Рабочая программа «Всеобщая история. История Средних веков» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа «Всеобщая история. История Средних веков» - страница №1/1

Рабочая программа «Всеобщая история. История Средних веков» 6 класс. 32 часа




Рабочая программа

«Всеобщая История. История Средних веков»

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа «Всеобщая История. История Средних веков» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы образовательной системы «Школа 2100» М.: Баласс, 2010).

В рабочей программе отражены цели и задачи изучения всеобщей истории на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:



  • Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С.М. Всеобщая история. Средние века.- М.: Баласс, 2009.

  • Данилов Д.Д., Давыдова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история Средних веков» 6 кл. – М.: Баласс, 2008

  • Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» «Всеобщая история» 6 кл. - М.: Баласс, 2010

  • Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007

Указанные в стандарте 2004 г. цели изучения истории сформулированы в данной программе в виде линий развития личности средствами предмета – так, как это принято в развивающей Образовательной системе «Школа 2100»:

Цели обучения по программе – в виде линий развития личности ученика средствами предмета «история»

Соответствие линий развития авторской программы целям Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории


1–2. Овладение исторической картиной мира:

умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.



3. Формирование открытого исторического мышления:

умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности:

умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выработанную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности:

умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.




  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации.

  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Цели обучения. Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.

4-я линия развития. Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

5-я линия развития. Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:



  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

  • умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

  • умение передавать содержание текстов сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять планы, тезисы конспекта;

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

  • умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Рабочая программа рассчитана на 32 часа. Из них 2 часа повторительно-обобщающие уроки по разделам, 2 часа на контрольные работы, 1 час на работу с ошибками, 1 час на урок-викторину.


Основное содержание

I. Введение. Рубеж древности и Средневековья. (2 часа)

Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?

Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.

Модуль 1.

I. Рождение средневековых цивилизаций

Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа)

Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).

Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.

Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.

Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (3 часа)

Расцвет Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).



Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века (4 часа)

Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.



Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.

Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.

Обобщение и контроль. (3 часа)
Модуль 2. Судьбы средневековых цивилизаций

Тема 4.Особенности католической Европы. XXV века. (4 часа)

Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.

Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей

Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.



Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).

Тема 5. Страны католической Европы. XIXV века. (5 часов)

Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д’Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уота Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.

Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 часа)

Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.



Обобщение и контроль. (3 часа)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 6 КЛАССА

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.

  • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.

  • Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.)

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история 6 класс

№ уроков

Кол-во

часов


Тема уроков

Тип урока

Формирование универсальных учебных действий

Вид контроля, самостоятельной деятельности

ЦОР

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.

1

Введение: что такое история средних веков

Изучение нового материала

Уметь: устанавливать историческую связь между периодами истории; показывать преемственность

Работа с лентой времени

Презентация

2.

1

Рубеж Древности и Средневековья.

Комбинированный

Уметь: работать с контурной картой; описывать образ жизни, быт германских племен; называть существенные черты процесса образования государств

Фронтальный опрос

Презентация

Модуль 1.

  1. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Запад христианского мира

3.

1

От варварских королевств к империи Карла Великого.

Комбинированный

Уметь: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом

Работа с картой

Презентация

Анимированная карта «Империя Карла Великого»




4.

1

Рождение феодального общества.

Комбинированный

Уметь: описывать занятия и образ жизни разных слоев раннефеодального общества; работать с фрагментами исторической литературы

Устные ответы на вопросы

Интерактивный урок. Изучается зарождение феодальных отношений в Западной Европе

5.

1

Феодальная раздробленность.

Комбинированный


уметь: работать с исторической и контурной картами; описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества

Работа со схемой

Интерактивный урок. Рассматривается процесс распада империи Карла Великого, причины и начало феодальной раздробленности

6.

1

Времена викингов.

Комбинированный


Уметь: показывать на исторической карте направление походов норманнов; сравнивать власть короля и власть крупных феодалов

Исторически диктант

Карта "Походы викингов"

Интерактивный урок



Восток христианского мира. V—XI века

7.

1

Византийская империя.

Изучение нового материала

Уметь: выделять признаки исторической эпохи, определять черты, подтверждающие своеобразие Византийской империи; составлять схемы и таблицы, работать с контурной картой

Составление вопросов

Анимированная карта «Византийская империя»

Интерактивный урок.



8.

1

Государства славян и кочевников.

Комбинированный


Уметь: определять характерные черты процесса создания славянских государств; работать с исторической картой; сравнивать образ жизни древних германцев и славян

Составление таблицы

Карта Болгарское царство»

Карта «Византийская империя и славяне»



Интерактивный урок

9.

1

Раскол христианской церкви.

Комбинированный


Уметь: описывать устройство христианской церкви; излагать суждения о христианской церкви в период раннего Средневековья

Составление рассказа о христианской церкви

Интерактивный урок. Рассматриваются причины раскола христианской церкви и образования католической и православной цивилизаций

Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века.

10.

1

Свет ислама.


Комбинированный


Уметь: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления христиан и мусульман

Работа с картой

Интерактивный урок. Изучаются условия зарождения и отличительные особенности исламской религии

11.

1

Рождение исламского мира.

Комбинированный


Уметь: работать с исторической картой; называть основные события истории халифата; объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата

Составление кроссворда

Интерактивный урок. Изучаются арабские завоевания и особенности исламской цивилизации

12.

1

Крестовые походы.

Применение знаний и умений


Уметь: работать с исторической картой, источниками; выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах; сравнение целей участников походов

Составление таблицы

Интерактивный урок. Рассматриваются причины и последствия походов крестоносцев Европы на Восток

13.

1

Монгольские завоевания.

Комбинированный


Уметь: определять ступень развития монгольских племен и причины успешности монгольских завоеваний

Составление рассказа о Чингисхане

Интерактивный урок. Рассматриваются причины и глобальные последствия монгольских завоеваний

14.

1

Общий взгляд на возникновение и взаимодействие средневековых цивилизаций.

Обобщение и систематизация знаний

Уметь; определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи

Составление сравнительной таблицы

Интерактивный урок. Осуществляется повторение и обобщение истории возникновения и взаимодействия католической, православной и исламской цивилизаций

15.

1

Контрольная работа по модулю «Рождение средневековых цивилизаций»

Контроль знаний

Уметь; определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи

Контрольная работа




16.

1

Работа над ошибками

Итоговый по теме










Модуль 2

  1. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Особенности католической Европы. X-XV века

17.

1

Города Европы

Комбинированный


Уметь: описывать средневековый город; называть характерные черты устройства средневекового города; раскрывать причинно- следственные связи возникновения городов

Исторический диктант

Интерактивный урок Изучаются процессы возрождения городов, развития ремесла и торговли, городского самоуправления в Западной Европе в X - XV вв.

18.

1

Феодальный мир

Комбинированный


Уметь: характеризовать основные признаки феодального общества, жизнь и быт различных социальных слоев населения; анализировать исторические явления на примере положения различных сословий; раскрывать особенности рыцарской культуры; работать с историческими документами

Работа с историческими источниками

Интерактивный урок. Изучаются быт и взаимоотношения феодалов и зависимых крестьян Западной Европы XI - XV вв.

19.

1

Сила католической церкви.

Комбинированный


Уметь: выделять существенные черты религиозных воззрений людей в эпоху Средневековья; называть

причины существования двух христианских церквей; анализировать исторические документы




Интерактивный урок. Рассматривается положение католической церкви в Западной Европе, ее отношения со светскими властями

20.

1

Культура католического мира.

Комбинированный


Уметь: выделять существенные черты представлений средневекового человека о мире; составлять описание средневековых памятников; описывать особенности средневековой культуры, Работать с историческими источниками




Интерактивный урок. Изучается развитие образования, науки, архитектуры и искусства Западной Европы в X - XV вв.

Страны католической Европы. XI-XV века

21.

1

Раздробленность в Англии и Франции.

Комбинированный


Уметь: работать с исторической и контурной картой; раскрывать общее и особенное в процессе раздробленности европейских государств в Средние века

Работа с картой

Интерактивный урок. Изучаются процессы усиления королевской власти и формирования сословно-представительных монархий

22.

1

Столетняя война

Комбинированный


Уметь: определять причины, характер и значение феодальных войн; характеризовать роль личности в истории;

Составление таблицы

Интерактивный урок. Изучаются причины и основные события Столетней войны

23.

1

Централизация Англии и Франции

Комбинированный


Уметь: работать с исторической и контурной картами; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерии и Уота Тайлера

Составление развернутого плана

Интерактивный урок. Изучается завершение Столетней войны и процессов формирования централизованных государств

24.

1

Итальянское Возрождение

Комбинированный


Уметь: раскрывать общее и особенное в процессе завершения объединения и управления европейских государств; работать с исторической и контурной картами

Исторический диктант

Интерактивный урок. Рассматриваются развитие средневековых итальянских государств, формирование философии гуманизма и искусства Возрождения

25.

1

Границы Священной империи.

Комбинированный


Уметь: составлять описание средневековых памятников эпохи Возрождения; описывать особенности средневековой культуры. Работать с историческими источниками

Составление рассказа об эпохе Возрождения

Интерактивный урок. Изучается история германских государств и западных славян в X - XV вв.

Судьба средневековых цивилизаций

26.

1

Рубежи православия и ислама

Комбинированный


Уметь: работать с исторической картой; выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

Работа с картой

Интерактивный урок. Изучается история поздней Византии и завоевания турков-османов

27.

1

Индийская средневековая цивилизация. V-XV века.

Комбинированный


Уметь: перечислять признаки цивилизации, сравнивать образ жизни индийцев, работать с исторической и контурной картами

Составление кроссворда

Интерактивный урок. Рассматриваются отличительные особенности средневековой Индии

28.

1

Дальневосточный мир Китая и Японии. V-XV века

Комбинированный


Уметь: перечислять признаки цивилизации, сравнивать образ жизни китайцев и японцев, работать с исторической и контурной картами

Тест

Интерактивный урок

29.

1

Где закончилось Средневековье?

Комбинированный


Уметь: работать с исторической и контурной картой; выделять признаки, используя текст учебника и источников, определять мотивы поступков людей прошедшей эпохи; сравнивать образ жизни Восточной и Западной цивилизаций







30.

1

Общий взгляд на историю Средневековья.

Обобщение и систематизация знаний

Уметь: работать с исторической и контурной картой; сравнивать образы жизни народов

Работа в группах, составление сравнительной таблицы




31.

1

Контрольная работа по модулю «Развитие средневековых цивилизаций»

Контроль знаний

Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи

Контрольная работа




32

1

История средних веков

Игра-викторина

Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи

Работа в группах





Перечень учебно-методических средств обучения

Методические пособия для учителя:

  1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М.: ВЛАДОС 2005.

  2. Борзак, Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2006.

  3. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : ВЛАДОС, 2003.

  4. Уколова, И. Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уколе ва. - М. : Росмэн, 2005.

  5. Грибов, В. С. Дидактический материал : пособие для учителя / В. С. Грибов. - ВЛАДОС- Пресс, 2007.

  6. Дричак, А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. - Волгоград : Экстремум, 2005.

  7. Алебастрова, А. А. Проверочные материал по всеобщей истории за 6 класс: Средние века : метод, пособие / А. А. Алебастрова. - М. : Феникс, 2010.

  8. Кишенкова, О. В. Сборник тематических тестов по истории Средних веков для учащихся 6 кл. / О. В. Кишенкова. - М.: Интеллект-центр, 2008.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Х.Драхлер, А. Всеобщая история : передовой опыт / А. Драхлер. - М. : ВЛАДОС, 2002.

  2. Евтухов, И. О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков : справочное пособие / И. О. Евтухов, В. А. Федоскин, А. А. Прохоров. - М. : Книжный дом, 2004.

  3. Яновский, О. А. Всемирная история : в 3 ч. / О. А. Яновский. - М.: Юнипресс, 2002.

  4. Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5-11 кл. / М. П. Чернова. - М.: Экзамен, 2008.

  5. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. - М. : ACT, 1996.

Дополнительная литература для учащихся:

      1. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М. : Вече, 2007.

      2. История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М. : Слово, 1996.

      3. Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова. - М. : ACT, 2010.

      4. Рыжов, К. В. Все монархи мира. Западная Европа: книга для учащихся / К. Рыжов. - М. : Вече, 2001.

      5. Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М. : Вече, 2001.

      6. Цибульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цыбульский. - М.: Просвещение, 1982.

      7. Энциклопедия для детей. Т. 1: Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. - М. : Аванта+,1996

Наглядно-демонстрационные пособия.

Таблицы по основным разделам «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие).

Схемы по основным разделам «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века» (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и провесов истории).

Всеобщая история в таблицах и схемах.

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века».

Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX века.

Атлас «Зарубежная история». 5-11 классы. «Атлас школьника».

Атлас Всемирной историй.



Карты:

  1. Европа в ранее Средневековье. Великое переселение народов;

  2. Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья;

  3. Восточная Римская империя и славяне во второй половине VI - VII в.;

  4. Раздел империи Карла Великого 843-870 гг.;

  5. Халифат Аббасидов VIII-IX вв.;

  6. Восточная Европа в VIII-X вв.;

  7. Норманнские завоевания VIII—XI вв.;

  8. Средиземноморская Африка. Каталонская карта 1375 г.;

  9. Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы;

  10. Столетняя война 1337-1453 гг.;

  11. Гуситские войны 1419-1434 гг.

Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по всеобщей истории:



  • электронное учебно-наглядное пособие «Презентации по истории Древнего мира и Средних веков» (CD);

  • интерактивное наглядное пособие «История Древнего мира и Средних веков» (CD);

  • мультимедийное учебное пособие «История Средних веков. 6 класс» (CD и DVD);

  • игровые компьютерные программы по «Всеобщей истории» (CD).

Электронный учебник по истории для 5-8 классов (CD);

Электронный сборник кроссвордов по истории Средних веков (CD);

Видеофильмы «Всеобщая история», (DVD);

Слайды (диапозитивы) по «Всеобщей истории».



  • Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.



Экран проекционный.