«Развитие отечественного рынка анимационной продукции для детей дошкольного возраста» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«Развитие отечественного рынка анимационной продукции для детей дошкольного возраста» - страница №1/9



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет медиакоммуникаций

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
Магистерская диссертация

на тему:



«Развитие отечественного рынка анимационной продукции для детей дошкольного возраста»

Студентка группы № 743ж

Айгистова Юлия Владиславовна

Научный руководитель:



к.п.н., профессор,

Шариков Александр Вячеславович

Москва, 2013

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

ЧастьI 8

1.1Рынок анимационной продукции 8

1.1.1 Понятие «рынка», подходы к исследованию рынков 8

1.1.2 Анимационный рынок России с точки зрения теории отраслевых рынков 14

1.1.3 Понятие и виды анимационной продукции 31

1.1.4 Мультфильм, как основной продукт анимационной продукции для детей дошкольного возраста 34

1.2 Отечественная анимационная продукция: от государственного к частному 35

1.2.1 Основные вехи в истории возникновения анимационной продукции в мире и на отечественном рынке. 35

1.2.2 СССР – «золотой век» отечественной мультипликации 44

1.2.3 1985-1990-е – кризис анимационной индустрии в России 60

1.2.4 2000-2013 г.г. – новый курс: появление рынка анимации 65

1.2.5 Выводы 69

Часть II 72

2.1 Особенности анимационной продукции для детей дошкольного возраста 72

2.1.1 Психология и особенности детского восприятия 72

2.1.2 Педагогическая функция: мультфильм, как способ познания мира – эстетическое и культурное воспитание 79

2.1.3 Психологические функции мультфильма: когнитивная, аффективная и бихевиоральная 83

2.2 Изучение аудитории и потребительского спроса на анимационную продукцию для детей дошкольного возраста: результаты комплексного исследования 88

2.2.1 Особенности потребления анимационной продукции детьми дошкольного возраста: анализ результатов общего опроса 88

2.2.2 Потребительские представления о мультфильмах и ожидания от анимационной продукции для детей дошкольного возраста: анализ данных комплексного исследования 91

Заключение 102

Список использованных источников 105

Приложения 115

Приложение 1. Анкета для массового опроса 115

Приложение 2. Анкета для качественного исследования 118

Да (может и включает) 120

63% 120

Нет (пока не освоил) 120



19% 120

Да (может, но доступа нет) 120

18% 120

5.Имеет ли Ваш ребенок товары (любые) с героями мультфильмов? 121



Да, имеет. Постоянно требует 121

30% 121


Да, имеет. Сами покупаем, ребенку ведь нравится 121

24% 121


Нет. Просит, но не покупаем 121

21% 121


Нет. Никогда не просил 121

16% 121


Не видели таких товаров с мульт. героями 121

9% 121


Приложение 3. Анкета для наблюдения за реакцией детей на просмотр определенных мультфильмов 122

2.Реакция детей на просмотр серии Винни Пух и все все все (1 серия) 124

Приложение 4. Экспертное интервью с Даниилом Борисовичем Дондуреем 124

Приложение 5. Экспертное интервью с Ларисой Малюковой 127

Приложение 6. Глубинное интервью с Еленой Олеговной Смирновой 130

Российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета 130

Приложение 7. Расшифровка выступления Дмитрия Ловейко. Круглый стол на тему: «Откуда брать деньги на анимацию?». Суздаль-2012 144




Введение


Жизнь вокруг нас меняется все стремительнее. Информационные технологии проникают в каждый дом и до неузнаваемости преображают не только мир взрослых, но и мир раннего детства. Сегодня российские дети подвергаются прямому воздействию телеэкрана, как только начинают сидеть, то есть с 5-6 месячного возраста. Чаще всего это объясняется тем, что в комнате вместе с детской кроваткой находится постоянно работающий телевизор. Такое положение дел имело место и двадцать – тридцать лет назад, однако тогда телевидение не содержало рекламы и такого количества анимационной продукции, которые, в силу своей специфики, сильнее всего привлекают внимание детей. В советском Союзе эта проблема не могла стоять так остро - подавляющее большинство детей с года ходили в ясли (куда не было многолетних очередей). Там не было телевизора и аудио-визуальная информация поступала в виде чтения воспитателем книг с картинками, показа диафильмов и всегда была подкреплена тактильным дидактическим материалом. Дома, в сетке телевещания, малышам предназначалась только вечерняя передача «Спокойной ночи», где мультфильм продолжался не более 3-5 минут, а днем в телепрограмме можно было изредка встретить строчку «Мультфильм», что тоже служило сигналом для родителей позвать ребенка к телеэкрану.

Сегодня все изменилось: появились и продолжают стремительно возникать все новые и новые информационные и технологические новшества, с помощью которых ребенок полутора - двух лет (!) в состоянии самостоятельно включить себе мультфильм, и даже найти его в сети Интернет, а родители сами предлагают своим детям массу анимационной продукции неудобоваримой по объему и качеству. В итоге, дети привыкают к виртуальной реальности с очень раннего возраста, что, по оценкам детских психологов может наносить непоправимый вред умственному развитию и становлению психики ребенка. Очевидно, что в силу всепроникающего свойства информационного пространства родители, даже если хотят, не могут уберечь свое чадо от его воздействия. Для изучения пользы и вреда подобного влияния на жизнь малышей требуется масштабное исследование, которое, во избежание коммерческого интереса, в наиважнейшем процессе воспитания будущих граждан, должно иметь государственное финансирование. Но возможно ли это, при том, что сама отрасль находиться в крайне тяжелом состоянии. В соответствии с поручением председателя Правительства РФ В.В.Путина Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии поручено осуществить финансирование производства отечественных анимационных фильмов в 2011 году в размере 335 млн. рублей. Любая частная студия в Лос-Анджелесе производит за год больше фильмов, чем вся российская анимация. А госфинансирование отечественной мультиндустрии за несколько лет - пятая часть бюджета «Шрэка». Но может ли даже достаточное финансирование данной области гарантировать хороший результат?

