Развитие высшей школы сибири в конце 1950-х начале 1990-х годов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Развитие высшей школы сибири в конце 1950-х начале 1990-х годов - страница №1/4



На правах рукописи

ПЕТРИК

Валерий Владимирович

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ

в конце 1950-х – начале 1990-х годов
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Кемерово 2009

Работа выполнена на кафедре истории и документоведения исторического факультета ГОУ ВПО «Томский государственный университет»




Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор,




заслуженный деятель науки РСФСР




Кузнецов Михаил Сергеевич







Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор




Андреев Валерий Павлович










доктор исторических наук, профессор




Казаков Евгений Эдуардович





доктор исторических наук, доцент




Коновалов Александр Борисович







Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Защита состоится 17 июня 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Автореферат разослан 2009 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент З.П. Галаганов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях современного информационного общества высшее образование занимает особое место. Сегодня, когда человечество все глубже втягивается в русло научно-технического прогресса, миссия высшей школы продолжает неизмеримо возрастать, так как профессиональные знания, обретенные в стенах высших учебных заведений, представляют собой интеллектуальный потенциал общества, составляющий основу его прогресса. Именно в высшей школе государство черпает кадры для государственной, административно-управленческой, научной и хозяйственной деятельности.

В постсоветской России реформирование образовательной сферы пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночным отношениям. Кардинальные изменения, происходящие в последние два десятилетия в политике, экономике, культуре, социальной жизни, отразились и на состоянии высшей школы, поставив ее практически в условия самовыживания. В связи с этим весьма актуальным является обращение к историческому опыту, накопленному отечественной высшей школой на разных этапах развития страны, в различных ее регионах, и не утратившему своего значения и в наши дни. Его осмысление позволяет извлечь уроки прошлого, правильно оценить причины кризисных явлений, избежать ошибок в проведении реформы высшего образования в настоящем.

Не составляет исключения и высшая школа Сибири, где в рассматриваемый период был накоплен богатый опыт и сложились традиции вузовского строительства. Их изучение, обобщение будет способствовать повышению эффективности обучения и воспитания студентов, решению задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, совершенствованию научно-исследова-тельской работы, расширению и укреплению международных связей и использованию этого опыта в процессе вхождения российского высшего образования в европейское образовательное пространство.

Актуальность темы данного исследования определяется также значением Сибирского региона в наращивании экономического потенциала Российской Федерации, перспективами развития ее народно-хозяйственного комплекса.

Важным этапом в развитии высшего образования явились конец 1950-х – начало 1990-х гг. В это время был взят курс на проведение широкомасштабных преобразований во всех сферах жизни советского общества с учетом требований научно-технического прогресса. Быстрыми темпами стали развиваться наукоемкие отрасли промышленности – автоматизация, электроника, вычислительная техника, атомная энергетика, компьютеризация, информационные технологии, системы научных коммуникаций. Новым перспективным отраслям необходимы были и новые кадры высококвалифицированных специалистов. Кроме того, НТП предполагал широкое использование в производстве новейших видов техники и технологий, разрабатывавшихся совместно представителями различных направлений науки, с применением результатов фундаментальных и прикладных исследований. Решение вышеозначенных задач требовало опережающего развития высшего образования. Эта тенденция была присуща как ведущим индустриальным странам мира1, так и СССР.

Между тем в эти годы стали накапливаться нерешенные проблемы, нарастать негативные явления, было очевидно, что высшая школа, ориентированная на вал, серьезно отставала от требований научно-технического прогресса. По мере того, как руководство страны все нагляднее становилось выразителем интересов партийно-государственного аппарата и военно-промышленного комплекса, оно все в большей степени перераспределяло ассигнования в пользу указанных сфер, а на вузы этих средств явно не хватало, что и привело к постепенному ухудшению их материально-технической базы, снижению качества подготовки специалистов, падению престижа диплома о высшем образовании.



Степень изученности темы. Вопросы становления, развития и совершенствования высшего образования всегда вызывали интерес широкого круга исследователей. На рубеже 1950–1960-х гг. отчетливо проявилась тенденция комплексного всестороннего изучения проблем высшей школы, что явилось свидетельством все возрастающего ее значения в условиях научно-технической революции. С этого времени и до начала ХХI в. историография характеризовалась постепенным возрастанием разнообразия проблематики, расширением хронологических и территориальных рамок исследований, постепенным переходом от публицистического освещения истории высшего образования к обзорным и обобщающим публикациям на основе крупных баз данных.

Отечественная историография проблемы «Высшая школа СССР (и России) в конце 1950-х – начале 1990-х гг.» представлена обобщающими и специальными работами: коллективными трудами, монографиями, диссертациями, отдельными статьями и тезисами докладов на конференциях1.

Литературу, касающуюся нашего исследования, условно можно разделить на две группы: первая охватывает период с конца 1950-х до начала 1990-х гг., вторая – с начала 1990-х и по настоящее время.

Надо отметить, что хотя данная проблематика и отличается тематическим разнообразием, однако комплексных работ, характеризующих всю систему высшего образования, с выявлением тенденций развития на протяжении длительных периодов, базирующихся на значительном массиве документальных источников, нет. Отличительной чертой этих публикаций является их ограничение узкими тематическими и территориальными рамками.

