«Развитие музыкального звуковысотного слуха у детей через развитие их певческого голоса» : Ключевые понятия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Развитие музыкального звуковысотного слуха у детей через развитие их певческого - страница №1/1

Автор: Колчанова Светлана Валентиновна

«Развитие музыкального звуковысотного слуха у детей через развитие их певческого голоса»

Краткая аннотация работы:

Ключевые понятия (термины, словосочетания) содержания работы

Цели и задачи, на решение которых направлена инновация

Содержание работы, предоставляемой на конкурс:

Современный человек, по мнению ведущих философов и культурологов, пытается качественно по-новому осмыслить окружающую действительность, предназначение человека в мире, содержание бытия.

Поэтому основной проблемой современной педагогики становится переориентация содержания образования, в которой приоритетной областью выступает область познания. В связи с этим нельзя переоценить роль музыкального искусства, роль музыкального образования.

К сожалению, в обществе во многом утрачено представление о значимости изучения музыкальной грамоты, о пользе и чувстве удовлетворения, гармонии и радости, которую приносит хоровое пение и вокал, о радости творчества. По результатам психологических исследований, приобщение к культуре и искусству, переживание прекрасного в природе и искусстве, творчество занимают у учащихся в шкале ценностей последнее место и не входят у детей в группу терминальных ценностей (Т – ценностей) – основных ценностей человека.

Как же изменить это положение?

Наука дает нам только один ответ – через художественную деятельность ученика, через развитие его способностей, а учитывая специфику предмета – через развитие музыкальных способностей, а именно: музыкального звуковысотного слуха, музыкальных метро – ритмических способностей, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости (классификация дана по Теплову).

Развитие музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в развитии музыкальных способностей у детей и осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыкальной ткани.

Следует напомнить, что под музыкальным слухом подразумевается способность человека слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Психологи выделяют два понимания этого термина: в узком и широком значении. Музыкальный слух в широком значении этого слова – это способность человека различать жанры, слышать смену частей, изменения настроения музыки и так далее.

Музыкальный слух в узком значении – способность правильно воспроизвести звуковысотное движение («чисто» петь).

В этих методических рекомендациях речь пойдет о самой трудной работе педагога и ученика – о развитии его музыкального звуковысотного слуха в узком значении этого слова через развитие певческого голоса ребенка

Слух ребенка от рождения до двух лет преимущественно интонационный. Активное овладение речью ведет к перестройке всего слуха человека. Речевой слух блокирует развитие интонационного (звуковысотного) слуха. Это приводит к тому, что ребенок начинает петь, интонировать, но не может произвести звуки правильно.

Можно говорить о том, что в большинстве случаев у детей нет координации между слухом и голосом, ребенок не умеет управлять своим голосовым аппаратом.

Этому есть исторические подтверждения: в тех странах, где речь интонационная (звуковысотная), у всех людей абсолютный слух.

Поэтому начинать работу по развитию музыкального звуковысотного слуха нужно как можно раньше. Самый благоприятный период – с 4 лет, когда речевые стереотипы еще слабы, а память и внимание уже достаточно сформированы. Значит, в условиях общеобразовательной школы такую работу следует начинать с первого класса, с первого же урока музыки.

Но, как показал мой предшествующий опыт и опыт моих коллег, простое разучивание песен не ведет к развитию музыкального звуковысотного слуха, дети не могут научиться «чисто» интонировать.

Нужны новые технологии и система работы, один из вариантов которых и представлена автором. Особенность и новизна пособия в том, что автор предлагает способ развития слуха ребенка на уроке музыки не в широком значении этого слова, а в узком; не через простое разучивание песен, как это было раньше, а через развитие вокального голоса.


Диагностический этап.
Любую работу следует начинать с входной диагностики. Для начала работы по развитию музыкального звуковысотного слуха детей через развитие их певческого голоса следует провести три исследования.

  1. Диагностика сформированности высоких интонаций в речевом голосе детей.

  2. Диагностика сформированности низких интонаций в речевом голосе детей.

  3. Диагностика сформированности музыкального звуковысотного слуха

Развитие певческого голоса тесно связано с голосом речевым, поэтому и работу по развитию певческого голоса, и диагностический этап нужно начинать с работы в речевом режиме.

1.Детям предлагается произнести в высоком регистре небольшую фразу, например: “я маленькая мышка”.

В зависимости от степени развития высоких интонаций дети распределяются в три группы:

высокая степень развития высоких интонаций;

средняя степень развития высоких интонаций;

низкая степень развития высоких интонаций.

