Рабочая программа учебной дисциплины Политические системы государств современного мира Язык (и) обучения русский - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 397.39kb.
Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык 4 435.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... 1 403.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Сборник по итогам XVI городского конкурса детских и юношеских сми... 3 925.02kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Политические системы государств современного - страница №1/3



Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений

И. В. Иванников

Рабочая программа учебной дисциплины
Политические системы государств современного мира

Язык (и) обучения - русский


Трудоёмкость - 7 зачётных единиц

Санкт-Петербург


2014


Организационно-методический раздел
Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира.

Задачи курса:

- выявление важнейших элементов современной политической системы государств мира

- анализ механизмов их взаимодействия

- изучение структур и основных источников конституционного законодательства стран современного мира

- детальное изучение политических систем государств “Большой восьмерки ”.


Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины. В результате изучения данной дисциплины студент должен

Знать

- содержание понятия политическая система государства - основные признаки государства - основополагающие элементы формы государства - функции и назначение основных государственных институтов



Уметь проводить сравнительные характеристики государственного устройства стран мира, приводя грамотную аргументацию


Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий



пп/п


Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия


(час.)

Самостоятельная работа

(час.)


Лекции

Семинары

1

Политические системы государств мира: введение в изучение.

2

-

-

2

Конституция — правовой фундамент политической системы государств мира.

2

2

3

3

Формы правления и институт главы государства в политической системе стран мира.

4

4

6

4



Формы административно-территориального устройства государств мира (унитаризм, федерализм, конфедерализм).

4

4

6

5

Государство как главный элемент политических систем стран мира.

2

2

3

6

Организация законодательной власти в политических системах государств мира.

2

2

3

7

Организация исполнительной власти в политических системах государств мира.

2

2

3

8

Организация судебной власти в политических системах государств мира.

2

2

3

9

Партии и партийные системы государств мира.


2

2

3

10

Избирательные системы государств мира (выборы и референдумы).

2

2

3

11

Территориальная организация государственной власти на местах (местное самоуправление) .

2

2

3

12

Место гражданского общества в рамках политических систем государств мира.

2

2

3

13

Политические системы стран « Большой восьмерки ».

6

8

15




Итого:

34

34

54

Формы промежуточного и итогового контроля, критерии требований
Текущий контроль за успеваемостью осуществляется в рамках контроля за эффективностью работы студента на семинарских занятиях.
Промежуточный контроль осуществляется в форме промежуточной аттестации в середине семестра и в конце семестра на основании проведения письменного теста или устного собеседования преподавателем, ведущим семинарские занятия.
Требования к работе на семинарах.

- Обязательное посещение семинарских занятий .

- Участие в работе на семинарах (доклады, презентации, активное участие в обсуждении) учитывается при выставлении итоговой оценки.

-Реферирование конституций: сравнительная характеристика определенных политический институтов государств мира (на примере 3-4 стран).

- Сдача коллоквиума: одна монография или 3 научных статьи из списка по курсу.
Процесс освоения студентами материала, предполагаемого программой включает в себя лекции и семинарские занятия, а также самостоятельную работу. Следует учитывать, что в рамках лекционного курса рассматриваются наиболее сложные и/или спорные вопросы. На семинарские занятия выносится анализ политических систем ведущих стран мира. При подготовке к семинару студент должен:

- повторить материал лекций;

- изучить соответствующие разделы учебников и учебных пособий, рекомендованных лектором;

- ознакомиться с источниками, указанными в программе (прежде всего с текстом Конституций и/или основополагающих законодательных актов);


Итоговый контроль осуществляется в форме письменного экзамена.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов, предполагающих развернутый ответ с использованием всех материалов курса (лекционных и семинарских занятий, основной и дополнительной литературы). Вопросы формулируются в пределах программы курса.


Формулировка первого вопроса в целом совпадает с тематикой лекционных занятий по дисциплине. Студенту, как правило, предстоит продемонстрировать навыки компаративного анализа и сопоставить положение того или иного института в рамках политической системы нескольких (3–4) стран мира. Выбор сопоставляемых стран отдается на усмотрение экзаменующегося при условии соблюдения им указаний, непосредственно содержащихся в формулировке вопроса и если выбираемая страна не повторяет государство второго вопроса. Иногда объекты сравнения могут быть прямо названы в вопросе.

При ответе на второй вопрос экзаменующемуся необходимо детально охарактеризовать политическую систему государства, указанного в вопросе.


Критерии оценки. Итоговая оценка складывается из нескольких частей:

1) письменный экзамен (до 80% итоговой оценки) — максимум 4 балла

2) итоги работы на семинарах: доклады, презентации, рефераты, активное участие в научном обсуждении — максимум 0,5 балла

3) выступление на коллоквиуме - максимум 0,5 балла

4) отсутствие, неработа и отрицательные результаты на семинарах – минус 1 балл

5) несдача коллоквиума – минус 1 балл


Содержание курса
ТЕМА 1. Политические системы государств мира. Введение в изучение
Понятие политической системы.

Политическая система государства представляет собой совокупность различных институтов: государственных органов, политических партий и движений, общественно-политических организаций и объединений, правовых и политических норм, в рамках которых проходит политическая жизнь общества, осуществляется политическое управление и реализуется политическая власть.

Предмет, цель и задачи лекционного курса. Характеристика источников и литературы.

Структура политсистемы:

политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.д.;

политическое сознание, характеризующее идеологические стороны политической власти;

политические отношения, складывающиеся внутри политсистемы по поводу политической власти;

социально-политические и правовые нормы, организующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

политическая практика, состоящая из совокупного политического опыта.

Элементы (подсистемы), образующие структуру политсистем: институциональный, нормативный, функциональный, идеологический, культурный. Функции политсистемы: обеспечение и легитимация политической власти, управление различными сферами жизнедеятельности людей, мобилизационная и консолидирующая функции, политическая социализация граждан и общества. Политические отношения и политическая система. Основные типы политических систем. Политическая власть. Институты политической системы. Государство как основное звено политсистемы. Институты публичной власти. Институты государственной власти. Гражданское общество. Генезис современных политических систем стран мира.
Рекомендуемая литература:
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: учеб. пособие. М., 2002.

Анохин М.Г. Политические системы. Адаптация. Динамика. Устойчивость. Новосибирск, 1996.

Байбакова Л.В. Политическая система США: истоки и современные тенденции развития: учебно-методич. пособие. М., 2007.

Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М., 2002.

Бурков В.Г. Государственная геральдика и вексиллология: Россия, СНГ, Европа, Америка. СПб., 2004.

Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992.

Глоссарий по европейской интеграции. М., 1998.



Грачев М.Н. Политическая система общества. М., 1997.

Иванников И.В. Политические системы и государственное устройство стран Европы: учебно-методич. пособие. СПб., 2011.

Идеи европеизма во второй половине XX века: реферативн. сб. М., 2000.



Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000.

Истон Д. Категории системного анализа политики. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997

Каменская А.С., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.

Кашкин С.Ю. Европейский союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М., 2011.

Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.

Мангейм Дж.Б. Политология. Методы исследования. М., 1999.

Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. М., 1992.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2002.

Нисневич Ю.А. Аудит политической системы посткоммунистической России М., 2007.

Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии исследования // Полис. 2002. № 2.

Политика: толковый словарь. М., 2001.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 3: Америка, Австралия и Океания . М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 4: Африка. М., 2014.

Политология: словарь-справочник / рук. авт. кол. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 2001.

Политология: учебник для вузов / рук. авт. кол. А.Ю. Мельвиль. М., 2007.

Право Европейского союза / под. ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.

Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. М., 2002.



Федощев А.Г. Политология.Учебное пособие в схемах и определениях. М.,2012.

Центральная и Восточная Европа: в 3 т. М., 2001–2002.

Центральноевропейские страны на рубеже ХХ–ХХI вв.: аспекты общественно-политического развития: справочник. М., 2003.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Шульговский А.Ф. Политическая система общества в Латинской Америке. М.: Наука, 1982.

Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000.

Энтин Л.М. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы. М., 2009.
ТЕМА 2. Конституция — правовой фундамент политических систем государств мира
Конституция (от латинского constinutio — устройство) — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, определяющий его общественно-политическое устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, т.е. политическую систему государства. Конституция — основа всего текущего законодательства страны.

Классификация конституций по содержанию и форме. Структура конституций (роль и содержание преамбулы, основной части, заключительных, переходных и дополнительных положений, приложений).

Процедуры разработки, принятия и изменения конституций. Классификация конституций по способу принятия (октроированные; договорные; народные — принятые суверенной конституантой, принятые несуверенной конституантой, плебисцитарные). Процедура изменений конституций. Классификация конституций по степени сложности изменения (гибкие, жесткие). Ситуация отмены конституций. Порядок конституционной реформы.

Форма конституции: кодифицированная (консолидированная) и некодифицированная, развернутая и неразвернутая, смешанный тип конституций.

Писаные и неписаные (совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев) конституции.

Действие конституции в историческом измерении на территории конкретных стран (основной текст, переходные положения). Временные и постоянные конституции. Проблема непосредственного применения конституционных норм и судебной защиты конституционных прав.

Функции конституции: политическая, юридическая, идеологическая. Высшая юридическая сила конституции в формальном и материальном смысле. Фактическая и юридическая причины фиктивности конституции. Случаи расхождения между политическим режимом и конституцией.
Рекомендуемая литература:
Авраменко С.Л. Новая конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Государство и право. 2001. № 7.

Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. СПб., 2008.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник. М., 2000.

Зайпт Е.В. Финляндский основной закон 1999 г. // Государство и право. 2002. № 3.

Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2011.

История буржуазного конституционализма. XIX в. М., 1986.

История буржуазного конституционализма. XVII–XVIII вв. М., 1983.

Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Америка и Азия. М., 2001.

Конституционное право зарубежных государств / под ред. М.В. Баглая. М., 1999.

Конюхова А.А., Векшин А.А. Конституционное право Франции: особенности отрасли и дисциплины, традиции, современные черты и тенденции развития // Правовые исследования во Франции: сб. научн. трудов / под общ. ред. В.В. Маклакова. М., 2007.

Корнеева Н.В. Конституционное право России. СПб., 2008.

Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

Лузин В.В. Место и роль конституционных соглашений в системе источников права Англии // Правоведение. 1999. № 2.

Михельс Н. Основной Закон ФРГ (краткая характеристика) // Государство и право. 2003. № 7.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2002.

Мур Д.Н. Верховенство права: обзор // Верховенство права. М., 1992.

Невинский В.В. Эволюция конституционного законодательства Австрийской Республики // Российский юридический журнал. 2001. № 10.

Озиев Т.Т. Конституционно-правовые договоры: юридическая природа и предметы усмотрения участников // Объединенный научный журнал. 2003. № 19.

Орлов А. «Единая и неделимая родина всех испанцев» (о Конституции Испании) // Международная жизнь. 1998. № 7.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 3: Америка, Австралия и Океания . М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 4: Африка. М., 2014.

Поплавска Э. Принцип «субсидиарности» и его место в новой Конституции Польши // Журнал российского права. 1999. № 3/4.

Право Европейского союза / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.

Правовая защита конституций. Ростов-на-Дону, 1992.

Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.



Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003.

Чиркин В.Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2.

Шаповал В.Н. О сущности британской конституции // Правоведение. 1991. № 6.

Энтин Л.М. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 года. – М., 2009

ТЕМА 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира
Понятие формы правления. Классификация форм правления государств: монархии и республики.

Мона́рхия (от греч. мonarchia — единовластие ) — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передается по наследству.

Разновидности монархии (абсолютная, дуалистическая, теократическая, парламентарная монархии). Генезис института монархии.

Монарх как глава государства. Порядок престолонаследия: сеньоратный, майоратный, примогенитура. Системы престолонаследия (типы примогенитуры): салическая, австрийская, кастильская, шведская. Особые требования, предъявляемые к монарху. Неприкосновенность монарха. Цивильный лист. Регентство и опекунство. Личная уния.

Парламентарная монархия. Принцип верховенства парламента. Неответственность монарха. Институт контрассигнатуры. Политическая ответственность правительства перед парламентом. Солидарный характер ответственности. Варианты государственного режима в условиях парламентарной монархии: парламентаризм, министериализм («система кабинета»).


Респу́блика (от лат. res publica — общее дело ) — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.

Разновидности республики: президентская, парламентская, президентско-парламентская .

Взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, порядок замещения должности главы государства и порядок формирования правительства в президентской, парламентарной и президентско-парламентской (смешанной) республике.

Президент как глава государства. Цензы пассивного избирательного права. Порядок выборов. Порядок временного замещения поста президента. Институт президентской власти.

Институт главы государства и его место в системе разделения властей. Функции высшего представительства государства внутри и вовне страны. Коллегиальная и персональная форма института главы государства.

Полномочия главы государства в отношении парламента.

Полномочия главы государства в отношении правительства.

Полномочия главы государства в отношении судебной власти.

Полномочия главы государства в сфере международных отношений.

Полномочия главы государства в сфере обороны и безопасности.

Вспомогательные органы при главе государства, их состав, задачи и функции.
Рекомендуемая литература:
Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. 2011. № 4.

Гарлицкий Л. Институт президентства в новой Конституции Польши // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 3/4.

Георгиян Э. Институт президентской власти в современном мире (на примере США и Франции) // Социалистическая законность. 1991. № 11.

Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. М., 2003.

Долиновский С. Л. Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании // История государства и права. — 2008. — № 17.

Дроздов Э. Президентская республика как средство выхода из кризиса: опыт Франции // Конституционный вестник. 1992. № 11.

Европейское право. Учебник для вузов/ под общ. ред. Л.М.Энтина. М., 2000.



Зайпт Е.В. Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндии // Право и политика. 2000. № 11.

Зайпт Е.В. Конституционная реформа в Финляндии в конце ХХ в. // Современные проблемы права и государства. М., 1999.

Иванов В. Формы правления и политического режима. В поисках нового содержания // Логос. — 2008. — № 6.

Карцов А.С. Модель «сильной власти» // Карцов А.С. Русский консерватизм. СПб., 2004.

Касымбеков М.Б. Особенности института президентства в странах второго и третьего эшелонов модернизации // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3.

Кацев М.И. Институт Президента в Латвийской Республике, его место и роль в конституционно-правовой системе страны // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

Кудряшов К.В. Основные правовые доктрины и модели института президентства в зарубежных странах: поиск оптимальной модели для Российской Федерации // Вестник Ставропольского государственного университета. 2006. № 1.

Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации // Полис. 2002. № 2.

Кынев А.В. Сравнительный метод в исследованиях института президентства // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2002. № 6.

Лукашук И.И. Внешняя политика: президент и парламент // Государство и право. 1996. № 7.

Люблинская А.Д. Новейшая концепция абсолютной монархии // Критика новейшей буржуазной историографии. М., 1961.

Макарова Е.А. Монархическая система Великобритании. Таганрог, 2004.

Маклаков В.В., Кэрмонн Ж.-Л. Имеет ли еще значение для будущего Французской Пятой республики различие между президентской и парламентской формами правления? / пер. с фр. // Правовые исследования во Франции: сб. научн. тр. / под общ. ред. В.В. Маклакова. М., 2007.

Опарина М.В. Формы правления в современном обществе. М., 2009.

Пиджаков А.Ю. Абсолютная монархия как форма правления // Мир юридической науки. 2011. № 9-10.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 3: Америка, Австралия и Океания . М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 4: Африка. М., 2014.

Полякова А.А. Судьбы монархий в Европе // Современная Европа. 2012. № 3.

Право Европейского союза / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.

Путеводитель по президентству. М., 1991.

Пушкарев С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. — 2011. — № 7.

Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. М., 2011.

Савицкий П.И. Положение президента республики в системе исполнительной власти во Франции в период Пятой республики // Современный буржуазный конституционализм в теории и на практике. Свердловск, 1985.

Саломенина Н.В. Теоретические основы смешанной формы правления на примере Республики Франции // Право: теория и практика. 2003. № 14.

Сахаров Л.И. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Сигачева Е.Л. Парламентская монархия как форма правления // Мир юридической науки. 2010. № 2.



Солоневич И. Народная монархия. М., 2003.

Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2001. № 1.

Тепер Е.М. Монархисты и современная история (Испания) // Новая и Новейшая история. 1974. № 1.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

Федощев А.Г. Политология.Учебное пособие в схемах и определениях. М., 2012.

Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта (на примере США, Германии, Франции) // Советское государство и право. 1991. № 6.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.

ТЕМА 4. Формы административно-территориального устройства государств мира (унитаризм, федерализм, конфедерализм)
Понятия территориального устройства, территориальной единицы, территориального деления. Уровни территориального деления и современные тенденции (укрупнение низовых единиц, регионализация). Административно-территориальные единицы общего и специального типа.

Формы административно-территориального устройства.



Унитарное государство, его определение, признаки и вариации. Унитаризм как форма государственного устройства.

Унита́ризм — форма государственного устройства, при которой все составные части государства являются его административно-территориальными единицами, подчиненными центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

Централизованные и децентрализованные унитарные государства.

Понятие территориальной автономии. Виды территориальной автономии: государственная (законодательная), местная (административная). Понятие национально-территориальной автономии. Отличия правового статуса территориальных единиц высшего уровня в полностью децентрализованном унитарном государстве от правового статуса субъектов федерации. Правовой статус территориальных единиц высшего уровня и низовых единиц в относительно децентрализованном унитарном государстве.

Федеративное государство, его определение, признаки и вариации. Федерализм как форма государственного устройства.

Федерализм (от лат. Foederatio — союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (штаты, республики, земли, области, провинции, округи и т.д.), которые имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, т.е. федерация это союзное государство.

Типология федераций по происхождению (договорные, конституционные). Территориальный (США , Германия),лингво-национальный (Индия), смешанный ( Россия) принципы построения федерации. Понятия компетенции (исключительной, конкурирующей и остаточной) и сфер компетенции (исключительно федеральной, исключительно субъектов федерации, совместной). Принципы распределения компетенции между центром и субъектами федерации. Централизованные и децентрализованные федерации.

Договоры между федерацией и ее субъектами. Процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами. Финансовые рычаги воздействия центра на субъекты федерации. Полномочия субъектов федераций в области внешних сношений. Гарантии территориальной целостности федеративных государств и проблема сецессии. Самоуправляющиеся единицы в федерациях.

«Симметричность» и «асимметричность» территориального устройства, особенности их проявления в федерациях и унитарных государствах.



Конфедерация как форма административно-территориального устройства.

Конфедерализм — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, но образуют специальные объединенные органы для координации и осуществления действий в определенных целях (внешнеполитических , военных ) , т.е. конфедерация это союз государств.

Конфедерация как международно-правовое объединение, как субъект международного права. ЕС как новая форма конфедерации: проблемы и перспективы.

Федерализм и конфедерализм: общее и особенное (наличие и уровень суверенитета у субъектов).
Рекомендуемая литература:
Авилова А. Реформа системы регионального управления в Италии // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6.

Амарал К.Э. Европейское региональное государство автономий // Культурная идентичность и глобализация. М., 2002.

Андреева Г.Н. Проблема государственного (официального) языка в зарубежной государственно-правовой литературе (обзор) // РЖ ИНИОН. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. 2003. № 4.

Беляев С. Процесс федерализации Бельгии: экономические и правовые аспекты // Хозяйство и право. 1990. № 11.

Бенде-Сабо Г. Швеция и регионализм // Государственная служба за рубежом. 2002. № 3.

Бирюков С. Германия — Франция: спор о «Европе регионов» // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 10.

Бовкун Е. Модель конкурентоспособного федерализма (ФРГ) // Открытая полтика. 1998. № 7/8.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Стабильность системы «кооперативного федерализма» в Германии // Федерализм. 1999. № 2.

Бурдье П. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «регион» // Ab imperio. 2002. № 3.

Бусыгина И. Асимметричность федерации: Россия и опыт Германии // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 12.

Бусыгина И. Территориальный фактор в европейском сознании // Космополис. 2002/2003. № 2.

Бусыгина И.М. Регионы Германии. М., 2000.

Бусыгина И.М. Электоральный федерализм в Германии: условия становления и современное состояние // Принципы и практика политических исследований. М., 2002.

Васильев В.И. Германский федерализм: проблемы развития. М., 2000.

Васильева Т.А. Областная автономия в Италии (правовые аспекты): учеб. пособие. М., 1987.

Васильева Т.А. Областная автономия: итальянский и испанский вариант // Советское государство и право. 1986. № 11.

Взаимодействие уровней власти в условиях федерализации (опыт России и Германии). Ростов-на-Дону, 2002.



Вялков Ю.А. Проблема регионального национализма в Италии (последняя четверть XX века) // Новая и Новейшая история. 2007. № 6.

Данилевич И.В. Автономизация Испании // Полис. 1995. № 5.

Дробков В., Пересада В. Бельгия: федерализм держит экзамен // Народный депутат. 1990. № 13.

Европейское право. Учебник для вузов/ под общ. ред. Л.М.Энтина. М., 2000.



Егорова М.В. Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11.

Еремина Н.В. Деволюция в кельтских регионах Соединенного Королевства как модель государственного развития. СПб., 2011.

Еремина Н.В. Политико-правовые механизмы деволюции в кельтских регионах Великобритании. СПб., 2011.

Еремина Н.В. Проблема статуса Шотландии в 90-е гг. ХХ века. СПб., 2005.

Иванников И.В., Пахоруков К.И. Децентрализация во Франции: эволюция французского унитаризма // Право и политика. 2012. № 1.

Казанская Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии // Полис. 1995. № 5.

Калина В.Ф. Федерализм: понятие и конституционные принципы // Юриспруденция. 2002. № 1.

Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.

Клочкова Ю.А. Институционально-правовые особенности федерализма Европейского союза // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7.

Ковачев Д.А., Дымов Д.Е. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах. М., 1995.

Ковачев Д.А., Лафитский В.И. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Коданева С.И. Региональная реформа в Соединенном королевстве // Государство и право. 2003. № 9.

Крылова Н.С. Политико-правовой режим и система правления в Северной Ирландии // Советское государство и право. 1987. № 1.

Кто виноват, что виновато (федеративные отношения в Швейцарии) // Российский бюллетень по правам человека. 1999. Вып. 12.



Кузнецов А. Региональная экономическая политика Польши // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 11.

Маклаков В.В., Алферова Е.В. Регионализм во Франции. М., 1994.

Мартынова М.Ю. Этнический фактор в югославской модели федерализма // Европа на рубеже III тысячелетия. Народы и государство. М., 2000.

Махмудова З.У. Конфедерализм: концепция и практика. М., 2009.

Насырова Л. Бельгия: полномочия федерации, сообществ и регионов // Федерализм. 2000. № 3.

Насырова Л.Ф. Организация органов управления в субъектах федерации в Бельгии // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2000. № 2.

Новиков М.Н. Федерализм и национальное самосознание // Россия и Швейцария: развитие научных и культурных связей. М., 1995.

Олех Л.Г. Регионализм и федерализм : Учебное пособие.Новосибирск, 1998.

Орехович А.В. Основные этапы децентрализации и изменения конституционно-правового статуса «государства автономий» в процессе развития регионализма в Испании // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.

Орехович А.В. Регионализм в Испании: тенденции изменения правовой «природы» государства // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13.

Осавелюк А.М. Зарубежные федерации: организация государственной власти в субъектах федерации. М., 1996.

Павличук Е.И. Федеральная реформа Бельгии // Полис. 1995. № 5.

Перегудов С. Конституционная реформа в Великобритании // Эволюция политических институтов на Западе. М., 1999.

Пернталер, П. Проблемы федеральных отношений в Австрии // Государство и право. 1994. № 3.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 3: Америка, Австралия и Океания . М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 4: Африка. М., 2014.

Попов М.Ю. Некоторые вопросы по поводу особенностей в правовом положении субъекта федерации и принципа федерализма на примерах зарубежного опыта // Право. Управление. Экономика. Волгоград, 2002.

Право Европейского союза / под. ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.



Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. М., 2011.

Руднев В.В. Великобритания накануне XXI века (Европейский союз и процессы деволюции в Шотландии) // Европа на рубеже III тысячелетия. Народы и государство. М., 2000.

Рыкин В.С. Австрийский федерализм: история и современность // Новая и новейшая история. 1999. № 3.

Савицкий П.И. Акты высших государственных органов и органов субъектов федерации в Бельгии (новые тенденции) // Правоведение. СПб. 2002. № 5.

Савицкий П.И. Сообщество и регионы как новые составные части Бельгии // Российский юридический журнал. 1999. № 2.

Самбук А. Компетенция федеральных и земельных органов управления в ФРГ. М., 1986.

Силинов П.М. Федерализм: конституционно-правовое регулирование в зарубежных странах. М., 2002.

Скрипченко С.Д. Испания: политико-территориальная организация в контексте конституционного строя // Латинская Америка. 2002. № 7.

Тэлс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.

Туровский Р.Ф. Политическая Регионалистика. М.,2006.

Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм. Казань, 2003.

Федерализм в России и Европе // Современная Европа. 2000. № 4.

Федерализм : теория, институты, отношения. М., 2001.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.



Федощев А.Г. Политология.Учебное пособие в схемах и определениях. М., 2012.

Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. М., 2003.

Фляйнер Т., Баста Л. Характеристики федерального государства // Органы государственной власти субъектов федерации РФ. М., 1998.

Франция в поисках новых путей. М., 2007.



Хюбнер Э., Штурм Р. Развитие парламентской и федеративной демократии в Германии // Федерализм. 2000. № 3.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма // Государство и право. 1994. № 8/9.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.

Швейцер В. Сепаратизм или автономия // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 1.

Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. №5.

Эспадалер Э.Ф. Автономия Каталонии // Международный опыт разрешения этнических конфликтов. М., 1997.

Bradbury J. The Political Dynamics of Sub-state Regionalization: a neofunctionalist perspective and the Case of Devolution in the UK // British Journal of Politics & International Relations. 2003. Vol. 5. November. № 4. P. 543–572.

Elcock H. Regionalism and Regionalization in Britain and North America // British Journal of Politics & International Relations 2003. Vol. 5. February. № 1. P. 74–101.

ТЕМА 5. Государство как главный элемент политических систем стран мира
Государство — особый политический институт, организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, национальных, конфессиональных, общечеловеческих), совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций страны, управляющих обществом.

Государство как главный (системообразующий) элемент политической системы общества.

Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Понятие и разновидности зависимых территорий (колонии, протектораты, подопечные территории, кондоминиумы). Особенности правового статуса заморских территорий, островных владений на современной политической карте.

Непризнанные государственные образования (самопровозглашенные) — общее название территориальных образований, не имеющих частичного или полного международного дипломатического признания, т.е. суверенитет де-факто, но не де-юре. Их разновидности, общие и специфические черты (непризнанные никем, частично признанные / непризнанные).



Государственный режим. Понятие государственного режима. Гос. режим как основной элемент политического режима, совокупность способов и методов реализации власти государством. Разновидности государственных режимов и их характеристики (либерально-демократические, авторитарные, тоталитарные, расистские режимы).

Принцип народного суверенитета. Непосредственная (прямая) и представительная демократия. Система и принцип разделения властей и его реализация. Разделение власти по горизонтали и по вертикали. Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов». Законодательная, исполнительная и судебная власть. Влияние различий в конституционном статусе отдельных ветвей власти на характеристики политического режима.

Государственный механизм. Государственный аппарат. Модели государственного аппарата: централизованно-сегментарная, моноцефальная, монотеократическая.

Государственные органы, их виды:

- по срокам полномочий (временные,постоянные)

- по порядку формирования (первичные,производные)

- по месту во властной иерархии (высшие,местные)

- по характеру осуществления компетенции (единоначальные,коллегиальные)

Государственная служба.Государственная администрация. Государственное учреждение.
Рекомендуемая литература:
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Берет К. Функционирование государства как центрального управления развитием (на примере ФРГ) // Государственная служба за рубежом. 1999. № 2.

Боботов С.В., Васильев Д.И. Французская модель правового государства // Советское государство и право. 1990. № 1.

Булахтин М.А. Польская модель парламентской демократии // Вестник Пермского университета. Сер. История. Вып. 4. 1999.

Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. М., 2000.

Витюк В.В., Данилевич И.В. Национальное согласие и переход от авторитаризма к демократии (испанские уроки) // Общественные науки и современность. 1999. № 2.

Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности //Государство и право.2003.№3.

Григонис Э.П. Механизм государства. СПб., 2000. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространства // Вопросы философии, 1994, №3.

Данилевич И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии (Чили, Португалия, Испания). М., 1996.

Джанда К., Бери Д.М., Голдман Д., Хула К.В. Трудным путем демократии // Процесс государственного управления в США. М., 2006.

Диманис М. ФРГ: является ли Берлинская республика «новой» по сравнению с Боннской? // Эволюция политических институтов на Западе. М., 1999.

Европейское право. Учебник для вузов/ под общ. ред. Л.М.Энтина. М., 2000.



Ильин М.В. Возможна ли универсальная типология государств? // Политическая наука. 2008. № 4.

Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

Левин И.Б. Италия после Первой республики // Эволюция политических институтов на Западе. М., 1999.

Левин И.Б. О реформе политической системы в Италии // Полис. 1993. № 3.

Лузин В.В. Принцип разделения властей как основа конституционализма (США, Великобритания, Франция). Н. Новгород, 1997.

Мацонашвили Т. Проблемы перестройки социального государства в Западной Европе // Pro et contra. 2001. Т. 6. № 3.

Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе (на примере Швеции). СПб., 1998.

Могунова М. Разделение властей по-фински // Выборы. 2000. № 6.

Орлов А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М., 2001.

Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных странах // Государство и право. 1993. № 12.

Перегудов С.П. Разделение властей по-британски // Британия и Россия. М., 1997.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 3: Америка, Австралия и Океания . М., 2012.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 4: Африка. М., 2014.

Пособие по демократии. Функционирование демократического государства на примере Швейцарии). М., 1994.

Право Европейского союза / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.

Разделение властей и парламентаризм. М., 1999.



Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. М., 2011.

Рубинский Ю.И. Демографические проблемы Европы//Россия в многообразии цивилизаций. М.,2011.

Согрин В.В. Политическая История США. М.: Весь Мир., 2001

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

Федощев А.Г. Политология.Учебное пособие в схемах и определениях. М., 2012.

Хабибулина Г.Р. Конституционное регулирование вопросов заключения международных договоров в Швейцарии // Российский юридический журнал. 2003. № 2.

Хиль-Роблес А. Испанский опыт перехода к демократии // Вестник Московской школы политических исследований. 1995. № 1.

Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.

Энтин Л.М. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 года. – М., 200

следующая страница >>