Рекомендации III социального Форума России - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа III международного инвестиционного форума «Гродно город... 1 21.91kb.
Программа форума 00-10. 00 Регистрация участников. Приветственный... 1 49.11kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Закрыта продажа выставочных площадей VII международного форума и... 1 28.27kb.
«Правление Александра iii» 1 68.24kb.
Программа форума «Детство как стратегический и инновационный потенциал... 1 103.79kb.
Программа VI чебоксарского экономического форума «Регионы России... 1 77.27kb.
Программа 3-го Международного бурового форума: «100 лет направленному... 1 36.17kb.
День социального работника 1 10.04kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... 2 582.2kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социального... 1 357.5kb.
Программа всероссийской политической партии Аграрная партия России... 1 221.55kb.
- 4 1234.94kb.
Рекомендации III социального Форума России - страница №1/2

проект
Рекомендации

III Социального Форума России

«Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания»
9 октября 2013 года
г. Москва, Краснопресненская наб. 12,

Центр Международной Торговли, Конгресс-Центр


9 октября 2013 года в Москве состоялся III Социальный Форум России «Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания».

Организаторами Форума выступили Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; Общественная палата Российской Федерации; Институт социально-экономических и политических исследований; АНО «Центр Информационных Стратегий»; Всероссийское общественной движение «Матери России»; Общероссийский союз общественных организаций «Народное Большинство России»; Фонд «Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения»; АНО «Центр управления экологическими проектами»; Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

В рамках Форума в регионах Российской Федерации прошли Всероссийские круглые столы по актуальным вопросам развития человеческого потенциала и реализации социальной политики, которые были организованы Общественными палатами регионов совместно с органами власти субъектов Федерации. Во Всероссийских круглых столах приняло участие более 3000 человек: члены региональных общественных палат, руководители региональных органов федеральных органов исполнительной власти и региональных органов исполнительной власти, руководители НКО, сотрудники учреждений социальной сферы, депутаты.

Материалы Всероссийских круглых столов были обобщены в ходе десяти секционных дискуссий, состоявшихся в рамках III Социального Форума России в Москве, и стали основой выработанных участниками Форума предложений и рекомендаций по повышению эффективности социального развития России и укрепления социальной солидарности.

В Форуме приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, руководители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», представители общественных организаций и бизнес-сообщества, деятели науки.

В ходе секционных заседаний участники Форума обсудили такие приоритетные направления совершенствования и повышения эффективности социальной сферы России, как развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере и поддержка доступа негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, повышение эффективности инвестиций в здравоохранение и развитие конкурентоспособности отечественного образования.

Особое внимание было уделено обсуждению механизмов повышения участия гражданского общества и НКО в развитии социальной сферы, рассмотрению перспектив и путей решения проблемы сиротства в России, а также рассмотрению экологических вопросов, как необходимого условия устойчивого развития социальной сферы.

В ходе секционных заседаний подробно проанализированы вопросы социальной интеграции инвалидов и предложены адресные рекомендации по снижению существующих барьеров для людей с инвалидностью в сферах труда, образования, культуры, спорта, а также рассмотрены социальные аспекты разработки и реализации государственной молодежной политики, как системы взаимных социальных обязательств государства и молодежи.

Участники Форума констатировали, что государственная социальная политика в целом направлена на развитие социальной сферы, вовлечение общества и НКО в процесс выработки и реализации актуальных социальных решений, поиск эффективных механизмов решения существующих социальных проблем. Особо была отмечена все более укрепляющаяся тенденция консолидации усилий гражданского общества, бизнеса и власти, направленных на обновление социальной политики России в рамках стратегической модели социально-экономического роста.

Вместе с тем требуется разработка механизмов вовлечения негосударственных организаций в процесс оказания социальных услуг, укрепление и развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере, совершенствование систем здравоохранения и образования. Необходима разработка и реализация государственной семейной политики. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию государственной молодежной политики и развитию ее социальной составляющей. Требуется реализовать комплекс мер, направленных на повышение социальной интеграции людей с инвалидностью. Насущной задачей власти и общества является преодоление сиротства в России. Важным моментом для развития социальной сферы является укрепление НКО и гражданского общества, совершенствование программ поддержки социально ориентированных программ и проектов некоммерческого сектора.

Участниками секционных дискуссий выработаны конкретные предложения и рекомендации по решению актуальных социальных проблем и повышению эффективности реализации социальной политики государства.


РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 1

«ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
В ситуации роста спроса населения на ускоренный рост качества социальных услуг и обеспечения универсальной доступности таких услуг на всей территории страны реализуются соответствующие государственные программы развития здравоохранения и образования на федеральном уровне и при поддержке Российской Федерации - на региональном и муниципальном уровнях. С целью обеспечения заданных целевых индикаторов планируется существенный рост расходов на социальные отрасли, в том числе в рамках инновационного сценария расходы на здравоохранение должны вырасти до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, соответственно расходы на образование до 6,5% ВВП в 2030 году. Достижение целевых индикаторов инновационного сценария социально-экономического развития страны предполагает рост государственных расходов.

С учетом замедления темпов экономического роста достижение заданных целевых индикаторов даже при сохранении планового роста доли расходов на социальную сферу от ВВП может быть затруднено, особенно в части мероприятий, подлежащих финансированию за счет бюджетных источников.

