Рабочая тетрадь по педагогике - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь по педагогике - страница №2/6

Тема. Анализ воспитательного дела с позиции использования методов воспитания в воспитательном процессе.

Цель. Учить студентов анализировать воспитательное дело с позиции использования методов воспитания. Способствовать развитию таких профессиональных качеств как рефлексия, наблюдательность, критичность мышления и т.д.

Рекомендации. Наблюдая за работой классного руководителя во время проведения воспитательного дела, проанализируйте следующее:

  1. Тема.

  2. Задачи.



  1. Какие методы и приемы воспитания использовал классный руководитель на занятии.


  1. Проанализируйте используемые методы по следующим параметрам:

* какие группы методов использовал педагог на занятии:

* какие задачи пытался решить педагог, используя именно эти методы;

* смог ли он это сделать успешно. Если нет то, что помешало;

* какие условия эффективности применения метода воспитания были выдержаны педагогом, а какие нет на ваш взгляд;

* если бы вы были на месте педагога, что на ваш взгляд сделали бы по-другому.

5. Напишите кратко, чему научились на этом занятии.

Контроль.

Тема. Методы воспитания.

Цель. Учить студентов принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях. Создавать положительный эмоциональный фон при общении с одногрупниками.

Учить анализировать выставленные отметки.



Форма. Работа в группах сменного состава.

Рекомендации. Группа делиться на подгруппы. В подгруппе назначается ведущий, отвечающий за объективность выставляемых отметок. Он же распределяет последовательность выполнения ролей (опрашиваемый, спрашивающий, арбитр), время на работу, следит за дисциплиной.

Формы организации воспитательного процесса.

План.

  1. Основные педагогические понятия.

  2. Понятие о форме организации воспитания.

  3. Классификация форм организации воспитания.

  4. Характеристика некоторых форм организации воспитания.


Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Формы организации воспитательного процесса».

2.Семинар. «КТД - одна из форм организации воспитания»

3.Практическая работа. Проектирование воспитательного дела.

4.Самостоятельная работа. Библиотечный час.

5.Наблюдение и анализ КТД.

6.Контроль. Устный опрос в форме «ручейка».
1.Основные педагогические понятия.

Форма воспитания - это______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма организации воспитания - это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие о форме организации воспитания.

Все виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформит - значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать.

Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы воспитания достаточно разнообразны и многочисленны.

М.М.Громыко считает, что источником возникновения форм воспитания можно считать крестьянские сообщества. Одной из важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины была мирская сходка, где обсуждались важнейшие вопросы жизни крестьян, разбирались конфликты, сроки хозяйственных работ. На таких сходках вырабатывалось общее мнение о политических, социальных, местных новостях. Это и легло в основу статистических форм воспитательной работы. К ним относятся ярмарки, диспуты, митинги, субботники, игры и т.д.

Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и на каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их существование, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Задание. Составьте несколько вопросов по предложенному тексту для фронтального опроса.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Классификация форм организации воспитания.

Рассмотрим классификации форм организации обучения описанных в педагогической литературе. В педагогике существует несколько подходов к классификации.



1. По количеству участников.

Индивидуальные: беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником.

Групповые: кружок, временная группа, класс.

Массовые: несколько классов, школа, район, вся страна. Проводятся праздники, конференции, слеты, шествия, субботники и т.д.



2.По основному виду деятельности (Н.Е.Щуркова).

Формы:


    • познавательной деятельности (конкурсы, деловые игры, кружки и т.д.);

    • трудовой (допишите самостоятельно) ________________________________________________________________;

    • общественно - полезной _________________________________________________________________;

    • эстетической _________________________________________________________________;

    • физкультурно-оздоровительной

_________________________________________________________________;

ценностно - ориентировочной ____________________________________________________________________.



3.Н.И.Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.

  • словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

  • практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники;

  • наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и т.д.

4.Современные исследователи (В.С.Селиванов и др.) предлагают делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче, и выделяю три группы:

  • формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, классные часы, совещания органов самоуправления и др.;

  • познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

  • развлекательные формы - утренники и вечера, «капустники» и др.

Задание. Подчеркните те формы, которые не использовали ваши педагоги в школе при организации воспитательной работы. Почему? Попытайтесь определить причины и запишите их.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




5.Выделение форм воспитания по преимущественному компоненту:

  • словесно логические формы - беседа, лекция, дискуссия, собрания, конференции;

  • образно - художественные формы - дискотеки, рок - концерты, «тусовки» неформалов, творческие конкурсы;

  • трудовые формы - субботники, отряды по благоустройству школы, губернаторские отряды;

  • игровые - соревнования, конкурсы, спортивные игры;

  • психологические формы работы - лекции, беседы, психологические игры, консультации.

Задание. Определите цели каждой группы форм организации воспитания и запишите ниже. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Характеристика некоторых форм организации воспитания.

Задание. Выберите три формы организации воспитания и дайте им характеристику в свободной форме.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Семинар.

Тема. КТД - одна из форм организации воспитания.

Цель. Познакомить студентов с одной из форм организации воспитания предложенной И.П.Ивановым.

Рекомендации. Подготовить выступление по следующим вопросам.

1.Краткая информация об И.П.Иванове (педагогический словарь).

2. Методика проведения КТД.

3.Картотека КТД.

4. Разработка одного КТД в на дискете, дискете или в тетради.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практическая работа.

Тема. Проектирование воспитательного дела.

Цель. Учить планировать воспитательное дело.

Рекомендации. Работа выполняется индивидуально или в группах по 3 -5 человек.

Использовать материалы кабинета педагогической практики и библиотеки.

Схема оформления воспитательного дела.

Число_______. Класс__________.Кол-во учащихся _______________.

Тема. ____________________________________________________________

Форма.__________________________________________________________

Задачи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка педагога. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка учащихся. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход воспитательного дела.

1. Организационное начало (сообщается тема, план, формируется мотив, делятся учащиеся на группы, распределяется задание ит.д.).

2. Основная часть. Расписывается последовательность прохождения воспитательного дела.

3.Подводятся итоги. Что получилось? Что не получилось? Почему? Кого мы можем похвалить и за что? Или другой вариант.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа.

Тема. Библиотечный час.

Цель. Учиться составлять картотеку воспитательных дел с учетом разных сторон воспитания.

Рекомендации. Составить картотеку с учетом возраста и задач воспитания.

За основу взять журналы: «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Педагогика» и другие. Записи сделать в отдельной тетрадке или на дискете, дискете.


Наблюдение.

Тема. Наблюдение и анализ КТД.

Цель. Учиться приводить и анализировать воспитательные дела по методике И.П.Иванова.

Рекомендации. До наблюдения в школе составьте вопросы для анализа и покажите преподавателю. Желательно оформить анализ в таблицу.

Школа ______. Класс ________. Кол - во учащихся _____________.

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________

Тема. ______________________________________________________

Задачи____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Начало воспитательного дела __________конец занятия ____________________.





Вопросы

Анализ







Вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контроль.

Тема. Формы организации воспитания.

Цель. Формирование профессиональных качеств личности. Учить объективности при выставлении отметки.

Рекомендации. Устный опрос в форме «ручейка». За неделю до контрольного урока прошу составить вопросы для опроса. Лучший вариант будет взят за основу при контроле.

Для качественной проверки знаний обговариваем условия. Студенты сами определяют их. Со стороны педагога тактичная корректировка условий.



Формирование личности в процессе воспитания.

План.

1.Проблемы содержания воспитания.

2.Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.

3.Гражданское воспитание молодежи.

4.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся.

5.Эстетическое воспитание школьников.

6.Физическое воспитание молодежи.
Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция. Формирование личности в процессе воспитания.

2.Семинар. Великие о прекрасном.

3.Практическая работа. Разработать план проведения субботника.

4.Самостоятельная работа. Библиотечный час.

5.Наблюдение. Педагогическое исследование

6.Контроль. По выбору студента. Тест или устно.
1.Проблемы содержания воспитания.

Ученые в настоящее время склонны рассматривать содержание образования и воспитания как единое содержание целостного педагогического процесса, поскольку в образовательных программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах, учебниках) даются в единстве, как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения.

Однако школы до недавнего времени имели еще особые программы по воспитанию школьников, на основе которых велась внеурочная воспитательная работа («Примерное содержание воспитания школьников» под редакцией И.С.Марьенко 1984г.).

Что это такое - « содержание воспитания», каким должно быть содержание воспитательной работы в школе, семье, во внешкольных учреждениях и организациях?

Надо ли иметь программы воспитания школьников как основу для воспитательной работы классных руководителей и других педагогов? Рассмотрим эти вопросы с позиции педагогической теории и практики.

Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный, внутренний мир личности.

Рассмотрим, что же имеется в виду, когда говорят о содержании воспитания.

Первая позиция. Это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества.

Вторая позиция. Содержание воспитания раскрывается с позиции личностного подхода как совокупности индивидуальных качеств, принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей.

Третья позиция. Под содержанием воспитания понимается воспитательная деятельность учреждения: определение целей и задач работы, видов и форм деятельности воспитателей и воспитанников.

В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания.

Задание. Заполните пропуски в таблице. При работе с таблицей используйте учебники педагогики Л.П.Крившенко, П.И.Пидкасистого, Л.Д.Столяренко.

Работать можно в парах, в группе не более 4 человек.





Автор подхода к содержанию воспитания

Содержание воспитания по предложенному подходу

Плюсы данного содержания

Минусы данного содержания.

Традиционный подход с 1917 – 1990г.

Цель – воспитание всесторонне развитой личности.

Направления: умственное, идейно – политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание.



Была разработана программа по содержанию воспитания для всех классов. Классному руководителю было легко планировать работу с учащимися.

Подвергнут критике за функционализм и внеличностную направленность.

О.С.Газман.после 1990 года. Базовая культура личности.



Личность ученика, развитие его личностных качеств выступаеткак цель воспитания, а культура общества, ее элементы, состовляющие-знания, опыт являются содержанием и средством воспитания.




Н.Е.Щуркова























Задание. Какой из описных подходов с вашей точки зрения более разумный? Почему вы так думаете? Попытайтесь аргументировано доказать свою позицию.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.

Задание. Представьте, что вы учитель педагогики. Через три дня вам нужно выдать эту тему студентам. Разработайте содержание темы с учетом вашего отделения и особенностей студентов вашей группы.

3.Гражданское воспитание молодежи.

Задание. Составьте шпаргалку по данной теме используя различную литературу.

4.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся.

Задание. Заполните таблицу. И устно составьте ответ на 4 вопрос плана.


Вопросы

Ответы по содержанию трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников.

Дайте определение трудовому воспитанию.





Раскройте развитие трудового воспитания используя мнение классиков педагогики и время.

И.Г.Песталоцци в 19веке говорил……….
В России до 1917 года…………


Каковы задачи трудового воспитания на современном этапе развития общества




Назовите функции трудового воспитания и раскройте их.





Перечислите виды детского и дайте им краткую характеристику.



Перечислите пути решения задач трудового воспитания и приведите примеры.




Назовите педагогические условия эффективности детского труда.





Какова методика организации детского труда.






Дайте определение понятию профориентация.





Назовите и раскройте кратко виды профориентации школьников.





Назовите типы профессиональных консультаций.





Назовите типичные ошибки в выборе профессии.




В чем отличие понятий трудовое воспитание и культура труда.



5.Эстетическое воспитание школьников.

Задание. По данной теме составьте опорный конспект, включив ответы на следующие пункты. Определение, из истории вопроса, виды искусств, задачи, средства, методы, формы, методика проведения занятий по эстетическому воспитанию.

6.Физическое воспитание молодежи.

Задание. Напишите статью в местную газету под названием «Физическое воспитание молодежи», показав значимость данного вида воспитания для современной молодежи с учетом вашей просветительской деятельности как будущего педагога.

Семинар.

Тема. Великие о прекрасном.

Цель. Расширять кругозор студентов.

Рекомендации. Студенты по выбору готовят выступление о писателе, художнике, композиторе, философе, педагоге и демонстрируют результаты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическая работа.


<< предыдущая страница   следующая страница >>