Рабочая тетрадь по педагогике - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь по педагогике - страница №4/6

Тема. Методика изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия..

Цель. Определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существенные проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

Рекомендации. Автор методики Л.В.Байбородова. Школьникам предлагается ряд суждений о взаимоотношении с педагогом. Свое согласие с суждением ученик фиксирует знаком «+», а несогласие «-».Ученик для проведения исследования подбирается студентом самостоятельно.

1.Педагог умеет точно предсказать результаты моей работы.

2.Мне трудно ладить с педагогом.

3.Педагог – справедливый человек.

4.Педагог умело помогает мне преодолеть трудности.

5.Педагогу явно не хватает чуткости.

6.Мнение педагога для меня является важным.

7.Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами.

8.Я вполне доволен педагогом.

9.Педагог недостаточно требователен ко мне.

10.Педагог всегда должен дать разумный совет.

11.Я полностью доверяю педагогу.

12.Оценка педагога очень важна для меня.

13.Педагог в основном работает по шаблону.

14.Работать с педагогом – одно удовольствие.

15.Педагог уделяет мне мало внимания.

16. Педагог не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Педагог плохо чувствует мое настроение.

18. Педагог всегда выслушивает мое мнение.

19. У меня нет сомнений в правильности методов и средств, которые применяет педагог.

20.Я не стану делиться своими мыслями с педагогом.

21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки.

22.Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23.Я хотел бы стать похожим на педагога.

24.У нас с педагогом сложились деловые отношения.
Обработка результатов.

Ключ. + 1.3.4.6.7.8.10.11.12.14.18.19.22.23.24

- 2.5.9.13.15.16.17.20.21.


Совпадение с ключом дает 1 балл. Затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту.

Когнитивный компонент: 1.4.7.10.11.12.13.16.19.22.

Эмоциональный: 2.5.8.11.14.15.16.17.20.

Поведенческо – волевой: 3.6.9.12.13.14.15.18.19.20.21.24.

Подсчитывется среднее арифметическое по каждому из компонентов. Чем больше среднее арифметическое приближается к значению 1, тем выше уровень развития компонента. Опрос дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.



Вывод.
Контроль.

Тема. Детский коллектив в процессе формирования личности.

Цель. Проверить уровень знаний студентов и умение применять их.

Форма. Письменно, вопросы – рассуждения.

Рекомендации. Выберите не менее 5 вопросов и дайте ответы.

1. Дайте определение основным понятиям темы.

2. Что дает коллектив личности?

3.Что дает личность коллективу?

4.Почему приведенное определение не может считаться определением коллектива как педагогического инструмента и субъекта педагогического взаимодействия?

Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общность средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива.



5.Все ли функции коллектива перечислены?

- регулятивная,

- организационная,

- стимулирующая.



6.Закончите определение.

Сплоченность детского коллектива – степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений…..



7.Распределите отношения по мере их возникновения в формирующемся коллективе.

Коллективистская идентификация, партнерские (деловые) отношения, персональные (личностные) отношения, мотивационные отношения.



8.Какой характер предъявляемых требований соответствует каждому этапу развития коллектива. Внесите, если это необходимо, исправления.

  • Субъект воспитания – воспитатель – требования воспитателя опосредованы.

  • Субъект воспитания – актив – общественное мнение.

  • Субъект воспитания – коллектив – прямые, ясные, решительные требования.

  • Субъект воспитания – личность – каждый сам предъявляет к себе определенные требования.

9. Перечислите технологические правила организации коллективной деятельности.

Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуемой деятельности.

Подсказка. Еще можно назвать не менее 5 правил.

10.Вспомните, какую роль играют перспективы в формировании детского коллектива.

Выстройте схему перспектив для развития детского коллектива младших школьников, подростков, старшеклассников. Какой закон жизни детского коллектива проявляется в достижении разноуровневых перспектив?



11.Какое понятие определяется?

…….. – влияние на воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности педагога и педагогического коллектива, и общественное мнение.



12.Изобразите в виде схемы систему взаимоотношений личности с коллективом, включив в нее и условия, определяющие эффективность воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность.

Задание. Добавьте еще несколько вопросов необходимых, по - вашему мнению, для контрольной работы по теме.



Классный руководитель воспитательной системе школы.

План.

1. Основные педагогические понятия по теме.

2. Из истории вопроса.

3. Задачи и направления в работе классного руководителя.

4.Функциональные обязанности классного руководителя.

5. Взаимодействие классного руководителя с родителями, педагогами и общественностью.
Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция. «Классный руководитель в школе».

2.Семинар. «Права и обязанности классного руководителя».

3.Практическая работа. Планирование работы классного руководителя.

4.Самостоятельная работа. Документы, регламентирующие работу классного руководителя.

5.Наблюдение. Информация завуча школы по вопросам повышения квалификации и аттестации классного руководителя.

6.Контроль. Тест.

1. Основные педагогические понятия по теме.

Классный руководитель – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Из истории вопроса.

Каждому классу, исключая начальные, приказом по школе назначается классный руководитель.

Обратимся к истории, истокам этой должности в российских учебных заведениях.

До 1917года в мужских гимназиях функции классного руководителя выполняли классные наставники, а в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871года). В их обязанности входило следить за поведением учащихся.

1918год. Воспитательная работа возлагается на всех учителей школы. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи политического сознания. Для внеурочной воспитательной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя - групповоды. Но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Это и послужило причиной ликвидации института классного наставничества.

Однако с середины 20 годов прошлого столетия кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи. А в 1931году утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входило работа с отдельными учащимися или с группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы.

1934год, групповоды переименовываются в классные руководители.

И с этого времени до начало 1960 года никаких кардинальных изменений в работе классного руководителя не происходило.

Начиная с 60-х. годов велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы классных руководителей. Продолжался поиск новых форм, методов и приемов в воспитании учащихся.

Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х, вновь привлекло внимание к проблеме воспитания детей и роли классного руководителя в ее решении.

С1989 года в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находилась личность воспитанника, его защита и развитие.

По проблеме содержания воспитания педагогами и учеными было предложено множество программ, из которых классный руководитель выбирал приемлемую для работы с детьми.

На сегодня в школах России работают с детьми не освобожденные классные руководители, кураторы в высших и средних учебных заведениях и воспитатели в группе продленного дня.

Задание. Составьте хронологию развития профессии классного руководителя схематично (таблица, «лесенка», возможно рисунком).

Задание. Заполните таблицу, используя учебники педагогики и журнал «Классный руководитель», «Педагогика», «Воспитание школьника» и другие источники.
.

Не освобожденный классный руководитель

Освобожденный классный руководитель.

Куратор.

Задачи, содержание деятельности.


Задачи, содержание деятельности.


Задачи, содержание деятельности.




3. Задачи и направления в работе классного руководителя.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.



Целью всей деятельности классного руководителя в современной школе является максимальное развитие каждого ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального, духовного, умственного и физического совершенствования.

Исходя из этой цели, основными задачами классного руководителя в педагогической науке названы следующие:



  • Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с цель подбора для него определенного вида деятельности, где школьника может ожидать успех,

  • Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценные отношения и создание крепкого, работоспособного коллектива.

  • Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий жизни школьника.

  • Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащихся.

  • Воспитание чувств, привитие оптимистического мировоззрения, полноценное проживание школьной жизни.

Задание. Приведите примеры реализации классным руководителем одной из задач в вашей школе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассмотрим основные направления в работе классного руководителя, т.е. содержание работы с детьми не зависимо от возраста школьников.




Направление.

Содержание.

Пример из вашей школьной жизни.

Познаватель-

ное.


Расширение кругозора учащихся, приобщение к чтению, развитие любознательности, интеллекта, овладение научными знаниями.





Трудовое.

.


Создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно – полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу.




Спортивное.

Культивировать здоровый образ жизни, формировать силу, выносливость, пластичность, красоту человеческого тела.




Общественное.

Содействовать социализации личности школьника, приобщение их к активному преобразованию действительности.






Ценностно – ориентировочное.

Направлено на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях.






Общение.

Осуществлять помощь в организации досуга школьников, коллективной учебной и трудовой деятельности.






Художественное.

Развитие чувственного мироощущения, чувство прекрасного, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.









4.Функциональные обязанности классного руководителя.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности.

Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Задание. Выпишите из учебника педагогики содержание функций.

Ориентируясь на эти задачи, классный руководитель выполняет следующие функции:



Аналитическая.

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прогностическая.

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проектировочная______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организационно - координирующая. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативная.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Приведите пример на каждую функцию из своей школьной жизни. Перечислите функции, которые на ваш взгляд выполняет классный руководитель в вашей группе. Приведите пример.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Взаимодействие классного руководителя с родителями, педагогами и общественностью.

Для успешного решения вопросов обучения и воспитания школьников необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве.

Задание. Заполните таблицу.

С кем взаимодействует

Содержание работы по взаимодействию

Формы и методы

Учителя-предметники








Педагог-организатор

Психолог









Педагоги дополнительного образования









Социальный педагог








Библиотекарь








Родители








Представители общественных организаций (детская комната милиции, комиссии по защите прав ребенка и т.д.).










Семинар.

Тема. Права и обязанности классного руководителя.

Цель. Учить студентов работать с нормативными документами, законами.

Рекомендации. Используя документы, справочники, выписать права и обязанности классного руководителя и приготовится к выступлению на семинаре. Записи в тетради сделать кратко.

Практическая работа.

Тема. Планирование работы классного руководителя.

Цель. Учить планировать работу классного руководителя.

Рекомендации. При подготовке к занятию рекомендуется по учебнику педагогики прочитать

и сделать краткие записи по данной теме в тетради. Вначале практической работы проверить записи в парах. Сам план можно оформлять по выбранной студентом форме.

План – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель планирования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды планов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к планам воспитательной работы классного руководителя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления плана воспитательной работы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм составления плана воспитательной работы.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Самостоятельная работа.

Тема. Документы, регламентирующие работу классного руководителя

Цель. Познакомить студентов с правовой стороной работы классного руководителя.

Рекомендации. Обратиться к основным документам, регламентирующим работу школы, учебных заведений дополнительного образования, семьи, трудовой кодекс и другие. Попытайтесь ответить на вопросы, каковы права классного руководителя? А обязанности?

Наблюдение.

Тема. Информация завуча школы по вопросам повышения квалификации и аттестации классного руководителя.

Цель. Расширить знания студентов о работе классного руководителя в школе.

Рекомендации. Составить вопросы для беседы с завучем и показать педагогу.

Контроль.

Тема. Классный руководитель в школе.

Цель. Проверить уровень знаний по данной теме на основе экзаменационных тестов.

Рекомендации. При заполнении теста ответы пишите разборчиво.

Задание № 1. Допишите понятие.

Классный руководитель – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 2. Выберите правильный ответ. На должность классного руководителя

а) сдается экзамен в ВУЗе;

б) проходят конкурсный отбор в школе;

в) выбирается родительским комитетом;

г) назначается директором;

д) правильного ответа нет.

Ответ __________

Задание № 3.Перечислите основные функции деятельности классного руководителя:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 4. Перечислите права классного руководителя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Допишите, как называлась должность классного руководителя в учебных заведениях России.

а) в мужских гимназиях _________________________;

б) в женских гимназиях __________________________;

в) в школах с 1917 по 1930годы ____________________.



Задание № 6. Выберите правильный ответ. Главные критерии оценки труда классного руководителя это:

а) результат труда классного руководителя;

б) общение классного руководителя с родителями, коллегами, детьми;

в) формы, методы и приемы, используемые классным руководителем в своей работе;

г) правильного ответа нет;

д) все ответы верны,

Ответ ____________

Задание № 7. Перечислите документы, регламентирующие работу классного руководителя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 8. Перечислите формы повышения квалификации классного руководителя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 9. Перечислите название документов, которые обязан вести классный руководитель. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 10. Напишите алгоритм составления плана воспитательной работы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 11.Заполните таблицу.


Не освобожденный классный руководитель

Освобожденный классный руководитель.

Куратор.

Задачи, содержание деятельности.


Задачи, содержание деятельности.


Задачи, содержание деятельности.



Социальное пространство воспитательного процесса.

План.

1Понятие о социальном пространстве.

2.Психологический климат группы.

3.Динамика социального пространства.

4.Межнациональное общение в социальном пространстве.

Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Социальное пространство воспитательного процесса»

2Семинар «Детские общественные объединения»

3.Практическая работа. Педагогическое исследование.

4.Наблюдение. Встреча с инспектором ИДД.

5.Самостоятельная работа. Проблема межнационального общения молодежи

6.Контроль. Устно, сдают консультантам.
1Понятие о социальном пространстве.

1.Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком, либо в образе слова, действий, поступков людей, в образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.



Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи от 10 до20 лет.

Неформальные объединения молодежи – это одно из проявлений субкультуры. форма общения и жизни подростков; общества. группы сверстников, объединенных занятиями, интересами ценностями, симпатиями.

Любое явление в жизни ребенка разворачивается в пространстве и для каждого из них свое соответствующее пространство

Например________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательный процесс конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме.

Например. Воспитательная работа в начальных классах проводимая классным руководителем.

Практика школьного воспитания использует специфические характеристики природного пространства: у детей, проживающих у моря, школьная жизнь связана с морским бытием; городские дети, подрастающие в «каменных мешках» современной архитектуры воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ребенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Жизненный опыт передается в социальной среде через традиции семьи, общества, искусство, мораль, науку и т.д.

Все это создает социальную ситуацию развития ребенка.

Когда говорят, что «среда воспитывает» подразумевают, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему предоставило социальное пространство. И в этом социальном пространстве ребенок утверждает свое «Я».

Социальное пространство оказывает формирующее и развивающее воздействие.

В определенном возрасте свое социальное пространство.

Для малыша – семья.

Школа – это большие возможности для личностного роста, т.к. в школе он равноправный член группы.

С возрастом - у подростков одноклассники становятся эталоном, т.е. свою роль играет референтная группа.

Группа по творческим интересам обладает особым влиянием т.к. туда влечет интерес, ребенок дорожит правом остаться членом этой группы и поэтому подчиняется правилам этой группы. Здесь у него есть возможность утвердить свое «Я».

Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социальной среде. На бытовом уровне можно сказать, что воспитывает школа, внешкольные учреждения, семья, улица.

Молодежь примерно от 10 до20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогическом и социально – психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо: является мощным фактором развития, адаптации к широкой социальной действительности. С другой стороны, эта свободная жизнь несут ряд опасностей: подростка как человека несформировавшегося легко увести на «плохую» дорогу, особенно если у него плохой тыл: семья и слабая поддержка со стороны учителя. Не случайно родители и педагоги бояться влияния улицы, «плохих» друзей.

Педагог часто впадает в отчаяние т.к. его влияние мизерно в море социальных отношений. Он не в силах изменить ситуацию и только корректирует ее.

Педагог, родители не могут завязать глаза ребенку, но могут перевести социальную ситуацию в педагогическую.

Вывод: таким образом осуществлять воспитание в социальном пространстве – это значит признать все сферы жизни ребенка, переводя социальную ситуацию в педагогическую.


2.Психологический климат группы.

Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой либо группе.

Социально – психологический климат группы - это динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие каждого члена группы.

Социально – психологический климат складывается в течение некоторого времени.

Назовем характеристики благоприятного климата для развития личности. Допишите, как вы это понимаете. Приведите пример из жизни своей группы.

1.Доброжелательность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Защищенность.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Работоспособность группы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Мажор и оптимизм ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите аналогичные характеристики неблагоприятного климата в группе_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные характеристики определяют положение школьника в группе. Учитель должен четко представлять: кто субъект влияния на группу, какое это влияние, положительное или отрицательное, по какому психологическому каналу направлено это влияние?

Какие каналы психологического влияния вы знаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Динамика социального пространства воспитательного процесса.

Социальное поле жизни ребенка значительно расширяется с возрастом. Вступая в новое социальное пространство, он вынужден осваивать все новые и новые роли. В детском саду – ребенок, в школе – ученик, в учебном заведении – студент и т.д.

Человек вступает во все в новые и новые отношения. И эти отношения продиктованы нормами морали, нравственностью общества. И чем динамичнее социальное пространство, тем богаче социальный опыт подрастающего человека. Вот поэтому педагог сознательно расширяет поле деятельности ребенка (кружки, секции, походы, экскурсии, поездки к бабушке в деревню, путешествие с родителями.)

Понятно, что деревенский ребенок проигрывает по сравнению с городским по некоторым аспектам жизни по причине суженности социального пространства. Но бывают и исключения.

Приведите пример такого исключения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В педагогике принято считать, что помимо общего – наличие активного взаимодействия, в деятельности субъекта существует еще три условия определяющих меру влияния социального пространства на личностное развитие ребенка.

Первое. Восприятие социального пространства может протекать либо на уровне предметном, либо на уровне отношенческом.

Предметное расширяет пространство, накапливает знания субъекта (новые дома, непривычная одежда, новая пища), но при этом он продолжает жить тем же духовным содержанием, которое ему свойственно до передвижения, нет духовного усилия, нет развития т.к. нет осмысления новой точки зрения. Социальное пространство становится социальным только тогда, когда оно воспринимается через отношения, когда за новым увиденным, видится новое отношение к миру. Тогда личность приобретает палитру социального выбора, она делает усилия, она осмысливает виденное, и в данном усилии совершенствуется, развивается.



Второе. Расширение социального пространства происходит как непосредственно, так и опосредованно через книги, фотографии, художественные произведения и т.д.

Воспринимая мир, личность обогащается, воспринимает и даже взаимодействует, откликается на увиденное, услышанное, представленное. Поэтому круг социума легко может быть расширен.

Например __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третье. Новое социальное пространство, в контекст которого входит ребенок, осмысливается им в его отношенческом содержании.

Что это? Зачем? Каковы последствия этого? Чем в корне отличается это от того, что привычно и принято ребенком? Становится достоянием ребенка лишь то, что имеет для него значение и связано с жизнью.

Задача педагога донести до ребенка значимость и ценность новой информации, новой стороны жизни.

Помощь в этом окажут традиции социальной среды. Помогает и динамичная структура социального пространства: семья, детский сад, школа и внешкольные учреждения, двор, учебные заведения, рабочий коллектив.



В определенном возрасте доминирует определенная структура. Очень долго доминирует семья. Большое значение имеет интимная дружба.

Ребенок полноценно освоит социальное пространство, если будут соблюдаться следующие условия.

1.Совместная работа семьи и школы.

2.Нужно помнить, что дети с «осложненным поведением» - это результат рассогласования социального пространства и нужно корректировать социальную среду.

3.Отсутствие одного из элементов в модели социального пространства порождает психологические проблемы ребенка. Выход должен помочь найти школьный психолог.
4.Межличностное общение в социальном пространстве.

Социальные изменения в стране изменили и национальный состав в соц. пространстве

обострив межнациональные отношения между людьми тем самым, поставив ребенка в социально – психологическое напряжение. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов, бессилие перед нищетой собственной жизни сказывается отрицательно на отношение ребенка к другим нациям. И эта напряженность переходит в конфликт.

Поэтому педагог должен:



  • формировать ценностное отношение к человеческой личности;

  • расширять этнографические представления о разных нациях;

  • помочь осмыслить особенности характерологических черт нации;

  • помочь осознать, что принадлежность к той или иной нации не дает никаких преимуществ перед другими нациями;

  • учить самоутверждаться в среде людей разных национальностей.

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог должен предъявить детям множество фактов содружества, творчества, товарищества людей разных национальностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример учителя.



В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно – образовательной монополии в отношении других наций и народов.

Задание. Попробуйте сделать вывод по всей теме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семинар.


<< предыдущая страница   следующая страница >>