Развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в красноярском крае - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
По вопросам жилищных программ «Обеспечение жильем молодых семей в... 1 32.43kb.
Число зарегистрированных преступлений в Красноярском крае в 2013... 1 74.22kb.
Справка о просветительской работе по истории Холокоста в Красноярском... 1 112.69kb.
«Енисей» произошло от эвенкийского слова «Ионесси», что означает... 1 43.34kb.
Продовольственное и денежное снабжение студентов красноярского края... 1 108.24kb.
В 2011 году в забайкальском крае от туберкулёза умерло 180 человек. 1 10.74kb.
Конспект лекций Омск 2005 2 682.45kb.
Отчет министерства культуры московской области «об итогах работы... 3 958.86kb.
Калифорнийская щитовка 1 41.63kb.
2014 год в России станет Годом Культуры. Соответствующий указ подписал... 1 289.01kb.
«Развитие инфраструктуры кинопоказа в Краснодарском крае» на 2011... 1 37.02kb.
Европейская экономическая комиссия 1 79.23kb.
- 4 1234.94kb.
Развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в красноярском крае - страница №1/1



Министерство культуры Красноярского края

Государственное учреждение культуры «Енисейкино»

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ И КИНЕМАТОГРАФИИ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

на 2010-2020 годы

Красноярск 2009

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


3

I. Анализ состояния и развития аудиовизуальной культуры и кинематографии Красноярского края


5

II. Аудиовизуальная культура и кинематография в структуре ориентиров современной политики Правительства Красноярского края

    1. История становления и характеристика современного состояния киносети Красноярского края

    2. Проблемы развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае




10

III. Цели и основные задачи современной политики Правительства Красноярского края в формировании аудиовизуальной культуры


11


IV. Основные направления стратегии преобразований в области развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае


12

V. Приоритеты на 2010-2020 годы


14

VI. Основные механизмы реализации Концепции


14

VII. Ожидаемые эффекты и целевые ориентиры реализации Концепции


15

Заключение


16

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И

КИНЕМАТОГРАФИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

на 2010-2020 годы
Введение
Концепция развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае на 2009-2020 годы (далее – Концепция) разработана с учётом задач, стоящих перед Красноярским краем в свете с реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009

№ 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п.

Концепция направлена на создание основ для более эффективного, динамичного, целенаправленного развития аудиовизуальной культуры в целом и кинематографии, в частности, и консолидированного участия в этом процессе органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований края и организаций, осуществляющих деятельность в области аудиовизуальной культуры и кинематографии на территории Красноярского края. Главная задача Концепции – определение цели и направлений развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае на долгосрочный период.

Концепция учитывает взятый Правительством Красноярского края курс на совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Концепция должна стать основой и практическим инструментом формирования долгосрочных целевых программ в сфере культуры, а также основным базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, претендующих на государственную и муниципальную поддержку.

В Концепции используются следующие понятия:

адиовизуальная культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, фотография, систем мультимедиа).

кинематография – область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений киноискусства.

Выделение в настоящей Концепции кинематографии, являющейся частью аудиовизуальной культуры, в качестве отдельного объекта культурной политики в Красноярском крае обусловлено массовостью потребления продуктов кинематографического производства и связанным с этим большим потенциалом её воздействия на потребителя.

Концепция рассматривает кинематографию не как систему учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края. Концепция стремится включить в сферу единой политики все субъекты культуры, действующие в Красноярском крае, независимо от того, поддерживаются ли они государством или органами местного самоуправления, развиваются на коммерческой или некоммерческой основе. Реализация Концепции предполагает взаимодействие всех субъектов культурного процесса, внедрение и развитие механизмов государственно-общественного и государственно-частного партнёрства в области аудиовизуальной культуры и кинематографии.

Концепция развития аудиовизуальной культуры и кинематографии Красноярского края исходит из представления об аудиовизуальной культуре и кинематографии как составных частях художественной культуры, имеющих важное значение в эпоху активного развития электронных коммуникаций как эффективное средство культурной политики в Красноярском крае, направленной на интеллектуальное, творческое и духовно-нравственное развитие широких слоев населения края.

Концепция разработана с учётом результатов социологических, маркетинговых исследований и опирается на следующие нормативные документы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

8. Устав Красноярского края.

9. Закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре».

10. Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п «Об утверждении Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы».
I. Анализ состояния и развития аудиовизуальной культуры и кинематографии Красноярского края
2.1. История становления и характеристика современного состояния киносети Красноярского края
На протяжении своего существования кинематограф в России был одним из самых массовых видов искусства. Главное достоинство кинематографа в том, что он является самым доступным для широких слоев населения видом культурной деятельности. Помимо того, что киноотрасль всегда приносила государству доход, кино имело большое воспитательное значение для нации, неся с экрана идеи нравственности, духовности и патриотизма. Искусство кино с его выразительными средствами – зрелищностью, музыкальностью и доступностью – широко использовалось в целях повышения культурного уровня населения.

Первый кинотеатр в Красноярском крае был открыт в 1910 году. Особое развитие сеть учреждений кинопоказа в крае получила во второй половине XX века. В 1970 году в Красноярском крае действовало 1640 киноустановок, в т. ч. 136 в городах, 1502 в сельской местности. В 1980 году развитие кинообслуживания населения края достигло максимальных показателей: 2880 киноустановок, число зрителей на киносеансах составило 52985 тыс. человек, валовой сбор от продажи билетов на киносеансы – 15481 тыс. рублей.

До 1986 года существовала государственная монополия на прокат кинофильмов. Прокат фильмов в крае осуществлялся Краевой конторой по прокату кинофильмов и ее 10-ю отделениями, расположенными в крупных городах края.

С 1982 по 2008 год в крае работала Красноярская киностудия, выпускавшая ежемесячный киножурнал «Енисейский меридиан» и освещавшая, посредствам документального кино, все значимые события в Красноярском крае.

С середины 80-х годов, когда в стране широко распространились технологии видеопоказа, а для населения стала доступной бытовая видеотехника, в крае появляются видеозалы с организацией показа фильмов на магнитных носителях и видеотеки. Это обстоятельство, а также несовершенство законодательства, позволявшее частным предпринимателям организовывать видеопоказ новинок мирового кинематографа без учёта авторских прав, обусловили отток зрителей из государственных кинотеатров. Уменьшение интереса зрителей к просмотру кино на большом экране на полтора десятилетия сформировало у общества и органов государственной власти мнение о том, что существующая на тот момент система государственного кинопоказа изжила себя. В 1988 году были осуществлены структурные изменения в кинематографии края: краевое управление кинофикации и краевая контора по прокату кинофильмов были преобразованы в производственное киновидеообъединение (КВО); отделы кинофикации, городские и районные дирекции киносети были присоединены к органам управления культуры.

Серьезным испытанием для кинематографа края стали годы рыночных преобразований, происходивших в стране с начала 1991 года. За это время произошли существенные изменения в киноотрасли Красноярского края, которые коснулись как структуры киноотрасли, так и содержания ее работы. В этот период кинематографу был нанесен значительный урон. Сократилось производство отечественных фильмов, упала посещаемость киносеансов, сократилась сеть киноустановок и кинотеатров.

Объективными причинами этого стало падение жизненного уровня населения, снижение его платежеспособности, а также серьезная конкуренция со стороны телевидения, развитие рынка домашней видеотехники и производства видеокассет с записями фильмов для домашнего просмотра.

С начала 1990-х годов на территории Красноярского края начался процесс активного сокращения киноустановок. Так, в 1991 году в крае было зарегистрировано 1928 киноустановок, по состоянию 01.01.2009 их количество уменьшилось более чем в 15 раз.

С 2008 года в киносети Красноярского края наблюдается положительная динамика основных количественных показателей. Количество киносеансов составило 83957, что на 16,7% больше, чем в 2007 году; число зрителей на киносеансах – 2563 тыс. человек, что превышает показатели 2007 года на 8,1%; объем валового сбора – 274411 тыс. рублей, что на 27,9 % больше, чем в 2007 году. В целом по итогам работы киносети Красноярского края в 2008 году отмечено увеличение доходов от проведенных киносеансов. Так, средний доход от одного сеанса увеличился с 2981,3 руб. в 2007 году до 3268,5 руб. в 2008 году. Рост основных количественных показателей происходит за счет коммерческих кинотеатров, действующих в крупных городах края.
2.2. Проблемы развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае
Основная проблема заключается в несоответствии уровня развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае задачам развития человеческого капитала, необходимого для перехода региона к инновационному социально ориентированному типу экономики.


  1. Ограниченная доступность для населения услуг кинопоказа

Охват населения услугами кинопоказа в крае составляет 88,7%, при этом посещаемость киносеансов в городских поселениях – 114,1%, в сельской местности – 8,7%. Посещаемость киносеансов в среднем одним жителем края снизилась с 12 посещений в год в 1990 году до 0,89 посещения в 2008 году. В 2008 году на киносеансах побывало 2563 тыс. человек (в то время как численность населения края на 1 января 2008 года составила 2890,3 тыс. человек).

Эта ситуация обусловлена рядом факторов:



Развитие альтернативных (суррогатных) форм потребления продукции кинематографии. Несмотря на развитие телевещания и широкую продажу видеоверсий кинофильмов, предназначенных для домашнего просмотра, публичный просмотр кинофильмов имеет свои неоспоримые преимущества:

кинофильм создаётся для показа на большом экране, и в телевизионной или бытовой версии снижается его художественное, эмоциональное (в конечном счёте – педагогическое) воздействие;

от проката кинофильма на большом экране до выхода его на лицензионных дисках проходит около года. В этот период рынок наполняется контрафактной продукцией. А поскольку финансирование кинопроизводства осуществляется, в основном, на средства, отчисляемые от валового сбора в кинотеатрах, российский кинематограф ежегодно не получает часть законно заработанных им средств и не может развиваться дальше, создавая очередные фильмы, основанные на русских кинематографических традициях, транслирующих национальные духовные, нравственные и другие социально значимые ценности.

Как следствие этого, значительная часть населения края приобщается к киноискусству путём бытового просмотра контрафактной продукции, стимулируя противоправный бизнес и нарушая тем самым законодательство.



Сокращение сети киноустановок. Обстоятельством, ограничивающим доступ населения к продуктам кинематографического производства, является крайне недостаточное количество организаций, предоставляющих услугу кинопоказа.

С начала 1990-х годов на территории Красноярского края начался процесс активного сокращения киноустановок. В 29 муниципальных образованиях края, в т.ч. в 22 муниципальных районах и 7 городских округах, киновидеопоказ не осуществляется в течение нескольких лет. В крае сохраняется высокая дифференциация обеспеченности населения киновидеоустановками в разрезе муниципальных образований. Из 1145 сельских населённых пунктов с численностью жителей более 100 человек только в 73 осуществляется публичный кинопоказ, что составляет 6,4% от их общего количества.

По количеству действующих киновидеоустановок (121 единица) Красноярский край значительно уступает другим крупным субъектам Сибирского федерального округа. Так, Кемеровская область и Алтайский край имеют в 1,5 раза больше киноустановок, Омская область – в 2 раза больше, а Новосибирская – в 2,5 раза больше.

Недостаточный объём пополнения краевого кинофонда. Уменьшение бюджетного финансирования на приобретение кинофильмов привело к сокращению объёма пополнения краевого фильмофонда. Если

в 1993-1997 годах кинофонд края в среднем ежегодно пополнялся 192 названиями и 355 копиями художественных фильмов на 35-мм кинопленке, то в 1998 году в него поступило лишь 17 названий и 20 копий фильмов, в 1999 году – 11 названий и 12 копий фильмов, а в 2008 году – 60 названий фильмов, в т.ч. 9 – на 35-мм кинопленке и 51 фильм на DVD-дисках. При этом для организации регулярного кинопоказа в крае необходимо закупать до 15 названий фильмов в месяц на цифровых носителях и киноплёнке. За девять месяцев 2009 года в фонд кинопроката приобретено 20 названий фильмов, в т.ч. 4 на 35 мм кинопленке и 16 на компакт-дисках.



Слабая материально-техническая база учреждений культуры. Крайняя недостаточность бюджетного финансирования привела к ухудшению материально-технической базы. С 1999 года практически прекращены переоснащение и модернизация существующего кинотехнологического оборудования. Кинооборудование кинотеатров и киноустановок эксплуатируется от 20 до 30 лет, около 70% этого оборудования выработало свой ресурс. Неудовлетворительное положение сохраняется в сельской киносети края. Значительная часть киноустановок находится в неприспособленных помещениях, которые нуждаются в капитальном ремонте, техническом переоснащении. Большинство зданий муниципальных учреждений, осуществляющих в настоящее время кинопоказ, построены по проектам 50-60-х годов XX века и не отвечают современным требованиям обслуживания зрителей.

