Похожие работы
|
Рабочая тетрадь - страница №2/3
![]() Вопросы: 1. К какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? О какой сфере политики в нем идет речь? 2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трех результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории. 3. Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления», в каких положениях оно выражено? Укажите не менее трех положений. Ответы: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 37. Чем была вызвана необходимость масштабных преобразований советского общества в середине 80-х гг.? Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 38. Почему не дали результатов попытки преобразований, предпринятые Ю.В. Андроповым?
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
40. XIX Всесоюзная конференция КПСС 1988 г. (вычеркните лишнее): а) курс на построение «социалистического правового государства»; б) идея разделения властей; в) формирование «советского парламентаризма»; г) созыв Съезда народных депутатов; д) превращение Верховного Совета в постоянно действующий «парламент»; е) изменение избирательного законодательства; ж) введение поста Президента СССР; з) создание Комитета конституционного надзора. Ответ:_________________________________________________ 41. Приведите в соответствие данные таблицы.
42. Вычеркните лишнее. Экономическая реформа 1987 г.: а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; б) постепенное возрождение частного сектора через кооперацию; в) отказ от монополии внешней торговли; г) введение параллельного хождения доллара наравне с рублем; д) более глубокая интеграция в Мировой рынок; е) сокращение числа отраслевых министерств; ж) переход в расчетах с социалистическими странами на твердую валюту; з) признание равенства на селе новых форм хозяйства: агрокомбинатов, арендных кооперативов, фермерских хозяйств, колхозов, совхозов. Ответ:_________________________________________________ 43. Укажите, кто из перечисленных ниже деятелей является автором: а) концепции «ускорения социально-экономического развития»; б) частичной реформы экономического развития СССР на основе сохранения плановой системы хозяйства (реформа 1987 г.); в) программы «500 дней»; г) «компромиссной программы» (на основе «500 дней» и программы правительства). А. Г. Аганбегян; М. С. Горбачев; Н. И. Рыжков; С. С. Шаталин. Ответ:_________________________________________________ 44. Дайте письменно определение понятий: Рыночная экономика – ____________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Свободная экономическая зона – ____________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Кооператив – ____________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Индивидуальная трудовая деятельность – ____________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Фермерское хозяйство – __________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Аренда земли – ___________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Собственность на землю – _________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Арендный подряд –_______________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Бригадный подряд – ______________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Экономические методы управления – ________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 45. Продолжите фразы: Источником всплеска национальных противоречий в период перестройки было __________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Сложности и противоречия в политике гласности объясняются __ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Основными лозунгами политики гласности были ______________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Главным результатом политики гласности стало ______________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ В числе наиболее активных поборников «гласности» из числа деятелей науки, искусства, литературы можно назвать _____________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
47. Выделите правильный ответ в предложенных вариантах. 1. Государственный суверенитет России был провозглашен: а) 7 ноября 1917 г.; б) 5 декабря 1936 г.; в) 7 октября 1977 г.; г) 12 июня 1990 г.; д) 12 июня 1991 г. 48. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми связано возникновение этих понятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Понятие Период а) «застой» 1) 1945 – 1953 гг. б) советский парламентаризм 2) 1953 – 1964 гг. в) массовая реабилитация 3) 1964 – 1985 гг. г) «железный занавес» 4) 1985 – 1991 гг.
49. Действующая Конституция России была принята: а)25 мая 1990 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 июня 1990 г.; г) 12 июня 1991 г.; д) 4 октября 1993 г. 50. Президент России, по Конституции, является: а) главой исполнительной власти; б) главой государства; в) руководителем Федерального собрания; г) главой правительства; 51. Парламентом России является: а) кабинет министров; б) Государственная Дума; в) Совет Федерации; г) Федеральное собрание; д) Конституционный суд. 52. Государственную власть в России осуществляют: а) Президент; б) Федеральное собрание; в) суды; г) правительство; д) субъекты федерации. 53. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия: а) Ново-Огаревский процесс б) Беловежское соглашение в) Алма-Атинская декларация. Ответ:_________________________________________________ 54. С именами каких ученых-экономистов связаны идеи перехода РФ к рыночной экономике? Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ 55. Объясните значение терминов: а) конфронтация__________________________________________ ____________________________________________________________ б) ближнее зарубежье _____________________________________ ____________________________________________________________ в) дальнее зарубежье ______________________________________ ____________________________________________________________ г) унитарное государство __________________________________ ____________________________________________________________ д) миграция ______________________________________________ ____________________________________________________________ *56. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность России в 90-е годы ХХ века. Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ 2. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 3. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
мера деятель А) ликвидация системы совнархозов 1) Н. С. Хрущев Б) отмена карточной системы распре- 2) М. С. Горбачев деления В) разрешение индивидуальной 3) А. Н. Косыгин трудовой деятельности Г) децентрализация управления 4) И. В. Сталин народным хозяйством 5) Ю. В. Андропов.
60. Установите соответствие между названиями периодов советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Название периода дата А) «оттепель» 1) 1921-1928 гг. Б) «перестройка» 2) 1945-1953 гг. В) «эпоха застоя» 3) 1953-1964 гг. Г) «нэп» 4) 1964-1985 гг. Д) «победоносный сталинизм» 5) 1985-1991 гг.
61. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, процессами, произошедшими с их участием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Деятель Событие, процесс А) Ю. А. Гагарин 1) испытание первой советской атомной бомбы Б) А. Н. Косыгин 2) разрешение свободной выдачи паспортов колхозникам В) Г. М. Маленков 3) первый полет человека в космос Г) А. А. Сахаров 4) проведение экономической реформы в промышленности Д) И. В. Курчатов 5) диссидентское движение.
62. Установите соответствие между международными событиями, в которых участвовали СССР, РФ и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Событие Дата А) подписание хельсинкского Заключительного акта 1) 1945 г. Б) подписание Договора между СССР и США 2) 1955 г. о ликвидации ракет средней и меньшей дальности В) создание Организации Варшавского Договора 3) 1975 г. Г) «Берлинский кризис» 4) 1961 г. Д) провозглашение КНР 5) 1949 г.
63. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) ликвидация атомной монополии США Б) авария на Чернобыльской атомной электростанции В) первый полет человека в космос Г) запуск первой атомной электростанции в СССР Д) создание водородной бомбы в СССР.
64. Каковы новые особенности Конституции 1993 г.? (Указать не менее 3-х). (стр. 256, О. В. Владимиров). Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
67. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите фамилию руководителя страны, при котором сложилась обстановка, описываемая в документе. «Призыв … к республиканским элитам – «берите суверенитета сколько сможете», сочетался с ориентацией на сохранение диктата центра в вопросах бюджетных ассигнований, политических и иных решений. Одновременно имел место феномен «региональных владык», когда избранные руководители субъектов Федерации стали превращаться в своего рода слабо контролируемых воевод». Ответ:_________________________________________________ 68. Изложите особенности национального развития России после распада СССР. Назовите очаги конфликтов (стр. 263 – 264). Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
71. Прочтите отрывок из воспоминаний А.А. Громыко и напишите пропущенную в нем фамилию руководителя СССР. «… По справедливости тогдашний период назван «застойным». Он был застоем в экономике, науке и технике, социальной сфере… … Некоторые члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжелая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления… находятся в загоне… Не пора ли внести коррективы в наши планы? – спрашивали мы. __________________был против. Планы оставались без изменений. Диспропорции этих планов сказывались на обстановке вплоть до конца 80-х годов». Ответ:_________________________________________________ 72. Установите соответствие между событиями внешней политики и руководителями государства, при которых происходили эти события. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Событие внешней политики руководитель А) разрыв дипломатических отношений 1) Н. С. Хрущев с Югославией Б) Карибский кризис 2) М. С. Горбачев В) ввод советских войск в Афганистан 3) И. В. Сталин Г) создание программы «Партнерство 4) Л. И. Брежнев во имя мира» Д) ликвидация ОВД 5) Б.Н. Ельцин.
73. Расположите следующие термины и понятия в хронологическом порядке их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены термины, понятия в правильной последовательности в таблицу. А) «новое мышление» Б) «холодная война» В) «разрядка международной напряженности» Г) «многополярная система международных отношений» Д) «принцип мирного сосуществования». Ответ: 1_____, 2_____, 3_____, 4______, 5______. 74. Установите соответствие между периодами истории СССР и характером взаимоотношений власти и интеллигенции в эти периоды. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Период Характер взаимоотношений власти и интеллигенции а)1945 – 1953 гг. 1) публикация ранее запрещенных литератур- ных, философских произведений; возвращение из тюрем и ссылок репрессированных; снятие идеологических запретов; переосмысление истории советского общества б) 1954 – 1964 гг. 2) преследование ряда представителей интеллигенции; жесткая критика творчества писателей, музыкантов, деятелей кино; репрессии против ученых; контроль партийного руководства за творческим процессом в) 1964 – 1985 гг. 3) ужесточение идеологического контроля; выдворение инакомыслящих за рубеж; развитие диссидентского движения г) 1985 – 1991 гг. 4) полная свобода творчества, сокращение государственного финансирования культуры.
75. Какие три из перечисленных ниже понятия характеризуют постсоветский период? Обведите соответствующие цифры. 1) парламентаризм 2) акционирование 3) тоталитаризм 4) приватизация 5) эвакуация 6) стагнация 76. Сравните проведение НЭПа и экономических реформ в России в 1990-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что было различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.
77. Прочитайте высказывание папы Иоанна Павла II и определите, о ком идет речь. «Его заслуга в том, что он не пытался силой задержать освобождение народов Восточной Европы и процессы в собственной стране… Этот деятель был искренен и ясно видел положение, и не его вина, что судьба не дала ему иного выбора, кроме развала и хаоса». Ответ:_________________________________________________ 78. Установите соответствие между датами и событиями.
Ответ: 1_____, 2_____, 3_____, 4_____, 5______. 79. Некоторые политики и историки оценивают выдвижение М. С. Горбачевым концепции «нового политического мышления» в период перестройки в СССР, как шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных интересов СССР. Какие другие оценки политического курса М. С. Горбачева вам известны? Приведите положения, факты, которые аргументируют выбранную вами точку зрения. Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 80. Прочтите отрывок из заявления Президента СССР и напишите сокращенное название объединения государств, о котором идет речь. «В создавшейся ситуации … необходимо, чтобы все Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР обсудили …соглашение, заключенное в Минске. Поскольку в соглашении предлагается иная формула государственности, что является компетенцией Съезда народных депутатов СССР, необходимо созвать такой съезд. Кроме того, я бы не исключал и проведение всенародного референдума … по этому вопросу». Ответ:_________________________________________________ 81. Прочтите отрывок из статьи А. И. Солженицына «Русский вопрос к концу ХХ века» и напишите, какое историческое событие привело к описываемой ситуации. «…Россия-то попала в разорванное состояние: 25 миллионов оказались «за границей», никуда не переезжая, оставаясь на отеческих и дедовских местах, 25 миллионов – самая крупная диаспора в мире; ни у кого такой нет, и мы – как мы смеем от нее отвернуться? Тем более, что местные националисты … идут на притеснение и угнетение наших отколотых соотечественников». Ответ:_________________________________________________ 82. Установите соответствие между терминами и их определениями.
Ответ: 1 _____, 2 ______, 3 _____, 4 _____, 5 _____. 83. Какие три из перечисленных ниже положения относятся к последствиям рыночных реформ начала 1990-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) принятие новых социальных программ 2) насыщение рынка товарами массового потребления 3) отказ от использования иностранной валюты 4) резкий рост цен 5) обесценивание сберегательных вкладов населения 6) рост затрат на производство вооружения.
84. Соотнесите фамилии деятелей культуры и область их творческой деятельности.
<< предыдущая страница следующая страница >> |