Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Русскоязычная терминология в искусстве» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методология исследования... 2 429.36kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и экономическая... 3 429.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Глобальная безопасность... 1 351.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социально-политическая... 1 195.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Междисциплинарные подходы... 1 392.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Анализ международных... 1 312.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Аналитические центры... 1 226.36kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 196.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Теория дипломатии и современная... 1 199.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Постоянных, самых важных и часто самых состоятельных мест обитания... 3 518.42kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Русскоязычная терминология в искусстве» - страница №1/2


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования

Русско-язычная терминологии в искусстве

Разработала:

Профессор Г.В. Алексеева.

Идентификационный номер:

УМКД.6а 035400.68. М1.В.ДВ1а-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
школа ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА




Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)

«Русскоязычная терминология в искусстве »

035400.68-«История искусства»

Форма подготовки (очная)

ШИКС ДВФУ

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс __2_____ семестр __3____

лекции _18__ (час.)

практические занятия __18__час.

семинарские занятия________час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__36__ (час.)

самостоятельная работа ___72______ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет не предусмотрен

экзамен _____3___ семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения «21» апреля 2012г.

Заведующая кафедрой д. иск., профессор Алексеева Г.В. _________________2012г.

Составитель: ____проф., д. иск. Алексеева Г.В.



Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от « » апреля г. №

Заведующая кафедрой __________________ Г.В. Алексеева

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующая кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



Аннотация

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Русскоязычная терминология в искусстве» является развитие у студентов навыков и умений самостоятельного чтения оригинальной литературы по специальности, реферирования и аннотирования, а также написания и презентации сообщений и докладов, связанных с научными интересами студентов ШИКиС; совершенствование степени владения русским профессиональным языком во всех видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме) и использование русского языка для формирования высококвалифицированного специалиста, подготовленного к различным видам инновационной деятельности.



Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Русскоязычная терминология в искусстве» относится к разделу М.1.В.1. ДВ 1 – дисциплины по выбору Базовой части. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов. Дисциплина изучается в 3 семестре в объеме 18 лекционных и 18 практических часов. Запланировано 6 часов интерактивных занятий. 72 часа отводится на самостоятельную работу студента, в том числе 27 часов на подготовку к экзамену.

Курсу «Русскоязычная терминология в искусстве» сопутствуют курсы: “Философия и методология науки”, “Правоведение”.

Знания, полученные в курсе «Русскоязычная терминология в искусстве», используются как при изучении специальных дисциплин.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе обучения магистрант формирует следующие компетенции:

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК- 3);

способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК - 4);

способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК- 5);

готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК- 6);



общенаучными:

способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7)

способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-8);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-9);

способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-10);

способен применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ОК-13);

способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ОК-14);

способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15);

способен к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ОК-16);

способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-17);

Кроме того, выпускник должен:

Знать: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным к диалогу с представителями других культур и государств.

Уметь: умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть профессиональным русским языком.

Владеть: навыками создания профессиональных текстов на русском языке.


i. Структура и содержание теоретической части курса

Лекции носят проблемный характер, потому предлагается план лекций по узловым вопросам темы (выделены жирным).



Тема 1. История терминологии об искусстве в Европе (4 часа лекций)

Важнейшие этапы развития искусствоведческой терминологии в античности. Наиболее обширной античной энциклопедией искусства является знаменитое сочинение Плиния Старшего (23—79) в 37 книгах. Этапы развития искусствоведческой терминологии средневековья. Важное значение в формировании профессиональной терминологии имело сочинение монаха бенедиктинского монастыря Хельмарсхаузен (Германия), мастера Теофила «Записка о разных искусствах» (1110—1120). Мастер Рогир, взявший псевдоним Теофил («Возлюбивший Бога»). Этапы развития искусствоведческой терминологии эпохи Возрождения. Отдельные высказывания об основополагающих понятиях искусства архитектуры, живописи, скульптуры содержатся в  трудах  Л.Б.Альберти,  Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Кфан Мандера, И. фон Зандрарта, Дж. П. Беллори, ДжП.Ломаццо, Ф. Цуккари многих других художников, теоретиков и биографов.

Тема 2. Терминология искусства в отечественной историографии (4 часа лекций). «Художническая линия» теории искусства. В отечественной историографии новейшего времени «художническую линию» теории искусства представляют литературные труды В. А. Фаворского, А. Д. Гончарова, П. Я. Павлинова, Н. Э. Радлова. Важнейшие идеи для формирования терминологии. Основополагающими для теории формообразования в архитектуре, дизайне и прикладных искусствах безусловно следует считать идеи У. Морриса, Г. Земпера, В. Гропиуса. Проблемы композиции в живописи. Исследованы в трудах М. В. Алпатова, А. В. Васнецова, Н. Н. Волкова, Е. В. Волковой, Е. А. Григоряна, С. М. Даниэля, Я. П. Пастернака, А. В. Свешникова, М. В. Федорова.

Тема 3. Терминология архитектуры (4 часа лекций)

Важное методологическое значение в разработке единой системы терминологии имеют труды по теории архитектурной композиции и в первую очередь комментарии В. П. Зубова к трактату Л. Б. Альберти (1935), а также его исследования о византийских и западноевропейских средневековых архитекторах (1940—1950-е гг.). «Теория архитектурной формы» разрабатывалась в исследованиях А. Э. Бринкмана, Н. И. Брунова, О. И. Гурьева, А. В. Иконникова, Г. С. Лебедевой, В. Ф. Маркузона, А. В. Михайлова, Б. П. Михайлова, И. Б. Михаловского, Г. И. Ревзина, М. Р. Савченко.

Вопросам гармонии пропорций в области архитектуры и дизайна посвящены работы В. А. Ганзена, М. Гика, П. А. Кудина, Б. Ф. Ломова, Ю. С. Сомова. Специфику декоративно-прикладного искусства изучали Д. Е. Аркин, А. Б. Салтыков, а позднее Н. В. Воронов, М. С. Каган, К. А. Макаров, Б. А. Смирнов, Т. М. Соколова, С. Х. Раппопорт.

Социальные и философские аспекты архитектуры и дизайна исследованы в трудах В. Р. Аронова, Л. Н. Безмоздина, В. Л. Глазычева, Л. А. Зеленова, М. С. Кагана, К. М. Кантора, К. А. Кондратьева, Л. И. Новиковой, В. О. Родина, И. А. Розенсона, В. М. Розина, В. Ф. Сидоренко, Л. Н. Столовича, В. И. Тасалова. Истории дизайна посвящены работы Н. А. Адаскиной, Н. В. Воронова, М. Э. Гизе, В. Л. Глазычева, Э. М. Глинтерник, Л. К. Грейнер, Л. А. Жадовой, К. М. Кантора, А. Ю. Королевой, Г. Г. Курьеровой, А. Н. Лаврентьева, Л. Б. Переверзева, Е. В. Сидорина, С. О. Хан-Магомедова и многих других.


Тема 4. Терминология художественного стиля (2 часа лекций)

Вопросы художественного стиля рассматривались в трудах И. А. Бартенева, Ю. Б. Борева, В. П. Бранского, В. В. Ванслова, М. Я. Гинз­бурга, Н. Г. Елинер, А. И. Каплуна, Р. Б. Климова, О. В. Лармина, В. И. Лок­тева, А. Ф. Лосева, В. Ф. Маркузона, В. Б. Мириманова, Д. С. Наливайко, В. Н. Пилипенко, Е. И. Ротенберга, А. Н. Соколова, Т. Д. Соколовой, Л. И. Та­руашвили, Е. Н. Устюговой, А. В. Федорова, М. Н. Шеметовой, Е. Н. Шпи­нарской.


Тема 5. Терминология архитектуры и дизайна (2 часа лекций)

Словари архитектурно-строительных терминов составляли В. Ф. Волошин и Н. А. Зельтен (1990), А. С. Партина (1994), В. С. Поплавский (1993), Э. С. Юсупов (1994), А. Ф. Гольдштейн (1979), Н. И. Баторевич и Т. Д. Кожицева (2001), Н. Ш. Согоян (2006). Архитекторы-реставраторы Д. А. Шатилов, С. А. Зеленченков, А. Л. Рейман, О. М. Иоаннисян, В. А. Парфенов разработали собственный обширный «Словарь архитектурно-реставрационных терминов». В отличие от предыдущих он построен по системно-иерархическому принципу, отчего имеет преимущество в гносеологическом и методическом отношениях.

В 1968 г. Е. Н. Лазарев опубликовал «Краткий словарь по технической эстетике». С 1982 г. во ВНИИТЭ разрабатывался терминологический аппарат отечественного дизайна. В 1988 г. был опубликован краткий словарь-справочник «Основные термины дизайна» (ВНИИТЭ), в 1994 г. — Краткая энциклопедия дизайна (автор-составитель О. И. Нестеренко). Существует множество интернет-словарей современного компьютерного веб-дизайна.
Тема 6. Энциклопедическая терминологическая статья – основные принципы построения (2 часа лекция)
Развернутые формулировки статей об искусстве имеют собственную типологию, в которую входят наименования исторических эпох, периодов, типов искусства, классов, родов, видов, разновидностей и жанров, направлений, течениц, стилей и школ, методов, способов и приемов работы, используемых материалов, инструментов и приспособлений. Терминология в энциклопедическом исследовании искусства превращается в типологию наименований. Поэтому историко-теоретический экскурс статьи включает имена собственные, исторические топонимы, гидронимы, этнонимы, наименования тем и сюжетов, имена исторических лиц и мифологических героев, символы и эмблемы, названия произведений искусства, памятников истории и культуры. Приводится этимология термина.
II. Структура и содержание практической части курса

Практическая часть предполагает 6 часов занятий в интерактивной форме.



Практическое занятие 1.

Принципы взаимодействия эвристического

и компилятивного методов работы Интерактивное занятие – Учебная дискуссия (2 часа)

  1. Предлагается обсудить в виде дискуссии важные вопросы исследования терминологии:

  2. Принципы взаимодействия эвристического и компилятивного методов работы.

  3. Способы сочетания объективных фактов, полноты их описания, авторской интерпретации и меры субъективной оценки.

  4. Способ структурирования и структура статей.


Практическое занятие 2.

Проблемы системного изучения терминологии искусства

с позиций постструктурализма Деловая игра – интерактивное занятие (2 часа)

1. Группа разбивается на две подгруппы. Часть группы выполняет роль идеалистов, часть – реалистов. Занимая противоположные позиции, каждая группа отстаивает свои позиции:

А)Единственно верная интерпретация произведения искусства невозможна

А1)Единственно верная интерпретация произведения искусства возможна

Б) Язык исследования обладает теми же качествами, что и художественное произведение

Б1) Язык искусства по своим качествам отличается от языка исследования

В) Искусствознание изучает не объект действительности, а его интерпретации, причем таких интерпретаций множеств

В1) Искусствознание изучает объекты действительности и интерпретаций анализа этих объектов множество

Г) Дефиниции искусствознания имеют символический характер и являются мифологемами

Г1) Дефиниции искусствознания строго обусловлены историческим периодом развития науки и имеют точные характеристики


Практическое занятие 3.

Дискуссия о терминологии разных периодов развития искусства (2 часа)

1. Предлагается обсуждение концепции   Власова Виктора Георгиевича:

2. Концепция Ю. Борева.

3. Концепция А. Ф. Лосева


Практическое занятие 4.

Проблемы стиля в искусстве (2 часа):

  1. Рассмотрение терминологии А. Хаузера.

  2. Рассмотрение терминологии Г. Вельфлина.

  3. Рассмотрение терминологии М. Дворжака.



Практическое занятие 5 (4 часа)

Модель системы терминологии художественной, эстетической и технической деятельности

  1. Методология эстетической и художественной деятельности.

  2. Морфология эстетической и художественной деятельности.

  3. Историко-аналитический  уровень классификации понятий


Практическое занятие 6.

Особенности научного стиля (4 часа) – (из них 2 часа интерактивных занятий – ролевая игра)

  1. Чтение текста по специальности на понимание основного содержания. Передача основного содержания в монологе.

  2. Работа с лексикой текста. Особенности научного стиля.

  3. Составление плана прочитанного и подготовка резюме.

  4. Чтение текста по специальности для его дальнейшего обсуждения в виде диалога – обмена между студентами и диалога-убеждения (в рамках ролевой игры, где часть студентов принимают позицию автора текста, часть являются его ярыми противниками).


Практическое занятие 7 (2 ч.)

Самостоятельное научное творчество

  1. Создание на занятии искусствоведческого текста, связанного с магистерской диссертацией, с использованием максимума возможных терминологических средств.

  2. Написание научного текста по теме магистерской диссертации.

  3. Коллективное обсуждение написанных текстов.

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ КУРСА

В процессе обучения студенты получают возможность самостоятельной проработки терминологии, исходя из установок курса. Даются задания интерактивного плана, например, по прошествии 1 месяца обучения предлагается обосновать собственный термин в искусствоведении. По прошествии 2 месяцев обучения студент способен к самостоятельному терминотворчеству. Проводится анализ соотношения российской и англоязычной терминологии.



Перечень типовых вопросов для итогового контроля (ЗАЧЕТ).


  1. Назовите основные этапы развития западно-европейской терминологии об искусстве.

  2. Назовите этапы развития российской терминологии об искусстве.

  3. Назовите структурные и содержательные особенности энциклопедической статьи.

  4. Дайте оценку модели системы терминологии художественной, эстетической и технической деятельности, предложенной Власовым.

  5. Назовите главные качества художественной формы

  6. перечислите средства гармонизации художественной формы

  7. Дайте всесторонний анализ 2-3 терминов искусствознания.

  8. Дайте обоснование собственного термина в искусствознании.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература


  1. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века: Учебное пособие для вузов — М.: Академический Проект, 2007. — 768 с.

  2. Власов В.Г. Из истории энциклопедического изучения изобразительного искусства //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Вятка, 2009. - № 7.

  3. Власов В.Г. О связях и различиях сетолики системного подхода и междисциплинарных исследований в искусствознании // Известия высших учебных заведений. М.- МГУП, 2009.

  4. Власов В.Г. О системном подходе к терминологии в художественном, эстетическом и техническом формообразовании. – Интернет-журнал «Культура и общество» (ГЛОБЭКС). – М.: МГУКИ, 2009, № 4.

  5. Власов В.Г. теория прогрессивного циклического расзвития искусства в российском искусствознании. Истоки ее формирования и перспективы //Известия высших учебных заведений. М.- МГУП, 2009.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. 6-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2010. – 296 с.

  7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2013. – 768 с.

  8. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2008. – 440 с.

  9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Академический проект, 2008. – 555 с.

  10. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2007. - 432 с.

  11. Поправко Е.А., Дударенок С.М. Методы исследования культуры: учеб.пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2008. – 288 с.

  12. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.

  13. Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.

  14. Эпистемология и философия науки. - М., 2009


Дополнительная литература

  1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр./ Послесл.и общ. ред. Ц.Г.Арзаканяна. - М.: Прогресс – Культура, 1994. – 528 с.

  2. Богаевский Б.Л. Задачи искусствознания//Задачи и методы изучения искусств. - Пг.: Academia, 1924. – С.9 – 61.

  3. Гилберт К., Кун Г. История эстетики / Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. – 684 с.

  4. Гращенков В.Н., Ванеян С.С. История искусства// Историческая наука в Московском университете. 1755─2004. М: Изд-во МГУ, 2004. С. 550─580.

  5. Лебедев С.А. Философия науки : учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2011. – 288 с.

  6. Лекции по истории эстетики. Кн. 1-4.- Л.: Изд. ЛГУ, 1973-1980.

  7. Недович Д.С. Задачи искусствоведения: Вопросы теории пространственных искусств. - М.: Гос. Академия худож.наук, 1927. – 93 с.

  8. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория искусства: учеб. пособие. – М.: МУМ 2008. – 358 с.

  9. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства. - М.: Алетейя, 2003. – 400 с.

  10. Романов Н.И. Введение в историю искусства. - М., 1915 (1917).

  11. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Экзамен, 2005. – 528 с.

  12. Хрусталев Ю. М. История и философия науки: Учебное пособие. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2009. - 476 стр.

  13. Энгельмейер П. Теория творчества. - М.: Терра - Книжный клуб, 2009. - 256 с.

  14. История европейского искусствознания. Ч. 1: От Античности до конца XVIII в. /Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 436 с.

  15. История европейского искусствознания. Ч. 2: Первая половина XIX в./Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Наука, 1965. – 472 с.

  16. История европейского искусствознания. Ч. 3: Вторая половина XIX в./Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Наука, 1966. – 332 с.

  17. История европейского искусствознания. Ч.4:Вторая половина XIX века - начало XX века. Книга 1/ Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Наука, 1969. - 472 с.

  18. История европейского искусствознания.Ч.4: Вторая половина XIX века - начало XX века. Книга 2/ Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой.- М.: Наука, 1969. - 296 с.

  19. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве/Пер. с ит. А.А.Губера, В.П.Зубова; Под. Ред. А.К.Дживелегова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 224 с.

  20. Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения/ пер. с англ. Н.Г.Лебедевой, Н.А.Осминской. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. – 432 с.

  21. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

  22. Ackerman J.S. Western Art History// Ackerman J.S., Carpenter P. Art and Archeology. - Englewood Cliffs N.J., 1963. - p. 123-231.

  23. Altmeister moderner Kunstgeschichte. Hrsg. von H.Dilly. - Brl., 1990.

  24. Art history. An anthology of modern criticism. Ed. by Wylke Sypher - N.Y., 1963.

  25. Art history and its methods: a critical anthology. Ed. by E. Feruil. - Lnd., 1995.

  26. Art of interpretating. Ed. by S. Scott. - Pennsylvania, 1995.

  27. Badt Kurt. Kunsttheoretische Versuche. - Köln, 1968.

  28. Belting H. Das Ende der Kunstgeschichte? - München, 1983 (1994, H.Belting. The End of the History of Art? Chicago and London, 1987).

  29. Betthausen P., Feist P.H. Chr. Fork. Metzler Kunsthistoriker Lexikon. - Stuttgart-Weimar, 1999.

  30. Danto Arthur C. The transfiguration of the commonplace. A philosophy of art. - Cambridge (Mass.), 1981.

  31. Das Kunstwerk zwischen Wissenschaft und Weltanschauung. Hrsg. v. M. Warnke. - Gütersloh, 1970.

  32. Deconstruction and the visual arts: art, media, architecture. Ed. by P. Brinette, D.Wills. Cambridge (Mass.), 1994.

  33. Dittmann L. Stil, Symbol, Struktur. Studien zu Kategorien der Kunstgeschichte. - München, 1967.

  34. Frankl Das System der Kunstwissenschaft. 1938.

  35. Gombrich E.H. Ideals and Idols. Essays on Values in History and in Art. - Oxford, 1979.

  36. Gosebruch Martin. Methode der Kunstwissenschaften // Enzyklopedie der geistwissenschaftlichen Arbeitsmethoden. 6. Lieferung: Methoden der Kunst- und Musikwissenschaften.- München-Wien, 1970.

  37. Hauser A. The Philosophy of Art History.- N.Y., 1959.

  38. Idem. Geschichte der Kunstgeschichte: der Weg einer Wissenschaft.- München, 1990.

  39. Kleinbauer W.E. Th.P.Slavens. Research Guid to the History of Western Art. - Chicago, 1982.

  40. Kultermann Udo. Kleine Geschichte der Kunsttheorie. - Darmstadt, 1987.

  41. Langu P. age of art history. Ed. by S. Kemal, I. Gaskell. - N.Y., 1991.

  42. Lützeler H. Kunsterfahrung und Kunstwissenschaft. Systematische und entwicklunggeschichtliche Darstellung und Dokumentation des Umgangs mit der bildenden Kunst. 3 Bde. - Freiburg-München, 1975.

  43. O. Methodisches zur kunsthistorischen Praxis. Ausgewählte Schriften. - München, 1977.

  44. Podro M. The critical Historians of Art. - New Haven and London, 1982.

  45. Preziosi D. Rethinking Art History. Meditation on a Coy Science. - New Haven and London, 1989.

  46. Sedlmayr H. Kunst und Wahrheit. Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. - Hamburg, 1958 (Mittenwald, 1978).

  47. The Dictionary of art. Ed. by Jane Turner. Vol. 29. - Lnd.-NY., 1996.

  48. Tietze Н. Die Methode der Kunstgeschichte. - Lpz., 1913.

  49. Venturi L. Storia della critica dell’arte. - Torino, 1964 (L.Venturi. History of Art Criticism. N.Y., 1936).

  50. Wetzold W. Deutsche Kunsthistoriker. - Lpz., 1921.


История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания

1.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. – 591 с.

2.Буркхардт Я. Рубенс/ Пер. с нем. Стребловой И.; Примеч. Лепорка А. - СПб.: Академический проект, 2001г. - 240 с. 

3.Буслаев Ф.И. Задачи эстетической критики//Буслаев Ф. Мои досуги. – М.: Русская книга, 2003.(608 с.) - С. 291-407.

4.Винкельман И.И. История искусства древности/ Перев. с издания 1763 г. С. Шаровой и Г. Янчевецкого (1890г.); Примеч. проф. А. А. Сидорова и С. И. Радцига. - М.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ, 1933. - 432с. 



5.Гёте И.-В. Об искусстве. - М.: Наука, 1975. - 337 с.

6.Дидро Д. Об искусстве. В 2 т. - Л.-М.: Искусство 1936.

7.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб., 1914. – 206 с.; СПб.: Аксиома, 1996. - 230 с.

8.Земпер Г. Практическая эстетика/ Пер. с нем. - М.: Искусство, 1970. – 320 с.

9.Куглер Ф. Руководство к истории искусства. В 2 т. – М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1869. - 1304с. 

10.Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М.: Гос.изд-во худож. лит-ры, 1953. – 623 с.

11.Михайлов А.В. Языки культуры: Язык. Семиотика. Культура. - М.: Языки Русской Культуры, 1997. - 912 с.

12.Тэн И. Философия искусства/ Пер.с французского Н.Соболевского. - М.: Изогиз, 1933, 1996. - 360 с.

13.Haskell F. Rediscoveries in Art. Some Aspects of Taste, Fashion and Collecting in England and France. - N.Y., 1976.

14.Rosenberg R. Von der Ekphrasis zur wissenschaftlichen Bildbeschreibung: Vasari, Agucchi, Filibien, Burckhardt. – Ztschr. f. Kunstgeschichte, 1995. – pp. 58, 3, 297-318.

15.Venturi L. Storia della critica dell’arte. - Torino, 1964.
Искусствоведческая мысль в русской культуре XVIIXIX вв.

1.Верещагина А.Г. Критика и искусство: очерки истории русской художественной критики середины XVIII – первой трети XIX века. – М.: Прогресс – Традиция, 2004. – 744 с.

2.Верещагина А.Г., Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная

критика второй половины XIX века. Очерки. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 280 с.

3.Вздорнов Т.А. Истории открытия и изучения русской средневековой

живописи XIX век. - М.: Искусство, 1986. – 382 с. 

4.Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства /Сост. И.А.Лаврухина. – СПб.: Летний сад, 2001. - 273 с.

5.Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов. М.: Изд-во Моск. гос. горн. ун-та, 2000. – 88 с.

6.Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и

Древней Руси. 1920-1930 годы. По Материалам архивов. - М.: Изд. Академии горных наук, 2000. - 440с.

7.Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала ХХ

в. Сборник документов. - М.: Гос. науч.-исслед. Инст. Реставрации, 1997. – 400 с.

8.Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – СПб., 1991.- 125 с.

9.Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – Новосибирск: Инфо-Арт, 1991.- 111 с.

10.Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв.: Антология/

Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.- 400 с.

11.Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб. : Мифрил : Рус. кн., 1993. - 365 с.

12.Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2-х тт./ Сост., пер. с нем., вступ. статья, предисловия к разделам и примеч. К.В. Малиновского. - М.: Искусство, 1990. - 446+246с.
«Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество)

1.Бернсон Б. Основы художественного распознавания//София. – М., 1914. - № 1. – С.40 – 69.

2.Виппер Б.Р. К проблеме атрибуции// Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - с. 541-560 (592 с.). 

 3.Гращенков В.Н. Макс Фридлендер - знаток, историк искусства, писатель//Музеи: Художественные собрания СССР. - М., 1986. – Вып. VI. - с. 29-82.



4.Кузнецов Ю. Загадки «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. Л.: искусство, 1970. – 90 с.

5.Лазарев В. О знаточестве и методике атрибуции // Искусствознание. – М., 1998. - № 1. - С. 43-59.

6.Левинсон-Лессинг В.Ф. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века// Музеи:. Художественные собрания СССР. - М., 1988. – Вып. IX. - с. 252-257.

7.Либман М.Я., Островский Г.С. Поддельные шедевры. - М.: Советский художник, 1966. – 112 с.



8.Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л.: Искусство, 1980. – 248 с. (с. 5-38)

9.Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. - М.: Радуга, 1984. – 370 с.

10.Немилова И.С. Загадки старых картин. - М.: Изобразительное искусство,1989. – 352 с.

11.Сидоров А.А. Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 240с.

12.Фридлендер М. Знаток искусства//Перевод В.Блоха.; Под ред. Б.Виппера. - М.:ДЕЛЬФИН, 1923. - 45с.



13.Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве// Пер. с нем. М. Ю. Кореневой. – СПб. : Наследников, 2001. – 205 с.

14.Фридлендер М. Подлинник и подделка. – Берлин: Петрополис, 1929. – 110 с.

15.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук//Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой; Вступительная статья Н. С. Автономовой. - СПб.: A-cad, 1994. – 403 с. – [Электронный ресурс]. – Доступно из URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova/index.php.



16.Berenson B. Aesthetics and History in the visual arts.

17.Kurz O. Falsi e falsari .- Venezia, 1961.

Анализ формы (морфология искусства). Формально-стилистический метод

1.Аронов В.Р. «Конкретная эстетика» А.Гильдебранда в художественной культуре рубежа XIX-ХХ веков //Эстетика и жизнь. Вып.7. – М., 1982. - С.226 – 253.

2.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями//Пер.с англ. Н. А. Белоусовой. М.:Искусство,1973. – 222 с.

3.Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения.- М.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935.- 80 с.

4.Бринкман А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. – 296 с.

5.Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса//


Пер. Л.И.Некрасовой и В.В.Павлова; Ред. перевода Павлов В.В.; Вступ. ст. Л.И.Ремпеля.-Л.: ИЗОГИЗ,1934. – 392 с. 
6.Вёльфлин Г. Истолкование искусства //Пер. с нем. – М., 1922. – 37 с.

7.Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве //Пер. с нем. А. А. Франковского; Вступ. ст. Р.Пельше. М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

8.Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко// Пер. Е. Г. Лундберга под ред. E. H. Козиной. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.

9.Виппер Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля //Творчество.- 1962. – 9. – С.25 – 28.

10.Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей). - Казань: Татгосиздат, 1922. - 168с.



11.Гершензон-Чегодаева Н.М. Теории развития искусства в западноевропейском искусствознании 1900-1940 гг.//Современное искусствознание за рубежом. – М., 1964. – С.40 – 61 с.

12.Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве// Пер.  Н. Розенфельд, В. Фаворский. – М.: Логос, 2011. – 144 с.

13.Дворжак М. История искусства как история духа// Пер. с нем. - СПб.: Акад. проект, 2001. - 332 с. 

14.Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций / Пер. с нем. — Т. 1—2. — М: Искусство, 1978.

15.Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. М.-Л., 1934) / Перевод А.А. и В.С.Сидоровых; Общ. ред. и вступ. ст. И.Маца; Примеч. проф. А.А.Сидорова. – М. - Л.: ОГИЗ - Изогиз, 1934. - 270 с. 



16.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. – 405 с.

17.Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч.1: Теория. – М.: Изд-во М.и С.Сабашниковых,1920. – 171 с.

18.Лазарев В. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство.- М.: Изд-во А.Г.Миронова, 1922. – 160 с.



19.Раппапорт, А. Г., Сомов, Г. Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и метода. – М.: Изд-во Стройиздат, 1990. – 344 с.

20.Фор Э. Дух форм  / Пер. с франц. и послесл. А.В. Шестакова — СПб.: Machina, Axioma, 2001. — 224 с.

21.Фосийон А. Жизнь форм. - М.: Московская коллекция, 1995. — 132 с.

22.Чечот И.Д. Проблема классического искусства и барокко в работах Г.Вёльфлина о художниках XVII и ХIХ вв.// Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Межвуз.сб. Вып.2: Проблемы искусствознания и художественной критики. – Л., 1982. – С.51 – 108.

23.Шапиро М. Стиль//Советское искусствознание. Вып.24. – М., 1988. – С.385- 425.

24.Dvořák M. Idealismus und Naturalismus in der gotischen Skulptur und Malerei [1917]. – M.Dvořák. Studien zur Kunstgeschichte. - Lpz., 1989. -  S. 160-268.

Pinder Wilhelm. Das Problem der Generation. - Brl., 1926.

25.Riegl Alois. Historische Grammatik der bildenden Künste. Hrsg. v. O. Pächt, K. Swoboda. - Graz- Köln, 1966.

26.Schlosser Julius von. Präludien. Vorträge und Aufsätze. - Brl., 1927.

27.Stil und Überlieferung in der Kunst des Abendlandes. Akten des 21. Kongresses f. Kunstgeschichte in Bonn. - Brl., 1967, Bd. 3.

28.Wien und die Entwicklung der kunsthistorischen Methode. Akten des XXV. Internationalen Kongresses für Kunstgeschichte. Bd.1. - Wien, Köln, Graz, 1984.

Структурный анализ в искусствознании

1.Бибихин В.В. Ганс Зедльмайр: искусство видеть// Бибихин В.В. Новый ренессанс.- М.: МАИК Наука, Прогресс-Традиция, 1998. - с. 60-126 (496 с.).

2.Ванеян С.С. Между гештальтом и теофанией. Структурный анализ и история духа в творчестве Ханса Зедльмайра//Искусствознание. – 1999. - № 1. - С. 506-552.

3.Ванеян С.С. Пустующий трон.- М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 354 с.

4.Граблева А.Н. Феноменологическая эстетика Ганса Зедльмайра// Современная буржуазная эстетика. Критические очерки. - М.: Мысль, 1978. - С. 165-192 (301 с.).

5.Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. (Критический анализ). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 175 с. 

6.Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства/ Пер. Ю.Н. Попова. - Спб.: Аксиома, 2000. — 272 с.

7.Зись А.Я. Методологические искания в западноевропейском искусствознании. – М.: Искусство, 1984. – 238с.

8.Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. – М.: ГИТИС, 1995. – 296с.



9.Тасалов В.И. Ганс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 50-х-70-х гг. // Искусствознание Запада об искусстве ХХ в. - М.: Наука, 1988. - С.43-71 (172 с.).

10.Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. - М.: Искусство, 1970. – 224 с.

11.Köhler H. Strukturale Bildlichkeit. Studien zum Begriff der Struktur in der Kunstgeschichte. - München, 1984.

12.Sedlmayr H. Epochen und Werke. Gesammelten Schriften zur Kunstgeschichte. Bd. I-III. - Wien-München, 1959, 1960, 1982.

13.Sedlmayr H.  Verlust der Mitte. Die bildende Kunst dea 19. und 20. Jahrhuderts als Symptom und Symbol der Zeit. - Salzburg, 1948.

Семиотика в искусствознании.

1.Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с.



2.Даниэль С.И. Картина классической эпохи. - Л.: Искусство, 1986. – 199 с.

3.Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М.Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева.  - Спб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

4.Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. – 606 с.

5.Семиотика / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Радуга, 1983. – 640 с.

6. Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. – 368 с.

7.Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

8.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Перевод В. П. Визгина, Н. С. Автономова. -  СПб.: A-cad, 1994. – 408 с.

9.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник; Ред. М. Г. Ермакова. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.



10. Е.В. Гладышева, Л.В. Нерсесян. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М. 2010. В 8 частях.
Семантический подход

Иконография

1.Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. Сочинения. Т. 1. - СПб., 1908.

2.Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век.- М.: Искусство, 1986. – 384 с.

3.Вздорнов Г. И. Научная проза В.Н. Лазарева// Искусствознание. –М., 1998. - № 1. - С. 35-42.

4.Гращенков В.Н. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие // Искусствознание. - М., 1998. - № 1. - С. 7-34.

5.Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2 т.- СПб.: типография императорской академии наук, 1914-1915. – Т.1 (1914)387 с.; Т.2(1915) 452 с.

6. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. - СПб.: Алетея, 2000. – 192 с.

7.Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России: Ф.И.Буслаев и Н.П.Кондаков (методы, идеи, теории). - М.: Изд-во МГУ, 1985. – 407 с.

8.Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2 т. - М.: Искусство, 1986.- Доступно из URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-7023.html

9.Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков//Лазарев В.Н. Византийская живопись. - М.: Наука, 1971. - С. 7-19.

10.Лазарев В.Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства// Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. - М.: Наука, 1970. – 344 с.

11.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства.- СПб., 1894.

12.Райт Дж.Э. Библейская археология.- СПб.: изд-во «Олега Абыщко», 2003. – 265 с.

13.Уваров А.С. Христианская символика.- СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с.

14.Щекотов Н.М. Иконопись как искусство. По поводу собрания икон И. С. Остроухова и С. П. Рябушинского// Русская икона. Сб. 2. - СПб., 1914, с. 115-142 (там же, с. 143-149: Л.Мацулевич. Ответ Щекотову).

15.Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 312 с. 

Иконология

16.Бялостоцкий Я. «Польский всадник» Рембрандта// Классическое искусство Запада. - М.: Наука, 1973. - С. 211-226.

17.Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии// Советское искусствознание. Вып. 25. - М.: Советский художник,1989. - С. 275-305.

18.Гращенков В. «Свод небесный». О сакральном символизме ренессансного храма и его монументальной декорации// Вопросы искусствознания. Вып. 4/94. - М.: Квазар, 1994. -  С. 231-267.

19.Гращенков В.Н. Эрнст Гомбрих – историк и теоретик искусства, исследователь и скептик// Советское искусствознание. Вып. 25. - М.: Советский художник, 1989. - С. 268-274.

20.Либман М.Я. Иконология// Современное искусствознание за рубежом. Очерки. - М., 1964. - С. 62-76.

21.Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика// Богословие в культуре средневековья. - Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - С. 49-78.

22.Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса// Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства/ Пер. с английского В.В. Симонова под ред. А.К. Лепорка. - СПб.: Академический проект, 1999г. – С.43-73.



23.Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика/ Пер. с нем. И. Хмелевских, Е.Козиной; пер. с англ. Л.Житковой. - - СПБ.: «Азбука-классика», 2004. – 336 с.

24.Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада.- СПБ.: Азбука-классика, 2006. – 632 с.

25.Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства / Пер. с английского В.В. Симонова под ред. А.К. Лепорка. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 c.

26.Рубцов Н.Н. Иконология: история, теория, практика. - М.: Наука, 1990. – 158 с.

27.Соколов М.Н. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э.Панофского)// Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки/ Под ред. А. Д. Чегодаева. - М.: Наука, 1977. - с. 227-249 (288 с.).

28.Соколов М.Н. Вечный ренессанс. О морфологии культуры Возрождения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. – 384 с.

29.Соколов М.Н. Об особенностях иконографии жанровых изображений в западноевропейском искусстве XVI-XVII веков// Советское искусствознание. Вып. 2. - М.: Советский художник, 1979. - С. 122-139.

30.Соколов М.Н. Природа торжествующая. Иконология бытовых образов Возрождения и Барокко. - М.: НИИ теории и истории искусств Российской Академии художеств, 1993. – 268 с.
31.Соколов М.Н. Христос у подножия мельницы-Фортуны. К интерпретации одного пейзажно-жанрового мотива Питера Брейгеля Старшего// Искусство западной Европы и Византии. М.: Наука, 1978. - С. 132-156.

32.Тодоров Ц. Теории символа/ Пер. с франц. Б.Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 408 с.

33.Białostocki J. Iconography //Dictionary of the History of Ideas. Vol. II. - New York, 1973. - p. 524-541.

34.Białostocki J. Iconography and Iconology // Encyclopedia of World Art. Vol. VII. - New York, 1963. - cols. 369-385.

35.Bildende Kunst als Zeichensystem. Hrsg. v. Ekkehard Kaemmerling. Bd. I. - Köln, 1979.

36.Haskell Francis. History and its images: art and the interpretation of the past. - New Haven-Lnd., 1993.

37.Norberg-Schulz C. Existence, Space and Architecture. - N.Y., 1971.

38.Panofsky E. Iconography and Iconology// E.Panofsky. Meaning in the Visual Arts. - Harmondsworth, 1970. - p. 51-81.

39.Panofsky E. Zum Problem der Beschreibung und Inhaltsdeutung von Werken der Bildenden Kunst. – Logos XXI, 1932, SS. 103-119.

40.Saxl Fritz. Lectures. Vol. 1-2. - Lnd., 1957.

41.Wind Edgar. The eloquence of symbol: studies in humanist art. Ed. by J. Andersson. - Oxford, 1993.

42.Wittkower R. Interpretation of Visual Symbols in Art // Studies in Communication. - Lnd., 1955. - p. 109-124.

Художественная критика

1.Александр Бенуа размышляет… М.: Советский художник, 1968. - 752с.

2.Бенуа А. Художественные письма. 1930-1936. Газета «Последние новости», Париж. -  М.: Галарт, 1997. - 408 с.

3.Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения/  Пер. с англ. - М.: Искусство, 1965. - 442с.

4.Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. - 422 с.

5.Бонфуа И. Невероятное: избранные эссе/ Пер. с франц. и комментарии М. Гринберга и Б. Дубина. - М.: Carte blanche, 1998.- 256 с.

6.Валерии П. Об искусстве/ Пер. с франц; Предисловие А.А. Вишневского. - М.: Искусство, 1993. - 508 с.

7.Вейдле В.В. Вечерний день. Отклики и очерки на западные темы.- Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952. - 222 с.

8.Вентури Л. От Мане до Лотрека/ Пер. с итал. Ц.И.Кин. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958г. - 352 с.  

9.Вентури Лионелло. От Мане до Лотрека.- СПб.: Азбука – классика, 2007. - 352с.

10.Вентури Л. Художники Нового времени. В 2-х т. Т.1. -  М.: Изд-во Иностранная литература, 1956.- 271 с.

11.Гроссман Л. Жанры художественной критики//Искусство. – М., 1925. - № 2. - С. 61-81.

12.Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-х – 1970-х годов. М.: Русское феноменологическое общество,  1997.

13.Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. - М.: Искусство, 1990. – 367 с.

14.Ли Вернон. Италия. Genius Loci/Перевод Е.Урениус под редакцией и с предисловием П.Муратова.- М.: Книгоиздательство М. и С. Сабашниковых 1914. - 362 с. 

15.Мейер-Грефе Ю. Импрессионисты/ Пер. с нем. Г.Я.Звонкиной под ред. М.С.Сергеева. - М.: Типография П.П.Рябушинского. 1913. - 272с. 

16.Муратов П. Образы Италии. В 3-х томах (2-х книгах) / Ред., комментарии и послесловие В.Н.Гращенкова. - М.: Галарт, 1993 - 1994гг. - 328с.+ 464с.



следующая страница >>