Работа представляется актуальной и своевременной, так как именно сейчас может сформироваться принципиально новая анимационная продукция. Отечественная мультипликация практически исчезла в девяностые годы, тяжело пережила кризис двухтысячных, и сейчас возрождается, но понемногу и нужно знать, в каком направлении ей двигаться. Именно предварительное научное исследование потребностей детей в анимационной продукции, всевозможных краткосрочных и долгосрочных эффектов от ее просмотра требует финансирования государства в первую очередь. Необходимо как можно скорее обратить внимание общественности и чиновников на важную для будущего страны проблему. Сегодня именно мультфильм один из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. И то, какие фильмы он смотрит, на всю жизнь определяет его нравственные и культурные ориентиры.

Объектом исследования в данной работе является отечественный рынок анимационной продукции.

Предметом – развитие отечественного рынка анимации для детей дошкольного возраста.

Цель данной работы – изучить рынок анимационной продукции в СССР, России 90-х и 2000-х годов, проследить изменения, которые произошли и как отразились на конечном продукте.

Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:



  • изучить понятия «рынок», «анимационная продукция» и «мультфильм»;

  • описать рынок анимации применительно к теории отраслевых рынков;

  • описать историю возникновения мультипликации в мире и на отечественном рынке;

  • описать рынок анимационной продукции в каждый из интересующих нас периодов (СССР, 90-е, 2000-е)

  • изучить влияние анимационной продукции, в частности мультфильма на детей дошкольного возраста;

  • провести серию экспертных интервью с людьми, знающими анимационный рынок и детскую психологию восприятия;

  • провести комплексное исследование для изучения спроса на анимационную продукцию для детей дошкольного возраста и предпочтений потенциальных потребителей;

Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие теоретические методы:



  • метод историко-генетического анализа;

  • сравнительно-исторический анализ;

  • анализ литературы по теории отраслевых рынков, по истории мировой и отечественной мультипликации;

И эмпирические методы:

  • анализ документов, докладов;

  • метод экспертного интервью;

  • метод массового опроса;

  • комплексная методика опроса родителей, включающая в себя элементы массового опроса и наблюдения за детьми;

  • статистический анализ данных, проведенных исследований.

В основу данного исследования легло две гипотезы, работа с которыми нам кажется наиболее интересной:

  1. Активными потребителями мультипликационного контента – являются дети в возрасте до трех лет.

  2. На сегодняшний день в России существует неудовлетворенный спрос на отечественную анимацию, предназначенную для детей дошкольного возраста.

Теоретическую базу исследования составили работы Авдашевой С.Б., Андрияшина Н.В., Радаева В.В., в которых рассматриваются основы экономической социологии и теории отраслевых рынков. Для изучения возрастной психологии и особенностей развития, восприятия, внимания, памяти в дошкольном возрасте были использованы работы Выготского Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Аллахвердова В.М., Анохина К.В., Аркина Е.А., Мухиной В.С., Амонашвили Ш.А., Домана Г., Ибуки М..

Эмпирическая база включает в себя отечественные и зарубежные публикации в СМИ, анимационную продукцию – мультфильмы, анимационные сериалы, полнометражные анимационные фильмы; доклады, статистические данные (Министерство культуры РФ, съезды, фестивали анимационного кино, круглые столы); результаты проведенных автором глубинных интервью и опросов.

Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что исследований подобного рода в нашей стране не проводилось. Возрастная категория, которая интересует нас, не рассматривалась ранее, как целевая аудитория, априори. Большинство исследований, так или иначе лежащие в поле подобных тем – это исследования с точки зрения компаний, производителей, нацеленных на прибыль. Данное же исследование лежит в иной плоскости – социальной ответственности. Задача в первую очередь заключается в том, чтобы рассказать о существующей проблеме, на которую, к сожалению, активно закрывает глаза государство, бизнес и общество. Возможно, это исследование поможет по-новому взглянуть на анимационную продукцию для детей и почувствовать серьезную ответственность за создающийся продукт. В ходе исследования автор попытается найти выход из сложившегося кризиса на рынке анимации и понять, какие принципиальные изменения должны произойти в этой отрасли, чтобы появился качественный форматный продукт.

Апробация данной работы прошла на конференции сообщества профессиональных социологов «Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения» в секции «Дети и подростки в контексте медиакоммуникаций: актуальные проблемы» (Москва, 16 марта 2013г.); на Всероссийская научно-практической конференции
«Медиа- и информационная грамотность
в информационном обществе», Сессия «Мир медиа: взгляд изнутри» (Москва, 25 апреля 2013 г.).

По материалам данного исследования была опубликована статья «Вред мультфильмов – что смотрят наши дети?», журнал «Благодарение» №6, 2013г. Частично по материалам данного исследования был проведен семинар на тему «Мультфильмы – враги или друзья современных родителей и детей», в рамках курса «Гармоничные родители» (Издательский центр «Благодарение», март 2013 г.)




следующая страница >>