Недостаток специалистов-киномехаников. В связи с резким сокращением киноустановок сократилось количество киномехаников, ликвидирована система их подготовки и повышения квалификации.
2. Снижение просветительской и воспитательной роли кинематографа в Красноярском крае

Преобладание в репертуаре развлекательного закрубежного кино. В последнее десятилетие наметилась тенденция преобладания в кинопрокате зарубежного кино. Согласно данным отдела государственного регистра Минкультуры России, в 2008 году выдано 8301 прокатное удостоверение, в том числе 3202 удостоверения на отечественные аудиовизуальные произведения на всех видах видеоносителей (122 из них – на новые художественные и анимационные фильмы, предназначенные для публичного показа в кинотеатрах), и 5099 удостоверений на зарубежные аудиовизуальные произведения (276 из них – на новые художественные и анимационные фильмы, предназначенные для публичного показа в кинотеатрах). При этом основную долю российских фильмов составляют низкопробные картины комедийно-развлекательного жанра. Только в этом жанре российские продюсеры могут конкурировать с Голливудом. Изменение данной ситуации на коммерческом рынке не ожидается. Принуждать свободных предпринимателей заключать невыгодные им сделки бессмысленно. Частные кинотеатры заинтересованы в получении максимальной прибыли и, как следствие этого, осуществляют показ развлекательных фильмов.

Несмотря на деятельность Министерства культуры Российской Федерации, которым было проведено 114 мероприятий по пропаганде отечественного кино, оказана поддержка в прокате, продвижении, тиражировании и рекламе 46 игровым и 7 полнометражным анимационным российским фильмам, перелома в 2009 году не произошло.

Отказ России от государственной монополии на кинопроизводство привел к экспансии низкопробной западной кинопродукции на экранах России, в том числе края, и снижению интереса зрителей к кинематографу.

Недостаток новых высокохудожественных российских кинофильмов в фонде ГУК «Енисейкино». Фильмов, приобретаемых «Енисейкино», недостаточно даже для существующей сети киновидеоустановок. При этом на краевой фильмобазе в отделениях кинопроката за многие годы собран фонд кинофильмов, который насчитывает более 4 тыс. названий и более

11 тыс. копий разных фильмов на 35-мм, 16-мм кинопленке, среди которых фильмы отечественного и зарубежного производства, ставшие шедеврами кинематографии и до настоящего времени пользующиеся спросом у зрителей; части хроники, представляющей кинолетопись Красноярского края. Сохранность, учет, регистрация имеющегося кинофонда обеспечены в полном объеме, однако техническое состояние фильмофонда неудовлетворительно. Фильмофонд ГУК «Енисейкино» изношен на 70%. Так, фильмы I технической категории составляют в фонде лишь 6,9%, II категории – 29,7% и III категории – 63,4%.



Отсутствие в крае системы производства и проката документального кино. С закрытием 10.03.2008 Красноярской киностудии документальных фильмов – филиала Свердловской киностудии кинофонд края не пополняется документальными кинолентами. Не уделяется внимание авторскому кино и кинодокументалистике. Документальное кино снимается отдельными энтузиастами, как следствие этого – даже качественные фильмы не попадают в краевой фильмофонд.

Отсутствие планомерной работы по проведению значимых для края событий практически лишило жителей края возможности освещать свои достижения и проблемы в кинолетописи, пропагандировать и формировать духовно-нравственные ценности посредством документального кино.


3. Недостаточная роль аудиовизуальной культуры в социокультурном развитии Красноярского края

Недостаточное использование воспитательного потенциала аудиовизуальной культуры в современной культурной практике. Несмотря на позитивные изменения в обществе продолжает расти прагматизм, отчужденность от культуры, идеалов нравствен­ности, красоты и созидания. Дегуманизация сознания, де­вальвация нравственно-этических ценностей, бездухов­ность, вещизм, равнодушие к человеку и окружающему ми­ру стали характерными чертами современного человека.

Одна из проблем в системе социокультурных практик, в част­ности, состоит в том, что позитивные возможности аудиовизу­альной культуры с точки зрения ее креативного содержания и возможностей творческой самореализации используются далеко не в полной ме­ре. Культурный потенциал аудиовизуального творчества ос­тается мало востребованным в силу того, что в большей сте­пени реализуется его техническое или технологическое содер­жание, а не личностно-развивающие возможности. Творческое самовыражение личности возможно при одновременном использовании различных видов аудиовизуальной культуры. Творческие компоненты, проникающие в про­цессе их использования в аудиовизуальную деятельность, да­ют возможность не только приобщиться к искусству, но и всемерно актуализировать способности и склонности, создать условия позитивного личностного роста, этнокультурного са­моопределения и социальной реабилитации.

