Российская федерация минкультуры россии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Российская федерация минкультуры россии - страница №2/2


Место дисциплины «Чтение партитур» в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Чтение партитур» относится к профессиональному циклу дисциплин.



Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Дирижирование» направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

На базе приобретенных знаний и умений и в соответствии с профилем ООП выпускник должен проявлять способность и готовность:



в области музыкально-исполнительской деятельности

  • осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

  • демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

  • создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

  • пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

  • постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

  • к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному

  • прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

  • совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

  • к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к

  • публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

  • к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

  • организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести

  • репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную

  • работу (ПК-10);

  • к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-11);

  • к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю (ПК-12);

  • творчески составлять программы выступлений – сольных и ансамблевых – с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

  • осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою

  • индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-14);

  • к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15).;

  • применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16);

  • исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);

  • исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-18);

  • к изучению устройства своего инструмента и основ обращения с ним (ПК-19);

в области педагогической деятельности

  • осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-20);

  • овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-21);

  • к изучению и овладению основным педагогическим репертуаром (ПК-22);

  • к изучению принципов, методов и форм проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способов их разрешения (ПК-23);

  • воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);

  • к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);

  • анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

  • использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27).

В процессе занятий в классе дирижирования выпускник должен приобрести прочные знания, характеризующие дирижерско-оркестровое исполнительство как искусство интерпретации.

В результате изучения дисциплины студент должен понять и усвоить основные принципы и особенности дирижерского исполнительства, овладеть навыками дирижерского анализа партитуры и создания собственного исполнительского замысла, художественного воплощения замысла, воплощения и передачи его оркестрантам мануально-пластическими средствами.

Важным результатом занятий в классе дирижирования является формирование умения работы с оркестром, владение методикой проведения репетиций, а также навыками волевого воздействия на исполнителей и речевого общения с ними. Сюда относится и освоение навыков работы над оркестровым аккомпанементом.



Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

ОДО

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

216

36

34

36

34

В том числе:

-

-

-

-

-

Индивидуальные занятия

140

36

34

36

31

Самостоятельная работа (всего)

76

19

19

19

19

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовая работа










1




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Экз.

Зач.

Экз.

Экз.

Общая трудоемкость час

зач. ед.


216

55

53

55

53

9

2,5

1,5

2,5

2,5

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

ОЗО

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

28

7

7

7

7

В том числе:

-

-

-

-

-

Индивидуальные занятия

28

7

7

7

7

Самостоятельная работа (всего)

216

54

54

54

54

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовая работа










1




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Экз.

Зач.

Экз.

Экз.

Общая трудоемкость час

зач. ед.


216

61

61

61

61

9

2,5

1,5

2,5

2,5


Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Обучение и воспитание дирижера - это чрезвычайно многогранный и кропотливый процесс, где любая, даже самая мелкая, на первый взгляд, деталь имеет большое значение. Преподаватель дирижирования, чтобы обеспечить результативность учебно-воспитательного процесса, должен с предельной тщательностью учитывать все его нюансы.

Главным средством формирования дирижера-руководителя народно­го оркестра является музыка. Понятно, что от того, какой репертуар изучается на уроках дирижирования, как строится работа над ним, и будут зависеть основные результаты. Важное значение в этом контексте имеет подбор ре­пертуара как для занятий в классе, так и для дирижерской практики в орке­стре.

Корректирующая роль в обеспечении методики грамотного подбора учебного репертуара играют принципы дидактики, такие как принцип ин­дивидуального подхода, воспитывающего в обучении последовательности, доступности, творческой активности и самостоятельности студента. Сле­дует постоянно учитывать и принцип художественной ценности произве­дений. Согласно этим принципам репертуарный план каждого студента должен охватывать самый широкий спектр музыкальных жанров и стилей. Особое и постоянное место в нем должны занимать произведения для ор­кестра народных инструментов, с которым в дальнейшем будет связана профессиональная деятельность выпускников специализации. Неотъемле­мой его частью должен быть и оркестровый аккомпанемент солистам-инструменталистам и вокалистам. В репертуаре должны учитываться ин­дивидуальные особенности и личностные качества студента, его сильные и слабые стороны, уровень его общекультурного и музыкального развития, оркестрового мышления и мануальной технической подготовки.

Что касается процесса овладения мануально-технической стороной дирижирования, то в этом преподавателю необходимо постоянно руково­дствоваться принципами эффективности дирижерской техники: звукодвижения, упреждения звучания, графической ясности жеста, свободы движений и художественной целесообразности. Строгая реализация этих принципов, больше известных под названием общих принципов постанов­ки аппарата, позволит преподавателю вести своего воспитанника пра­вильным путем, уберегая его от всевозможных ошибок, добиваясь высоких результатов в его развитии.

Не менее важно, с точки зрения качества обучения и воспитания ди­рижера, правильно выстраивать процесс работы над произведением. Ди­рижерская педагогика выработала рациональные подходы к решению этой проблемы. Согласно им весь процесс разучивания музыкального произве­дения в дирижерском классе принято подразделять на три этапа: подготовительный, основной и завершающий.



Первый этап – самостоятельная работа дирижера над партитурой - посвящается начальному знакомству с произведением путем его прослушивания и зрительного анализа текста. Изучение литературы об исполняемом произведении и его авторе. Анализ и исследование произведения как единой интонационной системы, основанной на взаимодействии различных средств выразительности – тонально-гармонических, метроритмических, фактурных, агогических, тембрально-регистровых, динамических, артикуляционных и других. Анализ формы произведения, оркестрового стиля, жанровых особенностей.

Принципы формирования собственной интерпретации на основе всестороннего изучения и аналитической работы над произведением.

Мануальное освоение партитуры. Поиски выразительных средств для отображения образно-эмоционального содержания произведения.

Результатом должно стать эскизное представление о содержательно-формальных кон­турах произведения. Пренебрегать этим этапом, несмотря на кажущуюся его малозначимость, ни в коем случае нельзя.



Второй этап - это тщательная, детальная проработка произве­дения, с постепенным проникновением в его эмоционально-образное со­держание, формированием исполнительского замысла и овладением ману­ально-техническими средствами его воплощения.

Поскольку внутрислуховое представление является первичным по отношению к дирижерскому жесту, а осознание музыки должно предшест­вовать ее мануально-техническому освоению, второй этап рабо­ты над произведением начинается со скрупулезного его изучения. Наибо­лее доступный студенту способ изучения произведения - с помощью фор­тепиано, который активно дополняется освоением с помощью внутреннего слуха. Результатом этой работы должно стать умение мысленно воспроиз­водить музыку, на основе чего только и может вестись ее мануальное во­площение.

При этом главная задача преподавателя состоит в том, чтобы побу­дить студента к тщательной проработке произведения, добиться его проч­ного знания и понимания. Он ни в коем случае не должен проводить заня­тия, если студент не выучил наизусть хотя бы начальный период пьесы. Иначе уроки дирижирования превратятся в гимнастические движения под музыку.

Основной принцип действия преподавателя в процессе мануального освоения музыки состоит в том, что на уроках он внимательно вглядывается, «вслушивается» в действия студента и последовательно добивается устранения недостатков. Как и в работе с инструменталистами, ему прихо­дится вычленять отдельные отрезки и тщательно их прорабатывать, объе­диняя в одно целое. Важнейшую роль при этом играет внимательность и целеустремленность, умение увидеть ошибку, определить ее причину и найти наиболее результативные пути ее преодоления и достижения по­ставленной цели. Причем недостаточно, обнаружив ошибку, сделать соот­ветствующее замечание и рассказать о способах ее устранения. Надо, что­бы студент здесь же, на уроке, под руководством преподавателя добился хотя бы частичного ее исправления, уловил физически, а не только рассу­дочно, правильный способ выполнения неполучающегося приема.

