Рабочая программа учебной дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
1. аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы философии 10 1303.61kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... 2 617.25kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины - страница №1/2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества города Белореченск

муниципального образования Белореченский район

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ЦДТ

Шевченко А.Н._________

Протокол педсовета ЦДТ

от 2013 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(КУРСА)

«Класс фортепиано

(наименование объединения)


«Класс фортепиано»

(наименование учебной дисциплины, курса)

3 года

(срок реализации программы)




модифицированная

(вид программы)






8 -17лет

(возраст обучающихся)


Составила: И.П.Мелихова

педагог дополнительного образования



г. Белореченск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В последнее десятилетие XX века существенно изменились условия деятельности детских домов творчества

Такие явления как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в музыкальные школы. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учета индивидуальных способностей к занятиям по фортепиано.

Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательной программы по фортепиано.

Построение образовательного процесса по принципам единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся, ставит преграды в процессе внедрения новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс.

Очевидна все возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере музыки, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Центр образовательного процесса- ребенок, и задача объединения- предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы.

Основная цель: Создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса на уроках фортепиано с учащимися, имеющими низкий уровень природных специальных способностей и низкую мотивацию к обучению.

Данная программа должна обеспечить решение задач индивидуального подхода к обучению на фортепиано, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и ,тем самым, даст возможность большому количеству детей включиться в процесс музыкального образования.



ЗАДАЧИ:

  • Обучая участников объединения способствовать формированию внутреннего мира ребенка, развитию его творческой индивидуальности, художественного воображения.

  • Формировать и развивать навыки фортепьянной игры, выразительности, эмоциональности исполнения.

  • Воспитывать культуру общения, высокие эстетические и нравственные качества.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, 2 академически[ часа фортепиано в неделю.

Работая с учащимся, педагог приобщает его к музыкальной культуре, воспитывает эстетический вкус, развивает его способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать исполняемые произведения.

За время обучения преподаватель должен научить ученика грамотно разбирать нотный текст, уметь осмысленно исполнить наизусть или по нотам выученные как вместе с педагогом, так и самостоятельно музыкальные произведения из репертуара, ознакомить с такими видами музицирования, как ансамбль и аккомпанемент.
Учитывая средние и слабые способности учащихся, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально их развить. Работая с детьми медленного темпа продвижения, преподаватель не должен снижать педагогических требований. Независимо от степени одаренности каждому учащемуся можнопривить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения.

Программа не имеет не только лишь академической направленности репертуара, а предполагает сочетание классики и современных мелодий из мультфильмов и кинофильмов, а также песен народов мира, что способствует поддержанию интереса и расширяет творческий кругозор. Программа рассчитана на музыкально-эстетическое развитие учащегося в целом, не предусматривая при этом углубление в профессиональные тонкости исполнения музыкального материала.

Учитывая проблемы координации учащихся, допустима замена сложных по фактуре классических произведений на несложные обработки и ансамблевые переложения популярной классики.

Предполагается, что новые требования позволят педагогам более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка, обучающегося по данному предмету, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром. Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления в работе постоянно должны присутствовать нетрудные произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка, который должен приобрести учащийся за время обучения в объединении,- навыка разбора и нотного текста.

Предмет «музицирование» включает в себя такие виды деятельности, как подбор по слуху мелодий и аккомпанемента, чтение нотного листа, умение аккомпанимировать и играть в ансамбле.

В данной программе музицирование охватывает весь комплекс предметов, что позволяет формировать устойчивый интерес учащихся в целом к обучению. Эта часть программы, опираясь на песенный репертуар и на популярные музыкальные произведения- классику, так и современную музыку- создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительных навыков. Чтение с листа и подбор по слуху являются эффективными способами развития музыкальных способностей, поэтому они представлены в программе на протяжении всех лет обучения, что способствует полноценному музыкальному развитию учащихся. Увеличение репертуара за счет достаточно легких технически, но ёмких по содержанию произведений (музыка народов мира, классическая и эстрадная музыка), написанных в наиболее удобной фактуре, с нередко упрощенным ритмическим рисунком для простоты чтения нот, с подробно выписываемой аппликатурой, расширяет творческий кругозор учащихся и благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка. Данный материал обучает элементарным исполнительским основам, а именно:



  1. Интонационно-грамотному исполнению музыкальных фраз;

  2. Правильному построению звукового соотношения мелодии и аккомпонемента.

При сохранении предполагаемой последовательности освоения материала, время и уровень его освоения зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и предусматривает разнообразие материала одной степени сложности и вариантность творческих заданий.

