Рекомендации о развитии студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведений Письмо Министра образования РФ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно-методического семинара болонский процесс и проблемы модернизации... 1 57.63kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 9 988.04kb.
Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных... 2 512kb.
Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших... 1 214.39kb.
Организационный комитет международной научной конференции "Роль высших... 1 12.24kb.
Известия высших учебных заведений социология. Экономика. Политика 6 2238.59kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 112.47kb.
Международная научно-методическая конференция «инновационные технологии... 1 101.64kb.
Учебное пособие Для студентов средних и высших педагогических учебных... 8 3116.42kb.
Книга открытое сознание открытое общество 17 6366.7kb.
Современный европейский комплекс высшего католического образования 1 37.52kb.
«утверждено» 1 108.58kb.
- 4 1234.94kb.
Рекомендации о развитии студенческого самоуправления в высших и средних специальных - страница №1/1

Рекомендации о развитии студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведений Письмо Министра образования РФ от 02.10.2002 № 15-52-468/15-01-21


Руководителям органов поделам молодежи субъектов Российской Федерации
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации
Ректорам высших учебных заведений
Директорам средних профессиональных учебных заведений

Всоответствии сРезолюцией Всероссийского студенческого форума, состоявшегося в Москве вапреле 2001года, воисполнение приказа Министерства образования Российской Федерации от25.01.2002года №193«Ореализации решения коллегии Минобразования России от25.12.2001года №19/2» Департаментом помолодежной политике Министерства образования Российской Федерации подготовлены рекомендации поразвитию студенческого самоуправления вобразовательных учреждениях высшего исреднего профессионального образования Российской Федерации.

Вобсуждении данного документа приняли участие представители высших исредних профессиональных учебных заведений, органов помолодежной политике иуправления образованием 74субъектов Российской Федерации, студенческие общественные объединения ипрофсоюзные организации.

Всоответствии сКонцепцией модернизации российского образования важнейшим направлением определяется развитие воспитательной работы ввузах иссузах. Порешению Координационного Совета помодернизации российского образования внастоящее время разрабатываются критерии оценки состояния воспитательной работы вобразовательных учреждениях при проведении комплексного анализа деятельности учреждения образования для его аттестации иаккредитации.


Рекомендации иинформация направляются для использования вработе вобразовательных учреждениях высшего исреднего профессионального образования Российской Федерации.

Сучетом вышеизложенного, прошу организовать реализацию комплекса мер поразвитию студенческого самоуправления ввузе (ссузе) навсех уровнях.



Министр

В.М.Филиппов

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОРАЗВИТИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВВЫСШИХ ИСРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I.Обоснование.


Современный этап развития российского общества характеризуется переходом кдемократическому государству иправовому обществу, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны отмировых тенденций экономического исоциального развития. Всоответствии сКонцепцией модернизации российского образования напериод до2010года (распоряжение Правительства Российской Федерации от29.12.2001№1756-р) основная цель профессионального образования— подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня ипрофиля, конкурентоспособного нарынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией иориентированного всмежных видах деятельности, способного кэффективной работе поспециальности науровне мировых стандартов, готового кпостоянному профессиональному росту, социальной ипрофессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности вполучении соответствующего образования. Концепцией модернизации российского образования до2010года предусмотрены государственные гарантии обучения вусловиях, обеспечивающих защиту прав личности обучающегося вобразовательном процессе, его психологическую ифизическую безопасность.

Вэтих целях врамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005годы)» (Постановление Правительства Российской Федерации от29.12.2000года №1275) предусмотрено решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, оказание содействия втрудоустройстве, втом числе обеспечение занятости вканикулярный период, развитие системы молодежного, семейного отдыха иоздоровления, развитие художественного творчества, массового молодежного спорта, поддержка студенческих общественных организаций.