Результаты первого исследования записываются. Как показывает мой опыт, количество детей в группах примерно одинаково. Следует сразу запомнить детей, которые говорят только в низком регистре и на одном звуке. Это потенциальные «гудошники».

2.Подобным образом проходит работа и во втором исследовании. Меняется только условие: детям предлагается произнести фразу в низком регистре (например: “я огромный слон”). Результаты второго исследования так же записываются, дети распределяются в три группы:

высокая степень развития низких интонаций;

средняя степень развития низких интонаций;

низкая степень развития низких интонаций.

Как правило, детей с низкой степенью развития низких интонаций значительно меньше, чем с низкой степенью развития высоких интонаций, но тем не менее они есть. С такими детьми предстоит отдельная работа.

Можно предложить проговорить другую фразу (например: “я иду домой”) сначала высоким голосом, а потом низким.

Советую не пренебрегать этими исследованиями и не переходить сразу к диагностике сформированности музыкального слуха. Результат такого усеченного исследования может быть неточным, ведь не каждый ребенок сразу может перейти к пению и показать все, что он умеет. Дети могут

стесняться петь, стесняться своих одноклассников, могут чувствовать себя неуверенно в школе, в кабинете музыки, ведь у них еще идет период адаптации к школе (я имею в виду работу с первоклассниками, но эти слова можно отнести к работе с любым новым коллективом детей).

Для экономии времени можно соединить первое и второе исследование и провести их одним блоком.

Тогда фраза может звучать так: “я маленькая мышка, а я огромный слон”.

Если входная диагностика проводится с детьми старшего возраста, фразу можно заменить любой другой, например: “я иду в школу, а я иду домой”.

Параллельно с основным исследованием советую фиксировать и активность артикуляции (активная, средняя, вялая), и особенности дикции (без дефектов, с дефектами)

Сводная таблица может выглядеть примерно так:



№ пп


Фамилия Имя ребенка

Высокие звуки

(уровень)



Низкие звуки

(уровень)



Артикуляция

Дикция

1

Антонова Таня

Средний

Высокий

активная

Без дефектов

2

Белов Саша

Средний

Средний

Вялая

С дефектами

3

Быков Вася

Низкий

Средний

средняя

Без дефектов

Можно заменить запись слов цветовыми обозначениями.

Например: высокий уровень – красный цвет,

средний – зеленый, низкий – синий.


3. Следующим этапом работы по диагностированию детей является выяснение уровня чистоты интонации певческого голоса учеников, то есть выяснение уровня сформированности музыкального слуха.

Учитель разучивает с детьми в течение двух-трех уроков очень простую песню, а лучше даже попевку так, чтобы она не вызывала затруднения ни у кого из детей.

Затем детям предлагается спеть ее индивидуально с аккомпанементом учителя. Целесообразнее разделить опрос учеников на несколько уроков,

чтобы дети не устали, начиная опрос по желанию детей. Тогда первыми споют дети, уверенные в себе или имеющие хорошую музыкальную подготовку, а последними – самые «слабые» дети. Вы дадите таким детям возможность лишний раз повторить песенку, посмотрев выступление других ребят, и победить свою неуверенность. В то же время вы сможете диагностировать и степень уверенности в себе.

Итак, детям предлагается спеть песенку с аккомпанементом учителя, так же возможна небольшая помощь учителя голосом. Если ребенок справляется с этим заданием, ему предлагается спеть песню без сопровождения. В пении без аккомпанемента дети, как правило, показывают гораздо более низкие результаты, чем в пении с сопровождением. Исключение составляют лишь те дети, которые обладают высоким и устойчивым уровнем развития слуховых представлений и хорошей координацией слуха и голоса.

Таких детей сразу надо выделять, просить вновь исполнить песню для всего класса, привлечь внимание остальных детей к качественному исполнению. Так будет формироваться и мотивационная сфера, и эталон детского пения. Кроме того, дети учатся у других детей гораздо быстрее, чем у взрослых; я нахожу подтверждение этого тезиса во многих научных работах и в собственной практике.

Если же ребенок не справляется с заданием, песня транспонируется вверх и вниз для поиска и определения певческого диапазона ребенка. Ситуацию можно обыгрывать, например: «а сейчас у зайчика спросит птичка», «а сейчас к зайцу в гости придет медведь» и т.д.

Результаты исследования фиксируются, дети распределяются в четыре группы:



  1. чисто интонируют без поддержки инструмента - музыкальный слух

сформирован;

  1. чисто интонируют с поддержкой инструмента – музыкальные

представления слабые;

  1. поющие неверно – музыкальный слух в стадии формирования;

  2. поющие неверно даже в ограниченном диапазоне – музыкальный слух в начальной стадии формирования.

На этом работа на первом диагностическом этапе заканчивается.


Формирование звуковысотного слуха
Как было сказано ранее, активное овладение речью блокирует развитие интонационного слуха. Значит, нужна такая технология, которая позволяет быстро и эффективно снять речевые стереотипы. Такая технология была найдена: «Фонопедический метод В. Емельянова»

Эта методика основана на влиянии отдельных звуков речи (фонем) на работу голосового аппарата и звучание певческого голоса. Такая технология позволяет опереться на активную работу артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка. Имитация же высоких и низких звуков природы и жизни, голосовые сигналы доречевой коммуникации (крик, вздох, стон, плач и т.д.) быстро выводят ребенка на понимание высоты звука, на владение своим голосовым аппаратом, расширяют его песенный и речевой диапазон.

Занятия по постановке певческого голоса должны проводиться каждый урок в течение 15 –30 минут (включая этап разучивания песен).

Занятия должны начинаться с артикуляционной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений, голосовых сигналов доречевой коммуникации.

Упражнения очень быстро запоминаются детьми. На каждом занятии целесообразнее всего добавлять по одному или по два новых упражнений. Когда упражнений в репертуаре становится слишком много, лучше использовать те, которые помогут при разучивании выбранной песни. Иногда это бывает сделать нелегко, часто дети не желают пропускать в цепочке упражнений свои любимые разминки или просто напоминают учителю, какое упражнение еще не сделано.

Этими развивающими голосовыми играми – упражнениями могут пользоваться в своей практике не только учителя музыки, но и учителя других дисциплин, связанных с развитие речи ребенка, учителя начальных классов. Кроме того, эти игры – упражнения можно использовать как физкультминутки на любом уроке.

После артикуляционной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений, голосовых сигналов доречевой коммуникации идет непосредственно работа над песней.

У меня сложилась такая система работы:



  1. Показ песни.

  2. Работа над текстом

  3. Вокальная работа

  4. Исполнение песни.

Эта работа на каждом этапе имеет свои тонкости и особенности.

-8-


1.На первом уроке по разучиванию нового произведения показ песни осуществляет учитель. Перед показом можно подготовить небольшой рассказ о содержании, истории создания, истории исполнения песни. Можно так же заменить рассказ постановкой проблемных вопросов перед слушанием для активизации восприятия школьников. Исполнение должно быть ярким, концертным, в нужном темпе, в полном объеме (нужно исполнить все куплеты, которые вы будете разучивать с детьми), с очень хорошей артикуляцией, чтобы песня сразу понравилась детям.

Остальные уроки вновь следует начинать с показа. При повторных показах следует учитывать те особенности песни, которые вызвали у детей наибольшие затруднения. При повторном показе можно исполнить трудный фрагмент, показать исполнение нового куплета, показать исполнение песни в конечном темпе, показать исполнение песни под фонограмму и так далее.

2. Работа над текстом начинается с разбора трудных и незнакомых ребенку слов, затем идет работа над содержанием и смыслом песни. Нельзя начинать дальнейшую деятельность, пока не убедишься в том, что каждый ребенок представляет себе содержание, смысл текста и его подтекст, что каждый ребенок знает значение всех слов в песне.

Далее следует этап проговаривания текста в ритме песни. Я проговариваю с детьми текст сначала в грудном режиме голоса, потом в фальцетном режиме (при условии, что в песне используется и грудной и фальцетный режим, в противном случае нужно использовать только тот режим голоса, в котором написана песня), а затем в режиме гекзаметра, когда речь звуковысотно повторяет движение мелодии. В этом случае в сознании ребенка происходит автоматический перенос мышечных ощущений с речевого, знакомого режима на вокальные мышечные ощущения.

Очень помогает в такой работе запись текста песни на доске, на планшете или на отдельных раздаточных карточках. Не следует забывать, что у большинства людей зрительное восприятие преобладает над слуховым восприятием, использование наглядности в данном случае просто необходимо.

3. Далее следует непосредственно вокальная работа. Песня учится традиционным способом по фразам. Большая предварительная работа по тексту снимает многие проблемы и предотвращает ошибки детей. Это позволяет ученикам уделять больше внимания звуковедению, работе над правильным дыханием, отслеживать звучание собственного голоса. Сложная работа превращается в настоящее удовольствие.

5.Каждый урок заканчивается цельным исполнением песни. Если выучена только ее часть, остальную часть песни допевает учитель. Если песня написана в куплетной форме, каждый припев могут повторять дети. Через 2 – 3 урока песня может быть полностью исполнена.

Но на этом работа над песней не заканчивается. Ведь если остановиться только на исполнении песни в классе, очень скоро интерес к разучиванию песен и к работе над развитием собственного певческого голоса у детей пропадает. Исполнение песни предполагает исполнение перед слушателями, концертное выступление. Для этого в каждом классе дети сами выбирают концертную группу для исполнения данной песни. Состав группы может меняться в зависимости от сложности песни, ее диапазона и особенностей.

Во время выбора концертной группы учитель видит результаты своей работы по формированию эталона детского голоса, отслеживает изменения в степени сформированности музыкального звуковысотного слуха детей. По существу, учитель практически на каждом уроке ведет работу по диагностике детей (используя критерии оценки входной диагностики), анализирует результаты, корректирует учебный процесс, то есть организовывает и осуществляет мониторинг, информационно – аналитическую систему обеспечения управления качеством образования.

И особенно приятно, когда в процесс мониторинга включаются ученики. Когда дети знают критерии оценивания, когда у них уже достаточно сформирован эталон пения, они могут очень правильно и точно оценивать степень развития певческого голоса одноклассников и степень сформированности музыкального звуковысотного слуха.

Ученики даже могут очень просто перевести эту информацию в оценку по пятибальной системе (об этом читайте далее). Учителю остается только следить за тем, чтобы эта работа проходила в доброжелательной атмосфере.

Выбранная детьми концертная группа заканчивает работу над песней, работает над унисоном, придумывает движения на сопровождение песни во время внеклассной работы, которая проходит по особому расписанию внеклассной работы школы. Так складывается концертный номер, который может украсить любой классный или школьный праздник.

Иногда для проведения больших школьных праздничных концертов можно соединить вокальные концертные группы классов и выставить концертный номер от той или иной параллели учащихся.

На основе вокальных групп класса формируется и состав школьного хора.

Что же делать с детьми, которые не достигли еще высоких результатов по формированию собственного звуковысотного слуха, но очень хотят выступать?

Такие дети объединяются в отдельную группу, работа с ними ведется дополнительно в рамках внеклассной работы. Им предлагается очень простой репертуар: песни только в одном голосовом режиме, в удобном и небольшом диапазоне.

Эти дети с удовольствием выступают на праздниках в рамках своего класса и, как показывает практика, быстро «догоняют» своих сверстников по показателям сформированности музыкального слуха.

Особое внимание следует уделять еще одной группе детей. Это дети первой группы, то есть способные, одаренные дети. Работу с ними нужно строить индивидуально и очень дифференцированно (изучать природу голоса такого ребенка, особенности его темперамента, характера, мышления, его музыкальные пристрастия и музыкальный вкус). Работа с такими детьми предполагает и активную работу с родителями (помощь родителей в организации концертной деятельности ребенка, подготовка костюмов, организация дополнительных занятий и т.д.).

Одному ребенку в силу своих природных способностей достаточно

месяца, чтобы овладеть основами певческого голоса, другому не хватает и года. Оценивание детей должно стимулировать деятельность детей, а не гасить ее. У любого, даже самого «слабого», ребенка надо поддерживать уверенность в том, что он справиться, создавать ситуацию успеха и радоваться вместе с ним малейшей победе!




Выбор репертуара.
Отдельно хочется остановиться на таком важном факторе как выбор репертуара. Хорошо подобранная песня может принести успех даже достаточно “слабому” исполнителю, и наоборот, плохо подобранная песня может испортить выступление даже очень “сильного” вокалиста.

Кроме того, следует помнить о том, что многие песни на уроке являются своеобразным учебно - методическим пособием, с помощью которого отрабатывается тот или иной навык пения.

Вот несколько общих правил, которые сложились у меня в результате многолетней практики:

1. Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень быстро выходят на пение в фальцетном режиме, переход же из грудного режима в фальцетный дается им гораздо труднее. Следовательно, начинать работу надо с выбора песен только в фальцетном режиме, а поскольку таких песен очень мало, можно смело транспонировать любую песню детского репертуара вверх на терцию и даже кварту

2. После закрепления навыка пения в фальцетном режиме следует усложнить задачу, подключив пение в грудном режиме. Песни в этой группе должны отличаться небыстрой сменой режимов пения. Например: весь куплет исполняется в грудном режиме, а весь припев - в фальцетном.
3. В вокальной работе со старшеклассниками, во время мутации детских голосов, особенно заметной у мальчиков, следует использовать тот же принцип: подбирать песни с медленной сменой режимов пения. В этом случае, части песни, написанные в грудном режиме пения, с успехом поют одни мальчики, а части песни, написанные в фальцетном режиме – девочки.

4. Песни из мультфильмов и детских кинофильмов написаны для профессиональных исполнителей и, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложны для исполнения.

5. В репертуар любого школьного коллектива обязательно должны быть включены песни для мальчиков. Учитывая психологию мальчиков, следует этап разучивания песни вначале резко сократить, то есть дать мальчишкам быстро почувствовать «вкус» песни. После этого не нужно сдерживать их темперамент, нужно дать им возможность «покричать» во время исполнения. И только потом, «как скульптор, отсекая лишнее», корректировать исполнение песни.

6. Разучивание песни должно проходить в течение нескольких уроков, не торопясь. Учитель порабатывает индивидуально с каждым ребенком, корректирует его интонирование. Лучше выучить меньшее количество песен, чем закрепить ошибочные представления детей. Не бойтесь, что песня надоест. Чем больше дети исполняют песню, тем больше она им нравится.


Список рекомендуемого репертуара для младшего возраста.
Петь приятно и удобно муз. Абелян, сл. Степанова

Ты не бойся, мама муз. Протасова сл. Шкловского

Смелый кораблик муз. Абрамова сл. Дымовой

Мой Лизочек муз Чайковского сл. Аксакова

Белые снежинки муз Гладкова сл. Энтина

Колыбельная медведицы муз Крылатова сл. Энтина

Буденовец муз. Дубравина сл. Наринского

До чего же грустно! муз. Соснина сл. Синявского

Необыкновенный футбол муз. Корнакова сл. Резниковой

Как лечили бегемота муз. Матвеева сл. Руженцева

Плыл по луже башмачок муз и сл. Фроловой

Будем моряками муз. Слонова сл. Малкова

Всюду музыка слышна муз. Дубравина сл. Суслова

Где живут ноты муз. Космачева сл. Френкеля

Веселый старичок муз. Портнова сл. Хармса

Мальчик и сверчок муз. Паулса сл. Королевой

Веселый дятел муз. Кондратенко сл. Прокофьева

Список рекомендуемого репертуара для старшего возраста.
Дорога добра муз. Минкова сл. Энтина

Хор мальчиков из оперы «Пиковая дама» Чайковский

Снежиника муз Дубравина сл Пляцковского

Песня о криницах муз. Эшпай

Если вы на велосипеде муз. Броннер

Песня охотника муз. Вебера

Джованнино-потеряй муз. Зарубы

Переменка муз Стрельникова

Давайте сохраним муз. Серебрянникова

В горнице муз. Морозова

Россия Россией останется муз. Дубравина

Спиричуэлс. Deep river

Неаполитанская песня. Санта Лючия

Начинаем карнавал муз. и сл. Фроловой

Песенка о снежинке муз. Крылатова сл. Энтина

Три белых коня муз. Крылатова сл. Энтина

Итальянская народная песня. Макароны

Про нас с тобой муз. Лебедева



Результаты инновации (ожидаемые или реальные)

Критерии оценивания результатов
Объем представляемых материалов описания инновации от 2 до 40 страниц стандартного формата. (Объем приложений не ограничивается).

Фотографии (при желании авторов) могут быть представлены, но не более 5 штук (в электронном виде и в тексте) Каждая фотография должна быть названа.
Рекомендуемая литература


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе М., 1983

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. под редакцией Ярошевского М., Педагогика 1987

  3. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога Е., 2003

  4. Дмитриев Основы вокальной методики М, 1968

  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг СпБ 1997

  6. Еременко Т В Играем и поем по нотам Методика работы над развитием музыкального слуха в начальной школе. Е., ИРРО 1994

  7. Медушевский В.В. Интонационная природа музыки М. 1996

  8. Назайкинский О психологии музыкального воспитания М., Просвящение, 1972

  9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М. 1997

  10. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике М., 2004

  11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., Педагогика.1988

13 Теплов Психология музыкальных способностей М., Просвещение

2004