Добиваясь от студента глубокого постижения исполняемой музыки, эмоциональной отзывчивости на нее, преподаватель и сам не должен отно­ситься к ней равнодушно. Более того, он должен заражать студента своим опытом музыкального восприятия, живо и непосредственно реагируя на яркие места, оригинальные композиторские находки, особо выразительные обороты, неповторимые проявления авторского стиля.

Понятно, что в начале работы жесты студента будут носить весьма приблизительный, а то и случайный характер. Но постепенно, по мере вживания в музыку, они будут насыщаться все новыми и новыми элемен­тами выразительности, все более и более приближаясь к идеальной моде­ли. Вместе с тем двигательные действия мало-помалу закрепляются, дохо­дя до автоматизма. Дирижирование из подконтрольной, управляемой соз­нанием деятельности, переходит в спонтанно протекающий процесс, при котором сознание сосредотачивается на выполнении творческих задач.



Третий этап работы над произведением - этап достижения целостности. Основное его содержание составляет выявление взаимосвязей, взаимообу­словленности разделов, построений, отработка переходов между ними, их агогического, динамического и, наконец, образно-смыслового соотношения. Большое значение в этом процессе имеет и выявление кульминаций отдель­ных построений и главной кульминации всего произведения. Необходимым условием всей этой работы является знание музыки наизусть, которое облег­чает охват произведения в его целостности и выстраивание, соподчинение всех его структурно-выразительных компонентов.

Здесь все подчинено реализации исполнительского замысла, передаче образного содержания музыки. А это требует от студента максимальной мо­билизации всех его творческих сил и способностей и тем самым оказывает сильнейшее влияние на их развитие. Для большей плодотворности данного процесса надо создавать студенту больше возможностей для дирижирования всего произведения с начала и до конца без остановок, облегчая охват целого и формируя исполнительскую волю и сценическую выдержку. Целесообразно, чтобы такие прогоны проходили не в пустой аудитории, а в присутствии I товарищей, соучеников по дирижерскому классу.

Итоговым моментом процесса работы над произведением в дири­жерском классе является его сдача, проходящая, как правило, в форме публичного выступления перед комиссией.
Примерная тематика курсовых работ по дирижированию для студентов дневного и заочного отделений
1. Основные этапы в развитии дирижирования.

2. История становления и развития русской школы дирижирования.

3. Выразительные средства в музыке и их отражение в дирижировании.

4. Дирижерский аппарат и его постановка.

5. Западноевропейская школа дирижировании и ее яркие представители.

6. Дирижирование аккомпанементом.

7. Паузы, синкопы, акценты в дирижировании и способы их показа.

8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем тактирования.

9. Выразительные средства в музыке и их отражение в дирижировании.

10. Техника дирижирования и ее восприятие зрителем.

11. Ауфтакт как важнейшая часть дирижерского жеста, его функции и виды.

12. Дирижерская функция в структуре деятельности народно-оркестрового коллектива.

13. Дирижирование как вид исполнительского искусства.

14. Значение мануальной техники дирижирования.

15. Взаимосвязь свойств дирижерского жеста и их влияние на его выразительность.

16. Дирижирование в каденциях и речитативах.


Примерные вопросы коллоквиума

  1. Важнейшие сведения о жизни и творчестве композитора (годы жизни, крупнейшие сочинения и их периодизация в творческом наследии, краткая характеристика того раздела творчества, к которому принадлежит анализируемое произведение).

  2. Общие сведения и краткая характеристика музыкального произведения (точное название произведения, тональность; год создания, посвящение; дата и место первого исполнения, имя первого исполнителя; общий характер произведения, его идейно-художественное содержание; жанровые, стилевые и прочие особенности произведения; особенности состава оркестра, необходимого для его исполнения).

  3. Анализ выразительных средств музыкального произведения (форма произведения, ладо-тональный план, метро-ритмическая характеристика, темповый план, динамический план и его особенности, гармонический анализ, штрихи и приемы звукоизвлечения, особенности инструментовки, характеристика общей и частных кульминаций).

