Рабочая тетрадь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь - страница №2/3


Вопросы:

1. К какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? О какой сфере политики в нем идет речь?

2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трех результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории.

3. Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления», в каких положениях оно выражено? Укажите не менее трех положений.

Ответы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


37. Чем была вызвана необходимость масштабных преобразований советского общества в середине 80-х гг.?

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

38. Почему не дали результатов попытки преобразований, предпринятые Ю.В. Андроповым?

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
39. Соотнесите даты и события:

а) апрель 1985 г. 1) авария на Чернобыльской АЭС

б) октябрь 1993 г. 2) референдум о сохранении СССР

в) май-июнь 1989 г. 3) переход к политике перестройки

г) март 1991 г. 4) Первый съезд народных депутатов СССР

д) апрель 1985 г. 5) политический кризис, противостояние

исполнительной и законодательной властей.


А

Б

В

Г

Д
















40. XIX Всесоюзная конференция КПСС 1988 г. (вычеркните лишнее):



а) курс на построение «социалистического правового государства»;

б) идея разделения властей;

в) формирование «советского парламентаризма»;

г) созыв Съезда народных депутатов;

д) превращение Верховного Совета в постоянно действующий «парламент»;

е) изменение избирательного законодательства;

ж) введение поста Президента СССР;

з) создание Комитета конституционного надзора.

Ответ:_________________________________________________

41. Приведите в соответствие данные таблицы.



№№

п/п

Дата



Событие

1

Апрель 1985 г.




Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

2

1968 г.




Принятие новой редакции Программы КПСС

3

1988 г.




Освобождение правозащитников – А. Д. Сахарова и др.

4

1989 г.




Пленум ЦК КПСС по кадровой политике

5

1990 г.




Создание первых оппозиционных КПСС партий

6

1991 г.




Начало реабилитации деятелей КПСС, репрессированных при Сталине

7

Март

1986 г.




XIXВсесоюзная конференция КПСС. Начало политической реформы

8

1996 г.




Отмена 6-й статьи Конституции СССР, избрание Президента СССР

9

Январь 1987 г.




Первые всенародные выборы Президента РСФСР

10

Март

1985 г.




Обнародование М. С. Горбачевым концепции «ускорения социально-экономического развития»

42. Вычеркните лишнее.



Экономическая реформа 1987 г.:

а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

б) постепенное возрождение частного сектора через кооперацию;

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) введение параллельного хождения доллара наравне с рублем;

д) более глубокая интеграция в Мировой рынок;

е) сокращение числа отраслевых министерств;

ж) переход в расчетах с социалистическими странами на твердую валюту;

з) признание равенства на селе новых форм хозяйства: агрокомбинатов, арендных кооперативов, фермерских хозяйств, колхозов, совхозов.

Ответ:_________________________________________________

43. Укажите, кто из перечисленных ниже деятелей является автором:



а) концепции «ускорения социально-экономического развития»;

б) частичной реформы экономического развития СССР на основе сохранения плановой системы хозяйства (реформа 1987 г.);

в) программы «500 дней»;

г) «компромиссной программы» (на основе «500 дней» и программы правительства).

А. Г. Аганбегян; М. С. Горбачев; Н. И. Рыжков; С. С. Шаталин.

Ответ:_________________________________________________

44. Дайте письменно определение понятий:



Рыночная экономика – ____________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Свободная экономическая зона – ____________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Кооператив – ____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Индивидуальная трудовая деятельность – ____________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Фермерское хозяйство – __________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Аренда земли – ___________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Собственность на землю – _________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Арендный подряд –_______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Бригадный подряд – ______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Экономические методы управления – ________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


45. Продолжите фразы:

Источником всплеска национальных противоречий в период перестройки было __________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Сложности и противоречия в политике гласности объясняются __

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Основными лозунгами политики гласности были ______________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Главным результатом политики гласности стало ______________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



В числе наиболее активных поборников «гласности» из числа деятелей науки, искусства, литературы можно назвать _____________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
46. По группе признаков определите явление:

а) признание единства противоречивого мира;

б) признание невозможности решения политических вопросов с помощью ядерной войны;

в) невозможность обеспечения безопасности военными средствами;

г) неделимость безопасности;

д) признание за каждым народом права на выбор собственного пути социального развития;

е) отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

ж) превращение разоружения в фактор развития.

Ответ:_________________________________________________

47. Выделите правильный ответ в предложенных вариантах.



1. Государственный суверенитет России был провозглашен:

а) 7 ноября 1917 г.;

б) 5 декабря 1936 г.;

в) 7 октября 1977 г.;

г) 12 июня 1990 г.;

д) 12 июня 1991 г.

48. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми связано возникновение этих понятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Понятие Период

а) «застой» 1) 1945 – 1953 гг.

б) советский парламентаризм 2) 1953 – 1964 гг.

в) массовая реабилитация 3) 1964 – 1985 гг.

г) «железный занавес» 4) 1985 – 1991 гг.


А

Б

В

Г













49. Действующая Конституция России была принята:



а)25 мая 1990 г.;

б) 12 декабря 1993 г.;

в) 12 июня 1990 г.;

г) 12 июня 1991 г.;

д) 4 октября 1993 г.
50. Президент России, по Конституции, является:

а) главой исполнительной власти;

б) главой государства;

в) руководителем Федерального собрания;

г) главой правительства;
51. Парламентом России является:

а) кабинет министров;

б) Государственная Дума;

в) Совет Федерации;

г) Федеральное собрание;

д) Конституционный суд.
52. Государственную власть в России осуществляют:

а) Президент;

б) Федеральное собрание;

в) суды;

г) правительство;

д) субъекты федерации.

53. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия:



а) Ново-Огаревский процесс
б) Беловежское соглашение
в) Алма-Атинская декларация.
Ответ:_________________________________________________
54. С именами каких ученых-экономистов связаны идеи перехода РФ к рыночной экономике?

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________


55. Объясните значение терминов:

а) конфронтация__________________________________________

____________________________________________________________



б) ближнее зарубежье _____________________________________

____________________________________________________________



в) дальнее зарубежье ______________________________________

____________________________________________________________



г) унитарное государство __________________________________

____________________________________________________________



д) миграция ______________________________________________

____________________________________________________________


*56. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность России в 90-е годы ХХ века.

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
57. Дополните приведенный ниже перечень наиболее важных событий во внешней политике СССР и РФ в сер. 80 – 90-е гг. ХХ в.:

- вывод советских войск из Афганистана;

- решение СССР об одностороннем сокращении армии и вооружений;

- …
*58. Прочитайте заявление советского руководства об отставке Президента СССР М. С. Горбачева и о создании ГКЧП СССР.

«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу;

в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества;

исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик;

руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей, заявляем:

В соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения»… ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР сроком на 6 месяцев…

- Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза ССР.

- Для управления страной… образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О. Д., …Крючков В. А. – председатель КГБ СССР, Павлов В. С. – премьер-министр СССР, Пуго Б. К. – министр внутренних дел СССР, Стародубцев В. А., …Тизяков А. И., …Язов Д. Т. – министр обороны СССР, Янаев Г. И. – и. о. Президента СССР.

- Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории СССР».

Вопросы:

1. Когда было сделано данное заявление (месяц, год)? Какое событие нашло отражение в приведенном документе?

2. Какие юридические обоснования приведены составом ГКЧП для введения на территории СССР чрезвычайного положения? Назовите не менее двух положений.

3. Какие события в стране стали обоснованием для образования ГКЧП? Укажите не менее трех обоснований.

Ответы:

1. ______________________________________________________

____________________________________________________________



2. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



3. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
59. Установите соответствие между экономическими мерами, проводимыми в СССР в 1940 – 1980-е гг., и инициаторами их проведения – политическими деятелями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Экономическая Политический

мера деятель


А) ликвидация системы совнархозов 1) Н. С. Хрущев

Б) отмена карточной системы распре- 2) М. С. Горбачев

деления

В) разрешение индивидуальной 3) А. Н. Косыгин

трудовой деятельности

Г) децентрализация управления 4) И. В. Сталин

народным хозяйством 5) Ю. В. Андропов.


А

Б

В

Г












60. Установите соответствие между названиями периодов советской истории и их датами.



К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Название периода дата

А) «оттепель» 1) 1921-1928 гг.

Б) «перестройка» 2) 1945-1953 гг.

В) «эпоха застоя» 3) 1953-1964 гг.

Г) «нэп» 4) 1964-1985 гг.

Д) «победоносный сталинизм» 5) 1985-1991 гг.


А

Б

В

Г

Д















61. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, процессами, произошедшими с их участием.



К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель Событие, процесс



А) Ю. А. Гагарин 1) испытание первой советской атомной

бомбы

Б) А. Н. Косыгин 2) разрешение свободной выдачи паспортов колхозникам

В) Г. М. Маленков 3) первый полет человека в космос

Г) А. А. Сахаров 4) проведение экономической реформы

в промышленности

Д) И. В. Курчатов 5) диссидентское движение.


А

Б

В

Г

Д















62. Установите соответствие между международными событиями, в которых участвовали СССР, РФ и их датами.



К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Событие Дата


А) подписание хельсинкского Заключительного акта 1) 1945 г.

Б) подписание Договора между СССР и США 2) 1955 г.

о ликвидации ракет средней и меньшей

дальности

В) создание Организации Варшавского Договора 3) 1975 г.

Г) «Берлинский кризис» 4) 1961 г.

Д) провозглашение КНР 5) 1949 г.


А

Б

В

Г

Д
















63. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.



А) ликвидация атомной монополии США

Б) авария на Чернобыльской атомной электростанции

В) первый полет человека в космос

Г) запуск первой атомной электростанции в СССР

Д) создание водородной бомбы в СССР.

А

Б

В

Г

Д















64. Каковы новые особенности Конституции 1993 г.? (Указать не менее 3-х). (стр. 256, О. В. Владимиров).



Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
65. Что такое «приватизация» в экономической программе правительства после распада СССР? Ее этапы и итоги (стр. 257 – 258).

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
66. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми связано возникновение этих понятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Событие период
а) ликвидация МТС; события в 1) 1945-1953 гг.

Новочеркасске

б) отмена карточной системы; борьба с 2) 1953-1964 гг.

«космополитизмом»

в) проведение XIX конференции КПСС; 3) 1965-1985 гг.

взрыв на Чернобыльской АЭС

г) введение ограниченного контингента войск 4) 1985-1991 гг.

в Афганистан; принятие Конституции

«развитого социализма»

А

Б

В

Г












67. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите фамилию руководителя страны, при котором сложилась обстановка, описываемая в документе.



«Призыв … к республиканским элитам – «берите суверенитета сколько сможете», сочетался с ориентацией на сохранение диктата центра в вопросах бюджетных ассигнований, политических и иных решений. Одновременно имел место феномен «региональных владык», когда избранные руководители субъектов Федерации стали превращаться в своего рода слабо контролируемых воевод».

Ответ:_________________________________________________
68. Изложите особенности национального развития России после распада СССР. Назовите очаги конфликтов (стр. 263 – 264).

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
69. Прочтите отрывок из постановления Государственной Думы Федерального собрания РФ и напишите пропущенное в документе слово или словосочетание.

«Выступая против любых проявлений сепаратизма и терроризма, подтверждая конституционный статус Чеченской Республики как ____________________ Российской Федерации, Государственная Дума Федерального собрания отмечает, что кризис в Чеченской Республике может быть разрешен только мирным путем».

Ответ:_________________________________________________
70. Установите правильное соответствие между именами исторических деятелей и событиями, процессами, произошедшими с их участием. Занесите правильные ответы в таблицу.
Деятель Событие, процесс

а) А. Леонов 1) испытание первой советской атомной

бомбы

б) А. Косыгин 2) разрешение свободной выдачи паспортов

колхозникам

в) Г. Маленков 3) выход человека в открытый космос

г) А. Солженицын 4) проведение экономической реформы в

промышленности

5) диссидентское движение.


А

Б

В

Г












71. Прочтите отрывок из воспоминаний А.А. Громыко и напишите пропущенную в нем фамилию руководителя СССР.



«… По справедливости тогдашний период назван «застойным». Он был застоем в экономике, науке и технике, социальной сфере…

Некоторые члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжелая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления… находятся в загоне…



Не пора ли внести коррективы в наши планы? – спрашивали мы. __________________был против. Планы оставались без изменений. Диспропорции этих планов сказывались на обстановке вплоть до конца 80-х годов».

Ответ:_________________________________________________
72. Установите соответствие между событиями внешней политики и руководителями государства, при которых происходили эти события.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Событие внешней политики руководитель

А) разрыв дипломатических отношений 1) Н. С. Хрущев

с Югославией

Б) Карибский кризис 2) М. С. Горбачев

В) ввод советских войск в Афганистан 3) И. В. Сталин

Г) создание программы «Партнерство 4) Л. И. Брежнев

во имя мира»

Д) ликвидация ОВД 5) Б.Н. Ельцин.


А

Б

В

Г

Д















73. Расположите следующие термины и понятия в хронологическом порядке их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены термины, понятия в правильной последовательности в таблицу.



А) «новое мышление»

Б) «холодная война»

В) «разрядка международной напряженности»

Г) «многополярная система международных отношений»

Д) «принцип мирного сосуществования».

Ответ: 1_____, 2_____, 3_____, 4______, 5______.
74. Установите соответствие между периодами истории СССР и характером взаимоотношений власти и интеллигенции в эти периоды.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Период Характер взаимоотношений власти

и интеллигенции



а)1945 – 1953 гг. 1) публикация ранее запрещенных литератур-

ных, философских произведений; возвращение из тюрем и ссылок репрессированных; снятие идеологических запретов; переосмысление истории советского общества

б) 1954 – 1964 гг. 2) преследование ряда представителей интеллигенции; жесткая критика творчества писателей, музыкантов, деятелей кино; репрессии против ученых; контроль партийного руководства за творческим процессом

в) 1964 – 1985 гг. 3) ужесточение идеологического контроля; выдворение инакомыслящих за рубеж; развитие диссидентского движения

г) 1985 – 1991 гг. 4) полная свобода творчества, сокращение государственного финансирования культуры.


А

Б

В

Г












75. Какие три из перечисленных ниже понятия характеризуют постсоветский период? Обведите соответствующие цифры.



1) парламентаризм

2) акционирование

3) тоталитаризм

4) приватизация

5) эвакуация

6) стагнация
76. Сравните проведение НЭПа и экономических реформ в России в 1990-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что было различным (не менее трех различий).

Запишите ответ в форме таблицы.


Общее

< ……………………………………………………………………………

< ……………………………………………………………………………

Различия

Политика НЭПа

Реформы 1990-х гг.
























77. Прочитайте высказывание папы Иоанна Павла II и определите, о ком идет речь.



«Его заслуга в том, что он не пытался силой задержать освобождение народов Восточной Европы и процессы в собственной стране… Этот деятель был искренен и ясно видел положение, и не его вина, что судьба не дала ему иного выбора, кроме развала и хаоса».

Ответ:_________________________________________________

78. Установите соответствие между датами и событиями.




1. Февраль 1988 г.

А. Провозглашение независимости Литвы

2. 11 марта 1990 г.

Б. Отставка М. С. Горбачева с поста Президента СССР

3. 12 Июня 1990 г.

В. Беловежское соглашение (о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств)

4. 8 декабря 1991 г.

Г. Начало вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе

5. 25 декабря 1991 г.

Д. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

Ответ: 1_____, 2_____, 3_____, 4_____, 5______.

79. Некоторые политики и историки оценивают выдвижение М. С. Горбачевым концепции «нового политического мышления» в период перестройки в СССР, как шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных интересов СССР.



Какие другие оценки политического курса М. С. Горбачева вам известны? Приведите положения, факты, которые аргументируют выбранную вами точку зрения.

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



____________________________________________________________
80. Прочтите отрывок из заявления Президента СССР и напишите сокращенное название объединения государств, о котором идет речь.

«В создавшейся ситуации … необходимо, чтобы все Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР обсудили …соглашение, заключенное в Минске. Поскольку в соглашении предлагается иная формула государственности, что является компетенцией Съезда народных депутатов СССР, необходимо созвать такой съезд. Кроме того, я бы не исключал и проведение всенародного референдума … по этому вопросу».

Ответ:_________________________________________________
81. Прочтите отрывок из статьи А. И. Солженицына «Русский вопрос к концу ХХ века» и напишите, какое историческое событие привело к описываемой ситуации.

«…Россия-то попала в разорванное состояние: 25 миллионов оказались «за границей», никуда не переезжая, оставаясь на отеческих и дедовских местах, 25 миллионов – самая крупная диаспора в мире; ни у кого такой нет, и мы – как мы смеем от нее отвернуться? Тем более, что местные националисты … идут на притеснение и угнетение наших отколотых соотечественников».

Ответ:_________________________________________________
82. Установите соответствие между терминами и их определениями.


1. Импичмент

А. Комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, нарушающий привычное течение хозяйственных отношений, явлений и сопровождающийся рядом отрицательных последствий: рост цен, инфляция, падение занятости и др.

2. Ваучеризация

Б. Особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц; для главы государства (президента) предусматривается в случае совершения им государственной измены или покушения на конституцию; отрешение от должности президента.

3. «Шоковая терапия»

В. Частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке.

4. Либерализация цен

Г. Пределы колебания валютного курса, устанавливаемые как способ его государственного регулирования и поддерживаемые центральным банком посредством закупок и продажи валюты.

5.Валютный коридор

Д. Выдача приватизационных чеков и их реализация.


Ответ: 1 _____, 2 ______, 3 _____, 4 _____, 5 _____.
83. Какие три из перечисленных ниже положения относятся к последствиям рыночных реформ начала 1990-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) принятие новых социальных программ

2) насыщение рынка товарами массового потребления

3) отказ от использования иностранной валюты

4) резкий рост цен

5) обесценивание сберегательных вкладов населения

6) рост затрат на производство вооружения.










84. Соотнесите фамилии деятелей культуры и область их творческой деятельности.



А. В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, С. Д. Довлатов,

В. О. Пелевин

1. Музыка

Б. Г. Н. Данелия, Э. А. Рязанов, Н. С. Михалков,

С. С. Говорухин

2. Живопись,

Скульптура

В. Ю. А. Башмет, В. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов,

Н. Г. Гутман

3. Театр, кино

Г. Никас Сафронов, З. К. Церетели, И. С. Глазунов,

А. М. Шилов

4. Литература




5. Архитектура

<< предыдущая страница   следующая страница >>