Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития младшего школьника» Направление подготовки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «языки программирования» Направление... 2 495.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Введение в специальность» Направление... 1 134.03kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 196.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Направление... 1 200.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины биология направление подготовки... 2 608.23kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
«Развитие речи детей через музыку» (консультация для родителей) 1 159.36kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития младшего школьника» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования



«Оренбургский государственный университет»




Кафедра психологии и педагогики







Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


ЮА.мЯСНИКОВ

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20.… г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Основы музыкального развития младшего школьника»
Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки

Начальное образование

(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

заочная


Бузулук 2011

Рецензент



Рабочая программа дисциплины «Основы музыкального развития младшего школьника» /сост. Т.В. Чкалова – Бузулук: ГОУ ОГУ, 2011. - 23 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла студентам заочной формы обучения (полная и сокращенная на базе СПО по профилю) по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование в 8 семестре полного срока обучения, в 3 семестре сокращенного срока обучения.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "29" декабря 2009 г. № 788.


Составитель ____________________ Т.В.Чкалова

26.04.2011 г. (подпись)





 Чкалова Т.В., 2011




БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2011


Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины......................................................................................

5

4

Организационно-методические данные дисциплины……………

7

5

Содержание и структура дисциплины……………………………..

8

5.1

Содержание разделов дисциплины…………………………………

8

5.2

Структура дисциплины……………………………………………..

9

5.3

Практические (семинарские) занятия………………………………

9

5.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………….

10

6

Организация текущего контроля………………………………….

11

7

Образовательные технологии………………………………………

12

7.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………..

12

8

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………..

13

9

Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………….

13

9.1

Рекомендуемая литература…………………………………………

13

9.1.1

Основная литература………………………………………………..

13

9.1.2

Дополнительная литература………………………………………..

13

9.2

Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..

14

9.2.1

Контрольные вопросы………………………………………………

14

9.2.2

Критерии оценки итоговой формы контроля …………………….

15

10

Материально-техническое обеспечение дисциплины……………

15




Лист согласования рабочей программы ……………………………

16




Дополнения и изменения в рабочей программе………………….

17

1 Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы музыкального развития младшего школьника» является формирование у студентов основ музыкально-педагогической культуры.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Основы музыкального развития младшего школьника» относится к профессиональному циклу (Б. 3.2.12.2.2) и входит в состав курсов по выбору студентов.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Основы музыкального развития младшего школьника» является образование, социальная сфера, культура.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение;

– воспитание;

– развитие;

– просвещение;

– образовательные системы.

Профильными для данной дисциплины являются педагогическая, культурно-просветительская, профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьер.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.
Для освоения дисциплины «Технология музыкального воспитания» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Педагогики», «Психологии», «Истории», «Культурологии».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для подготовки к профессиональной деятельности.



3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Общекультурные компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
Общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса(ПК-4);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

- теоретические основы и научные принципы построения содержания музыкального образования в начальной школе;

- роль урока музыки в образовательном процессе в школе;

- цели и задачи, формы, методы и приемы организации музыкального воспитания младших школьников;

- виды музыкальной деятельности;

- основы музыкальной грамоты;

- содержание и особенности действующих программ по музыке для начальных классов;

- психолого-физиологические Особенности детей 6-10 лет, влияющих на эффективность музыкального воспитания младших школьников;

- основ вокально-хорового воспитания младших школьников и музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

- содержание, формы и методы проведения внеклассной музыкальной работы, в том числе на музыкальном материале родного края.



Уметь

- воспринимать музыку в различных видах музыкальной деятельности;

- организовывать и проводить внеклассную работу по музыкальному воспитанию младших школьников;

- самостоятельно выбирать программу по музыке и уметь адаптировать ее к применению в условиях внеклассной музыкально-эстетической работы;

- выбирать научно-методическую и музыкальную литературу, песенный репертуар, сценарии праздников и др. для внеклассных музыкальных мероприятий;

- отбирать и применять необходимые формы и методы музыкально-эстетического воспитания, исходя из задач учебного процесса.


владеть:

- методами организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий;



- основами музыкальной грамотности.
Приобрести опыт теоретических основ и научные принципы музыкального образования, виды музыкальной деятельности и музыкальной грамоты, психолого-физиологические особенности музыкального воспитания, вокально-хорового воспитания и музицирования на музыкальных инструментах, формы и методы проведения внеклассной музыкальной работы, воспринимать музыку в различных видах музыкальной деятельности, самостоятельно выбирать и адаптировать программу, научно-методическую и музыкальную литературу, а также песенный репертуар, сценарии праздников для внеклассных музыкальных мероприятий, а также музыкальной грамотности.

