Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью и высокоурбанизированной области ныне превратилось в дело первос - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью и высокоурбанизированной - страница №1/36

Комаров И.К. - ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ - ШАГ К СПАСЕНИЮ РОССИИ
Предисловие

Московская область - регион богатейшей истории, славных традиций, уникальных памятников, обладатель высочайшей и древнейшей культуры, современной науки, промышленности, регион миллионов прекрасных и талантливых людей. Здесь за годы советской власти был создан мощный народнохозяйственный потенциал, обладающий высоким уровнем концентрации производства и оказывающий решающее влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию Центральной России, районов Средней и Нижней Волги, да и всей страны в целом. В то же время Московская область одна из немногих, природный комплекс которой испытал на себе воздействие ускоренного экологически не подготовленного процесса индустриализации и урбанизации предвоенных лет, а также периода создания мощного военно-промышленного комплекса в последующие годы. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды Подмосковья. Загрязнение воздуха, воды, болезнь лесов стали повсеместным явлением.

В дореформенные годы, наряду с крупными достижениями в области развития науки, мощной экономической базы, развитой социальной сферы, накопились и серьезные проблемы, которые негативно сказываются на процессах дальнейшего развития. Прежде всего, это обострение противоречия между ростом потребностей в ресурсах, товарах и услугах и необходимостью сохранения природной среды. Несмотря на резкое сокращение в годы реформирования объемов производства промышленной продукции, свертывания животноводческих комплексов, экология области не проявляет тенденции к улучшению.

Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью и высокоурбанизированной области ныне превратилось в дело первостепенной важности не только для нынешних, но и будущих поколений.

Поэтому предлагаемая книга, в основе которой лежат принципы и механизмы обеспечения рационального сосуществования природы и производственной деятельности, будет полезна для работников законодательной и исполнительной власти, областных управленческих структур, хозяйствующих субъектов, всех граждан, заинтересованных в развитии экономики и создании благоприятной среды жизнедеятельности жителей Москвы и Подмосковья.

Успешное решение обозначенных проблем в Московском регионе, лежащем практически в верховьях Волги, благоприятно скажется на оздоровлении экономической и экологической обстановки на территории Волжского бассейна в целом.

Губернатор Московской области

Б.В. Громов

Введение. Московский регион

Монография "Роль Московского региона в Возрождении Волги" книга 3, часть II "Московская область" продолжает серию публикаций под общим названием "Возрождение Волги шаг к спасению России".

Серия посвящена исследованию Волжского региона, который всегда играл и играет во многом определяющую роль в развитии российского государства.

В первой книге на основе обширного статистического материала подробно исследовано технологическое состояние основных производственных комплексов, размещенных на территории Волжского бассейна; дана оценка их влияния на окружающую среду, раскрыты приоритетные направления коренного улучшения природопользования и охраны окружающей среды.

Во второй книге раскрыта специфика решения экологических проблем в разрезе субъектов Федерации Волжского бассейна, а также предложения по экономическому обеспечению их реализации.

Третья книга посвящена Московскому региону, влияние которого на общую эколого-экономическую ситуацию в Волжском бассейне вряд ли можно преувеличить. Первая часть книги посвящена городу Москве и уже вышла в свет (1999 г.). В этой части книги изложены рекомендации по оздоровлению экологической ситуации в Москве. Наряду со сведениями о производственном потенциале города, его влиянии на экологию, социальную сферу и т. д., в ней представлена концепция перехода к устойчивому развитию столицы, сформированная на основе системного подхода к разработке и исполнению экологических, экономических, социальных, хозяйственных и других мероприятий.

Настоящая монография представляет собой вторую часть книги "Роль Московского региона в возрождении Волги". В ней системно рассматриваются история, проблемы и перспективы развития Московской области, состояние ее природных ресурсов, производственного аппарата, социальной сферы.

Проблемы исследуются как в целом по области, так и в разрезе укрупненных зон, административных образований и городов с населением свыше 50 тыс. чел. Состояние экономики рассматривается на фоне становления ее профиля в процессе исторического развития, эффективности ресурсопользования, антропогенного воздействия на природную среду, влияния на социальную составляющую развития.

Огромный производственный потенциал Московской области является мощным источником экологического загрязнения обширных территорий Верхней и Средней Волги. Этим объясняется то внимание, которое уделено в монографии снижению антропогенного воздействия на природный комплекс Подмосковья, сокращению отходов производства и потребления, изменению технологической базы производственных процессов.

В связи с этим рассматриваются проблемы снижения ресурсоемкости производства, совершенствования инвестиционно- строительной деятельности, развития инженерных коммуникаций, дорожной инфраструктуры, переустройства социальной сферы.

В монографии исследованы вопросы развития рыночной инфраструктуры, малого предпринимательства.

Затронутые проблемы рассматриваются через призму улучшения качества жизни населения, решения проблем занятости, образования, здравоохранения, вопросов, возникающих в связи с усилением процессов миграции населения и др.

Московский регион обладает уникальным по своим размерам и возможностям научным потенциалом, способным решать практически любые научно-технические, экологические, гуманитарные проблемы. Известно, что в настоящее время научный потенциал области во многом не востребован. В монографии раскрываются возможности научного потенциала области и излагаются возможности его активизации для решения задач возрождения региона.

Подмосковье регион с богатейшим историческим прошлым. Здесь сохранились уникальные исторические памятники, многие из которых внесены в реестр ЮНЕСКО, как имеющие общечеловеческую ценность. Значительное место в монографии уделено вопросам сохранения памятников архитектуры музейных коллекций, возрождению забытых национальных традиций как основы духовного возрождения народа.

Монография подготовлена коллективом авторов под руководством доктора экономических наук, действительного члена Международной академии инвестиций и экономики строительства, академика Российской экономической академии И.К. Комарова.

В написании монографии приняли участие: Арбатов А.А., Аршон Л.Б., Бородычева И.С., Варухина Л.В., Венецианов Е.В., Гавриленко О.Л., Галицкий В.И., Гадакчян К.А., Гарбар И.Н., Гаранькин Н.В., Герко А.П., Гранберг А.Г., Григорьев Е.Г., Гусенков Е.П., Захаров И.Б., Ищенко В.Н., Козлова В.С., Комаров И.К., Коптева Е.Н., Крымов В.Б., Лукович И.Г., Лябин В.В., Маркова Е.В., Местечкин В.Б., Михеев Н.Н., Петраков А.И., Порядин А.Ф., Савельев В.К., Ситникова Е.В., Ситникова О.Ю., Солодкий В.А., Сырцов В.М., Тимянский Ю.С., Толеко В.В., Харламова Е.В., Хубларян М.Г., Шевченко М.А., Шопхоев Е.С., Штульберг Б.М.

В сборе и подготовке материалов участвовали: Алатырева Н.Г., Бледнова В.Г., Воробьева Н.В., Вышковская Н.В., Гейсик В.М., Гликина Н.Г., Ищенко В.Н., Ковалева Т.А., Коркунова Н.И., Крылова Л.А., Курбатова В.А., Лопатина В.И., Лукович И.Г., Любимов В.М., Мазайлова В.Я., Мальцев В.М., Манаенков В.И., Мартынова В.Ю., Мартынова Л.А., Российская В.В., Спиридонова Т.Д., Чабан К.М., Шелест В.А., Шкурпела Н.Ю., Яковенко О.В.

Большую помощь в подготовке материалов оказали Власов О.В., Едаков С.В., Любимов В.М., Мазайлова В.Я., Еременко И.Н., Спиридонова Т.Д., Храменков С.В.,Чабан К.Д., Шелест В.А.

При подготовке монографии авторы использовали отчетные материалы областных и городских предприятий и организаций "Мособлкомприрода", "Мособлкомстат", МГП "Мосводоканал", МОП "Родон"; государственных докладов: "О состоянии окружающей среды Московской области в 1998 году" и в предыдущие годы, "О состоянии и использовании земель Московской области 1997 г."

II

Московский регион представляет собой крупнейший административно-территориальный комплекс с мощным высокоразвитым многоотраслевым промышленным, научно-техническим и сельскохозяйственным потенциалом.

Он является самым старейшим в стране промышленным центром, производство которого развивалось высокими темпами еще в прошлом веке и тогда же формировались крупные промышленные зоны и узлы. Здесь сложились устойчивые тенденции специализации производства, сформировались квалифицированные кадры рабочих и инженерно-технический персонал. Регион перенасыщен промышленностью. Сейчас здесь действует более 3,5 тыс. промышленных предприятий и хозяйств, в том числе в Москве 2,5 тыс. и 1,0 тыс. в области*. Представлены практически все отрасли народного хозяйства от металлургии и химии до высокоточной радиоэлектроники и биотехнологии.

По промышленному потенциалу регион занимает первое место в России. Продукция московских и подмосковных предприятий экспортируется более чем в 70 стран мира. В регионе сосредоточены научные предприятия и организации, являющиеся ведущими по ряду стратегических направлений науки и производства [4; 8].

Регион является главным транспортным узлом страны и одним из крупных мировых транзитных центров. Через него проходит 14 железнодорожных магистралей, 3 кольцевых автодороги, судоходные пути по Оке, Волге и каналу им. Москвы, здесь размещены 4 крупных аэропорта.

Московский регион занимает по транспортному освоению ведущее место в ЦЭРе. Выгодное транспортно-географическое положение усиливается исторически сформировавшейся радиально-кольцевой структурой железных и автомобильных дорог.

Географо-экономические особенности, исторические пути развития, имеющийся научный и производственный потенциал, сложившаяся к настоящему времени социальная и экологическая ситуация выделяют Московский регион в разряд важнейших "проблемных регионов" страны. Направление и характер дальнейшего развития этого региона будут влиять не только на развитие Центрального экономического района (ЦЭР), но и всей России.

Одной из важнейших особенностей региона, в значительной мере определяющей направления и пропорции его развития, является интеграция Московской области с г. Москвой крупнейшим экономическим и социальным центром России.

Москва и область составляют единую социально-экономическую систему, занимающую особое место во всероссийском разделении труда и обладающую общностью интересов, научно-производственных связей, социально-производственной инфраструктуры, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных, минерально-сырьевых ресурсов и других факторов развития.

Учитывая это при разработке "Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г." впервые в практике градостроительства этого региона перешли к совместному прогнозированию и проектированию развития Москвы и области.

В новом Генплане до 2020 г. Москва рассматривается как часть Московского региона. Ведь развиваться отдельно от Московской области столица не может.

При разработке проекта Генплана учитывалось исторически сложившееся единство природного и социально-экономического комплексов региона, так как Москва и Московская область по сути единый природный, хозяйственный и социальный комплекс, с общностью интересов жителей и взаимодополняемостью потенциалов столицы и области в создании благоприятной для населения Московского региона среды жизнедеятельности и условий его устойчивого развития.

Принципиальное единство Москвы и Московской области предопределило необходимость взаимосвязанного градостроительного развития столицы и области, формирования рациональной и единой системы расселения Москвы и центральных районов области, прогнозирования развития Москвы и Московской области как связанного хозяйственного комплекса, необходимость создания единых региональных систем инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационной системы, а также системы историко-культурных и природных заказников, заповедников, национальных парков и других особо охраняемых территорий, формирование условий для экологически устойчивого развития Московского региона.

В зоне делового притяжения столичного региона в радиусе 480-500 км, которым обеспечивается оптимальная по времени транспортная доступность, установились устойчивые деловые связи, сложилась система пассажирских и грузовых транспортных перевозок. Тесные взаимосвязи Москва и Московская область имеют со смежными областями Центрального экономического района.

Длительное время развитие Московского региона определялось экономическими задачами. На фоне прогрессирующего спада темпов развития экономики, социальной сферы и ухудшающихся экологических условий, здесь велось экстенсивное использование природных ресурсов как собственных, так и ввозимых. Деградация окружающей среды в последние два десятилетия достигла таких размеров, что экологический фактор стал, наряду с социальным, определяющим в развитии региона.

Проблемы экологического развития Московского региона стали требовать особого внимания, ибо они ныне являются главным ключевым вопросом в определении допустимых масштабов использования, эксплуатации природно-ресурсного потенциала этой территории. В столичном регионе, как никогда ранее, необходимо сосредоточить все усилия, материальные возможности и творческий потенциал на интенсификации регионального развития, модернизации и реконструкции производственной базы, практической экономии ресурсов во всех сферах производства и коммунального хозяйства.

Экологическая ситуация стала выдвигать требования по сдерживанию территориального роста г. Москвы, других городов региона, по интенсификации использования их земель (вывод за пределы городских территорий или изменение специализации непрофильных для региона предприятий, использование высвобожденных территорий для жилищного строительства и развития социальной сферы, частичное размещение объектов, необходимых всему Московскому региону, в городах Центрального экономического района, перераспределение и увязка базовых отраслей между г. Москвой и Московской областью.

Развитие садового строительства, приобретающего в настоящее время бурный характер, вызывает в свете сказанного новые проблемы, связанные как с размещением садовых участков, характером их застройки, инженерным и транспортным обеспечением, а также культурно-бытовым обслуживанием сезонного населения, которое по численности достигает 3,8-4 млн. чел. Сезонное население уже сейчас более чем в 2 раза превышает постоянное сельское население Московской области, а в отдельных районах превышает постоянное население района в целом.

Характерной особенностью столичного региона является взаимоотвлечение трудовых ресурсов из области в Москву и из Москвы в область со значительным преобладанием первых: сальдо отвлечения областных трудовых ресурсов превышает 500 тыс. чел. Однако взаимные расчеты по платежам за трудовые ресурсы и компенсация на развитие и содержание социальной инфраструктуры между Москвой и областью не производятся.

Москва и область до сих пор не имеют между собой конституционно оформленных административно-хозяйственных связей. Формально Москва, являясь столицей РФ, не является столицей Московской области. Это создает определенные трудности при решении многих проблем, связанных со взаимодействием московских и областных органов управления.

Возникла объективная потребность обеспечить в регионе единый подход при решении социальных, экономических и экологических проблем, рассматривая их как единый объект управления с общей стратегией развития, общей природно-ресурсной базой, биосферой, общими источниками водообеспечения и энергоснабжения.

В настоящее время, например, львиная доля вредных выбросов в атмосферу региона приходится на автомобильный транспорт. Автомобильная транспортная система региона является по существу единой, и решить ее можно только объединенными усилиями властей Москвы и области. И такие попытки делаются. Создано постоянно действующее совещание по экологическим проблемам транспорта: взаимное признание сертификатов экологического состояния транспортных средств, совместная система постов экологического контроля автотранспорта, организация на автомобилях устройств, снижающих содержание вредных веществ в выбросах.

Совместно с Федеральным правительством разрабатываются меры по введению повышенных таможенных пошлин на ввоз автомобилей, уровень токсичности которых не соответствует установленным требованиям.

Серьезная ситуация сложилась в регионе с захоронением отходов производства и потребления. Емкость ближайших к городу свалок исчерпана; вследствие отсутствия их инженерного обустройства, в частности дренажа, происходит заражение грунтовых вод чрезвычайно токсичными продуктами брожения отходов. Исследования показали, что в сточных водах свалок находят вещества, остающиеся токсичными при миллионократном разбавлении, то есть при разложении твердых бытовых отходов (ТБО) происходит образование сильно токсичных веществ. В Москве и Подмосковье ежегодно образуется около 13 млн. т различных отходов [13; 16].

В проблеме размещения и утилизации отходов возникли новые аспекты: при переходе к рыночным отношениям в этой сфере появился нелегальный бизнес, то есть отходы собираются и вывозятся не на специальные полигоны, не на заводы по их уничтожению, а в несанкционированные свалки. В Подмосковье, где не налажен соответствующий контроль, это делается повсеместно. Ближайшее Подмосковье, в том числе лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП), интенсивно загрязняется несанкционированными свалками, число которых в области превысило 240 единиц.

Совместных решений и действий требует организация системы водообеспечения региона. Проблема водообеспечения затрагивает интересы не только Москвы и области, но и сопредельных областей: Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Владимирской и других, являющихся донорами водных ресурсов, потребляемых столичным регионом. На территориях этих областей находятся не только источники питьевого водоснабжения Московского региона, но и зоны их санитарной охраны, режим которых накладывает соответствующие ограничения на использование их территорий.

Топливно-энергетическая база Московской области тесно связана трубопроводным транспортом с топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) других экономических районов страны. Потребности Московской области в топливно-энергетических ресурсах в значительной степени удовлетворяются за счет инфраструктуры и топливной базы ЦЭРа, поставки электроэнергии, продуктов переработки нефти и газа.

Московская область имеет высокий сельскохозяйственный потенциал.

Таким образом, уже в настоящее время Москва и Московская область имеют единые источники водоснабжения, электроснабжения, единую дорожно-транспортную сеть и другие коммуникационные системы; многие водозаборные и очистные сооружения размещены на территории, примыкающей к МКАД, и в дальнейшем предполагается интеграция городской и областной систем как в части источников водоснабжения, так и новых объектов инфраструктуры [10].

Проблемы развития Московского региона обуславливают необходимость взаимоувязанной работы Москвы и области по их решению. Уровень взаимодействия администрации Московской области и Правительства Москвы определяется, прежде всего, взаимовыгодным сотрудничеством по использованию ресурсного потенциала региона.

Основой сотрудничества Москвы и области являются трудовые ресурсы. Именно их рациональное использование является ключом к решению других проблем развития региона. Но рационально использовать в одиночку трудовые, природные и все другие ресурсы не могут ни Москва, ни область. Они должны кооперироваться между собой. Область не обеспечивает занятость населения. Треть областных трудовых ресурсов не находит себе применения по месту проживания, мигрируют в Москву.

Москва испытывает дефицит в территориальных, природно-рекреационных и водных ресурсах, имеет излишек рабочих мест, заинтересована в экологическом оздоровлении [1; 9].

Московская область имеет возможности удовлетворить потребности столицы природно-рекреационным потенциалом, обладает территориальными ресурсами, на которых могут быть размещены объекты инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения потребностей населения Москвы и Московской области.

Зоной взаимных интересов является и пригородная зона, предназначенная для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий. Ныне режим пригородной зоны распространен на леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, санаторно-курортные и рекреационные учреждения Москвы и Московской области, коллективные сады, дачи, огороды, участки малоэтажной коттеджной застройки, водохранилища питьевого назначения, кладбища, полигоны ТБО, технические коридоры инженерных сооружений общей площадью около 1900 тыс. га. То есть около 60% территории Московской области представляет собой зону взаимных интересов обоих субъектов Федерации.



К интересам Москвы в Московской области следует отнести:

  • обеспечение столичных функций;

  • обеспечение экологической устойчивости региона;

  • формирование пригородной зеленой зоны;

  • использование территорий области для рекреационной потребности Москвы;

  • использование трудовых ресурсов области для московских предприятий;

  • использование транспортной инфраструктуры области для связи Москвы с другими регионами;

  • реконструкцию и развитие централизованных инженерных систем с учетом потребностей Москвы;

  • развитие складского хозяйства на территории области.

Интересы Московской области в Москве:

  • участие в разработке целевых программ, касающихся взаимосвязанных проблем развития;

  • обеспечение экологически ориентированного развития хозяйственного комплекса Москвы с целью ограничения его вредного воздействия на природный комплекс области;

  • формирование единой пригородной зоны Москвы и городов Московской области;

  • использование строительного комплекса Москвы для нужд области;

  • реализация в Москве представительских и административно-деловых функций области;

  • использование имеющегося в Москве избытка рабочих мест;

  • использование имеющейся транспортной инфраструктуры для внутриобластных и внешних связей;

  • реконструкция и развитие центральных инженерных систем с учетом обеспечения потребностей в них городов ближайшего Подмосковья;

  • стабилизация территории Москвы в существующих границах.

Многие проблемы развития идентичны как для столицы, так и для области.

К общим проблемам настоящего периода можно отнести:

  • кризисную демографию;

  • высокую долю сезонного населения;

  • неэффективное использование трудовых ресурсов (рост численности незанятых, трудовую маятниковую миграцию);

  • неэффективное использование территориальных ресурсов в условиях их дефицита (стихийное освоение новых территорий под малоэтажную застройку, экстенсивное освоение территорий под развитие городских поселений, низкая плотность городской застройки);

  • низкое качество среды проживания (необеспеченность жильем, моральный и физический износ жилого фонда, низкий уровень инженерного обустройства);

  • недостаточный уровень развития социально-бытовых услуг;

  • высокая доля зон экологического дискомфорта;

  • деградация природного комплекса;

  • невостребованность историко-культурного и рекреационного потенциала;

  • проблемы транспортного обслуживания;

  • неэффективное использование больших территорий, занятых техническими коридорами (ЛЭП ширина до 100 м, газопроводы до 250 м).

Главные причины, негативно влияющие на социально-экономическое развитие региона непроработанность правового и экономического механизмов решения экологических и связанных с ними экономических проблем города и области, когда традиционные ранее централизованные проекты и программы, финансируемые в основном из бюджетных средств, ныне не находят возможностей реализации из-за недостатков инвестиций.

Негативным фактором является неразвитость законодательного обеспечения экологически безопасной хозяйственной деятельности в городе и области. Принятие законов о субъекте Федерации, о полномочиях субъектов Федерации, законов о местном самоуправлении в определенной степени изолировали г. Москву и Московскую область, которые являются самостоятельными субъектами Федерации.

Необходимо движение к сотрудничеству администраций г. Москвы и области для решения экологических проблем региона.

Однако, проблемы лежат не только в плоскости администраций субъектов Федерации, а главным образом, на уровне администраций районных, городских, поселковых советов.

Необходимо выделять приоритетные проблемы и одновременно искать пути их решения не только технико-технологического порядка, но в первую очередь реализационного, то есть создания эффективного механизма решения общих эколого-экономических проблем территории.

Например, попытки упорядочить утилизацию и размещение отходов административными мерами, периодически принимаемыми то одной, то другой стороной, проблемы не решили. Такие проблемы, как утилизация производственных и бытовых отходов, выделение земель под садовые участки, обеспечение снабжения г. Москвы местными продуктами питания и других, затрагивающих интересы одной и другой стороны, могут быть решены только при совместных усилиях столицы и области.

То же касается организации территории Московской области. Как известно, последняя затрагивает вплотную интересы москвичей, поэтому эта проблема может и должна рассматриваться на двухсторонней основе. Действенным механизмом совместного решения этих проблем может явиться единый генплан развития Москвы и области, совместная подготовка и принятие единых для региона законов, заключение необходимых договоров не между органами исполнительной власти Москвы и области, а между Москвой и Областью.

При необходимости совместного решения эколого-экономических проблем важную положительную роль может сыграть стратегическое прогнозирование и планирование.

Следует отметить, что административно-централизованная система СССР предоставляла ряд преимуществ именно в стратегическом планировании города и области. В течение десятков лет благодаря Генеральному плану реконструкции Москвы, Генеральным планам других городов, благодаря проектам районных планировок развивались стратегические планировки в конкретных проектах. В частности, к 1980 г. около трети территории г. Москвы было занято зелеными насаждениями, предполагалось расширить сектора сплошных насаждений и соединить с "зеленым" лесопарковым поясом ближнего Подмосковья. Однако этот экологический замысел в силу известных перестроечных настроений остался нереализованным. Ситуация обострилась в последние десять лет: резко возросло загрязнение атмосферы, наблюдается неуклонное сокращение площади насаждений как в г. Москве, так и в ближнем Подмосковье, Поэтому в настоящее время самой важной проблемой является стратегическое эколого-экономическое планирование в регионе. Его внедрение обуславливает необходимость разработки основных нормативно-правовых документов, в том числе:



  • О разработке совместных экологических программ и проектов для Московской области;

  • О совместном инвестировании экологических программ Московской области;

  • О создании совместного Экологического фонда Москвы и Московской области для решения экологических проблем Московской области;

  • О создании единой системы мониторинга особо важных природных территорий Московской области, в том числе лесопаркового пояса Москвы;

  • О создании единой экологической экспертизы проектов.

Основные задачи природоохранной стратегии в регионе можно подразделить на политические, социально-экономические и научно-организационные.

В группе политических задач наиболее актуальной является реализация принципа: охрана природы в Московском регионе должна быть приоритетом при разработке политических решений.



Социально-экономические задачи должны обеспечить механизм реализации совместной природоохранной политики. Для этого необходимо разработать пакет основополагающих документов:

  • концепцию экономического развития региона с учетом совместного использования природных ресурсов и промышленной, транспортной инфраструктуры региона, а также интеллектуального потенциала;

  • определение предельно допустимых нагрузок на территории с различным социально-экономическим и экологическим статусом (особо охраняемые территории, рекреационные, ограниченного хозяйственного использования, например, лесные угодья, сельскохозяйственные, селитебные территории, промплощадки);

  • разработку показателей эффективности охраны природы и включение их в планы развития;

  • определение природоресурсного потенциала территории и условий его использования;

  • определение природоохранных потребностей и путей их удовлетворения;

  • совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, создание системы экологического налогообложения и экологического страхования и аудита;

  • разграничение источников финансирования мероприятий по охране природной среды и воспроизводству природных ресурсов между субъектами Федерации, предприятиями и централизованными источниками; обеспечение взаимодействия и достаточности этих источников в условиях рынка;

  • введение экономических механизмов во взаимоотношения по природопользованию с соседними регионами;

  • формирование межрегионального рынка экологических услуг.

Научно-организационные задачи связаны с управлением природной средой, которое означает систематически развиваемое целенаправленное и научнопрогнозируемое преобразование природы в интересах общества. К научно-организационным задачам относятся:

  • разработка системы управления охраной окружающей среды г. Москвы и Московской области, реализация ее через комплексные междисциплинарные и региональные программы;

  • организация системы информационного обеспечения природоохранного прогнозирования и управления;

  • внедрение передовых технологий и новейших научно-исследовательских и конструкторских разработок в производственную и хозяйственную деятельность;

  • введение экосистемных оценок, разработка совместных нормативов и критериев природопользования;

  • совершенствование совместной системы контроля путем повышения полномочий, уточнения функций и разделения компетенций;

  • создание институтов согласия на межрегиональном и межотраслевом уровнях;

  • обеспечение профессиональной подготовки кадров и экологического образования;

  • совершенствование согласованного природоохранного законодательства.

Московская область в призме времен.Общая характеристика

Московская область образована 1 октября 1929 г. Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в междуречье рек Волги и Оки.

Территория Московского региона Московской области и Москвы 47 тыс. кв. км (0,27% территории России). На этой территории проживает около 15 млн. чел. 10,6% населения России, в том числе 8,5 млн. чел. в г. Москве и 6,5 млн. чел. в Московской области. По числу жителей Московский регион превосходит Норвегию, Финляндию, Данию, а по территории Бельгию, Швейцарию, Нидерланды.

Плотность населения (вместе с Москвой) 324,7 чел. на кв. км. Без Москвы 142 чел. на кв. км. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) более 100 национальностей. Основная часть населения русские (93,5%). Здесь также живут украинцы (2,8%), белорусы (0,8%), татары (0,8%), мордва (0,4%), евреи (0,4%), чуваши (0,2%) и др. Средний возраст населения области 38,5 лет [11; 12].

В систему административно-территориального устройства Московской области входят: 39 районов (рис.1), 56 городов областного значения, 18 городов районного значения, 111 рабочих и дачных поселков, 472 сельских округа, 6268 сельских населенных пункта (табл. 1.2.). Существуют сельские поселения трех типов: сельскохозяйственные (деревни, села), несельскохозяйственные (дачные поселки, кооперативы, коттеджная застройка) и смешанные. Доля последних в общем количестве поселений непрерывно растет. Одновременно в Московском крае сократилось количество деревень. После переписи 1959 г. в течение 20 лет общее число сельских населенных пунктов сократилось более чем на 3 тыс. Из 74 городов области 15 городов Подмосковья превысили 100-тысячный рубеж численности населения. Самые крупные из них: Подольск (195 тыс.), Люберцы (166 тыс.), Коломна (152 тыс.), Мытищи (155 тыс.), Электросталь (148 тыс.), Серпухов (137 тыс.), Балашиха (133 тыс.), Химки (134 тыс.), Королев (134 тыс.) [14].

Городские поселения появились на территории области в разное время: 10 городов возникли в ХII-ХVI вв., 6 населенных пунктов стали городами в ХVIII в. Около двух десятков городов в ХIХ-начале ХХ вв. Ранее они представляли собой фабричные села. Остальные поселения развивались как города в советское время.

Климат Московской области умеренно-континентальный и характеризуется теплым летом, умеренно-холодной зимой с устойчивым снежным покровом, большой изменчивостью погодных условий от года к году. Господствующей воздушной массой является воздух умеренных широт, поступающий с Атлантического океана, но в течение года сюда проникает арктический воздух с севера и северо-востока и тропический с юга Европы. Континентальность климата возрастает с запада на восток.

Среднегодовая температура воздуха на описываемой территории изменяется от 2,7 до 3,8 ° С. Среднегодовое количество осадков от 479 до 644 мм, а по некоторым данным до 770 мм и колеблется по годам от 270 до 900 мм.

Зима наступает в начале ноября. Устойчивые морозы отмечаются с 23-26 ноября и продолжаются 105-112 дней. Первый снежный покров появляется в конце октября начале ноября, его высота максимальна в марте и составляет 25-45 см. Постоянный снежный покров устанавливается в конце ноября и сохраняется от 135 до 153 дней. Осадков с ноября по март выпадает в среднем 149-204 мм. Преобладают южные и юго-западные ветры, около 20-30 дней бывает с метелями. Средняя температура самого холодного месяца колеблется от -9,8 ° С до -11,3 ° С. В течение зимы отмечается до 40 дней с сильными морозами (ниже 15 ° С), связанные с приходом арктического воздуха. Самый низкий абсолютный минимум температур был отмечен в Наро-Фоминске (-54 ° С). Максимальная глубина промерзания почв от 60 до 75 см, а в отдельные годы 140-150 см. С приходом южных циклонов связаны многочисленные оттепели (до 3 ° С). Их количество с ноября по март достигает пятидесяти.

Весна начинается с конца марта-начала апреля. Снежный покров окончательно разрушается к середине апреля, почва полностью оттаивает к концу апреля. С середины апреля до середины мая во всей области средняя суточная температура переходит через 5° С (начало вегетационного периода), с середины мая через 10 ° С (начало активной вегетации). Продолжительность активной вегетации изменяется от 125 до 140 дней. В апреле и мае возможны заморозки [18].

Лето наступает в конце мая - начале июня (переход среднесуточных температур воздуха через 15 ° С). Средняя температура самого теплого месяца июля колеблется от 17 до 18,6 ° С. В июле-августе возможно кратковременное повышение температур до 38 ° С. В летние месяцы (июнь-август) в среднем бывает 70-80 мм осадков, но в отдельные годы выпадает 200-250 или всего 2-5 мм. Отмечаются ливни и грозы. Раз в 25-30 лет Московская область подвергается засухе.

Осень наступает в конце августа-начале сентября. Активная вегетация заканчивается во второй половине сентября. Листопад проходит в конце сентября-начале октября. В октябре средняя суточная температура воздуха понижается ниже 5 ° С. Возможны заморозки. Часты туманы. Осадков выпадает 86-119 мм.



На территории области имеются полезные ископаемые: бурый уголь, торф, фосфориты, известняк, мергель, местные строительные материалы.

Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, пищевая, строительных материалов. Производство промышленной продукции сосредоточено в городах Коломне, Подольске, Люберцах, Ликино-Дулево, Орехово-Зуево, Ногинске, Павловском Посаде и др.

Многие предприятия имеют в своем составе экологически опасные производства, создающие недопустимое загрязнение атмосферного воздуха в городах своего расположения, загрязняют почвы, заполняют своими отходами местные свалки, снижают общий уровень территориальной безопасности. Разнообразные техногенные эмиссии выбросы, стоки, тепловые акустические и электромагнитные поля оказывают негативное влияние на природу региона.

Мощное антропогенное воздействие на окружающую среду Московской области оказывает Москва: атмосферный перенос загрязняющих веществ, захоронение отходов, свалки, отчуждение земель под ЛЭП, продукто-, нефте- и газопроводы, дополнительная транспортная сеть и пр. Кроме того, население Москвы оказывает мощное рекреационное давление на природную среду Московской области при строительстве и использовании дач, зон отдыха и т. д.

С другой стороны, Москва заинтересована в сохранении высоких экологических кондиций Московской области, в том числе и как зоны экологической защиты города.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий составляет пашня. Ведущие отрасли сельского хозяйства: растениеводство с преобладанием производства овощей, картофеля и зерна; животноводство молочно-мясного направления, развито свиноводство, птицеводство.

Объекты агропромышленного комплекса расположены в большинстве случаев без элементарного учета градостроительных и экологических требований. Так, в зонах сверхнормативного загрязнения воздуха от птицефабрик и животноводческих комплексов проживает около 0,8 млн. жителей области.

Транспортный комплекс области выделяется высоким уровнем развития и огромными масштабами перевозок. От Москвы отходят 11 железнодорожных магистралей. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 2,8 тыс. км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, включая 3 кольцевые автодороги, составляет 20 тыс. км (92% от общей протяженности), внутренние судоходные пути 580 км, основные судоходные пути по рекам Москве, Оке, каналу им. Москвы, 4 аэропорта гражданской авиации [17].

Экономико-географическое зонирование

В природном и экономическом отношении Московская область далеко неоднородна; в ее пределах наблюдаются отчетливые внутренние различия. Наиболее существенны различия в уровне экономического и особенно промышленного развития отдельных частей Подмосковья. При общем индустриальном характере области в ней выделяются как весьма насыщенные промышленными предприятиями районы, так и почти чисто сельскохозяйственные территории с отдельными промышленными очагами. Промышленные районы Подмосковья также во многих отношениях не похожи друг на друга. Хотя основные профилирующие отрасли машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов в том или ином размере представлены почти повсеместно, значение их в отдельных районах далеко не одинаково. Весьма различна в отдельных частях области территориальная структура промышленности: в одних случаях промышленные центры образуют густую сеть предприятий, в других рассредоточены на фоне сельскохозяйственной территории.

Как старопромышленный район, Подмосковье обнаруживает существенные различия в зависимости от "возраста" индустриализации и темпов научно-технического перевооружения. Они проявляются в настоящее время в виде разницы в отраслевой и территориальной структуре промышленности, "возрасте" и качестве производственного аппарата, наличии градообразующих научно-проиводственных комплексов так называемых "закрытых городов" или "наукоградов". Последние продолжают играть важную роль в социально-экономическом развитии не только Московской области, но и всей России. По оценкам экспертов производительность труда в производственной сфере в таких городах как Голицыно-2, Дубна, Долгопрудный, Жуковский, Калининград, Климовск, Протвино, Пущино, Фрязино, Шатура и др. была в недавнем прошлом на 20-30% выше, чем на аналогичных производствах США. Период реформирования экономики тяжело отразился на "наукоградах" и еще больше усилил неоднородность развития городов и территорий области.

Внутриобластное районирование Подмосковья исходит из генетической общности территорий, входящих в его состав. В связи с этим здесь нет характерных для других областей ясно выраженных районообразующих центров: влияние Москвы настолько велико, что отдельные, даже крупные города области имеют лишь небольшой ареал тяготения.

Исходя из основных, наиболее существенных различий, в пределах Московской области следует выделить пять экономико-географических зон: Центральная, Восточная, Южная, Северная и Западная зоны.

Центральная зона, непосредственно прилегающая к Москве, заселена наиболее плотно, имеет множество центров развитой промышленности, в основном машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической (Мытищи, Пушкино, Королев, Щелково, Люберцы, Раменское, Одинцово, Красногорск, Химки, Зеленоград и др.). Центральная зона охватывает ландшафты южного пологого склона Смоленско-Московской возвышенности и северо-запада Мещерской низменности. В пределах этой зоны находится Московская агломерация одна из крупнейших в мире, включающая в свой состав систему агломераций 2-го порядка, формировавшихся вдоль радиальных транспортных направлений и образующих сплошные полосы урбанизированных территорий.

В экологическом отношении зона характеризуется высокой нагрузкой техногенными элементами, загрязнением общих и сельскохозяйственных земель, нарушенностью естественного стока ввиду многообразия форм лесомелиоративного, гидротехнического и иного строительства.

Зона отличается значительной лесистостью, водоохранным и лесопарковым назначением лесов, высоким агроэкологическим потенциалом, ощутимым удельным весом сельскохозяйственных угодий, низкой землеобеспеченностью, крупными массивами мелиорированных земель.

В пределах территории зоны сложился компактный, преимущественно с крупными деревнями, тип сельского расселения, нередко образующим агломерации 3-го порядка. Здесь приоритет отдается развитию сельского хозяйства, строгому режиму землепользования. Запрещается изъятие земель для нужд, не связанных с производством продовольствия. Агропромышленный комплекс (АПК) зоны отличает высокая энерговооруженность, товарный характер производства, развитость сельской инфраструктуры. Невысокая землеобеспеченность, индустриальный тип сельского хозяйства, потребность в земельных площадях для размещения объектов федерального и областного значения определяют в этой зоне приоритетность общественных форм хозяйствования и земельной собственности.

Функционально зона характеризуется как агроиндустриальная с сельским хозяйством пригородного типа. Приоритет в развитии отдается санаторно-курортной, историко-культурной и другим видам деятельности, связанными с охраной природы, сервисным обслуживанием рекреации и туризма.

Проблемные ситуации сопряжены со снижением уровня использования земель и передела их собственности не в пользу АПК, дробление сельскохозяйственных земель при выделении земельных паев.



Восточная зона (Мещера) характеризуется развитой текстильной промышленностью (Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад, Егорьевск, Куровское и др.) с отдельными центрами тяжелой промышленности металлургии, машиностроения, энергетики (Электросталь, Шатура и др.) Развита здесь и добыча торфа. Восточная зона представляет собой плоскую, а местами бугристую песчаную слабо расчлененную равнину с широкими долинами, болотами, обилием мелководных зарастающих озер. В почвенном покрове преобладает дерново-подзолистые, торфяно-гелевые, болотные почвы. Высокий удельный вес земель несельскохозяйственного назначения. Господствуют сосновые леса, сосново-еловые лишайниковые боры, зеленомшниковые и вересковые боры, болотно-торфяниковая растительность с березой, встречаются участки липовых и дубовых лесов.

На территории Мещерской зоны расположены крупные промышленные узлы: Раменское, Ногинск, Павловский-Посад, Воскресенск, Коломна, Егорьевск, Орехово-Зуево и др.

Значительные площади территории Восточной зоны заняты карьерными разработками.

Характерными особенностями зоны являются: низкий уровень обеспеченности населения пашней; неравномерная инфраструктурная обустроенность от высокой вблизи агломерационных образований до полного отсутствия в периферийных или болотистых местностях; разряженный крупно-очаговый характер размещения сельскохозяйственных угодий на базе мелиорированных или улучшенных земель; компактный поселковый тип сельского расселения; наличие больших массивов выработанных торфяников.

Недостаточная землеобеспеченность, демографическая и экологическая напряженность, необходимость осуществлять производство на основе мелиоративного обустройства территории предопределяют приоритетность развития общественного землепользования. Основные отрасли специализации сельскохозяйственных предприятий картофелеводство, скотоводство и птицеводство.

Проблемные ситуации территории обусловлены необходимостью преодоления резких диспропорций в уровне хозяйственного освоения и социально-культурного обустройства с восстановлением и комплексным использованием природно-ресурсного потенциала, с экологической реабилитацией на основе строгих регламентов природопользования.



Южная зона сочетает центры машиностроения и легкой промышленности (Подольск, Воскресенск, Серпухов, Ступино, Кашира, Коломна и др.), включает районы Москворецко-Окской, Заокской и Заосетринской эрозионных равнин, где на москворецкой и окской поймах выращиваются овощи, а на внепойменных землях зерновые и картофель. Из животноводческих отраслей выделяется скотоводство. В меньшей степени развито птицеводство и свиноводство. Южная (Московско-Окская) зона расположена на юге области в междуречье Москвы и Оки, Оки и Осетра. Территория представляет в междуречье Москвы и Оки пологоволнистую равнину. В междуречье Оки и Осетра сильно расчленена долинами рек и овражно-балачною сетью. В почвенном покрове преобладают дерново-подзолистые и светло-серые оподзоленные лесные почвы. Лесистость составляет от 25 до 45% территории. Большая часть лесов сведена. Преобладают березнячки и осинники, сохранились отдельные островки широколиственных лесов. На территории расположены Природно-террасный государственный биосферный заповедник и заказники.

На территории расположены крупные промышленные узлы: Подольско-Климовский, Чеховский, Ступинский, Серпуховский, Каширский, Луховицкий, Зарайский и др.

Южная зона характеризуется: высоким агроэкологическим потенциалом, который по-настоящему не востребован из-за удаленности и слабого развития производственно-экономических связей с центром; низким уровнем экономического и социально-культурного развития; малолюдностью деревень; наличием неблагоприятных соотношений земель, занятых пашней, лугами и лесом (удельный вес лесопокрытых площадей в ряде местностей не превышает 5-10%).

Проблемные ситуации обострены: устойчивым характером стагнации сельскохозяйственного производства, отсутствием производственной инфраструктуры на большей части водораздельных земель.



Северная зона объединяет центры тяжелой и легкой промышленности и развитого сельского хозяйства пригородного типа. Северная (Верхневолжская) система находится на севере области. Приграничная северная часть территории заболочена, слабо расчленена, плохо дренирована. По мере смещения к центру расчленение территории глубокими и широкими речными долинами на отдельные холмы и гряды становится все отчетливей. В почвенном покрове преобладают дерново-подзолистые, торфяно-гелевые и супесчаные подзолистые почвы.

Лесистость составляет от 35 до 50%.

В растительном покрове еловые леса, березовые и березово-черноольховые, елово-березовые леса, дубняки. На большей части территории преобладают малонарушенные ландшафты.

Здесь расположены промышленные узлы: Дмитров, Клин, Яхрома, Сергиев Посад и др.

Северную зону характеризуют: водоохранный режим земле- и лесопользования; локализованный к дренированным и осушенным участкам тип размещения сельских поселений и сельскохозяйственных угодий; значительная землеобеспеченность при малой людности сельских поселений.

Функционально зона делится на две части:



  • традиционно лесную с особым водоохранным режимом природопользования, мелкоочаговым сельским хозяйством, развивающимся по типу мелкотоварного производства;

  • традиционно сельскохозяйственную, где АПК базируется на использовании крупных массивов мелиорированных земель с высоким естественным агроэкологическим потенциалом. Для этой части зоны велика значимость общественного земельного сервитута. Природоохранный режим землепользования зоны диктует необходимость развития хозяйства на основе наукоемких технологий и специализации на производстве экологически чистой продукции.

следующая страница >>