Работа над четвертым действием комедии Гоголя Ревизор - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Бойцова Н. А. Учитель истории мбоу «Лицей №16» Внутренняя политика... 1 176.34kb.
Тест по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Кому принадлежала идея 1 17.52kb.
Особенности драматургического конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 1 71.63kb.
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор». По страницам гоголевской... 1 81.71kb.
Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности комедии 1 37.9kb.
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя 1 26.78kb.
«Миражная интрига» в комедии Гоголя «Ревизор» это целое море страха. 1 59.47kb.
«Сквозь видимый миру смех …» Цели и задачи 1 34.78kb.
Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии 1 73.01kb.
Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина 1 50.46kb.
1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор»- верный 1 29.28kb.
Выбор сорта земляники 1 20.35kb.
- 4 1234.94kb.
Работа над четвертым действием комедии Гоголя Ревизор - страница №1/1

Енакиевский учебно-воспитательный комплекс №1

Енакиевского городского совета

Урок по литературе в 8 классе

Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор»

учитель Пеняева И.В.

2011 г.

Тема. Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор»
Цели. 1. Актуализировать понятие об образе – персонаже, раскрыть черты характера главного героя комедии Хлестакова. Показать его взаимоотношения с другими персонажами.

2. Развивать умение давать оценку литературному образу, навыки составления сенкана, умение инсценировки эпизодов пьесы.

3. Формировать положительные нравственные ориентации, помочь распознавать в себе негативные черты и побудить их исправить.
Тип урока. Комбинированный.
Жанр урока. Урок-экскурсия на спектакль.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение по ролям, инсценировка, работа с иллюстрациями, составление сенкана.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к комедии, костюмы для инсценировки.
Ход урока

На доске эпиграф. Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Слово учителя.

Ребята, продолжаем наши уроки-экскурсии в театр Гоголя. Вы находитесь в положении театральных зрителей, которые делятся своими впечатлениями, накапливают наблюдения, необходимые для обобщения.

Выяснив в антракте, что происходит в третьем действии, переходим к действию четвертому. Занавес открыт. Мы попадаем в комнату в доме городничего.
2. Постановка задачи урока.

Наша задача – продолжить наблюдения за поведением Хлестакова. Постараемся в ходе работы над содержанием четвертого действия доказать правильность слов эпиграфа.


III. Восприятие учащимися учебного материала.
Вопросы.

1. Как можно озаглавить четвертое действие? (Прием просителей)

2. С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего? (Изыскать наилучшую форму представления «ревизору» и способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову «взятка».

3. Какова цель взяток чиновников города? (Защитить свое ведомство от ревизии)

4. Кто первым предложил «подсунуть»? (Земляника)

5. Какие детали указывают на то, что взятки – дело привычное?

6. Прочитайте слова судьи «в сторону». Как чувствует он себя во время дачи взятки? Прочитайте составленный дома об этом персонаже сенкан.

7. Прочитайте реплики почтмейстера Шпекина. О чем они говорят? (Рабски послушен, трусоват)

8. Прочитайте авторскую ремарку о том, как Хлопов входит в комнату к Хлестакову. В чем комизм диалога Хлестакова с Хлоповым?

9. Как Хлопов выходит из комнаты? (Летит вон почти бегом)

10. Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о беспорядках в городе? На кого он доносит? Почему Земляника не доносит на городничего?

Почему Земляника представился последним? Собирался ли он дать взятку?

Как действует Хлестаков? (Возвращает Землянику, наглеет в своем требовании «дать взаймы»)


Работа с иллюстрацией художника Константиновского «Земляника дает взятку Хлестакову» (Описание персонажей)
Вывод. Что общего в поведении чиновников? (Страх, растерянность, трепет)
Слово учителя. Пока чиновники трепетали от страха перед «ревизором», жена и дочь городничего тоже находились в трепете, но не от страха, а от любопытства.

Как же ведет себя Хлестаков с дамами?


Сценка сватовства (играют учащиеся)

Вопросы.

Как чувствует себя Марья Антоновна? (смущена)

Какие чувства испытывает Анна Андреевна? (рассержена и удивлена)

А Хлестаков? (Не смущен и не удивлен, у него все происходит помимо его воли и сознания, стихийно)




Составление сенкана.

1. Хлестаков.

2. Безответственный, легкомысленный.

3. Бездельничает, хвастается, наглеет.

4. У него все происходит стихийно.

5. Пустышка.


Вопросы для беседы.

1. Бывают ли присущи черты персонажей Гоголя людям нашего времени?

2. Случалось ли вам проявлять какие-либо качества Хлестакова?
Вывод. Будем учиться на плохих примерах и пытаться избегать проявления в себе Хлестакова и других персонажей, ведь «удержать человека от дурного» - такую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор».
IV. Рефлексия.

1. Что сегодня на уроке помог понять вам Гоголь?

2. Что было интересным?

3. Что вызвало трудности?


Выставление оценок.
Домашнее задание.

Читать пятое действие, выразительно монолог городничего (явл. 8)



Индивидуальное задание: дать описание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»