Ролевая игра: интерактивный аспект - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ролевая игра: интерактивный аспект - страница №1/1

РОЛЕВАЯ ИГРА: ИНТЕРАКТИВНЫЙ АСПЕКТ
Н.Ю. Бондаренко, кандидат педагогических наук

Педагогический институт Южного федерального университета, Россия
В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе всё чаще используется термин «интерактивное взаимодействие». В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т.п. В учебном процессе этими сторонами являются педагог и обучающийся (учитель и ученик – в школе, преподаватель и студент – вузе и т.д.), а обучение на основе интеракции получило название «интерактивное обучение». Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act – действовать). Интерактивный означает находящийся в режиме взаимодействия, беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Кроме этой обобщённой характеристики, интерактивное обучение включает чрезвычайно важный элемент, который позволяет нам рассматривать его в качестве одного из средств, способствующих становлению экзистенциальных ценностей обучающихся, совершенствованию их духовного мира. Этой составляющей является внутренний диалог, под которым мы понимаем экзистенциальное переживание полученной информации, наделение её личностным смыслом в процессе рефлексии.

Несмотря на растущий интерес педагогов к интерактивным технологиям, воспитательная функция такого обучения зачастую не принимается во внимание. В условиях гуманитарного кризиса российского общества возникает необходимость в пересмотре методов обучения, главной целью которых должен стать духовно ориентированный процесс. Потребность во внедрении духовно ориентированной модели воспитания стала для нас стимулом к рассмотрению форм интерактивного взаимодействия в учебном процессе с точки зрения их воспитательного потенциала. Поскольку содержание духовного мира человека составляют ценностные ориентиры и экзистенциальные смыслы, обучение должно быть выстроено таким образом, чтобы максимально содействовать становлению системы ценностей и обретению смысла жизни. Поэтому нами были выделены следующие этапы, которые должны быть включены в процесс интерактивного учебного взаимодействия:

1) проблемно-ориентировочный этап;

2) этап экзистенциального переживания;

3) этап интроспективного понимания;

4) этап интерактивной коммуникации;

5) этап духовного осмысления.

На первом этапе – проблемно-ориентировочном – обучающие выделяют проблему, которая станет основой для предстоящей игры, дискуссии или другой формы. Любая проблема актуальна, если она интересна для студентов, затрагивает их собственный жизненный опыт, то есть является экзистенциально окрашенной. Проблемно-ориентировочный этап осуществляется с помощью различных приёмов: описание конкретного случая, приведение эпизода из какого-либо литературного произведения, демонстрация фильма, ролевое разыгрывание какой-либо ситуации и др.

На этапе экзистенциального переживания обучающиеся соотносят проблемную ситуацию с собственным опытом. С помощью стимулирующих вопросов преподавателя и самих студентов обучающиеся вспоминают о том, сталкивались ли они когда-либо с подобной проблемой, какие события в их жизни привели к этой проблеме, насколько успешным было её решение, к каким последствиям она привела, описывая это посредством чувств и эмоций.

Этап интроспективного понимания – это внутренний этап, интроспективное понимание проблемы происходит в процессе внутреннего диалога, рефлексии. На этом этапе обучающиеся оценивают проблему с точки зрения личной значимости, ищут решение этой проблемы через призму собственного опыта и переживаний. На этапе интроспективного понимания осуществляется подготовка к следующему этапу – интерактивной коммуникации.

В процессе интерактивной коммуникации, которая осуществляется уже во внешнем плане – на занятии, происходит обмен информацией между участниками интерактивного взаимодействия. Студенты приходят к оптимальному решению проблемы, высказывая свою точку зрения, излагая свои мысли, к которым они пришли в процессе рефлексивного переживания. Таким образом, происходит ценностное взаимообогащение опыта обучающихся.

Интерактивная коммуникация является стимулом к духовному осмыслению – следующему этапу интерактивного учебного взаимодействия. На этом этапе студенты обобщают информацию, полученную на предыдущих этапах взаимодействия, осмысливают её и выделяют из этой информации значимые для них экзистенциальные ориентиры.

Одним из ведущих методов интерактивного обучения является ролевая игра. Основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

1) игровые и учебные цели, которые предусматривают поэтапное овладение студентами навыками и умениями, соответствующими изучаемому предмету;

2) воспитательные цели, которые соответствуют духовно ориентированной парадигме воспитания;

3) содержание ролевой игры, отражающее ролевые взаимодействия и взаимоотношения, которые базируются преимущественно на текущем учебном материале той или иной темы и которые приобретают определённую сюжетную организацию и развитие;

4) совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых студенты реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;

5) коммуникативные условия, под которыми подразумеваются, прежде всего, игровые учебно-коммуникативные ситуации, создаваемые самими студентами под руководством преподавателя;

6) реквизит, т.е. любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают в игре знаковое, сообщающее значение.

Следует отметить, что под коммуникативными условиями подразумеваются не только учебно-коммуникативные ситуации, создаваемые именно для данной конкретной ролевой игры, но и благоприятный психологический климат, созданный и поддерживаемый в данной учебной группе. Благоприятная морально-психологическая атмосфера предрасполагает людей к межличностному взаимодействию, проявлению взаимной заинтересованности и творческой инициативы. Игровые и дискуссионные методы обучения способствуют созданию такой атмосферы в группе.

Ролевые игры часто используются в учебном процессе в вузе, особенно на занятиях по иностранному языку, но их воспитательной функции преподаватели уделяют недостаточно внимания, отдавая предпочтение учебным целям. Духовно ориентированная парадигма воспитания требует нового взгляда на этот метод обучения как на один из способов интерактивного взаимодействия, целью которого является, в первую очередь, содействие студентам в обретении смысложизненных ориентиров. Чтобы интерактивный аспект ролевой игры был реализован в полной мере, необходимо включить в процесс ее проведения все этапы интерактивного взаимодействия:



  1. Проблемно-ориентировочный этап: представление преподавателем темы предстоящей игры, знакомство студентов с основными представлениями, касающимися данной темы. Тема ролевой игры должна быть отвечать интересам обучающимся, затрагивать актуальные для них на данный момент экзистенциальные проблемы (любовь, измена, дружба, предательство и т.д.).

  2. Этап экзистенциального переживания: обсуждение со студентами темы ролевой игры, выяснения их точек зрения на данную проблему через призму их собственного жизненного опыта.

  3. Этап интроспективного понимания: рефлексивное осмысление студентами темы ролевой игры, внутреннее осознание важности представляемых проблем и их решения.

  4. Подготовительный этап: изложение преподавателем сценария, игровых задач, правил, ролей, примерного типа решений в ходе игры; самостоятельная подготовка студентов к ролевой игре, продумывание линии ролевого поведения.

  5. Проведение игры: «проживание» проблемной ситуации в её игровом воплощении. Студенты действуют по игровым правилам, преподаватель следит за ходом игры, характером принимаемых решений, снимает неясности.

  6. Этап интерактивной коммуникации: обсуждение проведённой игры, в ходе которого даётся описательная обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову и т.д. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с жизненным опытом участников. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в неё поправок, изменений.

  7. Этап духовного осмысления: рефлексия, осмысление различных точек зрения, представленных участниками ролевой игры, и, как следствие, – обогащение жизненного опыта, обретение новых экзистенциальных ориентиров.

Помимо очевидных организационных функций, для практики проведения ролевых игр полезным является следующий условный перечень «ролей», в которых выступает преподаватель. Их можно сформулировать по аналогии со спортивными играми.

Инструктор. Необходимым для участия в игре является понимание правил, представление о результатах игровых действий. Но преподавателю не стоит стремиться к максимально подробному разъяснению всех деталей игры. Многие правила уясняются участниками лишь по ходу игры – в этом игра похожа на жизнь. Чрезмерное инструктирование может запутать студентов или привести к снижению их интереса, поэтому инструктирование лучше свести к минимуму.

Судья-рефери. Ход игры нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороны преподавателя. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры. Это сказывается, например, на характере распределения ролей, позволяющем добиться активного включения всех студентов. Учебно-игровая деятельность даёт более широкие возможности для личностных проявлений по сравнению с традиционной работой. В исследованиях отмечается распространённое, но ошибочное стремление преподавателей отводить наиболее «трудные» роли лучшим студентам, а более пассивные – менее «способным». Многие педагоги отмечают, что есть смысл предоставить плохо успевающим активные, значимые для хода игры роли, чтобы тем самым дать им возможность проявить себя.

Действуя в качестве рефери, преподаватель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил, но не вмешивается в него.



Тренер. В некотором смысле преподаватель выступает и в качестве тренера. Он может даже давать студентам подсказки, помогающие использовать потенциал игрового действия (но не напрямую вмешиваться в игру). В число тренерских действий преподавателя входит и подбадривание нерешительного участника.

Председатель-ведущий. Данная роль относится к завершающему игру обсуждению. В ходе его преподаватель не предлагает группе свои выводы и обобщения, но, скорее, ставит перед студентами такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить студентов предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Учебная игра может хорошо сочетаться со структурированной дискуссией, основанной на том, что преподаватель заранее выделяет в учебном материале предмет обсуждения. При этом тема обсуждения естественно вводится с условиями игрового действия. Можно заранее продумывать и выделять в содержании учебного материала бинарные оппозиции – противоположные идеи, стороны жизненных явлений, подходы и т.д. Противопоставление, столкновение этих оппозиций в дальнейшем используется как основа для учебно-игровой деятельности.



Действенность игровых методов обучения связана с их эмоциональностью, активизацией всех учащихся, вниманием к переживаниям и мыслям каждого. На этой основе возможно создание глубоко прочувствованных прочных впечатлений, убеждений, ценностных ориентиров. Мощный инструмент, каким является ролевая игра, может использоваться для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, осмысления важных жизненных вопросов.

Литература

  1. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей. //Педагогика. – 2002. – №3. – С. 50-54.

  2. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта. //Педагогика. 2000. – №7. – С. 12-18.

  3. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Для среднего образования. – Ростов н/Д. Феникс, 2004.

  4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  5. Филатов В.М. Игровые и дискуссионные методы обучения в преподавании иностранных языков на интегративной основе. - Ростов н/Д: АНИОН, 1997.