Разумеется, конкретные социально-политические условия и идеологическая заданность предопределили основное содержание и выводы работ, посвященных общим вопросам развития высшей школы и вышедших в конце 50-х – начале 90-х гг. ХХ в. Некоторые из них, преследовавшие идейно-пропагандистские цели, в значительной мере утратили свою ценность. В то же время ряд изданий тех лет отличает наличие богатого фактического материала и статистических данных. Такую характеристику можно отнести к монографиям Е.В. Чуткерашвили2. Автор рассматривает проблемы высшего образования в экономико-статистическом плане, приводит данные о росте вузов, контингенте студентов, изменении их социального состава, обеспеченности высшей школы научно-педагогическими кадрами, а также показывает основные направления подготовки высококвалифицированных специалистов в промышленно развитых странах мира. Вместе с тем ученый несколько переоценивает роль заочного обучения, обходит вопрос внеучебной воспитательной работы со студентами.

Автор рассматривает проблемы высшего образования в экономико-статистическом плане, приводит данные о росте вузов, контингенте студентов, изменении их социального состава, обеспеченности высшей школы научно-педагогическими кадрами, а также показывает основные направления подготовки высококвалифицированных специалистов в промышленно-развитых странах мира.

Привлекает внимание книга «Высшая школа СССР за 50 лет»1. Юбилейное издание, основанное на использовании значительного количества статистических и иллюстративных материалов, которые дают возможность судить об основных направлениях развития высших учебных заведений СССР с 1917 по 1967 г. В работе приводятся интересные сведения о содержании и организации учебно-воспитательного процесса, показан опыт научно-педагогических коллективов ведущих вузов страны. Вместе с тем издание преследовало и идеологические цели. Очерк истории отечественной высшей школы рассматривается в основном на материалах столичных вузов РСФСР и союзных республик, Сибири в книге уделено очень мало места.

Из общесоюзной литературы следует отметить и работы Министра высшего и среднего образования СССР профессора, члена-корреспондента АН СССР В.П. Елютина2, в которых на большом фактическом материале раскрываются становление, состояние и перспективы дальнейшего развития высшей школы в СССР. Особое внимание автор уделяет характеристике вузов в социально-экономической и культурной жизни общества, приводит ряд ценных материалов о состоянии высшего образования в союзных республиках. Однако отличительной особенностью этих работ является то, что В.П. Елютин некритично подходит к состоянию многих проблем в высших учебных заведениях. Исследования отличает иллюстративность, показ главным образом положительного опыта. Практически ничего не говорится о тяжелом положении высшей школы в плане материально-технического, кадрового, социального обеспечения и т.д. В монографиях ученого имеются крайне незначительные сведения по интересующему нас региону.

Общим проблемам развития высшего образования в СССР посвящен ряд коллективных монографий3, а также труды С.И. Зиновьева, Б.М. Ременникова, В.Н. Турченко, К.И. Васильева, Г.В. Макацария, В.Т. Лисовского, Е.В. Калинкина и др4. В них дается философское осмысление высшего образования, раскрываются социальные функции высшей школы, общетеоретические вопросы образования в условиях НТП. Учеными разрабатываются не только теоретические аспекты развития образовательной сферы, но и выявляются неиспользованные резервы в деятельности вузов, обосновывается необходимость внедрения прогрессивных форм и методов учебного процесса в связи с задачами интенсификации народного хозяйства. Анализируя наиболее важные особенности формирования специалиста, авторы вышеназванных работ справедливо ставят вопрос о необходимости повышения научного уровня управления данной сферой. По их мнению, это обусловлено рядом принципиальных факторов: возрастанием социальной роли высшей школы в жизни общества, более тесным взаимодействием с практикой.

Наряду с комплексным исследованием проблем в этот период появились монографии, книги, диссертации, брошюры, статьи, посвященные отдельным отраслям образования: университетскому, техническому, педагогическому, медицинскому, сельскохозяйственному, экономическому и т.д.1

Следует заметить, что в ряде работ объективно и подробно исследовались некоторые стороны учебно-воспитательного процесса, делались отдельные верные выводы. Но для большинства из них характерна переоценка деятельности высшей школы, «беспроблемное» освещение ее развития, вызванное общим состоянием обществоведческой науки в тот период. К сожалению, из всех названных выше трудов лишь в монографиях Б.М. Ременникова и С.И. Зиновьева хотя и кратко, но упоминаются три вуза Сибири – Иркутский и Томский госуниверситеты и финансово-экономический институт в Иркутске.

Анализ общесоюзной литературы показывает, что в значительном количестве работ до начала 1990-х гг., посвященных развитию вузов СССР, эти вопросы рассматриваются через деятельность партийных организаций. И это не случайно, так как в то время КПСС являлась по существу частью государственной структуры, выполняя в ней руководящую роль. Среди работ стали выделяться историко-партийные, в историографию постепенно вошло утверждение о благотворности партийного руководства деятельностью высшей школы, внимание историков концентрировалось на ее достижениях и успехах. Идеологические установки при господстве историко-партийного подхода порождали шаблонность публикаций.

Комплексная разработка этой проблемы с позиции подготовки высококвалифицированных кадров для социально-экономического и культурного развития советского общества осуществлена в работах В.В. Украинцева, Н.И. Хренова, В.П. Леднева, О.К. Рождественского, В.Ф. Кривошеева и др.2

Анализ вышеназванных работ позволяет констатировать, что на них заметное влияние оказывало время их написания, когда все преподносилось только с положительной стороны, а что касается недостатков, то они или приглаживались учеными, или вообще не принимались во внимание.

Новые стимулы к изучению проблем высшего образования возникли в связи с горбачевской «перестройкой». В исследованиях второй половины 1980-х – начала 1990-х гг. усилилось внимание к понятийному аппарату, критике сложившихся стереотипов, назывались причины, тормозившие развитие высшей школы1. Главной причиной кризисного положения в данной сфере авторы называли функционирование командно-административной системы, которая распространила «остаточный» принцип на нужды образования. Большой вред науке, в том числе вузовской, наносили бюрократизм и монополизм, глубоко укоренившийся в ней. Претерпел определенные изменения и характер историко-партийных изысканий, отличавшийся критическим подходом к изложению фактов и их интерпретации. Об этом свидетельствует целый ряд диссертационных работ, написанных на материалах различных регионов страны, 2 в том числе и Сибири3. Их авторы стали изучать и критически оценивать деятельность партийных органов по руководству образовательным процессом в высшей школе. В отличие от предшественников ими было доказано, что административно-командные методы управления высшим образованием себя не оправдали, привели к ухудшению качества подготовки специалистов. Авторами обосновывается вывод, что вмешательство партийных структур во все сферы жизнедеятельности вузов сдерживало инициативу профессорско-преподавательских коллективов, приводило к необоснованному параллелизму и дублированию в работе управленческих структур.

Кроме трудов, посвященных общим вопросам состояния и развития высшей школы СССР (России) и Сибири в конце 1950-х – начале 1990-х гг., появились научные публикации, касающиеся отдельных компонентов научно-образовательного потенциала вузов: материальной базы, кадровой обеспеченности, учебно-воспитательного процесса, вузовской науки, международного сотрудничества и т.д.

Определенный интерес представляет литература, в которой говорится о состоянии материально-технической базы (МТБ) высших учебных заведений4. По мнению ученых – авторов коллективной монографии В.А. Жамина, Д.И. Чупрунова, А.М. Бабича, А.П. Федотова, темпы роста студенческого контингента опережали рост основных фондов вузов. По их расчетам, затраты на расширение и укрепление учебно-материальной базы высшей школы в среднем не превышали 12–15% общей суммы расходов на вузы, не удовлетворяли целиком все возраставшие потребности учебного процесса и научно-исследовательских работ. При этом подчеркивалась необходимость обеспечения опережающего роста ассигнований на развитие МТБ высших образовательных учреждений по сравнению с ростом числа студентов1.

Рассматривались исследователями в советский период и проблемы подготовки и использования научно-педагогических кадров вузов. Им посвящено незначительное число обобщающих работ2.

Отдельные аспекты формирования кадрового потенциала высшей школы региона отражены в статьях сибирских историков Г.Ф. Майбородиной, М.С. Кузнецова, Э.Н. Наумовой, Н.П. Коробковой3.

В основном изыскания ученых посвящены истории интеллигенции и кадрам науки, опубликовано большое количество трудов, анализирующих различные стороны проблемы, в том числе немало фундаментальных исследований. Среди них можно выделить коллективные монографии4, работы А.И. Лутченко, С.А. Федюкина, Ш.М. Чанборисова, К.В. Гусева, Б.С. Розова, М.Е. Главацкого и др.5

Примечательным явлением отечественной историографии стал, например, выход коллективного труда «Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917–1965)» (М., 1968) под редакцией М.П. Кима. В главе «Советская интеллигенция на новом этапе развития социалистического общества (1959–1965 гг.)» дана характеристика изменения профессионального и квалификационного уровня, возрастного состава, новых профессиональных групп интеллигенции сферы науки и культуры.

Историографический анализ литературы показывает, что не все проблемы, поставленные авторами вышеозначенных научных публикаций, решались ими достаточно глубоко. В первую очередь это относится к изучению причин и тенденций в динамике кадровой обеспеченности, которая не удовлетворяла потребности высших учебных заведений и народно-хозяйственного комплекса страны.

Пробел в этом отношении начал заполняться только на рубеже 1980–1990-х гг., в частности, в связи с изданием коллективной монографии «Научные кадры СССР: динамика и структура» под редакцией В.Ж. Келле и С.А. Кугеля6. Однако, по мнению диссертанта, вопрос о социальном статусе вузовского преподавателя не нашел пока должного освещения в современной научной литературе.

Следует выделить также группу работ, посвященных различным аспектам творческого содружества деятелей науки и производства. К ним относятся исследования В.Г. Марахова, В.Ф. Финогенова, А.Н. Давыденко, В.Н. Воробьевой, А.В. Лосика1. В них обобщается опыт сотрудничества вузов с научными учреждениями и промышленными предприятиями, дается анализ причин снижения инженерного труда, предложены рекомендации по переводу подготовки кадров специалистов на интенсивный путь развития.

