Российская федерация - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Российская федерация - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

Г. ВЛАДИМИРА»
Михаил Александрович Шолохов


«Судьба человека» - история страны, судьба всего народа.


Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России…

(Самойлов Д.С.)
Выполнила Жукова Г.Ю., методист, учитель русского языка и литературы II кВ. категории

Владимир


2010
Пояснительная записка.

В 2010 году наша страна и всё прогрессивное человечество готовится отметить 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Представленное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Оно знакомит школьников с произведением М.Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.

Занятие рассчитано на учащихся старших классов. Предложенный материал помогает действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека; учит не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других; приобщает к гуманистическим ценностям; воспитывает уважение к Отечеству, истории, культуре; позволяет сформировать потребность в идеале; указывает образец, достойный подражания; даёт возможность выпускникам школы определить своё место в жизни, подготовиться к службе в армии, к защите своей страны.

В композиции органично соединены история, литература, живопись, кино, что позволяет расширить кругозор учащихся.Такое гармоничное единство различных родов и жанров литературы в одном мероприятии позволяет облегчить восприятие материала, соединить, слить воедино два поколения: наше и «поколение, выросшее как раз к началу войны», по словам поэта Василия Субботина.

Занятие предлагает теоретический материал, исторические данные, которые даются учителем, музыкальное (песни) и литературное сопровождение в качестве подтверждения сказанного (стихи), которые произносят чтецы. Кроме того, используются фрагменты из художественного фильма «Судьба человека» (или просматривается кинолента целиком).

Данное занятие возможно использовать:


  • На интегрированном уроке литературы, истории, музыки и изобразительного искусства;

  • Во внеклассной деятельности в качестве кинолектория, посвящённого Дню Победы;

  • На классном часе;

  • На уроках внеклассного чтения.


Цели:


  1. Донести до сознания учащихся понимание тяжести войны;




  1. Через представленные плакаты, песни, фильм дать почувствовать учащимся величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, понимание долга защиты Родины;




  1. Развивать чувства сопереживания, милосердия, уважения;



  1. Воспитывать любовь к истории, уважение к ветеранам, ценой жизни которых досталась нам проблема.


Задачи:


  1. Учить действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;




  1. Помочь не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других;



  1. Приобщать к гуманистическим ценностям;




  1. Воспитывать уважение к Отечеству, истории, культуре;



  1. Сформировать потребность в идеале;




  1. Указать образец, достойный подражания;



  1. Направить выпускника школы на определение своего места в жизни, подготовить к службе в армии, к защите своей страны.


Оборудование:


  1. Название занятия на доске;




  1. Портрет М.А.Шолохова (см. Приложение №1);




  1. Репродукция О.Верейского к рассказу М.Шолохова «Судьба человека» (см. Приложение №2);




  1. Эпиграф;




  1. Выставка книг о Великой Отечественной войне;




  1. На доске даты: 22 июня 1941 – 9 мая 1945

1418 дней;




  1. Плакаты «Родина-мать зовёт!», «Воин Красной Армии, спаси!», «Мы победили!» (см. Приложение №3);




  1. Звуковое сопровождение (песня «Вставай, страна огромная!»);




  1. Кинофильм С.Бондарчука «Судьба человека» по одноимённому рассказу Шолохова.

Каждый год в эти тёплые весенние дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.


Прошло уже 65 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью человеческой. Война навечно останется в памяти людей, переживших её, в памяти их потомков, так как человеческая память не умеет молчать, а те, кто ушёл навсегда

кричат и будят нас, живых,



невидимыми чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником им

Была Земля с пятью материками.

(Егор Исаев)


22 июня 1941 года в 4 часа утра мирная жизнь советских людей была нарушена. Об этом времени поэт Д.С.Самойлов писал:
Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России…
Началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Каждый сражался по-своему: бойцы с оружием в руках, поэты и писатели словом разили врага, художники – кистью, языком плаката. (Рассматриваем и анализируем плакаты).
(Звучит 1-ый куплет песни «Вставай, страна огромная», слова В.Лебедева-Кумача, музыка Александрова).
1418 дней, долгих, страшный, тяжелейших 1418 дней длилась Великая Отечественная война, в которой погибло 27 миллионов советских людей – каждый 8-ой житель нашей страны. Страшно дорогой ценой досталась победа нашему народу!
И пусть не думают,

Что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.
Известно, что сущность человека лучше всего раскрывается в дни великих и малых испытаний. Великая Отечественная война была испытанием из испытаний.
Писателей можно по праву назвать хранителями памяти человеческой. В произведениях каждый по-своему сумел передать те «мгновения» войны, те глубинные процессы, происходящие в сознании людей, которые и определяют, способен ли человек остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Отдавая дань прошлому, памяти тех, «кто уже не придёт никогда», и тем, кто остался жив в этой схватке с фашизмом, писатели посвящают свои произведения: романы, рассказы, повести, стихи. Всем известны «А зори здесь тихие», «В списках не значился » Бориса Васильева, «Крик», «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва, «Горячий снег» и «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева и многие другие.
Мы с вами сегодня знакомимся с рассказом Михаила Шолохова «Судьба человека». Фильм (фрагменты), который мы сегодня будем смотреть, поставлен по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Режиссёр-постановщик – Сергей Бондарчук.
Этот фильм – одно из наиболее выдающихся произведений отечественной кинематографии о русском солдате, которого война подвергла страшнейшим испытаниям. Но судьба не сломила его дух, он выжил, не ожесточился, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить. О людях, подобных Соколову, Гудериан писал: «Ещё Фридрих Великий сказал о русском солдате, что его нужно два раза застрелить и потом ещё толкнуть, чтобы он, наконец, упал…он правильно оценил стойкость этого солдата.»
Фильм получил Большой Золотой приз на I МКФ в Москве в 1959 году; главный приз «Хрустальная ваза» на X МКФ трудящихся в Чехословакии в 1959 году. В 1960 году была присуждена Ленинская премия режиссёру и исполнителю главной роли Сергею Бондарчуку и оператору В.Монахову. В 1970 году в Карловых Варах на XVII МКФ фильм получил Специальный приз.
Просматривая киноленту, будьте внимательны, обратите внимание на детали, художественные особенности, историческую и художественную точность. Решите, что особенно хорошо удалось передать режиссёру и актёрам.

Хочется, чтоб фильм не оставил равнодушными и вас. И не будет стыдно, если у вас появится пусть маленькая скупая мужская слеза.*


У М.В.Исаковского есть стихотворение, которое чаще мы слышим песней:



Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?
Пошёл солдат в глубоком горе

На перекрёсток двух дорог,

Нашёл солдат в широком поле

Травой поросший бугорок…
Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришёл к тебе такой,

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.
Очень похожую на эту семейную трагедию услышал Михаил Шолохов в первый послевоенный год около хутора Моховского. Присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, он заметил мужчину, который вёл за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофёра, запросто сели рядом. Тогда-то и поведал Андрей Соколов «брату шофёру» о своей судьбе. (Просмотр фрагмента №1 фильма «За что ты меня, жизнь, так исказнила»).

Путник собирался уже было уходить, но в это время подъехала к писателю его жена и выдала его с головой. Незнакомец ахнул от такой неожиданности, но было поздно – всё успел рассказать о себе – и быстро распрощался. А писатель жалел, что не успел узнать его фамилию. Рассказанная история взволновала Шолохова. Тогда же он надумал написать рассказ. Однако только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».


Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» появился в 1956 году. Наша литература давно не знала такого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. В нём с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, показана поразительная способность человека преодолевать трудности, переживать беды, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.
Беседа по тексту: (вопросы записаны на доске)


  • Кто главный герой рассказа?

  • Почему рассказ назван «Судьба человека», а не по имени главного героя? (Судьба человека – это обобщение судеб сотен, а то и тысяч советских людей, оказавшихся в страшной «мясорубке» войны.)

  • Назовите основные этапы жизни Андрея Соколова. (Просмотр фрагменов №2 фильма «А тут вот она, война», №3 «Убийство предателя в церкви», №4 «Работа в плену», №5 «У Мюллера», №6 «Побег из плена вместе с немецким генералом»)

  • Как можно охарактеризовать героя во время тех испытаний, которые выпадают на его долю? (Мужествен герой рассказа, когда под страшнейшим обстрелом фашистов везёт снаряды на передовую, тем, кому они жизненно необходимы; решителен, когда расправляется с предателем; несгибаем, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившим его к расстрелу за агитацию против каторжного труда; смел, когда не соглашается пить за победу немецкого оружия; морально стоек, когда отказывается закусывать после первого, второго стакана, да практически и после третьего тоже; глубоко гуманен, когда сам, страшно голодный, еле идущий, несёт хлеб в барак, чтобы разделить на всех; целеустремлён, когда во что бы то ни стало решается бежать из плена, да ещё прихватив с собой немецкого генерала. Андрей Соколов - образец, достойный уважения и подражания.)

И опять хочется привести строки из стихотворения Д.С.Самойлова, которые как нельзя лучше подходят для характеристики поколения сороковых и образа главного героя рассказа Андрея Соколова:



Мы хотели, чтоб было лучше,

Потому и не знали страха.

Хорошо, что случилось с нами,



А не с теми, кто помоложе.

Судьба Соколова тяжела, мучительна, страшна. В рассказе есть две контрастные картины: первая – семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две дочери. Вторая – Соколов прибыл в отпуск и на месте родного дома увидел глубокую воронку, налитую ржавой воды, по пояс бурьян…Прямое попадание немецкой бомбы лишило его самого дорогого: дома, жены, дочерей. И никакого следа. (Просмотр фрагмента №7 фильма «Нет дома»)

Андрей Соколов так и будет до последнего дня вспоминать семью: «…почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу».

Но есть ещё родная кровиночка, частичка его – сын, о встрече с которым он так мечтает! (Просмотр фрагмента №8 фильма «Нашёлся сын Анатолий»). Однако не суждено мечте Соколова сбыться, рухнула последняя надежда на семейное счастье: немецкий снайпер 9 мая, в день долгожданной Победы, убил в Берлине сына. Героя страшно терзает эта драма: «-Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!»



Кажется, искалечен, раздавлен, морально уничтожен герой рассказа, кажется, жизнь его кончилась, но, оказывается, не все ещё испытания судьбы прошёл Соколов, жизнь приготовила ему новое: встречу с маленьким мальчиком Ванюшкой, который, как и Андрей, многое уже испытал. (Просмотр фрагмента фильма «Прокачу до элеватора»). «Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он. И Соколов, неравнодушный к человеческой судьбе, к человеческому горю, принимает решение - усыновить беспризорного. Об этих двух, покалеченных войной людях, автор пишет так: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и возле отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина». И нам, глядя на уходящих вдаль, тоже кажется, что по-другому просто не может быть.
В заключении произведения Шолохов пишет: «С тяжёлой грустью смотрел я им вслед…И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердца ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…»

*мужская слеза – потому как наша школа находится в исправительной колонии общего режима.