4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

1

2

3




Введение. Характеристика учебного курса «Основы музыкального развития младших школьников»

Место учебного курса в профессиональной подготовке специалиста. Категориально понятийное поле учебного курса.

1

Общие вопросы музыкального развития детей младших школьников

Содержательные аспекты музыки как вида искусства. Функции музыкального искусства.
Из истории музыкального воспитания младших школьников. Основы теории и методики преподавания музыки в школе. Цель музыкального образования. Задачи предмета «Музыка» в начальной школе.

2

Психологические основы музыкального развития младших школьников

Методы и принципы музыкального воспитания детей, их характеристика. Структура музыкальности и развития музыкальных способностей детей.

3

Содержание музыкальной деятельности детей

Виды музыкальной деятельности детей и методика ее организации. Музыкальное восприятие как центральный вид музыкальной деятельности. Слушание музыки как самостоятельный вид деятельности. Хоровое пение в школе и методика формирования навыков выразительного исполнения. Игра на элементарных музыкальных инструментах и методика руководства этой деятельностью. Музыкально – творческая деятельность - импровизация детей.

4

Формы организации музыкальной деятельности младших школьников

Урок музыки как основная форма музыкального обучения и воспитания детей.
Типы уроков музыки. Краткая характеристика школьных программ по музыке. Тематизм программы «Музыка», разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского.

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачетных единиц для студентов сокращенного срока обучения



Вид учебной работы

Трудоемкость часов

3 семестр

Всего

Общая трудоемкость

144

144

Переаттестация

36

36

Аудиторная работа

10

10

Лекция

4

4

Практические занятия

6

6

Лабораторная работа

-

-

Самостоятельная работа:

самостоятельное изучение разделов

самоподготовка

подготовка к практическим занятиям

повторение лекционного материала и материала учебников


89

20

19



30

20


89

20

19



30

20


Подготовка и сдача экзамена

9

9

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость дисциплины 144 часа, 4 зачетных единицы для студентов полного срока обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость часов

8 семестр

Всего

Общая трудоемкость

144

144

Аудиторная работа

10

10

Лекция

4

4

Практические занятия

6

6

Лабораторная работа

-

-

Самостоятельная работа:

самостоятельное изучение разделов

самоподготовка

подготовка к практическим занятиям

повторение лекционного материала и материала учебников


125

20

35



35

35


125

20

35



35

35


Подготовка и сдача экзамена

9

9

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре

раз-


дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Вне-

ауд.


работа

СР


Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1


Введение. Характеристика учебного курса «Основы музыкального развития младших школьников»

Общие вопросы музыкального развития детей младших школьников



24

1

1

-

22
















2

Психологические основы музыкального развития младших школьников

24

1

1

-

22

3

Содержание музыкальной деятельности детей

24

1

2

-

22

4

Формы организации музыкальной деятельности младших школьников

26

1

2

-

23




Итого:

99

4

6

-

89

Разделы дисциплины, изучаемые в 8 семестре

раз-


дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Вне-

ауд.


работа

СР


Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1


Введение. Характеристика учебного курса «Основы музыкального развития младших школьников»

Общие вопросы музыкального развития детей младших школьников



33

1

1

-

31
















2

Психологические основы музыкального развития младших школьников

33

1

1

-

31

3

Содержание музыкальной деятельности детей

34

1

2

-

31

4

Формы организации музыкальной деятельности младших школьников

35

1

2

-

32




Итого:

135

4

6

-

125

4.3 Лабораторные работы отсутствуют.

4.4 Практические занятия (семинары)

занятия


раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

4

Развитие творческих навыков младших школьников на уроке музыки.

2

2

4

Составление фрагмента конспекта урока на основе музыкального произведения для слушания.

2

3

3

Основные этапы разучивания песни.

2



4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1

2

1

Связь музыки с литературой, изо, танцем театром, кино.

1

Специфические черты музыкального искусства.



2

Классификация методов эстетического воспитания и музыкального обучения.

2

Музыкальность и ее ведущие компоненты. Б.М.Теплов о структуре музыкальности и музыкальных способностях.



3

Хоровое пение как вид исполнительного искусства и его значение в музыкальном воспитании детей.

3

Педагогическая концепция Карла Орфра об использовании элементарных музыкальных инструментов.

4

Условия деятельности детей на уроке. Типы уроков музыки.

4

Музыкальная грамотность- основа музыкальной культуры.

Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре




раз-


дела

Наименование разделов



1

2




Введение. Характеристика учебного курса «Основы музыкального развития младших школьников»

1

Общие вопросы музыкального развития детей младших школьников

2

Психологические основы музыкального развития младших школьников

3

Содержание музыкальной деятельности детей

4

Формы организации музыкальной деятельности младших школьников


5 Образовательные технологии

В учебно-образовательном процессе используются: технология проектной деятельности, технология игры, технология художественной драматургии, искусствотерапевтическая технология.


5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номер

раздела


Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)



Используемая интерактивная образовательная технология

Количество

часов


4

ПР

Развитие творческих навыков младших школьников на уроке музыки.

2

3

ПР

Игра на элементарных музыкальных инструментах и методика руководства этой деятельностью.

2

Итого:

4


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.

Итоговой формой контроля знаний, умений, навыков является экзамен. Экзамен сдается по билетам.

Итоговой формой контроля по дисциплине является экзамен, который проводится по билетам. В билете три теоретических вопроса.

Оценка знаний студентов очной формы обучения проводится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически его излагает, свободно справляется с практическими заданиями и вопросами, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения;


  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями, выполняет практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

Тестовые задания для промежуточного контроля

1.Музыковед Б.В.Асафьев определял специфику музыкального искусства в его существовании в триединстве процессов:

а) создания композитором;

б) воспроизведения исполнителем;

в) …

2.Какие две функции музыки выделял психолог Б.М.Теплов:



а) …

б) изобразительная.

3.Допишите недостающий вид музыкальной деятельности младшего школьника:

а) …


б) пение;

в) музыкальная грамотность.

4.Что не относится к видам исполнительской музыкальной деятельности младшего школьника:

а) слушание музыки;

б) пение;

в) музыкально-ритмические движения;

г) игра на детских музыкальных инструментах.

5. Что не относится к специальным музыкальным способностям:

а) ладовое чувство;

б) творческое воображение;

в) чувство ритма;

г) эмоциональная отзывчивость на музыку.

6.Способность человека различать звуки, не имея эталона для сравнения, - это:

а) абсолютный слух;

б) гармонический слух;

в) звуковысотный слух;

г) мелодический слух.

7. Установите соответствие: автор системы музыкального восприятия детей - ведущий вид музыкальной деятельности:

а) Дмитрий Кабалевский;

б) Н. Леонтович;

в) Карл Орф;

г) Э. Жак-Далькроза;



  1. восприятие музыки через цвет;

  2. исполнительство (инструментальное);

  3. музыка и движение;

  4. творчество.

8. Правильное положение корпуса ребенка при пении:

певческая …

9. Основные певческие навыки младших школьников:

а) …


б) дикция;

в) дыхание;

г) звукообразование;

д) чистота интонации.

10. Виды музыкально-ритмической деятельности младших школьников:

а) музыкальные игры;

б) упражнения;

в) …


11. Основные типы уроков музыки:

а) введение в тему;

б) углубление темы;

в) …….


12 Установите соответствие:

1) группа струнных инструментов;

а) аккордеон;

2) группа духовных;

б) металлофон;

3) группа ударно-клавишных;

в) балалайка;

4) группа клавишно-языковых;

г) рояль;

5) группа ударных;

д) саксофон.


13. Взаимосвязь каких видов искусства являются основой педагогической системы Е Жак-Далькроза:

а) музыка;

б) …..

14. Цель музыкально-педагогической системы основа на:



а) развитии творческих способностей детей;

б)…….


15. Основная цель музыкального воспитания младших школьников:

а) развитие творческих способностей;

б)

Вопросы по дисциплине к экзамену

1. Что такое методика музыкального воспитания? (дать определение)


2. Принципы музыкальной эстетики.

3. Принципы музыкального образования

4. Перечислите функции музыкального искусства.
5. Цель музыкального образования.

6. Задачи музыкального образования.


7. Назвать дидактические принципы музыкального обучения Э.Б.Абдуллина.

8. Что называется методом музыкального образования.

9. Классификация общепедагогических методов.

10. Критерии отбора музыкального материала.

11. Назвать музыкальные знания.

12. Межпредметные связи музыкального образования.

13. Взаимосвязь с учебным процессом 1класс.

14. Взаимосвязь с учебным процессом 2класс.

15. Взаимосвязь с учебным процессом 3класс.

16. Восприятие музыки.

17. Задачи развития восприятия музыки.

18. Хоровое пение.

19. Особенности хорового пения.

20. Певческие задачи 1класс.

21. Певческие задачи 2класс.

22. Певческие задачи 3класс.

23. Певческие задачи 4класс.

24. Этапы разучивания песни.

25. Музыкально – ритмическое воспитание школьников.

26. Задачи музыкально – ритмической деятельности.

27. Принципы музыкально – ритмической деятельности.

28. Основные виды музыкально – ритмических движений.

29. Игра на музыкальных инструментах.

30. Назовите современные школьные программы по музыке и дайте им краткую характеристику.

31. Назовите типы уроков музыки.

32. Какие организационно-педагогические условия необходимы для проведения урока музыки?

33. В чем смысл технологии подготовки урока музыки?

34. Как возникает замысел урока музыки?

35. В чем суть творческой атмосферы на уроке музыки?

36. Дайте определение понятия "интеграция" в процессе школьного обучения.

37. Составьте план-конспект урока музыки.

38. Как проводится учет успеваемости школьников на уроках музыки?

39. В чем проявляется музыкальная одаренность ребенка?
40. Назовите виды музыкальной деятельности детей.
41. Как можно классифицировать методы музыкального воспитания в ряду различных форм общения с музыкой.
42. Определите место музыкального восприятия в ряду различных форм общения с музыкой.
43. Цель хорового воспитания младших школьников.
44. В чем суть творческой атмосферы на уроке музыки.
45. Назовите черты урока музыки как урок искусства.
46. Охарактеризуйте формы внеклассной музыкальной работы со школьниками.
47. Перечислите первичные жанры музыки.
48. Раскройте сущность эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
49. Назовите особенности внеурочной музыкальной деятельности школьников.

50. В чем различие между планом и конспектом урока музыки.

51. Какие две основные системы используются в развитии звуковысотного слуха детей и в чем заключается их суть.

52. Выбрав одно из программных произведений для слушания, составьте конспект фрагмента урока музыки. Предусмотрите ваши задания и вопросы к детям.

53. Каковы цель и задачи хорового пения в школе.

54. В чем суть охраны и гигиены детского голоса.

55. Какие детские инструменты можно использовать для аранжировки "Марша" С. Прокофьева из цикла "Детская музыка".

56. Как вы полагаете, что является целью вокальной импровизации на уроке музыки - выработка интонационного и ладового слуха или развитие творческой фантазии. Обоснуйте свое мнение.

57. Как вы понимаете основные мотивы творческого развития младших школьников на уроках музыки:

- импровизация как способ общения;

- как способ мышления;

- как способ обучения.

58. Подберите для импровизирования детьми несложные стихотворения с образно-эмоциональным выразительным содержанием из учебной программы по чтению.

59. Составьте план-конспект внеклассного музыкального мероприятия для детей младшего школьного возраста по выбранной вами теме.

60. С какими научными областями взаимодействует теория музыкального образования?

61. Назовите музыкально-педагогическое мастерство учителя.

62.Какие способности входят в понятие "музыкальность ребенка".

63.Дайте определение музыкального слуха.

64.Перечислите необходимые навыки и умения, осваиваемые на уроках музыки.

65. Какое значение придавалось музыке в гуманистической педагогике Возрождения.

66. Раскройте воспитательную функцию музыкального искусства во времена средневековья.

67. Проанализируйте значимость музыкального воспитания на Руси и в дореволюционной России на основе самобытного склада русской национальной культуры.

68. Проанализируйте основные положения концепции К. Орфа.

69. Проанализируйте основные положения концепции З. Кодая.

70. Перечислите основные тенденции развития музыкального образования на современном этапе.

71. Методологическая основа музыкально-эстетического развития школьников.

72. Назвать черты современного учителя.

73. Как вы понимаете цель и задачи музыкального образования школьников?

74. Как вы понимаете взаимосвязь задач музыкального образования?

75. Расскажите о составных компонентах музыкально-педагогического мастерства учителя музыки.

76. Что вы знаете о стилях отношения учителя музыки к ученикам?

77. Прокомментируйте с позиции учителя музыки понимание духовного общения педагога с ребенком как субъекта с субъектом.

78. Какие трудности встречаются в работе учителя музыки?

79. В чем заключается сущность теории музыкального образования?

80.Что такое музыкальная культура школьников?

81. С какими научными областями взаимодействует теория музыкального образования?

82.Вокально-хоровые навыки.

83.Особенности развития певческого голоса у младших школьников

84.Последовательность работы по слушанию музыки в начальных классах.

85.Содержание и приемы работы по слушанию музыки в начальной школе

86.Охарактеризуйте основы педагогической системы К. Орфа.

87.Обоснуйте основные методические подходы к организации музыкальной деятельности учеников начальных классов.

88.Раскройте роль праздников как особой формы организации детской музыкально-эстетической деятельности.

89.Обоснуйте значение музыки в жизни детей.

90.Перечислите цели, задачи музыкального воспитания учеников начальной школы.
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

- Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: - М.: Издательский центр «Академия»; 2001.–368с


- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия»; 2001.–416с.
- Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия»; 2001. – 232с.

7.2 Дополнительная литература

- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998.

- Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки — уроки творчества (развитие творчества младших школьников) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. трудов рам им. Гнесиных: Вып. 13.— М., 1994.

- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989.


- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке.–М.,1976.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 1999.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология М.: Владос, 1997.

- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебн.пособие для студентов высших учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000

- Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений и факультетов средних учебных заведений. - М.: Изд. Центр Академия, 2000.

- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. - Музыка в начальных классах: Методическое пособие / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.

- Нечаева О.С. Программа “Музыка. Интегративный курс для мл. школьников“: В 2 ч. – Серпухов, 1996.

- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально творческого саморазвития. – М., 1997.



7.3 Периодические издания

- «Искусство в школе» №2 М.,1994 г.

- «Искусство в школе»№4 М.,2000 г.

- «Искусство в школе» №3 М.,2000 г.

- «Искусство в школе» №6 М.,1999 г.

- «Музыка в школе» №1 М.,1991 г.

- «Музыка в школе» №4 М.,1990 г.

- «Музыка в школе» №2 М.,1990 г.

- «Музыка в школе» №1 М.,2000 г.

- «Музыка в школе» №3 М.,2000 г.


7.4 Интернет-ресурсы

- Электронный Федеральный портал «Российское образование» (http:// www//edu.ru);

- Российская Государственная библиотека (http: //www.rsl.ru)

- Российская Национальная библиотека (http: //www.nrl.ru)

- База данных ИНИОН (http:// www.inion.ru)

-Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО (http: gnpbu.ru);

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru);

7.5 Методические указания к практическим занятиям

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.) – проработку лекционного материала, работу с научной литературой при изучении разделов лекционного курса;

- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

- подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

- выполнение письменных контрольных работ;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний (тестирование, экзамен);

- работу в студенческих научных обществах, кружках и т.п.;

- участие в научной и научно-методической работе кафедр, факультетов и других учебно-научных подразделений вуза;

- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т.п.;

- другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые вузом, факультетом, кафедрой и органами студенческого самоуправления.

Самостоятельная работа в аудиторное время может включать выполнение самостоятельных и контрольных работ; работу со справочной и методической литературой; защиту выполненных работ; оперативный опрос; собеседование, деловые игры, доклады; тестирование и т.д.


7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

Игровые технологии вокально-хоровой работы, составление проектной деятельности музыкально-ритмических движений, презентация лекции слушания музыки.


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины


включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудийно-компьюторные классы, оборудованные мультимедийными средствами обучения. CD (МР3)_проигрыватель, фортепиано, диски с записями классической музыки зарубежных, русских, современных композиторов, программного школьного материала.

ЛИСТ

согласования рабочей программы
Направление подготовки1:_________Педагогическоеобразование_____

Шифр и наименование

Профиль подготовки2:_Начальное образование



Шифр и наименование

Дисциплина: __Основы музыкального развития школьника



Форма обучения: ___________________заочная____________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год __2011-2012 гг.__________


РЕКОМЕНДОВАНА на заседании кафедры ________________________________

наименование кафедры

протокол N ____от "___" __________ 20__г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

__________________________________________________________________



наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

____________________________ ___________ ___________________ _______

должность подпись расшифровка подписи

ОДОБРЕНА на заседании методической комиссии, протокол № ___ от "___" ____20__ г.",


Председатель методической комиссии по направлению подготовки

_______________________________________________________________________



шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой3___________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

...................................................................................................................................................................................................................................................

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

_______________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Начальник УМУ ___________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата



Рабочая программа зарегистрирована в УСИТО под учетным номером ____ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УСИТО __________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__/20__ уч.г.






Внесенные изменения на 20__/20__ учебный год
Утверждаю

Проректор по учебно-методической работе



(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________200… г



В рабочую программу вносятся следующие изменения:



  1. …………………………………..;

  2. …………………………………..;

  3. ……………………………………

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________________________________________________________ (дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ ___________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Дополнения и изменения внесены в базу данных рабочих программ дисциплин
Начальник УСИТО ____________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата



1


2


3