Размышления о совершенном - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Размышления о совершенном - страница №1/1

Размышления

о совершенном...
Лаборатория гуманной педагогики

ДЭГИ, ДДКЦ «Орифламма»

г. Донецк

2007 г.



Вместо предисловия
Однажды, после Педагогических Чтений на тему «Духовность образовательного пространства», которые традиционно проходили в Донецком экономико-гуманитарном институте, ко мне подошла очень красивая женщина и удивительно светлый человек – учитель русского языка и литературы Донецкого лицея «Коллеж» Сироижко Светлана Андреевна и спросила, не могла бы я передать Шалве Александровичу Амонашвили письмо? Я пообещала, так как вскоре предстояла поездка в Москву на Шестые Международные Педагогические Чтения, на которых Ш.А. Амонашвили – главный организатор и вдохновитель.

Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся педагог-новатор, доктор психологии, профессор, академик РАО, автор известных во многих странах работ по гуманной педагогике: «Школа жизни», «Педагогическая симфония», «Размышления о гуманной педагогике» и других, пишет удивительные сказки для детей и взрослых, руководит Центром гуманной педагогики в Москве, проводит авторские семинары во многих городах России, Белоруссии, Прибалтики и Украины. На своих авторских семинарах Ш.А.Амонашвили с удивительным вдохновением и мастерством помогает педагогам – учителям и воспитателям понять, что: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями». Суть гуманной педагогики Великого Учителя-подвижника заключена в трех основных постулатах: вера в возможности Ребенка, раскрытие самобытной природы в Ребенке, уважение его личности.

В 2005 и 2006 годах такие семинары прошли в Донецке, а в дальнейшем во многих других городах Украины. Донецкие педагоги – участники семинаров стали сотрудниками Лаборатории гуманной педагогики на базе Донецкого экономико-гуманитарного института.

Вскоре Светлана Андреевна передала мне два рукописных письма: одно от себя, другое от своих старшеклассников и выразила надежду на скорое получение ответа. В Москве я передала письма Учителю.

Шло время, ответа все не было… А весной, когда Светлана Андреевна тяжело заболела (перенесла серьезную операцию), пришло большое рукописное письмо от Шалвы Александровича. Как она потом призналась, письмо пришло тогда, когда было особенно нужным и дало силы и надежду.

Получив разрешение Светланы Андреевны, приглашаем всех мыслящих и неравнодушных поразмышлять вместе с Учителем о Высоком и Совершенном.


Дмитриева И.В.


Письмо учителя русского языка и литературы

Донецкого лицея «Коллеж»

Сироижко Светланы Андреевны

к Шалве Александровичу Амонашвили

Здравствуйте!

Дорогой Учитель Духа, многоуважаемый Шалва Александрович! Пишет Вам учитель русского языка и литературы Донецкого лицея «Коллеж» Светлана Андреевна Сироижко. Поклон Вам за Великий Труд – Ваши книги. Много раз перечитывала «Школу жизни» и «Истину школы». Эти книги стали моей молитвой. Когда-то «Домострой» был книгой, которой благочестиво жили многие поколения наших праотцов, а в 2006 г. (после семинара, где рассказывали о принципах гуманно-личностной педагогики) в Донецком лицее узнали о Ваших книгах мои ученики (8-11-е классы). Мы много раз обсуждали заповеди из «Истины школы»: какие святые слова Школы? Бог и образование – совместно ли? Какая ступенька Скале-Школы? на какой ступени лестницы духовного восхождения стоят мои ученики? «По Вашим книгам, как по «Домострою», хочется благочестиво жить. В исполнении Ваших Заповедей, Шалва Александрович, я вижу залог благоденствия и всякого успеха в Школе-Храме.

Вы помогли утвердиться моим Учительским Заповедям, которые сложились за 16 лет работы в школе. К.Д. Ушинский утверждал, что «нехристианская педагогика есть безголовый урод». Читаю в «Истине Школы»: «Доколе будем пугаться Бога в образовании?», «Скудеет Школа от безбожия…» Эти мысли так дороги для меня. К ним я пришла от безбожного самопознания, от непонимания, насколько может быть силен молитвенный покров от простой материнской молитвы. Недаром сказано – молитва матери со дна моря достает. За последние несколько лет в моем сердце сложилась Учительская Молитва – высокоторжественная, поднимающая меня со дна моря усталости духа и отчаяния.

Многоуважаемый Шалва Александрович! Во время обсуждения Ваших книг на уроках возникали жаркие споры о том, кто он – совершенный человек? Чем и как усовершенствовать человека? Когда ученики дискутировали, я мысленно обращалась к Вам и пыталась представить, как бы Вы ответили на вопрос: кто он, совершенный человек?

И вот мы и решили обратиться к Вам, Шалва Александрович, с просьбой: помогите своим мудрым советом, Светлым Словом, каким Вы видите совершенного человека? Ваши слова будут победой и Истиной в сердцах учеников, таких юных, восприимчивых к добру. Мои ребята верят Вам. Нет сомнения, что Ваше ответное Слово подарит светлую радость, которая поможет им в дальнейшем нести многие тяготы, труды и лишения; что Ваше внимание именно к ним станет ярким озарением в памяти и бесценным формирующим началом Духа.

Детской душе необходим маяк, чтобы не сбиться с праведной дороги; необходим нравственный ориентир для собственного усовершенствования. Испытываю боль, когда читаю в сочинениях подобные откровения: «Я не хочу быть добрым человеком, единым донкихотом, потому что над ним все смеются, не понимают, обманывают. В XXI веке быть добрым – смешно. Такой человек ничего в жизни не добивается. Его никто не замечает». Интересны мысли одиннадцатиклассников.

Дефицит духовности учительства настолько велик, что на быстрые перемены надеяться глупо. Но Ваши книги и Ваш труд, Шалва Александрович, трудно переоценить. Они заставляют переосмыслить учительское предназначение. Трудно себе представить путь ребенка к высшим человеческим ценностям, если его ведет учитель, не осознавший и не принявший сам эти ценности. Ведь сама учительская профессия уже наделила нас счастьем жизни для детей.
P.S. Уважаемый Шалва Александрович! Хочется верить, что украинский народ под влиянием своих духовных учителей обретет духовность и веру. Весомое слово в духовном возрождении принадлежит Вам!!! Вы – мой Духовный Учитель! Спасибо!

Письмо учеников Сироижко Светланы Андреевны – старшеклассников Донецкого лицея «Коллеж» к

Шалве Александровичу Амонашвили

Здравствуйте, уважаемый Шалва Александрович!

Обращаемся к Вам с просьбой помочь ответить нам, учащимся 11-Б класса, на вопрос: кто он – совершенный человек? Наше сознание не может избавиться от этого мучительного вопроса. На уроках литературы нам рассказывает Светлана Андреевна о великих классиках. Мы просвещаемся, но задаемся постоянно вопросом: чем и как усовершенствовать себя? Какой он – совершенный человек?

Шота Руставели? Многие поколения грузинского народа мыслили нравственными категориями Руставели, даже из его афоризмов составили «Кодекс личной и общественной морали». Так это было в XII веке!

Или Моисей? Но, измученный бедствиями своего народа и своей личной беспомощностью, Моисей вопиял к Небу о помощи и верил в Спасителя. Значит, и он – несовершенный человек.

Может быть, Шекспир? Но он в своих жутких трагедиях переживает человеческое несовершенство и, открывая человеку высший духовный мир, оставляет его на этом пути удивленным и растерянным.

Гете? Измученный драмой человеческого существа, в которой Мефистофель играет главную роль, Гете своим предсмертным криком: «Света, больше света!» – не открыл ли нам, сколь несчастным отошел он на тот свет? Значит, и он – несовершенный человек.

Или Сервантес? Но его преследовали постоянно голод, нищета, катастрофические неудачи! А его Дон Кихот, хоть и назван «Испанским Христом», вызывает насмешки. Нужен нам этот битый – перебитый, старый, нелепый, несовершенный чудак?

Толстой? Но в своей постоянной борьбе с несовершенством человека Толстой пришел к такому душевному смятению, что перед смертью в невыносимой агонии духа оставил все, что имел в этом мире, и бежал из своего дома и от семьи, думая убежать от самого себя, от своего мучительного несовершенства и трагической незаконченности. Значит, и он – несовершенный человек.

Или, наконец, Некрасов? Стремился облегчить земную участь человека, вырабатывая новые нравственные ценности, но сам мучился тем, что не соответствовал высокому идеалу…

А Ницше? Но, потрясенный трагедией человеческого несовершенства в этом мире, Ницше в невыносимой тоске по высшему, совершенному человеку сошел с ума – не нашедший и не узнавший совершенства человек…

И снова вопросы, вопросы…

Уважаемый Шалва Александрович! После того, как нам рассказали о Вас, некоторые назвали именно Вас совершенным человеком. Если Вы найдете время, напишите, пожалуйста, нам, что такое, по-Вашему, человеческое совершенство?

Мы уверены, что в час, когда рядом не окажется никого, кто бы поддержал и одобрил нас, а называвшие себя нашими друзьями от нас отвернутся, так что мы останемся совсем одни в этом холодном мире, – в этот час Господь воскресит в нашей памяти улыбку мамы и Ваши слова – и тяжкое бремя внезапно скатится с плеч, и серд-цу станет легко…

Спасибо, Шалва Александрович, что Вы – есть!
С глубокой признательностью учащиеся 11-Б класса

Донецк, лицей «Коллеж»


Ответ Шалвы Александровича Амонашвили

учителю С.А.Сироижко, ученикам 11-Б класса

Глубокоуважаемая Светлана Андреевна,

дорогие ребята!

Здравствуйте и примите, пожалуйста, мои самые добрые пожелания – пусть сбудутся ваши добрые мечты.

Приношу вам свои извинения за то, что так надолго задержал ответ на ваши письма, в которых вы приглашаете меня в своих размышлениях о совершенном человеке. Этот вопрос, конечно, волнует меня тоже, ибо от него зависит цель воспитания, которому я служу, и смысл жизни, которого я ищу. Выводы, которые я сделал для себя, отражают мое личное мнение, и, разумеется, претендовать на их истинность не могу. Вам выбирать.

К вопросу о Совершенном человеке я шел через другие вопросы: кто я и зачем я на земле. Материалистический взгляд не утешил меня. От него я получал ответы: «Ты смертный человек, без прошлого и без будущего. Есть только одна жизнь – материальная, другой жизни нет. Воспользуйся настоящим и (как говорит западная реклама) бери от жизни все». Материалистическая, или точнее сказать, грубо-материалистическая точка зрения поясняла мне, что свободу нужно искать только в джунг-лях человеческого сообщества, и гарантом ее выступает частная собственность. Одновременно я вижу, в каком разнообразии «расцветают» и страдания людей в силу частной собственности. Это она путает наш разум, наши изначальные устремления, наши отношения. Как будто весь мир существует для того, чтобы люди наживались, искали лучшие условия жизни для себя, торговали с выгодой и во всем видели только материальное преуспеяние. Так и родилась пресловутая формула жизни: «Деньги не пахнут». Как же не пахнут, если каждый день в мире от голода, от болезней, от войны умирают миллионы людей, среди которых добрая половина – дети и старики. На чем же отражается запах крови Второй Мировой Войны, запах крови войны в Ираке, запах крови терроризма? На чем же отражается запах фашизма, запах злобы, хищения, криминала, зависти, ненависти? На деньгах, которые символизируют кипение низменных чувств и страстей людей! Материалистический взгляд не очень-то или вовсе не нуждается во внутренних законах нравственности, а подталкивает человечество выискивать и творить разные внешние законы, вроде о Правах человека, о Правах ребенка и т.д., которые ни что иное, как формы (скрытые формы) лишения свободы и порабощения человека. Пожалуйста, мои дорогие молодые друзья, смотрите на мир, который перед вами, и попытайтесь понять: чего в нем больше – справедливости или несправедливости, социального равенства или социального неравенства? Что властвует в этом мире: нравственность или безнравственность? Кто же мы на Земле: свободные люди или люди, ищущие свободу, борющиеся за свободу? И пусть игрушки жизни, вроде автомобилей и компьютеров, интернета и мобильников, дач и ночных клубов и т. д. не затуманят ваше сознание. Зачем мы на Земле, что мы тут потеряли? Неужели для того, чтобы строить светлый капитализм, как раньше «строили» светлый коммунизм? Неужели для того, чтобы обу-строиться в жизни как можно лучше, лучше других, рожать детей, заниматься любовью, веселиться, проводить время и успеть получить свое и больше, чем свое, пока еще живем? Если судить подобным образом, то на ваш мучительный вопрос о Совершенном человеке получим скудный ответ: совершенным является тот, кто преуспел, имеет больше власти, больше денег, да еще проявляет благотворительность, милосердие и меценатство. Этот идеал – иметь богатство, власть, комфорт и т. п. заражает сейчас нашу молодежь. Не знаю, насколько он обходит вас стороной или вы сторонитесь его.

Не думайте, что я против частной собственности. И дело вовсе не в собственности. Кто-то умеет делать деньги, заниматься бизнесом и преуспевать в этом. Ну что же, это талант. Пусть зарабатывает сколько может – миллионы, миллиарды. И известный предприниматель Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) тоже владел фабриками и зарабатывал большие деньги, чтобы нажитые от общества (людей) деньги вернуть обществу в виде Третьяковской Галереи. Подумайте, пожалуйста, о таком поступке: иметь собственность без чувства собственности. Такая собственность достойна, не порицаема.

Но, чтобы не иметь этого унизительного чувства (чтобы лишиться чувства собственности) нужно еще что-то более важное, чем умение зарабатывать деньги. Это что-то важное называется духовностью.
* * *
И я открыл для себя эту сферу жизни – духовную жизнь, этот принцип жизни – духовность. Духовность не опровергает материальную действительность, а только облагораживает ее. Что мне даст свободу и ответ о смысле жизни? Размышления над этими вопросами привели меня к нынешним моим убеждениям. Не забудьте, молодые люди, наука создает и совершенствует материальный мир, но люди живут не столько по законам науки, сколько по законам своих убеждений. Разные убеждения придают разный смысл пригодности материальным образованиям. Можно поспешить лететь на самолете, чтобы нести кому-то радость и облегчение, но можно поспешить, чтобы навредить кому-то. Виной будет не самолет (не мобильник, не компьютер, не автомобиль и т. п.), а страсти и убеждения. А страсти и убеждения могут быть чистыми и возвышенными, а также низменными и недостойными для человека.

Что есть духовность? Что есть духовная жизнь?

Я не осмелюсь дать вам определение этих понятий, а только могу поделиться своим субъективным их пониманием.

Духовность есть некая целостная система таких составляющих, как: чувства, возвышающие человека (любовь без условностей, доброта без условностей, совесть без преступления, справедливость без пристрастий, страсть, сопереживание, сострадание, красота и т.д. и т.п.); мысли, возвышающие и облагораживающие человека (мысли светлые, направленные на благо и созидание, а не на зло и разрушение и т.д.); ответственность за свои мысли, за свою речь, за свои поступки; единение в человеке сердца и разума; вера в Творца… Можете дополнить этот перечень составляющих духовности.

Духовная же жизнь – это есть вся деятельность человека в своем внутреннем мире, где строятся планы на будущее, где свершаются деяния, где складываются отношения, лелеется совесть, чувства любви и т. д. Живя в духовном мире, человек творит, созидает, может быть, и разрушает, душит… Сперва в своем внутреннем мире человек должен свершить подвиг хотя бы сто раз, чтобы потом, когда настанет время, свершить этот подвиг во внешнем мире один раз. Кто трус внутри, тот во внешнем мире героем не станет. Мы живем духовно, когда мечтаем, когда видим сны, когда молимся, когда мучает совесть, когда каемся и т. д. Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная.

Однако современный внешний мир постоянно и агрессивно нападает на духовный мир человека, старается разрушить его, подчинить его своей воле. Чего стоят только эти бездуховные, бессердечные, безнравственные зрелища, которые нас окружают, на нас наваливаются; эти информационные помойки, которые на нас льются? Достаточно поддаваться им, отдаться своим низменным потребностям – и личность человека будет разрушена. Притом сам человек искренне будет верить, что он и есть личность, делает, что хочет, он свободен. Но в чем суть свободы? В том ли, что могу делать что хочу, или в том, что могу делать то, что нужно, то, что полезно, то, что необходимо для блага? Я разобрался в этих вопросах. Разберитесь, пожалуйста, вы тоже. Свободу лично мне дарят не Права человека, не правосудие, а мой дух, моя воля. Что есть воля в человеке? Условно говоря, она есть в каждом из нас проявление всемогущества Бога. Только воля, направленная на созидание, сделает каждого из нас Светлым Ангелом. Та же самая воля, если направить ее на свершение зла, сделает нас слугами тьмы. Надо выбирать, на что направить свою волю, как подчинить ее мудростью сердца и разума.
* * *
Я верю, что мой дух – бессмертная сущность (и, конечно, бессмертен дух каждого человека).

Я верю, что во мне мое предназначение, моя миссия (и, конечно, со своей миссией рождается каждый человек).

Я верю, что моя земная жизнь – отрезок пути к бесконечному восхождению (и, конечно, жизнь каждого человека тоже есть отрезок Пути к восхождению).

Я верю, что существует Высшая сила, Высший разум, Бог, который готовит меня быть соработником Его (так готовит Он каждого человека).

Эта моя вера есть моя субъективная Истина; через нее смотрю на все остальное и осмысливаю его. Отсюда и делаю последующие выводы:

- мне надо открыть в себе свое предназначение, свою миссию, с которой я пришел в земную жизнь; для этого нужно много размышлять, заглядывать внутрь себя, видеть других через себя; нужно познать себя самого;

- мне нужно довериться своему предчувствию, пробовать себя в разных сферах жизни, чтобы нащупать Путь свой;

- мне нужно понять, что в жизни главное не работа, не деньги, не материальные блага (все будет по мере необходимости), а главное понять, что я обязан нести служение общему благу.

То, что я буду творить на Земле, – все это будут мои дары духа всем; но то, что я занят творением своих даров духа, есть мой Путь восхождения и совершенствования.

Народная мудрость гласит:

То, с чем я родился –

Подарок Бога;

То, с чем я умру –

Мой подарок Богу».

Моя главная забота именно в этом: с чем я умру, что я сделаю такое, что я возьму с собой. Это «то, с чем я умру» есть мой опыт жизни, опыт возвышенной, духовно-нравственной жизни, опыт любви, добротоделания, творчества, поиска, страдания и т. п.
* * *
А теперь о Совершенном человеке.

Вы назвали имена великих людей (Шота Руставели, Моисей, Шекспир, Гете, Сервантес…), которые, якобы, есть совершенные люди, но тут же обнаруживаете в них некие человеческие пороки. И получается, что в мире не было и нет совершенного человека; получается, что совершенство – недостижимый идеал. Отсюда мы получим однозначный вывод: стоит ли искать совершенства, коль оно недостижимо, да еще не ясно, что есть совершенство.

Но у меня получается другой вывод, ибо предметы моих суждений тоже другие.

Вот эти выводы.

Совершенство заключено в идеале Творца: нам, земным людям, сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Христос). То есть, нам говорят, что мы можем на Земле достичь Богочеловеческого состояния. Разумеется, это потребует огромных усилий и многих жизней.

Совершенству в пространствах Беспредельности нет конца.

Достичь полного совершенства, разумеется, сложно, тем более, что мы люди, вокруг нас много соблазнов, и жить без греха не всегда нам под силу.



Но, тем не менее, мы можем говорить о совершенном человеке и даже указать на таких людей.

Не буду множить список, вами составленный. Все они, названные вами люди, да, совершенные.

Вокруг себя вы также можете обнаружить совершенных людей, у которых нет громких имен, они простые труженики, наши добрые ангелы (может быть, мама, может быть, учитель, может быть, сосед…).

Чем же они совершенны?

Есть такое понятие – устремление.

Совершенен тот, кто устремлен к совершенствованию. Совершенен тот, кто сознательно несет служение. Устремленность к совершенству – уже есть совершенство. Вы поняли меня, друзья?
* * *
Об идеале Совершенного Человека.

Нужно ли обрисовать один идеал, когда каждый из нас так отличается от другого и когда каждому из нас свой Путь?

Пусть каждый поставит перед собой тот идеал не абстрактного, а реального человека, подняться до которого находит в себе силы.

Пусть каждый ищет в себе свою миссию, свой Путь.

Само устремление поиска Пути уже есть Путь.

Когда человек пронизывается идеей служения и ведет служение, ему и не нужно будет думать о совершенствовании, ибо это уже происходит.
* * *
О своем Пути.

Этот Путь не отходит от жизни, он прокладывается через жизнь. Иначе говоря, миссия не только в том, что надо сотворить что-то необычное. А в том, что это необычное должно проявиться во всех сферах деятельности человека:

- если ты сын, будь хорошим сыном; если ты дочь, то будь любящей дочерью;

- если ты муж (жена), будь прекрасным мужем (женой);

- если ты работник, будь честным в своем труде;

- если ты отец (мать)… и т. п.

Все «мелочи» жизни есть невидимые слагаемые нашего Пути, нашей миссии.

Какие нам найти критерии и оценки, чтобы определить, кто есть Совершенный Человек, и кто таким не является?

Нет таких критериев и оценок. Можно сказать, что дела наши убедят других, кто мы есть. Но чтобы не запутаться в наших оценках, потому предупреждают нас: «Не судите и не судимы будете».

Оценка с критериями только в нас самих. Каждый из нас, заглянув в свой внутренний мир и поговорив с совестью, может сказать, в какой мере он совершенен. Но надо об этом сказать не другим, а самому себе.

Нашел ли я лично свой Путь, свою миссию?

Да! То, что я делаю, чем живу – есть мой смысл. Я другого не ищу.

Совершенен ли я?

Дайте мне оставить ответ на этот вопрос в себе, моя совесть разберется с ним.

Было время, (когда мне стукнуло 18 лет), я задумался о своей жизни и сделал следующие расчеты: если проживу 100 лет, это будет 36.500 дней; из них уже потрачено около 7.000 дней. Потом дни, чтобы завершить университет и определиться; на это уйдет 1.800 дней. Но в жизни будут болезни, будут удары судьбы, которые вырубят, как я допускал тогда, дней 500. Потом наступит старость, когда я буду бессилен творить что-нибудь стоящее. А вдруг и не доживу до 100 лет? Таким образом, я определил, что мне остается, если Бог даст, примерно 14–15 тысяч дней, чтобы создавать что-то. Мало это, или много? Я решил, что мне очень мало, потому надо готовиться к тому, чтобы ни один день не пропал у меня зря, впустую. Ушедший день – уже не день. Есть сегодняшний день, когда можно созидать, и завтрашний, на который можно надеяться. Вот и все.

Я уже прожил более 28 тысяч дней.

Могу ли упустить день без отметины?

Я не хочу стать для вас примером, но мой опыт, думаю, пригодится молодым, для которых «убить время», «проводить время» становится не преступлением, не грехом, а обычным делом.
Вот и все, мои молодые друзья.

У вас прекрасный учитель Светлана Андреевна, раз увлекла вас размышлять о жизни. Конечно, буду рад, если мои мысли принесут вам пользу, помогут разобраться в своих проблемах.

Не судите обо мне строго, ибо пишу вам о том, в чем уверен, во что верю.

С любовью к каждому из вас –
Амонашвили Шалва Александрович

Москва

26.03.2007