Роль журнала «камбио 16» в развитии демократической печати и гражданского общества в испании в 70-е годы ХХ в - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Роль журнала «камбио 16» в развитии демократической печати и гражданского общества - страница №1/1

На правах рукописи

Высоков Юрий Владимирович

РОЛЬ ЖУРНАЛА «КАМБИО 16» В РАЗВИТИИ

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА В ИСПАНИИ В 70-Е ГОДЫ ХХ В.

Специальность 10.01.10 – журналистика

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Москва-2012

Диссертация выполнена на кафедре зарубежной журналистики и

литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Научный руководитель:


Научный консультант:


Официальные оппоненты:


Ведущая организация:

доктор филологических наук,

профессор

Засурский Ясен Николаевич
кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник

Паисова Анна Александровна
доктор филологических наук, профессор

заведующий отделением научных исследований    по проблемам информатики ВИНИТИ   РАН   и Минпромнауки



Гиляревский Руджеро Сергеевич
кандидат исторических наук, доцент

кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики

НИУ ВШЭ

Попов Иван Владимирович


Российский университет дружбы народов

Защита состоится «____» _______________ 2012 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу:

Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд.103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27


Автореферат разослан «____» _______________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Славкин В. В.

Общая характеристика работы
Еженедельник «Камбио 16» (Cambio 16)1 появился в испанских киосках 22 сентября 1971 г. как специализированный «журнал об экономике и обществе». В марте 1974 г. он перешел к формату общественно-политического еженедельника и занял место одного из главных политических изданий Испании. «Камбио 16» стал вехой в истории журналистики страны. Он был первым в годы франкизма печатным СМИ, которое положило в основу своей редакционной политики ответственность за публикуемую информацию, стремление к объективности и плюрализму, язык, свободный от штампов авторитарной печати. На страницах еженедельника нашли свое отражение тенденции общественной жизни Испании, обусловившие мирный переход страны от диктатуры к демократии, который начался после смерти диктатора Франко в ноябре 1975 г. Предоставляя возможности для высказывания разным политическим группам, открывая дискуссии по ключевым проблемам, стоящим перед страной и обществом, еженедельник стал трибуной так называемого «бумажного парламента»2.

В 1970-е годы различные политические и идеологические группы отстаивали свое видение будущего Испании. С одной стороны, это были сторонники демократических преобразований от прогрессивных групп франкистской бюрократии до христианских демократов, социалистов и коммунистов, с другой, их жесткие противники от консервативно настроенных военных до идейных фашистов – фалангистов. Необходимо было избежать конфликта между этими силами и обеспечить мирный переход страны на новый этап развития. Без активного участия прессы, поддержавшей начавшуюся в обществе широкую дискуссию, это было бы вряд ли возможно. Журнал «Камбио 16» не просто проделал колоссальную работу по «разминированию» испанского политического поля – он стал своего рода «лабораторией идей», в которой отрабатывались предлагаемые разными политическими силами решения. Еженедельник был точен в постановке самых острых общественно-политических вопросов и нацелен на скорейшее их разрешение в демократическом духе.

Наиболее яркий период существования «Камбио 16» приходится на 1970-е годы – время политических преобразований в Испании. Благодаря активной позиции, общественному и политическому влиянию, осведомленности и высокому интеллектуальному уровню, «Камбио 16» сделал большой вклад в развитие демократической печати в стране. Его относительно скорый уход с авансцены политической журналистики в конце 1970-х годов заметно ослабил демократический характер испанской прессы.

В настоящем исследовании предлагается рассмотреть обстоятельства появления журнала «Камбио 16», особенности редакционной политики издания, его место в общественно-политической жизни Испании в 1970-е годы и роль в развитии гражданского общества.


Актуальность исследования. Проблемы, аналогичные тем, с которыми в 1970-е годы столкнулось испанское общество, стоят в наши дни перед многими государствами, переживающими демократизацию политической системы. Политические процессы в поставторитарных странах делают актуальным испанский опыт мирного перехода от диктатуры к демократии. Его спецификой является особая роль гражданского общества и демократических СМИ в установлении диалога между разными, подчас радикально настроенными политическими силами. Вовлеченность испанцев в процесс реформирования страны, нашедшая свое выражение в повышенном интересе к демократическим СМИ, таким как «Камбио 16», способствовала сбалансированности переходных процессов. Испанский опыт подтверждает значение гражданского общества и СМИ в создании устойчивой политической системы.

Во франкистской Испании существовало множество препятствий для развития гражданского общества. Журнал «Камбио 16», проходя через тернии цензуры в первые годы издания, преодолевал их, закладывая новые традиции журналистики в стране. Способность еженедельника вести общественную дискуссию, быть авторитетным источником информации сформировала опыт, которого не было у испанских СМИ. Качественные газеты и журналы, политическое радио и телевидение, возникшие после смерти Франко, во многом вдохновлены журналистикой «Камбио 16» – независимого, беспристрастного издания, стоящего на демократических принципах. Поэтому исследование еженедельника позволит лучше понять современную картину испанских СМИ и выявить предпосылки ее формирования.

Значение масс-медиа в формировании гражданского общества широко обсуждается в отечественной и зарубежной науке. В каждой стране государство, гражданское общество и средства массовой информации по-прежнему находятся в поиске оптимальных механизмов взаимного влияния. Ввиду ограничений франкистской системы печати еженедельнику «Камбио 16» пришлось вести сложную игру с властями и разными общественно-политическими силами в стране. «Камбио 16» показал, как издание может отстаивать свою политическую и гражданскую позицию в непростой обстановке, способствуя при этом установлению равновесия в обществе. Опыт журнала актуален в современных условиях нарастающей политической нестабильности в мире, которая не в последнюю очередь продиктована ослаблением роли гражданского общества и независимых СМИ в политическом процессе.
Степень научной разработанности темы. В отечественной науке не проводилось целостных исследований еженедельника «Камбио 16». Кроме того, роль прессы в процессе политического перехода в Испании в 1970-е годы освещена лишь фрагментарно.

Общие проблемы изучения испанской печати в переходный период намечены в работах Г.Н.Пашкова1. Но они носят лишь обзорный характер, журналу «Камбио 16» в них уделено мало внимания. Г.Н.Пашков в своих работах сформулировал закономерности развития системы печати Испании в переходный период, что помогло автору при подготовке диссертации.

