Решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г. №16 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г. №16 - страница №1/2



Приложение 1

ОДОБРЕНЫ


решением коллегии Минкультуры России

от 29 ноября 2011 г. № 16



Основные направления развития деятельности

по сохранению библиотечных фондов

в Российской Федерации

на 2011 - 2020 годы.

Москва, 2011

Авторский коллектив:
Т.Л.Манилова (главный редактор) – заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий–начальник отдела библиотек и архивов, кандидат педагогических наук;

С.А.Добрусина – директор Федерального центра консервации библиотечных фондов ФГБУ «Российская национальная библиотека», доктор технических наук;

А.Ю.Самарин – заместитель генерального директора ФГБУ «Российская государственная библиотека», доктор исторических наук;

И.П.Тикунова – заведующая НИО редких книг (Музей книги) ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат философских наук;

И.Г.Пестерева – начальник Отдела микрофотокопирования ФГБУ «Российская государственная библиотека»;

М.В.Дьяченко – заместитель заведующего Отделом межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат исторических наук;

Т.Я.Кузнецова – заведующая кафедрой библиотековедения и информатики ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма», кандидат педагогических наук;

Е.А.Ястржембская – заместитель директора ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России»;

Н.И.Хахалева – кандидат педагогических наук;

Н.А.Щербачева – координатор программ по сохранению библиотечных фондов.




С О Д Е Р Ж А Н И Е


Список сокращений…………………………………………………


Введение. Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации

(2001 – 2011 гг.)……………………………………………………..


Цель и задачи развития системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011-2020 гг..
1.Консервация библиотечных фондов……………………..............
2.Книжные памятники Российской Федерации……………………………………………………………
3.Создание Российского страхового фонда

документов библиотек.…………………………….……………….


4.Сохранение библиотечных фондов в процессе использования……………………………………………………….
5.Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов……………………………………………………………….


4


5

15
18

22

27

30



34



Список сокращений

АПРИКТ – ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма»

ВГБИЛ – ФГБУК «Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино»

ГПИБ России – ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России»

ЕРСФД – Единый российский страховой фонд документации

Национальная программа, Программа – Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2001 – 2010)

НИО редких книг – Научно-исследовательский отдел редких книг (Музей книги) ФГБУ РГБ

НИЦКРД – Научно-исследовательский центр консервации документов РГБ.

ОСКП – Общероссийский свод книжных памятников

РАН – Российская академия наук

РГБ – ФГБУ «Российская государственная библиотека»

РНБ – ФГБУ «Российская национальная библиотека»

РРСМ – Российский регистр страховых микроформ

РСФДБ – Российский страховой фонд документов библиотек

ФГБОУ ДПОФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

ФГБУ Федеральное государственное бюджетное учреждение

ФГБУК Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

ФЗ – Федеральный закон

ФТЛ – федеральная техническая лаборатория

ФЦКБФ РНБ - федеральный центр консервации библиотечных фондов ФГБУ РНБ

ФЦП – Федеральная целевая программа

COM – Computer output microfilms – система перевода электронных документов на микроформы (микрофиши и рулонную микропленку)
ВВЕДЕНИЕ. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2001 – 2010 гг.)
Сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны стало одним из приоритетов государственной политики в области развития библиотечного дела.

Начиная это направление в начале 1990-х годов Управление библиотек Министерства культуры Российской Федерации считало необходимым видеть в библиотечных фондах не только часть культурного наследия, но и важную, уникальную часть информационного ресурса страны, к которому должен обеспечиваться постоянный доступ.

Основная задача библиотек — предоставление обществу накопленных ценных информационных ресурсов. При этом непременным условием их доступности является соответствующая степень сохранности документов, позволяющая полноценно использовать их сегодня и при этом сохранить для будущих поколений.

Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются с течением времени. Новые носители информации - микрофильмы, микрофиши, магнитные и оптические диски - также подвержены разрушению и их появление рождает новую специфическую проблему обеспечения их сохранности. Задача сохранения библиотечных фондов становится все более актуальной и сложной по мере их роста, старения и массового использования.

В российских библиотеках проблема сохранности фондов и в советский период была достаточно острой, но в 1990-е годы в связи с отсутствием стабильного и полного бюджетного финансирования условия и возможности сохранения библиотечных фондов, как и всего культурного наследия России, резко ухудшились.

С 1994 г. Минкультуры России начало осуществлять мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов.

Подробный анализ материалов проверки организации учета и режима хранения фондов федеральных библиотек, а также результатов анкетирования региональных библиотек показал, что ситуация с обеспечением сохранности фондов резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической.

В создавшихся условиях стала очевидной необходимость формирования новой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны.

Единственным оптимальным решением этой задачи являлась организация целенаправленной системной деятельности по сохранению библиотечных фондов, которая обеспечит модернизацию сферы сохранения документов, создание нового профессионального сообщества, развитие и внедрение новых технологий, оптимизацию расходов на сохранение документов в условиях острого финансового дефицита.

В сложившейся ситуации решение этой проблемы требовало гибкого подхода к выбору наиболее эффективных и экономичных средств, четкой постановки задач, осознанного отбора приоритетов. В условиях нехватки финансовых средств огромное значение имели организационные решения, кооперация и координация деятельности по сохранению библиотечных фондов.

Перед нашими специалистами стояла непростая задача - выработать стратегию обеспечения сохранности документов в условиях социально-экономического кризиса и минимального финансирования.

В результате большой и серьезной работы, проведенной Управлением библиотек Министерства культуры и ведущими библиотеками страны: Российской государственной (РГБ), Российской национальной (РНБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической (ГПИБ), был разработан пакет документов, определяющих стратегию действий по сохранению библиотечных фондов на ближайшее будущее, формулирующих принципы государственной политики в этой области.

Коллегия Министерства культуры Российской Федерации в 1998 г. рассмотрела и одобрила подготовленные документы, утвердила Концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

К 2000 г. специалистами в области библиотечного дела была разработана, а затем утверждена приказом Министра культуры № 540 от 13 сентября 2000 г. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, которая сформулировала государственную политику в области сохранения библиотечных фондов. В ней впервые были обозначены стратегические цели и задачи организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в масштабе страны, которая значительно эффективнее и экономичнее, чем разовые мероприятия, решает обозначенную проблему.

Важнейшим направлениям библиотечной деятельности, от которых непосредственно зависит сохранность документов, соответствовали 7 основных подпрограмм, составляющих Национальную программу:

1. Консервация библиотечных фондов.

2. Создание страхового фонда документов библиотек.

3. Книжные памятники Российской Федерации.

4. Безопасность библиотечных фондов.

5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

6. Учет библиотечных фондов.

7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

Национальная программа (2001 – 2010 гг.) была реализована в рамках федеральной целевой программы «Культура России» 2001 – 2005 гг. и 2006 – 2011 гг. Постоянное финансирование из федерального бюджета позволило не только модернизировать и развернуть работу по сохранению документов в российских библиотеках, но и направить ее в нужное русло, на решение задач государственного уровня.

За 10 лет реализации Программы через ФЦП «Культура России» были поддержаны проекты по организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов более чем в 50 субъектах Российской Федерации.

Утверждение программы и стабильное финансирование сферы сохранения библиотечных фондов из федерального бюджета в рамках ФЦП обратили внимание региональных органов власти на необходимость поддержки и разработки этого направления, дали необходимый импульс к увеличению финансирования этой важнейшей сферы библиотечной деятельности из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В реализации программы помимо федеральных и региональных библиотек системы Минкультуры России принимали участие библиотеки госуниверситетов и учреждения Российской академии наук, а также отдельные музеи и архивы. В качестве механизма реализации программы была создана и получила развитие управленческая инфраструктура сферы сохранения библиотечных фондов в виде трехуровневой системы методических и координационных центров:



  1. На федеральном уровне на базе крупнейших федеральных библиотек – РГБ, РНБ, ВГБИЛ, ГПИБ, и организаций – АПРИКТ, РОСИЗО, была сформирована система научно-методических координационных центров федерального значения, которые обеспечивают реализацию каждого из направлений программы на федеральном и региональном уровнях.

  2. На уровне субъектов Российской Федерации на базе центральных библиотек начала создаваться и уже успешно работает в целом ряде регионов система региональных и межрегиональных центров. На региональные центры возлагаются задачи реализации государственной политики по сохранению библиотечных фондов России, организации и координации деятельности по обеспечению сохранности фондов не только в своей библиотеке, но и во всех книгохранилищах региона вне зависимости от ведомственной принадлежности.

  3. Начали создаваться центры сохранения библиотечных фондов третьего уровня системы – в Иркутской области и Алтайском крае под руководством региональных центров создаются муниципальные центры сохранения библиотечных фондов.

Создание системы координационных центров позволяет, не создавая дорогостоящих служб сохранения фондов в каждой библиотеке страны, решать проблемы материально-технического и кадрового обеспечения сферы сохранения библиотечных фондов в российских библиотеках в возможно короткие сроки и с наименьшими затратами.

За годы реализации Национальной программы ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов во многих регионах России качественно изменилась. В половине регионов были созданы необходимые условия для развития деятельности в сфере обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Подготовлены новые профессиональные кадры в области консервации документов, повышается квалификация имеющихся специалистов.

Достаточно сказать, что в 2000 г. только в 7 общедоступных библиотеках имелись полноценные службы консервации документов: 3 – в федеральных библиотеках, 4 – в регионах, а в настоящее время более чем в 40 субъектах Российской Федерации работают специалисты-консерваторы или специально обученные библиотекари и ведется работа по созданию и развитию центров и служб консервации библиотечных фондов.

В 20 субъектах Российской Федерации уже созданы и успешно функционируют региональные и межрегиональные центры и службы сохранения библиотечных фондов, которые работают со всеми фондохранилищами своего региона вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Они имеют соответствующие профессиональные кадры и оснащены современным оборудованием. Необходимо отметить, что большая их часть начала работу в процессе реализации Программы с «нуля».

Еще в 10 центральных региональных библиотеках начали реализовываться проекты создания подразделений и служб обеспечения сохранности фондов, которые в перспективе вырастут в региональные центры.

В 2000 г. в подавляющем большинстве региональных библиотек в хранилищах не было даже термометров и гигрометров и, соответственно, не осуществлялся контроль режима хранения фондов на самом элементарном уровне. В настоящее время региональные центры оснащены новейшими контрольно-измерительными приборами и современным консервационным оборудованием, что позволило вывести работы по обеспечению сохранности фондов на совершенно новый уровень.

Организован мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов: выполнено обследование состояния хранилищ и сохранности фондов 107 библиотек, архивов и музеев в 64 регионах России, в том числе более 77% всех центральных библиотек субъектов Российской Федерации.

Библиотеки получили профессиональный анализ состояния своих документов и хранилищ, а также рекомендации по практической консервационной деятельности именно в данных библиотеках и в конкретных условиях.

Разработаны новые технологии и методики исследования состояния документов. Методика экспертизы и паспортизации библиотечных фондов на основе электронных баз данных – «Редкая книга» (2001 г.), «Манускрипт» (2002 г.), «Фотография» (2003 г.), «Открытка» (2010 г.), успешно внедряются и уже используются во многих региональных библиотеках.



Южно-Сахалинск

Петропавловск-

Камчатский
Взаимодействие ФЦКБФ РНБ с библиотеками России
Разработаны и внедряются новые технологии массовой консервации, в том числе фазовая консервация, нейтрализация кислотности бумаги документов. Модернизация материально-технической базы ФЦКБФ РНБ позволила начать широкое использование этих технологий в работе с регионами: изготовлять контейнеры из бескислотного картона и инкапсулировать в полимерную пленку листовые документы для фазового хранения документов региональных библиотек, проводить массовую нейтрализацию кислотности бумаги документов из фондов федеральных и региональных библиотек (более 28 тонн за 5 лет), а также использовать механизированные методы реставрации.

Применение технологий и методов массовой консервации, позволяет многократно увеличивать объемы документов, спасенных от разрушения. Одновременно обеспечивается высокопрофессиональная ручная реставрация ценнейших документов, хранящихся не только в федеральных, но и в региональных библиотеках.

Разработаны нормативные документы: два межгосударственных и один национальный стандарт: «Консервация документов. Общие требования», «Консервация документов. Термины и определения», «Консервация документов на компакт-дисках».

Подготовлена научно-методическая база организации системной деятельности по консервации документов в библиотеках страны, выпущены в свет более 10 научно-методических и учебных пособий.

До 2001 г. работа по описанию и учету особо ценных документов велась только в федеральных и единичных региональных учреждениях. Не было достоверной информации о наличии, количестве и состоянии ценнейшей части библиотечных фондов, представляющей собой значимую составляющую культурного достояния России.

За период реализации программы удалось заложить нормативно-правовую и научно-методическую основу для выявления, идентификации и библиографического учета книжных памятников, провести значительную работу по созданию системы государственного учета наиболее ценной части Национального библиотечного фонда.

3 июня 2009 г. был принят Федеральный закон № 119 «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле», который ввел книжные памятники в зону правового регулирования на федеральном уровне, закрепил за ними статус объектов, охраняемых государством, и позволил подготовить подзаконные акты, утвердившие критерии отнесения к книжным памятникам и заложившие основу двухуровневой системы государственной регистрации, включающей Реестр книжных памятников как основную учетно-регистрационная форму и Общероссийский свод книжных памятников (далее  Свод) как информационную основу для осуществления государственной регистрации.

Развитие федерального законодательства стимулировало нормотворческую деятельность на региональном уровне: нормы, регламентирующие деятельность в сфере книжных памятников, были внесены в законодательство более 40 субъектов Российской Федерации.

C целью выявления фондодержателей книжных памятников и сбора информации для Свода, было проведено специальное анкетирование федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, центральных библиотек различных ведомств, крупнейших музеев, архивов, учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, в ходе которого было выявлено 481 учреждение (190 библиотек, 118 музеев, 67 архивов, 28 научных учреждений, 78 учебных заведений) из 77 регионов России, в фондах которых хранятся документы и книжные коллекции, обладающие признаками книжных памятников. К книжным памятникам можно отнести около 5 млн. рукописных и печатных книг. С учетом данных о фондодержателях осуществлялась работа по сбору информации о книжных памятниках − коллекциях и единичных книжных памятниках. К началу 2010 г. были собраны описания 519 книжных коллекций и 120 000 изданий и экземпляров, относящихся к категории книжных памятников.

Для формирования Свода как информационной основы для государственной регистрации в 2010–2011 гг. было разработано специальное программное обеспечение, позволяющее унифицировать учет книжных памятников разных времен и культур, и позволяющее создавать в режиме удаленного доступа машиночитаемые записи с возможностью идентификации учтенных объектов по 30 различным признакам. Начиная с 2010 г., в обновленную версию Свода было включено уже более 25 000 записей на издания, все экземпляры которых обладают признаками книжных памятников, более 5 000 записей на отдельные документы и 200 записей на книжные коллекции, готовые для регистрации в Реестре книжных памятников. В наполнении Свода принимали участие крупнейшие библиотеки и музеи, а также центральные библиотеки субъектов Российской Федерации.



Для привлечения всех учреждений−фондодержателей книжных памятников к участию в программе и координации их деятельности началось создание сети региональных центров по работе с книжными памятниками на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Основными задачами региональных центров являются организация работы по выявлению, описанию, учету особо ценных документов и коллекций, хранящихся в регионах, подготовка сведений о них для включения в Свод и Реестр книжных памятников, а также формирование региональных сводов книжных памятников, создание специальных веб-сайтов. С 2006 г. к этой работе подключилось уже более 30 регионов России.



Начиная с 2001 г. в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов создается Российский страховой фонд документов библиотек (РСФДБ). Как страховой фонд библиотечных документов, являющихся национальным научным, культурным и историческим наследием, РСФДБ является частью Единого российского страхового фонда документации (ЕРСФД) (в соответствии с «Положением о едином российском страховом фонде документации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 № 1253-68).

РСФДБ представляет собой совокупность находящихся в государственной собственности страховых и пользовательских копий документов библиотек, заключающих в себе сумму знаний, необходимых для обеспечения поступательного движения цивилизации при полной или частичной утрате фондов библиотек. В настоящее время в этой работе принимают участие 40 регионов. За 10 лет работы изготовлено и отправлено на хранение в специальную федеральную техническую лабораторию около 6 млн. кадров. Российский регистр страховых микроформ (РРСМ) содержит 5000 учётных записей.
Рост производства страховых микрокопий документов библиотек


Кадры

Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудников библиотек, в обязанности которых входит решение задач сохранения библиотечных фондов.

За 10 лет реализации Программы около тысячи специалистов из федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации прошли специальное обучение как в системе дополнительного профессионального обучения (АПРИКТ), так и оперативного повышения квалификации на базе крупнейших федеральных центров. Это позволило в значительной мере сформировать новую профессиональную среду и новую идеологию сохранения библиотечных фондов.

Реализуется новый образовательный проект в формате двухгодичной профессиональной переподготовки «Менеджмент сохранения библиотечных фондов», целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями системного управления в данной области деятельности, а также знаниями по всем функциональным направлениям обеспечения сохранности библиотечных фондов. Программа «Менеджмент сохранения библиотечных фондов» получила государственную аккредитацию.

В ее рамках обучение прошли более 50 специалистов из 7 федеральных библиотек и 27 субъектов Российской Федерации.

Сформирована система оперативного повышения квалификации библиотечных кадров. Двухнедельные образовательные семинары, краткосрочные обучающие семинары, мастер-классы, практикумы, семинары-совещания, стажировки и др. по приоритетным направлениям сохранения библиотечных фондов: консервации документов, внедрению государственных стандартов в этой области деятельности; превентивным мерам, обеспечивающим сохранность документов в процессах использования; электронной паспортизации документов; комплексной работе с книжными памятниками, их идентификации, библиографическому описанию и созданию реестра; формированию страхового фонда российских библиотек, ликвидации последствий аварийных ситуаций в библиотеке периодически организуют ФЦКБФ РНБ, НИЦКРД И НИО редкой книги (Музей книги) РГБ, ВГБИЛ, ГПИБ, ООО «Центр по безопасности культурных ценностей», региональные центры консервации документов (например, Научная библиотека Томского государственного университета, Донская государственная публичная библиотека и др.).


Изменения, произошедшие за эти годы в центральных региональных библиотеках системы Минкультуры России отражены в диаграмме:

Таким образом, за прошедшее десятилетие удалось сделать многое и задачи, поставленные Национальной программой, в основном решены:



  • Впервые в России спланированная деятельность по обеспечению сохранности библиотечных фондов получила комплексное государственное финансирование по всем выделенным приоритетным направлениям и реализуется на практике. Началась и успешно развивается системная деятельность по большинству направлений Национальной программы более чем в половине регионов России.

  • Улучшилось отношение к проблемам сохранения библиотечных фондов в библиотечном сообществе, а в ряде регионов – и органов власти.

  • Подготовлены квалифицированные кадры в области сохранения библиотечных фондов. Создается структурированное профессиональное сообщество специалистов по сохранению библиотечных фондов.

  • Качественно изменилась ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов более чем в половине регионов страны, в которых созданы условия для развития профессиональной деятельности по сохранению библиотечных фондов.

  • Создается нормативная и научно-методическая база деятельности в сфере сохранения библиотечных фондов.

  • Внедряются новые методики и технологии обеспечения сохранности документов.

  • Модернизируется материально-техническая база сохранения библиотечных фондов.

Программа была с энтузиазмом принята в регионах России и многие центральные библиотеки субъектов Российской Федерации успешно реализуют ее в своих регионах.

В результате десятилетней работы нашли подтверждение основные принципы, заложенные в Программе, выбранные стратегия, приоритеты и направления деятельности, которые необходимо продолжать и развивать на следующем этапе:

1. Системность организации деятельности по сохранению фондов;

2. Комплексный подход в решении проблем сохранения библиотечных фондов;

3. Целевое финансирование реализации программы из бюджетов федерального и регионального уровней;

4. Ориентация на новые методы и технологии сохранения фондов;

5. Развитие организационной инфраструктуры сферы сохранения библиотечных фондов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОХРАНЕНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011-2020 гг.
Для дальнейшего решения задачи сохранения библиотечных фондов необходимо развитие системной деятельности по сохранению библиотечных фондов Российской Федерации и целенаправленное финансирование всех ее направлений.

Основой деятельности в следующем десятилетии должны стать достижения первого этапа, не потерявшие своей актуальности, но пересмотренные в свете научных, социально-экономических и правовых изменений последних лет.

Новые законодательные нормы 2009–2010 гг. заложили правовую основу для дифференцированного подхода к сохранению библиотечного фонда, направленного на максимально рациональное и эффективное использование финансовых средств. Впервые на законодательном уровне определены понятия «библиотечный фонд», «национальный библиотечный фонд», «книжные памятники». Они позволяют выделять библиотечные фонды, имеющие разные категории ценности. С 2011 г. в бюджетах государственных библиотек предусматривается дифференциация библиотечного фонда на «особо ценное движимое имущество» и «иное движимое имущество».

Исходя из данных представлений, предстоит продолжить деятельность по сохранению библиотечных фондов на основе актуализированной концепции, базирующейся на выделении разных категорий фондов и документов, на применении к ним различных способов сохранения: от самых простейших и недорогих до обоснованно дорогостоящих. Особое отношение потребуется к книжным памятникам, которые необходимо сохранить в первозданном виде как особо ценную часть культурного достояния народов Российской Федерации. Другую часть национального библиотечного фонда – обязательный экземпляр – важно сохранить как информационный ресурс для передачи потомкам знаний, накопленных человечеством. Документы, не входящие в состав национального библиотечного фонда, образуют оперативные фонды, предназначенные для удовлетворение текущих информационных потребностей науки, образования, производства, досуга. Сохранность этих фондов рассматривается в подчинении проблемам использования и может ограничиваться наиболее дешевыми способами консервации и безопасности, достаточными для временного хранения документов.


Настоящий документ представляет основные направления организации системной деятельности библиотек и других организаций по сохранению библиотечных фондов России на 2011–2020 годы. Он является основой «Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов. Второй этап: 2011–2020», которая была обсуждена в ряде центральных региональных библиотек и одобрена в мае 2011 года в Тюмени на Всероссийском Библиотечном Конгрессе – Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы».
Цель – Обеспечение сохранности библиотечных фондов Российской Федерации как части культурного наследия и информационного ресурса России и мира.
Основные задачи:

  1. Развитие системной деятельности по сохранению библиотечных фондов России.

  2. Совершенствование нормативной базы и методического обеспечения всех направлений библиотечной деятельности, связанных с сохранением библиотечных фондов.

  3. Создание и развитие системы федеральных, региональных и межрегиональных центров сохранения библиотечных фондов как основы реализации поставленных задач.

  4. Создание и поддержание нормативных условий хранения библиотечных фондов.

  5. Развитие современных технологий хранения и консервации документов, при которых утраты, процессы старения материалов документа сведутся к возможному минимуму.

  6. Выявление, идентификация и описание книжных памятников, хранящихся в библиотеках, архивах и музеях страны.

  7. Создание и развитие системы единого общегосударственного учета и регистрации особо ценных книжных объектов на базе Общероссийского свода книжных памятников и Реестра книжных памятников.

  8. Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Российского страхового фонда документации.

  9. Проведение целенаправленной политики в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования.

  10. Разработка и внедрение новых методик и технологий в процессы сохранения библиотечных фондов.

  11. Развитие системы специального образования, предусматривающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в сфере сохранения библиотечных фондов.

  12. Формирование общественного мнения по проблемам сохранности книжных фондов.

  13. Развитие материально-технической базы сохранения библиотечных фондов.

До 2020 года сохраняются следующие основные направления:

1. Консервация библиотечных фондов.

2. Книжные памятники Российской Федерации.

3. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.

4. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

5. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.


Организационные, методические и координационные центры:

  • ФГБУ «Российская национальная библиотека» (РНБ), Федеральный Центр консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки (ФЦКБФ РНБ) – «Консервация библиотечных фондов»;

  • ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) –«Книжные памятники Российской Федерации» и «Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации»;

  • ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России» (ГПИБ России) – «Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования»;

  • ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (АПРИКТ) – «Кадровое обеспечение сферы сохранения библиотечных фондов».


Ожидаемые результаты:

  • Развитие в стране системной деятельности по сохранению библиотечных фондов, способной обеспечить полноценное использование и сохранение для будущих поколений национального культурного достояния и информационного ресурса, сосредоточенных в библиотеках России.

  • Создание системы нормативных и методических документов, способствующей реализации государственной политики в области обеспечения сохранности библиотечных фондов страны;

  • Модернизация сферы сохранения библиотечных фондов: разработка и внедрение инновационных методов, технологий и техники.

  • Обеспечение российских библиотек профессиональными кадрами, специализирующимися в области сохранения библиотечных фондов.

  • Повышение эффективности использования средств, выделяемых на сохранение библиотечных фондов.




        1. КОНСЕРВАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

Новый век принес новые проблемы, связанные с обеспечением сохранности оригинальных документов в процессе их массового копирования; сохранением копий документов в виде электронных файлов или на оптических дисках, а также полученных с помощью принтеров и ксероксов. Существовавшая общемировая тенденция перевода документов на бумаге в цифровые копии превратилась в настоящее время в господствующую политику, широко поддерживаемую финансово и направленную на сохранение мирового цифрового наследия. При этом приоритеты смещаются, и часто забывается о самом главном – сохранении оригинальных памятников книжной культуры, национального культурно-исторического наследия страны.

Реставрация документов, особенно книжных памятников и других редких и ценных материалов, которая еще десятилетие назад считалась единственным методом сохранения документов, – весьма дорогостоящий и сложный процесс, требующий высокой квалификации специалистов и больших финансовых вложений. Даже при всех благоприятных условиях и при максимальном финансировании достичь 100% сохранности документов невозможно. С течением времени бумага документов «стареет», фонды библиотек постоянно растут, обновляются, поэтому нашей целью является создание и поддержание таких условий хранения и использования документов, развитие таких технологий консервации документов, при которых утраты и процессы «старения» сведутся к возможному минимуму.

Движение вперед в данном направлении связано, прежде всего, с совершенствованием технологий консервации, развитием инструментальных методов экспертной оценки состояния документов и условий их хранения, внедрением в практику консервации инновационных технологий. Все это, несомненно, требует постоянного развития материально-технической базы федеральных и региональных центров консервации документов.


Цели: организация и развитие системной деятельности по консервации библиотечных фондов Российской Федерации, обеспечение сохранности документов методами консервации, разработка и реализация единого подхода к консервации документов библиотек России.
Основные задачи:

  1. Дальнейшее развитие системы федеральных и региональных центров консервации библиотечных фондов.

  2. Совершенствование нормативной и научно-методической базы консервации документов.

  3. Обеспечение нормативного режима хранения документов.

  4. Разработка и внедрение новых методов и технологий консервации документов в деятельность региональных центров.

  5. Развитие системы мониторинга сохранности документов в библиотеках.

  6. Развитие материально-технической базы федеральных и региональных центров консервации документов.

Для решения поставленных задач по направлению «Консервация библиотечных фондов» на втором этапе предусматриваются следующие виды деятельности:
1. Дальнейшее развитие системы федеральных и региональных центров консервации:

1.1. Развитие деятельности 30-ти уже созданных региональных центров консервации библиотечных фондов и подразделений, в перспективе планирующих деятельность по консервации библиотечных фондов в масштабе региона.

1.2. Организация около 3-4 новых подразделений и центров консервации в регионах России ежегодно, задачей которых является организация работы по сохранению библиотечных фондов в масштабах региона, в том числе на муниципальном уровне.
2. Совершенствование нормативной и научно-методической базы консервации документов:

2.1. Развитие комплекса базовых научно-методических документов.

2.2. Развитие нормативно-технологической базы для консервации документов.

2.3. Проведение практических методических мероприятий, направленных на организацию деятельности федеральных и региональных центров консервации:

2.3.1. обеспечение региональных библиотек научно-методическими, рекомендательными, регламентирующими документами;

2.3.2. организация и проведение стажировок, обучающих семинаров, мастер-классов по различным направлениям консервации библиотечных фондов.


3. Обеспечение нормативного режима хранения библиотечных

фондов.

3.1. Комплексное обследование условий хранения и состояния фондов в библиотеках России - не менее 4 хранилищ центральных региональных библиотек ежегодно.

За 2001-2010 гг. уже выполнено обследование 107 библиотек, архивов и музеев в 64 регионах России, в том числе 64 центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что это процесс постоянный: при завершении обследования центральных библиотек всех субъектов Российской Федерации в 2015 году начнется новый цикл.

3.2. Паспортизация наиболее ценных фондов российских библиотек (создание электронной базы сохранности) – не менее 6 центральных региональных библиотек ежегодно.

3.3. Планирование действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе:

3.3.1. поддержание в рабочем состоянии и актуализация системы мер по спасению фондов в случае возникновении аварийных ситуаций;

3.3.2. подготовка персонала и проведение тренингов.
4. Разработка и внедрение новых методов и технологий массовой консервации документов в деятельность региональных центров.

4.1. Научные исследования в области консервации документов, выполненных на бумажных и небумажных носителях, в том числе исследование материалов и внедрение новых инструментальных методов исследования в консервацию документов.

4.2. Внедрение новых технологий массовой консервации документов Национального библиотечного фонда:

4.2.1. нейтрализация кислотности бумаги – около 7 тонн ежегодно (около 15 тыс. документов),

4.2.2. фазовая консервация – около 2 тыс. документов ежегодно.

4.3. Механизированная реставрация документов Национального библиотечного фонда.

4.4. Развитие методов ручной реставрации книжных памятников.
5. Развитие системы мониторинга сохранности документов в библиотеках, рассчитанной на постоянную реализацию по следующим направлениям:


    • состояние библиотечных фондов;

    • деятельность специализированных служб, отделов и региональных центров консервации;

    • причины возникновения аварийных ситуаций в библиотеке, ликвидация последствий.


6. Развитие материально-технической базы федеральных и региональных центров консервации документов.

Модернизация и развитие материально-технической базы консервации библиотечных фондов – неотъемлемое условие успешной реализации этого многофункционального комплексного направления деятельности. Только используя современные приборы и инструментарий, внедряя в практику консервации инновационные технологии, требующие применения все более совершенного и производительного оборудования, можно получить ожидаемые результаты.


Ожидаемые результаты:

  • Реализация мероприятий данного направления позволит достоверно оценить условия хранения и состояние наиболее ценной части национального библиотечного фонда, являющегося культурным достоянием народов Российской Федерации. Полученные в результате обследования и паспортизации документов сведения помогут экономически обосновать финансовые расходы, связанные с реконструкцией и строительством новых хранилищ для библиотек, выполнением различного рода консервационных мероприятий, а также с реставрацией книжных памятников национального и мирового значения;

  • на территории 30 субъектов Российской Федерации, где функционируют региональные центры, отделы, подразделения консервации документов, будет обеспечено развитие системной деятельности в рамках региона, направленной на комплексное решение проблем сохранения наиболее ценной части национального библиотечного фонда;

  • будут разработаны и приняты нормативные документы, способствующие реализации государственной политики в области обеспечения сохранности библиотечных фондов страны;

  • к концу 2020 г. предполагается создание новых служб, подразделений или центров консервации в 30 регионах России;

  • будет завершено обследование условий хранения и состояния библиотечных фондов всех центральных региональных библиотек России и начнется новый цикл: около 20 библиотек будут обследованы повторно;

  • в 45 региональных библиотеках России будет внедрен электронный паспорт сохранности краеведческих и редких фондов и создана база данных сохранности указанных фондов (не менее 6000 записей);

  • получат развитие новые методы и технологии консервации документов, в частности массовые – фазовая консервация и массовая нейтрализация кислотности бумаги (около 150 тыс. документов при условии стабильного финансирования);

  • будет обеспечен прирост отреставрированных книжных памятников - около 100 документов ежегодно;

  • постепенное снижение объема разрушающихся документов, требующих принятия срочных консервационных мер на 5-10%;

  • 70-90 специалистов из библиотек, музеев и архивов получат знания по различным направлениям консервации библиотечных фондов, в том числе, режим хранения документов, подходы и методы стабилизации, реставрации, копирования документов.


Социальная значимость.

Реализованные в рамках работ по консервации библиотечных фондов направления деятельности в комплексе позволят не только расширить доступ к книжным культурным ценностям России, но и поднять на новый, более профессиональный уровень подходы к хранению и обеспечению сохранности национального библиотечного фонда.


2. КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Работа с книжными памятниками в 2012-2020 годы будет сопряжена с внедрением изменений, внесенных в Федеральный закон «О библиотечном деле» в 2009 г., в соответствии с которыми термин «книжный памятник» был введен в юридический оборот.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 июня 2009 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» к книжным памятникам относятся «рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования». Таким образом, закон впервые на общегосударственном уровне поставил книгу в ряд других объектов культурного достояния, юридически закрепил положение о её государственной защите.

В соответствии с законом книжные памятники (единичные книжные памятники и книжные памятники–коллекции) являются особо ценной частью национального библиотечного фонда, который охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации, и подлежат регистрации в реестре книжных памятников.

Выполнение важнейшей для российской культуры задачи по обеспечению государственной охраны книжных памятников связано с решением целого ряда серьезных проблем юридического и организационного характера.

Созданная на первом этапе Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации нормативно-правовая и научно-методическая база заложила основы для выявления, идентификации, учета наиболее ценной части библиотечного фонда страны. Для осуществления государственной регистрации книжных памятников требуется ее дальнейшее развитие, предполагающее разработку документов, регламентирующих процедуры отнесения к книжным памятникам и регистрации в Реестре книжных памятников. Изменение российского законодательства привело к необходимости актуализации существующих нормативных актов и стандартов по вопросам сохранения и использования книжных памятников.

Проблемы организационного характера связаны, прежде всего, с масштабностью предстоящей работы и рассредоточенностью книжных памятников по всей территории нашей страны. По предварительным подсчетам на территории России хранится не менее 5 млн. единичных книжных памятников, в том числе  около 3 млн. старопечатных книг, изданных до 1830 г. В предыдущее десятилетие в результате выполнения одной из основных задач подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» − создания Общероссийского свода книжных памятников (далее – Свод) – с 2005 г. были собраны сведения о фондах 481 учреждения (190 библиотек, 118 музеев, 67 архивов, 28 научных и 78 учебных заведений), в которых хранятся книги и коллекции, обладающие признаками книжных памятников. В Свод были включены данные о 120 000 документах и 519 книжных коллекциях, которым можно присвоить статус памятника, но большая часть выявленных ранее редких и ценных книг еще нуждается в идентификации и дополнительном изучении.

Для привлечения всех учреждений и организаций (библиотек, музеев, архивов, научных и учебных заведений), владеющих книжными богатствами, к участию в работе по выявлению и регистрации книжных памятников началось создание сети региональных центров, обеспечивающих системность и координацию в работе с этими объектами культурного наследия. К 2011 г. в эту сеть вошли центральные библиотеки 31 субъекта Российской Федерации, в остальных регионах еще не внедрен системный подход в работу по изучению и сохранению книжных памятников. Многие из книжных редкостей продолжают оставаться неизвестными широким научным кругам. Примерно половина имеющихся в фондохранилищах страны ценных коллекций не описана в качестве целостных объектов культурно-исторического наследия.

Деятельность по выявлению и изучению книжных памятников, по подготовке их к регистрации требует высокой квалификации, особых знаний и умений, в связи с этим организационные проблемы усугубляются кадровой ситуацией в библиотечной сфере и дефицитом квалифицированных специалистов для работы с книжными памятниками.


Цель выявление и изучение книжных памятников, развитие системы государственного учета книжных памятников как части культурного достояния народов России.

Основные задачи:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы по работе с книжными памятниками, ее гармонизация с современным законодательством.

  2. Развитие системы государственной регистрации и учета книжных памятников на базе информационных технологий.

  3. Научно-методическое и информационное обеспечение работы по выявлению и изучению книжных памятников, направленное на минимизацию возможных ошибок при отнесении документов к книжным памятникам и повышение качества подготовки необходимых для регистрации документов в реестре книжных памятников.

  4. Совершенствование системы координации работ по выявлению и сохранению книжных памятников на федеральном и региональном уровнях.

  5. Введение в научный оборот и популяризация книжных памятников Российской Федерации.

Для решения каждой из поставленных задач предусматривается проведения целого комплекса мероприятий.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы.

1.1. Разработка и принятие новых регламентирующих документов, определяющих механизмы и процедуры государственной регистрации и учета, нормативные условия хранения и использования книжных памятников.



2. Развитие системы государственной регистрации и учета книжных памятников.

2.1. Проведение дополнительных научных разработок по определению критериев отнесения к книжным памятникам рукописных книг, изобразительных, картографических, нотных изданий, изданий на восточных языках и на языках народов России, а также по уточнению социально-ценностных критериев для полномасштабного выявления книжных памятников, хранящихся, прежде всего, в библиотечных фондах.

2.2. Создание, апробация и внедрение новой автоматизированной системы – реестра книжных памятников, осуществление регистрации книжных памятников в Минкультуры России для обеспечения государственной охраны книжных памятников в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 июля 2009 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле».

2.3. Развитие информационно-поисковой системы Свода как информационной основы для осуществления регистрации книжных памятников, которое предполагает следующие виды работ:

2.3.1. доработка и внедрение автоматизированной технологии наполнения Общероссийского свода книжных памятников в режиме удаленного доступа для участия в подготовке к регистрации книжных памятников федеральных библиотек и крупных книгохранилищ страны, а также региональных центров по работе с книжными памятниками;

2.3.2. непосредственное наполнение и ведение Свода;

2.3.3. совершенствование технологии взаимодействия всех участников системы государственной регистрации книжных памятников;

2.3.4. развитие материально-технической базы, постоянная поддержка и своевременная модернизация программно-технического обеспечения системы учета и регистрации книжных памятников с целью повышения эффективности работы по сбору и обработке сведений о книжных памятниках.



3. Научно-методическое и информационное обеспечение по вопросам выявления и регистрации книжных памятников.

3.1. Анкетирование библиотек, архивов, музеев России с целью получения более подробных сведений о коллекциях, фондах и входящих в их состав редких и ценных изданиях, обладающих критериями книжных памятников, и организации адресной методической помощи.

3.2. Развитие деятельности по подготовке печатных и электронных сводных каталогов книжных памятников, каталогов отдельных крупных книжных собраний.

3.3. Кадровое обеспечение и подготовка квалифицированных специалистов, способных выявлять и идентифицировать книжные памятники, умеющих работать с базами данных и оформлять необходимую для регистрации документацию:

3.3.1. обучение в рамках специального курса профессиональной переподготовки на базе АПРИКТ «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками»;

3.3.2. проведение специальных совещаний, семинаров и конференций, стажировок и мастер-классов на базе центров по работе с книжными памятниками.

3.4. Мониторинг деятельности библиотек по выявлению, изучению и сохранению книжных памятников. Получение объективной информации о функционировании системы государственной регистрации книжных памятников для исправления выявленных недостатков и совершенствованию библиотечной практики.

4. Совершенствование системы координации работ по выявлению и сохранению книжных памятников на федеральном и региональном уровнях.

4.1. Развитие сети региональных центров по работе с книжными памятниками, которые являются организаторами и координаторами деятельности по выявлению фондодержателей книжных памятников и подготовке к регистрации книжных памятников на своих территориях.

Являясь проводниками и гарантами реализации единой государственной политики в отношении книжных памятников в регионах региональные центры:

4.1.1. участвуют в наполнении Свода сведениями о книжных памятниках, находящихся на территории их регионов;

4.1.2. обеспечивают научную, методическую и информационную поддержку работы с книжными памятниками, организуя доступ к информации о книжных памятниках и отражая результаты работы с книжными памятниками на общероссийском и региональных уровнях.

4.2. Привлечение специалистов учреждений, обладающих крупными собраниями книжных памятников, для работы по созданию записей в Своде с целью обеспечения полноты государственного учета книжных памятников.



5. Введение в научный оборот и популяризация книжных памятников Российской Федерации.

5.1. Работа по подготовке к изданию печатных каталогов, факсимильных изданий, научных монографий, расширению контента научной информации о книжных памятниках в сети Интернет.

5.2. Работа по развитию музеев книги и организации выставок, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий.


следующая страница >>