Рабочая тетрадь по педагогике - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь по педагогике - страница №6/6

Тема. «Родительские директивы».

Цель. Учить студентов перекладывать теоретический материал на практические рекомендации для родителей с приведением конкретных примеров.

Форма. Доклад.

Рекомендации. Используя материал, предложенный Г.М.Коджаспировой в учебном пособии «Педагогика. Практикум и методические материалы», приготовить выступление на родительское собрание для определенного возраста. Выступление на 15-20 минут.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа.

Тема. «Содержание и формы психолого-педагогической помощи семье».

Цель. Расширять знания студентов о формах и содержании психолого-педагогической помощи семье.

Рекомендации. Используя любую педагогическую литературу, дать краткую характеристику:

* массовым (педагогические лекции, научно – педагогические конференции для родителей, беседы за «круглым столом», вечера вопросов и ответов, родительские собрания и конференции) формам работы с родителями;



*групповым формам (работа с родительским комитетом класса, консультации для родителей мальчиков и девочек, психолого-педагогические семинары для родителей, практикумы);

*индивидуальным формам (педагогические консультации, посещение семей учащихся, индивидуальные поручения родителям вместе с детьми).

Выберите пять форм работы с родителями, интересных на ваш взгляд и распишите методику их проведения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Наблюдение.

Тема. Посещение родительского собрания

Цель. Учить студентов наблюдать, анализировать и принимать участие в проведении родительского собрания.

Рекомендации. Схему анализа родительского собрания предварительно выписать из методического пособия по педагогической практики. Встретится с учителем, обсудить содержание доклада приготовленного к собранию.

.Контроль.

Тема. Семья в системе социализации и воспитания личности.

Цель.

Форма. Письменно

Рекомендации.

Вариант №1.

Ответьте на вопросы:



  • Что такое семейное воспитание?

  • Какие причины вызывают неудовлетворительное воспитание в семье?

  • Какие модели воспитания выделил А.С.Макаренко?

  • Что входит в содержание воспитания?

  • На каких принципах основывается современное семейное воспитание?

  • Что мешает наладить эффективность семейного воспитания?

  • Как осуществляется координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей?


Вариант №2.

Составьте 25 вопросов по теме для фронтального опроса.



Вариант №3.

Составьте план ответа по теме и дайте ответ по каждому пункту тезисами.



Вариант №4.

Составьте опорный конспект по теме.




Дополнительная информация

по истории взаимосвязи семьи и школы в организации воспитания школьников.

Информация для работы по желанию студента.

Практическое воплощение идеи взаимосвязи школы с другими институтами социализации происходило в различных моделях.

Так, в начале 20 века в нашей стране существовала модель: «школа – помощник семьи». Основатели этой школы (А.Н.Поливанов, К.И.Май) особое внимание уделяли жизни ребенка в семье, его интересам, склонностям, ценностям. Школа не только учитывала имеющийся жизненный опыт ребенка, но и имела целью расширять его от семьи, микрорайона, города (деревни) до страны, земного шара, космоса.

В 20-е годы эта модель была заменена новой: «школа – центр воспитания в социальной среде». Предполагались разные варианты ее организации. Например, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский сосредоточили свое внимание на «педагогизации среды». Они считали необходимым координировать воспитательные усилия всех, кто окружает ребенка, рекомендовали объединить всех жителей региона (и детей и взрослых) в совместной работе по благоустройству микрорайона, села и т.п. Такое взаимодействие, по их мнению, способно существенно повлиять на детское сознание и поведение.

Другой вариант – иллюстративная школа, где в центре внимания, как и в предыдущем варианте, находится семья, ее быт, отношения в ней. Однако здесь позиция школы становиться более активной по отношению к семье: она начинает непосредственно влиять на улучшение быта семьи, на правильную организацию взаимоотношений в ней и т.д.

Третий вариант этой модели предполагал активное включение школьников через общественный «проект», как форму организации учебно-воспитательного процесса. Модель такой школы была разработана под руководством В.Н.Щульгина. Своеобразно рассматривались отношения школы с семьей. Сторонники этой идеи считали, что все новое, прогрессивное в семью должны нести дети, учеба не главное, а организация трудовой, общественной деятельности важнее. Широкого применения такая модель не получила.

В середине 30-х. годов в нашей стране укрепляется модель: «школа контроля за социальной средой». Ответственность за суждения детей, их поведением в школе, на улице, в семье возлагалась на учителя. В помощь школе организовывались форпосты при ЖЭКах, которые подчинялись руководству школы. Не менее жесткий контроль был введен и за семейным воспитанием: отец отвечал за сына, сын за отца. Такой вид контроля за социальной средой существовала до конца 50–х. годов.

В 60-е годы развивается модель «координации усилий школы, семьи и общественности» Школа в отношении семьи становиться не наставником и контролером, а консультантом и координатором: активно проводит педагогическую просветительскую работу, консультации по организации семейного воспитания.

Такая модель взаимодействия сохранилась до конца 80–х. годов 20 столетия.

Современная модель сотрудничества ведущих социальных институтов еще складывается.

Главная идея новых взаимоотношений складывается как единство равноправных и равнозначных союзников в воспитании детей.



Задание. Составьте несколько вопросов по приведенной выше информации о взаимоотношениях семьи и школы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-



Мониторинг и диагностика в процессе воспитания.

План.

1.Основные педагогические понятия по теме.

2.Сущность диагностики, объекты и субъекты диагностики.

3.Функции и виды педагогической диагностики.

4.Содержание изучения школьников.
Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Основные педагогические понятия по теме».

2.Семинар «Современные подходы к изучению уровня воспитанности школьника».

3.Практическая работа. Подбор методик для исследования уровня воспитанности школьников.

4.Самостоятельная работа. М.И.Шилова «Учителю о воспитанности школьников».

5.Наблюдение. Проведение педагогического исследования.

6.Контроль. Письменно.
1.Основные педагогические понятия по теме.

Диагностика – это процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов.

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.
2.Сущность диагностики, объекты и субъекты диагностики.

В разные времена, под разными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Большое внимание к изучению детей мы видим в трудах видных русских педагогов – психологов, как А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению.

Глубоко, многосторонне подошел к решению проблемы А.С.Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, - писал он, - а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему.

Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

Современные учителя – исследователи (С.Н.Лысенкова, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов) за основу своей практической деятельности берут глубокое изучение учащихся.

В последние годы значительно активизировались поиски (О.С.Богданова, А.С.Белкин, А.В.Зосимовский) научно обоснованных рекомендаций по выявлению и учету уровня воспитанности школьников, в которых исследователями предлагаются определенные системы учета, некоторые критерии для измерения уровня воспитанности школьников.

И хотя ученые расходятся в оценке ведущих признаков, показателей, раскрывающих сущность и характеризующих уровень воспитанности школьников, отмечают несовершенство предлагаемых систем, все они единодушно признают возможность учета результатов воспитания, ставят задачу дальнейшего совершенствования диагностических методик.

Таким образом, во все времена прогрессивные педагоги отводили большое место изучению учащихся, которое является основой диагностической деятельности.

Сегодня, рассматривая уровень воспитанности школьника, нельзя обойтись без мониторинга. Мониторинг не только помогает учителю отслеживать результаты воспитания, но и оценить, спрогнозировать состояние педагогического процесса.

Рассмотрим место мониторинга в логике педагогического процесса.

Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Педагог должен знать микросреду, в которой находится его воспитанник.

Задание. Докажите правильность или ошибочность этой мысли. Зачем это нужно учителю вашей специальности? Как отразятся эти знания на вашей работе?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятельность, отношения, которые возникают между участниками педагогического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов и приемов воспитания.

На следующем этапе, когда влияния «перерабатываются в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагностирования, прогнозирования; он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предлагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педагогическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные результаты в развитии, образовании и формировании личности.

Задание. Выстройте цепочку мониторинга.

Конкретная цель-------- _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими знаниями должен обладать педагог, чтобы поставить «диагноз» и спланировать деятельность по организации воспитательной работы со школьниками?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Верно ли утверждение, что объектом диагностики является весь педагогический процесс как целостность? Докажите вашу точку зрения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-__




3.Функции и виды педагогической диагностики.

Функциями педагогической диагностики являются:

информационная – сбор сведений о личности, коллективе в целом;

оценочная – установление уровня развития коллектива, отдельной личности;

корректирующая – внесение частичных исправлений, поправок в ход воспитательного процесса.

Виды педагогической диагностики:

начальная – вначале какого – то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми;

текущая – отслеживание хода педагогического процесса;

обобщающая - при подведении итогов какого-то периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе конкретной задачи.

Задание. Разработайте систему изучения учащихся в течение учебного года.


4.Содержание изучения школьников.

Рассмотрим содержание изучения школьников с позиции учителя- практика.



1.Уровень развития школьника.

Необходимо изучить возраст ребенка (хронологический, биологический, психологический); наличие неравномерности, дисгармонии в развитии отдельных сторон психического развития (умственного, личностного, физического); неповторимость, сензитивность конкретного ребенка с возрастной нормой. Эти сведения можно получить от школьного психолога.



2.Уровень образования школьника.

Обычно исходят из «предметной нормы», т.е. какими знаниями, умениями, навыками должен овладеть ученик, чтобы освоить содержание конкретного предмета, которое заложено в учебной программе на основе государственного стандарта.



3.Уровень воспитанности школьника.

Рассматривая данное направление в диагностике имеют в виду три стороны. Интеллектуальную (начитанность, кругозор), в основе которой знания.



Эмоционально чувственную (отзывчивость, доброжелательность, интересы, увлечения, творчество), в основе которой оценочные суждения.

Действенно практическую (умения, навыки, привычки, характер поведения), в основе которой действия, поступки.

Принято считать, что уровень воспитанности определяет классный руководитель, однако, сегодня в школах берется во внимание мнение психолога, социального педагога, учителей-предметников, организатора воспитательной работы.


Классификацию уровня воспитанности школьников предлагает Т.А.Стефановская.

1.Высокий уровень. Характеризуется положительным потенциалом и доминирует совершенствование личности.

2.Условно высокий уровень. Характеризуется наличием хорошего поведения при отрицательном потенциале.

3.Средний уровень. Характеризуется наличием внешне хорошего поведения, при скрытом потенциале.

4.Низкий уровень. Характеризуется наличием отклоняющегося поведения при отрицательном потенциале.

Задание. Приведите примеры поведения школьников на предложенную классификацию.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_

Вывод. Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длительный. В нем возникают и трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют отдаленный характер, и учитывать их трудно, но надо. И в этом воспитателю поможет хорошее знание методики диагностики и мониторинга воспитания школьников.

Семинар.

Тема. «Современные подходы к изучению уровня воспитанности школьника».

Цель. Учить студентов находить статьи в журналах и газетах посвященные теме семинара и грамотно выбирать информацию для выступления.

Рекомендации. Воспользуйтесь при подготовке к семинару журналами «Педагогика», «Воспитание школьника», « Физкультура в школе» и т.д. Вспомните алгоритм выступления перед аудиторией и соотнесите свое выступление с методическими рекомендациями.

Практическая работа.

Тема. Подбор методик для исследования уровня воспитанности школьников

Цель. Учить студентов подбирать методики в комплексе.

Рекомендации. Определитесь, возраст, какие стороны воспитания школьника вы хотели бы изучить, с какой целью.

Самостоятельная работа.

Тема. «Учителю о воспитанности школьников» М.И.Шилова

Цель. Учить студентов соотносить теорию с практикой.

Рекомендации. Законспектируйте статью и подчеркните волнистой линией ту информацию, которая вам известна. Подчеркните зеленым цветом то, что на ваш взгляд очень важно для вас как будущих педагогов.

Наблюдение.

Тема. Проведение педагогического исследования.

Цель. Учить студентов корректно проводить исследования.

Рекомендации. Проведите исследования по подобранным методикам и сделайте предварительный вывод об уровне воспитанности школьника. Сравните полученные результаты с мнением классного руководителя. Зафиксируйте полученные результаты в рабочей тетради.

Контроль.

Тема. Мониторинг и диагностика в процессе воспитания.

Цель. Проверить усвоение знаний учащихся.

Форма. Письменно.

Рекомендации. Подготовить ответы на вопросы плана темы.

1.Основные педагогические понятия по теме.

2.Сущность диагностики, объекты и субъекты диагностики.

3.Функции и виды педагогической диагностики.

4.Содержание изучения школьников.

Список литературы.

1. Вульфов Б.З. «Основы педагогики», Москва, издательство УРАО 1997год.

2. Джуринский А.Н. «История педагогики», Москва, Владос 2000год.

3. Коджаспирова Г.М. «Педагогика», Москва, Владос 2003год.

4. Крившенко Л.П. «Педагогика», Москва, Проспект 2005год.

5. Лихачев Б.Т. «Педагогика», Москва, Юрайт 2004год.

6. Пидкасистый П.И. «Педагогика», Москва, педагогическое общество России 2004 год.



7. Подласый И.П. в двух книгах, Москва Владос 2001год.

8. Симонов В.М. « Педагогика. Краткий курс лекций» Волгоград 2003год.
<< предыдущая страница