  4. Основные художественно-исполнительские и дирижерско-технологические задачи (выбор схем и приемов дирижирования, преимущественные штрихи и т.д.)

  5. Предполагаемые план и методика работы с оркестром над музыкальным произведением (с учетом квалификации оркестра, количества репетиций и их продолжительности).

  6. Знание специальной и методической литературы по дирижированию.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Берлиоз, Г. Дирижер оркестра // Большой трактат о современной ин­струментовке и оркестровке. – Москва: Сов. композитор, 1972. - С. 516-560.

  2. Гинзбург, Лео. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. – Москва: Сов. композитор, 1982. – 397 с.

  3. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд., доп. – Москва: Музыка, 143 с.

  4. Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика: сб. – Москва: Музыка, 1975.- 632 с.

  5. Дунаева, И. Формирование дирижерского мышления в процессе под­готовки руководителей оркестров русских народных инструментов. Автореф. ... дис. канд. пед. наук. – Москва: МГИК, 1991. - 16 с.

  6. Еремиаш, О. Практические советы по дирижированию. – Москва: Музыка, 1964.-71 с.

  7. Ержемский, Г. Психология дирижирования – Москва: Музыка, 1988. -80 с.

  8. Казачков, С. Дирижерский аппарат и его постановка. – Москва: Музыка, 1967. – 111 с. с.

  9. Кан, Э. Элементы дирижирования. – Ленинград: Музыка, 1986 – 21 с.

  10. Кондрашин, К. О дирижерском искусстве. – Ленинград – Москва: Сов. композитор, 1970. – 152 с.

  11. Кондрашин, К. Мир дирижера. – Ленинград: Музыка, 1976. – 191 с.

  12. Мусин, И. О воспитании дирижера: Очерки. – Ленинград – Москва: Музыка, 1987. – 247 с.

  13. Мусин, И. Техника дирижирования. – Ленинград: Музыка, 1967. – 352 с.

  14. Мюнш, Ш. Я - дирижер. – Москва: Музыка, 1965. - 84 с.

  15. Хайкин, Б. Беседы о дирижерском ремесле: ст. – Москва: Сов. компо­зитор, 1984. – 264 с.

  16. Щедрин, И. Обучение и воспитание дирижера: уч. пособие. – Че­лябинск: ЧГИИК, 1997. – 120 с.

  17. Щедрин, И. Начальный этап обучения дирижированию и его задачи // Проблемы методического совершенствования учебно­го процесса в вузе искусства и культуры. / Щедрин, И. Щедрина Т. – Челябинск: ЧГИИК, 1995. – С. 64 – 67.


Дополнительная литература:


  1. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. сб. тр.- Москва. ГМПИ им. Гнесиных, 1978. Вып. 32. – 158 с.

  2. Александр Васильевич Гаук: мемуары. Избранные статьи. Воспоми­нания современников / сост. Л. Гаук, Р. Глезер, Я. Мильштейн - Москва.: Сов. композитор, 1975. — 244 с.

  3. Аносов, Н.: Литературное наследие. Переписка. Воспоминания со­временников. – Москва: Сов. Композитор, 1978 ­- 216 с.

  4. Ансерме, Э. Беседы о музыке. – Ленинград.: Музыка, 1976. - 120 с.

  5. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. - М.: Музыка, 1986. -112 с.

  6. Артур Никиш и русская музыкальная культура: Воспоминания. Письма. Статьи // Сост. Л. Кутателадзе - Ленинград: Музыка, 1975. - 200 с.

  7. Богданов, Ю. Индивидуальный подход - основной принцип в обуче­нии дирижированию // Музыкальные дисциплины в вузе культуры. Вопросы методики преподавания: Сб. науч. тр. - Ленинград: ЛГИК, 1984.-С. 3-14.

  8. Боулт, А. Мысли о дирижировании // Исполнительское искусство за­рубежных стран. – Москва: Музыка, 1975. Вып. 7

  9. Ержемский, Г. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психо­логия. Теория. Практика. – Санкт-Петербург: Деан, 1993. - 261 с.

  10. Иванов-Радкевич, А. О воспитании дирижера. – Москва: Музыка, 1973. – 77 с.

  11. Коган, Г. Работа пианиста. – Москва: Гос. муз. изд-во, 1963. – 200 с.

  12. Коган, Г. У врат мастерства. Переиздание. – Москва: Сов. композитор, 1974. – 176 с.

  13. Колчева, М. Методика преподавания дирижирования оркестром на­родных инструментов. – Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. – 104 с.

  14. Малыш, Н. Основы техники дирижирования. – Ленинград – Москва: Музыка, 1965. – 220 с.

  15. Маталаев, Л. Основы дирижерской техники. – Москва: Сов. композитор, 1986 – 208 с.

  16. Музыкальные дисциплины в вузе культуры: Вопросы методики пре­подавания: Сб. науч. тр. – Ленинград: ЛГИК, 1984. – 184 с.

  17. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – 5-е изд. – Москва: Музыка, 1988. – 240 с.

  18. Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство: сб. тру­дов. – Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. Вып. 42. – 166 с.

  19. Ольхов, К. Вопросы дирижерской техники и обучения хоровых ди­рижеров. – Ленинград: Музыка, 1979. – 200 с.

  20. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера: сб. тр.– Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. Вып. 85. – 156 с.

  21. Птица, К. Очерки по технике дирижирования хором. – Москва: МузГИЗ, 1948 – 144 с.

  22. Ражников, В. Диалоги о музыкальной педагогике. – Москва: Музыка, 1989. – 141 с.

  23. Развитие творческих способностей студентов и процент изучения дисциплин оркестрового цикли: сб. науч. тр. – Ленинград: ЛГИК, 1985. – 153 с.

  24. Савшинский, С. Работа пианиста над произведением. – Москва – Ленинград: Музыка, 1964. – 112 с.

  25. Сараджев, К. Статьи, воспоминания. – Москва: Сов. композитор, 1962. – 240 с.

  26. Топе, Эдгар. Воспоминания, статьи, материалы. – Москва: Музыка, 1974. – 131 с..

  27. Трубачев, С. О принципах современной методики обучения дирижи­рованию // Обучение дирижированию и оркестровое исполнительст­во. – Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. Вып. 42. – с. 5 – 21.

  28. Фейгин, М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – Москва: Музыка, 1975. – 112 с.

  29. Чесноков, П. Хор и управление им. – Москва - Ленинград, 1990. – 102 с.

  30. Шерхен, Г. Учебник дирижирования // Дирижерское исполнительст­во. – Москва: Музыка, 1968. – С. 208 – 219.

  31. Штраус, Р. Размышления и воспоминания // Исполнительское искус­ство зарубежных стран.– Москва: Музыка, 1975. Вып. 7. С. 19 – 85.

  32. Щедрин, И. О целях и задачах дирижирования как учебной дисципли­ны // Традиции: культура, образование: сб. тезисов. Т. 2. – Тюмень: ТГИИК, 1995. – С. 18-20.


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения индивидуальных занятий в классе дирижирования необходима учебная аудитория, 2 рояля, зеркала, дирижерский пульт, подставка, наличие партитуры и клавира для работы концертмейстера.

Для подготовки к индивидуальным занятий необходим кабинет слушания музыки, техническая аппаратура для прослушивания и просмотра аудио- и видеозаписей, наличие звуковой фонотеки, укомплектованный отдел нотной библиотеки.

Рабочая учебная программа по дисциплине "Дирижирование” составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО с учетом рекомендаций ПрОП ВПО по направлению 073100.62 "Музыкально-инструментальное искусство" и учебного плана по профилю подготовки "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты"


Автор ___________________ / Т.А. Жданова /

Согласовано: ________________ зав. научной библиотекой / Н.П. Соколова /


Согласовано: _______ ________ зав. выпускающей кафедрой / Т.А. Жданова /






<< предыдущая страница