Умение музицировать даёт возможность ученикам активно учавствовать в концертах общеобразовательной школы, тем самым поднимая общественную значимость обучения в объединении фортепиано. В классные школьные и шефские концерты можно включить песни со своим сопровождением, ансамблевые номера, а также популярные музыкальные произведения. Результаты процесса обучения оцениваются по полугодиям на контрольных уроках или в форме праздничного концерта.

Каждый год планируеся работа по следующим разделам:


  1. Подбор по слуху мелодий и аккомпанементов.

  2. Чтение с листа.

  3. Разбор и разучивание популярной музыки

Подбор по слуху мелодий на 3-5-х ступенях в 1 классе с последующим усложнением мелодии.

Аккомпанемент на T, S, D с последующим использованием (в 2-3 классах) ступеней II, VI, отклонением в параллельной тональности. Аккомпанемент берётся в виде простого баса с последующим усложнением.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане работы ученика. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать крайне ограниченное время, отведенное на домашнюю подготовку к урокам.

Сведения о формах и методах работы с учащимися преподаватели могут получить в специальной методической литературе.

Формы контроля успеваемости учащихся.


Разнообразные формы контроля соответствуют многостороннему, комплексному обучению учащихся.

  1. Зачет в конце I полугодия.

  2. Переводной зачет в конце II полугодия.

  3. Зачет по самостоятельно выученным произведениям (проводит преподаватель внутри своего фортепианного класса)

Технический зачет (по гаммам и этюдам)

Самостоятельно выученные произведения (одно или два ) учащиеся 1, 2, 3 года обучения показывают на зачете, который рациональнее проводить в самом начале учебного года, сразу после летних каникул в виде классного концерта с совместным обсуждением сыгранных произведений и их исполнения. Уровень трудности произведений на два класса ниже уровня обучения.

Технический зачет сдают учащиеся 2 и 3 года обучения, исполняя 1 этюд в каждом полугодии.

Формой контроля за изучением произведений в качестве ознакомления должны стать контрольные уроки, проводимые в каждом полугодии. Оценивает их преподаватель фортепианного класса.

По заданию преподавателя учащийся играет 1-2 произведения по нотам, в среднем темпе,

можно с предварительным мысленным просмотром, отвечает на вопросы о характере сочинения, тональности или тональном плане произведения.

На этом контрольном уроке осуществляется проверка знаний музыкальных терминов встретившихся в пройденных произведениях.
Программные требования
Программные требования к учащимся 1, 2, 3 года обучения.
В течении учебного года учащиеся обязаны публично исполнить выученную педагогом программу, которой представлен репертуарный комплекс: полифония, этюд и 2 пьеса, одна из которых может быть обработкой популярного классического или эстрадного произведения, а также 1-2 самостоятельно выученных произведения.

Репертуар подбирается несложный и удобный по фактуре, возможно соответствие уровню трудности предыдущего класса. Учащиеся со слабыми данными могут распределить показ программы, охватывающей весь репертуарный комплекс, в течении учебного года. Например этюд и полифония исполняются на зачетах 1-го полугодия и 2 разнохарактерные пьесы, одна из которых может быть ансамблем,- на переводном зачете.

Программа выдвигает общее требование ко всем учащимся: на переводном зачете должно быть исполнено не менее двух произведений.

Освободившееся время преподаватель должен употребить на систематическую работу по ознакомлению с новыми произведениями и на развитие творческих навыков :четки с листа, подбора мелодий и простейшего аккомпанемента к ним.

На ознакомление с каждым новым произведением рекомендуется отводить время на 2-х-4-х уроках, в зависимости от уровня сложности произведения. После того; как учащийся сможет по нотам, в спокойном темпе, без значительных от него отступлений; с пониманием характера проигрывать произведение; нужно приступать к ознакомлению со следующим.

Для развития навыка чтения нотного текста следует обращаться как к сольным, так и ансамблевым произведениям, различным переложениям и популярным пьесам.

При выборе произведений для ознакомления, преподаватель должен учитывать пожелания учащегося.

Требования к техническому зачету.
В целях стимулирования технического продвижения учащихся, в объединении должны проводиться технические зачеты, на которых учащиеся с 1 по 3 года обучения исполняют 1 этюд и 1-2 гаммы.

В течении всего периода обучения учащийся должен показать на зачетах гаммы из всех групп, учитывая классификацию гамм по тональностям (мажорные, минорные, диезные, бемольные).