Врамках реализации программы 18-20апреля 2001года вг. Москве был проведен Всероссийский студенческий форум. Вфоруме приняли участие 1100человек из75субъектов Российской Федерации. Были представлены более 800вузов России. Цели изадачи форума исходили изнеобходимости разработки мер порешению студенческих проблем органами государственной власти истуденческими общественными объединениями, привлечения внимания общества игосударства крешению студенческих проблем, копределению перспектив наиболее полного использования потенциала студенчества всоциально-экономических преобразованиях общества, консолидации студенческого общественного движения, развития студенческого самоуправления.

Врамках Всероссийского студенческого форума состоялось обсуждение проекта межведомственной программы «Студенчество России (2002-2006годы)», разработанной совместно соСтуденческим координационным советом Профсоюза работников народного образования инауки Российской Федерации иРоссийской ассоциацией профсоюзных организаций студентов (РАПОС), атакже проекта Концепции развития студенческого самоуправления вРоссийской Федерации, разработанной общероссийским общественным объединением «Ассоциация студентов истуденческих объединений вподдержку Российского Союза Молодежи» (АСО РСМ) ипроекта программы развития студенческого самоуправления ввысших исредних специальных учебных заведениях, разработанной Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования инауки Российской Федерации. Поитогам форума была принята резолюция Всероссийского студенческого форума.

Врезолюции форума была отмечена важность развития исовершенствования форм участия молодежи всоциально— политической жизни страны, впервую очередь развития студенческого самоуправления наобщероссийском, региональном, местном уровнях.
Вгосударственной молодежной политике, как отмечают исследователи, должны гармонично сочетаться два основных направления: первое «…связано сзадачами облегчить молодежи вхождение винституционализированную общественную жизнь, компенсировать недостаточность социального статуса, который остается улюбого молодого человека даже при наличии юридического равноправия», второе- это «…инвестиция вмолодежь как вчеловеческий ресурс общественного развития…Очевидно, что инвестиция вмолодежь одновременно означает социальное проектирование будущего России» (А. И. Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы.— М.: Социум, 1999.— С. 308).

«Поддерживающая» и«развивающая» стратегии государственной молодежной политики нашли отражение, имея разную степень представленности, втаких документах, как:



  • Указ Президента Российской Федерации «Опервоочередных мерах вобласти государственной молодежной политики» (1992г.);

  • «Основные направления государственной молодежной политики вРоссийской Федерации», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации (1993г.);

  • Федеральный закон от28июня 1995года N98-ФЗ «Огосударственной поддержке молодежных идетских общественных объединений вРоссийской Федерации»;

  • Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005годы)» (Постановление правительства Российской Федерации от29.12.2000года №1275);

  • Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная протоколом заседания Правительственной комиссии поделам молодежи от5декабря 2001г. №4;

  • Проект межведомственной программы «Студенчество России (2002-2006годы)» идр.

Документы федерального ирегионального уровней помолодежной политике свидетельствуют озаинтересованной позиции государства врешении молодежных проблем, обозначении приоритета государственной молодежной политики— «…повышение субъектности молодого человека имолодежи как социальной группы вреализации собственных, государственных иобщественных интересов». Неслучайно одним изпринципов политики властей вмолодежной сфере является принцип участия, означающий, что «…молодежь является нетолько объектом воспитания иобразования, ноисознательным участником социальных преобразований» (Концепция государственной молодежной политики.— М., 2001.- С. 31).

Студенчество— специфическая страта молодежи, ее«самый организованный отряд», поскольку «… обладает высоким уровнем профессиональной иличностной культуры, активным интересом кпрактическому участию впроцессе преобразования России» (Резолюция Всероссийского студенческого форума.— М., 2001.— С. 4).

Насовременном этапе возрастает общественная активность студенческой молодежи. Она выражается прежде всего вразвитии студенческого движения. Вовсех субъектах Российской Федерации появляется скаждым годом все больше разнообразных студенческих общественных организаций. Сам факт ихвозникновения указывает нато, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов ипотребностей, защиты своих прав. Игнорировать студенческие объединения сегодня невозможно. Чтобы более результативно иэффективно взаимодействовать состуденческими объединениями, недостаточно признавать факт ихсуществования. Необходимо четко представлять все разнообразие студенческих объединений ииметь полную характеристику студенческого движения. Можно обозначить некоторые тенденции его развития:


  1. Насовременном этапе студенческое движение развивается как врамках молодежного общественного движения, так исамостоятельно, всвоих организационных правовых формах.

  2. Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается нетолько региональных иместных общественных объединений, ноимежрегиональных).

  3. Студенческое движение Российской Федерации представлено, содной стороны, общественным движением студентов, сдругой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий вподходах кдеятельности профсоюзных иобщественных организаций студентов нет. Однако, профсоюзы делают акцент всвоей деятельности нарешении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия врусло поддержки социально-значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Опираясь наисследования ученых, положения государственных документов, программ, отражающих молодежную проблематику, можно заключить, что главным парадоксом государственной молодежной политики является внастоящий момент противоречие между официально провозглашаемым ееориентиром— «поддержкой общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений» (Концепция государственной молодежной политики.— М., 2001.— С.2) ислабой реализацией этого направления вжизни, т. е. «…государству, несмотря наактивные попытки, неудается мобилизовать вобщественных интересах молодежную инициативу». Встратегическом отношении эта слабость современной молодежной политики делает еерезультаты минимальными«(А. И. Ковалева, Луков В.А.Социология молодежи: Теоретические вопросы.— М.: Социум, 1999.— С. 321).

Это фундаментальная проблема касается всех страт молодежи, втом числе студенческой, инаходит свое конкретное выражение вболее частных противоречиях:



  • между объективной потребностью общества вразвитии социальной активности студенческой молодежи ислабой включенностью студентов вразрешение своих собственных проблем;

  • между наличием негативных тенденций вмолодежной, ивчастности, студенческой, среде ислабой массовой активностью молодых людей вихпреодолении;

  • между настоятельной необходимостью актуализации социального творчества учащихся ВУЗов иССУЗов иреально малочисленным составом студенческих общественных объединений ипрофсоюзных организаций или отсутствием первичных общественных организаций молодежи вучебных заведениях подобного типа;

  • между широким спектром проблем, трудностей, скоторыми объективно сталкиваются студенты, обучаясь ввысших исредних специальных учебных заведениях, ислабой представленностью вдеятельности органов студенческого самоуправления, существующих вобразовательных учреждениях, направлений работы, связанных сзащитой прав иинтересов студентов, улучшением ихматериального положения, гражданской самореализацией, участием вуправлении делами соответствующего учебного заведения;

  • между наличием традиционных органов студенческого самоуправления иневысокой степенью ихвлияния настуденческую молодежь;

  • между сложностью организации жизни идеятельности студентов ислабой координацией взаимодействия врешении студенческих проблем между органами студенческого самоуправления, администрациями учебных заведений иных социальных структур, органами государственной власти, местного самоуправления;

  • между необходимостью оптимизации деятельности органов студенческого самоуправления ввысших учебных заведениях (вузах) исредних специальных учебных заведениях (ссузах) инедостаточной разработанностью социальных технологий поактуализации субъектного потенциала студентов для реализации собственных, государственных, общественных интересов.

Однако, обладая потенциально огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории иучастия врешении актуальных проблем социума, студенчество переживает период болезненного самоосуществления, сопровождающийся многочисленными трудностями ииспытаниями, что, всвою очередь, негативно сказывается настепени активности, самостоятельности молодых людей иихобъединений вобустройстве окружающей жизни. Внаучных работах социологов, педагогов, психологов, вматериалах Всероссийского студенческого форума, впубликациях прессы содержится фактологическая ианалитическая информация оположении молодежи истуденчества.

II.Общие положения


Основная черта современной реальности среднего ивысшего профессионального образования— резкое повышение требований самой социальной жизни кнеобходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышению личной ответственности засоциальную реализацию собственного предназначения ипризнания, атакже зарешение конкретных проблем.
Одним изусловий полноценного, активного, социального развития личности будущего специалиста является создание различных форм коллективной самоорганизации. Втой или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи, независимо оттого приобретала она реальный статус студенческого самоуправления или нет. Ксожалению, невсегда самоорганизация студентов получала адекватное проявление всамоуправлении, асамоуправление, инициируемое сверху, невсегда выражало интересы самоорганизации студентов.

Процесс обновления студенческого самоуправления должен быть направлен напридание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов квозможностям иперспективам своей профессиональной икультурно-нравственной самоорганизации иучастия всоциальном управлении.

Современное студенческое самоуправление может идолжно быть сконцентрировано нарешении трех наиболее актуальных задач:


  1. Стать условием реализации творческой активности исамодеятельности вучебно-познавательном, научно-профессиональном икультурном отношениях.

  2. Стать реальной формой студенческой демократии ссоответствующими правами, возможностями иответственностью;

  3. Стать средством социально-правовой самозащиты.

Студенческое самоуправление— это инициативная, самостоятельная ипод свою ответственность деятельность студентов порешению жизненно важных вопросов поорганизации обучения, быта, досуга.

Вцелом, студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной нарешение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие еесоциальной активности, поддержку социальных инициатив.

Студенческое самоуправление— это единство общего испецифического. Вопределении студенческого самоуправления вконкретном регионе, вконкретном образовательном учреждении общие ичастные элементы, его принципы ифункции должны быть представлены вспецифическом виде.

IV. Субъекты студенческого самоуправления.


Субъектами студенческого самоуправления выступают студенческие коллективы (объединения), созданные вгруппе, нафакультете (межфакультетские), ввузе иссузе (межвузовские имежссузовские), вмуниципальном образовании, науровне субъекта Российской Федерации, наобщероссийском уровне.

Наоснове анализа практики реализации студенческого самоуправления вкачестве наиболее эффективных могут быть рекомендованы науровне учебной группы иучебного заведения следующие его формы:



  1. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.

  2. Общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор сучебным заведением.

  3. Профсоюзная организация студентов иобщественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления; статус органа студенческого самоуправления определяется трехсторонним соглашением; профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, аобщественное объединение занимается реализацией социально-значимых программ иподдержкой инициатив студенческой молодежи.

  4. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы поинтересам ит. д.).

Высшим органом студенческого самоуправления является студенческое собрание (конференция), которое имеет право принимать ксвоему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего студенческого коллектива.

Высшим органом управления вучебном заведении является Ученый Совет (Педагогический Совет), одна иззадач которого заключается вобъединении усилий всего коллектива для обеспечения высокого качества обучения ивоспитания будущего специалиста.

Вцелях демократизации системы управления учебным заведением исоблюдения прав обучающихся всостав Ученого Совета (Педагогического Совета) входят представители студентов (Федеральный закон от22.08.1996г. №125-ФЗ «Овысшем ипослевузовском профессиональном образовании» ст. 16, п. 4иТиповое положение обобразовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от05.04.2001г. №264).

Организация студенческого самоуправления науровне студенческой группы, курса, факультета (отделения) высшего учебного заведения предполагает:



  • сочетание ответственности идоверия кстуденческим коллективам состороны администрации, педагогического коллектива иобщественных организаций;

  • единство прав иобязанностей как студенческих коллективов, ихорганизаций, так иотдельных членов студенческих коллективов;

  • выборность органов студенческого самоуправления, ихпериодическая отчетность перед студенческим коллективом.

Оценка эффективности студенческого самоуправления осуществляется поконечным результатам учебно-воспитательной исоциокультурной деятельности группы, курса.

Науровне субъекта Российской Федерации, где статус органа студенческого самоуправления должен определяться договором сРоссийским советом ректоров, Советом директоров ссузов, органами законодательной иисполнительной власти субъектов Российской Федерации, возможны следующие его формы:



  1. Региональная студенческая общественная организация (ассоциация студенческих общественных ипрофсоюзных организаций).

  2. Координационный студенческий орган (совет), который может иметь статус:

    • самостоятельного объединения;

    • объединения при органе законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

    • объединения при общественной организации (ассоциации организаций).

Координационный студенческий совет создается напринципах равного представительства отучебных заведений, координации действий всех членов совета иневмешательства вихвнутренние дела.

Навсероссийском уровне возможной формой студенческого самоуправления может стать координационный орган, созданный при Министерстве образования Российской Федерации (либо носящий межведомственный характер).



Вего состав могут входить представители:

  • общероссийских имежрегиональных студенческих общественных объединений (Ассоциация студентов истуденческих объединений вподдержку Российского Союза Молодежи«; Российский Союз Студентов, Ассоциации иностранных студентов идр.);

  • Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений (РАПОС);

  • Профсоюза работников народного образования инауки Российской Федерации (других отраслевых профсоюзов);

  • Координационных студенческих органов или студенческих общественных объединений субъектов Российской Федерации;

  • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • министерств, введении которых находятся вузы иссузы;

  • органов законодательной власти Российской Федерации;

  • представители Федеральной государственной службы занятости населения;

  • других заинтересованных министерств иведомств.

Сочетание форм органов студенческого самоуправления натрех уровнях поможет найти оптимальные межведомственные механизмы ипути решения проблем студентов, силами самих студентов, позволит развивать ихинициативу нетолько врамках учебных заведений, ноизаих пределами, повысит роль изначимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив всудьбе России.

V.Основные функции студенческого самоуправления


Функции органов студенческого самоуправления определяют ихвыборные органы. Учитывая опыт применения самоуправления напрактике, можно предложить следующие функции:

  • координация деятельности общественных, профсоюзных студенческих организаций;

  • взаимодействие сорганами студенческого самоуправления других учебных заведений региона;

  • поиск ивключение вобщественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;

  • участие ворганизации иуправлении учебно-воспитательным процессом вучебном заведении;

  • представление интересов студентов навсех уровнях;

  • разработка иреализация собственных социально-значимых программ иподдержка студенческих инициатив;

  • создание единого информационного пространства для студентов иадминистраций вузов иссузов;

  • профилактика асоциальных проявлений встуденческой среде;

  • трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов ипоиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов);

  • участие впроцессе назначения стипендий ираспределении мест вобщежитиях;

  • поддержка студенческих семей;

  • поддержка малообеспеченных категорий студентов;

  • организация досуга, отдыха иоздоровления студентов;

  • анализ студенческих проблем, определение перспектив ипутей ихрешения;

  • выражение интересов студенческой молодежи всреде общественности, навузовском (ссузовском) уровне; взаимодействие сорганами исполнительной изаконодательной власти субъектов Российской Федерации имуниципальных образований;

  • реализация ввузе иссузе основных направлений Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005годы)», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» идругих средствами студенческого самоуправления идр.

VI. Механизмы реализации иожидаемые результаты


Механизмами реализации рекомендаций поразвитию студенческого самоуправления ввысших исредних специальных учебных заведениях Российской Федерации могут выступать:

  • положения оборганах студенческого самоуправления (например, положение остуденческом совете);

  • заключение договоров между администрациями учебных заведений иобщественными объединениями ипрофсоюзными организациями (администрациями, объединениями иорганами студенческого самоуправления);

  • положения овведении студентов всостав ученых ипедагогических советов учебных заведений (возможно вформе создания студенческой палаты совета) идругие.

Кдругим мерам поразвитию органов студенческого самоуправления можно отнести:

  1. Организационную поддержку:

    • поддержку создаваемых исуществующих органов студенческого самоуправления состороны администраций учебных заведений (уровень вузов иссузов), органов поделам молодежи субъектов Российской Федерации, министерств иведомств Российской Федерации, имеющих всвоем подчинении учебные заведения (федеральный уровень);

  2. Нормативно-правовую поддержку:

    • определение статуса органов студенческого самоуправления (распоряжение (приказ) органа исполнительной власти, договор, соглашение осотрудничестве);

  3. Материально-техническую поддержку (помещения, связь, финансирование программ имероприятий, текущей деятельности).

  4. Информационную поддержку (создание банка данных).

  5. Научно-методическую поддержку (социологические исследования, трансляция передового опыта работы).

  6. Все виды кадровой поддержки (обучение студенческого актива, стажировки).

Настоящие рекомендации являются рамочными для определения путей, механизмов иформ развития студенческого самоуправления всубъектах Российской Федерации.

Рекомендации посодержанию иорганизации студенческого самоуправления предполагают творческий подход иинициативу студенческих коллективов сучетом особенностей каждого учебного заведения итенденций его развития.


Целесообразно всоответствии срекомендациями разрабатывать региональные документы (концепции развития студенческого самоуправления, программы, рекомендации ит. д.).

Основными разделами таких документов могут являться:



  • актуальность разработки документа;

  • основные положения, категориальный аппарат;

  • основные принципы развития студенческого самоуправления;

  • цели изадачи развития студенческого самоуправления;

  • структура органов студенческого самоуправления, возможные варианты иформы взаимодействия органов студенческого самоуправления наобщероссийском, региональном иместном уровнях;

  • приоритетные направления деятельности, функции органов студенческого самоуправления;

  • механизмы взаимодействия органов самоуправления садминистрациями вузов иссузов, органами исполнительной изаконодательной власти субъектов Российской Федерации.

Информация оразвитии студенческого самоуправления вобразовательных учреждениях высшего исреднего профессионального образования Российской Федерации


Современный этап развития российского общества характеризуется переходом кдемократическому государству иправовому обществу, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны отмировых тенденций экономического исоциального развития. Всоответствии сКонцепцией модернизации российского образования напериод до2010года (распоряжение Правительства Российской Федерации от29.12.2001№1756-р) основная цель профессионального образования— подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня ипрофиля, конкурентоспособного нарынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией иориентированного всмежных видах деятельности, способного кэффективной работе поспециальности науровне мировых стандартов, готового кпостоянному профессиональному росту, социальной ипрофессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности вполучении соответствующего образования. Концепцией модернизации российского образования до2010года предусмотрены государственные гарантии обучения вусловиях, обеспечивающих защиту прав личности обучающегося вобразовательном процессе, его психологическую ифизическую безопасность.

Вэтих целях врамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005годы)» (Постановление Правительства Российской Федерации от29.12.2000года №1275) предусмотрено решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, оказание содействия втрудоустройстве, втом числе обеспечение занятости вканикулярный период, развитие системы молодежного, семейного отдыха иоздоровления, развитие художественного творчества, массового молодежного спорта, поддержка студенческих общественных организаций.

Врамках реализации программы 18-20апреля 2001года вг. Москве был проведен Всероссийский студенческий форум. Вфоруме приняли участие 1100человек из75субъектов Российской Федерации. Были представлены более 800вузов России. Цели изадачи форума исходили изнеобходимости разработки мер порешению студенческих проблем органами государственной власти истуденческими общественными объединениями, привлечения внимания общества игосударства крешению студенческих проблем, копределению перспектив наиболее полного использования потенциала студенчества всоциально-экономических преобразованиях общества, консолидации студенческого общественного движения, развития студенческого самоуправления.

Врамках Всероссийского студенческого форума состоялось обсуждение проекта межведомственной программы «Студенчество России (2002-2006годы)», разработанной совместно соСтуденческим координационным советом Профсоюза работников народного образования инауки Российской Федерации иРоссийской ассоциацией профсоюзных организаций студентов (РАПОС), атакже проекта Концепции развития студенческого самоуправления вРоссийской Федерации, разработанной общероссийским общественным объединением «Ассоциация студентов истуденческих объединений вподдержку Российского Союза Молодежи» (АСО РСМ) ипроекта программы развития студенческого самоуправления ввысших исредних специальных учебных заведениях, разработанной Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования инауки Российской Федерации. Поитогам форума была принята резолюция Всероссийского студенческого форума.

Врезолюции форума была отмечена важность развития исовершенствования форм участия молодежи всоциально— политической жизни страны, впервую очередь развития студенческого самоуправления наобщероссийском, региональном, местном уровнях.
Вгосударственной молодежной политике, как отмечают исследователи, должны гармонично сочетаться два основных направления: первое «…связано сзадачами облегчить молодежи вхождение винституционализированную общественную жизнь, компенсировать недостаточность социального статуса, который остается улюбого молодого человека даже при наличии юридического равноправия», второе- это «…инвестиция вмолодежь как вчеловеческий ресурс общественного развития…Очевидно, что инвестиция вмолодежь одновременно означает социальное проектирование будущего России» (А. И. Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы.— М.: Социум, 1999.— С. 308).

«Поддерживающая» и«развивающая» стратегии государственной молодежной политики нашли отражение, имея разную степень представленности, втаких документах, как:

Указ Президента Российской Федерации «Опервоочередных мерах вобласти государственной молодежной политики» (1992г.);
«Основные направления государственной молодежной политики вРоссийской Федерации», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации (1993г.);

Федеральный закон от28июня 1995года №98-ФЗ «Огосударственной поддержке молодежных идетских общественных объединений вРоссийской Федерации»;

Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005годы)» (постановление Правительства Российской Федерации от29.12.2000года №1275);

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная решением Правительственной комиссии поделам молодежи от5декабря 2001г. №4, атакже впроекте межведомственной программы «Студенчество России (2002-2006годы)» идр.

Документы федерального ирегионального уровней помолодежной политике свидетельствуют озаинтересованной позиции государства врешении молодежных проблем, обозначении приоритета государственной молодежной политики— «…повышение субъектности молодого человека имолодежи как социальной группы вреализации собственных, государственных иобщественных интересов». Неслучайно одним изпринципов политики властей вмолодежной сфере является принцип участия, означающий, что «…молодежь является нетолько объектом воспитания иобразования, ноисознательным участником социальных преобразований» (Концепция государственной молодежной политики.— М., 2001.— С. 31).

Студенчество— специфическая страта молодежи, ее«самый организованный отряд», поскольку «… обладает высоким уровнем профессиональной иличностной культуры, активным интересом кпрактическому участию впроцессе преобразования России» (Резолюция Всероссийского студенческого форума.— М., 2001.— С. 4).

Насовременном этапе возрастает общественная активность студенческой молодежи. Она выражается прежде всего вразвитии студенческого движения. Вовсех субъектах Российской Федерации появляется скаждым годом все больше разнообразных студенческих общественных организаций. Сам факт ихвозникновения указывает нато, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов ипотребностей, защиты своих прав. Игнорировать студенческие объединения сегодня невозможно. Чтобы более результативно иэффективно взаимодействовать состуденческими объединениями, недостаточно признавать факт ихсуществования. Необходимо четко представлять все разнообразие студенческих объединений ииметь полную характеристику студенческого движения. Можно обозначить некоторые тенденции его развития:

Насовременном этапе студенческое движение развивается как врамках молодежного общественного движения, так исамостоятельно, всвоих организационных правовых формах.

Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается нетолько региональных иместных общественных объединений, ноимежрегиональных).

Студенческое движение Российской Федерации представлено, содной стороны, общественным движением студентов, сдругой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий вподходах кдеятельности профсоюзных иобщественных организаций студентов нет. Однако, профсоюзы делают акцент всвоей деятельности нарешении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия врусло поддержки социально-значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.



Носуществуют проблемы, касающиеся всех страт молодежи, втом числе студенческой, инаходят они свое конкретное выражение вболее частных противоречиях:

  • между объективной потребностью общества вразвитии социальной активности студенческой молодежи ислабой включенностью студентов вразрешение своих собственных проблем;

  • между наличием негативных тенденций в