Отношение к изучаемой теме имеет и проблема, связанная с научно-исследовательской работой студентов (НИРС), нашедшая отражение в обобщающих трудах И.П. Толстунова, П.А. Мухина, И.А. Зудова, Н.С. Слепцова, Н.И. Моисеева2, статьях3, диссертационных исследованиях4, в том числе и си-бирских ученых5. Авторами анализируются факторы, влиявшие на НИР студентов, определяется роль ректоратов, ученых советов, общественных организаций вузов в создании условий, необходимых для привлечения студенческой молодежи к научной работе.

Самыми многочисленными являются публикации по проблемам учебно-воспитательного процесса в вузах. Данные исследования широко представлены в исторической, педагогической, социологической, философской литературе. В ней проанализировано становление и развитие высшей школы в стране и в отдельных ее регионах. Из обобщающих трудов, посвященных учебному процессу, следует назвать комплексные исследования С.И. Зиновьева, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Ю.Г. Татура, В.Л. Шатуновского6. Авторы рассматривают основные вопросы организации подготовки специалистов в высшей школе, подробно излагают методологические концепции теории обучения, проблемы моделирования и управления учебным процессом. К этим трудам примыкают работы, где на основе конкретных социологических исследований среди студентов вузов анализируются факторы, влияющие на учебный процесс и формирование личности молодого специалиста1.

Вопросы содержания и организации учебного процесса в вузах Сибири получили освещение в ряде весьма немногочисленных публикаций2.

До начала 1990-х гг. интерес широкого круга исследователей вызывали и проблемы воспитательной работы со студентами в учебное и во внеучебное время. Условно литературу этого рода можно разделить на две группы.

К первой группе относятся работы, посвященные общим проблемам воспитательного процесса в вузах. Они получили освещение в трудах Е.С. Ольховского, Е.И. Притчиной, В.М. Макеева, Т.М. Шмелевой3. Авторы ставили вопрос о необходимости системного подхода к воспитанию студенческой молодежи, формирования у будущих специалистов навыков общественно-политической работы в трудовом коллективе. По их мнению, это было вызвано, в первую очередь, возрастанием роли высшей школы в жизни общества, более тесным ее взаимодействием с практикой.

Вторая группа представлена исследованиями, которые отражают содержание и формы воспитательной работы со студентами. Эти проблемы привлекали внимание не только историков, но и представителей других социально-гуманитарных наук: педагогов, философов, психологов, социологов4. Широкое освещение они получили в литературе историко-партийной направленности. Деятельность партийных и комсомольских организаций, профессорско-педагогических коллективов вузов по организации воспитания студенчества как в учебное, так и во внеучебное время, прослеживается в кандидатских и докторских диссертациях5, сборниках научных трудов6, многочисленных статьях7. В них содержится анализ основных форм воспитательного процесса в высшей школе, обобщается опыт деятельности парторганизаций и комсомола по повышению уровня идейно-политического воспитания студентов через систему общественно-политических мероприятий, предлагаются конкретные рекомендации по улучшению воспитательной работы в вузах.

Безусловно, эти меры оказывали положительное воздействие на поиск новых эффективных средств воспитания студенчества, однако в силу чрезмерной идеологизации, заформализованности, авторитарного стиля руководства воспитательным процессом со стороны партийных и комсомольских организаций, они не могли кардинальным образом влиять на качество подготовки специалистов. Эта противоречивость не могла не сказаться на исследованиях ученых. Значительная часть вышеназванных публикаций грешит описательностью, а то и прямой подгонкой фактического материала под устоявшиеся положения и выводы, нередко конъюнктурного характера. В освещении изучаемого периода исследователи традиционно следуют духу партийных документов, ограничиваясь лишь ролью комментаторов. В то же время сказанное вовсе не означает, что историко-партийная и специальная литература о проблемах воспитания студенческой молодежи целиком утратила свое историографическое значение. В ней содержится богатый фактический материал, касающийся различных сторон вузовской жизни.

Отдельные аспекты воспитательной работы со студентами получили освещение в работах сибирских историков. В основном это статьи1, а также ряд кандидатских диссертаций2.

Несомненный интерес представляют публикации по вопросам подготовки и использования кадров специалистов. В общесоюзной исторической литературе наиболее полное изучение данной проблемы в 1960–1980-е гг. нашло отражение в сборниках трудов3, работах Г.А. Ивановой, В.С. Ларина, В.А. Григорьева, Ю.С. Яковлева, С.Я. Чикина, Ю.Ф. Исакова, Б.М. Чекнева, и др.4 Особое место авторами уделено анализу сложившихся форм и методов подготовки специалистов, повышению обучения студентов, впервые были предприняты попытки осмысления противоречий в сфере их подготовки и использования.

Широкое освещение они получили в историко-партийной литературе. В трудах историков обобщается опыт партийного руководства подготовкой кадров специалистов в высших учебных заведениях страны и отдельных регионов1, в том числе и Сибири2.

Особое место в научной литературе, относящейся к изучаемой теме и вышедшей в советский период, занимает самостоятельный блок работ, посвященных участию высшей школы в международном сотрудничестве. Публикации по данной проблеме можно условно разделить на несколько групп. Первую группу составляют труды, отражающие общий характер взаимоотношений социалистических и развивающихся государств по вопросам развития международных связей в области образования и науки. В них3 обобщается опыт сотрудничества в деле подготовки специалистов стран «социалистического лагеря», рассматриваются проблемы организации помощи в обучении национальных кадров для развивающихся государств.