Расширение спектра социокультурных технологий развития личности существенно обогащается за счет привлечения новых видов деятельности и общения. Фор­мирование новой, многовариантной модели аудиовизуального творчества проявляется и в разнообразии их локальных форм, способствующих расширению поликультурного пространства и активизации личностных проявлений.

Отсутствие системы взаимо­действия различных субъектов аудиовизуальной культуры в Красноярском крае.

В настоящее время в культурной практике сложилась ситуация, когда осуществляются кинопоказы, выставки, проводится клубная работа, но все эти виды культурной деятельности слабо взаимодействуют между собой.

В этих непростых социально-культурных условиях повышается роль аудиовизуальной культуры в сохранении и передаче культурных и духовных ценностей, обеспечении каждому че­ловеку индивидуального развития и средств для усвоения всех культурно-исторических и художественных ценностей. Это должно стать серьезной альтернативой социальному вос­производству потребностей и ценностей антиобщественной мотивации и поведения.
II. Аудиовизуальная культура и кинематография в структуре ориентиров современной политики Правительства Красноярского края
Государственная политика в области аудиовизуальной культуры и кинематографии может быть эффективна только в том случае, если она реализуется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой. Цели культурного развития должны соответствовать тем целям, на достижение которых направлены усилия общества. В Концепции предпринята попытка интегрировать политику в области аудиовизуальной культуры и кинематографии в систему общей политики развития края.

Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утверждёнными постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п (далее – Основные направления), предусматривается, что стратегической целью культурной политики Красноярского края до 2020 года является формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив как основы устойчивого и динамичного развития края.

С учетом Основных направлений аудиовизуальную культуру и кинематографию следует рассматривать как виды культурно-досуговой деятельности, которые вносят существенный вклад в социальную и экономическую жизнь края содействующие повышению качества жизни населения.

В аудиовизуальной культуре и кинематографии, как и в других видах культурной деятельности, необходимо развивать творческие инициативы, а также поддерживать процессы по развитию ресурсов, способствующие доступности и эффективности услуг.

Результаты деятельности в области аудиовизуальной культуры и кинематографии будут оцениваться исходя из конкретных числовых индикаторов, отраслевых нормативов и показателей.
III. Цели и основные задачи современной политики Правительства Красноярского края в формировании аудиовизуальной культуры
Исходя из сложившихся тенденций и выявленных проблем, целью современной политики Красноярского края в области аудиовизуальной культуры и кинематографии является создание в крае эффективной системы аудиовизуальной культуры и кинематографии, направленной на развитие человеческого капитала: интеллектуальных, творческих способностей и практических навыков человека.

Предлагается в качестве ориентиров для осуществления процесса развития аудиовизуальной культуры и кинематографии использовать следующие принципы:

принцип государственно-общественного и государственно-частного партнёрства в развитии аудиовизуальной культуры и кинематографии – формирует механизмы координации и регуляции культурно-досуговой деятельности посредством партнерского взаимодействия государства, общества и бизнеса в области аудиовизуальной культуры и кинематографии;

принцип преемственности – обеспечивает сохранение краевых традиций в области аудиовизуальной культуры и кинематографии и их передачу последующим поколениям;

принцип открытости – позволяет заимствовать и интегрировать идеалы, традиции и инновационные технологии управления других видов культурной деятельности;

принцип плюрализма – учитывает интересы и потребности всех культурных и субкультурных групп, социальных слоев, народностей и представителей религиозных конфессий;

принцип международного сотрудничества – направлен на осуществление возможности создавать и укреплять в Красноярском крае аудиовизуальную культуру и кинематографию, формировать основу для интеграции аудиовизуальной культуры и кинематографии края в мировое культурное пространство.

В соответствии с данными ориентирами сформулированы следующим основные задачи:

1. Обеспечение доступности для населения услуг кинопоказа.

2. Повышение просветительской и воспитательной роли кинематографии в Красноярском крае.

3. Повышение роли аудиовизуальной культуры в социокультурном развитии Красноярского края.
IV. Основные направления стратегии преобразований в области развития аудиовизуальной культуры и кинематографии

в Красноярском крае
Реализация основных задач политики Правительства Красноярского края в области аудиовизуальной культуры и кинематографии будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1. Формирование регионального культурного самоопределения жителей края

создание условий для сохранности краевого фильмофонда;

создание электронного каталога краевого кинофонда;

формирование кинолетописи Красноярского края;

организация производства документальных фильмов и образовательных кинопрограмм на базе ГУК «Енисейкино»;

популяризация высокохудожественных произведений аудиовизуальной культуры и кинематографии посредством печатных и электронных изданий, культурно-просветительских мероприятий (встреч с известными деятелями российского кино, дискуссий, тематических кинопрограмм), киноклубов;

реализация ГУК «Енисейкино» научно-образовательных проектов в области аудиовизуальной культуры;

поддержка талантливой и одарённой молодежи в области аудиовизуальной культуры (предоставление дополнительного образования, поощрение талантливой молодежи);

организация поддержки любительского творчества в области аудиовизуальной культуры.

2. Включение культуры Красноярского края в общероссийское и мировое культурное пространство:

проведение фестивалей в области аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае;

создание условий для участия красноярских кинематографистов во всероссийских и международных фестивалях.

3. Содействие возникновению инновационных моделей мышления и развитию креативного потенциала Красноярского края:

поддержка социокультурных проектов, предполагающих одновременное использование различных видов аудиовизуальной культуры, создание условий для привлечения финансовых ресурсов благотворительных организаций, развития спонсорства, участие в реализации федеральных и краевых долгосрочных целевых программах;

поддержка организаций творческих работников в области аудиовизуальной культуры, направленная на продвижение их творческих инициатив;

создание на базе Государственного учреждения культуры «Енисейкино» творческой лаборатории аудиовизуальной культуры и кинематографии.



4. Сохранение, развитие и модернизация системы кинопоказа:

организация стационарного киновидеопоказа во всех населённых пунктах края с численностью населения более 1000 человек;

организация внестационарного киновидеопоказа во всех населённых пунктах края с численностью населения от 100 до 1000 человек;

формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в своей деятельности оказание культурно-досуговых услуг и кинопоказ);

увеличение количества универсальных передвижных комплексов (передвижных киноустановок, а также многофункциональных центров, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг и услуг кинопоказа);

систематическое пополнение кинофонда ГУК «Енисейкино» новыми фильмами, преимущественно, российского производства, фильмами для детей и юношества, мировой киноклассики и документальными фильмами;

внедрение практики постпремьерного показа фильмов в отдалённых от основных культурных центров населённых пунктах края;

оснащение организаций, осуществляющих кинопоказ, современным кинопроекционным и видеопроекционным оборудованием;

внедрение современных цифровых, в т.ч. спутниковых, технологий кинопоказа;

создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов по обслуживанию кино-, видеопроекционного оборудования, специалистов в области аудиовизуальной культуры (сценаристов, видеооператоров, кинорежиссёров, режиссёров и операторов видеомонтажа, звукооператоров и звукорежиссёров, фотохудожников и др.), специалистов в области компьютерной графики;

внедрение в деятельность организаций, осуществляющих кинопоказ, форм культурно-просветительской деятельности: кинолекториев, тематических вечеров, викторин и т.д.;

развитие представительств ГУК «Енисейкино» в городах и районах края, для формирования единого репертуарного пространства кинопоказа.



5. Поддержка развития творческой экономики:

создание условий для частных инвестиций в организацию кинопоказа;

создание системы взаимодействия с частными кинопрокатными организациями, направленного на распространение культурно-просветительских форм работы.
V. Приоритеты на 2010-2020 годы
Приоритетными направлениями деятельности по реализации Концепции являются

на 2010-2012 годы:

формирование кинолетописи Красноярского края;

организация производства документальных фильмов и образовательных кинопрограмм на базе ГУК «Енисейкино»;

систематическое пополнение кинофонда ГУК «Енисейкино» новыми фильмами, преимущественно, российского производства, фильмами для детей и юношества, мировой киноклассики и документальными фильмами;

внедрение в деятельность организаций, осуществляющих кинопоказ, форм культурно-просветительской деятельности с использованием кинематографической продукции (кинолекториев, тематических вечеров, викторин и т. д.);

на 2013-2015 годы:

реализация ГУК «Енисейкино» научно-образовательных проектов в области аудиовизуальной культуры;

организация фестивального движения в области аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае;

оснащение организаций, осуществляющих кинопоказ, современным кинопроекционным и видеопроекционным оборудованием;

создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов;

на 2016-2020 годы:

организация участия красноярских кинематографистов во всероссийских и международных фестивалях;

организация стационарного киновидеопоказа во всех населённых пунктах края с численностью населения более 1000 человек;

организация внестационарного киновидеопоказа во всех населённых пунктах края с численностью населения от 100 до 1000 человек;

формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в своей деятельности оказание культурно-досуговых услуг и кинопоказ).
VI. Основные механизмы реализации Концепции
Накопившиеся за последние два десятилетия проблемы в области аудиовизуальной культуры и кинематографии значительно превышают возможности органов государственной власти и местного самоуправления по их решению. В нынешних условиях бюджетные ресурсы Красноярского края недостаточны, чтобы в полном объёме финансировать все указанные в Концепции направления. Предлагается концентрировать средства и ресурсы по выделенным приоритетам с использованием программно-целевого метода планирования. Концепция разработана в целях её дальнейшего использования в создании целевых программ в сфере культуры (ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ), при распределении на конкурсной основе средств субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию социокультурных проектов муниципальными учреждениями культуры.

Основным механизмом реализации Концепции является создание комплекса целевых программ. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определяться содержанием программ.



VII. Ожидаемые эффекты и целевые ориентиры реализации Концепции
Реализация Концепции в целом будет способствовать созданию в крае эффективной системы поддержки аудиовизуальной культуры и кинематографии, направленной на развитие человеческого капитала за счет обеспечения доступности для населения услуг кинопоказа, повышения просветительской и воспитательной роли кинематографии в Красноярском крае и роли аудиовизуальной культуры в социокультурном развитии края.

Установлены следующие целевые ориентиры развития аудиовизуальной культуры и кинематографии в Красноярском крае:

к 2012 году:

действующая система государственных и муниципальных учреждений, организаций частных форм собственности, осуществляющих всестороннюю деятельность по оказанию услуг населению в области аудиовизуальной культуры и кинематографии;

увеличение количества зрителей на 25% по сравнению с 2008 годом;

увеличение количества киносеансов 20% по сравнению с 2008 годом;

оснащение 10% организаций, осуществляющих кинопоказ, современным кинопроекционным и видеопроекционным оборудованием;

перевод на цифровые носители 50% кинофонда «Енисейкино» и т. д. в соответствии с приоритетами.

к 2015 году:

увеличение количества участников фестивального движения на 100% по сравнению с 2008 годом;

увеличение количества зрителей на 55% по сравнению с 2008 годом;

увеличение количества киносеансов 45% по сравнению с 2008 годом;

оснащение 50% организаций, осуществляющих кинопоказ, современным кинопроекционным и видеопроекционным оборудованием;

завершение работы по переводу на цифровые носители кинофонда «Енисейкино»;

к 2020 году:

сформирована сеть многопрофильных учреждений, соединяющих в своей деятельности оказание культурно-досуговых услуг и кинопоказ;

организован стационарный киновидеопоказ во всех населённых пунктах края с численностью населения более 1000 человек;

организован внестационарный киновидеопоказ во всех населённых пунктах края с численностью населения от 100 до 1000 человек;

увеличение количества зрителей на 85% по сравнению с 2008 годом;

увеличение количества киносеансов 70% по сравнению с 2008 годом;



полное оснащение организаций, осуществляющих кинопоказ, современным кинопроекционным и видеопроекционным оборудованием.

Заключение
Аудиовизуальная культура – один из важных ресурс устойчивого социально-экономического развития Красноярского края. Её вклад в формирование инновационной творческой среды, развитие человеческого капитала, становление экономики, социальную стабильность является неоспоримым, и он будет повышаться по мере развития современных технологий, усиления их роли в жизни людей, живущих, работающих, учащихся и отдыхающих в крае. Стремясь повысить доступность аудиовизуальной культуры и кинематографии для всего населения Красноярского края, Концепция одновременно способствует сохранению традиций российской культуры и внедрение в неё новых компонентов. Реализация Концепции позволит объединить усилия многих организаций культуры и творческих сил, которые уже сегодня работают в этом направлении.