Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре ( наименование учебного предмета, курса) старшая ступень - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 2 396.69kb.
Рабочая программа Наименование учебного предмета 1 232.65kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа по Мировой художественной культуре разработана... 1 238.27kb.
Рабочая программа по литературе (Название предмета и курса) 1 280.05kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 266.08kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 2 607.08kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 220.87kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана... 1 272.34kb.
Вопросы к зачету по курсу «Психология образования» 1 23.76kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре ( наименование учебного - страница №2/2

Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

Различные типы заданий для текущего контроля


Типы заданий информативного характера

(задания первой группы):



  1. Пересказ прочитанного текста.

  2. Терминологические «диктанты».

  3. Тесты на знание периодов, стилей, имен, названий.

  4. Составление и решение кроссвордов, ребусов.

  5. Текст с ошибками (задания-провокации).

Типы заданий, имеющих некоторую творческую направленность

(задания второй группы):



  1. Выделение главного в прочитанном тексте, в рассказе учителя или другого ученика.

  2. Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кинофильм).

  3. Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).

  4. Попытка интерпретации символики произведения.

  5. Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.

  6. Анализ воздействия на зрителя формата картины.

  7. Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины (скульптуры)

  8. Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).

  9. Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, мелодия, гармония, тембр).

  10. Определение стиля произведения (с обоснованием).

  11. Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском Возрождении?)

Типы заданий творческого характера

(задания третьей группы):



  1. Какое впечатление на вас произвело это произведение? Какими средствами художник добивается этого впечатления?

  2. Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура и одежда, живопись и музыка, скульптура, музыка и живопись и т.д.

  3. Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?

  4. Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?

  5. Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.

  6. Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки) разных эпох.

  7. Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.

  8. Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.

  9. Психологический портрет человека (героя или автора) по произведению: портрету, натюрморту, фоновому пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению.

  10. Описание примет времени по произведению.

  11. Описание ситуации по произведению.

  12. Описание преддействия и последействия в произведении.

  13. Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).

  14. Организация активного диалога в классе.

Итоговый контроль по предмету может быть проведен в разных формах:

- экзамен по билетам;

- экзамен в форме защиты рефератов;

- экзамен в форме защиты творческих работ или проектов;



- экзамен в форме собеседования.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания



Список литературы и рекомендуемые сайты


  1. Алпатов М.В. Феофан Гpeк / М. В. Алпатов. ­ М.: Изоб­разительное искусство, 1990.

  2. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до наших дней / М. Альбанезе. ­ М.: Bertelsmann Media Moscow, 2003.

  3. Бовини Дж. Равенна. Искусство и история / Дж.Бови­ни. ­ Равенна: Лонrо, 1991.

  4. Божества и герои греческой мифологии. ­ Флоренция:, 1998.

  5. Великая Русь. История и художественная культура / Д. С. Ли­хачев, И. Вздорнов и др. ­ М.: Искусство, 1994.

  6. rнедич П.П. История искусств / П. П. rнедич. ­ М:ЭКСМО,2002.

  7. Донтас Г. Акрополь и eгo музеи / Г. Донтас. ­ Афины: Клио,1996.

  8. Искусство: энциклопедия для детей ­ М.: Аванта +, 1997,1999. ­ Т. 7, Ч. 1­2.

  9. Колони М.Ж. Собор Парижской Боrоматери. Свидетель­ство истории / М. Ж.Колони., 1998.

  10. Сицилия. Искусство и история. ­Флоренция: 2002.

  11. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянскоrо Возрождения / И. А. Смирнова. ­ М.: Изобразительное искусство, 1987.

  12. При подготовке к урокам рекомендуется использовать Интернет-ресурсы:

Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» http://art.1september.ru; Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного порталаhttp://artclassic.edu.ru; Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru; Портал «Архитектура России»http://www.archi.ru; Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru; Портал «Музеи России» http://www.museum.ru; Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru; Archi-tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru; ARTYX.ru: Всеобщая история искусств http://www.artyx.ru ; Classic-Music.ru — классическая музыка http://www.classic-music.ru World Art — мировое искусство http://www.world-art.ru; Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/; Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru; Виртуальный музей Лувр http://louvre.historic.ru Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru; Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru; Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org Древний мир. От первобытности до Рима: электронное приложение к учебнику по МХК http://www.mhk.spb.ru Импрессионизм http://www.impressionism.ru; История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/ Московский Кремль: виртуальная экскурсия http://www.moscowkremlin.ru; Музеи Московского Кремля http://www.kremlin.museum.ru Народы и религии мира http://www.cbook.ru/peoples/; Российская история в зеркале изобразительного искусства http://www.sgu.ru/rus_hist/; Современная мировая живопись http://www.wm-painting.ru; Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru.

  1. Дополнительную информацию по методике преподавания искусства можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).

  2. Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета»; http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября"; http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ; http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании; http://www.ucheba.com; - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России; http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам; http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей; http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник; http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка; http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс; http://www.prosv.ru - Издательство "Просвещение". http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука"; http://www.piter.com - Издательство "Питер"; http://www.ndce.ru/ - Электронный каталог учебных изданий; http://www.prosv.ru - Издательство «Просвещение»; http://www.vlados.ru/ - Гуманитарный издательский центр Владос (Книжная лавка Университета РАО).

МБОУ


«Средняя общеобразовательная школе № 6

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Рубцовска Алтайского края

Утверждаю,

Согласовано

Рассмотрено

директор школы

замдиректора по УР

на заседании







предметной кафедры

______________

_______________

протокол №___________

« ___ »____­­­­­­­____ 2013 г.

« ___ »________ 201 г

« ___ »________ 201 г.




Календарно-тематическое планирование уроков

мировая художественная культура

(предмет)




Класс 10-11 классы


Количество часов всего: 35 часов, в неделю 1час



(срок реализации программы)
Планирование составлено на основе авторской программы кандидата исто­рических наук, доцента, учителя высшей квалификационной категории Л. Г. Емохоновой, Москва:

Издательский центр «Академия», 2010




Тематическое планирование МХК 10 класс (35 часов)

п\п

Дата

Фак.

дата

Тема урока

Форма урока

ЗУН

Вид контроля

Литература, средства обучения

  1. Художественная культура первобытного мира (3 часа).

1

2.
3.


4.








Вводный урок.
Миф – основа ранних представлений о мире.

Славянские земледельческие обряды.

Зарождение искусства. Художественный образ – основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве.


Традиционная

Лекция
Традиционная

Лекция



Диагностика ЗУН учащихся

Знать:Роль мифа в культуре. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента.

Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Уметь:Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др.).

Ответы на вопросы учителя, выполнение аналитических заданий, выполнение творческих заданий

Мини-сочинение об одном из обрядов


Учебник: Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. М., 2008 г.

«Культура» из серии «Я познаю мир», М., АСТ, 1999 г.

История мировой культуры.

Справочник школьника. М., АСТ, 1996 г.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., полит. издат, 1989 г.

Диски: История искусств, Всеобщая история, МХК к учебнику Емохоновой, МХК 10-11 кл., Эрмитаж, шедевры русской живописи.



  1. Художественная культура Древнего мира (11 часов).

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


12.

13.


14.

15.


16.






Месопотамия.

Древний Египет.

Древняя Индия.

Древняя Америка.

Древняя Греция.

Древняя Греция.

Древний Рим.

Раннехристианское искусство.

Проектная деятельность.

Проектная деятельность.

Защита проекта.



Обобщающий урок (1 час).

Лекция


Лекция

Лекция


Лекция

Лекция


Традиционная

Лекция


Традиционная

Работа над проектом

Зачет

Традиционный




Знать: Особенности художественной культуры Месопотамии: Древний Египет. Модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Идеалы красоты Древней Греции. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Слава и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни.

Уметь:Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.

Ответы на вопросы учителя, выполнение аналитических заданий, выполнение творческих заданий

Проектная деятельность (задания) –стр.67,105

Защита творческих заданий, тесты.



«Культура» из серии «Я познаю мир», М., АСТ, 1999 г.

История мировой культуры. Справочник школьника. М., АСТ, 1996

История искусств. Минск, Современный литератор, 1999 г.

Диски: История искусств, Всеобщая история, МХК к учебнику Емохоновой, МХК 10-11 кл., Эрмитаж, шедевры русской живописи.





Дата

№ п./п.

Кол. час.

Тема урока


Задание

на дом


Раздел I. Художест­венная культура первобыт­ного мира




1

1

Миф — основа ранних представлений о мире.

стр14—18




2

1

Зарождение искус­ства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве.

23—29

Раздел II. Художест­венная культура Древнего мира




3

1

Месопотамский зиккурат — жилище бога.

32—37




4

1

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

38—43




5

1

Декор гробниц. Канон изображе­ния фигуры на плоскости.

44—49




6

1

Индуистский храм. Роль скульптур­ного декора.

50—54




7

1

Буддийские куль­товые сооружения.

55—59




8

1

Храмовая архитек­тура индейцев

60—67




9

1

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

68—73




10

1

Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

74—79




11

1

Эволюция грече­ского рельефа.

79—84




12

1

Скульптура Древ­ней Греции.

84—88




13

1

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме

88—93




14

1

Особенности римского градострои­тельства.

94—99




15

1

Планировка римского дома.

100—105




16

1

Типы христиан­ских храмов.

106—111

Раздел III. Художест­венная культура Средних веков




17

1

Византийский центрально-купольный храм

114—119




18

1

Временная символика крестово-купольного храма.

119—120, 123—126




19

1

Византийский стиль в иконописи.

126—131




20

1

Формирова­ние московской школы иконописи.

132—135




21

1

Стилистическое многообра­зие крестово-купольных храмов Древней Руси.

120—123, 135—139




22

1

Фресковые росписи на тему Велича­ния Богородицы.

140—145




23

1

Художественная культура Византии и Древней Руси (итоговый урок по теме)




Раздел IV. Западная Европа




24

1

Дороманская культура.

146—151




25

1

Романская куль­тура.

152—158




26

1

Готика. Готиче­ский храм — образ мира..

158—164




27

1

Художественная культура Западной Европы в Средние века (итоговый урок по теме)

170—171

Раздел V. Новое искус­ство — Арс нова




28

1

Проторенессанс в Италии.

172—178




29

1

Аллегорические циклы Арс нова.

178—184




30

1

Специфика Арс нова на Севере.

184—189




Раздел VI. Художест венная культура Дальнего и Ближ­него Вос­тока в Средние век




31

1

Архитек­тура Древнего Китая.

192—201




32

1

Японские сады.

202—209




33

1

Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде.

210—216




34

1

Мусульман­ская архитектура.

216—225



11 класс

Художественная культура Нового времени.

Художественная культура конца XIX -- XX вв.

(35 часов)






Раздел I. Художественная культура XVII-XVIII вв.

09/10

1-2

2

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв.




3-4

2

Искусство маньеризма




10/10

5-6

2

Архитектура барокко




7-8

2

Изобразительное искусство барокко.




11/10

9-10

2

Классицизм в архитектуре Западной Европы




11-12

2

Шедевры классицизма в архитектуре России




12/10

13-14

2

Изобразительное искусство классицизма и рококо




15-16

2

Реалистическая живопись Голландии




01/11

17-18

2

Русский портрет XVIII в.




19

1

Музыкальная культура барокко




20

1

Композиторы Венской классической школы







Раздел II. Художественная культура Х1Х века

02/11

21

1

Романтизм




22

1

Изобразительное искусство романтизма




23

1

Реализм – художественный стиль эпохи




24

1

Изобразительное искусство реализма







25

1

«Живописцы счастья» (художники импрес-ма)




03/11

26

1

Русская музыкальная культура







Раздел III. Художественная культура ХХ века




27

1

Искусство символизма




28

1(1)

Триумф модернизма




04/11

29

1(1)

Архитектура от модерна до конструктивизма




30

1(1)

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства




31

1

Мастера русского авангарда




05/11

32

1

Музыка ХХ столетия




33

1

Обобщение по темам курса




34

1

Резервное время




Итого 34 часа



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.



Используемая литература

  1. Программа по МХК для 10-11 классов.

  2. УМК по МХК для 10-11 классов.

  3. Учебник: Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура (базовый уровень). Москва «Академия», 2008 г.

  4. СД-диск по МХК;

  5. Книга для учителя с поурочными планированиями и сценариями отдельных уроков.



<< предыдущая страница