Разработка урока по технологии в 9-м классе учителя технологии моу харатская сош - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурса: «Педагогические идеи и технологии» 1 283.06kb.
Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием... 1 56.61kb.
Урок технологии Бельевые швы. Учитель технологии первой квалификационной... 1 127.28kb.
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Урок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды»... 1 292.74kb.
Урок по технологии в 5 классе «Ваше величество Карман» 1 287.73kb.
Разработка специального программного обеспечения для сбора и конвертации... 1 64.08kb.
Урок физики в 11 классе на тему фотоэффект. Моу сош с. Карасу, Черекский... 1 108.08kb.
Урока по биологиив 6 классе по теме «Классификация растений» 1 62.51kb.
Представление опыта образовательного учреждения моу сош №77 г. 1 46.75kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
1 Фильмы, рассказывающие о становлении психологии, психотерапии и... 1 120.61kb.
- 4 1234.94kb.
Разработка урока по технологии в 9-м классе учителя технологии моу харатская сош - страница №1/1

Муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение Харатская средняя общеобразовательная школа

"Техническое моделирование. Пропорции женской фигуры"



Разработка урока по

технологии в 9-м классе

учителя технологии

МОУ Харатская СОШ

Толстиковой Екатерины

Леонидовны

С Харат 2013 г

Разработка урока технологии в 9-м классе по теме "Техническое моделирование. Пропорции женской фигуры."

Разделы: преподавание технологии. Швейное дело.

Тема: «Пропорции женской фигуры».

Цели урока: Образовательные: 1. Ознакомить учащихся о профессии художника -модельера;
2. Закрепить размерные признаки;
4. Совершенствовать умения и навыки учащихся по подбору дополнительного материала в сетях Интернета для новой темы;

Коррекционно-развивающие: 1. Корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение; через работу с различными источниками информации;
2. Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера, развития навыков рисования;
3. Развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы;
4. Развивать речь учащихся и корригировать технику чтения, умение выделять из текста главное, основное. Воспитательные: 1. Воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ;
2. Воспитывать стремление к аккуратному выполнению рисунков;
3. Воспитывать культуру речи;
4. Воспитывать чувства прекрасного к красоте человеческого тела, его совершенства; 5. Повышать самооценку, вести ЗОЖ.

Оборудование: инструкционная карта по выполнению рисунка женской фигуры, презентация «Пропорции женской фигуры», выполненная в программе Power Point, компьютер, МР проектор, экран, карандаш, ластик.

Структура урока

  1. Оргмомент.
    2. Сообщение темы, цели урока.

3. Проверка и закрепление пройденной темы «Размерные признаки».
4. Сообщения детей по теме урока в ходе презентации:

Профессия художника модельера.

Историческая справка

Пропорции фигуры.

Картины эталоны красоты

Жертвы современной моды.

5. Новая тема. Создание костюма художником -модельером
6. Практическая часть: «Пропорции женской фигуры» 7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание. Нарисовать эскиз модели платья на фигуре человека

Ход урока


Содержание урока, приемы и методы

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Настрой на внимание.

Приветствие учащихся.

Встречают учителя стоя, после чего садятся.

2. Проверка и закрепление пройденной темы «Размерные признаки».

Сш, Сг, Ст, Сб, Дст, Дпт, ДИ, Вг, Цг, Вкс, Шг, Шс, Шп, Оз, Оп, Др

Учащиеся отвечают и после правильного ответа садятся

3. Целеполагание: настрой на работу, ознакомление с задачами урока.

И мы сегодня на уроке получим новые знания по теме «Пропорции женской фигуры».

Оформляют записи в тетрадях.

4.Новая тема.

Учащиеся читают сообщения, подготовленные заранее

Слушают учащиеся.

Сообщение 1 ученицы

Профессия художника-модельера обязывает уметь рисовать эскизы модели на фигуре человека, разрабатывать модель конструктивно или с помощью наколки на манекене. Создавая костюм, художник – модельер постоянно помнит о пропорциях человеческой фигуры. Форма костюма, обусловленная фигурой и движением человека, проходит несколько стадий при проектировании.

Первая стадия – набросок карандашом или наколка на манекене - поиск идеи костюма. Вторая стадия – конструктивная, построение лекал.

Наша задача научиться делать наброски модели карандашом на фигуре человека. Для этого необходимо научиться рисовать женскую фигуру.

Все мы разные: высокие и низкие, худые и полные.

Какой выбрать стандарт или канон, то есть эталон человеческой фигуры.

Над этим вопросом бились великие умы человечества и пришли единому мнению, которое принимается и в наше время: человеческая фигура состоит из 8 частей, 1/8 часть головы.

Пропорция или соразмерность создаёт красоту формы.


Слушают учащиеся

Сообщение 2 ученицы

Историческая справка.
Изучение пропорций человеческой фигуры использовалось художниками и анатомами всех времен для создания канонов, т. е. закономерностей изображения человека как системы типичных размеров тела, принимаемых за образец. Единица меры, взятая для построения того или иного канона, называется модулем. В создании канонов художниками руководило не только желание получить простое средство, с помощью которого было бы легко воспроизводить фигуру, не обращаясь каждый раз к натуре, но и стремление создать наиболее красивый, правильный образ человека, в котором все части были бы в наибольшей гармонии друг с другом.
Древнейшие данные о пропорциях тела человека были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). А один из самых первых канонов предложил древнегреческий скульптор Поликлет. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8, лицо — 1/10, голова вместе с шеей — 1/6 часть от всей длины тела.
Этому принципу пропорционирования следовали все античные скульпторы, в том числе и Лисипп, который предложил свой вариант канона Поликлета. За размерный модуль он также принял высоту головы, которая укладывалась в фигуре 8 раз.

Кроме того, он отметил, что если провести горизонтали — касательные к поверхности головы и к подошвам, и пересечь их вертикалями, касающимися концов пальцев распростертых рук, то получается квадрат, который был назван «квадратом древних».


Позднее этот канон был доработан и несколько видоизменен Леонардо да Винчи, вписавшим фигуру человека в круг, центром которого является пупок. Канон Леонардо изображал тело взрослого мужчины с длинными конечностями и удлиненной головой.
В дальнейшем были разработаны разнообразные каноны, в которых за модульную величину принимались голова, лицо, нос, кисть, позвоночный столб и т. д. Особый интерес для практической деятельности художников представляют исследования анатома П. И. Карузина, учитывающие строение людей различных возрастных групп, а также разницу в пропорциях мужских и женских фигур. Рост мужчины в среднем выше женщины, плечи шире, бёдра уже. У женщины талия уже, плечи изящнее.




Сообщение 3 ученицы

В наше время художественным каноном, эстетическим идеалом является такая условная человеческая фигура, у которой длина головы составляет 1/8 всей длины фигуры от темени до стопы. Такое соотношение части и целого заключает в себе принцип «золотого сечения».
Разумеется, не каждая фигура построена по принципу «золотого сечения», которое выражает идеальное представление о пропорционировании человеческих членений, но реальность его имеет твердую основу опыта человечества.

Пропорции фигуры


Однако во все времена человеческое тело являлось объектом и основополагающим предметом модной стилизации — намеренного искажения естественных пропорций, отхода от канонов построения фигуры. Каждая эпоха создавала свои собственные критерии эстетического идеала тела человека.

Признанным эталоном красоты считается царица Нефертити- стройная и грациозная женщина

Тонкие черты лица, полные губы и огромные миндалевидные глаза, форма которых подчеркивалась специальными контурами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из беладонны. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время. Идеалы красоты Древней Греции и Рима воплотились в знаменитейших скульптурах.

Богиня любви и красоты - Венера (Рим) и Афродита (Греция)- до сих пор считается эталоном: именно от нее пошла знаменитая формула 90-60-90. В XV веке в моду вошла S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки - босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Агнесса Сорель, дама де Боте, фаворитка Франции Карла VII, считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи.

Картина - эталон красоты эпохи Возрождения – «Даная» Вечеллио Тициана. В XVII веке женщина должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами (женские прически достигали 50-60 см в высоту и поддерживались специальными проволочками). Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь и другие интимные места. Каждая мушка имела свое символическое значение. Мушка над губой обозначала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность. Королева Английская, Елизавета I Тюдор считалась самой недосягаемой красавицей своего времени. Императрица Елизавета Петровна (фото 6)была одна из самых красивых женщин России XVIII века. Французский посланник в России Кампредон писал о Елизавете: «По красоте своей она будет служить украшением версальских собраний. Всё в ней носит обворожительный отпечаток. Можно сказать, что она совершенная красавица по талии, цвету лица, глазам и изящности рук». Красавица XVIII века - женщина полная и крупная. Дородность и полнота считаются идеалом красоты, и художники XVIII века в портретах нарочно округляют дамские формы.

Принятым идеалам красоты соответствовало и отношение к аппетиту: женщины XVIII века ели много, нисколько этим не смущаясь.



В XIX веке идеал красоты был непостоянен: в самом его начале была в моде хрупкая, изящная женщина. Этот эффект достигался платьями с завышенной талией, сшитыми из легких шифоновых тканей. Уже в середине века в моду снова входят пышные юбки, талия опускается на свое место. Этим подчеркивается хрупкость и невесомость ее обладательницы. В целом же, мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Идеалом красоты считались осиные талии, бледные лица, изнеженность и утонченность. Одной из первых красавиц России XIX века была Наталья Гончарова – супруга Александра Сергеевича Пушкина. В XX веке исчезли корсеты. Если в начале века платья все больше скрадывают фигуру, к его середине женственность берет верх. Идеалом красоты по достоинству считалась Мерилин Монро: во всем мире женщины подражали ей во всем, начиная от фигуры и заканчивая одеждой. Модной становится женщина далеко не худенькая.

В это время все обратили внимание на женские ноги, теперь их стало видно во всей красе, появилась заветная мини-юбка.




Сообщение 4-5 учениц

Жертвы современной моды на худые фигуры.

Нервная анорексия (anorexia nervosa) была признана заболеванием более ста лет назад, но заговорили о ней громко только в начале 1980-х, когда умерла Карен Карпентер, вокалистка и ударница группы «Карпентерс». Поклонники были в шоке. Оказывается, если человек долго не ест, то умирает.
- Прямо так вот умирает? – с ужасом спрашивает кто-то с задней парты.
Прямо так и умирает. Среди психических заболеваний анорексия стоит на первом месте по количеству смертельных исходов. Девушки умирают и собственно от истощения, и от заболеваний, вызванных истощением и дисбактериозами.
Вообще, анорексия бывает двух типов. Первый – ограничительный, когда девушка ограничивает себя в еде (хотя постоянно о ней думает), считает калории, граммы съеденного и собственного веса. Урезает рацион до минимума. Как раз, чтобы не умереть с голоду. Но как заметил М.А.Булгаков, рацион при таком подходе рассчитать сложно. Речь идет не об обыкновенных диетах, а о восприятии любой еды как угрозы необыкновенного пополнения.
- А как отличить, где нормальная диета, а где уже ненормальная? – взволнованно  колыхнула грудью обитательница передней парты.
- Очень просто. Один из клинических симптомов анорексии – потеря веса до 15% от нормальной массы тела (если дама, весившая 100 кило, слегка похудела и стала весить 85 – это еще не анорексия, а вот если при росте 170 она будет весить 45 – это уже явная ненормальность), при этом страдают внутренние органы, прекращаются месячные.   
Одна барышня на полном серьезе уверяла меня, что два мандарина стали причиной «пополнения» на пять кило. Основной признак «нормальной» диеты – адекватность восприятия её эффектов и нормальная работа организма.
Второй тип анорексии – очистительный, когда такой сверхконтроль нарушается и регулярно случаются приступы «переедания». Переедание может заключаться в тех же двух мандаринах. Которые беспощадно изгоняются из организма рвотным или слабительным.
Булимия как отдельное заболевания была описана относительно недавно. В ее основе (так же, как и в основе анорексии) лежит искаженное представление о собственном теле и крайняя зависимость самооценки от этого образа.
Булимия может быть первой стадией анорексии, а может быть самостоятельным заболеванием. При булимии человек испытывает невероятное чувство вины и стыда, и за саму свою болезнь и за «избыточный вес». Заговорили о булимии как о чем-то заслуживающем внимания, когда об этой своей проблеме призналась принцесса Диана. 
Булимия похожа на анорексию второго типа, неконтролируемые пароксизмы обжорства как раз являются ее основной отличительной чертой. Только дело не ограничивается двумя мандаринами. Девушка, страдающая булимией, может съесть за раз действительно очень много (пару килограмм чего-нибудь мучного или сладкого).

- Вот, обжираются и толстеют! – радуется аудитория.


Не толстеют. Потому что еда  изгоняется из организма, или человек изнуряет себя в спортзалах. Изнуряет – это не пара подтягиваний на турнике, а доведение себя до полного истощения, до обмороков. Так что при булимии, обыкновенно, тоже худеют, но не так сильно.
Люди с расстройствами питания живут по принципу «все или ничего». Все видится или хорошим или плохим, или красивым или уродливым. Поэтому девушки, страдающие анорексией или булимией (с критичным недостатком веса), глядя на себя в зеркало, видят толстых, отвратительных свинюг. Их самооценка зависит только от того, насколько они «легки» или «тяжелы». «Вроде, стройная, но безобразный целлюлит на животе», – оценила страдающая анорексией пациентка фотографию товарища по несчастью. За целлюлит она приняла провисшую кожу. 
СМИ агрессивно навязывают средства для похудания, вперемешку с рекламой весьма калорийной еды, и продюсируют истории успеха по типу: «Я похудела, и ко мне вернулся муж!» или: «Я похудела, и меня нашел прекрасный принц!» – что ещё хуже, ведь анорексией (в отличие от булимии) болеют в первую очередь молодые: от начала менструального цикла и до двадцати с хвостом. Мода на внешность меняется, модели худеют и молодеют, и в последние время все больше и больше девушек заболевают «погоней за собственным телом».
Как это было с Карен Карпентер и принцессой Дианой.
Ну и профессиональный риск – анорексия и булимия очень распространены среди балерин и моделей.




Новая тема

Вернёмся к идеалу – канону пропорций человека
в наше время художественным каноном.
Создавая костюм, художник-модельер постоянно помнит о пропорциях человеческой фигуры. Форма костюма, обусловленная фигурой и движением человека, проходит несколько стадий при проектировании. Первая стадия — набросок карандашом или наколка на манекене — поиск идеи костюма. На этом этапе форма, которую диктует ткань, корректируется возможными размерными отношениями, таким образом, отрабатывается силуэт будущего изделия и его части. В процессе поиска пропорциональной системы выявляется несколько вариантов, из которых выбирается лучший, т. е. наиболее соответствующий фигуре, ее движению, пластике материала,
Вторая стадия подразумевает подробную проработку формы в материале и в конструкции, иными словами, поверку формы в макете. Макетная проработка может быть осуществлена двумя путями: макетированием и раскроем. В первом случае пропорциональность формы находится так же, как и из натуральной ткани — от куска. Ткань по мере накалывания подкраивается, при этом ее не снимают с манекена или фигуры. Во втором случае модельер раскраивает макетную ткань, сметывает детали кроя, делает примерку на манекене или фигуре человека и уточняет форму, добиваясь пропорционального соотношения отдельных частей и целого изделия.

Наша задача сегодняшнего урока научиться рисовать женскую фигуру для зарисовки эскизов модели, как это делают художники-модельеры. Мы будем использовать канон с модулем, равным 8 частям головы.



Учащиеся слушают учителя

6. Практические задания.


«Графическое решение эскизов модели»

Профессия художника-модельера обязывает уметь рисовать эскизы модели на фигуре человека, разрабатывать модель конструктивно или с помощью наколки на манекене. Создавая костюм, художник – модельер постоянно помнит о пропорциях человеческой фигуры. Форма костюма, обусловленная фигурой и движением человека, проходит несколько стадий при проектировании.

Первая стадия – набросок карандашом или наколка на манекене- поиск идеи костюма. Вторая стадия – конструктивная, построение лекал.

Оборудование: таблицы «Канон», шаблон таблицы «Канон», карандаш, ластик.

Ход работы.

Разобрать Модуль-единицу измерения человеческого тела, равный величине головы:

Преподаватель на бумаге рисует фигуру человека в статике и динамике.

Последовательность рисунка статичной  фигуры человека

1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.

2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения  по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.

3. Делим данный отрезок на 8 равных частей,  при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры  по вертикали.

4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.

Приложение 1.



Рисование на карточках

7. Подведение итогов.

Проверка рисунков пропорции женской фигуры по канону. Критерии оценки: Обоснованная композиция изображения

1.Точное определение пропорций  и форм в изображении рисунка человека



Зачитывают полученный результат.

8. Домашнее задание.

Нарисовать эскиз модели платья на фигуре человека

 


9. Литература

Список используемой литературы:

  1. Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер,  Издательство: "Попурри"; 2004 г.

  2. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л.,Издательство: “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2000 г.







Приложение1 ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЭСКИЗОВ МОДЕЛИ.

КАНОН

ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ФИГУРЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗОВ КОСТЮМА ПРОЩЕ И УДОБНЕЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАНОНОМ, ГДЕ ЗА ЕДИНИЦУ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИНИМАЕТСЯ МОДУЛЬ (М), РАВНЫЙ ВЕЛИЧИНЕ ГОЛОВЫ.

Рост человека = 8М, ширина плеч = 2М,ширина шеи = 1/2М, ширина талии = 1М, ширина бёдер = ширине груди или чуть больше, ширина колен = 1М, длина стопы = 1М, высота стопы 1/3М.



Рост человека = 8М



I – высота головы = 1М







II – линия подбородка






Линия плеча=1/3М



Ширина плеча = 2М

III – линия груди







Ширина талии=1М

IV – линия талии




Ширина бёдер Ширине груди

V- линия бёдер







VI – линия середины бедра




Ширина колен ≈ 1М

VII – граница коленной чашечки







VIII – линия середина голени




Длина стопы = 1М

Линия основания стопы