В этой связи в качестве общей рекомендации по реформе системы финансирования развития социальной инфраструктуры рассматривается изменение системы финансирования капитальных вложений с передачей ответственности частному бизнесу за развитие материально-технической базы социальной инфраструктуры путем приватизации или частного финансирования, а также через формат государственно-частного партнерства (ГЧП). Участие частного бизнеса в развитии социальной инфраструктуры и предоставлении социальных услуг предполагает возможность использования специализированных компетенций по проектированию, финансированию, строительству, эксплуатации, организации предоставления услуг, которыми должны обладать компании, привлекаемые государством, муниципалитетами в социальную сферу. При этом представляется возможным в случае сохранения бюджетных проектировок единовременно увеличить объем текущих затрат, направляемых на персонал, приобретение лекарств и материалов, оказание социальной помощи.

Участники секции констатировали, что использование ГЧП в социальной инфраструктуре является одним из наиболее развитых рынков проектов ГЧП. Так, доля социальной инфраструктуры (образование и здравоохранение) на рынке проектов ГЧП в странах ЕС составила в 2010 году более 51%. В Российской Федерации по данным мониторинга СМИ, проводимым Внешэкономбанком, в 2012 году доля инициатив ГЧП по развитию социальной инфраструктуры составила около 25%. По данным Дирекции ГЧП Внешэкономбанка доля заявок на оказание содействия по формированию проектов ГЧП в социальной инфраструктуре составила 27 % (около 18 проектов, включая строительство детских садов, школ, больниц, домов престарелых, объектов культуры). При этом в общем объеме реализованных проектов ГЧП сферы образования и здравоохранения занимают не более 5%.

В ходе обсуждения было отмечено, что с учетом общей логики повышения доли социальных расходов в ВВП страны, росте платежеспособного спроса населения и имеющемся пилотном опыте структурирования проектов ГЧП может быть поставлена задача систематического применения ГЧП для ускоренного развития социальной инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Это требует создание стабильного правого поля для частных инвесторов, реализующих проекты ГЧП, создание механизмов государственного участия и поддержки формирования и реализации проектов ГЧП, организации процессов формирования, финансового закрытия и мониторинга реализации таких проектов.

В этой связи, по мнению участников дискуссии, первоочередной задачей, стоящей перед федеральными органами власти для обеспечения роста инвестиций в социальную сферу является создание стабильного правового поля и обеспечения защиты инвесторов. Решение этой задачи в краткосрочном периоде возможно достичь путем принятия на федерального уроне закона о государственно-частном партнерстве и внесения соответствующих поправок в отраслевое законодательство.

В ходе обсуждения сделан вывод о необходимости создания механизмов государственного участия и поддержки формирования и реализации проектов ГЧП.
В качестве основных инструментов государственной поддержки формирования и реализации проектов ГЧП в социальной сфере предложено рассматривать следующие меры:


  1. Предоставление субсидии субъекту РФ на со-финансирование подготовки проекта ГЧП (по результатам его формирования).

  2. Предоставление субсидии субъекту РФ на возмещение затрат инвестору по кредитной ставки по привлекаемым долговым обязательствам.

  3. Предоставление субсидии субъекту РФ на финансирование капитального гранта в рамках проекта ГЧП (например, на цели развития инженерной инфраструктуры).

  4. Определение Постановлением Правительства РФ долгосрочных обязательств РФ, принимаемых в рамках соответствующей государственной программы, по со-финансированию обязательств субъекта РФ или муниципалитета по проекту ГЧП (в форме субсидий региональному бюджету и далее) на стадии эксплуатации на цели платы за доступность (арендной платы).

  5. Предоставление долгосрочного кредита Внешэкономбанка инвестору в социальный проект ГЧП по специально определенным условиям за счет средств целевого фондирования.

  6. Гарантийные механизмы Российской Федерации, субъектов РФ и Внешэкономбанка по обеспечению исполнения обязательств рефинансирования кратко- и среднесрочных строительных кредитов, привлекаемых инвесторами, после завершения строительства (в том числе путем интеграции проектов в механизмы типа miniPERM с долгосрочным финансированием за счет накопительной части пенсионной системы).

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 2

«ПОДДЕРЖКА ДОСТУПА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

К ОКАЗАНИЮ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»


Привлечение организаций негосударственного сектора к оказанию социальных услуг одно из важнейших направлений модернизации социальной сферы России. Сегодня в России формируется новый рынок социальных услуг, на котором существенную роль будут играть некоммерческие негосударственные организации. Новые возможности для негосударственных организаций - поставщиков социальных услуг предоставляются в законопроекте «Об основах социального обслуживания населения». Серьезная государственная финансовая поддержка оказывается деятельности социально-ориентированных НКО.
В целях увеличения числа негосударственных организаций в социальной сфере предложено реализовать следующие меры:


  1. Определение перечня услуг, которые органы исполнительной власти могут заказывать на конкурсной основе, а не путем сметного финансирования подведомственных предприятий. Проблемой здесь является отсутствие стандартов оказания услуг в некоторых направлениях социальной сферы. Особенно это характерно для сферы социального обслуживания населения. В этой связи требуется стандартизация социальных услуг и определение пилотного перечня услуг и пилотных регионов, где такие услуги могут быть профинансированы государством на конкурсной основе.

  2. Изменение существующих механизмов государственного управления имуществом в виде подведомственных предприятий и учреждений социальной сферы. Государство как собственник может принять решения о необходимости передачи отдельных видов услуг на аутсорсинг, привлечение волонтеров и НКО, а также – передачи в управление учреждений соцсферы или их имущественных комплексов в целях повышения эффективности такого управления и эффективности расходования бюджетных средств.

  3. Развитие механизмов государственного-частного партнерства в социальной сфере. Для этого необходимо законодательное закрепление особенностей ГЧП в соцсфере, а также описание всех имеющихся примеров применения схем ГЧП в данной области с целью тиражирования лучших практик в регионах.

  4. Имущественная и налоговая поддержка негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. НКО, оказывающие социальные услуги, необходимо приравнять к малому предпринимательству в части получения мер государственной поддержки.

  5. Снижение административных барьеров для новых видов оказания услуг и в случае оказания социальных услуг негосударственными организациями. Необходимо уравнять в правах негосударственных и государственных участников рынка – чтобы принципы регулирования рынка не зависели от организационно-правовой формы его участников. Предстоит большая работа преимущественно в отраслевых подзаконных актах.

  6. Формирование стимулов для органов власти в части привлечения некоммерческих организаций.

  7. Определить в качестве приоритетных сфер для увеличения доли негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, сферы, в которых уже имеются и эффективно действуют негосударственные участники рынка. Это сферы здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры (в части музейно-выставочной деятельности).

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 3

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ, ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА»
Сегодня разработка Концепции государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года объединила на одной дискуссионной площадке представителей власти, бизнеса, общественных и религиозных организаций, ученых и экспертов – экономистов, демографов, социологов. Участники обсуждения считают, что ключевым фактором успеха является партнерство всех сторон, как в процессе разработки Концепции, так и на этапе ее реализации.

Участники секции подчеркнули, что, несмотря на демографические успехи, кризис в стране не миновал. Среди всех домохозяйств с детьми – почти 2/3 однодетные семьи. Суммарный коэффициент рождаемости не достиг уровня ни 1990г, ни уровня простого воспроизводства населения – 2,1 ребенка на женщину. «Демографическая яма», связанная с низкой рождаемостью в 1990-е годы внесет негативные тренды практически во все сферы экономики и социальной жизни, приведет к значительному сокращению численности населения в трудоспособном и репродуктивном возрасте. На нынешнее молодое поколение возлагаются повышенные ожидания одновременного решения двух разнонаправленных задач - демографического и экономического роста.

По мнению участников обсуждения, такой подход, помимо общей цели укрепления института семьи, потребует признать важнейшими меры социальной политики, оказывающие содействие родителям в совмещении воспитания детей и трудовой деятельности. Государство и бизнес должны разделить с родителями бремя обязанностей за воспитание детей и в значительной степени компенсировать семейные расходы в виде лучшей занятости, социальных услуг по присмотру и уходу за детьми, образованию, детскому отдыху.

В ходе обсуждения особо подчеркнуто, что в этом формате весьма востребовано расширение государственно-частного партнерства в поддержке семей: рабочие места, дружественные к работникам с семейными обязанностями, социальные и жилищные программы на предприятиях, поддержка работающих многодетных родителей, включение бизнеса в развитие сферы социальных услуг для семей с детьми и т.п. При этом налоговые преференции, льготы и социальные выплаты должны предоставляться с позиции какой вклад они внесут в развитие человеческого (семейного) капитала, какой синергетический эффект будет получен для демографического и экономического роста.

В 2012 году предвыборной программе В. Путин заявил: «Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию - национальная задача на предстоящие 3 - 4 года». Участники дискуссии отмечают, что эта задача может быть решена не только за счет пособий, льгот и выплат. Создание высокооплачиваемых рабочих мест, стимулирование семейного бизнеса, развитие услуг по уходу за детьми раннего возраста, сектора субсидированного найма жилья – основные механизмы в ликвидации «ловушек бедности». Это потребует солидарного участия власти, бизнеса, общества и, прежде всего, родителей.

Участники дискуссии также подчеркнули, что для семейной политики нужны новые управленческие решения с учетом положительного опыта регионов и демографически успешных стран.

Со всей серьезностью относясь к демографическим вызовам, эксперты считают необходимым сосредоточиться в социальной политике на проблемах стимулирования рождаемости с помощью программ материнского (семейного) капитала (федерального и регионального), удовлетворении потребности в детских дошкольных учреждениях, особенно для детей до 3 лет, улучшении обеспеченности жильем.
По итогам обсуждения участники секции предложили реализацию следующих необходимых мер в области государственной семейной политики:


  1. Создать Межведомственную комиссию по семейной и демографической политике при Правительстве России и соответствующие комиссии в региональных и местных органах власти.

  2. Продолжить программу материнского (семейного) капитала после 2016 года, расширив направления его использования: на образование родителей, лечение ребенка и матери, в сельской местности – на приобретение автотранспорта, средств для ведения подсобного, фермерского хозяйства, семейного бизнеса. Для снижения бедности семей разрешить многодетным и нуждающимся семьям использовать часть средств материнского (семейного) капитала на текущее потребление на условиях социального контракта.

  3. Создать систему государственных стандартов социального и экономического благополучия семей с детьми.

  4. Создать Фонд поддержки семей и детей (по аналогии с Национальной кассой семейных пособий во Франции). Фонд должен стать управляющим партнером государства в сфере семейной политики с солидарным участием государства, бизнеса, представителей родительских и семейных сообществ. Он должен обеспечивать администрирование семейных пособий, материнского капитала, оказывать социальную поддержку семьям, находящим в трудной жизненной ситуации, финансировать развитие системы услуг по уходу за детьми до 3 лет, улучшить систему обеспечения детей алиментами. Дополнительным источником для него могут стать средства от повышения акцизов на алкоголь и табак.

  5. Разработать подпрограмму «Обеспечение жильем многодетных семей» Государственной программы «Жилище» на 2011-2015гг.

  6. Предоставить право многодетным семьям – включенным в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы «Жилище» на 2011-2015гг. участвовать в ней без ограничения возраста родителей до совершеннолетия младшего ребенка.

  7. Актуализировать доклады «О положении семей и детей в Российской Федерации» в системе Открытого Правительства с раскрытием данных по регионам и муниципальным образованиям.

  8. Совершенствовать государственную статистику в области семьи.

  9. Активизировать проведение научных исследований по проблемам семьи и реализации государственной семейной политики.

  10. Обеспечить поддержку успешных партнерских проектов в сфере семейной политики.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 4

«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Как отметили участники дискуссии, несмотря на наметившиеся в последнее время в России позитивные тенденции в динамике основных показателей здоровья населения (снижение заболеваемости и смертности населения, рост рождаемости), значительное укрепление материально-технической базы медицинских организаций и рост государственного финансирования отрасли, результативность российской медицины еще далека от уровня, который удовлетворил бы российское общество и соответствовал бы вызовам современного глобального мира.

Говоря о причинах такой ситуации, участники совещания высказали глубокую озабоченность отношением россиян к своему здоровью. Как отмечали выступающие, экономические потери, которые несет Россия из-за приверженности значительной части населения к алкоголизму, наркомании, табакокурению, превосходят общие государственные расходы на здравоохранение. Недостаточная мотивация граждан к здоровому образу жизни снижает эффективность государственных инвестиций в систему здравоохранения и не позволяет достичь показателей здоровья, необходимых для ускорения экономического роста страны.

Одновременно с этим существует объективная проблема обеспечения необходимой доступности медицинской помощи для жителей отдаленных и труднодоступных территорий, которая не может быть решена без привлечения современных средств коммуникации и информатизации. Эта проблема обсуждалась на прошедшем в июле Государственном совете, посвященном вопросам здравоохранения, и нашла отражение в целом ряде поручений Президента Правительству.

Однако задачи, стоящие перед здравоохранением России, не могут быть решены только усилиями органов исполнительной и законодательной власти. Эти проблемы должны стать приоритетом всего общества. При этом участники дискуссии единодушно поддержали мысль о том, что в России необходимо перестать рассматривать здравоохранение как отрасль, «пожирающую» общественные ресурсы. Инвестиции на медицину должны рассматриваются с точки зрения их макроэкономического эффекта, с позиций «общественной рентабельности» - т.е. тех экономических выгод, которые получают другие сферы экономики от сохранения жизней своих граждан, от оздоровления и снижения уровня нетрудоспособности работников, от рождения новых россиян.

Мировой опыт свидетельствует, что при инвестиции единицы ресурсов в эффективные клинические и реабилитационные технологии макроэкономический эффект может многократно превысить вложения.

Таким образом, здравоохранение – это не потребляющая, а высокорентабельная отрасль экономики, производящая высшую государственную ценность – человеческий капитал, и способствующая экономическому росту страны.

Как показывает международная практика, важную роль в развитии системы здравоохранения могут играть частные инвесторы. В России уже есть примеры успешного государственно-частного партнерства в здравоохранении, когда наиболее активные представители бизнес-сообщества внедряют программы борьбы с социально-значимыми заболеваниями, ведут просветительскую и образовательную деятельность, повышают квалификацию медицинских работников, формируют необходимую инфраструктуру для повышения доступности медицинской помощи. В частности, в 11 субъектах РФ на основе принципов государственно-частного партнерства реализованы программы повышения качества лечебно-реабилитационной помощи пациентам с алкогольной и наркотической зависимостью. Программами охвачено более 1500 пациентов, 68% из них достигли полного воздержания от употребления психоактивных веществ, более 60% сообщили об улучшении семейных отношений и восстановили трудовую деятельность, достигнуто сокращение бюджетной нагрузки на стационарное звено наркологической помощи в 2,1 раза, суммарный экономический эффект программ составил более 200 млн. рублей. В Свердловской области осуществляется программа лечения и социальной адаптации женщин с алкогольной зависимостью, находящихся на грани лишения родительских прав, по промежуточным результатам которой 56% женщин полностью прекратили употребление алкоголя, 30% нашли работу, остальные стали уделять значительно больше времени семье и детям. Кроме того, представителями бизнес-сообщества сформированы заслуживающие внимания программы государственно-частного партнерства по раннему выявлению, совершенствованию инфраструктуры, повышению квалификации медицинских работников, внедрению современных методов лечения и оценке их медико-экономической эффективности в отношении онкоурологических заболеваний (рак предстательной железы) и хронического вирусного гепатита С.

Задача повышения инвестиционной привлекательности социальной сферы становится крайне актуальной в условиях происходящей биотехнологической революции, появления инновационных методов лечения, роста общей продолжительности жизни, изменения требований общества к результативности мер по охране здоровья. Все эти изменения приводят к неизбежному увеличению потребности в расходах системы общественного здравоохранения, однако рост затрат сдерживается бюджетными ограничениями.

Для лиц, принимающих решения, это является дополнительным вызовом, поскольку необходимо правильно определить приоритеты использования всегда ограниченных общественных ресурсов. Цена ошибки в выборе направлений инвестирования очень велика и может обернуться серьезными политическими и социальными последствиями. В этой связи крайне важно иметь инструмент оценки социально-экономической эффективности того или иного решения с учетом отдаленных последствий.
Участники обсуждения пришли к согласию о том, что для повышения эффективности инвестиций в здравоохранение необходимо:


  1. Существенно усилить работу по формированию мотивации к здоровому образу жизни у россиян. С этой целью расширить число участников отношений в здравоохранении за счет более широкого привлечения бизнеса, общественных некоммерческих организаций, средств массовой коммуникации, самих граждан.

