по своей сути, является головным учебным заведением по РБП, законодателем подходов и образцом качества реализации программ. Имея самый большой стаж работы по РБП (уже 12 лет) Институт достиг весомых результатов: уровень некоторых его программ настолько высок, что не все центры по РБП еще готовы к их реализации (например, по технологиям CISCO, Microsoft).

3. Учебно-материальная база. Опыт РБП показал, что на начальном этапе переподготовку воспринимают как упрощенную форму высшего образования, поэтому считают, что ее можно проводить с «блокнотами и карандашами». Однако это принципиальная ошибка. Переподготовка требует очень серьезной учебно-материальной базы, поскольку по своей сути носит практический характер, что означает использование в обучении современных информационных технологий и прикладных программ. Вот почему в каждом учебном центре существует своя локальная сеть, а каждое учебное место оборудовано персональным компьютером, не говоря уже о другом оборудовании классов (мультимедийном проекторе, оргтехнике и т.д.). Помимо аппаратного необходимо наличие программного обеспечения и постоянное его обновление. Самые современные и высокотехнологичные программы требуют закупки специального оборудования, и в такое оборудование в рамках РБП были инвестированы большие средства.



Система трудоустройства. Одним из важнейших достижений программы стало внедрение и развитие системы трудоустройства выпускников, что, к сожалению, часто упускается при переподготовке по другим программам. Внедрение этой системы оказало определяющее влияние на работу каждого центра и программы в целом, поскольку показатели трудоустройства становились основополагающими критериями оценки эффективности работы центра. Анализ результатов трудоустройства позволил резко поднять качество деятельности центров, добиться единого подхода в работе всех структур учебных центров, ведь конечный результат их функционирования состоит как раз в трудоустройстве выпускников. Благодаря проделанной работе центры смогли не только развить технологии трудоустройства, в том числе и на региональном уровне, но получили также обратную связь от выпускников, чтобы благотворно сказалось на повышении качества переподготовки.

Результаты работы по трудоустройству, ставшие следствием высокой организации учебного процесса, самым серьезным образом повлияли и на репутацию центров РБП среди работодателей. Постепенно выпускники, прошедшие переподготовку по РБП, стали узнаваемыми на рынке труда и пользоваться высоким спросом среди работодателей. Кропотливая и серьезная работа по созданию системы трудоустройства выпускников позволила постепенно повысить показатель трудоустройства в каждом центре. Достигнутые стандарты по этому направлению позволили обеспечить трудоустройство в течение 3-х месяцев после выпуска более 85% выпускников, что является весьма высоким показателем для образовательных учреждений подобного рода.


Основные принципы успешной переподготовки

Поскольку процесс увольнения с военной службы является непрерывным, как и процесс поступления на нее граждан, то и реализация права увольняемых военнослужащих на переподготовку должна быть носить постоянный характер. По сути, такое требование по отношению к государству, которому человек служил, вытекает из действующего российского законодательства.

Наряду с требованиями законодательства практика проведения переподготовки и, прежде всего, в рамках РБП, позволяет установить, что основополагающими принципами для эффективного проведения профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих являются ее проведение на постоянной основе на базе специально созданного, укомплектованного и оборудованного всей необходимой инфраструктурой регионального центра, работающего по установленным требованиям (стандартам). При невыполнении этих принципов, как показывает российская практика, переподготовка проводиться не может, а выделяемые средства используются неэффективно.

Приведенные выше требования к проведению переподготовки, выработанные по РБП и доказавшие свою состоятельность на практике показывают, что для проведения мероприятий по переподготовке одного потока слушателей необходимо, как минимум, 9 месяцев: 3 месяца на комплектование, 3 месяца на учебу и 3 месяца на трудоустройство. При этом организаторы программы убедились, что кроме уже созданных в рамках РБП центров, практически нет других учебных заведений, готовых предложить удовлетворение требований в полном объеме.

В этой связи, с учетом накопленного опыта, целесообразно сохранить систему переподготовки военнослужащих, созданную в рамках РБП. Для соблюдения указанных принципов необходимо наличие системы государственных мер правового и финансового характера. Практика показывает, что это задача стала постепенно решаться. Самый важный вывод состоит в том, что в России уже реально существует система переподготовки увольняемых военнослужащих, уровень качества и стандартов работы которой соответствует, а по ряду параметров превышает аналогичные российские и иностранные структуры, в том числе и те, которые существуют в самой Великобритании.

Несомненная заслуга в достижении такого положения принадлежит всем тем людям, которые причастны к реализации программы. Для них работа по переподготовке увольняемых военнослужащих, нередко находящихся в очень непростой ситуации, стала делом жизни. Российскому государству и Министерству обороны остается лишь умело воспользоваться достигнутыми результатами.


Статья опубликована:

Россия – Великобритания: очередное охлаждение. Под ред. В.А. Гусейнова и Э. Монагана. – М.: Граница, 2007. – С. 74-81.