Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности «Театр — это школа добрых чувст - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной - страница №1/1

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

«Театр — это школа добрых чувств,


красоты и человеческого братства»
В. Рабадан

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых дать детям как можно больше знаний, при этом забывая о формировании эмоционально-чувственной сферы, творческого отношения к какой-либо деятельности.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры однообразны.
Многие дошкольники увлечены компьютерами и мы, взрослые, зачастую идем на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Константин Дмитриевич Ушинский использовал в своей педагогической практике очень много русских народных сказок, которые сам перерабатывал. Это не только способствовало развитию у детей памяти, мышления и познавательного интереса, но и воспитанию нравственных качеств.

Важным средством к познанию языка, неисчерпаемым источником народной мудрости считал К.Д.Ушинский сказки, называя их «лучшими образами народного творчества». Такие любимые нашими детьми сказки, как «Репка», «Золотое яичко», «Колобок», «Курочка Ряба» дети с удовольствием проигрывают и сегодня.

В своё время Н.Ф.Бунаков систематически, в течение нескольких десятков лет, использовал театр в процессе воспитания детей. Он утверждал на основании своего опыта, что «театр будет полезен помимо всяких нарочитых поучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, про¬ясняющими мрачное и унылое настроение, разгоня¬ющими тяжелые и безотрадные думы». Действительно театрализованная деятельность даёт хорошую возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания активной творческой личности.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Участвуя в инсценировках, сценках, ребёнок непосредственно и естественно вживается в образ. Он реально передаёт действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим. Ребёнок приобщается к культуре, учится правильно оценивать поступки окружающих, отличать прекрасное от безобразного и принимать мир во всей его красоте, гармонии, правде и доброте. По играм детей и тому, как они играют, можно представить будущее общество.

Опираясь, в том числе и на опыт отечественных педагогов по организации театрализованной деятельности в детском саду, я пришла к выводу, что одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и разностороннего развития детей является театрализация, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности.

Реализуя в педагогической деятельности эти принципы, я организовала работу кружка «Орфей», определив целью развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. В группе создала условия, необходимые для проживания детьми разнообразной и содержательной жизни, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Участие ребёнка в театрализованной деятельности позволяет превратить его маленький замкнутый мир в бесконечно разнообразный, поднять ребёнка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к драматическим сторонам бытия.

Работа кружка осуществляется в трёх направлениях:
1. «Введение ребёнка в мир театрального искусства»:
овладение детьми элементарными представлениями и понятиями о театральном искусстве, о театре, его истории, театральных профессиях, видах театра, декорациях, театральных костюмах, правилах поведения в театре, элементами театральной терминологии.
2. «Выразительность речи, как основное средство театрализованного искусства»:
объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.)
3. «Самостоятельная театрализованная деятельность»: театрализованные игры,
игры-драматизации, постановку спектаклей.
В театрализованных встречах с детьми использовала чтение художественной литературы, беседы, разыгрывание сюжетов сказок, ролевые диалоги с опорой на иллюстрации, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.), игры — драматизации и импровизации, упражнения на формирование эмоционально-чувственной сферы.

Успешность и результативность театральных встреч во многом зависит от творческого взаимодействия взрослых и детей. В процессе кружковой деятельности дети сотрудничают:


• с воспитателем (знакомство с понятиями театрального искусства, подбор художественной литературы, беседы по прочитанному, работа над передачей характерных особенностей героев в повадках, движении, мимике, интонационной передачи текста, звукоподражании разучивание по ролям, пересказывание, придумывание сказок, небылиц,) изготовление книг — самоделок, оформление атрибутов, костюмов для театрализации сказок);
• с музыкальным руководителем (ознакомление с русскими народными инструментами, подбор музыкальных произведений для передачи характерных особенностей героев, разучивание пластических этюдов);
• с инструктором физического развития детей (подвижные игры);
• с учителем — логопедом (разучивание игровых комплексов логопедической поддержки детей, знакомство со средствами выразительности речи, заучивание чистоговорок)
• с педагогом — психологом (разучивание игр и упражнений, формирующих эмоционально-чувственную сферу);
• с родителями (оказание помощи в оформлении, изготовлении различных видов театров, разучивание ролей с детьми, участие в театрализованных представлениях).

Воплощая идеи, я пришла к выводу, что дети не только с удовольствием инсценируют сказки, но и приобретают опыт взаимодействия с окружающими людьми, способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве. А главное у них появилось стремление самим участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты. Инсценировали сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Пых», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Айога»,показывали теневой театр по рассказу С. Пермяка «Как мальчик Миша хотел маму перехитрить» с изменением сюжета сказки.


• приняли участие в городском конкурсе «Зимушка-зима» , «Рождественские звёздочки» , где Оля Карасёва, София Коробова заняли 1 места, .Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, постичь его глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному.