Рассказе А. А. Проханова «Убить отца» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рассказе А. А. Проханова «Убить отца» - страница №1/1

Кавказская война – невыученные уроки.

(Отдельные размышления о повести Л.Толстого «Хаджи - Мурат» и рассказе А.А. Проханова «Убить отца».)

Цели урока:

  1. Создать условия для возникновения потребности к творческому труду через развитие навыков аналитического мышления и сравнительного анализа.

  2. Создать условия для развития умения видеть слово, аналитически мыслить, сопоставлять, делать выводы.

  3. Воспитывать чувство сопереживания, умение объективно оценивать ситуацию.

  4. Формировать осознанное и активное отношение к учебной деятельности.

  5. Проанализировать целесообразность использования интегративной модели развития речи и художественного мышления учащихся в процессе обучения.

Тип урока:

урок комплексного применения ЗУН



Реализация проекта урока:

«технология погружения в тему» на основе модели суггестивного погружения.



Форма реализации предлагаемой темы:

учебное занятие на интегративной основе.



Методы и приемы: беседа, доклад, наблюдение, создание проблемной ситуации.

Оборудование: иллюстрации по теме, рабочий лист (приложение №4)

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать повесть Л.Н.Толстого «Хаджи - Мурат», рассказ А.Проханова «Убить отца».

  2. Составить словесный портрет Хаджи-Мурата, Николая I и Шамиля. (Найти общее и различное в сопоставлении двух властителей.)

  3. Приготовить выступления: «История создания повести Л.Толстого «Хаджи - Мурат»; «Война на Кавказе» (XIX- XX в.в.) (приложения №1,2,3)


Эпиграф:

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим.

Звериный лик завоеванья

Дан Лермонтовым и Толстым...

Борис Пастернак .1931 г.


Ход урока:

I.Организационный момент

Вступительное слово учителя. (30 сек.) (Совсем недавно мы закончили разговор о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Читая отзывы современных исследователей творчества Толстого, а именно отзывы на его рассказ «Кавказский пленный», я наткнулась на высказывание, что в творчестве русских писателей тема Кавказа «коньюктурно сошла на нет».

Сегодня хотелось бы поговорить об этом и о проблеме, остро стоящей перед нашей страной, проблеме Кавказа, посмотреть, что говорил в свое время о ней Л.Н.Толстой и говорят наши современники.

1.Актуализация знаний учащихся. (3 мин.)

(В качестве предварительного домашнего задания Вам было предложено прочитать повесть Л.Н. Толстого «Хаджи - Мурат».)

  • Что в истории, переданной Толстым, вызвало у вас особый интерес?

  • В чем, на ваш взгляд, существенное отличие повести «Хаджи- Мурат» от романа «Война и мир»? ( «Хаджи - Мурат» Толстого отличается от многих его произведений, и самое главное отличие в том, что проповедник, учитель, публицист, педагог, каким является Лев Николаевич, отошел на задний план. Писатель выступает вперед, создавая художественно совершенное произведение.)

  • Толстой в своем произведении описывает противоборство двух сторон. Можете ли вы сказать, на чьей стороне находится автор «Хаджи - Мурата»? (Толстой в своей повести не делает выводы, не учит читателя, он лишь рисует проблему такой, какой она ему видится, он не обвиняет одних и не оправдывает других. Может быть, поэтому так мучительно тяжело создавалась эта повесть и Толстой долго не хотел издавать свое творение. Интересна история создания этой повести.)

3. Выступление ученика: «История создания «Хаджи - Мурата». (приложение №1)

II. Новая тема


  1. Какая картина, увиденная Толстым, дала начало повести?

  2. Работа с текстом (выразительное чтение подготовленными учениками

« Я набрал большой букет разных цветов… Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь» и «Куст «татарина» состоял из трех отростков…. Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».

  • На чем акцентирует внимание писатель, описывая цветок? (внешний вид:«чудный малиновый; отношение людей: «его старательно окашивают»; как писатель передает характер цветка: «стебель кололся»; отношение к окружающему: он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета.»)