  2. Распространить опыт отдельных регионов по привлечению бизнес-структур для реализации социально-значимых программ и проектов.

  3. Начать постепенное внедрение оценки социально-экономической эффективности предлагаемых медицинских технологий как основы для принятия инвестиционных решений в здравоохранении.

  4. Стимулировать внедрение современных технологий, в том числе коммуникационных, для повышения доступности медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных местностей.

  5. Повысить координацию действий различных ведомств в вопросах охраны здоровья, рассматривая здравоохранение как важнейшую и приоритетную отрасль, обеспечивающую социально-экономическое развитие страны.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 5

«КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Проблемы конкурентоспособности отечественного образования находятся в центре внимания руководства страны уже достаточно долгое время. За последние десятилетия были проведены три заседания Госсовета страны с обсуждением данной проблемы (2001, 2006 и 2010гг.). Приняты также многие другие документы Правительством РФ о развитии образования.

Основная цель, которая ставится практически во всех принимаемых документах – формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, что позволит повысить его конкурентоспособность и вернуть лидирующие позиции в мире.

Практически во всех принимаемых документах четко фиксировалась идея, что конкурентоспособность России определяется конкурентоспособностью отечественного образования.

В настоящее время можно констатировать, что, к сожалению, ни одно из решений Госсоветов по образованию не было выполнено, более того, к ним затем практически не возвращались. Хотя многие проблемы развития образования, его конкурентоспособности, как на территории России, так и на международной арене в решениях Госсоветов и в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года были проработаны достаточно четко, а главное, системно.

Наиболее яркая иллюстрация этому факту – появление Указа Президента РФ № 599 от 7.05.2012г. о повышении конкурентоспособности отечественных вузов, хотя эти проблемы были детально проработаны и отражены в решениях рабочих групп Госсоветов по образованию, и если бы эти решения выполнялись, то необходимости в Указе Президента не было бы.

Каковы основные причины снижения конкурентоспособности отечественного образования? Какие шаги и меры необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности российского образования на международной арене? Какие меры предпринять для прекращения оттока «мозгов» на Запад? Как поднять имидж образования внутри страны? Когда мы вернем позиции мирового лидера? Эти вопросы находились в центре обсуждения участников секции «Конкурентоспособность отечественного образования».

Говоря об основных причинах снижения конкурентоспособности российского образования, участники секции подчеркнули, что отечественное образование было более чем конкурентоспособным в советские времена. Если бы это было не так, то у нас бы не было таких грандиозных успехов в области науки и техники. Одним из наших самых великих проектов является космический успех команды С.П. Королева. На тот момент команда производила самый качественный в мире продукт, и при минимальном финансировании обеспечивало максимальный эффект.

Обсуждая причины снижения конкурентоспособности, участники секции обратили особое внимание на то, как наше образование оценивалось в мире за последнее время. Например, когда только составлялись мировые рейтинги на заседаниях на семинарах в Зальцбурге (15-20 лет назад), при обсуждении топовой части лучших вузов мира, не менее 10-ой части в этой доле отводилось именно российским вузам. Все в мире признавали, что по естественнонаучному и фундаментальному образованию, российские вузы являлись лидерами во всем мире.

В качестве основных причин падения конкурентоспособности названы следующие причины.

Во-первых, в образовании практически отсутствует конкурентная среда. Отразив атаку на попытку приватизации высшей школы, убрали и конкурентную среду. Вузы работали, получая финансирование фактически вне связи с качественным образованием.

Во-вторых, оценка вузов внутри страны идет по различным критериям, чем на международной арене. Это приводит к тому, что передовые отечественные вузы, к сожалению, не конкурентоспособны на мировой арене. Ни один из отечественных национальных исследовательских университетов не входит в «Шанхайский рейтинг», который определяет уровень инновационного развития того или иного вуза.

Оценка вузов внутри страны не учитывает автономию вузов и его доход от эндаумента, собственной недвижимости, интеллектуальной и инновационной деятельности. Проведение мониторинга, безусловно, является позитивной мерой, но критерии мониторинга до сих пор вызывают ожесточенные споры как внутри профессиональной среды, так и в среде, занимающейся управлением в этой сфере. На конференциях, которые проходят с участием международных экспертов, многие выступающие, подчеркивают, что практически во всех странах мира давно приняты за основу критерии наиболее популярных международных рейтингов. В этих рейтингах на генерацию новых знаний отводится не менее 2/3 всей системы оценки вуза, а в некоторых, наиболее популярных, таких как «Шанхайский рейтинг», практически все 100%. Мы же проблеме генерации новых знаний практически не уделяем внимания. И вузы оцениваем не столько по реальным результатам, сколько по затраченным ресурсам и по материально-технической базе.


Участники секции считают, что в целях повышения конкурентоспособности отечественного образования необходимо:


  1. Создать реальную конкурентную среду и принять конкретные меры по выполнению решений госсоветов по образованию плана Правительства РФ.

  2. Оценку вузов внутри страны нужно проводить по международным критериям, причем, четким и ясным, а не по решению комиссии (последнее приводит к казусам, когда вуз, недавно победивший в конкурсе, становится неэффективным). Необходима единая система критериев мониторинга вузов по их эффективности и качеству, единая система требований по аккредитации вузов, которая коррелировалась бы с критериями мировых рейтингов.

  3. Пришло время вернуть в число критериев эффективности ВУЗа систему передовых социальных технологий, оказывающих влияние на развитие социальной сферы общества, а также критерии внедрения здоровьеформирующей среды в образование. Данный критерий широко применяется сегодня в международной практике при оценке развития современных университетов и отсутствует при оценке эффективности российских ВУЗов.

  4. Необходимо повысить эффективность использования выделяемых ресурсов. Как уже отмечалось, идет резкое усиление финансирования высшей школы, но отдачи, к сожалению, не наблюдается.

  5. Необходимо отметить, что система образования страны состоит не только из вузов-лидеров, в стране имеется достаточно много и других развитых вузов. Нужно четко и ясно составить программы всех вузов, учитывая потребности государства.

  6. Повысить как имидж образования внутри страны, так и мотивирование коллектива вузов и конкретных исследователей на получение конкурентоспособных мировых результатов.

  7. Необходима поддержка научных открытий, патентов, новейших технологий в любых вузах, независимо от их форм учредительства (государственной, субъекты федерации, муниципальной, частной).

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 6

«УЧАСТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НКО

В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»


Вопросы, вынесенные на обсуждение участниками секции:


  • Создание и развитие эффективных механизмов участия институтов гражданского общества в системе государственного и общественного управления в процессе решения актуальных социальных вопросов;

  • Роль НКО в гармонизации межнациональных отношений, патриотического воспитания, укрепления духовно-нравственных основ российского общества;

  • Повышение эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, дальнейшее развитие гражданского общества, совершенствованию законодательства об общественных организациях.

  • Совершенствование системы государственной поддержки социально значимых проектов.

Сегодняшняя ситуация в современном российском обществе и информационный вектор его развития задают совершенно новые направления решений задач обеспечения социальной и политической стабильности, укрепления российского государства, сохранения национальной и духовной идентичности нашего народа. И безусловно, требуют выработки новых принципов и подходов к обеспечению демократических преобразований в стране, выработки современной «национальной идеи».

В этой связи вопросы развития гражданского общества и информационного пространства неразделимы. Все это позволяет говорить об активно идущем процессе становления гражданского общества, самоорганизации и эффективности его участия в управленческих процессах и активного использования инноваций. И особенно необходимо отметить, что сегодняшний этап развития России переходит в принципиально новое качество: обращение государства к гражданину.

Участники дискуссии отмечают определенную степень сформированности некоммерческого сектора России. По мнению экспертов, вопросам развития институтов гражданского общества уделяется особое внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует то, что НКО получают все больше законных полномочий влияния на процессы, происходящие в различных отраслях, которые могут достаточно эффективно отстаивать свои права и права граждан, оказывать социальные услуги населению, при этом, серьезно конкурируя с государственными учреждениями. Однако необходимо, принять во внимание на государственном уровне вопросы создания четких механизмов влияния институтов гражданского общества на деятельность законодательной и исполнительной власти. Как отмечают участники секции, на сегодняшний день недостаточно эффективны действующие инструменты взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти и общественными палатами, отсутствует эффективно работающая система общественного контроля над государственными расходами.


Предложения участников секции по совершенствованию государственной политики в области развития некоммерческого сектора в России и механизмов участия институтов гражданского общества в системе государственного и общественного управления:
1. Законодательно закрепить в полномочиях федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ разработку и реализацию мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ.

2. Содействовать разработке концепции государственной политики в области развития гражданского общества, в которой будут определены принципы, цели и основные направления государственной политики по развитию некоммерческого сектора. Основы государственной политики должны включать в себя механизмы участия некоммерческого сектора в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности, задавать вектор развития гражданского общества в России, определять приоритеты государства в поддержке деятельности некоммерческих организаций (такие как гармонизация межнациональных отношений, вовлечение граждан в модернизационные процессы, повышение правовой грамотности населения и пр.).

3. Поддержать внесение изменений в Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в части формирования Общественной палаты РФ, обеспечивающих качественную ротацию ее членов, и исключающих возможность дублирования состава Общественной палаты РФ, а так же установления фиксированных сроков пребывания ее членов в составе.

4. Инициировать внедрение независимой общественной системы контроля над деятельностью социальных учреждений, которая бы позволила наиболее объективно оценить производимые затраты из бюджета на осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг. Данная система должна включать механизмы вовлечения обширного круга социально ориентированных некоммерческих организаций в процесс профессиональной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений в этой сфере.

5. В рамках действующего законодательства разработать механизмы привлечения НКО к участию в конкурсах на право заключения государственного контракта для выполнения работ (оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд в части оказания социальных услуг населению. Предусмотреть возможность предоставления целевых потребительских субсидий (ваучеров, сертификатов) потенциальным получателям социальных услуг с правом выбора организации (из числа аккредитованных на равном уровне государственных и некоммерческих), в которую можно обратиться за помощью. Разработать механизмы разукрупнения лотов при проведении конкурсов на право заключения государственного контракта на оказание услуг социального характера.

6. Предусмотреть проведение комплекса мероприятий в СМИ на федеральном и региональном уровнях, направленных на привлечение внимания широкой общественности к вопросам оказания некоммерческими организациями социальных услуг населению и развития модели социального предпринимательства, а также информационную и просветительскую кампанию для расширения сети социальных предприятий, в том числе направленных на развитие института социальной рекламы.

7. В качестве дополнительного стимула к развитию социального предпринимательства, проработать вопрос о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) для социально ориентированных некоммерческих организаций.

8. Проработать вопрос о предоставлении специальных налоговых льгот средствам массовой информации, взаимодействующим с социально ориентированными некоммерческими организациями и публикующим социально значимую информацию.

9. Рассмотреть вопрос о выработке единого регламента проведения конкурса грантов среди некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, которым предоставляются субсидии на основании Распоряжения Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества». В частности, рекомендуется проработать механизм и критерии отбора социально значимых проектов. Проработать возможность о включении регламента, механизма и критериев отбора социально значимых проектов некоммерческих организаций в Распоряжение Президента Российской Федерации, выпускаемое в 2012 и последующих годах, в виде приложений. Подготовить нормативную-правовую базу, по переводу подачи заявок на гранты в электронный вид (с использованием электронной подписи организации-заявителя). Исключить такие требования гранто-операторов, как распечатка полного пакета документов для нескольких экспертов.

10. Инициировать предложение об обращении особого внимания на проекты в области межнациональных отношений и толерантности, по популяризации здорового образа жизни и противодействию распространению наркотиков, поддержки материнства и детства, помощи лицам с инвалидностью, а также по привлечению граждан к активной жизни в информационном обществе и региональному развитию (в т.ч. мотивация граждан к благополучной жизни и работе у себя в регионе).


РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 7

«ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В РОССИИ»
Наличие значительного числа детей, ставших сиротами при живых родителях, является одной из острейших социальных проблем. Решение задач преодоления социального сиротства, снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения их приоритетного устройства в семьи были и остаются приоритетом государственной политики в сфере защиты и поддержки семьи, материнства и детства.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, План первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 г. № 1688, правовые акты субъектов Российской Федерации содержат необходимую правовую основу для принятия решений и практических действий в этом направлении.

Необходимо отметить позитивные тенденции в решении проблемы сиротства, проявившиеся в последние годы. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% снизилось число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году прогнозируется примерно 12%-й рост числа детей, устроенных на воспитание в семьи.

Вместе с тем, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском населении до настоящего времени существенным образом не снизилась. Число детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2012 году составило более 50 000, что все еще недопустимо велико. Это свидетельствует о недостаточности усилий по профилактике социального сиротства, сохранению кровной семьи для ребенка. В государственном банке данных зарегистрировано более 120 000 детей, нуждающихся в устройстве в семьи.

Для достижения необратимых позитивных изменений, создания условий для кардинального снижения числа социальных сирот требуется не только продолжение ведущейся работы, но и принятие серьезных мер правового, организационного, научно-методического и практического характера.

Необходимо в полной мере реализовать положения Национальной стратегии действий в интересах детей по:

- организации на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав;

- разработке и нормативному закреплению стандартов оказания специализированных профилактических услуг по преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства;

- обеспечению внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;

- формированию полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;

Необходимо принять меры, направленные на обеспечение профессиональных и обоснованных решений в отношении каждого ребенка при реализации полномочий государственных органов по защите его прав и законных интересов.

Требуют повсеместного распространения и внедрения, зарекомендовавшие себя инновационные подходы к профилактике сиротства: социальное сопровождение семей группы риска, организацию своевременной помощи семьям на ранней стадии кризиса, использование профессиональной замещающей заботы для «сложных» категорий детей, оставшихся без попечения родителей.


Участники секции предлагают:
1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части определения единого порядка принятия мер по защите прав детей, в отношении которых поступили сведения о нарушении их прав и законных интересов.

2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части определения порядка применения лишения родительских прав как исключительной меры защиты прав ребенка.

3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности органов опеки и попечительства организовать разработку и утверждение Плана семейного устройства в отношении каждого ребенка, помещенного в организацию.

4. Разработать и принять изменения в нормативные акты, утверждающие формы акта обследования условий жизни несовершеннолетних, с целью обеспечения более профессиональной и объективной оценки соблюдения его прав и законных интересов.

5. Сформировать законодательную базу для профессиональных приемных семей.

6. Организовать качественный мониторинг реализации Указа Президента №1688 в части подготовки квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, а также развития системы дополнительного образования, реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы.

7. Сформировать на федеральном уровне «дорожную карту» качественного повышения профессионального уровня органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечить научное и методическое руководство этим процессом.

8. Нормативно закрепить типовые (примерные) стандарты услуг для семьи и детей по профилактике социального сиротства и сопровождению замещающих семей, оказываемых организациями всех форм собственности, включая некоммерческие организации.

9. Разработать и внедрить профессиональную методику оценки и мониторинга качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях.

10. Разработать модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке межведомственного взаимодействия по вопросам выявления детей, нуждающихся в защите государства и принятия мер по защите их прав и законных интересов.

11.Ввести в программы профессионального образования и повышения квалификации специализацию «методист-супервизор».

12. Использовать и распространить опыт проведения анализа экономической и бюджетной эффективности расходов на модернизацию системы защиты детства, полученный в Томской и Тамбовской областях, Хабаровском крае.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ 8

«СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ:

ТРУД, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, СПОРТ»
Вопросы социальной интеграции инвалидов сегодня находятся в центре внимания власти и общества. Действует государственная программа «Доступная среда». Выполняется комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,85 млн. инвалидов. Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. 77% из них заявляют о том, что хотят трудоустроиться и продолжать трудовую деятельность.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования разных видов подведомственности по состоянию на 01.08.2013 года обучается почти 47,5 тысяч инвалидов. В среднем каждое второе здание учреждения профобразования приспособлено для обучения и временного проживания лиц с инвалидностью (около 54%). При этом процент приспособленных для обучения инвалидов зданий, учреждений профессионального образования субъектов Российской Федерации существенно ниже - 44%, а количество обучающихся в них студентов-инвалидов составляет 42% от всех студентов с инвалидностью.

Отмечая в целом работу профильных органов исполнительной власти и образовательных организаций по созданию доступной среды для профессионального образования инвалидов, участники дискуссии отмечают, что пока образование людей с инвалидностью отчуждено от возможности их трудоустройства. Даже поступив и успешно окончив высшее учебное заведение, студенты-инвалиды ограничены в своем трудовом опыте и имеют трудности выбора карьеры.

По мнению участников обсуждения, важное значение для профессиональной подготовки людей с инвалидностью имеет создание и реализация программ их профессиональной ориентации, начиная со школьного возраста, а также их психологическая и профессиональная подготовка к трудоустройству. Необходима разработка индивидуальных профессиональных и образовательных траекторий для граждан с инвалидностью.

Требуется обязательная стандартизация и обновление списка профессий для инвалидов, а также новые стандарты профессиональных программ обучения.

В целом, не смотря на принимаемые государством меры по реализации программ занятости людей с инвалидностью, все же, большая часть работодателей продолжает рассматривать трудоустройство людей с инвалидностью как «обузу». Люди с инвалидностью не воспринимаются, как трудовой ресурс, способный вносить свой вклад в повышение экономической эффективности предприятий и организаций реального сектора экономики.

Ключевыми проблемами, наличие которых осложняет трудоустройство инвалидов на предприятия и организации реального сектора экономики являются:



  1. Недостаточность межведомственного взаимодействия при решении вопросов трудоустройства инвалидов.

  2. Отсутствие системы сопровождаемой занятости и профориентации инвалидов.

  3. Отсутствие анализа рынка труда для определения возможностей профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.

  4. Недостаточный уровень образования и профессиональной подготовки инвалидов, их низкая мотивация к трудоустройству.

  5. Отсутствие проработанной системы мер поддержки работодателей, принимающих на работу людей с тяжелыми нарушениями (психические, ментальные инвалиды).

  6. Недостаточная информированность работодателя о потребностях и способностях инвалидов и существующие опасения работодателей по поводу возможных несчастных случаев и страховых издержек.

  7. Недостаточная доступность социальной среды для людей с инвалидностью.

Особо отмечена не эффективность действующего механизма квотирования для трудоустройства инвалидов. В частности, при установлении квоты не учитываются такие критерии, как отраслевая принадлежность работодателя, характер условий труда с вредными и опасными производственными факторами, противопоказанными для труда инвалидов, наличие профессий и специальностей, занятость на которых требует предварительных медицинских обследований. По данным РСПП, 40% компаний заявляют, что условия труда в компании в силу отраслевой специфики ограничений устанавливаемых законодательством, сокращают их возможности трудоустроить инвалидов.

Процедуры установления квоты не прозрачны как для работодателей, так и для инвалидов, не определен единый порядок действий и взаимодействий работодателя, инвалида и органов, устанавливающих данную квоту, отсутствуют альтернативные варианты выполнения работодателями квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, продолжают существовать стереотипы восприятия инвалидов и инвалидности со стороны общества и бизнеса.

Участники обсуждения подчеркивают, что необходимо переосмысление и изменение подходов к трудоустройству людей с инвалидностью. Требуется дополнение реализуемых сегодня мер по созданию специальных рабочих мест, мерами, направленными на повышение конкурентоспособности человека с инвалидностью на рынке труда (в т.ч. профессиональное обучение, социальная и трудовая адаптация на рабочем месте, консультационное и организационное сопровождение сотрудника с инвалидностью) с выделением на их реализацию соответствующих бюджетных средств.


В целях решения отмеченных проблем и повышения эффективности социальной интеграции инвалидов, участники секции считают целесообразными рекомендовать:


  1. Правительству Российской Федерации при участии общественных организаций и профессионального сообщества экспертов проработать целесообразность внесения поправок в действующее законодательство Российской Федерации, касающихся:

- усиления ответственности за дискриминацию людей с инвалидностью при приеме на работу и в процессе осуществлении ими трудовой деятельности;

- модернизации механизма квотирования рабочих мест для инвалидов в части:

- повышения размера квоты рабочих мест для инвалидов;

- предоставить работодателю право выполнения квоты для трудоустройства инвалидов альтернативными вариантами (аренда специализированных рабочих мест, предоставление заказов на работы или услуги другим работодателям, в целях обеспечения занятости инвалидов).

- стимулирования инвалидов, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (безвозмездные субсидии, льготное налогообложение и т.п.);

- расширение перечня льгот для инвалидов при получении среднего специального и высшего образования (квоты, льготная стоимость).



  1. Министерству образования Российской Федерации и Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с общественными организациями подготовить предложения для Правительства Российской Федерации по разработке новых и внесению изменений в действующие программы, регламентирующие вопросы образования, трудовой деятельности, культурного досуга, физической культуры и спорта.

  2. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда социального развития Российской Федерации совместно с общественными организациями подготовить нормативные правовые акты, регламентирующие составление индивидуальных программ реабилитации (ИПР) в части трудовых рекомендаций людям с инвалидностью с учетом действующих федеральных государственных отраслевых стандартов и профессиональных стандартов, а также современных условий труда.

  3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации:

  • совместно с общественными организациями и профессиональным сообществом экспертов разработать методику мониторинга занятости инвалидов;

  • по результатам мониторинга ежегодно проводить корректировку мер (в том числе финансово-экономических) содействия трудоустройству и занятости инвалидов;

  • обеспечить составление и постоянную актуализацию реестра приоритетных профессий для трудоустройства инвалидов.

  1. Министерству образования Российской Федерации:

- разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие использование дистанционных технологий при получении высшего и средне специального образования инвалидами;

следующая страница >>