Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием в конкурентной - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра экономики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экономики и права
Т.М. Ожерельева ______________
«____» __________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ»
Направление подготовки
080100.62 Экономика
________________________________________
(код и наименование направления подготовки)
Общий профиль
___________________________________________
(наименование профиля подготовки)
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Бузулук 2011
Рецензент
кандидат экономических наук, доцент Алексеева Е.В.
Рабочая программа дисциплины «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде» / сост. О.Г. Бикбулатова, О.А. Попова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 25 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла Б З.2 студентам очной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика в 7 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 747
Составители ______________ О.Г. Бикбулатова
______________О.А. Попова
«____»______________2011 г.
©Бикбулатова О.Г., Попова О.А., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание
|
|
с.
|
1
|
Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….
|
4
|
2
|
Место дисциплины в структуре ООП ВПО....... …………………………
|
4
|
3
|
Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................
|
5
|
4
|
Содержание и структура дисциплины....…………………………………
|
7
|
4.1
|
Содержание разделов дисциплины...........................................................
|
7
|
4.2
4.3
|
Структура дисциплины.............................................................................
Разделы дисциплины, изучаемые в седьмом семестре ……………………
|
8
9
|
4.4
|
Практические занятия (семинары)....………………………………………
|
9
|
4.5
|
Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………………
|
11
|
5
|
Образовательные технологии...................................................................
|
12
|
5.1
|
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………….
|
13
|
6
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.......................................................................
|
13
|
7
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины ......................................
|
18
|
7.1
|
Основная литература…………………………………………………………
|
18
|
7.2
|
Дополнительная литература………………………………………................
|
20
|
7.3
|
Официальные сайты организаций.....………………………………………
|
22
|
7.4
|
Интернет-ресурсы.........................................................................................
|
22
|
7.5
|
Методические указания к практическим занятиям ......................................
|
22
|
7.6
|
Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ...........................................................................
|
22
|
7.7
|
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ..................................................................
|
22
|
8
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………
|
23
|
|
Лист согласования рабочей программы дисциплины……………………
|
24
|
|
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины……………
|
25
|
-
Цель и задачи дисциплин
Цель изучения дисциплины «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде» - формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.
Задачи дисциплины:
-
Изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;
-
формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;
-
изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента;
-
анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;
-
анализ передовой практики менеджмента;
-
изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;
-
развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.
-
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде» входит в вариативную часть профессионального цикла Б З.2 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация - бакалавр) и обеспечивает знания для профессиональной деятельности в качестве менеджера. Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология, психология, логика, культура речи и деловое общение, макро- и микроэкономика, статистика, история экономических учений.
Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций в таких учебных дисциплинах, как: экономика труда, экономика общественного сектора, планирование, экономический анализ, маркетинг, управление организацией, управление человеческими ресурсами, корпоративное управление.
-
Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина ««Стратегия управления предприятием в конкурентной среде»» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
а) общекультурных (ОК):
-
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации , постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
-
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
-
способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8).
б) профессиональных (ПК):
-
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально – экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
-
способен на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы рассчитать экономические и социально – экономические показатели, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
-
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
-
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
-
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
-
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально – экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально – экономических показателей (ПК-8);
-
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне и микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента в целом, так и его отдельных аспектов, основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений);
- основные особенности ведущих школ и направлений управленческих наук;
- основные особенности российского менеджмента, его институциональную структуру;
Уметь
- выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально- экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономические показателей;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических и управленческих моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
Владеть
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- современник методикой построения эконометрических моделей;
- методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих процессы и явления управления на макро-, мезо- и микроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий.
Приобрести опыт деятельности:
-
составления диаграмм, графиков, таблиц; владения различными приемами работы со статистическими данными;
самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, и участия в научных дискуссиях;
- организации группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.
-
Содержание и структура дисциплины (модуля)
-
Содержание разделов дисциплины
№ раздела
|
Наименование раздела (модуля)
|
Содержание раздела (модуля)
|
Форма текущего
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Стратегия управления предприятием в конкурентной среде
|
Управление маркетингом на предприятии. Маркетинговые стратегии и маркетинговый контроль. Построение маркетинговых служб.
| -
Домашнее задание
-
Тестирование
-
Экономический словарь
-
Решение задач
|
2
|
Основные подходы к пониманию конкурентоспособности
|
Сущность показатели и методы конкурентоспособности товаров и услуг
Структурный и субъективный анализ конкурентоспособности
Методология изучения конкурентоспособности. Понятие и основные определения конкурентоспособности
| -
Домашнее задание
-
Тестирование
-
Экономический словарь
-
Решение задач
|
3
|
Современные теории конкурентоспособности фирмы: подходы к обеспечению критерии, стратегии
|
Стратегический маркетинг как средство повышения конкурентоспособности
Теория конкурентных преимуществ К. Прахалада и Г. Хамела
Теория конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компании М. Портера
| -
Домашнее задание
-
Тестирование
-
Экономический словарь
|
4
|
Основные подходы к определению конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Региональная конкурентоспособность
|
Кластерный подход в анализе отрасли. Комплексная оценка конкурентоспособности региона
Составляющие конкурентоспособности отрасли. Методика исследования конкурентоспособности отраслей
| -
Домашнее задание
-
Тестирование
-
Экономический словарь
|
5
|
Конкурентоспособность национальной экономики: сущность модели национальных преимуществ
|
Ресурсы природные трудовые инновационные и их роль в конкурентоспособности национальной экономики
Особенности конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах. Государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики
| -
Домашнее задание
-
Тестирование
-
Экономический словарь
-
Решение задач
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часов)
Вид работы
|
Трудоемкость, часов
|
Семестр № 7
|
Всего
|
Общая трудоемкость
|
108
|
108
|
Аудиторная работа:
|
54
|
54
|
Лекции (Л)
|
18
|
18
|
Практические занятия (ПЗ)
|
36
|
36
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа:
|
54
|
54
|
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
|
-
|
-
|
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
|
-
|
-
|
Эссе (Э)
|
-
|
-
|
Самостоятельное изучение разделов
|
27
|
27
|
Контрольная работа (К)
|
-
|
-
|
Самоподготовка:
проработка и повторение лекционного материала,
проработка материала учебников и учебных пособий,
подготовка к практическим занятиям
|
27
9
9
9
|
27
9
9
9
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
зачет
|
|
4.3 Разделы дисциплины, изучаемые в седьмом семестре
№
раз-
дела
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторная
Работа
|
Вне-ауд.
работа
СР
|
Л
|
ПЗ
|
ЛР
|
1
|
Стратегия управления предприятием в конкурентной среде
|
24
|
4
|
8
|
-
|
12
|
2
|
Основные подходы к пониманию конкурентоспособности
|
24
|
4
|
8
|
-
|
12
|
3
|
Современные теории конкурентоспособности фирмы: подходы к обеспечению критерии, стратегии
|
24
|
4
|
8
|
-
|
12
|
4
|
Основные подходы к определению конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Региональная конкурентоспособность
|
24
|
4
|
8
|
-
|
12
|
5
|
Конкурентоспособность национальной экономики: сущность модели национальных преимуществ
|
12
|
2
|
4
|
-
|
6
|
|
Итого:
|
108
|
18
|
36
|
-
|
54
|
4.4 Практические занятия (семинары)
№
занятия
|
№
раздела
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
1
|
Сущность и основные этапы процесса управления маркетинга на предприятии: анализ рыночных возможностей, выбор целевого рынка, разработка комплекса маркетинга
|
|
2
|
1
|
Планирование маркетинга: стратегические и тактические планы маркетинга. «SWOT» анализ. Маркетинговые стратегии.