  • Как в данном описании Толстой задает тон размышления всему повествованию?

  • Если считать, что главной мыслью второго отрывка является описание внутренней силы цветка, то, какая это сила? («… Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».)

  • Почему, глядя на это репей, вспомнил писатель историю Хаджи - Мурата? (Национальный характер горцев: никогда не теряют мужества, надежды, не страшатся трудностей, не останавливаются перед жертвами, перед потерей собственной жизни.)

  1. В повести, действительно, нет авторской морали и прямых оценок. Но тон, заданный в самом начале , будет звучать на протяжении всей истории.

  2. Тема сегодняшнего урока: «Кавказская война…». Логично будет узнать истоки войны, нарисованной Толстым, которая то затихает, то вспыхивает вновь.

  3. Выступление ученика: «История Кавказской войны XIX века» (приложение №2)

(Вытесненные с гор чеченцы, абхазцы, черкесы либо переселялись на равнину, либо уходили в Турцию. Многие из них там погибали от произвола турецких властей. Некоторые возвращались обратно.)

6. Историческая справка короткая, но даже в ней видна основная причина сопротивления горцев.

  • В чем она, на ваш взгляд? (Основная причина яростного сопротивления горцев - попытка замены русским правительством национальных законов и обычаев.)

7.Любая война - это проблема власти. И она в первую очередь отражается на простых людях?

  • Вспомните историю гибели русского солдата - крестьянина Петрухи Авдеева (V гл.) и «красивого, с блестящими глазами мальчика-чеченца» (XVII);

Какой эпитет можно подобрать для того, чтобы оценить гибель этих героев? (Бессмысленная!)

  • В 17 главе найдите ответ на вопрос, как оценивают происходящие события простые горцы?. (Зачитать со слов: «О ненависти к русским…» )

  • Какие чувства испытали Вы, читая эти строки?

  • Что не дает нам осудить их за такие мысли? (Русские осквернили их святыню).

8. Если уж мы с вами говорим о власти, то необходимо отметить, что пристальный взгляд Толстого - художника увидел удивительные совпадения, своего рода «зеркальные отражения» в образе жизни, действиях и психологии двух деспотов – Николая I и Шамиля. Над этим заданием вы должны были подумать дома.

  • Реализация домашнего задания. Образ жизни, действий и психологии Николая I (гл.15.) (В 15 главе Толстой описывает пребывание Императора в маскараде. Если проанализировать сцену до конца, то становится ясно, что император - человек, грубо и спокойно использующий свое императорское положение , а о том, «что распутство женатого человека было нехорошо, ему и не приходило в голову, и он очень бы удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это.» Студента медико- хирургической академии, поляка по происхождению, Николай 1 приговаривает к 12000 шпицрутенев, иначе говоря, к верной мученической смерти. Таким образом, даже в этом маленьком кусочке мы видим человека аморального, жестокого.)

  • Откуда такая неумолимая жестокость, ощущение безнаказанности? Только ли в самой личности императора? ( «Постоянная, явная, противная очевидность лести… гл. 15, стр. 221 Истоки и суть «психологии деспотизма», описанные Толстым, увы, актуальны и сейчас.)

  • Реализация домашнего задания. С горько-лукавой иронией описывает Толстой Николая I. А как описывает писатель Шамиля? (Толстой немного иначе рисует Шамиля, человека гордого, независимого, но и как Николаю I ему присущи черты деспота, человека, привыкшего к лести, способного на бессмысленную жестокость: в качестве доказательства можно привести эпизод, когда за побег к русским Х.-Мурата Шамиль грозит ослепить его старшего любимого сына Юсуфа, держа последнего при этом в глубокой яме.)

Для образа Шамиля Толстой находит другие краски, пожалуй, не такие горько – ироничные, но оттого не менее осуждающие деспотизм.

9. Говоря о повести «Хаджи -Мурат», нельзя не сказать о главном герое?