Организовать изучение гамм, аккордов, арпеджио рациональнее по группам, согласно аппликатурному принципу.
Требования по классам на конец года.
1 год обучения:

1 этюд; 1 мажорная гамма каждой рукой отдельно в 1-2 октавы; аккорды- тонические трезвучия каждой рукой отдельно.



2 год обучения:

1 этюд; гамма в 2 октавы; аккорды – тонические трезвучия с обращениями по три звука, каждой рукой отдельно; короткие арпеджио по 4 звука и хроматическая гамма отдельно каждой рукой или вместе.



3 год обучения:
1 этюд; гамма в 2-4 октавы двумя руками (гаммы с симметричной аппликатурой двумя руками в противоположном движении); аккорды – тонические трезвучия с обращениями по три звука двумя руками ; короткие арпеджио – тонические трезвучия с обращениями по четыре звука каждой рукой отдельно; хроматическая гамма – каждой рукой отдельно; длинные арпеджио отдельными руками.

Работа с учащимися I года обучения.

Работу с учащимися подготовительного и 1-го (без подготовки) года обучения рекомендуется вести по следующим направлениям:

- с первых уроков введение ребенка в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров;

- выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей, слуха, ритма, памяти;

- выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений;

- приспособлению ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирование игровых навыков, воспитание активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных от спины, гибких рук;

- обучение ребенка сознательному управлению свои мышечно- двигательным аппаратом,

- осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесообразными игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двигательные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для технического продвижения учащихся, вызывают чувство физического дискомфорта, ведут к мышечному перенапряжению, а в последствии – к нежеланию музицировать.

- пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспортирование;

- на основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтения нотного текста. При начале игры двумя руками одновременно учить прочитывать текст сразу обеими руками, осуществляя предварительную подготовку(просмотр и определение ключей, размера текста, знаков при ключе, длительностей, похлопывание ритма со счетом вслух и с названием нот сначала ладошками, потом пальцами по закрытой крышке инструмента);

- освоение в течении года основных приемов звукоизвлечения: non legato, legato, staccato;

- формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей (non legato, затем legato);

-знакомство с игрой гамм разными штрихами в одну октаву, интервалов по возможности – аккордов.

В течении года учащийся должен пройти очень большое количество мелких произведений, не задерживаясь подолгу на каждом из них.


Академические выступления.

  1. В конце I-го полугодия- исполнение одной или двух разнохарактерных пьес (учащиеся с медленным темпом продвижения могут исполнить пьесы, написанные штрихом non legato);

  2. В середине II-го полугодия – одна пьеса;

  3. В конце учебного года на пеерводном зачете исполнение программы из 2-3-х произведений: этюд и две пьесы (одна из них может быть с элеиентами полифонии.)



Варианты программ переводного зачета в первый год обучения:

I год обучения:

  1. Беркович. Маленькие этюды для фортепиано: № 4.

Салютринская. Пастух играет.

Рубах. Воробей.



  1. Гнесина. Фортепианная азбука: №15

Аглинцева. Русская песня ля минор.

Гедике. Соч.36. русская народная песня «Заинька».



Варианты программ переводного зачета из первого года обучения во второй.

  1. Беренс. Соч.70,50 маленьких фортепианных пьес без октав, №12

Крутицкий. Зима.

Любарский. Курочка.




  1. Николаев. Этюд до мажор.

Л. Моцарт. Менуэт до минор.

Галынин. Зайчик.



Примерные варианты программ(репертуарные комплексы), рекомендуемые для исполнения учащимися на академических зачетах в течении гола.
2 год обучения:


  1. Л. Моцарт . Буре ми минор.

Черни- Гермер. 1 часть, этюд № 15.

Дюбюк. Русская песня с вариацией: Александров. Новогодняя полька




  1. И. Кригер. Менуэт ля минор.

Литкова. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка».
Беркович. Маленькие этюды для фортепиано: № 22 До мажор.

Бетховен. Немецкий танец де мажор.



3 год обучения:

1.В. А. Моцарт. Буре ре минор.

Майкапар. Колыбельные.

Черни- Гермер. 1 часть,этюд №16.

Беркович. На опушке.

2. И. С. Бах. Менуэт ре минор.

Беркович. Сонатина Соль мажор 1 часть.

Черни-Гермер. 1 часть, этюд №17.

Дварионас. Прелюдия.

II Учебно- тематический план I года обучения.





тема

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное задание. Беседа, игра на фортепиано

8

8




2

развитие музыкальной грамотности

24

10

14

3

Обучение чтению с листа

14

-

14

4

Ансамблевое музицирование

12

-

12

5

Работа над гаммами, упражнениями, игровыми приемами, развитием мастерства

28

8

20

6

Накопление репертуара

30

-




7

Работа над произведением, пьесой

24

-

24

8

Концерты прослушивания

4

-

4




Итого:

72

26

118



Содержание программы I года обучения.

1 Вводное занятие ( 8 часов)


Теория: Беседы о музыке, игра педагога. В течении года планируется проведение цикла бесед о жизни и творчестве выдающихся композиторов, именитых исполнителей, музыкантов о достижении в области культуры, которые способствуют расширению кругозора детей. Направляющим интересом детей служит игра педагога. Материалом для этого служат:

  1. Чайковский П. И. Детский альбом - «Времена года».

  2. Домашнее музицирование.

  3. Песни современных композиторов - Шаинский, Крылатов, Дунаевский и тд.



2. Развитие музыкальной грамотности. (24 часа)
Теория: Знакомство с инструментом.

Расположение регистров на фортепиано.

Название звуков, ноты.

Длительности нот, паузы.

Расположение нот на нотоносце.

Знаки альтерации

Размеры

Скрипичный и басовый ключи



Практика: Пение по слуху несложных мелодий, попевок.

Подбор знакомых мелодий на фортепиано, выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей, слуха, ритма; памяти;

Выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений;

Приспособление ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирование игровых навыков, воспитание активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных от спины, гибких рук;

На основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтение нотного текста
Обучение чтению нот с листа..(14 часов)
Практика: Развивая навык чтения с листа, нужно воспитывать у ученика умение охватывать зрением все группы нот и подготавливать соответственно требуемую аппликатуру. Материалом для чтения нот с листа являются не сложные песенки, знакомые мелодии.
Ансамблевое музицирование. (12 часов)

Практика: Пробуждению активности в занятиях помогает ансамблевая игра. При изучении ансамбля ребенок вслушивается в звучание нового для него гармонического фона(в партии педагога) в выразительно- изобразительные краски сопровождения, его ритмически организующее начало. («Два кота», «Выйди, выйди солнышко») – внимание учеников направляется на слушание элементов полифонии.


Работа над гаммами, упражнениями,

игровыми приемами, развитием мастерства. (28 часов)
Теория: Прививая ребенку технические навыки, педагог использует уже привычные для ученика автоматизированные, свободные движения всей руки, совершаемые им в повседневной жизни. В одном крупном движении руки объединяются в начале короткие , потом постепенно удлиняющиеся пальцевые движения, так формируются навыки мелкой техники и игры legato – (связное исполнение)
На первом году обучения дети работают над упражнениями:
Практика: Упражнение на поступательное движение;

Упражнение на переносы рук;

Упражнение на скачки;

Упражнение на укрепление 1 пальца;

Упражнение на укрепление 4, 5 пальца;

Упражнение на non legato/

В процессе работы дети первого года обучения имеют клавиатурные представления о тональностях. Свободно ориентируются в тональности, ощущая под пальцами расположение тонов и аккордов . Играют гаммы мажорные и минорные (2-3-х видов), закрепляя навыки игры на материале репертуара.

Работа над пьесой (24 часа)
Главное внимание отводится выразительному исполнению песенных мелодий. В инструментальном звучании ребенок должен услышать и почувствовать ее вокальные свойства – линию развития, яркие интонации, мелодичное дыхание. Мелодическая линия должна передаваться не разнесенными звуками, а музыкальными фразами, в которых имеются свои яркие интонации. Поставленные в нотном тексте фразировочные лиги должны помочь ребенку услышать естественное чление музыки на фразы, мотивы в исполняемой пьесе. Большое внимание уделяется нюансам. Дети знакомятся с новыми для них терминами: P – пиано – тихо, f – форте – громко, <- крещендо (усиливая звук), > - деминуэндо (ослабляя эвук ) и т.д.
Накопление репертуара. (30 часов)
Практика : В процессе занятий учащиеся накапливают репертуар с различной степенью сложности так, как учитываются возрастные особенности, индивидуальные способности каждого ребенка: «Пьесы с элементами полифонии, самостоятельно выученные произведения и т.д.

Примерные зачетные программы для I года обучения.
I. Кабалевский Д. – маленькая полька.

Шитте – этюд.

Флип – колыбельная.

Рубах – воробей.

Гнесина – этюд.

Кригер – минуэт.


II. Беркович. Маленькие этюды для фортепиано: № 4.

Салютринская. Пастух играет.

Рубах. Воробей.

III. Гнесина. Фортепианная азбука: № 15

Аглинцева. Русская песня ля минор.

Гедике. Соч. 36. русская народная песня «Заинька».

IV. Беренс. Соч. 70,50 маленьких фортепианных пьес без октав, № 12

Крутицкий. Зима .

Любарский. Курочка.

V Николаев. Этюд до мажор.

Л. Моцарт. Минуэт ре минор.



Галынин. Зайчик.




Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Повторение нотной грамоты (знаки альтерации, длительности нот, октава, регистры и т.д. ).

6

6




2

Беседы о музыке: «Что такое музыка?», «Что такое полифония ?», «Что такое ритм ?», «Что такое пьеса ?» и т.д.

21

-

21

3

Прослушивание классической музыки в записи.

12

-

12

4

Подбор по слуху, транспонирование.

6

-

6

5

Чтение нот с листа.

27

-

27

6

Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства.

30

-

30

7

Гаммы этюды (приобретение технических навыков ).

18

2

16

8

Ансамблевое музицирование.

27

-

27

9

Работа над произведением (фразы, штрихи, аппликатура, нюансы, текст).

30

-

30

10

Накопление репертуара(пьесы, этюды, вальсы, сонатины).

33

-

33

11

Концерты- прослушивания

6

-

6




Итого :

216

8

208
III. Учебно – тематический план II года обучения


.


Содержание программы II года обучения.

  1. Повторение нотной грамоты ( знаки альтерации,

длительности нот, октава, регистры и т.д.), (6 часов).

Теория:

Закрепляется и повторяется материал нотной грамоты I года обучения.

- расположение регистров.

- длительности нот, знаки альтерации.

- размеры, смешанные размеры.

- расположение нот в I? II и малой октавах.



2. Беседы о музыке: «Что такое музыка?», «Что такое полифония?», «Что значит для музыканта ритм?», « Что такое пьеса» и т.д.(21 час).

Практика:

Проведение бесед, сопровождаемых показом записи музыки, а также участие и подготовка детей в беседах: « Что такое музыка?», «Что такое полифония?», «Что значит для музыканта ритм?», «Что такое пьеса?» и т.д.



3. прослушивание классической музыки в записи (12 часов)

Знакомство детей с великими Воинскими классиками: Моцартом В., Людвигом Ван Бетховеном, Йозефом Гайдоном и их музыкой.



  1. Подбор по слуху, транспонирование( 6 часов).

Работая с детьми по подбору мелодий на слух, вводится элемент транспонирования, которое затем надо продолжать на протяжении всех лет обучения.

5. Чтение с листа (27 часов).

Чтение с листа осуществляетя при повторении пройденных за первый обучения пьесок ( две,три пьески по нотам к каждому уроку).

6. Работая над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства( 30 часов).

В результате тренировки над игровыми приемами постепенно закрепляются навыки игры различными приемами( легато, стаккато, партаменто).



7. Гаммы, этюды (приобретение технических навыков). 18 часов.

Практика:

На втором году обучения нужно совершенствовать исполнение уже выученных гамм, затем приступать к различным дополнительным заданиям. Целесообразно например, исполнять гаммы с различными динамическими оттенками.



Теория:

- PP< f


- F> PP

- PP< f > PP

Параллельно с разучиванием гамм необходимо работать с учеником над усвоением аккордов и арпеджио. Этюды- Гнесиной на мелкую технику, двойные ноты с разными видами штрихов и акцентов.

8. Ансамблевое музицирование( 27 часов).

Практика:

На II году обучения ансамблевому музицированию отводится большое количество часов, а также усложняется репертуар.



  1. Работа над произведением (фразы, штрихи, аппликатуры, нюансы, текст) 30 часов.

Практика:

    • Изучаются несколько более сложные в музыкальном отношении пьесы. Углубляется и сознательность, осмысленность исполнения

10. Накопление репертуара(пьесы, этюды, вальсы, сонатины) 33 часа.

Практика:

В процессе занятий учащиеся накапливают репертуар с различной степенью сложности, т. к. учитываются возрастные особенности, индивидуальные способности учащихся.

Баренбойм Л. « Путь к музыке»

Счастливенко Л.. И «В свободный час»

«Музицирование для детей и взрослых» сост. Барахтина, вып. 1,2

Сотникова. « Я учусь играть»

« Юный пианист» вып. 1,2 и т.д.


  1. Концерты- прослушивания (6 часов).

Практика:

Концерты- прослушивания проводятся два раза в год, в декабре и мае месяц в Центре детского творчества. На прослушивания приглашаются родители и администрация ЦДТ.



Примерные зачетные программы для II года обучения.

- А. Геднев Этюд №7

- Н. Руднев. Щебетала пташка

- Светит месяц (русская народная песня).

- И. С. Бах. Минуэт ре минор.

- П. Чайковский. Старинная французская песенка.

- Гедике. Этюд № 5. Сочинение 6.

- м. майкопар. Первые шаги, №3. Белорусская народная песня.



Учебно- тематический план III года обучения.



ТЕМА

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Повторение нотной грамоты.

6

6

-

2

Беседы о музыке, композиторах.

21

21

-

3

Слушание музыки.

12

12

-

4

Транспонирование.

6

-

6

5

Чтение нот с листа.

27

-

27

6

Работа над игровыми приемами развития мастерства.

30

-

30

7

Гаммы, этюды (приобретение технических навыков).

18

-

18

8

Ансамблевое музицирование.

27

-

27

9

Работа над полифонией.

30

-

30

10

Работа над крупной формой.

33

-

33

11

Концерт – прослушивание.

6

-

6




Итого:

216

39

177

Содержание программы III года обучения.

  1. Повторение нотной грамоты ( 6 часов).

Теория:

Закрепление и повторение материала нотной грамоты II года обучения.



- Знаки изменения высоты звуков.

- Смешанные размеры.

- Затакты.



- Синкопа

- Вольты

- Форшлаги, более сложный ритмический рисунок.

  1. Беседы о музыке, композиторах (21 час).

Теория:

Проведение цикла бесед сопровождаемых записью музыки. Самостоятельная подготовка рефератов, более активных учащихся объединения, о жизни и творчестве выдающихся композиторов, знаменитых исполнителей, музыкантов, о достижениях в области мировой культуры. Выступление участников объединения на музыкальных диспутах.



3. Слушание музыки ( 12 часов).

Теория:

Знакомство детей с знаменитыми виртуозами- исполнителями фортепианной игры: Рихтером, Ван Клиберном, Эмилем Гипельсом.

Прослушивание I концерта – П. Чайковского, прелюдии – С. Рахманинова, пьесы – С. Прокофьева.

4. Транспонирование (6 часов).

Практика:

Развитию музыкальной грамотности помогает транспонирование, в процессе III года обучения дети должны уметь транспонировать аккомпонементы песен, романсов, в академическом репертуаре – этюды и легкие песни, пьесы.

Транспонирование полезно проводить в обстановке творческих игр. Воспитание творческого подхода начинается с простейших упражнений: заполнение тактов мелодий, доигрывания окончаний, придумывания вариантов, а затем и вариаций на заданный мотив.


  1. Чтение с листа (27 часов)

Практика:

Чтение с листа осуществляется при повторении пройденных пьес и путем разбора незнакомых мелодий из разных сборников, в том числе и из сборников для чтения с листа.



6. Работа над игровыми приемами развития мастерства (30 часов).

Практика:

Дальнейшая работа и закрепление игры различными приемами (нон легато, легато, стаккато, портаменто). Точность, экономичность движений, легкость игры, красота и богатство звучания – все это входит в понятие «техническая работа».



  1. Приобретение технических навыков: гаммы, этюды (18 часов).

Практика:

На III году обучения, переходя к исполнению гамм двумя руками, их лучше играть сначала в расходящемся движении (от одной клавиши), т. к. при этом соблюдается симметричное расположение пальцев, а затем уже в параллельном.

Работая над гаммами, необходимо тщательно следить за количеством звука, добиваясь динамически и ритмически ровного звучания legato, мягких и спокойных движений рук и пальцев.

В упражнениях следует добиваться, чтобы кисть руки слегка приподнималась при движении от первого к пятому пальцу. Рука должна плавно двигаться вдоль клавиатуры, чтобы первый палец (в обратном движении пятый)когда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе из позиции впозицию.

В работе этюдов технические задания усложняются – появляется аккордовое изложение, нотный текст усложняется.

8. Ансамблевое музицирование (27 часов).

Практика:

Ансамблевому музицированию отводится большее количество часов, усложняется репертуар, учащиеся работают в ансамбле друг с другом.



9. Работа над полифонией (30 часов).

Практика:

Хорошо успевающим ученикам можно начать освоение простейших элементов полифонии – это русские народные песни, каноны. Работая над полифоническими произведениями, следует совершенствовать глубину и напевность звучания мелодии, закрепляя навыки игры в ансамбле. Параллельно нужно знакомить учащихся с разновидностями мелизиов (морденто, группетто, форшлаги) и вводить в исполнение педализацию, сообщив приемы пользования ею.



10. Работа над крупной формой (33 часа).

Практика:

При разборе произведений крупной формы учащимся передаются основные сведения о композиторе, написавшем данное произведение. Раскрывается содержание произведения, основная мысль, определение жанра, характера, производится краткая аннотация произведения – методической линии – разъяснение музыкально – теоретичеких вопросов.



11. Концерты_ прослушивания (6 часов).

Практика:

Концерты- прослушивания проводятся два раза в год, в декабре и мае месяце, в Центре детского творчества. На прослушивания приглашаются родители и администрация ЦДТ.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Подбор по слуху мелодий и аккомпанемента.

Побор по слуху - единственная форма работы при обучении игре на фортепиано, которая не может осуществляться без развитых слуховых представлений и, в свою очередь, данная работа ак­тивно формирует слуховые представления.

Основой развития слуховых представлений является ладовое чувство, поэтому подбор по слуху следует начинать с мелодий и попевок, которые «дают возможность наиболее яркого переживания ладовых соотношений» (Б.М.Теплов).

Круг первоначальных интонаций - повторы звука, постепенное движение вверх и вниз, движение по звукам трезвучия на 1-3-5 ступенях мажора и минора.

Методика подбора традиционна: запоминание интонации, анализ с помощью преподавателя ха­рактера звуковысотного движения, похлопывание метра, ритмического рисунка и запись ритмического рисунка, подбор и транспонирование, как вторичный подбор, от разных звуков. Используются все тональности квинтового круга исключая редко употребляемые.

Ко всем подобранным и выученным мелодиям ученик подбирает аккомпанемент отдельными звуками на главных ступенях лада. Все теоретические объяснения идут в игровой, доступной детям форме. Далее аккомпанементом становится квинты на главных ступенях лада, к концу второго полу­годия в аккомпанементе можно ввести тоническую квинту и сексты на 1 и 7 ступенях, выполняющие функции субдоминанты и доминанты. Это первая формула, позиционно удобная в исполнении и за­поминании, на основе которой будут идти дальнейшие фактурные усложнения.

Использование трафаретных гармонических формул на первоначальном этапе целесообразно Ученик достаточно быстро запоминает формулу и, еще не зная законов гармонии, грамотно гармо­низует мелодию. Формула - тоническая квинта и соседние сексты - осваивается в гармоническом и мелодическом виде, а аккомпанементе.

Даже, если ребенок не обладает творческими способностями, занятия элементарными творче­скими упражнениями развивают фантазию, сосредоточенность, вырабатывают более смелое и сво­бодное владение клавиатурой. С первых шагов обучения, обращая внимание на связь мелодии с ин­тонациями человеческой речи, необходимо побуждать ребенка передавать в музыкальной интонации различные настроения, состояния, мысли, используя, например, вопросно-ответные интонации.

Начальные упражнения - это вариационные комбинации одной и той же мелодии. Они могут по­служить толчком к развитию творческой инициативы в дальнейшей работе.

На первых этапах обучения импровизация неразрывно связана с текстом: запись ритмического рисунка к стихам, изменение размера, сочинение мелодии на стихи в диапазоне, ограниченном оп­ределенной позицией.

Во втором году обучения диапазон мелодий расширяется незначительно: это также мелодии в квинто­вом и секстовом диапазоне. Интонационно мелодии немного усложняются, ритмически также - вво­дятся четверть с точкой и шестнадцатые.

Любые ритмические усложнения должны прорабатываться через движения (хлопки, проговари­вание ритмослогов), игру в ансамбле, в сольном исполнении и затем в подборе по слуху.

Когда ученик технически освоил игру трезвучия и его обращений, можно усложнить и формулу аккомпанемента на основе тонической квинты и секст на 1 т 7 ступени: это тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд и доминантовый секстаккорд, а также использовать в аккомпане­менте трезвучия на главных ступенях лада.

В третьем году обучения на основе этой формулы ученик осваивает жанровые формулы марша, поль­ки, вальсы, колыбельной, песни, разделяя аккорд на бас и интервалы и по-разному их комбинируя. Также ученик знакомится с формообразующим кадансовым оборотом и с доминансептаккордом.

В любом виде работы необходимо использовать творческие задания: изменить мелодию, при­думать свою на тот же аккомпанемент, сочинить вступление, заключение, используя следующие приемы развития мотивов песни: повтор, вариационный, секвентный и т.п.

В старших классах для подбора по слуху можно использовать мелодии с отклонениями в па­раллельную тональность и тональности первой степени родства, используя побочные септаккорды, побочные трезвучия.


  1. Чтение с листа

Чтение с листа - сложный навык, требующий взаимосвязи зрительного видения звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений, четкой координации в движении рук и ори­ентации на клавиатуре.

Задача начального периода обучения - сформировать первоначальные элементарные умения, которые смогут обеспечить плавный переход к чтению с листа. Этой задаче подчинены формы рабо­ты на развитие чувства ритма, подбор по слуху, упражнения, помогающие развитию ориентации на клавиатуре и на нотном стане. Развитие чувства ритма осуществляется на идентичном материале на уроках по предмету «Сольфеджио».

В классе фортепиано ставятся дополнительные задачи: воспитание ощущения внутренней пуль­сации через развитие счетной моторики («дирижерского счета», организующего исполнение ученика), так как пианист не может тактировать, дирижировать себя, как на уроках по предмету «Сольфеджио». «Дирижерский счет» воспитывается через опору на движение (хлопки, постукивание) под музыку в исполнении преподавателя, так как в основе музыкально-ритмического чувства лежит восприятие ритмической выразительности музыки.

Все упражнения связаны с остинатным движение для болеё прочного усвоения ритмической структуры, даны в неразрывном единстве с ее графическим изображением. Запись остинатных фигур дается сразу на двух нотных станах (для двух рук).

Таким образом, решаются и задачи воспитания координации.

На первоначальном этапе подготовки к чтению с листа, важны упражнения на развитие ориента­ции на клавиатуре и нотном стане. В современных условиях, при большой общей загруженности де­тей, особенно важно использование наиболее эффективных методов занятий, увлекательных итого­вых форм, вовлекающих ученика в процесс освоения новых навыков и знаний, развивая его инициативу, побуждая к домашним занятиям. Упражнения даются преимущественно в игровой форме.

Игра «Весёлые путешественники» - начинается с изображения схемы расположения ноты «ДО» в разных октавах на двух нотных станах в двух ключах - скрипичном и басовом («Путешествия на вер­толете»). По этой схеме исполняются

различные упражнения - «перелеты», «разлеты» («изучение местности с высоты»). Затем, сначала преподавателем, потом и учеником рисуются цепочки нот (ка­ждый раз в разных октавах) - это «карта путешественника». Про «карте» ученик исполняет цепочки на клавиатуре. Подбирая песенки и транспонируя их, ученик запоминает название нот и постепенно заносит выученные ноты на схему. На схеме могут появляться интервалы в гармоническом располо­жении и ассоциативно-образные картинки, связанные со звучанием этих интервалов.

Изучение кварто-квинтового круга идет с помощью «волшебной» квинты: строим хоровой квинт, учимся давать имена тональностям. Игровая форма подачи материала облегчает усвоение сложных теоретических понятий и, увлекая ученика, делает обучение более эффективным.

Со второго полугодия можно начинать чтение с листа небольших пьесок в двух ключах, постепен­но расширяя диапазон до позиции в правой и левой руке. Основная задача при чтении - непрерыв­ное распознавание нотных знаков в их временной организации. В аккомпанементе - сначала квинты, затем отдельные звуки и интервалы в пределах квинты крупными длительностями, т.е. материал, идентичный материалу для подбора по слуху.

Чтение с листа идет в тесной взаимосвязи с работой по развитию слуховых представлений, в подборе по слуху, иначе велика опасность развития только зрительных и моторных навыков.

Усложнения в следующих классах идут параллельно усложнениям в подборе по слуху постепен­ное расширение диапазона мелодий, освоение интервалов сначала крупными длительностями, игра аккордов в гармоническом и мелодическом изложении. Упражнения на ориентировку рук и пальцев пианиста, имеющие непосредственное отношение к навыку чтения с листа (игра без поддержки зре­ния) актуальны на любом этапе обучения, начиная с игры «вслепую» в одной позиции.

Любые ритмические усложнения прорабатываются в ансамбле с преподавателем, также очень эффективно чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Вся первоначальная работа по музицированию очень взаимосвязана по целям и задачам, использует метод развивающего обучения, направ­лена на развитие музыкальных способностей ученика.

Процесс обучения чтению с листа в старших классах должен быть направлен на интеллектуаль­ное развитие учащихся, формирование эстетического вкуса. К этому времени у учеников уже накоп­лены различные музыкальные впечатления, что позволяет познакомить их с разными жанрами и стилями.



Формы и виды контроля

Раздел программы

Вид контроля

Форма контроля

Срок контроля

Что контролируем

Вид контрольной работы




ТЕКУЩИЙ

ОПРОС

СЕНТЯБРЬ




























































































следующая страница >>