|
|
3
|
1
|
Аудит маркетинга
|
|
4
|
1
|
Методология изучения конкурентоспособности. Понятие и основные определения конкурентоспособности
|
4
|
5
|
1
|
Структурный и субъективный анализ конкурентоспособности
|
4
|
6
|
1
|
Сущность показатели и методы конкурентоспособности товаров и услуг
|
4
|
7
|
2
|
Теория конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компании М. Портера
|
4
|
8
|
2
|
Теория конкурентных преимуществ К. Прахалада и Г. Хамела
|
4
|
9
|
2
|
Стратегический маркетинг как средство повышения конкурентоспособности
|
4
|
10
|
3
|
Составляющие конкурентоспособности отрасли. Методика исследования конкурентоспособности отраслей
|
2
|
11
|
3
|
Кластерный подход в анализе отрасли. Комплексная оценка конкурентоспособности региона
|
2
|
12
|
4
|
Особенности конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах. Государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики
|
2
|
13
|
4
|
Ресурсы природные трудовые инновационные и их роль в конкурентоспособности национальной экономики
|
2
|
14
|
5
|
Теоретические подходы к определению стадий конкурентоспособностей национальной экономики
|
2
|
15
|
5
|
Ресурсы и их роль в конкурентоспособности национальной экономики. Природные трудовые ресурсы как основа конкурентных преимуществ. Технологические и инновационные ресурсы
|
2
|
|
|
Итого:
|
36
|
4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
|
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Сущность конкурентоспособности товара. Показатели конкурентоспособности товара
|
1
|
1
|
Факторы конкурентоспособности товара
|
1
|
1
|
Конкурентоспособность качества
|
1
|
1
|
Этапы оценки конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения
|
1
|
1
|
Кривая жизненного цикла товара. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара
|
1
|
1
|
Методы оценки конкурентоспособности товара
|
1
|
1
|
Особенности оценки конкурентоспособности услуг
|
1
|
1
|
Основные подходы к пониманию конкурентных преимуществ
|
1
|
2
|
Конкурентные преимущества и конкурентные недостатки
|
1
|
2
|
Источники оценки конкурентных преимуществ
|
1
|
2
|
«Конкурентная ромб» М. Портера
|
1
|
2
|
Основные конкурентные стратегии по М. Портеру
|
1
|
2
|
Концепция уникальной ресурсной базы
|
2
|
2
|
Основные принципы формирования конкурентоспособности предприятия
|
2
|
2
|
Показатели и факторы формирования конкурентоспособности предприятий: производительность труда, инновации, размеры, размещение, менеджмент
|
2
|
2
|
Планирование и управление конкурентоспособностью предприятия
|
2
|
2
|
Аутсорсинг как средство повышения конкурентоспособности современного предприятия
|
2
|
|
Итого:
|
27
|
5 Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.
В процессе освоения дисциплины «Теория и практика оценки конкурентоспособности» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
-
Лекции;
-
Практические занятия;
-
Решение задач;
-
Компьютерные занятия;
-
Письменные домашние работы;
-
Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;
-
Консультации преподавателей.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
-
Лекция- визуализация;
-
Анализ конкретных ситуаций;
-
Учебные конференции.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
|
Вид занятия
(Л, ПР)
|
Используемые интерактивные образовательные технологии
|
Количество
часов
|
|
Л
|
Лекция- визуализация: «Составляющие конкурентоспособности отрасли», «Сущность показателей и методы конкурентоспособности товаров и услуг»
|
4
|
ПР
|
Учебная конференция «Ресурсы и их роль в конкурентоспособности национальной экономики»
|
2
|
Итого:
|
6
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Образцы тестов для проведения текущего контроля:
1. Основной задачей самоменеджмента является…
а) создание имиджа;
б) организация рабочего места;
в) управление личным временем;
г) мобилизация, организация применения своих возможностей.
2. Финансовый план (роспись доходов и расходов на определенный срок), который служит руководством и средством контроля над будущими операциями, называется в менеджменте…
а) кеш-фло;
б) бизнес-планом;
в) балансом;
г) бюджетом.
3. Согласно теории менеджмента полномочия бывают…
а) линейно-штабными;
б) функционально-штабными;
в) линейными;
г) структурными.
4. При построении системы управления персоналом в организации следует соблюдать принцип адаптивности, что означает…
а) упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения;
б) ориентацию на современные тенденции в обучении персонала организации;
в) стремление системы управления персоналом изменять поведение сотрудников в зависимости от условий работы организации;
г) приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
5. Для организации, реализующей стратегию диверсификации и функционирующей в различных средах, наиболее приемлема____________ организационная структура управления.
а) проектная;
б) линейная;
в) дивизиональная;
г) штабная.
Контрольные вопросы для промежуточной аттестации:
-
Конкурентоспособность экономического субъекта как характеристика его рыночного поведения
-
Конкуренция и конкурентоспособность. Поведенческая, функциональная и эволюционная виды конкуренции, их влияние на понимание конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
-
Структурные уровни конкурентоспособности: микро-, мезо и макроконкурентоспособность. Их взаимосвязь и сопряженность. Конкурентоспособность страны, региона и конкурентоспособность фирмы
-
Основные подходы к пониманию конкурентных преимуществ.
-
Теория конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компании М. Портера. Теория конкурентных преимуществ К. Прахалада и Г. Хамела.
-
Факторы конкурентоспособности по М. Портеру.
-
Конкурентоспособность товара: сущность, показатели, факторы, методы оценки. Кривая жизненного цикла товара.
-
Конкурентоспособность услуг. Национальные конкурентные преимущества в сфере услуг.
-
Конкурентная стратегия фирмы. Маркетинг как средство повышения конкурентоспособности.
-
Стратегическое планирование и управление фирмой.
-
«Жесткие» и «мягкие» факторы конкурентоспособности компании.
-
Аутсорсинг и его использование современными компаниями.
-
Роль государства в повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
-
Кластерная схема конкурентных отраслей Портера М.
-
Экспортный потенциал основных отраслевых комплексов, определяющих уровень конкурентоспособности российской продукции на мировых товарных рынках.
-
Конкурентоспособность региона: современные подходы и оценки. Факторы конкурентоспособности региона. Комплексная оценка региональной конкурентоспособности.
-
Конкурентоспособность фирмы как критерий конкурентоспособности национального хозяйства. Влияние конкурентоспособности фирмы на экономическое развитие национального хозяйства.
-
Преимущества национальной экономики: сущность, виды, структура, уровни.
-
Особенности конкурентоспособности в стабильно развивающихся странах и странах с неустойчивой экономикой.
-
Конкурентоспособность современной России: источники, степени реализации.
-
Теоретические подходы к определению стадий конкурентоспособности национальной экономики. Развитие конкурентоспособности и экономический рост.
-
Показатели конкурентоспособности. Методика оценки конкурентоспособности стран ВЭФ. Индекс роста конкурентоспособности (GCI). Индекс микроэкономической конкурентоспособности (MICI) по методике М. Портера.
-
Ресурсы и их роль в конкурентоспособности национальной экономики. Природные ресурсы, как основа конкурентных преимуществ. Обеспеченность ресурсами стран и их характеристика.
-
Трудовые ресурсы и степень развития в разных странах. Конкурентоспособность трудовых ресурсов. Формирование трудовых ресурсов нового типа.
-
Сравнительные национальные преимущества и их динамика. Три уровня оценки конкурентоспособности. Глобальная оценка конкурентоспособности российской экономики.
-
Национальная конкурентоспособность: сущность, факторы. Индекс конкурентоспособности, показатель суммы факторов. Рейтинги конкурентоспособности России. ВВП на душу населения и конкурентоспособность.
-
Комплексные индексы конкурентоспособности. Особенности оценки конкурентоспособности в исследовательском проекте ВЭФ. Рейтинг Международного института развития IMD.
-
Рейтинги конкурентоспособности России. Сопоставление России с рядом стран по индексу и основным факторам конкурентоспособности. Зависимость между уровнем ВВП и рейтингом конкурентоспособности.
-
Процесс коммуникаций: передача, обратная связь и помехи.
-
Барьеры на пути межличностных коммуникаций.
-
Функции и каналы невербального общения.
-
Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям.
-
Механизмы улучшения организационных коммуникаций.
-
Принятие управленческих решений: суть и виды решений.
-
Рациональное решение проблем: диагностика проблемы и идентификация ограничений.
-
Рациональное решение проблем: выявление и выбор альтернатив.
-
Сопутствующие (прочие) вопросы принятия решения.
-
Методы принятия решений: платежная матрица и дерево решений.
-
Количественные методы прогнозирования.
-
Качественные методы прогнозирования.
-
Природа и функции стратегического планирования.
-
Стратегия: планирование и успех организации.
-
Стратегия: миссия организации и цели организации.
-
Стратегия: оценка и анализ внешней среды: STEP-анализ.
-
Стратегия: анализ сильных и слабых сторон организации: SWOT-анатиз.
-
Стратегия: выбор стратегических альтернатив
-
Планирование реализации стратегического плана.
-
Управленческие функции: делегирование, ответственность, полномочия.
-
Линейные и аппаратные полномочия.
-
Типы аппаратных полномочий.
-
Вариации аппаратных полномочий.
-
Эффективная организационная структура полномочий: взаимоотношения, координация, единоначалие.
-
Эффективная организационная структура полномочий: ограничение нормы управляемости.
-
Преграды для эффективного делегирования полномочий.
-
Организационная структура: планирование и этапы проектирования.
-
Организационная структура: бюрократия и её недостатки.
-
Организационная структура: функциональная департаментализация.
-
Организационная структура: дивизиональная департаментализация.
-
Организационная структура: проектная и матричная структуры.
-
Организационная структура: степень децентрализации.
-
Организационная структура: факторы, влияющие на степень децентрализации.
-
Мотивация: ранние идеи мотивации, первичные и вторичные потребности, вознаграждения.
-
Мотивация: теория Маслоу и теория Альдерфера.
-
Мотивация: теория Мак-Клелланда и теория Герцберга
-
Мотивация: теория ожиданий и теория справедливости.
-
Мотивация: теория положительного подкрепления и модель Пор-тера-Лоулера.
-
Контроль: сущность и необходимость контроля.
-
Контроль: предварительный и текущий контроль.
-
Контроль: процесс и поведенческие аспекты контроля.
-
Контроль: характеристики эффективного контроля.
-
Групповая динамика: формальные и неформальные группы, их значение.
-
Групповая динамика: причины возникновения неформальных организаций. Характеристики неформальных организаций.
-
Групповая динамика: проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.
-
Групповая динамика: факторы эффективности группы.
-
Групповая динамика: эгоистическое поведение в группах.
-
Групповая динамика: специфика и этапы развития групп.
-
Лидерство: организационное лидерство, власть, влияние.
-
Лидерство: виды власти в организации (л).
-
Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении.
-
Формы власти и влияния: власть, основанная на вознаграждении.
-
Формы власти и влияния: законная власть.
-
Формы власти и влияния: эталонная власть.
-
Формы власти и влияния: экспертная власть.
-
Групповая динамика: убеждение и участие.
-
Лидерство: автократичное и демократичное.
-
Лидерство: ориентированное на работу и на человека.
-
Лидерство: двумерный подход к стилям лидерства.
-
Лидерство: стиль, удовлетворенность и производительность.
-
Лидерство: ситуативная модель Фидлера.
-
Лидерство: подход соответствия целей и средств.
-
Лидерство: теория жизненного цикла.
-
Лидерство: модель Врума-Йеттона.
-
Конфликт: природа и типы конфликтов, причины конфликтов.
-
Конфликт: модель конфликтного процесса.
-
Конфликт: структурные методы управления конфликтами.
-
Конфликт: межличностные стили управления конфликтами.
98. Конфликт: стратегии разрешения конфликтов и поведения в конфликтах.
99. Конфликт: контрактная теория.
-
Стресс: понятие, проявление и причины.
-
Управление трудовыми ресурсами: основные этапы.
-
Управление трудовыми ресурсами: планирование потребности в трудовых ресурсах.
-
Управление трудовыми ресурсами: наём и отбор.
-
Управление трудовыми ресурсами: управление зарплатой и льготами.
-
Управление трудовыми ресурсами: развитие трудовых ресурсов: ориентация и социальная адаптация.
-
Оценка эффективности труда.
-
Повышение качества трудовой жизни.
-
Руководство и управление в преобразованиях компании.
-
Стадии проведения преобразований компании.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
-
Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями на 29 ноября 2010г.
-
Портер М. Конкуренция. М.: Библиотека Strategica, 2006. 608с.
-
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
-
Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
-
Юданов А. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: КноРус, 2008. – 464 с.
-
Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. М.: Экон-ка, 2005.
-
Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Изд. Экон-ка, 2005. – 504 с.
-
Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ, 2007.
-
Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006.
-
Аристов, О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финстатинформ, 2005.
-
Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2008.
-
Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт - Издат, 2006.
-
Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6.
-
Фасхиев Х. Сколько показателей нужно для достоверной оценки качества товаров? // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1.
-
Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 3.
-
Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью. Москва: Омега-Л, 2007 – 325 с.
-
Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). – М.: Канон+, 2007. – 368 с.
-
Силаков А.В., Силакова В.В. Особенности построения модели управления жизненным циклом товара в условиях конкурентного замещения // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 3.
7.2 Дополнительная литература
-
Алещенко В.В. Теоретико - методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом – 2005. - №1(45).
-
Баранчеев В. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности // Маркетинг. - 2007. - N 5. - С.3-17.
-
Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом – 2005. - №1(45).
-
Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом – 2006. - №2(52).
-
Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально-экономического роста // Власть. - 2007. - N 1. - с.33-36.
-
Ермакова Т. Качество и конкурентоспособность архитектурно-дизайнерских услуг // Маркетинг - 2006. – №4 (89). – с.66-73
-
Кучина Е. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения // Маркетинг - 2006. – №2(87). – с.50-55.
-
Лифиц И. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг // Маркетинг - 2006. – №3(88). – с.25-32
-
Рогачев А.Ф., Скопина И.В. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - №5(43).
-
Буймов А.С., Вайсман Е.Д. Оценка конкурентоспособности инновационного продукта // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1.
-
Мельников О. Н. Алабужев Д. С. Абрамов Е. Г. инновационные изменения и … время Об оценке конкурентоспособности и создания инновационных товаров // Креативная экономика. 2011. № 1. C. 68–74.
-
Галица И. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты // Общество и экономика. – 2009. - № 1.
-
Пашутин С.Б. Как российские товары конкурируют с глобальными торговыми марками // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 6.
-
Симонов К.В.Управление конкурентоспособностью выставочных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 5.
-
Круглый стол «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция // 2010. № 3.
-
Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3.
-
Богданов Д.Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории // Современная конкуренция. 2010. № 1.
-
Конкурентная политика и конкурентная среда в Российской Федерации // Современная конкуренция. 2009. № 4.
-
Сеченова В.В Антикризисная программа мер правительства Российской Федерации на 2009 г. как антиконкурентная стратегия // Современная конкуренция. 2009. № 4.
-
Светуньков С.Г. Теория конкуренции: абстрактное и идеализированное // Современная конкуренция. 2009. № 4.
-
Дегтярев К.С. Что такое конкуренция? // Современная конкуренция. 2009. № 4.
-
Конкурентная политика и конкурентная среда в Российской Федерации (из доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» за 2008 год) // Современная конкуренция. 2009. № 5
7.3 Официальные сайты организаций
1.Сайт Всемирного экономического форума // www.weforum.org
2. Сайт Международного университета развития менеджмента (IMD, Швейцария, Лозанна) // http://www.imd.org
3. Министерство экономического развития РФ // http://www.economy.gov.ru
4. Рейтинг регионов РФ по уровню инвестиционной привлекательности Рейтингового агентства «Эксперт РА» // http://www.raexpert.ru
5. Совет по национальной конкурентоспособности // http://www.naco.ru
6. Сайт профессора Андрея Юданова http://www.yudanov.ru
7.4 Интернет-ресурсы
-
Вестник Финансового университета. – Режим доступа http://www. vestnik.fa.ru
-
Вопросы экономики. – Режим доступа http://vopreco.ru
-
Мир новой экономики. – Режим доступа http://www.worldneweconomy.ru
-
Российский экономический журнал (РЭЖ). – Режим доступа http://www.rej.guu.ru
-
Секрет фирмы. – Режим доступа http://www.sfdv.ru
-
Эксперт. – Режим доступа http://www.expert.ru
-
Библиотека материалов по экономической тематике. – Режим доступа http://www.libertarium.ru/library
-
Официальный сайт Росстата. – Режим доступа www.gks.ru
-
РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) . – Режим доступа http ://www.rbc. ru
7.5 Методические указания к практическим занятиям
- Бикбулатова, О.Г. Опорные схемы-конспекты по курсу «Теория и практика оценки конкурентоспособности», 2011
7.6 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.
- Бикбулатова, О.Г. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Теория и практика оценки конкурентоспособности», 2011
-
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
-
Универсальный тестовый комплекс по дисциплине «Теория и практика оценки конкурентоспособности»
-
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины осуществлено в полном объеме. С целью оперативного поиска по изучению современного законодательного материала РФ рекомендуется работа в компьютерном классе 2-го учебного корпуса с программами «Гарант». Для текущего контроля знаний студентов подготовлены тесты по дисциплине «Менеджмент». В процессе обучения используются электронные учебники и диски-тренажеры.
ЛИСТ
согласования рабочей программы
Направление подготовки: _____________________________________________________________
код и наименование
Профиль: _____________________________________________________________________
код и наименование
Профиль:____________________________________________________________________
наименование
Дисциплина: _______________________________________________________________________
Форма обучения: ____________________________________________________________________
(очная, очно-заочная, заочная)
Учебный год ____________
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры _______________________________________________
наименование кафедры
протокол N ________от "___" __________ 20__г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой
___________________________________________________________________________________
наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата
Исполнители:
____________________________ ___________ ___________________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
____________________________ ___________ ___________________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой _____________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ______________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)
__________________________________________________________________________________
шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий библиотекой
__________________________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
|
Специалист НМО _______________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
Дополнения и изменения в рабочей программе
дисциплины на 20__/20__ уч.г.
|
Внесенные изменения
на 20__/20__ учебный год
Утверждаю
Декан факультета экономики и права
Т.М. Ожерельева ______________
«____» __________________ 20___ г.
|
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
-
…………………………………..;
-
…………………………………...
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры ______________________________________________________________________
(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).
ОДОБРЕНА на заседании методической комиссии, протокол № ___ от "___" __________ 20__ г."
Председатель методической комиссии по направлению подготовки
______________________________________________________________________
шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой*___________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой*___________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
...................................................................................................................................................................................................................................................
Заведующий библиотекой
______________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
Декан (Директор) ___________________________________________________________
наименование факультета (института) личная подпись расшифровка подписи дата
Дополнения и изменения внесены в базу данных рабочих программ дисциплин
Специалист НМО ____________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата