Рабочая программа учебной дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
1. аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы философии 10 1303.61kb.
«1941» Грачёв Андрей Валерьевич 1 98.6kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины - страница №1/1

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений

Регистрационный номер

Рабочей программы учебной дисциплины


/ /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МИРОВЫХ ВОЙН (CURRENT ISSUES OF THE HISTORY OF DIPLOMACY OF THE WORLD WARS)

основной образовательной программы

высшего профессионального образования магистратуры


подготовки по направлению 031900 “Международные отношения”

для получения квалификации (степени) магистра

код дисциплины: ГРП МО 833 по учебному плану: 12/5561/1 форма обучения: очная

виды промежуточной аттестации: зачетов – нет, экзаменов – 1

Трудоемкость учебной дисциплины: 6 зачетных единиц

Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий


    1. Цели и задачи учебных занятий

Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у обучаемого комплекса знаний об актуальных проблемах истории двух мировых войн, их особенностях и закономерностях. В ходе обучения студент должен узнать об основных тенденциях и направлениях Первой и Второй мировых войн, получить представление о международных отношениях в этот период, научиться осуществлять сравнительный анализ мировых войн.


    1. Язык обучения: русский




    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Обучающийся должен знать основы всеобщей истории и истории международных отношений в рамках учебных программ бакалавриата факультета международных отношений СПбГУ. Помимо этого, необходимо знание английского языка в объеме, достаточном для чтения специализированной научной литературы по тематике курса.


    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКМ-1. Способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень.

ОКМ-2. Готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

ОКМ-3. Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности.

ОКМ-5. Готов работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках

ОКМ-6. Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень

ОКМ-9. Способность к получению новых знаний, умений и навыков, к адаптации к новым условиям профессиональной деятельности в соответствии с принципом непрерывного образования.

ПК-1. Способность осуществлять двусторонний устный и письменный перевод по политико-правовой и социально-экономической проблематике в сфере мировой политики с английского языка и на английский язык.

ПК-7. Способность применять знание всемирной и отечественной истории в интересах профессиональной коммуникации с зарубежным корреспондентом.

ПК-9. Способность эффективно организовать аналитическую работу в сфере международных многосторонних контактов в профессиональной сфере.

ПК-10. Способность профессионально охарактеризовать основные тенденции современных международных отношений и мировой политики.

ПК-11. Способность дать комплексную политико-правовую и социально-экономическую характеристику основных тенденций современных международных отношений и событий мировой политики.

ПК-12. Способность оценить влияние основных факторов, определяющих развитие международных отношений и мировой политики.

ПК-14. Способность эффективно использовать знания принципов международного права и основных нормативно-правовых документов, регулирующих современные международные отношения.

ПК-15. Способность выполнять требования нормативно-правовой базы сферы будущей профессиональной деятельности, в том числе пользоваться различиями в нормативно-правовых базах разных стран.

ПК-17. Способность самостоятельно использовать печатные и электронные источники для поиска информации по любым темам применительно к современным международным отношениям и мировой политики.

ПК-21. Способность правильно использовать терминологический аппарат, принятый в среде специалистов по организации международной деятельности.

ПК-25. Способность спланировать и провести фундаментальное и прикладное исследование в сфере гуманитарных и социальных наук, руководствуясь основными требованиями, предъявляемыми к научным и учебно-методическим работам.

ПК-27. Способность организовать семинарское и практическое занятие по учебной дисциплине в области социальных и гуманитарных наук.

ПК-32. Способность вести аналитическую работу по различным направлениям истории международных отношений.

ПК-34. Способность профессионально охарактеризовать и проанализировать основные тенденции истории международных отношений XX века.

ПК-35. Способность правильно охарактеризовать и проанализировать эволюцию внешней политики великих держав XX века.

ПК-36. Способность адекватно работать с историческими документами.




    1. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен: знать основные особенности, тенденции и закономерности формирования и развития внешней политики государства; уметь адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, поддерживать рабочую атмосферу и продуктивно взаимодействовать внутри коллектива, самостоятельно планировать время и расставлять нужные приоритеты, творчески подходить к поручаемому заданию, эффективно организовывать научную работу, правильно оценивать влияние основных факторов, определявших внешнюю политику стран-участниц мировых войн; владеть навыками формирования самостоятельных и независимых суждений в профессиональной сфере, систематизации информации с помощью методов, применяемых в исторической науке


    1. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Лекции – 32 часа

Семинары – 34 часа

Консультации – 2 часа

Промежуточный контроль – 2 часа




    1. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Трудоемкость, объемы и учебной работы и наполняемость групп

Код модуля в составе дисциплины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интер-активных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия


лабораторные
работы


контрольные
работы


коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация


под руководством
преподавателя


в присутствии
преподавателя


без участия
преподавателя


текущий контроль

промежуточная
аттестация


очная форма обучения

ПЦ

32

34

2

0

0

0

0

0

2

0

0

102

0

0

62

6

10

10

10

0

0

0

0

0

10

0

0

10

0

0

Итого:

32

34

2

0

0

0

0

0

2

0

0

102

0

0

62

6

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

ПЦ

экзамен

с 25 декабря по 30 января

тест, блиц-опросы

с 1 сентября по 24 декабря




    1. Структура и содержание учебных занятий

      1. Распределение тем по часам и видам аудиторной и самостоятельной работы



Наименование темы/раздела

Лекций

Семинаров

Итого аудиторной работы

Самостоятельной работы

Итого часов

1

Вводная тема

2

0

2

8

10

2

Основные проблемы международных отношений в начале ХХ в.

2

2

4

8

12

3

Июльский кризис 1914 г. и начало Первой мировой войны

2

2

4

10

14

4

Актуальные проблемы международных отношений на начальном этапе Первой мировой войны

4

6

10

10

20

5

Международные отношения на заключительном этапе Первой мировой войны

4

4

8

10

18

6

Парижская мирная конференция. Версальский мир.

4

2

6

8

14

7

Основные тенденции международных отношений в 1920-е гг.

2

4

6

8

14

8

Рост международной напряженности 1930-х гг.

2

2

4

8

12

9

Международный кризис 1939 г. и начало Второй мировой войны

2

2

4

10

14

10

Актуальные проблемы международных отношений на начальном этапе Второй мировой войны (1939-1942)

4

6

10

11

21

11

Основные тенденции развития международных отношений на заключительном этапе Второй мировой войны

4

6

10

11

21

Итого часов

32

34

66

102

168




      1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Содержание лекций:

Проблема происхождения мировых войн. Основные источники по истории международных отношений в период мировых войн. Дискуссии о развязывании Первой и Второй мировых войн. Проблема государственной и международной политической и военной ответственности. Была ли возможность предотвратить мировые войны: анализ альтернативных ситуаций. Роль блоковой политики и локальных конфликтов в возникновении мировых войн. Политические, военные, социальные и правовые последствия мировых войн.



Тема 2. Содержание лекций:

Основные понятия и темы курса. Эволюция системы международных отношений в XIX в. Основные тенденции развития системы международных отношений. Особенности дипломатии европейских держав. Образование Тройственного и русско-французского союзов. Колониальная политика и колониальные противоречия.

Великие державы в системе международных отношений начала ХХ в. Германские военно-морские программы. Англо-бурская война. Международные отношения на Дальнем Востоке, вопрос об эвакуации Маньчжурии. Миссия Ито. Англо-японский союз 1902 г. Роль Италии в Тройственном союзе. Франко-итальянское сближение. Гаагские конференции мира. Попытка англо-русского сближения. Русско-японская война.

Англо-французская Антанта. Попытки заключения русско-германского союза в конце 1904 г. Марокканский кризис 1905–1906 гг. Бьеркский договор. Окончание русско-японской войны. Альхесирасская конференция. Военное сотрудничество Англии и Франции. Англо-русское соглашение 1907 г.

Англо-германское морское соперничество. Борьба за Балканы и Турцию. Русско-австрийское соглашение в Бухлау в 1908 г. Инцидент в Касабланке. Потсдамское свидание. Агадирский кризис.

Итало-турецкая война. «Демарш Чарыкова».

Миссия Холдена. Упрочение англо-французской Антанты.

Балканский блок. Первая балканская война. Совещание послов в Лондоне.

Вторая балканская война. Бухарестский мир.

Балканы в международных отношениях 1913 – начала 1914 гг.



Тема 2. Задания для семинаров:

На конкретных примерах проанализировать и обсудить эволюцию системы международных отношений конца XIX – начала XX вв. Обсудить причины образования и основные тенденции развития военно-политических блоков этого периода.



Тема 3. Содержание лекций:

Международная ситуация к лету 1914 г. Англо-германские отношения в 1913 – начале 1914 г. Внутриполитическое положение в Австро-Венгрии. Австро-Сербские отношения до 1914 г. Убийство в Сараево. Переговоры в Потсдаме. Визит Р. Пуанкаре в Петербург. Австро-Венгерский ультиматум Сербии. Германский ультиматум России. Начало русско-германской войны. Борьба в английском кабинете по вопросу о вступлении в войну. Объявление Германией войны Франции. Вторжение германских войск в Бельгию.



Тема 3. Задания для семинаров:

Провести сравнительный анализ внешней политики основных мировых держав в период Июльского кризиса 1914 г. На конкретных примерах проанализировать и обсудить механизмы принятия решении о вступлении в войну или о сохранении нейтралитета.



Тема 4. Содержание лекций:

Внутриполитическое положение Японии. Роль Японии в международной политике к 1914 г. Японо-германские отношения. Ультиматум от 15 августа 1914 г. Вступление Японии в войну. Осада и захват Киао-Чао тихоокеанских владений Германии.

Внутриполитическая ситуация и международное положение Турции к началу Первой мировой войны. Позиция Энвер-паши по поводу участия в войне. Колебания в турецком правительстве. Германо-турецкий союзный договор 2 августа 1914 г. и мобилизация. Попытки России не допустить вступления Турции в войну. Отмена режима капитуляций. Вступление Турции в войну.

Внутриполитическое положение Италии и ее роль в Тройственном союзе к 1914 г. Итальянский нейтралитет на начальном этапе войны. Переговоры Италии с Германией и со странами Антанты. Лондонское соглашение 26 апреля 1915 г. Вступление Италии в войну на стороне Антанты.

Взаимоотношения и военные цели держав Антанты на начальном этапе Первой мировой войны. Межсоюзнические военные совещания 1915–1916 гг. Обсуждение контуров будущего мира. Проблема раздела турецкого наследства. Дарданелльская операция. Договор 9 марта 1916 г. Переговоры держав Антанты с Румынией.

Вступление Румынии в войну.

Внешняя политика Японии в период войны.

Двадцать одно требование Японии к Китаю.

Взаимоотношения и военные цели Германии и Австро-Венгрии

на начальном этапе Первой мировой войны. Вступление Болгарии в войну.



Тема 4. Задания для семинаров:

На конкретных примерах проанализировать и обсудить механизмы взаимодействия союзников в Первой мировой войне, обсудить возможные альтернативные пути развития международных отношений и проблему компромиссного мира.



Тема 5. Содержание лекций:

Нота Германии о готовности приступить к мирным переговорам. Отказ держав Антанты от ее рассмотрения. Проблемы сепаратного мира. Нейтралитет США на начальном этапе войны и внешняя политика В. Вильсона. Гибель «Лузитании». Мирные и посреднические предложения США. Нота президента В. Вильсона воюющим державам от 18 декабря 1916 г. Возобновление Германией неограниченной подводной войны. Разрыв американо-германских дипломатических отношений. Вступление США в Первую мировую войну на стороне Антанты.

Февральская революция в России. Позиция Временного правительства по вопросу участия в войне. Мирные предложения германского правительства в 1917 г. Наступление Керенского. Западные союзники и Россия в 1917 г. Октябрьская революция в России. Декрет о мире. Русско-германские переговоры и Брестский мир. Выход России из Первой мировой войны. Провал германского наступления 1918 г. Распад Австро-Венгрии. Ноябрьская революция в Германии. Компьенское перемирие.

Тема 5. Задания для семинаров:

Провести сравнительный анализ политики Антанты и Четверного союза в последние годы Первой мировой войны. На конкретных примерах проанализировать и обсудить механизм формирования внешней политики великих держав в этот период.



Тема 6. Содержание лекций:

Взаимоотношения держав Антанты накануне Парижской мирной конференции. Программа держав на конференции. Организация и открытие конференции. Принятие статуса Лиги наций. Обсуждение условий перемирия. «Документ из Фонтенбло». Проблема контрибуций. Учреждение Лиги наций. Претензии Италии и Японии. Позиция германской делегации на мирной конференции. Условия и подписание Версальского мира.

Мирное урегулирование с Австрией, Венгрией, Болгарией и Румынией. Договоры, подписанные в Сен-Жермене, Нейи и Трианоне. Положение Турции на заключительном этапе войны, распад империи. Севрский мирный договор. Итоги и нерешенные проблемы Парижского мирного урегулирования.

Тема 6. Задания для семинаров:

На конкретных примерах проанализировать и обсудить механизм формирования внешней политики стран-участниц Первой мировой войны на Парижской мирной конференции. Обсудить положительные и отрицательные стороны Версальского мирного договора.



Тема 7. Содержание лекций:

Советская дипломатия в годы интервенции и гражданской войны. Проблема русских долгов. Вашингтонские соглашения. Генуэзская конференция и Рапалльский договор. Лозаннская конференция. Репарационный вопрос в 1920-е гг. Рурский кризис. Конференция в Локарно. Пакт Бриана–Келлога. План Юнга. Женевская конференция по разоружению. Советско-французский пакт о ненападении. Японо-китайский конфликт.



Тема 7. Задания для семинаров:

Провести сравнительный анализ внешней политики ведущих мировых держав в 1920-е годы. На конкретных примерах проанализировать и обсудить основные проблемы международных отношений этого периода.



Тема 8. Содержание лекций:

Приход А. Гитлера к власти в Германии. Попытка аншлюса Австрии. Плебисцит в Сааре. Введение всеобщей воинской повинности в Германии. Советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. Захват Эфиопии. Конференция в Монтрё.

Начало гражданской войны в Испании. Политика невмешательства. Ось Берлин – Рим. Антикоминтерновский пакт. Рост японской агрессии на Дальнем Востоке. События у озера Хасан и на реке Халкин-Гол. Аншлюс Австрии.

Внутриполитическое и международное положение Чехословакии к 1938 году. Положение немецких меньшинств. Попытка мятежа судетских нацистов. Встречи А. Гитлера и Н. Чемберлена в Берхтесгадене и Бад-Годесберге. Мюнхенская конференция и Мюнхенское соглашение. Оккупация Германии Судетской области. Оценка Мюнхенского соглашения современниками и в историографии.



Тема 8. Задания для семинаров:

На конкретных примерах проанализировать и обсудить основные тенденции развития международных отношений в 1930-е годы. Обсудить возможные альтернативные пути развития внешней политики основных держав этого периода.



Тема 9. Содержание лекций:

Захват Германией Чехословакии и Мемеля. Оккупация Албании Италией. «Стальной» пакт 1939 г. Советско-англо-французские переговоры в Москве. Пакт Молотова-Риббентропа. Возможные альтернативы пакту. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Великобритании, Франции, СССР и державы «оси» в период «Странной» войны.



Тема 9. Задания для семинаров:

Провести сравнительный анализ внешней политики ведущих европейских государств в 1939 г. На конкретных примерах проанализировать и обсудить альтернативные пути развития международных отношений накануне и в начале Второй мировой войны.



Тема 10. Содержание лекций:

Захват Германией Дании и Норвегии. Победа на Западном фронте. Берлинский пакт 1940 г. между Германией, Италией и Японией и присоединение к нему Венгрии, Румынии, Словакии, Болгарии и Югославии. Антифашистский переворот в Белграде и захват Германией Югославии и Греции. Присоединение Финляндии к Берлинскому пакту. Взаимоотношения держав «оси» накануне нападения Германии на СССР.

Англо-американские отношения и деятельность генерала Ш. де Голля до 1941 г. Нападение Германии на СССР. Советско-английское соглашение 12 июля 1941 г. Атлантическая хартия. Московская конференция министров иностранных дел. Вступление США во Вторую мировую войну. Вашингтонская декларация 1 января 1942 г. Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Вопрос об открытии второго фронта в Европе. Коренной перелом во Второй мировой войне: Сталинград и Эль-Аламейн. Взаимоотношения внутри фашистского блока в 1941–1943 гг. Свержение Муссолини и выход Италии из войны.

Тема 10. Задания для семинаров:

На конкретных примерах проанализировать и обсудить механизм формирования антигитлеровской коалиции. Обсудить возможные пути развития внешней политики стран антигитлеровской коалиции и стран «оси».



Тема 11. Содержание лекций:

Тегеранская конференция 1943 г. Открытие второго фронта в Европе. Выход союзников Германии из Второй мировой войны. Крымская конференция 1945 г. Капитуляция Германии. Образование Организации Объединенных Наций. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Взаимоотношения стран-членов Антигитлеровской коалиции к моменту окончания Второй мировой войны.



Тема 11. Задания для семинаров:

Провести сравнительный анализ внешней политики и государственных интересов США, СССР и Великобритании на международных конференциях заключительного периода Второй мировой войны. На конкретных примерах проанализировать и обсудить основные спорные проблемы этого периода и возможные альтернативные пути их разрешения.


Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

2.1. Методическое обеспечение учебной работы

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы:

- Компетентностно-ориентированный учебный план ООП ВПО «История международных отношений в XX – XXI веках» по уровню магистратура по направлению 031900 “Международные отношения”;

- Характеристика ООП ВПО магистратура по направлению 031900 “Международные отношения”;

- настоящая Рабочая программа;



2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы:

- план семинарских занятий;

- список рекомендованной литературы по курсу.

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы):

- список вопросов к экзамену;

- конспекты для самоподготовки к семинарским занятиям;

- презентации в формате PPT, подготовленные студентами для проведения семинарских занятий;

- списки источников и литературы, использованных студентами при подготовке к семинарским занятиям;

- вопросы тестов и блиц-опросников.


2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1.Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:

- наличие диплома о высшем профессиональном образовании по политологической или исторической специальности (направлению), ученая степень кандидата или доктора наук;

- наличие публикаций по исторической проблематике.

2.2.2.Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом:

- лаборант кафедры или факультета;

- инженер компьютерного оборудования.

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса:

- анкеты;

- опросные листы.
2.3. Материально-техническое обеспечение

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:

- не менее 15 посадочных мест;

- техническая возможность использования мультимедийного оборудования;

- возможность быстрой реорганизации рабочего пространства от лекционного модуля к интерактивному и наоборот.



2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования:

- персональный компьютер, оснащенный базовыми программами Microsoft Word;

- мультимедийный проектор;

- экран;


- демонстрационная доска.

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию: нет

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению: нет

2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов: без дополнительных требований


2.4. Информационное обеспечение

2.4.1. Список обязательной литературы :

1. Алексеева И. В. Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте, 1914–1917. Л., 1990.


2. Бережков В. М. Рождение коалиции. М., 1975.
3. Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1987.
4. Волков В. К. Германо-югославские отношения и развал Малой Антанты. 1933–1938. М., 1966.
5. Гальперин А. Л. Англо-японский союз. 1902–1921 годы. М., 1947.
6. Год кризиса 1938–1939. Документы и материалы. Т. 1–2. М., 1990.
7. Евдокимова Н. П. Между Востоком и Западом: проблема сепаратного мира и маневры дипломатии австро-германского блока в 1914–1917. Л., 1985.
8. Исраэлян В. Л. Антигитлеровская коалиция. М., 1964.
9. Исраэлян В. Л. Дипломатия в годы войны (1941–1945). М., 1985.
10. Исраэлян В. Л., Кутаков Л. Н. Дипломатия агрессоров. Германо-итало-японский фашистский блок. История его возникновения и краха. М., 1967.
11. История дипломатии. М., 2005.
12. История первой мировой войны / Под ред. И. И. Ростунова. Т. 1–2. М., 1975.
13. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
14. Лудшувейт Е. Ф.. Турция в годы первой мировой войны. 1914–1918. М., 1966.
15. Лютов И. С., Носков А. М. Коалиционное взаимодействие союзников: по опыту первой и второй мировых войн. М., 1988.
16. Морозов Е. В. Путь к Антанте. Англо-французское колониальное соперничество в конце XIX – начале XX вв. СПб., 2008.
17. Морозов Е. В. Африка в Первой мировой войне. СПб., 2009.
18. Мягков М. Ю. Проблема послевоенного устройства Европы в американо-советских отношениях, 1941–1945. М., 2006.
19. Остальцева А. Ф. Англо-русское соглашение 1907 г. Саратов, 1978.
20. Первая мировая война и международные отношения. СПб., 1995.
21. Поздеева Л. В. Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны. М., 1969.
22. Ржешевский О. А. Сталин и Черчилль. М., 2004.
23. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., 1995.
24. Семиряга М. И. Тайны сталинской дипломатии. 1939–1945. М., 1992.
25. Сиполс В. Я. Тайны дипломатические: канун Великой отечественной войны. 1939–1941. М., 1997.
26. Славинский Б. Н. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией: дипломатическая история, 1941–1945. М., 1995.
27. Советский союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Т. 1–6. М., 1978–1980.
28. СССР и Франция в годы Второй мировой войны. Сборник научных статей / Отв. Ред. М. М. Наринский. М., 2006.
29. Трухановский В. Г. Внешняя политика Англии в период второй мировой войны. М., 1965.
30. Уткин А. И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.
31. Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии 1938–1939. М., 1991.
32. Черчилль У. Вторая мировая война. Т. 1–6. М., 1998.
33. Шацилло В. К. Расчет и безрассудство: германо-американские отношения в 1898–1917. М., 1998.
34. Язькова А. А. Малая Антанта в европейской политике. 1918–1925. М., 1974.
35. Adelman J. R. Hitler and his allies in World War II. London, 2007.
36. Andrew C. France and the Making of the Entente Cordiale // The Historical Journal. X. № 1. 1967.
37. Campus E. The Little Entente and the Balkan alliance. Bucureşti, 1978.
38. Calder K. British and the origin of the new Europe, 1914–1918. Cambridge, 1976.
39. Chikering R. Imperial Germany and the Great War, 1914–1918. Cambridge, 2003.
40. Ferrell R. Woodraw Wilson and World War I. N. Y., 1985.
41. Folly M. Churchill, Whitehall and the Soviet Union, 1940–1945. Basingstoke, N. Y., 2000.
42. Fowler W. British-American Relations, 1917–1918. Princeton, 1969.
43. French D. The Strategy of Lloyd George Coalition, 1916–1918. Oxford, 2002.
44. Gooch G. P. Before the War. Studies in Diplomacy. V. I. Grouping of the Powers. London; N. Y.; Toronto, 1936.
45. Guillen P. The Entente of 1904 as a Colonial Settlement // France and Britain in Africa. Imperial Rivalry and Colonial Rule. New Haven; London, 1971.
46. Guinn P. British Strategy and Politics 1914 to 1918. Oxford, 1965.
47. Hayne M. B. The French Foreign Office and the Origins of the First World War, 1898–1914. Oxford, 1993.
48. Keen J. The United States and the First World War. London, 2000.
49. Kersaudy F. Churchill and De Gaulle. N. Y., 1982.
50. Maguire G. Anglo-American policy towards the Free French. London, 1995.
51. Mallet R. Mussolini and the origins of the Second World War, 1933–1940. N. Y., 2003.
52. May E. The World War and American Isolation, 1914–1917. Cambridge, 1959.
53. Miner S. Between Churchill and Stalin. The Soviet Union, Great Britaim and the origins of the grand Allince. Chapel Hill, 1988.
54. Neilson K. Britain, Soviet Russia and the collapse of the Versailles Order, 1919–1939. N. Y., 2006.
55. Neilson K. Strategy and Supply. The Anglo-Russian alliance, 1914–1917. London,1984.
56. Nish I. H. The Anglo-Japanese Alliance. The Diplomacy of Two Island Empires. 1894–1907. London, 1986.
57. Otte Th. The elusive balance. British foreign policy and the French entente before the First World War // Anglo-French Relations in the Twentieth Century. Rivalry and Cooperation. London; N. Y., 2000.
58. Reinolds D. The Creation of the Anglo-American alliance. 1937–41. Chapel Hill, 1982.
59. Stevenson D. French War aims against Germany, 1914–1919. Oxford, 1982.
60. Thomas R. Britain and Vichy. London, 1979.
61. Trumpener U. Germany and the Ottoman Empire, 1914–1918. Princeton, 1968.
62. Woodward E. British Foreign Policy in the Second World War. Vol. 1–5. London, 1971–1975.
2.4.2. Список дополнительной литературы:

1. Аветян А. С. Русско-германские дипломатические отношения накануне первой мировой войны. М., 1985.


2. Виноградов В. Н. Румыния в годы первой мировой войны. М., 1969.
3. Ганелин Р. Ш. Россия и США. Очерки истории русско-американских отношений, 1914–1917. Л., 1969.
4. Готлиб В. В. Тайная дипломатия во время первой мировой войны. М., 1960.
5. Грюнвальд К. Франко-русские союзы. М., 1968.
6. Дегоев В. В. Внешняя политика России и международные системы: 1700–1918 гг. М., 2004.
7. Джолл Дж. Истоки Первой мировой войны. Ростов-на-Дону, 1998.
8. Земсков И. Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982.
9. Игнатьев А. В. Внешняя политика России в 1905–1907 гг. М., 1986.
10. История внешней политики России. Конец XIX – начало XX века / Отв. ред. А. В. Игнатьев. М., 1999.
11. Киган Дж. Первая мировая война. М., 2002.
12. Кросс Б. Б. Румыния между Тройственным союзом и Антантой. Псков, 1996.
13. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1–2. М., 1957.
14. Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975.
15. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. М., 1945.
16. Писарев Ю. А. Сербия и Черногория в первой мировой войне. М., 1968.
17. Розенталь Э. М. Дипломатическая история русско-французского союза в начале XX века. М., 1960.
18. Романов Б. А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. М., 1955.
19. Семиряга М. И. Тайны сталинской дипломатии. 1939–1945. М., 1992.
20. Серова О. В. От Тройственного союза к Антанте. Итальянская внешняя политика и дипломатия в конце XIX – начале XX века. М., 1983.
21. Серова О. В. Италия и антигитлеровская коалиция. 1943–1945. М., 1973.
22. Стегарь С. А. Дипломатия Франции перед второй мировой войной. М., 1980.
23. Тэйлор А. Дж. П. Борьба за господство в Европе. 1848–1918. М., 1958.
24. Фей С. Происхождение мировой войны. Т. 1–2. М., 1934.
25. Чевтаев А. Г. Политика Великобритании в Средиземноморье в годы Второй мировой войны (1939–1943). Свердловск, 1988.
26. Чернин О. В дни мировой войны. СПб., 2005.
27. Шеремет В. И. Босфор: Россия и Турция в эпоху первой мировой войны. М., 1995.
28. Egerton G. Great Britain and the creation of the League of Nations. Chapel Hill, 1978.
29. Fest W. Peace or partition. The Habsburg monarchy and British policy, 1914–1918. London, 1978.
30. Gates E. End of the Affair. The collapse of the Anglo-French Alliance, 1939–1940. Los Angeles, 1981.
31. Geiss I. German Foreign Policy 1871–1914. London; N. Y., 2002.
32. Goldstein E. Winning the Peace. British Diplomatic Strategy, Peace Planning, and the Paris Peace Conference, 1916–1920. Oxford, 1991.
33. Hanak H. Great Britain and Austria-Hungary during the First World War. London, 1962.
34. Kennan G. F. The Fateful Alliance. France, Russia, and the Coming of the First World War. N. Y., 1984.
35. Kennedy P. The Rise of the Anglo-German Antagonism, 1860–1914. London, 1982.
36. Langer W. L. The Diplomacy of Imperialism. 1890–1902. Vol. I–II. N. Y.; London, 1935.
37. Langer W. L. The Franco-Russian Alliance. 1890–1894. N. Y., 1967.
38. Luckau A. The German Delegation at the Paris Peace Conference. N. Y., 1941.
39. May A. The passing of the Hapsburg monarchy, 1914–1918. Vol. 1–2. Philadelphia, 1966.
40. Néré J. The Foreign policy of France from 1914 to 1945. N. Y., 2002.
41. Steiner Z. S. Britain and the Origins of the First World War. London, 1977.
42. Tillman S. P. Anglo-American Relations at the Paris Peace Conference of 1919. Princeton, 1961.

2.4.3. Перечень иных информационных источников:

нет


Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы

Разработчики рабочей программы




Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Морозов Евгений Вячеславович

к. ист. н.

нет

старший преподаватель кафедры теории и истории ФМО СПбГУ

эл. почта: evmorozov@rambler.ru
тел.: +7 (821) 5764228 




































































В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы

образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень

(оценка качества содержания рабочей программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Теории и истории международных отношений

29.08.2012

1










второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган



Дата принятия решения

№ документа

Учебно-методическая комиссия факультета международных отношений

01.09.2012























































Иные документы об оценке качества рабочей программы

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа





























































Утверждение рабочей программы

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Декан факультета международных отношений


























































Внесение изменений в рабочую программу

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа