Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием в конкурентной среде» Направление подготовки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «языки программирования» Направление... 2 495.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Введение в специальность» Направление... 1 134.03kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 196.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Направление... 1 200.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины биология направление подготовки... 2 608.23kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Пояснительная записка Детям от природы свойственно выражать себя... 2 349.14kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием в конкурентной - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра экономики

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета экономики и права

Т.М. Ожерельева ______________

«____» __________________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ»

Направление подготовки

080100.62 Экономика

________________________________________



(код и наименование направления подготовки)
Общий профиль

___________________________________________



(наименование профиля подготовки)
Квалификация выпускника

бакалавр

Форма обучения



очная
Бузулук 2011

Рецензент

кандидат экономических наук, доцент Алексеева Е.В.



Рабочая программа дисциплины «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде» / сост. О.Г. Бикбулатова, О.А. Попова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 25 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла Б З.2 студентам очной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика в 7 семестре.



Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 747

Составители ______________ О.Г. Бикбулатова

______________О.А. Попова
«____»______________2011 г.

©Бикбулатова О.Г., Попова О.А., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО....... …………………………

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................

5

4

Содержание и структура дисциплины....…………………………………

7

4.1

Содержание разделов дисциплины...........................................................

7

4.2

4.3


Структура дисциплины.............................................................................

Разделы дисциплины, изучаемые в седьмом семестре ……………………



8

9


4.4

Практические занятия (семинары)....………………………………………

9

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………………

11

5

Образовательные технологии...................................................................

12

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………….

13

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.......................................................................

13

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ......................................

18

7.1

Основная литература…………………………………………………………

18

7.2

Дополнительная литература………………………………………................

20

7.3

Официальные сайты организаций.....………………………………………

22

7.4

Интернет-ресурсы.........................................................................................

22

7.5

Методические указания к практическим занятиям ......................................

22

7.6

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ...........................................................................

22

7.7

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ..................................................................

22

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………

23




Лист согласования рабочей программы дисциплины……………………

24




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины……………

25


  1. Цель и задачи дисциплин


Цель изучения дисциплины «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде» - формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Задачи дисциплины:

  • Изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;

  • формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;

  • изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента;

  • анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;

  • анализ передовой практики менеджмента;

  • изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;

  • развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде» входит в вариативную часть профессионального цикла Б З.2 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация - бакалавр) и обеспечивает знания для профессиональной деятельности в качестве менеджера. Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология, психология, логика, культура речи и деловое общение, макро- и микроэкономика, статистика, история экономических учений.

Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций в таких учебных дисциплинах, как: экономика труда, экономика общественного сектора, планирование, экономический анализ, маркетинг, управление организацией, управление человеческими ресурсами, корпоративное управление.



  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина ««Стратегия управления предприятием в конкурентной среде»» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:



а) общекультурных (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации , постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8).

б) профессиональных (ПК):

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально – экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы рассчитать экономические и социально – экономические показатели, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально – экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально – экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне и микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента в целом, так и его отдельных аспектов, основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений);

- основные особенности ведущих школ и направлений управленческих наук;

- основные особенности российского менеджмента, его институциональную структуру;
Уметь

- выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально- экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;



- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономические показателей;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических и управленческих моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
Владеть

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- современник методикой построения эконометрических моделей;

- методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих процессы и явления управления на макро-, мезо- и микроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий.


Приобрести опыт деятельности:

  • составления диаграмм, графиков, таблиц; владения различными приемами работы со статистическими данными;
  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, и участия в научных дискуссиях;

- организации группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.


  1. Содержание и структура дисциплины (модуля)




    1. Содержание разделов дисциплины




№ раздела

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела (модуля)

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Стратегия управления предприятием в конкурентной среде

Управление маркетингом на предприятии. Маркетинговые стратегии и маркетинговый контроль. Построение маркетинговых служб.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Решение задач




2

Основные подходы к пониманию конкурентоспособности

Сущность показатели и методы конкурентоспособности товаров и услуг

Структурный и субъективный анализ конкурентоспособности

Методология изучения конкурентоспособности. Понятие и основные определения конкурентоспособности


  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Решение задач




3

Современные теории конкурентоспособности фирмы: подходы к обеспечению критерии, стратегии

Стратегический маркетинг как средство повышения конкурентоспособности

Теория конкурентных преимуществ К. Прахалада и Г. Хамела

Теория конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компании М. Портера


  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

4

Основные подходы к определению конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Региональная конкурентоспособность

Кластерный подход в анализе отрасли. Комплексная оценка конкурентоспособности региона

Составляющие конкурентоспособности отрасли. Методика исследования конкурентоспособности отраслей




  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь




5

Конкурентоспособность национальной экономики: сущность модели национальных преимуществ

Ресурсы природные трудовые инновационные и их роль в конкурентоспособности национальной экономики

Особенности конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах. Государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики




  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Решение задач






4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часов)



Вид работы

Трудоемкость, часов

Семестр № 7

Всего

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа:

54

54

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

54

54

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

27

27

Контрольная работа (К)

-

-

Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала,

проработка материала учебников и учебных пособий,

подготовка к практическим занятиям



27

9
9
9



27

9
9
9



Вид итогового контроля (зачет, экзамен)



зачет





4.3 Разделы дисциплины, изучаемые в седьмом семестре



раз-


дела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

Работа


Вне-ауд.
работа

СР


Л

ПЗ

ЛР

1

Стратегия управления предприятием в конкурентной среде

24

4

8

-

12

2

Основные подходы к пониманию конкурентоспособности

24

4

8

-

12

3

Современные теории конкурентоспособности фирмы: подходы к обеспечению критерии, стратегии

24

4

8

-

12

4

Основные подходы к определению конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Региональная конкурентоспособность

24

4

8

-

12

5

Конкурентоспособность национальной экономики: сущность модели национальных преимуществ

12

2

4

-

6




Итого:

108

18

36

-

54


4.4 Практические занятия (семинары)


занятия


раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Сущность и основные этапы процесса управления маркетинга на предприятии: анализ рыночных возможностей, выбор целевого рынка, разработка комплекса маркетинга




2

1

Планирование маркетинга: стратегические и тактические планы маркетинга. «SWOT» анализ. Маркетинговые стратегии.




3

1

Аудит маркетинга




4

1

Методология изучения конкурентоспособности. Понятие и основные определения конкурентоспособности

4

5

1

Структурный и субъективный анализ конкурентоспособности

4

6

1

Сущность показатели и методы конкурентоспособности товаров и услуг

4

7

2

Теория конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компании М. Портера

4

8

2

Теория конкурентных преимуществ К. Прахалада и Г. Хамела

4

9

2

Стратегический маркетинг как средство повышения конкурентоспособности

4

10

3

Составляющие конкурентоспособности отрасли. Методика исследования конкурентоспособности отраслей

2

11

3

Кластерный подход в анализе отрасли. Комплексная оценка конкурентоспособности региона

2

12

4

Особенности конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах. Государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики

2

13

4

Ресурсы природные трудовые инновационные и их роль в конкурентоспособности национальной экономики

2

14

5

Теоретические подходы к определению стадий конкурентоспособностей национальной экономики

2

15

5

Ресурсы и их роль в конкурентоспособности национальной экономики. Природные трудовые ресурсы как основа конкурентных преимуществ. Технологические и инновационные ресурсы

2







Итого:

36



4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины


раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Сущность конкурентоспособности товара. Показатели конкурентоспособности товара

1

1

Факторы конкурентоспособности товара

1

1

Конкурентоспособность качества

1

1

Этапы оценки конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения

1

1

Кривая жизненного цикла товара. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара

1

1

Методы оценки конкурентоспособности товара

1

1

Особенности оценки конкурентоспособности услуг

1

1

Основные подходы к пониманию конкурентных преимуществ

1

2

Конкурентные преимущества и конкурентные недостатки

1

2

Источники оценки конкурентных преимуществ

1

2

«Конкурентная ромб» М. Портера

1

2

Основные конкурентные стратегии по М. Портеру

1

2

Концепция уникальной ресурсной базы

2

2

Основные принципы формирования конкурентоспособности предприятия

2

2

Показатели и факторы формирования конкурентоспособности предприятий: производительность труда, инновации, размеры, размещение, менеджмент

2

2

Планирование и управление конкурентоспособностью предприятия

2

2

Аутсорсинг как средство повышения конкурентоспособности современного предприятия

2




Итого:

27



5 Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.

В процессе освоения дисциплины «Теория и практика оценки конкурентоспособности» используются следующие образовательные технологии:

Стандартные методы обучения:


  • Лекции;

  • Практические занятия;

  • Решение задач;

  • Компьютерные занятия;

  • Письменные домашние работы;

  • Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;

  • Консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Лекция- визуализация;

  • Анализ конкретных ситуаций;

  • Учебные конференции.


5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Семестр

Вид занятия

(Л, ПР)


Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов





Л

Лекция- визуализация: «Составляющие конкурентоспособности отрасли», «Сущность показателей и методы конкурентоспособности товаров и услуг»

4

ПР

Учебная конференция «Ресурсы и их роль в конкурентоспособности национальной экономики»

2

Итого:

6



6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Образцы тестов для проведения текущего контроля:
1. Основной задачей самоменеджмента является…

а) создание имиджа;

б) организация рабочего места;

в) управление личным временем;

г) мобилизация, организация применения своих возможностей.
2. Финансовый план (роспись доходов и расходов на определенный срок), который служит руководством и средством контроля над будущими операциями, называется в менеджменте…

а) кеш-фло;

б) бизнес-планом;

в) балансом;

г) бюджетом.
3. Согласно теории менеджмента полномочия бывают…

а) линейно-штабными;

б) функционально-штабными;

в) линейными;

г) структурными.
4. При построении системы управления персоналом в организации следует соблюдать принцип адаптивности, что означает…

а) упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения;

б) ориентацию на современные тенденции в обучении персонала организации;

в) стремление системы управления персоналом изменять поведение сотрудников в зависимости от условий работы организации;

г) приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
5. Для организации, реализующей стратегию диверсификации и функционирующей в различных средах, наиболее приемлема____________ организационная структура управления.

а) проектная;

б) линейная;

в) дивизиональная;



г) штабная.
Контрольные вопросы для промежуточной аттестации:

  1. Конкурентоспособность экономического субъекта как характеристика его рыночного поведения

  2. Конкуренция и конкурентоспособность. Поведенческая, функциональная и эволюционная виды конкуренции, их влияние на понимание конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

  3. Структурные уровни конкурентоспособности: микро-, мезо и макроконкурентоспособность. Их взаимосвязь и сопряженность. Конкурентоспособность страны, региона и конкурентоспособность фирмы

  4. Основные подходы к пониманию конкурентных преимуществ.

  5. Теория конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компании М. Портера. Теория конкурентных преимуществ К. Прахалада и Г. Хамела.

  6. Факторы конкурентоспособности по М. Портеру.

  7. Конкурентоспособность товара: сущность, показатели, факторы, методы оценки. Кривая жизненного цикла товара.

  8. Конкурентоспособность услуг. Национальные конкурентные преимущества в сфере услуг.

  9. Конкурентная стратегия фирмы. Маркетинг как средство повышения конкурентоспособности.

  10. Стратегическое планирование и управление фирмой.

  11. «Жесткие» и «мягкие» факторы конкурентоспособности компании.

  12. Аутсорсинг и его использование современными компаниями.

  13. Роль государства в повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

  14. Кластерная схема конкурентных отраслей Портера М.

  15. Экспортный потенциал основных отраслевых комплексов, определяющих уровень конкурентоспособности российской продукции на мировых товарных рынках.

  16. Конкурентоспособность региона: современные подходы и оценки. Факторы конкурентоспособности региона. Комплексная оценка региональной конкурентоспособности.

  17. Конкурентоспособность фирмы как критерий конкурентоспособности национального хозяйства. Влияние конкурентоспособности фирмы на экономическое развитие национального хозяйства.

  18. Преимущества национальной экономики: сущность, виды, структура, уровни.

  19. Особенности конкурентоспособности в стабильно развивающихся странах и странах с неустойчивой экономикой.

  20. Конкурентоспособность современной России: источники, степени реализации.

  21. Теоретические подходы к определению стадий конкурентоспособности национальной экономики. Развитие конкурентоспособности и экономический рост.

  22. Показатели конкурентоспособности. Методика оценки конкурентоспособности стран ВЭФ. Индекс роста конкурентоспособности (GCI). Индекс микроэкономической конкурентоспособности (MICI) по методике М. Портера.

  23. Ресурсы и их роль в конкурентоспособности национальной экономики. Природные ресурсы, как основа конкурентных преимуществ. Обеспеченность ресурсами стран и их характеристика.

  24. Трудовые ресурсы и степень развития в разных странах. Конкурентоспособность трудовых ресурсов. Формирование трудовых ресурсов нового типа.

  25. Сравнительные национальные преимущества и их динамика. Три уровня оценки конкурентоспособности. Глобальная оценка конкурентоспособности российской экономики.

  26. Национальная конкурентоспособность: сущность, факторы. Индекс конкурентоспособности, показатель суммы факторов. Рейтинги конкурентоспособности России. ВВП на душу населения и конкурентоспособность.

  27. Комплексные индексы конкурентоспособности. Особенности оценки конкурентоспособности в исследовательском проекте ВЭФ. Рейтинг Международного института развития IMD.

  28. Рейтинги конкурентоспособности России. Сопоставление России с рядом стран по индексу и основным факторам конкурентоспособности. Зависимость между уровнем ВВП и рейтингом конкурентоспособности.

  29. Процесс коммуникаций: передача, обратная связь и помехи.

  30. Барьеры на пути межличностных коммуникаций.

  31. Функции и каналы невербального общения.

  32. Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям.

  33. Механизмы улучшения организационных коммуникаций.

  34. Принятие управленческих решений: суть и виды решений.

  35. Рациональное решение проблем: диагностика проблемы и идентификация ограничений.

  36. Рациональное решение проблем: выявление и выбор альтернатив.

  37. Сопутствующие (прочие) вопросы принятия решения.

  38. Методы принятия решений: платежная матрица и дерево решений.

  39. Количественные методы прогнозирования.

  40. Качественные методы прогнозирования.

  41. Природа и функции стратегического планирования.

  42. Стратегия: планирование и успех организации.

  43. Стратегия: миссия организации и цели организации.

  44. Стратегия: оценка и анализ внешней среды: STEP-анализ.

  45. Стратегия: анализ сильных и слабых сторон организации: SWOT-анатиз.

  46. Стратегия: выбор стратегических альтернатив

  47. Планирование реализации стратегического плана.




  1. Управленческие функции: делегирование, ответственность, полномочия.

  2. Линейные и аппаратные полномочия.

  3. Типы аппаратных полномочий.

  4. Вариации аппаратных полномочий.

  5. Эффективная организационная структура полномочий: взаимоотношения, координация, единоначалие.

  6. Эффективная организационная структура полномочий: ограничение нормы управляемости.

  7. Преграды для эффективного делегирования полномочий.

  8. Организационная структура: планирование и этапы проектирования.

  9. Организационная структура: бюрократия и её недостатки.

  10. Организационная структура: функциональная департаментализация.

  11. Организационная структура: дивизиональная департаментализация.

  12. Организационная структура: проектная и матричная структуры.

  13. Организационная структура: степень децентрализации.

  14. Организационная структура: факторы, влияющие на степень децентрализации.

  15. Мотивация: ранние идеи мотивации, первичные и вторичные потребности, вознаграждения.

  16. Мотивация: теория Маслоу и теория Альдерфера.

  17. Мотивация: теория Мак-Клелланда и теория Герцберга

  18. Мотивация: теория ожиданий и теория справедливости.

  19. Мотивация: теория положительного подкрепления и модель Пор-тера-Лоулера.

  20. Контроль: сущность и необходимость контроля.

  21. Контроль: предварительный и текущий контроль.

  22. Контроль: процесс и поведенческие аспекты контроля.

  23. Контроль: характеристики эффективного контроля.

  24. Групповая динамика: формальные и неформальные группы, их значение.

  25. Групповая динамика: причины возникновения неформальных организаций. Характеристики неформальных организаций.

  26. Групповая динамика: проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.

  27. Групповая динамика: факторы эффективности группы.

  28. Групповая динамика: эгоистическое поведение в группах.

  29. Групповая динамика: специфика и этапы развития групп.

  30. Лидерство: организационное лидерство, власть, влияние.

  31. Лидерство: виды власти в организации (л).

  32. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении.

  1. Формы власти и влияния: власть, основанная на вознаграждении.

  2. Формы власти и влияния: законная власть.

  3. Формы власти и влияния: эталонная власть.

  4. Формы власти и влияния: экспертная власть.

  5. Групповая динамика: убеждение и участие.

  6. Лидерство: автократичное и демократичное.

  7. Лидерство: ориентированное на работу и на человека.

  8. Лидерство: двумерный подход к стилям лидерства.

  9. Лидерство: стиль, удовлетворенность и производительность.

  10. Лидерство: ситуативная модель Фидлера.

  11. Лидерство: подход соответствия целей и средств.

  12. Лидерство: теория жизненного цикла.

  13. Лидерство: модель Врума-Йеттона.

  14. Конфликт: природа и типы конфликтов, причины конфликтов.

  15. Конфликт: модель конфликтного процесса.

  16. Конфликт: структурные методы управления конфликтами.

  17. Конфликт: межличностные стили управления конфликтами.

98. Конфликт: стратегии разрешения конфликтов и поведения в конфликтах.

99. Конфликт: контрактная теория.

  1. Стресс: понятие, проявление и причины.

  2. Управление трудовыми ресурсами: основные этапы.

  3. Управление трудовыми ресурсами: планирование потребности в трудовых ресурсах.

  4. Управление трудовыми ресурсами: наём и отбор.

  5. Управление трудовыми ресурсами: управление зарплатой и льготами.

  6. Управление трудовыми ресурсами: развитие трудовых ресурсов: ориентация и социальная адаптация.

  7. Оценка эффективности труда.

  8. Повышение качества трудовой жизни.

  9. Руководство и управление в преобразованиях компании.

  10. Стадии проведения преобразований компании.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


7.1 Основная литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями на 29 ноября 2010г.

  2. Портер М. Конкуренция. М.: Библиотека Strategica, 2006. 608с.

  3. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

  4. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

  5. Юданов А. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: КноРус, 2008. – 464 с.

  6. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. М.: Экон-ка, 2005.

  7. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Изд. Экон-ка, 2005. – 504 с.

  8. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ, 2007.

  9. Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006.

  10. Аристов, О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финстатинформ, 2005.

  11. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2008.

  12. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт - Издат, 2006.

  13. Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6.

  14. Фасхиев Х. Сколько показателей нужно для достоверной оценки качества товаров? // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1.

  15. Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 3.

  16. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью. Москва: Омега-Л, 2007 – 325 с.

  17. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). – М.: Канон+, 2007. – 368 с.

  18. Силаков А.В., Силакова В.В. Особенности построения модели управления жизненным циклом товара в условиях конкурентного замещения // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 3.


7.2 Дополнительная литература

    1. Алещенко В.В. Теоретико - методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом – 2005. - №1(45).

    2. Баранчеев В. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности // Маркетинг. - 2007. - N 5. - С.3-17.

    3. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом – 2005. - №1(45).

    4. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом – 2006. - №2(52).

    5. Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально-экономического роста // Власть. - 2007. - N 1. - с.33-36.

    6. Ермакова Т. Качество и конкурентоспособность архитектурно-дизайнерских услуг // Маркетинг - 2006. – №4 (89). – с.66-73

    7. Кучина Е. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения // Маркетинг - 2006. – №2(87). – с.50-55.

    8. Лифиц И. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг // Маркетинг - 2006. – №3(88). – с.25-32

    9. Рогачев А.Ф., Скопина И.В. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - №5(43).

    10. Буймов А.С., Вайсман Е.Д. Оценка конкурентоспособности инновационного продукта // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1.

    11. Мельников  О. Н. Алабужев Д. С. Абрамов Е. Г.  инновационные  изменения  и … время  Об   оценке   конкурентоспособности   и   создания   инновационных   товаров // Креативная экономика. 2011. № 1. C. 68–74.

    12. Галица И. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты // Общество и экономика. – 2009. - № 1.

    13. Пашутин С.Б. Как российские товары конкурируют с глобальными торговыми марками // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 6.

    14. Симонов К.В.Управление конкурентоспособностью выставочных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 5.

    15. Круглый стол «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция // 2010. № 3.

    16. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3.

    17. Богданов Д.Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории // Современная конкуренция. 2010. № 1.

    18. Конкурентная политика и конкурентная среда в Российской Федерации // Современная конкуренция. 2009. № 4.

    19. Сеченова В.В Антикризисная программа мер правительства Российской Федерации на 2009 г. как антиконкурентная стратегия // Современная конкуренция. 2009. № 4.

    20. Светуньков С.Г. Теория конкуренции: абстрактное и идеализированное // Современная конкуренция. 2009. № 4.

    21. Дегтярев К.С. Что такое конкуренция? // Современная конкуренция. 2009. № 4.

    22. Конкурентная политика и конкурентная среда в Российской Федерации (из доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» за 2008 год) // Современная конкуренция. 2009. № 5



7.3 Официальные сайты организаций

1.Сайт Всемирного экономического форума // www.weforum.org

2. Сайт Международного университета развития менеджмента (IMD, Швейцария, Лозанна) // http://www.imd.org

3. Министерство экономического развития РФ // http://www.economy.gov.ru

4. Рейтинг регионов РФ по уровню инвестиционной привлекательности Рейтингового агентства «Эксперт РА» // http://www.raexpert.ru

5. Совет по национальной конкурентоспособности // http://www.naco.ru

6. Сайт профессора Андрея Юданова http://www.yudanov.ru
7.4 Интернет-ресурсы


  • Вестник Финансового университета. – Режим доступа http://www. vestnik.fa.ru

  • Вопросы экономики. – Режим доступа http://vopreco.ru

  • Мир новой экономики. – Режим доступа http://www.worldneweconomy.ru

  • Российский экономический журнал (РЭЖ). – Режим доступа http://www.rej.guu.ru

  • Секрет фирмы. – Режим доступа http://www.sfdv.ru

  • Эксперт. – Режим доступа http://www.expert.ru

  • Библиотека материалов по экономической тематике. – Режим доступа http://www.libertarium.ru/library

  • Официальный сайт Росстата. – Режим доступа www.gks.ru

  • РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) . – Режим доступа http ://www.rbc. ru


7.5 Методические указания к практическим занятиям

- Бикбулатова, О.Г. Опорные схемы-конспекты по курсу «Теория и практика оценки конкурентоспособности», 2011
7.6 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.

- Бикбулатова, О.Г. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Теория и практика оценки конкурентоспособности», 2011




    1. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  • Универсальный тестовый комплекс по дисциплине «Теория и практика оценки конкурентоспособности»

  • Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.



8 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение дисциплины осуществлено в полном объеме. С целью оперативного поиска по изучению современного законодательного материала РФ рекомендуется работа в компьютерном классе 2-го учебного корпуса с программами «Гарант». Для текущего контроля знаний студентов подготовлены тесты по дисциплине «Менеджмент». В процессе обучения используются электронные учебники и диски-тренажеры.
ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: _____________________________________________________________



код и наименование

Профиль: _____________________________________________________________________



код и наименование

Профиль:____________________________________________________________________



наименование

Дисциплина: _______________________________________________________________________


Форма обучения: ____________________________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ____________


РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры _______________________________________________

наименование кафедры

протокол N ________от "___" __________ 20__г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

___________________________________________________________________________________



наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

____________________________ ___________ ___________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ _________



должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой _____________________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ______________________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)

__________________________________________________________________________________

шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий библиотекой

__________________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Специалист НМО _______________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения в рабочей программе

дисциплины на 20__/20__ уч.г.





Внесенные изменения

на 20__/20__ учебный год


Утверждаю
Декан факультета экономики и права

Т.М. Ожерельева ______________

«____» __________________ 20___ г.



В рабочую программу вносятся следующие изменения:



  1. …………………………………..;

  2. …………………………………...

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры ______________________________________________________________________

(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

ОДОБРЕНА на заседании методической комиссии, протокол № ___ от "___" __________ 20__ г."


Председатель методической комиссии по направлению подготовки

______________________________________________________________________



шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой*___________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой*___________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

...................................................................................................................................................................................................................................................

Заведующий библиотекой

______________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Декан (Директор) ___________________________________________________________



наименование факультета (института) личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения внесены в базу данных рабочих программ дисциплин



Специалист НМО ____________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата