Рабочая программа учебной дисциплины западное полушарие в системах международных отношений конца XV начала XXI в - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методология исследования... 2 429.36kb.
1. аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы философии 10 1303.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины американская общественно-политическая... 1 308.31kb.
Программа учебной дисциплины Региональные аспекты современных международных... 1 234.87kb.
Школа региональных и международных исследований рабочая программа... 1 165.31kb.
Школа региональных и международных исследований рабочая программа... 3 653.22kb.
Школа региональных и международных исследований рабочая программа... 1 137.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Анализ международных... 1 312.01kb.
Начала XXI вв. Учебно-методический комплекс дисциплины 6 3038.14kb.
Программа учебной дисциплины 2 591.58kb.
Рабочая программа по учебной дисциплине Средства коммутации в системах 1 268.23kb.
Тур хейердал 10 3505.1kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины западное полушарие в системах международных - страница №1/2

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Западное полушарие в системах международных отношений конца XV – начала XXI в.
Western Hemisphere in IR systems

(since the end of XVth till the beginning of XXIst century)
Язык(и) обучения русский
Трудоемкость 6 зачетных единиц

Регистрационный номер

рабочей программы:


Код

года утверждения

/

Код факультета или иного

структурного подразделения

/

Порядковый номер

или шифр

Санкт-Петербург

2011
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий
1.1.Цели и задачи учебных занятий

Дать магистрантам, обучающимся по программе американские исследования, углубленные специальные знания об исторической эволюции места и роли Западного полушария и его отдельных стран в системах международных отношений и мировой политики с конца XV – до начала XXI в



1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Приступая к изучению данной учебной дисциплины, студент должен быть способен осуществлять письменную коммуникацию, в том числе на иностранных языках и с использованием современных информационных технологий, использовать неадаптированные материалы на иностранных языках, в том числе учебные, критически переосмысливать накопленный научный опыт, а также ориентироваться в информационных потоках современного мира.

Учащиеся должны также обладать базовыми знаниями в области истории и теории международных отношений, истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время .

1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)


Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОК-1

способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень

ОК-3

способность к адекватной оценке результатов своей профессиональной деятельности

ОК-4

способность к получению новых знаний, умений и навыков, к адаптации к новым условиям профессиональной деятельности в соответствии с принципом непрерывного образования

ОК-5

способность к систематизации информации с помощью методов, принятых в социальных и гуманитарных науках, а также применять их на практике, в том числе с использованием современных информационных технологий

ОК-11

способность применять на практике знание риторики, профессионального и академического этикета, способен грамотно аргументировать свою позицию

ОК-13

способность аргументировать собственную позицию

ОК-14

способность выполнять распоряжения руководителя, выстраивать равноправные отношения с коллегами, поддерживать рабочую атмосферу

ОК-16

способность использовать неадаптированные материалы на иностранных языках, в том числе учебные

ОК-17

способность критически переосмысливать накопленный научный и профессиональный опыт

ОК-25

способность творчески подходить к порученному заданию

ОК-26

способность формировать самостоятельные и независимые суждения в профессиональной сфере

ПК-5

способность пользоваться понятийно-категориальным аппаратом современных социальных и гуманитарных наук


1.4. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися

Студент, изучивший данную дисциплину, должен: знать основные этапы истории "вхождения" Западного полушария в мировую политику и эволюции его положения в мировых системах с конца XV до начала XXI в., специфику воздействия европейской и мировой политики на международное положение Нового Света; уметь адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, творчески подходить к порученному заданию, владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области истории международных отношений и внешней политики, а также навыками формирования самостоятельных и независимых суждений в профессиональной сфере в целом.


1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

В рамках дисциплины предусмотрено проведение семинаров в объеме не менее 34 аудиторных часов


1.6. Организация учебных занятий

Указываются распределение трудоемкости и объемов учебной работы, а также рекомендуемые границы наполняемости учебных групп по модулям и видам учебной работы в таблице


Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объем активных и интер-активных форм обучения

Трудоемкость

лекции

семинары

консультации

Практические хзанятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Под руководством преподавателя

В присутствии преподавателя

Без участия преподавателя

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

По формам обучения

Модуль 1

32

34

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

119







34

6




20

20



















20













































































































ИТОГО

32

34

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

119







34

6


Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице

Виды, формы и сроки

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Очная форма обучения

Модуль 1

экзамен

1 год обучения,

18 – 21 недели



Оценка работы на семинаре

1 год обучения, 1 – 17 недели
















Очно-заочная форма обучения































Заочная форма обучения
































1.8. Структура и содержание учебных занятий

Указываются введенные модули, а также темы, разделы с подробным изложением содержания и распределением объемов учебной работы
Тема 1. Содержание лекций:

Международно-правовой аспект колониальной экспансии в эпоху Великих географических открытий. Проблема определения юридического статуса земель, расположенных за пределами Европы. Открытие Нового Света Колумбом и соперничество Кастилии и Португалии. Буллы папы Александра VI, их содержание. Тордесильясский договор о “разделе мира”. Александрийско-тордесильясская система: ее характеристики.


Тема 1. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии о международно-правовом статусе колониальной экспансии Испании и Португалии XV – XVI вв.


Тема 2. Содержание лекций:

Испанская и португальская экспансия в Америке. Формирование двух колониальных империй. Начало колониальной экспансии Англии и Франции и ее правовой статус. Заявления Франциска I. Спор о “Наследстве Адама”. Французские экспедиции в Северную и Южную Америку и реакция Испании и Португалии. Колониальные проблемы и франко-испанские отношения середины – второй половины XVI в. Выработка “Доктрины двух сфер”. Испанская реакция на экспедиции Вильганьона, Лодоньера и Рибо. Начало англо-испанского соперничества и вопрос о статусе заморских земель. Экспедиции Хокинса, Дрейка и Рэли, их политические последствия. Кризис в англо-испанских отношениях -позиция правительства Елизаветы I по поводу испанских притязаний. Памфлеты и трактаты Р. Хэклута, С. Перчеса.


Тема 2. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии на тему «Доктрина двух сфер - ее историческое значение».


Тема 3. Содержание лекций:

Проникновение англичан, французов и голландцев в Южную Америку. Колонизация Гвианы. Голландская оккупация Бразилии. Возникновение первых постоянных английских, французских и голландских поселений в Северной Америке, их международно-правовой статус. Начало англо-французского соперничества в Северной Америке. Первые конфликты в колониях. Основные зоны пересечения интересов колониальных держав. Западное полушарие континент и Вестфальская система. Проникновение англичан, французов и голландцев в Карибский бассейн. Изменения на политической карте колониальной Америки в середине XVII в. Договор в Бреда (1667). Мадридский договор (1670 г.). Англо-французский договор об “американском нейтралитете” (1685).


Тема 3. Задания для семинаров:

Обсудить текст 1, с. 201-205, 221-234 из списка обязательной литературы


Тема 4. Содержание лекций:

Начало англо-португальского сближения и его воздействие на ситуацию в Америке. Метуэнский договор. Изменение характера англо-французского соперничества после Славной революции. Американские театры военных действий в период Войны Аугсбургской лиги и Войны за испанское наследство. Цели сторон в этих конфликтах. Борьба за Асьенто. Утрехтский мир: ситуация в Южной Америке и новая расстановка сил в Северной Америке.


Тема 4. Задания для семинаров:

Обсудить текст 1, с. 304-317, 483-516 из списка обязательной литературы


Тема 5. Содержание лекций:

Территориальные споры в колониальной Америке в 1710-50-е гг. между Англией, Францией и Испанией. Воздействие европейской политики на ситуацию в Новом Свете. Западное полушарие в период англо-испанской войны (Войны из-за уха Дженкинса) и Войны за австрийское наследство. Обострение англо-французского соперничества в Северной Америке в 1750-е гг. Конфликт в долине Огайо. Апелляция противоборствующих сторон к общественному мнению. Начало военных действий в колониях. Семилетняя война. Изменение стратегии английского правительства. Военные кампании Питта-старшего. Английское завоевание Канады. Парижский мир (1763).


Тема 5. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии "Западное полушарие и общеевропейские войны середины XVIII в.: была ли Америка завоевана в Германии?"


Тема 6. Содержание лекций:

Англо-испанские отношения в Северной Америке в 1760–70-е гг. Испано-португальские отношения в Южной Америке: проблема границ - мадридский договор (1750) и договор в Санто-Идельфонсо (1777). Первый и второй Фолклендские кризисы (вторая половина 1760-х - начало 1770-х гг.). Международный резонанс Американской революции. Позиция великих европейских держав по отношению к конфликту Великобритании и ее колоний. Франко-американские договоры, вступление в войну Франции. Позиция Испании и Голландии - их вступление в войну. Изменение характера войны. Боевые действия в различных точках Западного полушария. Позиция других европейских держав по отношению к Войне за независимость. Английские колонии на территории Канады в планах воюющих сторон. Война за независимость США и Испанская Америка. Парижский мир (1783). Новая политическая карта Северной Америки


Тема 6. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии на тему «Роль “внешнего” фактора в Войне за Независимость США»


Тема 7. Содержание лекций:

Место США в международных отношениях конца XVIII начала XIX в. Европейские страны и Западное полушарие. континент. Интересы Англии, Испании, России в Северной Америке. Кризис Нутка-Саунд. Англо-американские и франко-американские отношения в конце XVIII - начале XIX в. Северная Америка и европейская политика начала XIX в. Уступка Луизианы Франции. Колониальные проекты Наполеона. Революция на Гаити, ее внешнеполитический аспект. Продажа Луизианы Соединенным Штатам. Англо-американские отношения в начале XIX в. Англо-американская война 1812–1814 гг. и ее международный резонанс. Гентский мир (1814). Англо-американский договор 1818 г. Испано-американские отношения в начале XIX в. Присоединение западной и восточной Флориды к США. Договор Ониса/Трансконтинентальный (1819), его значение.


Тема 7. Задания для семинаров:

Обсудить текст 5 (соответствующие главы) из списка обязательной литературы


Тема 8. Содержание лекций:

Война за независимость в Латинской Америке, ее международный резонанс. Провозглашение независимости Бразилии. Проблема международного признания латиноамериканских государств. Позиция держав Священного союза: вопрос об интервенции. Позиция Великобритании, ее обращение к США. Позиция США: "Доктрина Монро". Становление внешней политики государств Латинской Америки. Территориальные споры. Война Бразилии и Аргентины 1825-1828 гг. Международные противоречия в регионе.


Тема 8. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии на тему «Роль “внешнего” фактора в Войне за Независимость в Испанской Америке»


Тема 9. Содержание лекций:

Орегонский вопрос: притязания Великобритании, России и США. Позиция России: русско-английский договор (1825 г.) и русско-американская конвенция. "Арустукская война" и договор Уэбстера-Ашбертона. Договор 1846 г. Провозглашение независимости Техаса, техасский вопрос в международных отношениях конца 30-х - начала 40-х гг. Аннексия Техаса США; позиция Мексики. Американо-мексиканская война (1844-1846 гг.), ее итоги. Борьба Бразилии и Аргентины за гегемонию в бассейне Ла-Платы. Война 1825–1828 гг. Провозглашение независимости Уругвая. Позиция Великобритании. Повторное установление британского контроля над Фолкдендскими островами (1833 г.). Позиция Испании по отношению к странам Латинской Америки в 1830–60-е гг.


Поддержка Бразилией Уругвая и Парагвая в 1830–50-е гг. Вопрос о признании независимости Гаити. Имущественные претензии французского правительства. Соглашение 1825 г. Отношения Франции и Гаити в 1830-е – начале 1840-х гг. Идея установления французского протектората над островом.
Тема 9. Задания для семинаров:

Обсудить текст 5 (соответствующие главы) из списка обязательной литературы


Тема 10. Содержание лекций:

Западное полушарие в планах Наполеона III. Великобритания, Франция и Испания и проблема мексиканского долга. Французская интервенция в Мексику. Позиция США. Падение режима Максимилиана I. Провозглашение независимости Доминиканской республики от Гаити (1844). Гаитяно-доминиканский конфликт 1844–1856 гг. и позиция великих держав. Переговоры Доминиканской республики с США и Францией о присоединении к одной из этих стран. Аннексия территории Доминиканской республики Испанией (1861). Восстание против испанского господства и окончательное изгнание испанцев с острова (1865). Новые переговоры о присоединении страны к США. Конфликты в ЛА в середине XIX в. Перуано-эквадорская война (1858–1860 гг. ). Противоречия между Испанией и Перу: «капитуляция Аякучо» и проблема перуанского долга. Инцидент Таламбо, испанский ультиматум Перу и захват острова Чинча. Начало боевых действий между Испанией и Перу (Первая Тихоокеанская война/война за острова Чинча). Вступление в войну Чили, Эквадора и Боливии. Конфликты в бассейне Ла-Платы и позиция Великобритании. Бразильская интервенция в Уругвай (1864 г.). Договор о Тройственном союзе (1865 г.). Парагвайская война. Ее итоги и последствия для ситуации в регионе. Изменения на политической карте Северной Америки в 1867 г.: образование доминиона Канада и продажа Аляски.


Тема 10. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии на тему "Политика европейских держав в Западном полушарии в середине XIX в." Подготовить сообщения об интересах и политике отдельных европейских держав (Великобритании, Франции, Испании и России) по отношению к Новому Свету.


Тема 11. Содержание лекций:

Территориальные споры в Латинской Америке в последней трети XIX в. Англия, США и Латинская Америка. Вторая Тихоокеанская война (1879-1883 гг.). Панамериканский союз. Доктрина Олни. Восстание на Кубе, позиция США и Великобритании в кубинском вопросе. Возрастание роли Североамериканского континента в мировой экономике. Канада и англо-американские отношения. Идеи англо-американского содружества (Брайс). Внешнеполитический аспект испано-американской войны. Попытки посредничества европейских держав. Позиция Германии. Позиция Англии. Политические итоги испано-американской войны. “Уход” Испании из Западного полушария.


Тема 11. Задания для семинаров:

Обсудить следующие тексты и статьи из списка обязательной литературы: № 19 стр. 42-68


Тема 12. Содержание лекций:

Англо-американские противоречия на Североамериканском континенте. Установление границы на Аляске (1903). Соперничество держав в Мексике. Мексиканская революция и интервенция США. Германское проникновение в Мексику. Усиление позиций США в Центральной Америке. Провозглашение независимости Панамы и строительство Панамского канала. Ситуация на Гаити и в Доминиканской республике. Установление американского контроля над финансами и таможнями Доминиканской республики, ее оккупация американскими войсками (1916). «Автоматическое» вступление Канады в Первую мировую войну. Позиция США по отношению к войне; провозглашение нейтралитета. Попытки Германии склонить Мексику к участию в войне на стороне Центральных Держав. "Телеграмма Циммермана" и вступление США в войну. Вступление в войну Центральноамериканских стран и Бразилии. Позиция остальных стран Западного полушария по отношению к войне.



Тема 12. Задания для семинаров:

Обсудить текст 6 (соответствующие главы) из списка обязательной литературы


Тема 13. Содержание лекций:

Участие стран Западного полушария в Парижской мирной конференции. Проблема ратификации Версальского договора. Позиция США; позиция Мексики. Вступление Канады и большинства стран Латинской Америки в Лигу Наций. Обсуждение международных проблем на V панамериканской конференции (1923 г.). Договор Гондра. Идеи преобразования Панамериканского союза. Интервенции США в странах Карибского бассейна. VI панамериканская конференция; дискуссии о статуте Панамериканского союза. Выход Бразилии из Лиги наций. Англо-американское соперничество в Канаде и Латинской Америке в 1920–30-е гг. Политический и экономический аспект соперничества. Усиление позиций США в экономике стран Западного Полушария в 1920-е гг. и частичное восстановление британских позиций в годы Великой депрессии. Меморандум Кларка и провозглашение США политики «доброго соседа». VII панамериканская конференция (1933 г.). Осуждение интервенционистской политики США. Пакт Сааведра-Лимаса. Перуано-Колумбийско война (1932–1933 гг.) и воздействие на нее соперничества США, Великобритании и Японии. Боливийско-Парагвайская война (1932–1935); роль США и Великобритании в ее развязывании. Международный аспект войны; усилия мирового сообщества по ее прекращению. Связи нацистской Германии и стран Западного полушария. Профашистские движения в странах Южной Америки. Обретение Канадой внешнеполитического суверенитета (1931).


Тема 13. Задания для семинаров:

Обсудить следующие тексты из списка обязательной литературы: № 17 стр. 83-100


Тема 14. Содержание лекций:

Начало войны в Европе и его воздействие на политику и экономику стран Западного полушария. Сокращение хозяйственных связей стран Латинской Америки с Европой. Вступление Канады во Вторую МВ (сентябрь 1939 г.). Изменение роли и места Канады в Антигитлеровской коалиции по ходу войны. Первое консультативное совещание министров иностранных дел американских государств (сентябрь–октябрь 1939 г.). Декларация о нейтралитете, декларация о создании зоны безопасности. Изменения в соотношении сил и влияния ведущих мировых держав в ЛА. Вопрос о судьбе колоний оккупированных европейских стран в Западном полушарии. Второе консультативное совещание министров иностранных дел американских государств (июль 1940 г.). Гаванский акт и конвенция о «временном управлении» европейскими колониями и владениями в Америке. Гаванская декларация («о взаимной помощи и сотрудничестве в обороне американских государств»). Вопросы обороны Западного полушария в англо-американских отношениях 1939–1941 гг. Укрепление позиций США в Северной Атлантике. Вопрос о безопасности Гренландии. Установление американского контроля над островом. Вступление США во Вторую МВ. Стратегические планы держав «Оси» в отношении США. Вопрос о вступлении стран Латинской Америки во Вторую МВ. Позиция США по данному вопросу. Объявление войны державам «Оси» странами Центральной Америки и Карибского бассейна в декабре 1941 г. Американо-мексиканское соглашение и вступление в войну Мексики. Вступление в войну Бразилии. Участие мексиканских и бразильских войск в боевых действиях. Позиция остальных стран Южной Америки по отношению к войне. Третье консультативное совещание министров иностранных дел в Рио-де-Жанейро (январь 1942). Создание Чрезвычайного консультативного комитета по политической обороне и Межамериканского совета обороны. Межамериканские конфликты начала 1940-х гг. Перуано-Эквадорская война 1941–1942 гг. Посредничество стран Латинской Америки в период войны. Укрепление позиций США в ЛА. Страны Западного полушария и создание ООН. Чапультепекская конференция по вопросам войны и мира (февраль–март 1945 г.) Чапультепекская декларация, Экономическая хартия американских государств. Формальное вступление в войну Парагвая, Перу, Эквадора, Чили, Венесуэлы, Уругвая. (февраль 1945 г.). Позиция Аргентины и ее присоединение к Чапультепекской декларации и вступление в войну (март 1945 г.). Межамериканская система к концу войны.


Тема 14. Задания для семинаров:

Обсудить следующие тексты из списка обязательной: № 19 стр. 101-110,


Тема 15. Содержание лекций:

Начало Холодной войны и ситуация в Западном полушарии. Позиция США. Чапультепекский акт. Доктрина Ларрета. Проблемы обороны ("план Трумена"). Конференция в Рио-де-Жанейро и "Межамериканский договор о взаимной помощи" (1947). Межамериканские отношения в конце 1940-х - начале 1950-х - выработка и принятие устава ОАГ. Двусторонние отношения США со странами Латинской Америки. Стратегическое значение отдельных территорий. Канадско-американское военно-политическое сотрудничество. Соглашение НОРАД (1957). Внешнеполитическое положение стран Латинской Америки. Проект южно-атлантического пакта. Интервенция США в Гватемале (1954). Международный аспект Кубинской революции. Карибский кризис и страны Западного полушария. Пруано-эквадорский конфликт 1981 г. (война Пакиша). Проблема Фолклендских/Мальвинских островов. Переговоры между Аргентиной и Великобританией. Позиции сторон. Конфликт 1982 г., его международный резонанс. Интервенция США в Панаме (1989).


Тема 15. Задания для семинаров:

Обсудить следующие тексты из списка обязательной: № 19 стр. 111-158


Тема 16. Содержание лекций:

Изменения в геостратегическом положении Западного полушария после окончания Холодной войны. Интеграционные процессы. Создание НАФТА, международное значение этого события. Интеграция в Южной и Центральной Америке. Отношения стран Латинской Америки и США. Вступление Канады в ОАГ, ее политика в Латинской Америке. Локальные конфликты в Западном полушарии. Интервенция США на Гаити (1994). Пруано-эквадорский конфликт 1995 г. (война Альто-Сенепа) и договор в Бразилиа (1998 г.). Территориальные споры и сепаратистские движения в Западном полушарии на современном этапе.


Тема 16. Задания для семинаров:

Обсудить следующие тексты из списка обязательной литературы: № 19 стр. 159-170, № 17 стр. 1-12


Тема 17. Задания для семинаров:

Подготовиться к дискуссии на тему "Положение Западного полушария в международных отношениях XXI в.: возможные сценарии".


Раздел 2. Обеспечение учебных занятий
2.1. Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Методические рекомендации преподавателю не используются


2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Методические рекомендации для студентов не используются


2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Ведомости оценки учета работы студентов в ходе семинаров, перечень примерных вопросов на экзамене, распространяемый среди студентов, принявших участие в работе семинаров


2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1. Требования к образованию и(или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

Преподаватели, допущенные к преподаванию данной дисциплины, должны обладать ученой степенью кандидата или доктора наук.


2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Требуется работа представителя учебно-вспомогательного персонала в течение одного часа для обеспечения анонимной оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса.

Также требуется работа представителя учебно-вспомогательного персонала в течение пяти минут в начале и в конце каждой лекции и каждого семинара для установки и снятия аудиторного оборудования в случае, если аудитория не оборудована стационарным оборудованием, а также для включения и выключения аудиооборудования в случае, если размер аудитории требует использования микрофона и другого аудиооборудования, необходимого для обеспечения приемлемого уровня слышимости.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкеты, утвержденные в порядке, установленном в СПбГУ


2.3. Материально-техническое обеспечение
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Для проведения лекций требуется аудитория на то количество студентов, которые зачислены на магистерскую программу «Американские исследования», исходя из требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса, изложенных в Образовательном стандарте Санкт-петербургского государственного университета для магистерских программ. Для проведения семинаров требуются аудитории на аналогичное количество студентов, исходя из тех же требований.


2.3.2 Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Для проведения лекций требуется компьютер с установленной операционной системой "Windows", а также пакетом "Microsoft Office", или эквивалент, способный обрабатывать презентации, выполненные в программе "Microsoft PowerPoint", а также проектор с широкоформатным экраном или широкоформатный монитор. В случае проведения занятий в большой аудитории требуется также микрофон и прочее аудиооборудование, необходимое для обеспечения примлемого уровня слышимости. Для проведения семинаров требуется такой же компьютер и проектор с широкоформатным экраном или широкоформатный монитор, а также интерактивный экран "SmartBoard" или эквивалент.


2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

Нет
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

Нет
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов

Для проведения экзамена требуются экзаменационные листы установленного в СПбГУ образца в количестве соответствующем количеству слушателей.




    1. Информационное обеспечение


2.4.1. Список обязательной литературы


  1. Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII – начале XVIII в. : Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

  2. Американская цивилизация как исторический феномен / Отв. ред Н.Н. Болховитинов. М., 2001.

  3. Изменение геополитической ситуации в латиноамериканском регионе. М., 2009.

  4. Испания и Латинская Америка в мировой политике / Пространство и время в мировой политике и международных отношениях Т. 7. М., 2007.

  5. История внешней политики и дипломатии США, 1775–1877 / Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М., 1994.

  6. История внешней политики и дипломатии США, 1867–1918 / Отв. ред. Г.П. Куропятник. М., 1997.

  7. Латинская Америка в международных отношениях, XX в.: в 2-х т. 1988.

  8. Латинская Америка в новой глобальной расстановке сил. Реф. сб. М., 1996.

  9. Мартынов Б. Ф. Латинская Америка в современной мировой политике. М., 2009.

  10. США на рубеже веков / Отв. ред. С.М. Рогов. М., 2000. (Раздел 1.).

  11. Сударев В.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX в.). М., 2000.

  12. Шемякин Я. Г. Европа и Латинская Америка. Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М., 2001.

  13. Atkins G. P. Latin America in the international political system. (любое издание).

  14. Combs J. A, The history of American foreign policy (любое издание).

  15. Hastedt, G. P. American Foreign Policy : Past, Present, Future: 4th ed. New Jersey : Prentice-Hall, 2000.

  16. Kegley, Ch. W. (Jr.) et al. American foreign policy : Pattern and process (любое издание).

  17. Latin American and Caribbean foreign policy / Ed. by F. O. Mora and J.A.K. Hey. Lanham, MD ; Toronto : Rowman & Littlefield Publishers, 2003.

  18. Schulzinger R. American diplomacy in the twentieth century (второе и последующие издания)

  19. Smith J. The United States and Latin America. A History of American Diplomacy, 1776–2000. London; New York : Rutledge, 2005.

2.4.2. Список дополнительной литературы



Акимов Ю. Г. Основание колонии Новая Шотландия и англо-французское соперничество в Северной Америке (1621–1632) // Американский ежегодник, 2000. М., 2002.

Акимов Ю. Г. У истоков американской внешней политики: Массачусетс и междоусобица в Акадии в 40-е гг. XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2001. Сер. 6. Вып. 2.

Акимов Ю.Г. Доктрина двух сфер и международно-правовой статус колониальной экспансии европейцев (вторая половина XVI –начало XVII в.) // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2004. Сер. 6. Вып.3.

Акимов Ю.Г. От папских булл к первому разделу мира: международно-правовой статус колониальной экспансии европейцев во второй половине XV в. // Исследования международных отношений. Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

Акимов Ю.Г. Дипломатическая борьба за Североамериканский континент на рубеже XVII–XVIII вв. // Америка и мир: история и современность. Сборник статей в честь 70-летия профессора Бориса Анатольевича Ширяева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

Альперович М.С. К предыстории нутка-зундского кризиса 1789-1790 годов // Американский ежегодник. М., 1996.

Антясов М.В. Современный панамериканизм. М., 1960.

Аргентина в современном мире. Сб. статей. М., 1994.



Болховитинов Н.Н. Происхождение и характер англо-американской войны 1812 года // От Аляски до Огненной Земли. М., 1967.

Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро. Происхождение и характер М., 1959.

Болховитинов Н.Н. Русская Америка и провозглашение доктрины Монро // Вопросы истории. 1971. № 9.

Браво Л.А. Конфликт в Южной Атлантике. 25 лет спустя // Латинская Америка. 2007. № 7.

Бразилия в современном мире. Сб. статей. М., 1995.



Бугашев С.И. Британский лев против галльского петуха: Очерки англо-французских отношений второй половины XVIII в. (1755–1789 гг.). СПб., 2004.

Владимиров Л.С. Дипломатия США в период испано-американской войны 1898 г. М., 1957.

Гамутилло В.А. Внешняя политика Аргентины после Второй мировой войны. М., 1974.

Глинкин А.Н. Дипломатия Симона Боливара. М., 1991.

Глинкин А.Н., Мартынов Б.Ф., Яковлев П.П. Эволюция латиноамериканской политики США. М., 1982.

Дегтеревская В.Н. Англо-американо-канадское соглашение 1938 года // Из истории политической борьбы в странах Западной Европы в новейшее время. Ярославль, 1986. С. 111–127.

Дегтеревская В.Н. Борьба американской дипломатии против преференциального блока Британской империи (1932–1935) // Из истории политической борьбы в странах Западной Европы в новейшее время. Ярославль, 1988. С. 118–133.

История внешней политики и дипломатии США (1776–1917). Реф. сб. М., 1986.

Канада–США: экономические и политические отношения. М., 1983.

Киселев А.А. Асьенто и англо-испанские отношения в первой половине XVIII в. // Латинская Америка. 2008. № 8.

Киселева О.А. Внешнеполитическая мысль США и планы аннексии Канады в 1865–1871 гг. // Из истории общественной мысли и политических движений в новое и новейшее время. Куйбышев, 1988. С. 45–59.

Колумбия в современном мире. Сб. статей. М., 1995.



Кофман А.Ф. Теория и законы конкисты: первые шаги // Латинская Америка. 2004. № 6.

Кофман А.Ф. Теория и законы конкисты: противостояние // Латинская Америка. 2004. № 8.

Кочегарова Н.И. Внешняя политика Канады после второй мировой войны: к истории отношений Канады с США и Великобританией. М., 1988.

Латинская Америка: внешнеполитические проблемы 70 – начала 80-х годов. Реф. сб. 1983.



Линч Дж. Революции в Испанской Америке: 1808–1826. М., 1979.

Мальвины: колониальная война ХХ века. М., 1984.



Мартыненко Б.А. Канада во второй мировой войне: Формирование “северо-атлантического треугольника”, 1939–1941. Киев, 1986.

Мартынов Б.Ф. Судьба крейсера «Баия». Некоторые мысли о союзничестве в годы Второй мировой войны // Латинская Америка. 2010. № 5.

Мартынов Б.Ф. Новые подробности Чакской войны // Латинская Америка. 2004. № 11.

Марчук Н.Н. Становление национальных государств Латинской Америки. М. 1989.

Матлина А.А. Латинская Америка в меняющемся мире. М.,1992.

Медина М. Соединенные Штаты и Латинская Америка XIX в. (История экспансии США). М., 1974.

Мексика в современном мире. Сб. статей. М., 1994.



Милейковский А.Г. Канада и англо-американские противоречия. М., 1958.

Окунева Л.С. «И кобра закурила» или «Забытый союзник». Военные действия Бразильского экспедиционного корпуса в Италии // Латинская Америка. 2010. № 5.

Окунева Л.С. «Столь успешно начатое дело, стоившее многих трудов…». «Антарктическая Франция» в Бразилии XVI в. // Латинская Америка. 2004. № 12.

Окунева Л.С. Французы – первооткрыватели Бразилии? // Латинская Америка. 2003. №3.

Перу в современном мире. Сб. статей. М., 1994.



Плешков В.Н. Внешняя политика США в конце XVIII в. Л., 1984.

Поздеева Л.В. Англо-американские отношения в годы второй мировой войны. М., 1969.

Потокова Н.В. Аннексия Техаса Соединенными Штатами Америки, 1821–1845 гг. Ростов, 1986.

Рябцев Ю.С. Создание НОРАД и американо-канадские отношения в 1950-е годы // Великобритания, Франция и США в международных отношениях нового и новейшего времени. М., 1985. С. 61–77.

Слезкин Л.Ю. Испано-американская война 1898 года. М., 1956.

Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995.

США в новом мире: пределы могущества. М., 1997.



Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств конца XV – начала XIX в. М.-Л., 1965.

Ткаченко В.А. Вооруженный конфликт в Южной Атлантике 1982 г. Некоторые малоизвестные факты и политико-дипломатические аспекты // Латинская Америка. 2008. № 6.

Хачатуров К.А. Латинская Америка: идеология и внешняя политика. М., 1983.

Центральная Америка в современном мире. Сб. статей. М., 1995.

Центральноамериканский конфликт: от противоборства к урегулированию. М., 1992.

Чепасов А.А. К вопросу о продлении договора о взаимной торговле между США и Канадой // Внешняя политика США в последней трети XIX в. Л., 1991. С. 27–36.

Щелчков А.А. Боливия и фашистские государства Европы накануне Второй мировой войны // Латинская Америка. 2005. № 11.

Эквадор в современном мире. Сб. статей. М., 1995.



Янчук И.И. Политика США в Латинской Америке (1939–1945). М., 1975.

Янчук И.И. Политика США в Латинской Америке, 1918–1928. М., 1982.

Яровой В.В. Происхождение англо-американской войны 1812–1815 годов. Иркутск, 1987.
Adams E. Great Britain and the American Civil War. Gloucester, 1957.

After Tippecanoe: Some Aspects of the War of 1812 / Ed. by Ph.P. Mason. East Lansing, 1963.



Aguilar A. Pan-Americanism from Monroe to the Present: A View from the Other Side. New York, 1968.

следующая страница >>