Результаты посещения открытых уроков и мероприятий орксэ преподавателями-тренерами. Итоговый анализ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План проведения массовых мероприятий 2 434.14kb.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков... 1 339.24kb.
Уроках учебного предмета «Литературное чтение» 1 59.54kb.
Краткие рекомендации для педагога по использованию презентации 1 170.58kb.
Методические рекомендации по проведению Дня Знаний 1 71.61kb.
Методические разработки мероприятий педагог-организатор мбоу дод... 1 282.78kb.
Полное наименование проекта «Центр Международной Торговли» 1 38.13kb.
Холокоста. Учителя из 23 городов России смогли обменяться опытом... 1 21.1kb.
Программа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения... 2 472.27kb.
Учительская газета 2013. 03. 19 Главное выбор московской семьи и... 1 185.8kb.
Отчёт о проведении тематических уроков, посвящённых 70-летию Сталинградской... 1 22.01kb.
Тема номера Точечные застройки: противостояния возобновились Жители... 1 59.17kb.
- 4 1234.94kb.
Результаты посещения открытых уроков и мероприятий орксэ преподавателями-тренерами. - страница №1/1



РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЕЩЕНИЯ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ ОРКСЭ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ-ТРЕНЕРАМИ. ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ.

Срок проведения: май 2010.

Тренеры, участвовавшие в открытых мероприятиях: Афанасьева С.Ю., Соколова М.Е., Кулешова О.Н., Маслов Е.А., Часовская С.М., Лебедкина А.А., Голубева Е.Ю., Жукова Л.Н., Мартынчук С.М., Горбачева Г.В., Мавренкова Е.В.

1. Основные результаты.

Посещено свыше 50 открытых уроков и мероприятий в муниципальных образования (согласно Таблице 1).

В двух муниципальных образованиях (Правдинск, Гвардейск) открытые уроки проводились в рамках муниципальных семинаров с участием педагогов района, преподающих ОРК и СЭ.

Тренерами ОРК СЭ (Сыроватко Л.В., Соколова М.Е.) были разработаны критерии (согласно Таблице 2) анализа уроков ОРКСЭ, на основании которых производилась экспертная оценка качества преподавания комплексного учебного курса. В процессе посещения уроков тренерами проводилось консультирование педагогов, анализировались уроки. По итогам данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Большинство учителей с энтузиазмом отнеслись к преподаванию нового курса, считают введение его оправданным и необходимым для развития современного образования. Многие учителя применяют в своей педагогической практике собственные методические разработки (аудио, видеоматериалы, презентации и др.).

2. Учащиеся и родители, по словам педагогов, положительно восприняли новый предмет. Ребята дома работают с мультимедийным пособием, задают множество вопросов, осваивают проектирование. Родители с одобрением поддерживают активность детей (включая их дополнительную подготовку дома) по отношению к ОРКСЭ, однако сами не всегда активно сотрудничают со школой в этой сфере.

3. Учителя видят необходимость в продолжении своего обучения, в создании системы постоянного сопровождения процесса апробации(курсы, семинары, мастер-классы).

4. По мнению тренеров, ряд учителей не в полной мере реализует цели и задачи курса на уроках и нуждается в методической помощи, дополнительном обучении.

5. Тренеры отметили ряд учителей, опыт которых необходимо распространять. Кроме того данные педагоги могут являться консультантами ОРКСЭ на местах.

6. Одним из важных результатов посещения открытых уроков является подготовка к публикации в КОИРО сборника с лучшими уроками ОРК СЭ, разработанных педагогами Калининградской области.



2. Качество преподавания предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

(по итогам посещения 50 уроков)

По итогам посещения и оценки тренерами открытых уроков ОРК и СЭ можно выделить педагогов, уроки которых получили высокую оценку тренеров (от 45-55 баллов):



п.п.

ФИО учителя

модуль

Муниципалитет/

образовательное

учреждение

1.


Куршева Галина Альбертовна


Светская этика


Зеленоградск,

МОУ СОШ п. Мельниково



2.

Лауцявечене Наталья Александровна

Светская этика

Светлый

МОУСОШ №5



3.

Шанько Анастасия Анатольевна

Основы православной культуры

Гусев

МОУ СОШ №1



4.

Яснопольская

Лариса Петровна



Основы православной культуры

Черняховск

МОУ СОШ №3



5.

Ненартавичене Нина Ивановна

Светская этика

Черняховск

МОУ СОШ №4



6.

Шнуркова Нина Юрьевна

Основы православной культуры

Правдинск

МОУ СОШ


7.

Рыбина Виктория

Андреевна



Основы православной культуры

Гвардейск

МОУ СОШ №2



8.

Козлова Светлана Петровна

Светская этика

Гусев

МОУ


гимназия № 6

9.

Шарапова Татьяна Александровна

Светская этика

Нестеров

МОУ


Побединская СОШ

10.

Мельниченко Нина Геннадиевна

Светская этика

Полесск

МОУ Саранская СОШ



11.

Лебешева Светлана Петровна

Основы православной культуры

Балтийск

МОУ СОШ №8



12.

Бобылева Ирина Викторовна

Светская этика

Советск МОУ лицей №10

13.

Мамаева Марина Анатольевна

Светская этика

Нестеров

Покрышкинская ООШ



14.

Антипова Надежда Петровна

Основы православной культуры

Неман

МОУ СОШ №1



15.

Киловская Инна Николаевна

Светская этика

Калининград

МОУ СОШ №9



16.

Догилева Анна Роберто

Основы православной культуры

Неман

МОУ СОШ п. Новоколхозное



17.

Зверякина Александра Петровна

Светская этика

Зеленоградск

МОУ СОШ п. Романово



18.

Попова Валентина Ивановна

Светская этика

Калининград

МОУСОШ №46



19.

Карловская Елена Леонидовна

Основы православной культуры

Нестеров

МОУ СОШ


20.

Строцкая Ирина Владимировна

Светская этика

Пионерский

МОУ СОШ


21.

Мавренчук Светлана Михайловна

Светская этика

Советск

МОУ


гимназия №1

22.

Кошелева Ольга Александровна

Основы мировых

религиозных культур



Правдинск

МОУ СОШ п. Домново



Таким образом, судя по отзывам тренеров, уровень методической подготовки 22 из 50 учителей (41%), чьи уроки посетили тренеры, довольно высок. Ряд педагогов (получивших 50 и более баллов) обладают весьма высоким уровнем общей профессиональной компетентности. Он выражен, прежде всего, в:

- грамотном и целесообразном использовании инновационных педагогических технологий;

- особом уважительном стиле педагогического общения с учащимися;

- высокой степени общей культуры педагога и эрудиции в различных сферах, в том числе религиоведческой, философской;

- умении четко выстроить структуру урока, определить его ведущую идею; - комплексной реализации целей и задач не только на определенных этапах урока, но и на всем его протяжении;

- умении организовать проблемный диалог, мотивировать учащихся на решение той или иной учебной ситуации;

- свободной манере ведения открытого урока, умении импровизировать, откликаться на поставленные учащимися вопросы и проблемы, не уклоняясь от основной цели урока.

Однако были уроки (6) которые получили довольно низкую экспертную оценку (25-11 баллов), что говорит о необходимости особой работы с этими педагогами методистов МОУО и КОИРО.

Из этого следует, что у 12% педагогов имеются проблемы с преподаванием нового курса. В первую очередь они заключаются в:

- невысоком уровне общей профессиональной компетентности: авторитарном стиле общения с учащимися, однообразии методов и форм работы, низкой степени активности учащихся, игнорировании возрастных особенностей учащихся и др.;

- отсутствии мотивации у учителя к преподаванию ОРКСЭ («Я не хочу этот предмет преподавать, зачем я на это согласилась»);

- фактических ошибках, искажениях материала программы;

- невысоком уровне культуры речи учителя.

В целом можно выделить следующие проблемы, выявленные в ходе мониторинга:



1. Пассивная стратегия ведения урока. Ведущий метод на таких уроках – объяснительно-иллюстративный.

2. Приоритет образовательных, а не воспитательных задач урока. Как правило, это связано с выбором пассивной стратегии, которая провоцирует учителя выступать в роли лектора.

3. Перегруженность информацией. Некоторые учителя не владеют навыками отбора содержания, пытаясь вместить в урок максимум информации по преподаваемой теме. Это особенно характерно для преподавателей модуля «Основы православной культуры».

4. Отсутствие принципа актуализации содержания на уроке. Некоторые уроки слишком дидактичны, нравственные принципы, нормы поведения декларируются учителем.

5. Поверхностность рассмотрения нравственного аспекта учебной ситуации. Часть учителей, пытаясь актуализировать материал, связать с жизнью детей, не углубляются в проблему, оставляют без ответа возникающие на уроке вопросы детей. Этот недостаток чаще всего присутствует на уроках модуля «Светская этика».

6. Неумение построить диалог на уроке. Репродуктивный характер задаваемых учителем вопросов. Учитель не владеет навыками создания проблемной учебной ситуации.

В качестве положительных аспектов следует выделить:



1. Творческий подход в преподавании ОРКСЭ. Многие учителя находят и разрабатывают дополнительные материалы для преподавания курса. Часто это иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы.

2. Реализация воспитательных задач курса. Несмотря на то, что воспитательные задачи не всегда являются приоритетными на уроках ОРКСЭ, учитель в целом их ставит и реализует. Но зачастую педагогу не хватает определенных компетенций для более глубокой реализации концепции урока.

3. Выбор активных и интерактивных форм обучения. Как уже говорилось, учителя в основном выбирают пассивную стратегию ведения урока, однако на уроках присутствуют активные и интерактивные формы работы. Однако их использование не всегда методически грамотно, не всегда достигает цели.

4. Интерес детей. Тренеры отмечают, что детям интересно на уроках. Учителя осуществляют связь изучаемого материала с жизнью детей, пытаются организовать диалоговое пространство урока, на таких уроках чувствуется заинтересованность детей, ощущается особая атмосфера общей мотивации на разговор о вечных ценностях.

5. Заинтересованность педагогов. Педагоги говорят, что подготовка к урокам занимает у них много времени, однако многие считают курс необходимым и выражают желание преподавать ОРКСЭ в дальнейшем.

С учетом вышеизложенного дальнейшее методическое сопровождение апробации ОРКСЭ может сопровождаться следующими рекомендациями.



На уровне Калининградского областного института развития образования:

1. Продолжение работы и дальнейшее привлечение к процессу повышения квалификации педагогов комплексного учебного курса команды тренеров АПК:

- дальнейшее повышение квалификации тренеров: курсы, семинары, круглые столы и др.;

- создание системы поощрения работы тренеров (благодарственные письма, материальное стимулирование, стимулирование стажировками и командировками);

- организация мастер-классов для педагогов с участием тренеров ОРКСЭ.



2. Сотрудничество с муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями:

- информирование по вопросам апробации;

- проведение по согласованию выездных консультаций с участием тренеров и методистов;

- организация кустовых и районных практических семинаров.



3. Повышение квалификации педагогов ОРКСЭ:

- организация дополнительной курсовой подготовки педагогов по курсу ОРКСЭ;

- проведение обучающих семинаров: по отбору содержания уроков ОРКСЭ; по вопросам целеполагания на данных уроках; использованию активной и интерактивной стратегий; работе с родителями и др.;

-проведение индивидуальных консультаций педагогов, имеющих особые затруднения в преподавании ОРКСЭ (по результатам посещенных тренерами мероприятий);

- диссеминация лучшего педагогического опыта: проведение семинаров, мастер-классов с участием педагогов ОРКСЭ.

5. Издательская деятельность:

- издание разработок уроков ОРКСЭ;

- издание материалов по результатам апробации курса ОРКСЭ в Калининградской области

4. Мониторинг:

- разработка диагностического инструментария;

- обработка и анализ материалов:

- распространение итогов мониторинга в МОУО.



На уровне образовательных учреждений:

- организация внутришкольного контроля апробации курса администрацией образовательного учреждения;

- пополнение фонда школьной библиотеки литературой соответствующего направления для педагогов, учащихся, родителей;

- оказание методической помощи педагогам, у которых выявляются проблемы в преподавании,в том числе с привлеченем тренеров и с участием тренеров и методистов КОИРО по согласованию;

- направление педагогов на углубленные курсы переподготовки преподавателей духовно-нравственных дисциплин.

На уровне муниципальных органов управления образованием:

- организация работы методических объединений учителей ОРКСЭ.

- проведение районных практических семинаров по данному направлению.

Таблица 1



Муниципальное образование


Количество уроков и мероприятий

% от общего числа

Городской округ «Город Калининград»

9

18%

Багратионовский муниципальный р-н

----




Балтийский муниципальный р-н

3

6%

Гвардейский р-н

3

6%

Гурьевский р-н

1

2%

Гусевский р-н

2

4%

Зеленоградский р-н

5

10%

Краснознаменский муниципальный р-н

----




Неманский муниципальный р-н

3

6%

Нестеровский р-н

5

10%

Озёрский муниципальный р-н

2

4%

Полесский муниципальный р-н

2

4%

Правдинский р-н

1

2%

Светлогорский муниципальный р-н

2

4%

Славский муниципальный р-н

----




Черняховский муниципальный р-н

2

4%

Ладушкинский городской округ

----




Мамоновский городской округ

----




Пионерский городской округ

4

8%

Светловский городской округ

2

4%

Советский городской округ

5

10%

Янтарный городской округ

----




Таблица 2

Критерии оценки урока (каждый критерий – по 5-балльной шкале: 0 – 1 практически не… 2 – 3 в малой степени – недостаточно 4 – 5 в большой степени – превосходно)



Наименование критерия

Кол-во баллов

1.


Выбор стратегии. К какому типу относятся основные методики, применённые на данном уроке? (Пассив, актив, интерактив)? Уместно ли на данном уроке сочетание данных методик?




2.


Оригинальность, профессиональная грамотность, эрудиция. Является ли урок авторским, оригинальным (полностью; отдельными УС – какими именно; урок по большей части основан на…) Какие источники, каких авторов (тексты, иллюстрации, предметы, фактография и др.) использовались на уроке? Грамотно ли (корректно) используются данные источники? Имели ли место фактические ошибки при изложении учебного материала? Насколько учитель владеет содержанием преподаваемого модуля в контексте решения воспитательных задач урока?




3.

Структура. Чёткая ли структура урока? Как осуществляются переходы от одной УС к другой, не нарушена ли логика? Правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?




4.

Организация диалога. Чётко ли сформулированы задания, вопросы? Понимают ли их дети? Активны ли они, проявляют интерес? Удалось ли организовать диалог между детьми? Были ли такие, которые никак не проявили себя на этом уроке (даже в качестве заинтересованных слушателей)? Дисциплина на уроке: добивался ли её учитель особыми мерами (какая-л. мотивация, личный авторитет, повышение/понижение голоса и особая интонация, дисциплинарные взыскания и др.) Помогали или мешали (сковывали диалоговую инициативу) эти меры?




5.

Соответствие возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. Соответствует ли предъявляемый учебный материал возрастным особенностям духовно-нравственного развития личности? Соотносится ли учебный материал с закономерностями формирования ценностных ориентаций? Учитываются ли в ходе урока индивидуальные психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся и класса в целом (особенности восприятия, темперамента, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень обученности и воспитанности и т. д.)?




6.

Системность. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Какие были опущены, обоснованно ли это на данном уроке? Как связан урок с последующим(и) и предыдущим(и)? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?




7.

Реализация воспитательных задач. Велась ли работа по формированию мировоззрения, как был связан урок с жизненным опытом учащихся? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? Как можно описать слово учителя, его эмоциональное воздействие, стиль педагогического общения, эмоциональную атмосферу урока? Как действовал учитель на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся, консультирование, организация межличностного/межгруппового взаимодействия, экспертиза и др.)? Был ли достигнут контакт с классом?




8.

Обратная связь. Осуществлялось ли как-то первичное, сопутствующее закрепление в процессе ознакомления с новым материалом? Как контролировалось усвоение материала (сколько учеников отвечало, каков принцип их вызова?




9.

Развитие. Имело ли место – на уровне, соответствующем возрасту – совершенствование в мыслительной деятельности (анализ; синтез; мышление по аналогии; работа с ассоциациями; противопоставление; обобщение, классификация, систематизация)? Были ли использованы формы работы, направленные на развитие творческого мышления? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Работал ли учитель над развитием коммуникативных и управленческих навыков у учащихся?




10.

Интеграция. Сообщались ли на уроке какие-то интересные и ранее неизвестные учащимся сведения для общего развития? Осуществлялись ли интеграция (внутрипредметные, межпредметные, надпредметные связи)? Прослеживалась ли связь с другими модулями курса?




11.


Техническое обеспечение, его обоснованность. Использовались ли на уроке раздаточные материалы, мудьтимедийные средства обучения, ТСО и уместно ли было их использование? Насколько грамотно изготовлены (в т.ч. и с точки зрения норм САНПИН и соблюдения авторских прав) раздаточные материалы, мультимедийные ресурсы?