Реализация домашнего задания. (гл.1, 4, 5, 6, 10, 11 – 14, 20, 22, 23 -25) (Хаджи – Мурат был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, второй после него враг России. Но сейчас он убегает от высланных против него мюридов. Если говорить о внешности Хаджи – Мурата, то я для себя выбрала отрывок, где Толстой описывает встречу его с Полторацким во время перехода Х.- М. к русским (стр. 175).Мы видим человека открытого, гордого, внимательного. И еще один примечательный момент, это встреча Воронцова и Х. – М. (стр. 194). Это отрывок говорит о неискренности Х.-М., но эта неискренность оправдана, тем, что доверять русским он не может, как, впрочем, и они ему. История жизни Х.- М., рассказанная им Лорис – Меликову, знакомит нас с человеком очень сложной судьбы: поверив Шамилю, он наткнулся на предательство, обратившись к русским за помощью, скоро понимает, что и здесь его не поддержат.)

10.Хаджи – Мурат , оказавшись между молотом Николая I и наковальней Шамиля, вспоминает легенду. (гл.XXII)

  • Как в этой легенде отразилась трагедия Хаджи – Мурата? (Неминуемая гибель!)

  • Почему Х. – М., будучи разбойником, если рассуждать с банальной социальной точки зрения, вызывает симпатии читателей? («Дикарем», «разбойником» и «бандитом» предстает Х.-М. перед петербургской Россией. Но Толстой увидел в нем тип настоящего горца, непреклонного жестокого воина, в борьбе не щадившего врага, способного и на жестокость, и на расчетливую хитрость, и в то же время верного друга, располагавшего к себе.)

III.Тема Кавказа вернулась в русскую литературу с новыми трагическими событиями в этом регионе. Как развивались события на Кавказе в XX веке ?

  1. Выступление ученика: «Война на Кавказе» (XX – XXI в.в.) (приложение №3)

  2. Подготовка к восприятию второй части урока.

Несмотря на официальные сведения об окончании войны в этом регионе, напряженность там сохраняется, и мы с вами прекрасно знаем, что до полного примирения еще далеко. В ответ на выступление критиков, что тема Кавказа забыта нашими писателями, мы сегодня поговорим с вами о рассказе А. Проханова «Убить отца».

Проханов Александр Андреевич

родился 26.02.1938 года в Тбилиси. Окончил Московский авиационный институт в 1960 году. Работал инженером, лесником в Карелии и Подмосковье, спецкором «Литературной газеты», главным редактором журнала «Советская литература» (на иностранных языках).

Печатается с 1967 года. Начинал как автор лирико –психологической прозы, затем очень энергично выступал в роли певца научно-технической революции. В 80 – е годы написал серию очерков и роман «Дерево в центре Кабула» о советской интервенции в Афганистане, а также цикл произведений, отражающих официальный подход к событиям в «горячих» точках планеты.

  1. Обмен впечатлениями от прочитанного рассказа.

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • О чем заставил задуматься?

  • События, изображенные в рассказе А.Проханова, страшны, они не требуют комментариев, наша задача, увидеть , в каком состоянии находятся люди, попавшие в данную ситуацию? Что делают, о чем думают?

Определите основной прием, который использует автор, показывая трагические события? (Противостояние двух сильных, мужественных людей: командира группы армейского спецназа Елизарова и Мансура, командира банды.)

  • Для самостоятельного знакомства вам была предложена сказка Б.Акунина «Восток и запад». Я уверена, что вы обратили внимание на сходство этой сказки с повестью Л.Н. Толстого .В чем это сходство? Такой прием , довольно часто используемый в современной литературе, называется «аллюзии».)

  1. Прямых аллюзий у Проханова нет, но что роднит его рассказ с повестью Толстого? (Изображение жестокости как с одной стороны, так и с другой.)


IV. Работа с текстом.

Следующий этап нашего урока- небольшая работа в малых группах.

1. Реализация заданий в малых группах:

I группа. Образ Мансура.

Алгоритм работы группы:

- портрет героя;

- психологическое состояние;

- отношение к происходящим событиям;

- жизненный итог.

II группа


  • Что общего и различного в образах Х.-М. и Мансура? (Общее - характер, различие - отношение к войне.)

III группа. Образ Елизарова.

Алгоритм работы группы:

- портрет героя;

- психологическое состояние;

- отношение к происходящим событиям;



- жизненный итог.

VI группа.

  • В очередной погоне за бандой Мансура Елизаров вспоминает отца и его письма. О чем они? Можно ли предположить, что для Елизарова, как и для его отца, война превратилась в образ жизни? Можно ли это применить и к Мансуру?

  • Что испытывает капитан, готовясь выполнить приказ командования? (Думает о Мансуре, пытается представить его в детстве, видит смысл своей жизни в том, чтобы его убить, и одновременно чувствует, что его жизнь каким –то образом связана с жизнью Мансура.) Что после его выполнения? («И было чувство, что он живет на земле уже тысячу лет, воюет сотую по счету войну и новые войны, как горы, идут на него одна за другой».)

V группа. Власть и война, война и народ.

  • Как в рассказе отражается проблема власти? (Несостоятельность власти: Мансур качает нефть из скважин, которые принадлежат государству, и отправляет ее в Ставрополье, войдя в сговор с администрацией районов. Продажность: «От майора МВД, который за деньги передавал чеченцам боевую информацию…» ).

  • Что испытывает народ в этой войне? (Народ устал от войны: « мы чеченцы попали в беду…». Бессмысленность кровопролитий понимают и многие священнослужители: «теперь, в завершении службы…»)

  • В такой ситуации можно ли надеяться на скорое решение проблем в данном регионе?

2. Вывод

  • В чем, на ваш взгляд, символичность названия рассказа? (Насколько бессмысленна эта война, если приходится избирать такие методы!)

  1. Прочитайте финал рассказа. Каков смысл этого финала ? (До тех пор, пока люди не поймут, что нет смысла во главу противоречий ставить религиозные взгляды, мира не достичь! )

  2. Есть ли в рассказе ответ на вопрос: кому нужна эта война?

(Рассказ «Убить отца», напечатанный в журнале «Огонек» в 2005 году, посвящен недавним событиям, проходившим в Чечне. То, что изображено в рассказе, поражает своей жестокостью с одной и с другой стороны. Как и много лет назад чеченские власти разошлись во взглядах на собственную независимость. И вот воюет Мансур не только с федеральными войсками, но и с собственным народом, и одинаково жесток как к одним, так и к другим. Если Хаджи – Мурат вызывает симпатии, то главный герой рассказа Проханова достоин лишь жалости, что так бессмысленно закончил свою жизнь.)

Кавказская война – это трагедия целого народа, в конце-концов - это трагедия нашего государства. И самое страшное заключается в том, что страдает ни в чем неповинный народ. Эта тема проходит красной линией и в «Хаджи -Мурате» и в рассказе Проханова.

  1. Подведение итогов урока (2 мин.)

  1. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Это строчки из стихотворения Бориса Пастернака. Стихи о Кавказе были им написаны в 1931 году. Мы понимаем, что речь идет о Кавказе Если под «Иваном» понимать вообще всякого русского, то, как поэт относится к самой войне? (Любое завоевание несет за собой насилие, а насилие рано или поздно породит сопротивление.)

Сегодняшний урок – это момент истины: раз есть проблема, есть и стремление разрешить ее, а роль писателей – говорить о ней, заставлять думать, искать решения, и писатели, пишущие о Кавказе, у нас есть, и они, как и много лет назад, пытаются рассказать о ней правду.)

I.Задание на дом


  1. Сочинение- миниатюра: «Мои размышления об уроке» (Хотелось бы, чтобы вы в своей работе поразмышляли о второй части нашей темы: какие уроки, на ваш взгляд, остались невыученными со времен Л.Н.Толстого?)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Кавказская война

(1817 -1864 г.г.)

Почти 50 лет длилась эта война. Она началась, когда император Александр I чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона. Под пули горцев шли герои 1812 г., совсем недавно со славой входившие в Париж. Спустя немногим более десяти лет их ряды пополнили декабристы, отправленные императором Николаем I в действующую армию на Кавказ, к тому времени прозванный в народе «теплой Сибирью».