Ю.П.Матюхин2, наряду с Г.Н.Пашковым, внес большой вклад в научное осмысление франкистской системы печати. В.Г.Гинько3 сфокусировала свое исследовательское внимание на последствиях принятия Закона о печати 1966 г. Труды Ю.П.Матюхина и В.Г.Гинько сыграли важную роль в подготовке исторической части исследования.

Л.В.Орлова4 и А.А.Паисова5 в своих исследованиях также обращаются к вопросу о развитии печатных СМИ Испании в 1970-е годы. Их выводы о становлении молодой демократической печати Испании использованы в настоящей работе.

Большую пользу в работе над диссертацией принесли книги А.А.Красикова6, работавшего в 1970-е годы в качестве корреспондента ИТАР-ТАСС в Испании. В своих книгах и статьях на страницах советской печати А.А.Красиков значительное внимание уделял журналистике страны, публиковал свои интервью с представителями испанских СМИ, взятые в последние годы франкизма.

Значение печати для становления испанской демократии рассматривается в трудах отечественных историков-испанистов С.П.Пожарской1 и С.М.Хенкина2, хотя и не является непосредственным предметом их научного интереса. Эти исследователи сформировали взгляд отечественной науки на эпоху франкизма и период политической трансформации.

Определенное внимание демократическим преобразованиям в Испании в 1970-е годы уделял корреспондент газеты «Известия» в Мадриде В.Л.Верников3. В своих научных и журналистских работах он представил испанскую политическую трансформацию как ценный общеевропейский исторический опыт.

Особым образом стоит отметить С.Ю.Данилова, который сравнивает компромиссы, достигнутые в переходные периоды в США, России и Испании в монографии «Гражданская война и общенациональное примирение: США – Россия – Испания»4. Результаты исследования С.Ю.Данилова помогают понять особенности испанского опыта.

В зарубежной науке единственное крупное исследование журнала «Камбио 16» предпринято испанским ученым Хосе Мария Диасом-Дорронсоро5. В своей работе он сосредоточивает внимание на обстоятельствах появления журнала и его редакционной политике в 1971 – 1978 гг., хотя в ней и не обсуждается проблема влияния еженедельника на молодую демократическую печать Испании и процесс формирования в стране гражданского общества. Кроме того, исследование Диаса-Дорронсоро не раскрывает специфики еженедельника в полной мере потому, что в нем отсутствует филологический аспект – анализ журналистского языка и стиля издания.

В рамках своего исследования Диас-Дорронсоро интервьюирует тех, кто сыграл важную роль в становлении журнала: одного из основателей еженедельника, президента «Группы 16» Луиса Гонсалеса Сеару, главного редактора «Камбио 16» в 1976 – 1986 гг., известного испанского журналиста Хосе Онето, редакторов Хосе Антонио Мартинеса Солера, Мигеля Анхеля Агилара и Федерико Исарта. Их свидетельства широко привлекались в настоящей работе. Стоит отметить, что в настоящий момент Диас-Дорронсоро ведет работу над книгой о «Камбио 16».

Анализ публикаций «Камбио 16» составляет значительную часть диссертации Хасинто Тренадо Энрике «Политическая трансформация в Испании на страницах еженедельной прессы (по материалам 1973 – 1978 гг.)»1, в которой освещение политических событий «Камбио 16» рассматривается наряду с публикациями других изданий.

Еженедельник также оказался в центре внимания исследователя Марии Долорес Монтеро Санчес. Она проанализировала публикации «Камбио 16», посвященные основным политическим проблемам Испании в 1975 – 1985 гг.2, с социологической и статистической сторон.

Содержательной для нас оказалась книга филолога и журналиста Антонио Альфереса «Четвертая власть в Испании: пресса после Закона Фраги 1966 г.»3, дающая взвешенные и чрезвычайно информативные оценки редакционной политике ключевых изданий и издательских групп Испании в 1960-е – 1980-е годы.

В рамках историографии настоящего исследования также стоит выделить книгу Мигеля Анхеля Переса Руиса «Изменения в публичной сфере Испании 1950 – 1980 гг.»4, содержащую важную статистическую информацию и комментарии к ней.

Монографии Хуана Франсиско Фуэнтеса и Хавьера Фернандеса Себастьяна «История испанской журналистики»5 и работа Элисы Чулиа «Слово и власть»6 также принесли большую пользу при изучении проблем СМИ Испании в исследуемый период.

Несомненный научный интерес представляет выдержанная в публицистическом духе книга исследователя Хуана Санчеса Рада «Пресса: от Движения к социализму. 60 лет информационного дирижирования»7.

Упоминания в историографии настоящего исследования также требуют книги испанского историка Хавьера Туселя, и в первую очередь, монография «Франкистская диктатура и демократия 1939 – 2004 гг.»8, а также работы социолога и журналиста Амандо де Мигеля.

В испаноязычную историографию исследования также входит книга редактора «Камбио 16» Хосе Луиса Гутьерреса9, который в подробностях разбирает обстоятельства возникновения журнала, и книга Хесуса Пардо10, редактора международной рубрики журнала, рассказывающая о жизни редакции.

В последнее десятилетие в Испании было защищено несколько десятков диссертаций о прессе переходного периода, что наглядно подтверждает растущую актуальность выбранной нами темы. Некоторые из этих исследований будут привлекаться в настоящей работе.
Научная новизна исследования. В рамках настоящего исследования впервые в отечественной науке предпринимается попытка определить роль журнала «Камбио 16» в развитии демократической печати Испании. В работе охарактеризована типология перехода испанской системы печати от модели, свойственной авторитарному государству, к модели, характерной для СМИ демократических стран, определены этапы освобождения испанской прессы от цензуры, выявлены особенности формирования новых коммуникационных стратегий, технологий и методик испанской печати, появление которых было необходимо при переходе страны от диктатуры к демократии, осмыслен журналистский опыт участия в этих преобразованиях еженедельника «Камбио 16».
Объект и предмет исследования. Предметом настоящего исследования является журнал «Камбио 16» в период с момента его создания в 1971 г. до выхода еженедельника на пик читательской популярности в 1974 – 1976 гг. и спада интереса к изданию в конце 1970-х годов.

Объект исследования – система печати Испании в переходный период. Предлагается отсчитывать ее развитие от момента появления прогрессивных, демократически-ориентированных изданий 1960-х – первой половины 1970-х годов. В их число входят журналы «Куадернос пара эль диалого» (Cuadernos para el dialogo) и «Триунфо» (Triunfo), газеты «Мадрид» (Madrid), «Информасьонес» (Informaciones), «Вангуардиа» (La Vanguardia). В этих изданиях получили свой первый журналистский опыт будущие сотрудники журнала «Камбио 16».

С другой стороны объектом нашего исследования выступают испанские информационные еженедельники – предшественники «Камбио 16». Наряду с «Триунфо» и «Куадернос...» в их число входят «Актуалидад Эспаньола» (Actualidad Española), «Гасета Иллюстрада» (Gaceta Illustrada), «Сабадо Графико» (Sábado Gráfico) и др.

В годы активных политических преобразований в Испании появляются независимые демократические печатные СМИ: газеты «Эль Паис» (El País), «Эль Периодико де Каталунья» (El Periódico de Catalunya), газета «Группы 16»1 (Grupo 16) «Диарио 16» (Diario 16). Эти издания также входят в объект нашего исследования, поскольку, с одной стороны, они испытали влияние «Камбио 16» как одного из флагманов испанской демократической печати, а с другой – выступили конкурентами еженедельника и привлекли значительную часть его читателей.


Формулировка темы исследования ограничивает нас хронологическими рамками 70-х годов прошлого столетия. Расцвет еженедельника «Камбио 16», его наибольший успех у читателей приходится именно на 1970-е годы. Создание журнала, поворотные моменты редакционной политики и наиболее полная творческая реализация умещаются в границах этого периода. Но выполнить поставленные в исследовании задачи не представляется возможным без обращений к предыдущему и последующему периодам развития испанской прессы. Мы не можем оставить за рамками исследования разговор о публичной сфере Испании после принятия Закона о печати 1966 г., создавшего предпосылки для появления и развития демократической печати в стране. Нам также необходимо определить последователей «Камбио 16» в журналистике демократической Испании.
Рамки исследования. Большинство отечественных и зарубежных исследователей ограничивают эпоху перехода Испании от диктатуры к демократии периодом 1975 – 1978 гг. Отправной точкой считается смерть Франко 20 ноября 1975 г., а конечной – принятие демократической конституции в декабре 1978 г. Мы намерены придерживаться аналогичного понимания исследуемого периода2.

Цель нашего исследования – определить роль еженедельника «Камбио 16» в демократическом процессе в период политической трансформации в Испании, понять его значение для развития испанской демократической печати и гражданского общества.
Задачи исследования:

  1. определить предпосылки появления журнала «Камбио 16» в системе печати Испании и роль его предшественников в появлении еженедельника

  2. осмыслить редакционную политику «Камбио 16» в 1970-е годы, дать оценку стратегическим решениям «группы 16», обусловившим первоначальное существование еженедельника в формате «журнала об экономике и обществе», а также переход к формату общественно-политического еженедельника и позднее – еженедельника общей информации. Оценить влияние английской модели делового еженедельника (журнал «Экономист» (Economist), французской модели журнала мнений («Экспресс» (L´Express) на «Камбио 16»

  3. выявить характерные особенности журналистского стиля «Камбио 16», проанализировать язык издания, составить представление об основателях журнала, а также о корреспондентах, авторах, редакторах и колумнистах еженедельника

  4. выделить и рассмотреть на примерах материалов «Камбио 16» основные понятия политического языка Испании в момент перехода от диктатуры к демократии

  5. проследить влияние журналистской практики «Камбио 16» на молодую демократическую печать Испании и прийти к пониманию основных тенденций в ее развитии

  6. рассмотреть издательскую политику «группы 16» в 1970-е годы и вынести оценку газете «Диарио 16» как продолжателю журналистских традиций «Камбио 16»

  7. понять, каким образом журналу «Камбио 16» удалось оказать существенное влияние на формирование и укрепление гражданского общества, а также на политическую ситуацию в стране.

Основными методами для нас стали анализ, сопоставление и сравнение публикаций, позволяющие выявить как закономерности стиля и языка еженедельника «Камбио 16», так и его редакционную позицию.

Для характеристики основных тем журнала, лучшего понимания рубрикации и в какой-то мере – с целью определения политических предпочтений редакционного коллектива мы систематизируем и классифицируем исследуемые материалы.

Дедукция, анализ и сравнение, проделанные нами с журналистскими текстами и иллюстрациями «Камбио 16», грамматический, лексический и семантический анализ языка позволяют составить творческий портрет издания и проследить за тем, как он менялся в течение исследуемого периода.


Эмпирической базой для нашего исследования послужили номера журнала «Камбио 16» за 1971 – 1981 гг. Автор получил доступ к ним в ходе работы в архиве прессы Испанской национальной библиотеки в Мадриде. При этом для понимания дальнейшей эволюции еженедельника потребовалось выборочно ознакомиться с номерами разных лет вплоть до 2011 г.

Кроме того, для освещения ряда вопросов, связанных с влиянием «Камбио 16» на молодую демократическую печать Испании, потребовалось обратиться к отдельным номерам газеты «Диарио 16» за 1976 – 1990 гг. и газеты «Эль Мундо» за 1989 – 2011 гг.

В исследовании использовались многочисленные публикации в испанской прессе, посвященные журналу «Камбио 16», содержащиеся в электронном архиве документов эпохи политической трансформации в Испании, созданном Фондом Хуана Марча1.

В работе над диссертацией также были задействованы внутренние редакционные документы «Группы 16»: уставные бумаги, указания, составленные для журналистов, стенограммы выступлений на собраниях и совещаниях2.

Необходимо отметить, что исследованию помогли консультации с журналистом, специалистом по истории современной Испании Хуаном Кобо, профессором Университета Наварры Хосе Мария Диасом-Дорронсоро, профессором Университета Комплутенсе, специалистом по истории испанской печати Миртой Нуньес Диас Байарт и преподавателем Мадридского Университета Комплутенсе Марией Хесус Касальс Карро.
Положения, выносимые на защиту:


  1. В конце 1960-х – начале 1970-х годов в Испании возникли предпосылки для усиления роли прессы в общественно-политической жизни

  2. Испанская пресса сыграла существенную роль в организации общественного диалога в переходный период 1975 – 1978 гг.

  3. Журнал «Камбио 16» стал первопроходцем испанской демократической печати. Независимость, объективность и новый уровень качества журналистской работы позволили изданию стать влиятельным участником общественной и политической жизни страны

  4. Ввиду того, что различные политические деятели и группы высказывали на страницах журнала свое видение процесса реформирования страны, «Камбио 16» стал лабораторией идей испанского переходного периода

  5. Читатель поддержал «Камбио 16» за его способность к серьезному обсуждению проблем страны. Как только еженедельник стал утрачивать эту способность, аудитория начала от него отворачиваться и в итоге он оставил лидерство на рынке печатной политической журналистики

  6. Отказ «Камбио 16» от глубокого анализа проблем и его последующий уход с авансцены политической журналистики Испании ослабили демократический характер испанской печати


Научно-практическая значимость исследования. Настоящая работа будет востребована исследователями журналистики Испании в переходный период, специалистами по истории Испании и испанской печати ХХ в. Результаты исследования могут использоваться в работах, связанных с проблемой переходных обществ. Кроме того, диссертация может быть привлечена при изучении жанровой специфики информационных еженедельников.

Выводы, полученные в результате исследования, предполагают использование в преподавательской и научной деятельности в рамках специальности «Журналистика», а также в журналистской практике.


Структура исследования. Работа состоит из трех глав, библиографии, введения, заключения и приложения. Первая глава дает представление об историческом контексте исследования. Во второй главе рассматриваются обстоятельства появления журнала «Камбио 16». В третьей главе наше внимание сфокусировано на специфике издательской «Группы 16» и организационных решениях, повлекших за собой спад популярности журнала в конце 1970-х – начале 1980-х годов.

Основное содержание работы


Первая глава «Испанская пресса в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Предпосылки появления демократической печати» посвящена историческим обстоятельствам, в которых стало возможно появление журнала «Камбио 16». В ней диссертант дает оценку политической ситуации в стране в указанный период, определяет положение СМИ, уделяя особое внимание Закону о печати 1966 г. и журналам – предшественникам «Камбио 16».

Изменения в публичной сфере Испании 1960-х – 1970-х годов были подготовлены целым рядом тенденций в общественной и политической жизни страны. После осуществления принятого в 1959 г. «плана экономической стабилизации», покончившего с автаркией и открывшего страну для притока иностранного капитала и расширения внешних связей, на Пиренеях были совершены экономические преобразования, которые способствовали появлению среднего класса. Слой мелких и средних собственников и предпринимателей стал движущей силой в поступательном развитии испанского общества и впоследствии составил основу читательской аудитории прогрессивного журнала «Камбио 16», равно как и всей демократической прессы.

Очевидно, что законодательство о печати в 1960-е годы не отвечало новым реалиям общественной жизни в Испании. Предварительная цензура подвергалась осуждению со стороны развитых стран Западной Европы и была препятствием для Испании в ее взаимодействии с европейскими соседями. Кроме того, государство чисто технически было не в состоянии пропускать через свой фильтр весь объем издаваемой печатной продукции. В этих обстоятельствах в 1962 г. министерство информации и туризма возглавил энергичный политик Мануэль Фрага Ирибарне, пообещавший скорейшее принятие нового закона о печати. Идея Фраги состояла в том, чтобы, смягчив правительственный контроль над СМИ, создать своего рода клапаны для выпуска пара социального недовольства, ослаблять напряжение в стране и иметь больше возможностей следить за изменениями в общественном мнении. Отменялась предварительная цензура, хотя власть оставляла за собой право принять жесткие меры после выхода издания, если печаталось что-нибудь неугодное. По Закону о печати 1966 г. утверждалась прерогатива «частной инициативы» в создании СМИ. Ответственными за возможные нарушения признавались главные редакторы, которые теперь назначались издательскими компаниями, а не министерством информации и туризма. Предварительная цензура и «инструкции» заменялись предложением «добровольных консультаций». Теперь главный редактор в зависимости от проводимой изданием редакционной политики и позиции собственника принимал единоличное решение, идти или не идти на риск конфискации тиража или административных финансовых взысканий, публикуя материалы, которые могли быть оценены властями как недостаточно лояльные.

Таким образом, печатные СМИ, по сравнению с телевидением и радио, пользовались в 1960-е – начале 1970-х годов наибольшей свободой. Телевидение во франкистской Испании полностью принадлежало государству и использовалось сугубо как инструмент официальной пропаганды. Радиовещание было более разнообразным ввиду разветвленности радиосетей и широко представленного местного вещания. Однако и оно было полностью подконтрольно официальным структурам. Структура печатных СМИ соответствовала конструкции политической системы страны. Основные издания ориентировались на политические группы (их называли «семействами»), которые образовывали систему франкистского государства. Это были партия Испанская фаланга, преобразованная впоследствии в Национальное движение, вертикальные профсоюзы, католическая церковь, группы монархистов-традиционалистов, крупные собственники и предприниматели. Прогрессивные, реформистские убеждения, которые впоследствии стали отличительной чертой журнала «Камбио 16», транслировались, в первую очередь, в частной прессе – на страницах газет «Вангуардиа» (издательская группа «Годо»), «Мадрид» (общество «Фасес»), «Информасьонес» (издательская группа «Бильбао Эдиториаль»).

В 1960-е годы вопрос о политическом настоящем и будущем Испании по-настоящему затрагивался лишь в интеллектуальных кругах. Ученые, студенты и преподаватели университетов, журналисты и творческая интеллигенция являлись основной аудиторией журналов, приглашающих поразмышлять о происходящем в стране. К первой группе этих изданий – предшественников «Камбио 16» – следует отнести оппозиционно настроенные журналы (в испанских источниках их характеризуют еще как «боевитые» (combativos). Творческий коллектив таких изданий составляли в основном также интеллектуалы, а не журналисты. Журналы «Куадернос пара эль Диалого» и «Триунфо» вели диалог каждый со своей относительно узкой группой читателей. Эти издания придерживались политической тематики, ставя ее в общественно-культурный контекст. «Камбио 16» унаследовал от критически настроенных журналов 1960-х годов понимание журналистской миссии как борьбы за демократические ценности. В условную вторую группу предшественников «Камбио 16» попадают информационные еженедельники «Гасета илюстрада», «Актуалидад эспаньола» и «Сабадо графико». Они стремились соответствовать мировому стандарту информационного еженедельника. В плане формата, дизайна это удавалось. Однако давление на прессу со стороны государства, которое не прекратилось после принятия Закона о печати 1966 г., препятствовало полновесному, глубокому и беспристрастному освещению проблем и событий. А издания не были готовы идти на риск, преодолевая это давление.

По итогам сказанного в первой главе диссертант делает вывод, что олимп испанской журнальной периодики в конце 1960-х – начале 1970-х годов оставался незанятым. При большом внимании читателей к журналам, которые чувствовали себя более свободно, чем газеты, в полной мере использовать преимущества формата информационного еженедельника не удавалось ни одному из них. Возникали предпосылки для появления качественного журнала, который выступил бы в авангарде борьбы за демократические преобразования и апеллировал к формирующемуся гражданскому обществу.



Вторая глава «Журнал «Камбио 16» в борьбе за демократию в Испании: редакционная политика в 1971 – 1978 гг.» посвящена эволюции еженедельника в период от момента создания в 1971 г. в формате «журнала об экономике и обществе» и преобразования в политический еженедельник в 1974 г. до 1978 г. – момента окончания переходных процессов испанской политики. Во второй главе отдельно рассматривается освещение «Камбио 16» кампании перед первыми выборами в парламент 1977 г.

Основатель «Камбио 16» Хуан Томас де Салас был уверен, что журнал – более подходящая и изощренная, чем газета, форма журналистского высказывания в условиях диктатуры. Он готовился к ведению сложной, рискованной позиционной игры с властями. Де Салас намеревался переиграть франкизм на интеллектуальном поле, подвергая социально-политические и экономические реалии Испании глубокому критическому анализу. Первоначальный формат «журнала об экономике и обществе» возник как уловка, необходимая, чтобы пройти барьеры франкистской бюрократии: издательским компаниям часто приходилось утаивать свои притязания, для того чтобы обойти строгий контроль со стороны режима. В начальный период социальные проблемы и экономический анализ делят печатное пространство «Камбио 16» примерно поровну. С одной стороны, мы видим на страницах еженедельника материалы, посвященные забастовкам, безработице и трудоустройству, трудовой миграции, защите прав потребителя, с другой – статьи о валютном кризисе, проблемах частного предпринимательства, банковского сектора и внешних торговых отношений. Будучи представителем деловой прессы, «Камбио 16» обращался и к обывателю, демонстрировал понимание его потребностей. Это было характерной особенностью еженедельника, в то время как, например, «Триунфо» и «Куадернос пара эль диалого» работали в большей степени с оглядкой на интеллектуальную публику. Рубрики «Кошелек» и «Защита прав потребителя», систематически публикуемая информация о тенденциях на рынке труда, динамике роста заработных плат, рассмотрение громких трудовых конфликтов, помощь в понимании последствий тех или иных государственных решений свидетельствовали о внимании журнала «Камбио 16» к проблемам простого читателя. Кроме того, еженедельник показал, что о социально-экономических проблемах можно писать понятно и увлекательно. Экономическая тематика стала для «Камбио 16» хорошей возможностью транслировать свои убеждения. При всей сдержанности материалы «Камбио 16» первых лет из раза в раз сигнализировали о необходимости перемен в стране. Главным мотивом, побуждающим к преобразованиям, выступала экономическая неэффективность как предпринимательского, так и рабочего класса в тех бюрократических условиях, в которых они вынуждены были существовать.

В марте 1974 г. «Камбио 16» добивается от властей разрешения публиковать политическую информацию. Выход номера от 25 марта совпал с волнениями в Португалии, в результате которых закончилась диктатура Марселу Каэтану – наследника диктатора Салазара. Обложка была выполнена в цвет португальского флага. Заголовок: «О, Португалия!» Хуан Томас де Салас пишет редакционную статью с заглавием «Изменения без изменений» (Cambios sin cambio), где представляет читателям новый курс еженедельника. Он состоит в том, чтобы обеспечить информационный охват всех политических событий, происходящих в стране»1. «Уверены, – заканчивалась статья, – именно этого ждут настоящие и будущие читатели от нового журнала в решающий для страны момент. Мы меняемся, и никто нас не остановит»2.

С принятием новой редакционной политики тираж «Камбио 16» начинает стремительно расти и от первоначальной цифры в 20 тыс. экз. в начале 1974 г. доходит до 150 тыс. экз. в конце 1975 г. Тенденция стремительного роста сохраняется и в последующие годы. Трехнедельный запрет на выпуск еженедельника в феврале 1975 г. играет ему только на руку, мобилизуя читателей покупать журнал из солидарности и привлекая к себе внимание дополнительной аудитории. В 1975 г. тираж «Камбио 16» уже превышает 250 тыс. экз., а в 1976 г. – 300 тыс. экз.

Автор выделяет четыре основные смысловые группы, которые образовывала в 1974 – 1976 гг. тематика новостных и аналитических материалов «Камбио 16». Первую составляли материалы, содержащие критику франкизма и действующей политической системы – критику, которая была направлена против Национального движения, вертикальных (официальных) профсоюзов, сформированных при Франко, и кортесов – подконтрольной диктатуре палате представителей. Вторую группу образуют публикации о внутренних проблемах страны: недостаточных темпах экономического роста, терроризме, забастовках, студенческих волнениях, изоляции Испании на международной арене. «Камбио 16» из раза в раз утверждал, что, как только с наследием диктатуры будет покончено, эти трудности сойдут на нет. В третьем пласте материалов «Камбио 16» ставилась задача дать право голоса оппозиции: той, что находится в ссылке, на нелегальном положении, и внутренним, легальным политическим силам. Красной нитью сквозь эти тексты проходит мысль о всеобщем недовольстве режимом и о том, что вскоре политическая ситуация изменится и оппозиция получит возможность побороться за власть. В четвертую группу попадают материалы, призванные показать общественное мнение по тем или иным актуальным политическим событиям или вопросам. С этой задачей по заказу еженедельника исследовательские организации проводили социологические опросы, готовились интервью экспертов, представителей политической и деловой элиты.

В параграфе 2.3 «Камбио 16» и политический процесс в Испании (по материалам 1975 – 1978 гг.)» диссертант подробно рассматривает образ политических сил, находящихся в оппозиции к франкизму, и анализирует то, как освещалась в журнале предвыборная кампания 1977 г. Оценивается образ каждой из партий – основных участников политической борьбы, – складывающийся из публикаций еженедельника. Этими партиями были Союз демократического центра Адольфо Суареса, Испанская социалистическая рабочая партия Фелипе Гонсалеса, Народный альянс Мануэля Фраги и Коммунистическая партия Испании Сантьяго Каррильо.

Как показывает диссертант, одной из главных проблем выборов 1977 г. «Камбио 16» полагал возможное сохранение власти в руках франкистов, которые в конъюнктурных целях могли предстать в демократическом обличье, а кроме того, сфальсифицировать результаты голосования. Конкретные «подозрения» падали на Мануэля Фрагу, который в первом послефранкистском правительстве Ариаса Наварро стал министром внутренних дел и, хотя правительство утверждало, что добивается смягчения политических нравов, действовал весьма жестко против требовавших перемен демонстрантов и забастовщиков. Освещение «Камбио 16» предвыборной кампании «Народного альянса» были полны нескрываемой критики в адрес этой партии и ее лидера. Попытка М.Фраги использовать в своих политических интересах недовольство военных легализацией коммунистической партии вызывает решительное неприятие «Камбио 16». Еженедельник, а также ряд демократических изданий, среди которых – газеты «Эль Паис» (El País), «Диарио 16» (Diario 16), «Йа» (Ya), «Информасьонес» (Informaciones), публикуют совместное обращение «Не хороните надежду» со словами, явно адресованными именно «Народному альянсу»: «Мы считаем, что нужно немедля покончить с нападками антидемократических сил на законное правительство. Они хотели преднамеренно спровоцировать военных и создать угрозу для государства».

Позиция «Камбио 16» в отношении Союза демократического центра основана на почти безграничном доверии «папе Суаресу» – «спасителю испанской демократии». По мнению журнала, заслуги политика за время его пребывания на премьерском посту велики и не подлежат сомнению. Для издания Суарес – политическая личность, репутация которой подтверждает ее намерения, человек, которому можно доверить власть, в отличие от претендующего на аналогичный статус Мануэля Фраги. По тональности редакционных статей можно увидеть, что представление Суареса как политической альтернативы М.Фраги является важнейшей составляющей образа главы СДЦ на страницах издания.

Главным в видении «Камбио 16» Испанской социалистической рабочей партии было представление о ней как об умеренной левой силе, сходной с аналогичными политическими образованиями в Европе. В материале «Оппозиция Его Величества» в номере от 3 июля 1977 г. генеральный секретарь ИСРП Фелипе Гонсалес так представляет программу своей партии: «Мы намерены поддержать вхождение Испании в Европу на институциональном и политическом уровне, без испытательного срока – то, о чем мы говорили значительное время назад и то, над чем работали, делая вещи, за которые в нашей стране никто не брался. Мы работали с европейскими парламентариями и политическими объединениями, идеологически идентичных нашему»1.

Представляя в своих материалах испанских коммунистов, «Камбио 16» преследовал цель разбить два основных стереотипа, работавшие против них с подачи франкизма: о несамостоятельности КПИ и ее зависимости от Москвы и о несогласии коммунистической партии с принципами демократии. В материале «Все против Ариаса» в номере от 9 февраля 1976 г. раздел статьи, относящийся к коммунистической партии, был озаглавлен как «Несоветские коммунисты». Приводя реплики Каррильо с недавней пресс-конференции в Мадриде, «Камбио 16» писал об «открыто выражаемом несогласии Коммунистической партии Испании с политической линией КПСС, осуждении политического преследования в СССР и неприятия вторжения в Чехословакию, что, по словам лидера КПИ, «никак не согласуются с основами социализма» (имелся в виду советский тип «реального социализма)1. В номере от 24 апреля 1977 г. в редакционной статье «Чудо коммунистической партии» «Камбио 16» приветствует легализацию КПИ: «Коммунисты, добро пожаловать! Вы сыграли огромную и сложную роль в последней четверти века испанской истории. Сегодня вы, прошедшие до конца все тернии диктатуры, стали одной из самых сплоченных партий в стране, одним из столпов испанской демократии»2. «Сталинистское» прошлое партии предлагается оставить на рассмотрение историками. «Каррильо поднял на знамя политику общенационального примирения, которая с годами обрела твердую почву», – утверждает еженедельник, – «без легализации коммунистической партии демократия в нашей стране невозможна, но коммунисты также должны установить демократию в собственных рядах».


В журналистском сообщении «Камбио 16» были соблюдены стандарты информирования, присущие качественной прессе: точность, корректность, беспристрастность изложения – и при этом соотнесенность с общей редакционной линией, наличие эмоциональной окраски, способность вызвать читательский интерес. Благодаря этому, журнал выделялся на фоне старой, идеологизированной печати, для которой такие принципы были немыслимы, и смог добиться чрезвычайной популярности у читателя, переживающего вместе со страной непростые общественно-политические и культурные преобразования середины 1970-х годов.

Резюмируя сказанное во второй главе, диссертант выделяет несколько слагаемых успеха «Камбио 16». Во-первых, убежденность в необходимости глубоких преобразований страны и общества с самого начала в достаточной мере считывалась покупателями журнала. Этот посыл содержался в логике публикаций: перемены представлялись как неизбежность. Во-вторых, критика «Камбио 16» не была поверхностной: журнал указывал на глубинные проблемы испанского общества, коренящиеся во всей его истории, а отнюдь не только появившиеся после победы фалангистов в гражданской войне. И наконец, в-третьих, на читателя воздействовали выбранные изданием метафоры и намеки, сделанные между строк.


Третья глава «Издательская «группа 16» в медиапространстве демократической Испании» призвана показать издательское предприятие, сформировавшееся вокруг еженедельника «Камбио 16». Диссертант рассматривает положение журнала после завершения демократических преобразований в стране и обращает специальное внимание на проект газеты «Диарио 16», которую основатель «Камбио 16» де Салас мыслил как первую демократическую газету страны.

Автор показывает, что просчеты в редакционной политике не позволили «Диарио 16» соревноваться в борьбе за читателя с новым флагманом ежедневной печати Испании – газетой «Эль Паис». Одновременно убытки, которые принесла издательской «группе 16» «Диарио 16», ударили и по «Камбио 16». Это происходило на фоне падения читательского интереса к еженедельнику ввиду спада политической напряженности в стране, наступившего по окончании переходного периода. «Камбио 16» предпринимает попытку перейти от серьезной политической аналитики к темам общего интереса, но это не приводит журнал к успеху, а только усугубляет ситуацию: еженедельник «теряет свой голос», и ему становится сложно бороться за читателей в условиях укрепления позиций газеты «Эль Паис» и ее еженедельного приложения «Эль Паис Семаналь». Ведь до того «Камбио 16» во многом выполнял функцию качественной общенациональной газеты, обладая своего рода монополией на достоверную информацию, теперь же эта ниша оказалась заполнена.

В конце третьей главы автор приходит к выводу о динамике журналистского развития «Камбио 16» в 1970-е годы. В начале десятилетия популярность официальной прессы падала, появлялись новые издания, которые стремились, вопреки пропаганде, говорить о действительных настроениях в обществе. Но отнюдь не всегда такие намерения находили должное стилистическое оформление. В первые годы выпуска на страницах «Камбио 16» нельзя представить острую политическую информацию или открытую критику в адрес власти, однако в предложенных стандартах журналистики: языке, стиле, формате журнала и его отношении к своему читателю – чувствовался вызов как старой консервативной периодике, так и доживающему свой век франкизму. Когда ситуация в стране изменилась и на смену конфликтной, напряженной эпохе преобразований пришла стабильность с затяжным парламентским противостоянием издательская «Группа 16» начала стремительно терять связь со своей аудиторией. «Камбио 16» и другие аналогичные ему издания были своего рода «лабораториями идей», в которых остро нуждались сторонники мирного перехода от диктатуры к демократии, поскольку прецедентов такого процесса в мире не было. Журнал сыграл эту роль, но после бурной эпохи политического перехода такая его функция оказалась уже ненужной. Кроме того, «Группа 16» допустила стратегический просчет в период концентрации печати в Испании в конце 1970-х – начале 1980-х годов, приняв решение не идти на слияние с более крупными медиа- или предпринимательскими структурами, чтобы сохранить независимую журналистскую позицию. Не укрепляя при этом собственное предприятие, она обрекла себя на многие трудности.
В заключении приводятся выводы, сделанные в ходе диссертационного исследования. Опираясь на проделанный анализ испанской системы печати в 1970-е годы, автор определяет место журнала «Камбио 16» на печатном рынке и его роль в развитии демократической печати Испании. Проведя анализ публикаций еженедельника в указанный период, он оценивает роль «Камбио 16» в формировании гражданского общества в Испании.

«Камбио 16» в 1970-е годы представлял собой оригинальный журналистский продукт, обладающий характерным жанровым и национальным своеобразием. Еженедельник стал интересен читателю и как интеллектуальный продукт – издание, представляющее разные мнения о будущем Испании и способах социально-политического и экономического реформирования страны. Но в отличие от своих предшественников на этом поле – журналов «Триунфо» и «Куадернос пара эль диалого» – он предлагал четкую редакционную стратегию и предельно широкий, взвешенный спектр мнений. За счет качества журналистской работы «Камбио 16» остался в истории испанской печати ярким и влиятельным изданием. Главным аспектом редакционной политики журнала стала его готовность выступать от имени гражданского общества.



В конце 1970-х – начале 1980-х годов общемировой стандарт еженедельника общей информации сгладил различия между испанскими журналами. Оригинальные издания родом из прошлой эпохи, такие как «Триунфо» и «Куадернос пара эль диалого», не выдержали испытаний рынка и были закрыты, а новые создавались по мировым потребительским лекалам. Читатель видел «Камбио 16» качественным изданием, которое предлагает глубокий разбор проблем и помогает сориентироваться в общественно-политической реальности. Придерживаясь первоначальных принципов редакционной политики, авторитет издания можно было сохранить. «Камбио 16» мог прочно занять место респектабельного политического журнала, которое в Испании и по сей день остается вакантным. На рынке еженедельной прессы современной Испании господствует развлекательный формат. Относительно популярные аналитические издания «Эль Паис Семаналь» и «Ла Расон Семаналь» по ряду причин не могут уравновесить засилье «желтой прессы». Для того чтобы внести перелом в эту ситуацию недостаточно создать коммерчески просчитанный проект информационного еженедельника – необходимо то не вполне объяснимое попадание, совпадение интересов редакции и читателей, которое произошло у «Камбио 16» в 1970-е годы.
Апробация исследования. Основные результаты исследования были доведены до научного сообщества через публикации в изданиях, рецензируемых ВАК, общим объемом 3 п.л. Отдельные аспекты работы обсуждались в ходе участия автора настоящего исследования в XVII и XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Некоторые разделы исследования использовались при подготовке к проведению спецкурса в Ибероамериканском центре журналистики и культуры факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова.

Статьи в рецензируемых научных изданиях:


  1. Высоков Ю.В. «Камбио 16» в 70-е годы ХХ в.: от «журнала об экономике и обществе» к новостному еженедельнику // Вестник Моск. ун-та. Сер. Х, Журналистика. – 2011. – № 4. – 1 п.л.

  2. Газеты «Диарио 16» (1976–2001) и «Эль Мундо» (1989–2011) в информационном пространстве демократической Испании // Медиаскоп,  Выпуск  № 2. − 2011 г. URL: http://www.mediascope.ru/node/821 − 0421100082\0047. – 1.15 п.л.

  3. Высоков Ю.В. «Камбио 16» в политическом процессе (по материалам 1975–1978 гг.) // Медиаскоп – Выпуск № 2. − 2011 г. URL: http://www.mediascope.ru/node/854 – 0421100082\0028. – 0.85 п.л.


Тезисы докладов:


  1. Высоков Ю.В. Язык испанской прессы в переходный период (на примере публикаций журнала «Камбио 16» в 1971 – 1978 гг.) // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011.

  2. Высоков Ю.В. Закон о печати 1966 г. в Испании как опыт демократического реформирования СМИ // Материалы Международного молодёжного научного форума «Ломоносов-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010.




1 Cambio в переводе с испанского – «изменение». Число 16, количество первых акционеров издания, было добавлено к названию по указанию министерства информации и туризма: взятое само по себе слово cambio показалось чиновникам Франко провокационным. В дальнейшем число 16 превратилось в фирменный знак издательства Inpulsa (Información y Publicaciones Sociedad Anonima), которое называли не иначе как «группа 16».

2 Выражение parlamento de papel («бумажный парламент») стало в Испании расхожим в переходный период 1975 – 1978 гг.

1 Пашков Г.Н. СМИ Испании // «Зарубежная журналистика накануне XXI века. / Под. ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Пашков Г.Н. Журналистика Испании // Вестник Моск. ун-та, Сер. Х, Журналистика, – 1998, №6.

Пашков Г.Н. Печать в Испании // Вестник Моск. ун-та, Сер. Х, Журналистика. – 1994. – №3. – С. 56-61.

Пашков Г.Н. Проблемы испанской печати // Вестник Моск. ун-та, Сер. Х, Журналистика, – 1980, №5.

Пашков Г.Н., Сбруев В.В. Возникновение и развитие печати в Испании и её колониях. – М., 1988.


2 Матюхин Ю.П. Печать Испании (1945 – 1966 гг.): Дис. ...канд. филол. наук. – М., 1969.

3 Гинько В.Г. Испанская пресса до и после принятия закона о печати 1966 г. // Вестник Моск. Ун-та, Сер. Х, Журналистика, №3, – 1974.

4 Орлова Л.В. Газета «Эль Паис» в системе испанской ежедневной прессы и ее роль в формировании общественного мнения по вопросу о принадлежности Испании к НАТО (1975 – 1983 гг.): Дис. ...канд. филол. наук. – М., 1978.

5 Паисова А.А. Роль газеты «Эль Паис» в современных медиапроцессах Испании: Информационная политика в 1996-2001 гг. : дис. ... кандидата филологических наук / МГУ. – М., 2005.

6 Красиков А.А. Испания и мировая политика. – М. : Международные отношения, 1989.

Красиков А.А. Испания после Франко. – М. : Знание, 1982.

Красиков А.А. Испанский репортаж. – М. : Политиздат, 1981.


1 Пожарская С.П. От 18 июля 1936 – долгий путь. – М., 1977.

Пожарская С.П., Хенкин С.М. Послевоенный франкизм и его демонтаж // Тоталитаризм в Европе XX в. – М., 1996.



2 Хенкин С.М. Испания после диктатуры: (Соц. – полит. проблемы перехода к демократии). – М., 1993.

3 Испания: анфас и профиль. Под. ред. В.Л.Верникова. – М. : Весь мир, 2007.

4 Данилов С.Ю. Гражданская война и общенациональное примирение (США, Россия, Испания). – М. : ГУ-ВШЭ, 2004.

5 Díaz-Dorronsoro J.M. El modelo editorial de Cambio 16: 1971-1978. Tesis doctoral. Pamplona, 2007.

1 Trenado Enrique J. La Transición democrática en la prensa semanal española: 1973-1978. Tesis doctoral. Madrid. – 1993.

2 Montero Sánchez M.D. Perfil de las instituciones y roles sociopolíticos en Cambio 16. Estudio sobre los medios de comunicación en la transición política española, (1975-1985) Tesis doctoral. Barcelona. – 1988.

3 Alférez A. Cuarto poder en España. La prensa desde la Ley Fraga 1966. – Barcelona : Plaza & Janes, 1986.

4 Perez Ruiz M.A. La Transición de la Publicidad española 1950-1980. – Madrid, 2003.

5 Francisco Fuentes J., Fernandez Sebastian J. Historia del periodismo español. – Madrid, 1998.

6 Chuliá E. El poder y la palabra. – Madrid, 2001.

7 Sanchez Rada J. Prensa: del Movimiento al Socialismo. 60 años de dirigismo informativo. – Madrid, 2006.

8 Tussel J. Dictadura franquista y democrácia. – Madrid, 2010.

9 Gutiérrez J.L. Días de papel. – Leer, Madrid. – 2004.

10 Pardo J. Memorias de memoria. – Anagramma, Barcelona. – 1995.

1 Так сокращенно называют издательскую группу, выпускавшую журнал «Камбио 16». Ее полное название – Inpulsa (Información y Publicaciones Sociedad Anonima).

2 Существуют альтернативные точки зрения. К примеру, Х. Тренадо Энрике (см. Trenado Enrique J. La Transición democrática en la prensa semanal española: 1973-1978. Tesis doctoral. Madrid, 1993) предлагает отсчитывать процесс политического перехода от покушения на премьер-министра Карреро Бланко в 1973 г., а конечной точкой брать неудавшуюся попытку военного переворота 1981 г., подавление которой свидетельствовало о необратимости демократических перемен в стране. А редактор «Камбио 16» и автор книг об эпохе политической трансформации Хосе Онето (см. Oneto J. Anatomia de un cambio de regimen. – Barcelona, Plaza & Janes, 1985) не считал переходные процессы завершенными даже в середине 1980-х.

1 Fundación Juan March / http://www.march.es/ceacs/biblioteca/proyectos/linz/index.asp

2 Они собраны в двухтомнике редактора «Камбио 16» в первые годы издания Игнасио Фонтеса «Бумажный парламент: испанские журналы в годы демократических преобразований». В этой же книге собраны некоторые статистические данные, касающиеся роста доходов и тиража журнала.

1 Cambio 16. 25.03.1972. P. 3.

2 Ibid.

1 Cambio 16. 3.07.1977.

1 Cambio 16. 9.02.1976.

2 Cambio 16. 23.04.1977.