Ко второй группе относятся исследования сибирских ученых4, где в той или иной степени затронуты вопросы подготовки национальных кадров для Монгольской Народной Республики в учебных заведениях Восточной Сибири.

Анализ исследований по истории сибирской высшей школы, вышедших в советский период, показал, что они в основном посвящены отдельным вузам и носят характер юбилейных изданий5, или раскрывают узкие направления их деятельности6. Незначительный фактический материал нашел отражение в сборниках научных работ7, «Очерках истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917–1980)»8, но они дают лишь разрозненное представление об отдельных сторонах деятельности сибирских вузов. Среди 94 высших учебных заведений Сибири и их филиалов, наиболее полно, к началу 1990-х гг., была отражена деятельность Томского, Иркутского и Новосибирского госуниверситетов1, Бурятского педагогического и томских – политехнического и медицинского институтов2.

Таким образом, исследования первого (советского) периода значительно обогатили и расширили данные исторической науки по проблемам высшего образования. В конце 1950-х – начале 1990-х гг. вышло наибольшее количество различных изданий. В историографии наблюдался переход от процесса накопления исторических материалов к их анализу и разработке конкретных научных проблем. Во многих публикациях внимание ученых было обращено на подведение итогов развития высшего образования как в целом по стране, так и в отдельных регионах к исходу определенного исторического периода или раскрытию тех достижений, с которыми встречал свой юбилей тот или иной вуз. Естественно, что авторы упомянутых в историографическом обзоре работ не имели возможности ввести в научный оборот многие критические материалы по изучаемой проблеме. Это обстоятельство не позволило исследователям в полной мере раскрыть причины негативных тенденций и обострявшихся противоречий как в структуре высшей школы, так и в качестве подготовки специалистов.

Сравнительно немного трудов, связанных с тематикой диссертации, было опубликовано в годы второго, постсоветского периода. В последнее десятилетие ХХ – начале ХХI вв. ученые продолжали углублять и расширять разработку общих вопросов, связанных с дальнейшим развитием высшего образования в стране. Появляются новые работы общероссийского характера3 и написанные на материалах вузов отдельных регионов4. Их авторы – историки, философы, педагоги, социологи, науковеды освещают различные аспекты отечественной высшей школы на разных этапах ее истории.

Вопросы, связанные с оценкой и повышением эффективности деятельности вузов в современной России, нашли отражение в обобщающих трудах О.В. Долженко, Г.В. Красноженовой, А.И. Владимирова, Ю.Г. Татура, Г.Ф. Шафранова-Куцева, А.Д. Артамонова, Г.А. Ловецкого и др.1 В частности, системообразующая роль университетов в формировании в России гражданского общества исследуется в монографии Г.В. Шафранова-Куцева2. В ней системно анализируются вопросы конкурентноспособности вуза, кадровые, организационно-управленческие, ресурсные вопросы обеспечения высокого качества подготовки специалистов, предлагается методика опережающего реагирования вуза на перспективные запросы рынка труда и на вызовы современной эпохи в подготовке компетентных и конкурентноспособных специалистов.

В постсоветский период были продолжены исследования по различным аспектам развития высшей школы Сибири. В обобщающем труде А.М. Балбеко «Развитие региональной системы высшего образования: историко-педагогический аспект (на материалах Сибири 1917–1941 гг.)»3 освещаются особенности становления и развития сибирской высшей школы в контексте социальных изменений послеоктябрьского периода, показана органическая включенность сибирской научно-педагогической мысли в общероссийский процесс разработки важнейших проблем высшей школы: содержание образования, форм и методов преподавания.

Отдельные направления деятельности высшей школы региона рассмотрены в статьях4, сборниках научных работ5, кандидатских диссертациях В.А. Зыкина, Л.Г. Носоченко, В.В. Петрика, С.Ч. Мантуровой, О.Л. Татарниковой, А.В. Литвинова, К.В. Петрова, М.В. Грибовского, Н.А. Шевченко, А.М. Гущиной, М.А. Борисовой, А.С. Ульянова, Л.В. Щуровой6. На основе анализа опубликованных и неопубликованных документальных источников, большинство исследователей подчеркивает специфику развития высшего образования и его отраслей в Сибири и на Дальнем Востоке (В.А. Зыкин), серьезное отставание местных институтов и университетов в укреплении учебно-материальной базы, в решении социальных вопросов, что явилось, как отмечают авторы, одной из причин значительной текучести научно-педагогических кадров. Ими была также проанализирована учебно-воспитательная и научная работа, дана характеристика профессорско-преподавательского состава и студенчества ряда высших учебных заведений региона, рассмотрена международная деятельность на примере отдельно взятого сибирского вуза (А.М. Гущина).

В 1990-е – начале 2000-х гг. стали появляться публикации историков с учетом новых подходов обозначившихся в отечественной историографии. Значительный, по-настоящему новаторский вклад внесли исследователи, обратившиеся к проблеме взаимоотношений власти и общества. С большой степенью свободы от идеологической зашоренности и привлечением ранее неисследованного фактического материала написаны работы сибирских историков В.П. Андреева, С.А. Красильникова, С.А. Дукарта, Г.Д. Базаровой, В.Н. Казарина, Н.А. Куперштох, С.Г. Сизова, А.Г. Борзенкова, А.Б. Коновалова1.

В годы второго периода появились исследования, посвященные развитию отечественной науки в целом и вузовской, в частности. Об этом свидетельствует ряд статей, монографических и диссертационных работ, написанных на материалах изучаемого региона2.

Важное место в историографии этого периода занимают публикации биографических словарей, справочников, очерков о профессорах, заведующих кафедрами, деканах, ректорах крупных вузов региона1. Среди них в первую очередь следует выделить четырехтомный биографический словарь «Профессора Томского университета» (Составители: С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, К.В. Петров, Л.Л. Берцун, А.В. Литвинов, К.В. Зленко)2. Для настоящего диссертационного исследования особый интерес в данном словаре представляют статьи о ведущих ученых ТГУ, работавших в нем в описываемый период.

В 90-е гг. ХХ – начале ХХI вв. продолжали выходить издания по истории отдельных вузов3. Их особенностью является то, что они написаны в основном к юбилейным датам учебных заведений. В них говорится об успехах, достижениях, положительных результатах деятельности. Следовательно, эти издания не могли дать цельного и полного представления о развитии высшей школы в интересующем нас регионе.

На основании приведенных выше сведений можно утверждать, что во второй (постсоветский) период в общероссийской и региональной историографии интерес к проблемам высшего образования возрос, наметились новые подходы и направления в их изучении, расширились возможности использования новых документов, появились серьезные публикации. Вместе с тем, характеризуя степень изученности проблемы, необходимо отметить перевес философских, педагогических, социологических исследований над историческими в научной литературе. В современной историографии отсутствуют обобщающие труды, объектом которых выступала бы высшая школа страны и регионов, в том числе и Сибирского, в обозначенных хронологических, территориальных и тематических рамках; в большинстве названных работ рассматриваются лишь отдельные аспекты вузовского строительства; существующие исторические исследования базируются на узком круге архивных источников.

Анализ отечественной литературы, посвященной высшему образованию в СССР (и России), позволяет сделать вывод о том, что проблема его развития в Сибири в конце 1950-х – начале 1990-х гг. изучена еще недостаточно. Вне поля зрения исследователей оказался ряд вопросов, касающихся развития сети вузов и их материальной базы, формирования кадрового потенциала и организации вузовской науки, совершенствования учебно-воспитательной работы, участия высших учебных заведений в международном сотрудничестве, подготовки и выпуска специалистов, их распределения и использования в народном хозяйстве.

Проблемы развития отечественной высшей школы в целом, исследовались и в зарубежной историографии. Англо-американские исследователи (Prut V., Morison J., Kneen P., Lane D., Anweiler O., Balzer и др.)1 по достоинству оценивая ее заслуги, обосновывали несостоятельность командно-административных методов управления в условиях современной НТР, отрицали необходимость вмешательства КПСС в деятельность вузов, вскрыли многочисленные недостатки в системе руководства сферой высшего образования. Изучение зарубежной историографии показало, что авторами не исследовались проблемы функционирования высших учебных заведений в конкретных российских регионах, до сих пор отсутствуют и специальные работы, посвященные высшей школе Сибири. Таким образом, современное состояние историографии, предложенной к изучению темы, свидетельствует о ее перспективности.

Объектом исследования диссертации является высшая школа Сибири.

Предметом изучения стало ее развитие с конца 1950-х по начало 1990-х гг.

Цель работы заключается в выявлении тенденций и противоречий в развитии высшей школы Сибири в рассматриваемый период.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1) охарактеризовать механизм управления системой высшего образования;

2) проследить динамику роста сети высших учебных заведений Сибири и изменения в их структуре в конце 1950-х – начале 1990-х гг.;

3) показать направления развития материальной базы и обеспечения нормальных жилищно-бытовых и социальных условий научно-педагогических работников и студентов;

4) дать характеристику мероприятий по обеспечению учебных заведений кадрами;

5) раскрыть организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса в вузах;

6) определить динамику развития научно-исследовательской деятельности вузов Сибири;

7) выявить международные связи сибирских вузов;

­8) показать итоги выпуска специалистов, их распределения и использования в народном хозяйстве.



Территориальные рамки исследования определены местом и все более возрастающей ролью Сибири в экономическом, культурном и научно-образовательном потенциале Российской Федерации. Находившиеся в изучаемый период на этой территории Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы (Алтайский и Красноярский края, в которые входили Горно-Алтайская и Хакасская автономные области, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская и Читинская области, Бурят-Монгольская автономная республика – с июля 1958 г. Бурятская АССР и Тувинская автономная область, с октября 1961 г. – Тувинская АССР) занимали площадь около 7 млн кв. км1, что было равно примерно двум пятым частям территории РСФСР. К началу 1991 г. в регионе действовали 94 вуза, в которых обучались 452, 4 тыс. студентов2.

Выбор указанных территориальных рамок позволяет выявить общие для страны тенденции развития высшего образования и определить его региональные особенности.



Хронологические рамки диссертации охватывают период с конца 1950-х по начало 1990-х гг. Нижняя хронологическая граница взята за отправную точку исследования в связи с тем, что в это время начала осуществляться реформа народного образования в целом, и высшего, в частности. В декабре 1958 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которому вводилось обязательное восьмилетнее образование, укреплялась связь школы с производством, начал осуществляться курс на политехнизацию обучения. С конца 1950-х и до середины 1960-х гг. в советских, в том числе и сибирских вузах, шла перестройка преподавания в соответствии с Законом. В последующие годы и десятилетия произошли значительные изменения в системе высшей школы, что позволило существенно повысить уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, наращивать учебный и научный потенциал в вузах.

Вместе с тем в этот период высшая школа серьезно отстала от требований научно-технического прогресса, была ориентирована преимущественно на экстенсивное развитие. Наблюдалось недостаточное ее финансирование, неоправданное наращивание контингента студентов без соответствующего материального обеспечения. Между тем экстенсивные факторы роста себя исчерпали, а развернувшаяся в мире научно-техническая революция настоятельно требовала перехода к интенсивным методам развития. Требовались коренные преобразования всей вузовской системы. Но кардинальных изменений в лучшую сторону так и не произошло. К концу 1980-х гг. началось резкое нарастание кризисных явлений в экономике, политике, социальной сфере, что крайне негативно отразилось на деятельности высшей школы.

Верхняя хронологическая граница исследования очерчена декабрем 1991 г., совпавшим с демонтажем СССР, обозначившим финал многолетней образовательной политики Советского государства. В ряде случаев, когда этого требовала логика более глубокого изучения отдельных сюжетов, диссертант выходил за хронологические рамки. Таким образом, период с конца 1950-х до начала 1990-х гг. представляется целостным с точки зрения исследуемой проблемы.

Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертации составляют такие фундаментальные принципы исторической науки, как историзм, объективность и преемственность.

Принцип историзма дал возможность проанализировать основные тенденции в сфере образования и науки на фоне социально-экономических, политических и идеологических процессов в стране, а также выявить общее и особенное в развитии высшей школы Сибири за более чем тридцатилетний период.

Принцип объективности проявился в изучении и сопоставлении данных широкого круга документальных источников, как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот, что позволило глубже познать сложный механизм вузовского строительства, вскрыть глубинные корни противоречий, осветить действительное положение дел в высшей школе, избежать крайних оценок советского прошлого.

Принцип преемственности неразрывно связан с принципом историзма. Без учета исторического опыта деятельности отечественной высшей школы невозможно ее развитие в будущем.

В диссертационном исследовании широко использовался проблемно-хронологический метод, позволивший выделять крупные проблемы в деятельности высшей школы и исследовать их в хронологической последовательности с фиксацией количественных и качественных изменений. Сравнительно-исторический метод дал возможность проследить особенности создания материально-технической базы высших учебных заведений региона, формирования их кадрового потенциала, постановку учебного и научного процессов в динамике и провести сопоставление ряда показателей с общесоюзным и республиканским уровнем. Посредством историко-генетического метода были раскрыты причинно-следственные связи и закономерности развития высшей школы Сибири. Метод классификаций помог автору целенаправленно проводить сбор и систематизацию источников, выделять основное в рассматриваемых вопросах. Статистический метод применялся для характеристики количественных изменений в структуре учреждений высшего образования. Использование метода периодизации позволило определить качественные изменения в событийно-историческом описании и анализе историографических источников. В сочетании с другими методами использовался и наиболее традиционный для историков – описательный (нарративный) метод.



Источниковая база диссертационного исследования сформировалась в процессе изучения широкого круга источников, как опубликованных, так и впервые введенных в научный оборот. Документы и материалы систематизированы в соответствии с характером содержащейся в них информации и их происхождением.

Основополагающими источниками явились опубликованные документы высших партийных и государственных органов власти – стенографические отчеты и материалы съездов КПСС, пленумов ее Центрального Комитета, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о работе министерств высшего и среднего специального образования, отраслевых министерств, ведомств, комитетов. Ценность данной группы источников состоит в том, что они содержат установки на развитие высшей школы в стране и в ее регионах, определяют наиболее важные пути достижения целей научно-образовательной политики, совершенствования управления вузовским строительством. Изучение этих документов способствовало более углубленному пониманию автором проблем высшего образования, роли вузов в решении социально-экономических задач страны и Сибири.

Наряду с документами центральных партийно-государственных структур в настоящем исследовании использовались законодательные и нормативные акты (положения и уставы высшей школы, постановления и инструкции Министерства высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР, отраслевых министерств и ведомств), которые регламентировали деятельность высших учебных заведений в 1958–1991 гг., а также сборники документов, содержащие опубликованные архивные материалы.

Основным источником фактического материала для исследования вопросов развития высшей школы Сибири в конце 1950-х – начале 1990-х гг. послужили архивные документы. Они были извлечены из фондов 5 федеральных и 23 региональных архивов. Кроме того, в диссертации широко представлены материалы текущих архивов высших учебных заведений Сибири.