Причины этой затянувшейся почти на полвека войны были прежде всего геополитические: три империи – Россия, Турция и Персия ( ныне Иран) – претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издревле воротами из Азии в Европу. В конце концов Россия все же сумела отстоять свой права на Грузию, Абхазию, Азербайджан и Армению. В результате народы Северного Кавказа как бы автоматически отошли к России. Однако сами горцы отнюдь не были согласны с таким поворотом своей судьбы. Когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, слушавший его старик-горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе её. Возьми, если сможешь».

Многие народы Кавказа признали власть русского царя, а их правители даже получили генеральские чины и жалованья, но, как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Особенно возмущались горцы из-за того, что им запретили взаимные набеги для захвата скота и имущества: в то время это был род обычного промысла в горах. Не желали они участвовать и в строительстве крепостей, мостов и дорог. Бремя новых налогов, в установлении которых царские чиновники быстро нашли общий язык с местными правителями, заставили горцев возненавидеть как тех, так и других. Так смешались противоречия, вызванные, с одной стороны, столкновением несхожих культур, традиций и обычаев, а с другой – общественным неравенством среди местного населения.

Сопротивление горцев вначале носило характер партизанской войны, в которой они применяли неожиданные набеги, внезапные стычки, засады. В русской литературе того времени даже возник образ коварного горца – «удалого кабардинца», «злого чеченца», «отчаянного черкеса». У армейского же начальства такое положение вызывало лишь раздражение и приводило к убеждению, что «и добро надо делать насилием».

От партизанских действий горцы постепенно перешли к организованным выступлениям. В 1819 г. почти все местные правители Дагестана объединились в борьбе с несправедливостью и своеволием ряда русских генералов. В 1824 г. в Чечне поднял восстание Бейбулат Таймазов, служивший прежде в царской армии. Именно с этого момента борьба кавказских народов приобрела отчётливое религиозно-идеологическое направление, получившее название «мюридизм».

Мюрид означает «ищущий путь к спасению». Мюридом называют мусульманина, посвятившего себя духовному совершенствованию. При этом одним из главных путей такого совершенствования считается участие в священной войне против «неверных». Идея священной войны – газавата – стала главенствовать в политическом движении мюридизма. Под лозунгами мюридизма стала разворачиваться не только борьба против русского наступления, но и «гражданская» война свободных горцев против своих собственных правителей. Начался новый этап войны, когда вместо родовой знати борьбу с русскими возглавило мусульманское духовенство. В 1832 году Гази – Магомед был убит. Следующий имам Гамзат –бек подчинил Аварию, но погиб от рук Хаджи –Мурата. Третьим имамом стал в 1834 году Шамиль, создавший в Дагестане и Чечне мюридское государство имамат.

В 40-е гг. 19 в. горцы достигли наибольших успехов. Русские войска продолжали совершать карательные экспедиции – с виду успешные, но по сути совершенно бесполезные. Как только русские приближались, горцы бесшумно исчезали, снова собирались уже в других местах и вновь совершались нападения.

Во второй половине 50-х гг. 19 в. наступил решающий, поворотный этап Кавказской войны. Многие горцы стали отходить от Шамиля.

К 1859 г. после трёхлетнего целенаправленного , хотя и медленного продвижения в глубь Чечни и Дагестана, Северо-Восточный Кавказ был покорён. Шамиль сдался в плен.

Казалось, Кавказ успокоился. Но в 1862 г. горцы, объединившись, вновь подняли восстание против русских переселенцев. Многотысячные отряды нападали на русские укрепления, посты и станицы в течении всего лета и осени. Шли упорные бои. Вытесняемые шаг за шагом, горцы в конце концов начали постепенно отступать с равнины в подгорья, с предгорий – в горы, а оттуда – к Черноморскому побережью. И вот, зажатые в урочище Кбаада 21 мая 1864 г. горцы капитулировали. Сухумский округ вошёл в состав России. Это событие считается официальным окончанием Кавказской войны, на которой погибло 25 тысяч русских солдат и офицеров, хотя отдельные вооружённые выступления горцев вспыхивали время от времени вплоть до 1884г.

Свободолюбие, патриотизм, смелость и гордость кавказских народов вызывали немалое уважение и понимание у большинства российских участников и очевидцев кавказской войны, которую Грибоедов назвал «борьбой горной и лесной свободы с барабанным просвещением»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Кавказская война (XX-XXI век)

В первые послереволюционные годы чеченцы, как и большинство горских народов, выступили против советской власти и развернули настоящее партизанское движение, которое было подавлено с неимоверной жестокостью. Еще более обострились отношения в годы Второй мировой войны. В феврале 1944 года население республики было насильственно вывезено в Казахстан. В 1957 году, после возвращения чеченцев в родные края, криминальная ситуация в Грозном обострилась. Осенью в нем началось восстание русского населения с требованием выслать чеченцев обратно. Восстание было подавлено, чеченцы вернулись в свои дома.

Отголоском этих конфликтов и в то же время их логическим продолжением стали события августа1991 года, когда Советский Союз распался. Чечня во главе с Джохаром Дудаевым провозгласила себя независимым государством. Российское правительство отказалось признать законность этого шага. С этого момента война в Чечне то затихает, то разгорается вновь.

14 июня 1995 года война впервые затронула собственно Россию. Отряд примерно из 150 боевиков под командованием известного полевого командира Шамиля Басаева беспрепятственно вошел в ставропольский край. Не встречая преград, отряд проник в Буденовск и захватил его. Чеченские боевики захватили городскую больницу, согнав туда несколько сот жителей в качестве заложников. Попытки силовым путем освободить заложников не увенчались успехом. Спустя несколько дней удалось договориться об освобождении заложников и начале мирных переговоров.

21 апреля 1966 года был убит Дудаев. Оппозиционеры потребовали от ООН «признать Чеченскую республику субъектом международного права». 6 августа 1966года в Грозном начались тяжелые бои. В те дни погибло более 500 российских военнослужащих, около 1,5 тыс. – ранено, около200-пропало без вести. 31 августа 1996 г. генерал Лебедь и командующий чеченской армией Масхадов подписали официальное соглашение о выводе федеральных войск из Чечни. Война официально закончилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3



История создания повести «Хаджи - Мурат»

Л.Н.Толстой трудился над своей стостраничной повестью восемь лет. Насчитывается 23 начала «Хаджи – Мурата», есть 10 редакций всего произведения в целом, сохранились 2153 черновые страницы повести. Для одного только первого короткого наброска «Х.-М.» в течение трех недель он прочел 5000 страниц различных источников. В конце концов автор отложил произведение «в стол»: оно вышло в свет после смерти Толстого, в 1912 году.

Сюжет повести возник неожиданно и в то же время естественно для творческого инстинкта Толстого. 7 июля 1896 года Лев Николаевич поехал к своему брату Сергею в имение Пирогово, расположенное в 35 километрах от Ясной поляны. На другой день он совершал в окрестностях Пирогово прогулку и увидел поразившую его картину, о которой записал в дневнике и которая стала началом повести «Хаджи - Мурат».

Приложение №4


Рабочий лист
ТЕМА УРОКА:

Кавказская война – невыученные уроки.

(Отдельные размышления о повести Л.Толстого «Хаджи - Мурат» и рассказе А.А. Проханова «Убить отца»)


Эпиграф:

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим.

Звериный лик завоеванья

Дан Лермонтовым и Толстым...

Борис Пастернак .1931 г.


Проблемные вопросы к уроку:

  1. Хаджи – Мурат–разбойник! Почему он вызывает симпатии у читателей?

  2. Война – это трагедия как для победителя, так и для проигравшего. Как в рассказе А.Проханова раскрывается эта проблема?


Группа №5

Как в рассказе отражается проблема власти?

Несостоятельность власти:

Продажность:

Что испытывает народ в этой войне?