Рабочая программа учебной дисциплины «языки программирования» Направление подготовки 090900 Информационная безопасность - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Направление бакалавриата 090900. 62 «Информационная безопасность»... 1 231.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Введение в специальность» Направление... 1 134.03kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 196.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Направление... 1 200.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Международная безопасность... 1 267.72kb.
Программа дисциплины «Курсовая работа по дисциплине Объектно-ориентированное... 1 307.48kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «языки программирования» Направление подготовки - страница №1/2



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
Факультет информатики и вычислительной техники
Кафедра математического и аппаратного обеспечения информационных систем
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе


_________________ А.Ю. Александров
«____»_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Направление подготовки 090900 Информационная безопасность

Квалификация (степень) выпускника 62 – бакалавр

Профиль Информационная безопасность организации

Форма обучения – очная

Учебный план 2013 года приема

Цикл дисциплин – Профессиональный

Компонент цикла дисциплин – Базовая часть

Курс – 1

Семестр – 1, 2

Всего часов – 252

Чебоксары - 2013

Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность, утвержденного приказом Минобрнауки 28.10.2009 г. №496 и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным проректором по учебной работе 13 декабря 2013 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

доцент Л.А. Ильина




ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры МиАОИС факультета ИВТ 03 декабря 2013 г., протокол №3


заведующий кафедрой И.Т. Артемьев
ОДОБРЕНО:

методической комиссией факультета ИВТ 13 декабря 2013 г., протокол №3

декан факультета Б.М. Калмыков
СОГЛАСОВАНО:

начальник

учебно-методического управления М.Ю. Харитонов

1. Цель освоения учебной дисциплины.

Цель дисциплины изучение принципов современного программирования, языков программирования и средств для разработки программ различного уровня сложности.

Задачи дисциплины освоение методик использования программных средств для решения практических задач.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина профессионального цикла базовой части.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента: знание школьного курса информатики и компьютерных технологий;

Является предшествующей для дисциплин: «Технологии и методы программирования», «Базы данных и экспертные системы», «Визуальное программирование».

Дисциплина изучается в 1-2 семестрах, поэтому общекультурные и общепрофессиональные компетенции еще не сформированы
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными:

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8);

общепрофессиональными:

способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2);

способностью использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач (ПК-16).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: современные технические и программные средства взаимодействия с ЭВМ, технологию разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах; основы объектно-ориентированного подхода к программированию;

Уметь: ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования, работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные;

Владеть: языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее, чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня.

4. Структура и содержание учебной дисциплины.
4.1. Структура дисциплины.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Формируемые компетенции (ОК, ПК)

1.

Назначение состав и структура программного обеспечения

Дается общая характеристика языков программирования, области их применения, назначение и состав ПО

ОК-8

ПК-1, 2, 16



2.

Технология разработки алгоритмов и приложений

Рассматриваются основные этапы разработки приложений, определение и свойства алгоритма, способы описания алгоритмов

ОК-8

ПК-1, 2, 16



3.

Программирование на языке высокого уровня

Разбираются элементы языка программирования высокого уровня, операторы, способы организации программ различных структур

ОК-8

ПК-1, 2, 16



4.

Объектно-ориентированное программирование

Даются основные понятия объектно-ориентированного программирования, определение класса, объекта и методы работы с ними. Рассматриваются инкапсуляция, наследование и полиморфизм

ОК-8

ПК-1, 2, 16



5.

Динамические структуры данных


Рассматриваются основные динамические структуры данных: списки, деревья, очереди, методы их создания и применения для решения задач сортировки и поиска

ОК-8

ПК-1, 2, 16




4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

№№

п/п

Аудиторные занятия


Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

Контроль самостоятельной работы

Всего часов

Из них в интерактивной форме



Семестр 1

























Раздел 1.

Назначение, состав и структура программного обеспечения























1.

Тема 1. Организация взаимодействия пользователя с ЭВМ.

2







1




3

2

2.

Тема 2 Общая характеристика языков программирования, области их применения.

2







1




3

2



Раздел 2. Технология разработки алгоритмов и приложений























3.

Тема 3. Основные этапы разработки приложений. Способы описания алгоритмов

2




1

1




4

2

4.

Тема 4. Тестирование и отладка

2




1

1




4

2




Раздел 3. Программирование на языке высокого уровня






















5.

Тема 5. Элементы языка. Структура программы. Операторы.

2




1

1




4

2

6.

Тема 6. Ввод-вывод данных

2




1

2




5

2

7.

Тема 7. Циклы

4




2

2




8

4

8.

Тема 8. Массивы

4




2

2




8

4

9.

Тема 9. Структурные типы и структуры.

4




2

2




8

4

10.

Тема 10. Обработка текстовой информации

2




2

2




6

2

11.

Тема 11. Подпрограммы

2




2

2




6

2

12.

Тема 12. Файлы

4




2

2




8

4




Экзамен










36

5

41







Всего 1 семестр

32




16

55

5

108

32




Семестр 2

























Раздел 4. ООП






















13.

Тема 13. Тип данных класс. Объект.

4




4

2




10

4

14.

Тема 14. Инкапсуляция

4




4

2




10

4

15.

Тема 15. Наследование

4




4

2




10

4

16.

Тема 16. Полиморфизм

4




4

2




10

4

17.

Тема 17. Виртуальные методы

4




4

2




10

4

18.

Тема 18. Конструкторы и деструкторы

4




4

2




10

4




Раздел 5. Динамические структуры данных






















19.

Тема 19. Динамические структуры данных.

4




4

4




12

4

20.

Тема 20. Сортировка и поиск с использованием динамических структур.

4




4

4




12

4




Экзамен










38




38







Курсовая работа










17

5

22







Всего 2 семестр

32




32

75

5

144

32




Итого

64




48

130

10

252

64

Вид промежуточной аттестации: экзамены в 1,2 семестре, курсовая работа во 2 семестре.

4.3. Темы занятий и краткое содержание.

  1. Назначение, состав и структура программного обеспечения. Организация взаимодействия пользователя с ЭВМ. Обработка программ под управлением ОС. Обобщенная структура операционной системы. Краткая характеристика современных операционных систем. Общая характеристика языков программирования, области их применения. Компиляторы и интерпретаторы. Системы программирования.

  2. Технология разработки алгоритмов и приложений. Основные этапы разработки приложений. Определение алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов: словесный, схемный, с помощью псевдокода или языка программирования. Единая система программной документации (ЕСПД): содержание, вид, форма. Методы разработки алгоритмов и программ: нисходящее, восходящее. Модульное представление программ. Структурное программирование. Объектно-ориентированная технология. Тестирование и отладка приложений. Методы тестирования. Типы ошибок. Способы и средства обнаружения и локализации синтаксических и логических ошибок. Организация отладки и тестирования приложений.

  3. Программирование на языке высокого уровня. Процедурное программирование. Элементы языка: алфавит, идентификаторы, константы, выражения, операции, встроенные математические функции. Приоритеты операций. Структура программы. Определение констант и типов данных, объявление переменных и меток. Приведение типов и функции преобразования типов. Операторы. Инструкции ввода-вывода данных. Форматирование выводимой информации. Правила разработки приложений. Организация программ линейной структуры. Документация в исходном коде. Организация программ разветвляющейся и циклической структуры. Одномерные и многомерные статические массивы. Динамические массивы. Структурные типы и структуры.

  4. Обработка текстовой информации. Способы представления текстов. Символы и строки. Встроенные подпрограммы обработки строк.

  5. Подпрограммы. Механизмы передачи параметров в подпрограммы. Локальные и глобальные параметры. Область видимости и время жизни переменной. Побочные эффекты функций и процедур. Математическая рекурсия, рекурсивные подпрограммы.

  6. Текстовые, типизированные и двоичные файлы. Прямой и последовательный доступ.

  7. Введение в объектно-ориентированное программирование (ООП). Тип данных класс. Составляющие класса: поля, методы, одноименные методы, свойства. Объявление класса. Объект. Основные понятия: инкапсуляция, наследование. Полиморфизм и виртуальные методы. Конструкторы и деструкторы.

  8. Динамические структуры данных. Сортировка и поиск с использованием динамических структур.


Содержание лабораторных занятий:

  1. Знакомство с системами программирования. Тестирование и отладка приложений.

  2. Программирование линейных алгоритмов

  3. Программирование алгоритмов ветвления

  4. Программирование циклических алгоритмов

  5. Обработка массивов

  6. Обработка структур

  7. Обработка строк

  8. Программирование с использованием процедур и функций

  9. Обработка текстовых файлов

  10. Обработка бинарных файлов

  11. Определение класса и объектов

  12. Массивы объектов и их обработка

  13. Перегрузка операторов относительно класса

  14. Дружественные функции


5. Образовательные технологии.

При обучении студентов используется со­че­та­ни­е тра­ди­ци­он­ных и ин­но­ва­ци­он­ных пе­да­го­ги­че­ских тех­но­ло­гий.

При про­ве­де­нии лек­ци­он­ных за­ня­тий из­ло­же­ние тео­ре­ти­че­ско­го ма­те­риа­ла со­про­во­ж­дается пре­зен­та­ция­ми (лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция).

Для эф­фек­тив­ной ра­бо­ты сту­ден­тов на лабораторных за­ня­ти­ях фор­ми­руются под­груп­пы чис­лен­но­стью не бо­лее 12 че­ло­век.

Предусматривается про­ве­де­ние от­дель­ных форм те­ку­ще­го кон­тро­ля в ви­де тес­ти­ро­ва­ния.

В про­цес­се пре­по­да­ва­ния дис­ци­п­ли­ны те­мы рас­смат­риваются их на кон­крет­ных при­ме­рах.



№ темы

Вид занятия

Используемые интерактивные технологии

Всего часов

Тема 1. Организация взаимодействия пользователя с ЭВМ.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция

2

Тема 2 Общая характеристика языков программирования, области их применения.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция

2

Тема 3. Основные этапы разработки приложений. Способы описания алгоритмов

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция

2

Тема 4. Тестирование и отладка

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция

2

Тема 5. Элементы языка. Структура программы. Операторы.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация примеров программ

2

Тема 6. Ввод-вывод данных

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация примеров программ

2

Тема 7. Циклы

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 8. Массивы

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 9. Структурные типы и структуры.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 10. Обработка текстовой информации

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

2

Тема 11. Подпрограммы

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

2

Тема 12. Файлы

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 13. Тип данных класс. Объект.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 14. Инкапсуляция

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 15. Наследование

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 16. Полиморфизм

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 17. Виртуальные методы

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 18. Конструкторы и деструкторы

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 19. Динамические структуры данных.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Тема 20. Сортировка и поиск с использованием динамических структур.

Лекция

лек­ция-ви­зуа­ли­за­ция, демонстрация работы примеров программ

4

Итого

64

следующая страница >>