Архивные источники условно можно разделить на 6 групп. К первой группе относятся документы местных партийных органов и первичных организаций КПСС сибирских вузов. Важное место среди них занимают документы фонда 17 (областные и краевые комитеты КПСС субъектов РСФСР) Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории – РЦХИДНИ (ранее Центральный партийный архив института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС)1. Их изучение помогло понять механизм принятия партийных решений, уяснить принципы формирования политики в области науки и образования, масштабнее представить динамику качественных показателей.

Материалы широкой сети бывших партийных архивов административно-территориальных образований Сибири2, переименованных в Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), Центр документации новейшей истории Иркутской области (ЦДНИИО), Государственный архив Кемеровской области (ГАКО), Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК), Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО), Центр документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТюО), Государственный архив Читинской области (ГАЧО), Отдел хранения спецдокументов Государственной архивной службы Республики Алтай (ОХСДГАСРА), Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ), Филиал Центрального государственного архива Республики Хакасия (Филиал ЦГАРХ), Центр архивных документов партий и общественных организаций Центрального государственного архива Республики Тыва (ЦАДПОО ЦГАРТ), подвергались фронтальному изучению.

Особое значение имеют архивные документы руководящих органов КПСС Западной и Восточной Сибири. Среди них выделяются документы директивного плана – стенограммы и протоколы областных (краевых) партийных конференций и пленумов, областных (краевых) комитетов КПСС, заседаний бюро крайкомов (обкомов), горкомов и райкомов партии и, немаловажно, подготовленных материалов к ним (справки, письма, партстатистика), переписка местных органов власти с ЦК КПСС, Советами Министров СССР и РСФСР, министерствами и ведомствами, характеристики производственной и хозяйственной деятельности руководителей вузов, которые позволили проследить основную направленность работы территориальных администраций по развитию высшего образования. При изучении этих источников особое внимание обращалось на решение обкомов (крайкомов), горкомов и райкомов КПСС по интересующим автора вопросам. Данные документы позволили выявить практическую работу властных структур, направленную на улучшение постановки научно-образовательного процесса в высшей школе региона.

Важной категорией источников региональных центров документации новейшей истории являлись архивные документы первичных партийных организаций сибирских вузов: протоколы партсобраний, заседаний парткомов и партийных бюро. Они практически не были исследованы историками. Анализ этих материалов позволил в полной мере раскрыть формы и методы партийного руководства высшими учебными заведениями и дал возможность убедиться, что стиль работы парторганизаций вузов оставался авторитарно-бюрократическим и не претерпел существенных изменений на протяжении рассматриваемого периода.



Вторую группу архивных источников, составили документы центральных государственных органов управления учебными заведениями. Многие материалы были изучены в Государственном архиве Российской Федерации, фонд 9606 – фонд Министерства высшего и среднего специального образования СССР (ГАРФ. Ф. А-9606) и фонд 605 – фонд Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (ГАРФ. Ф. А-605); Российском государственном архиве экономики, фонд 4372 – фонд Госплана СССР (РГАЭ. Ф. 4372); Текущем архиве Министерства образования Российской Федерации (ТА МО РФ). Среди них первостепенное значение для исследования федеральных и региональных особенностей развития высшей школы имеют документы и материалы, отложившиеся в фондах ГАРФ (Ф. А-9606 и Ф. А-605).

Особенность документов фондов Минвуза СССР (РСФСР), прежде всего материалов и протоколов заседаний Коллегии министерства является то, что они преподносят самые различные мнения по проблемам высшего образования, альтернативные проекты, массу информационных и аналитических материалов. Эти материалы, как и переписка Министерства с ЦК КПСС и местными партийными, советскими и хозяйственными органами по вопросам укрепления учебно-материальной базы, созданию новых учебных заведений, факультетов, специальностей, позволили лучше уяснить работу государственных структур в решении данных вопросов. Документы фондов МВ и ССО СССР (РСФСР) содержат сведения, анализ которых позволил проследить динамику развития высших образовательных учреждений региона по главным направлениям их деятельности: состав научно-педагогических кадров и подготовку их через аспирантуру, контингент студентов, прием, выпуск и распределение молодых специалистов, объем научно-исследовательской работы, материальная база.

В то же время в названном архиве отсутствовали полные данные за вторую половину 1980-х – начало 1990-х гг. о работе кафедр общественных наук, имеются лишь разрозненные сведения об учебном процессе и НИР именно сибирских вузов. Эти и некоторые другие материалы, такие как годовые отчеты по учебно-воспитательной и научной работе, отчеты ученых советов, кафедр, восполнялись изучением материалов текущих архивов Министерства образования Российской Федерации и высших учебных заведений региона, а также государственных архивов Иркутской (ГАИО), Новосибирской (ГАНО), Омской (ГАОО), Томской (ГАТО), Тюменской (ГАТюО), Читинской (ГАЧО) областей, Алтайского (ЦХАФАК) и Красноярского (ГАКК) краев, а также республик Алтай (ГАСРА), Бурятии (НАРБ), Тыва (ЦГАРТ), Хакасии (ЦГАРХ). Изучение материалов в этих архивах осложнялось тем, что часть документов в некоторых из них была утеряна, многие материалы были небрежно оформлены.


следующая страница >>