Разработка урока по дисциплине «Биология» для обучающихся специальности «Социально культурная деятельность и народное художественное - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... 1 290.01kb.
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя... 1 215.93kb.
Контрольная работа №1 «Словесное действие» для студентов 3 курса... 1 11.27kb.
Уфа 2013 071800 Социально-культурная деятельность Бакалавриат (4... 1 59.28kb.
Устное народное творчество. Раскройте понятие «Устное народное творчество»? 1 103.03kb.
Методическая разработка для студентов по теме: «предметы ухода» по... 1 163.61kb.
Направление подготовки «Социально- культурная деятельность» Профиль... 1 38.65kb.
Рабочая программа дисциплины «патопсихология» Специальность: 020201. 1 320.61kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Иностранный язык второй (Финский) 1 333.6kb.
Открытая научно-практическая конференция обучающихся «Грани творчества»... 1 19.06kb.
Украсим салфетки красивым узором 1 58.14kb.
Перечень вопросов Модуль Биологические особенности жизнедеятельности... 1 42.99kb.
- 4 1234.94kb.
Разработка урока по дисциплине «Биология» для обучающихся специальности «Социально - страница №1/1

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Ақмола облысы Білім басқармасының жанындағы

«Көкшетау қаласы, Ақан сері атындағы мәдениет колледжі» МҚКК

ГККП «Колледж культуры им.Акана серэ, город Кокшетау»

при управлении образования Акмолинской области

РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине « Биология»

для обучающихся специальности «Социально – культурная деятельность и народное художественное творчество»

по теме «ОНТОГЕНЕЗ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ»

Автор : преподаватель химии и биологии Актаева А.Е.


Кокшетау – 2011 г.




Тема: Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов.
Задачи: Сформировать знания об этапах индивидуального развития

организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных

зародышевых листков, типах постэмбрионального развития.

Показать вредное влияние на организм эмбриона никотина,

алкоголя и других мутагенов.
Оборудование: электронный учебник «Биология. 10 класс», видеофильм

«Размножение лягушки», интерактивная доска



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение предыдущего материала

А) Письменная работа с карточками на 10 мин.

1. Особенности строения половых клеток

2. Особенности образования половых клеток.

3. Как происходит оплодотворение у различных животных?

4. Охарактеризуйте первое и второе деления мейоза.

5. Охарактеризуйте генетическое значение оплодотворения.

6. Охарактеризуйте виды размножения.
Б) Работа с карточкой у доски:

1. Даны виды и функции нескольких клеток при оплодотворении животных:

1) сперматогенез, 2)зигота, 3) партеногенез, 4)овогенез, 5) гаметогенез, 6) почкование, 7) клетки тела, 8) половые клетки, 9) оплодотворение, 10) мейоз

Определите следующее:

а) Процесс образования половых клеток? (гаметогенез)

б) Как называется оплодотворенная яйцеклетка? (зигота)

в) Как называется размножение гидры? (почкование)

г) Как называется процесс образования сперматозоидов? (сперматогенез)

д) Как называется процесс образования яйцеклеток? (овогенез)

е) Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки? (партеногенез)

ж) Какие клетки имеют набор гаплоидных хромосом? ( половые клетки)

з) В результате каких изменений организма диплоидные хромосомы превращаются в гаплоидный набор? (мейоза)

и) Какие клетки образуются при митозе? (клетки тела)

к) Процесс слияния половых клеток? (оплодотворение)

2. Какие процессы изображены на рисунке? Гаметы изображены кружочками, впишите в них количество хромосом. Какие стадии отмечены при первом и втором делении мейоза? Назовите гаметы, образованные в конце каждого процесса? В каком кружочке изображена зигота?
Г) Биологический диктант.

В развитии половых клеток и оплодотворении животных и цветковых растений наряду с множеством сходных свойств имеются и отличия.

Женская половая клетка у растений развивается в зародышевом мешке, расположенном в семяпочке. Зародышевый мешок содержит кроме гаплоидной яйцеклетки одну диплоидную клетку, которая участвует в оплодотворении и лежит в центре зародышевого мешка.

Мужские гаметы развиваются в пыльцевых зернах пыльников (на тычинках). С помощью пыльцевой трубки спермии переносятся к зародышевому мешку, где происходит процесс оплодотворения. В пыльцевой трубке находятся 2 спермия.

Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу,из которой развивается зародыш семени а второй – с центральной клеткой, образуя эндосперм – питательное вещество зародыша. Этот процесс получил название двойного оплодотворения.

Он был открыт С.Г. Навашиным

После оплодотворения клетки начинается индивидуальное развитие организма или онтогенез.
Д) Тестирование

1. Сколько нормальных яйцеклеток образуется из одного овоцита после двух делений мейоза?

1. 1

2. 2


3. 3

4. 4


2. Кто открыл двойное оплодотворение?

1. С.Г. Навашин

2. И.В. Мичурин

3. Н.И. Вавилов

4. Г. Мендель

3. Что образуется из оплодотворенной центральной яйцеклетки?

1. Плод

2. Семя


3. Зародыш семени

4. Эндосперм

4. Сколько нормальных сперматозоидов образуется из одного сперматоцита после двух делений мейоза?

1. 1


2. 2

3. 3


4. 4

5. Где расположены центриоли в сперматозоиде?

1. В головке

2. В шейке

3. В промежуточном отделе

4. В хвостике

6. Укажите размеры яйцеклетки

1. 0,1 мм

2. 0,01 мм

3. 0,6 мм

4. 0,06 мм

7.Какая естественная форма бесполого размножения характерна для амебы?

1. Спорообразование

2. Почкование

3. Бинарное деление

4. Клонирование

8. Что характерно для бесполого размножения?

1. Потомство имеет гены только одного материнского организма

2. Потомство генетически отличается от родительских организмов

3. В образовании потомства участвуют две особи

4. В образовании потомства участвует одна особь.

9. Укажите верные суждения?

1. Партеногенез- особая форма бесполого размножения.

2. Партеногенез – особая форма полового размножения

3. Партеногенетическое развитие известно у пчел, тлей и дафний

4. Партеногенетическое равитие известно у одуванчиков.

10. Укажите верные суждения:

1. Гермафродиты- организмы, у которых могут образовываться и мужские и женские гаметы.

2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, зигота – диплоидный

3. Б.Л. Астауров разработал способы направленного получения 100 % особей одного пола

4. Бактерии делятся путем митоза.
Г) Устное повторение.


  1. Изучение нового материала. Объяснение с помощью электронного учебника, использование видеофильма «Размножение лягушки».

После оплодотворения яйцеклетки начинатся индивидуальное развитие организма - онтогенез, который завершается формированием взрослого животного.Его делят на определенные периоды и стадии: Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек и постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Все индивидуальное развитие слагается из ряда различных процессов и может быть разделено на несколько периодов.

Первый из них- дробление или бластуляция, который легко проследить на примере развития яйцеклетки ланцетника. Оплодотворенная яйцеклетка или зигота делится на две клетки, или два бластомера равной величины. Затем каждый из бластомеров одновременно снова делится и образуются 4 клетки равной величины. Далее образуются 8,16,32,64 бластомера и т.д –плотно прилежащих друг к другу клеток. Уже на стадии 64 бластомеров внутри яйцеклетки образуется небольшая полость, которая далее увеличивается, бластомеры располагаются в один слой, образуя бластулу, на которой и заканчивается период дробления. После того как завершится образование бластулы, начинается следующий период развития, связанный с образованием второго слоя клеток.

У ланцетника образование второго слоя происходит путем впячивания стенки бластулы. Сначала появляется небольшое впячивание, затем оно углубляется и образуется второй слой клеток, лежащий внутри зародыша, который таким образом становится двухслойным. Эту стадию развития называют гаструлой. В гаструле уже можно различить два зародышевых листка: наружный - эктодерму и внутренний - энтодерму. Так происходит полное дробление и образование гаструлы у животных, яйцеклетка которых содержит мало желтка.

В яйцеклетках птиц, амфибий, рыб, содержащих много желтка, дробится только диск цитоплазмы с ядром, лежащий на поверхности желтка, а сам желток не дробится.

В дальнейшем между эктодермой и энтодермой образуется третий слой клеток – мезодерма. Эти слои называют зародышевыми листками. Они сходны у всех позвоночных.

Следующий этап – органогенез или нейруляция. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой . В этой стадии начинается развитие отдельных органов будущей особи. Из эктодермы несколько клеток, отделившись,


опускаются вниз и образуют нервную пластинку, которая превращается в нервные трубки. Из нее развиваются головной и спинной мозг. В связи с развитием мозга эктодерма начинает формировать наружный слой -. кожный эпителий и его производные (перо, волосы, ногти, когти, кожные железы и т.д.), компоненты органов зрения, слуха, обоняния, эпителий ротовой полости, эмаль зубов.

Одновременно энтодерма образует трубку – будущий кишечник, выросты которого впоследствии превращаются в желудок. легкие, печень, поджелудочную железу, переднюю и среднюю доли гипофиза, щитовидную железу и т.д. Мезодерма дает начало хорде, мышцам, почкам, хрящевому и костному скелету, половой системе, а также кровеносным сосудам будущего организма. Начальные стадии развития животных имеют много общего для всех организмов. Это является доказательством единства происхождения всех живых организмов на Земле.

Все стадии индивидуального развития любого организма подвержены влиянию факторов внешней среды. К ним относятся температура, свет, солевой и газовый состав среды обитания, пищевые ресурсы и др.

Есть, однако, факторы, воздействие которых на индивидуальное развитие не только нежелательно, но и вредно. Особенно следует сказать о таких воздействиях на развитие и функционирование организма человека. К числу вредных внешних факторов следует в первую очередь отнести алкогольные напитки и курение, наркотики и лекарства. Примеры: у родителей-алкоголиков могут рождаться умственноотсталые и физически неполноценные дети .Антибиотик актиномицин Д, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. Недостаток витаминов группы В может стать причиной ряда морфологических уродств, в том числе и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12-й день беременности у всех зародышей сформировалась волчья пасть; шумовой стресс у беременных крыс приводит к нарушению формирования скелета и ряду других дефектов у плодов; причиной уродств являются токсины паразитов.
Постэмбриональное развитие. Развившийся организм, уже способный к самостоятельному существованию, разрывает яйцевые оболочки и выходит наружу. Этим заканчивается эмбриональный период развития и начинается постэмбриональный. Различают два основных вида постэмбрионального развития: прямое развитие и развитие с превращением.

Прямое, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого от взрослого организма только меньшим размером ( птицы, пауки, млекопитающие, пресмыкающиеся)

Развитие с превращением (метаморфоз), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению (насекомые, амфибии)

Развитие с метаморфозом имеет большое биологическое значение. Часто личинка представляет собой стадию развития, специально приспособленную для активного питания и роста, например у насекомых и амфибий. Обычно личинки и взрослые организмы приспособлены к жизни в различных условиях, благодаря чему они не конкурируют друг с другом за место и пищу.


Закрепление. 1)Работа учащихся с тетрадью . 2)Просмотр видеофильма «Размножение лягушки». 3)Лабораторная работа «Постэмбриональное превращение».

4) Этапы эмбрионального и постэмбрионального развития у разных групп животных

Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие тех или иных этапов развития




Этапы развития

Группы животных

Прост

ейшие


Кишечно

полостные



Насе

комые


Земно

водные


Пресмы

кающиеся


птицы

Млекопи

тающиеся


зигота






















Дробление






















Зародыше

вые листки
























Образование

органов























Зародыш,

готовый к

самост.

существо


ванию






















Личинка






















куколка






















Взрослая

форма

























Задание на дом. Изучить текст параграфа №35 , ответить на вопросы (с.141)