Рабочая программа учебной дисциплины актуальные проблемы методологии истории искусств «История искусств» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины методика преподавания истории... 2 356.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 281.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Международная безопасность... 1 267.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы международного... 2 409.95kb.
Рабочая программа дисциплины В. 3 02 История искусств для 261400... 2 550.63kb.
Программа учебной дисциплины «актуальные проблемы развития ес» 1 172.28kb.
Программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной... 1 521.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы международного... 1 348.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины История новейшего времени стран... 2 1202.48kb.
Программа дисциплины «История искусств» 2 521.65kb.
Научный совет по комплексной проблеме история мировой культуры 20 7498.19kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины актуальные проблемы методологии истории искусств - страница №1/1


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования

Актуальные проблемы методологии истории искусств

Разработали:

Алексеева Г.В.,

Крыловская И.И.

Идентификационный номер: УМКД. 8(15) – 035400.68 – М 2.Б.2 - 2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения

Лист из






лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Актуальные проблемы методологии истории искусств
«История искусств» — 035400.68 «История искусств»
Форма подготовки - очная

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _1-2___ семестр _2-3____

лекции _36_ (час.)

практические занятия_36___час.

семинарские занятия____час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__72____ (час.)

самостоятельная работа _72_____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ___2______ семестр

экзамен_3_______семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании

кафедры_культурологии и искусствоведения__________«__21__» _апреля____2012____г.

Заведующая  кафедрой___________________Алексеева Г.В.____21 апреля______ 2012____г.

Составители :_д.иск., профессор Алексеева Г.В., к.иск., доцент Крыловская И.И.___
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____

Заведующий кафедрой _______________________ ____________

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



АННОТАЦИЯ

Настоящая рабочая программа основана на примерных программах дисциплин: «Методология истории искусства» для специальности 020900 «Искусствоведение» (Авт.-сост. С.С.Ванеян. – М., 2002) и «Историография и методология истории искусства» для направления 031500.68 «Искусствоведение» (история искусств) (Авторы-составители Т.М. Степанская и Л.И. Нехвядович. – Барнаул, 2009).

Курс «Актуальные проблемы методологии истории искусств» входит в базовую часть профессионального цикла (М.2.Б.2). Предусматривает проведение лекционных, практических (семинарских) занятий и предназначен для изучения студентами-магистрами 1-2 курса направления 035400.68 «История искусств». Непосредственно связанный с такими дисциплинами, как «Философия и методология науки», «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства», «Проблемы истории, социологии и психологии искусства», «Направления и школы отечественного искусствознания (историография)», «Направления и школы зарубежного искусствознания (историография)», «Методологические проблемы изучения раннехристианского и византийского искусства», данный курс призван способствовать всесторонней и углублённой профессиональной подготовке магистра-искусствоведа.

Цель освоения дисциплины - систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день.

Задачи освоения дисциплины:
- изучить процесс и основные этапы возникновения и развития

научных знаний об искусстве;

- познакомить с методологией истории искусства и

искусствоведения;

- дать представление о системе взаимосвязей между теорией и

методами научного познания истории искусства;

- научить применять научные методы в искусствоведческом

исследовании;

- изучение современных методологических концепций и подходов в изучении произведений искусства и явлений в художественной культуре прошлого и настоящего.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать

- современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по истории искусства;

- важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте;

- современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия;

- и понимать место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания;

- и понимать сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке;



уметь

- применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе;

- использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ;

- анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства;

- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение;

- применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры;

- готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти;

владеть

- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами.;

- методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности;

- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;

- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

-навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций;

- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способностью к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками (ОК-4);

- быть готовым к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции и способен к принятию нестандартных решений для разрешения проблемных ситуаций (ОК-6);

- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-9);

- способностью применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

- способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знаний в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства в системе гуманитарного знания, взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

- способностью к инновационной деятельности, умением ставить ирешать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ОК-13);

- способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ОК-14);

- способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-1);

- способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

- знанием современных научных стратегий и методологических принципов, применяемых в исследованиях по истории искусства (ПК-3);

- способностью использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);

- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5);

- владением навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-6);

- умением анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК-7);

- способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8);

- способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9);

- умением организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10);

- способностью к подготовке аналитической информации (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11);

- способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12);

- способностью к осоуществлению историко-культурных, краеведческих функций, в том числе, по сохранению, изучению, пропаганде хъудожественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы) (ПК-13);

- способностью к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, в том числе, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, пропагандой художественного наследия в деятельности информционно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14).

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4_ зачётные единицы _144___ часа.


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ- 36 Ч.

Предусмотрено 6 часов аудиторных занятий с использованием технологий активного обучения. Рекомендуемые темы: 13, 22, 24. На лекционных занятиях по данным темам используются демонстрационные методы, видеодемонстрации, презентации.



МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

Раздел I. Введение- 2 ч.

Тема 1. Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии истории искусства- 2 ч.

Раздел II. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания)- 12 ч.

Тема 1. Первоначальный период (Античность и Средние века)-2 ч.

Тема 2. Эпоха Возрождения и Вазари- 2 ч.

Тема 3. Барокко и классицизм в истории искусствознания-2 ч.

Тема 4. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)-2 ч.

Тема 5. Искусствознание в пределах всеобщей истории -2 ч.

Тема 6. История искусства как самостоятельная наука – 2 ч.

Раздел III.Искусствоведческая мысль в русской культуре XVIIXIX вв.- 4 часа.

Тема 1. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв.-2 ч.

Записка Симеона Полоцкого царю об иконописании: формулировка новых художественных принципов. «Сочинение об искусстве» Иосифа Владимирова (1665-1666) и «Слово к люботщательному иконного писания» Симона Ушакова (1666-1667) – первые русские сочинения по теории искусства.

Записки Я.фон Штелина – первая попытка создания истории русского искусства.

Тема 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в.-2 ч.
МОДУЛЬ 2. ТЕОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИСКУССТВОЗНАНИЯ.

Раздел IV. «Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество) – 2 ч.

Тема 1. Источниковедческие аспекты истории искусства-2 ч.

Раздел V. Анализ формы (морфология искусства).- 6 часов.

Тема 1. Формально-стилистический метод- 2 ч.

Тема 2. Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма- 2 ч.

Тема 3. Структурный анализ в искусствознании- 2 ч.

Раздел VI. Семантический подход- 6 часов.

Тема 1. Иконография-2 ч.

Тема 2. Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии).- 2 ч.

Тема 3. Семиотика в искусствознании- 2 ч.

Раздел VIII. Междисциплинарные тенденции (обзор) – 2ч.

Тема 1. Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации – 2 ч.

Раздел IX. Заключение- 2ч.

Тема 1. Структура художественного творения и структура смысловых контекстов – 2 ч.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ- 36 Ч.

Предусмотрено 18 часов аудиторных занятий с использованием технологий активного обучения. Рекомендуемые темы: 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12,



13. На практических занятиях по данным темам используются методы комментированного чтения, обсуждения, видеодемонстрации, презентации.

Раздел II. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания)- 14 ч.

Практическое занятие 1. Первоначальный период (Античность и Средние века)- 2 ч.

Ксенократ Афинский (4 в. до н.э.) – отец истории искусства. Античный экфрасис. Плиний Ст. (23-79): история искусства как история становления,

расцвета и упадка. Образ «золотого века» искусства (идеальное состояние в определенную эпоху). Витрувий и «витрувианская триада». Теофил (Рогер Хельмаршаузен) и его книга «О различении искусств» (ок. 1100). Фома Аквинский (1225-1275): творчество как подобие творению и как познание.

Практическое занятие 2. Эпоха Возрождения и Вазари- 2 ч.

Джорджо Вазари (1511-1574). История искусства как история художников. Проблема жанра «Жизнеописаний…» (1550): сборник литературных биографий или историческое исследование (секуляризированный житийный жанр).



Практическое занятие 3. Последователи Вазари и начало истории искусства в странах северной Европы. - 2 ч.

Практическое занятие 4. Барокко и классицизм в истории искусствознания- 2 ч.

Роже де Пиль (1635-1709). «Краткое жизнеописание живописцев с рассуждениями об их творениях» (1699). «Весы живописные» (1708).



Практическое занятие 5. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)- 2 ч.

Жизнь и творчество И.-И. Винкельмана (1717-1768). Г.Э. Лессинг (1729-1781). «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766).



Практическое занятие 6. Эпоха просвещения в истории искусства- 2 ч.

Практическое занятие 7. Позитивизм и культурно- историческая школа в истории искусства – 2 ч.

Раздел III. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVIIXIX вв.- 4 ч.

Практическое занятие 8. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв.- 2 ч.

Практическое занятие 9. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в.- 2 ч.

Раздел IV. «Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество)- 2 ч.

Практическое занятие 10. История знаточества- 2 ч.

Раздел V. Анализ формы (морфология искусства)- 8 ч.

Практическое занятие 11. Формально-стилистический метод Г. Вёльфлина- 2 ч.

Практическое занятие 12. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики – 2 ч.

Практическое занятие 13. Концепции А.Ригля и М.Дворжака- 2 ч.

Практическое занятие 14. Традиция структурализма в отечественной науке об искусстве (Алпатов, Брунов) – 2 ч.

Раздел VI. Семантический подход – 6 ч.

Практическое занятие 15. Отечественная иконографическая школа- 2 ч.

Практическое занятие 16. Иконология Э.Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) – 2 ч.

Практическое занятие 17. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский – 2 ч.

Раздел VI. Художественная критика- 2 ч.

Практическое занятие 18. Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма)- 2 ч.
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях. В 1-м семестре предусмотрено проведение 4-х семинарских занятий. Участие в каждом из них – условие получения зачёта. В течение 2-го семестра предусмотрено 9 семинарских занятий, участие в которых определяет допуск к экзамену.



Вопросы к зачёту

1. Методология в системе искусствоведческого знания.

2.Науковедческие проблемы искусствознания.

3.Античные представления об искусстве. Античный экфрасис.

4.Представление об искусстве в Средние века.

5.Литература об искусстве в эпоху Возрождения.

6.Джорджо Вазари и последующая традиция.

7.Начало истории искусства на Севере (ван Мандер, фон Зандрарт и др.).

8.Эпоха барокко в истории науки об искусстве.

9.Эпоха Просвещения и Винкельман.

10.Гёте, Лессинг и романтизм в истории искусствознания.

11.Гегель и берлинская школа истории искусства.

12.Позитивизм и культурно-историческое направление.

13.Якоб Буркхардт.

14.История искусства как самостоятельная наука.

Вопросы к экзамену

1. Экфрасис и периэгеза как формы описания произведения искусства в период античности и средние века.

2.Метод и жизнеописаний в эпоху Возрождения (Юг и Север Европы).

3.Дж.Вазари как писатель и историк искусства (по статье А.Эфроса).

4.Методологические подходы в трактовке истории искусства в работах периода барокко и классицизма (Ломаццо, Беллори, Фелибьен, Роже де Писль).

5.Винкельман и начало истории искусства как науки.

6. Книга Г.Э.Лессинга «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» в истории науки и критики.

7.Культурно-исторический метод: условность понятия и философские корни (Гегель).

8. Позитивизм и культурно-историческая школа в истории искусств (И.Тэн. Э.Фромантен, Я.Буркхардт, Г.Земпер, Э.Виолле-ле-Дюк).

9. Методы первичной обработки художественных памятников (знаочество).

10.История знаточества (братья Буассере, Дж.Морелли, деятельность Дж.А.Кроу и Дж. Б.Кавальказелле, Б.Беренсон, А.Вентури, В.фон Боде и М.Фриндлендлер).

11.Структурный анализ в искусствознании. Традиции Пражского лингвистического кружка, вклад французских «структуралистов» (К.Леви-Стросс, Р.Барт, М.Фуко, де Соссюр).

12. Структуралистская концепция Я.Мукаржовского.

13.Структурный анализ в работах Х.Зедльмайра.

14.Иконографический метод как первичная форма смыслового подхода к искусству. Структура канона в религиозном искусстве.

15. Иконографический подход в изучении древнерусского искусства (А.Грабарь, А.Уваров, Ф.Буслаев, Н.Кондаков, Н.Покровский).

16. Соединение иконологического неоплатонизма и аристотелевского номинализма в в работах Э.Гомбриха.

17.Герменевтика как современная форма содержательного подхода в изучении искусства.

18.Иконологический метод Э.Панофского.

19.Формирование методов структурного анализа в трудах представителей «Венской школы».

20.Синтез идей в методологии венской школы (Г.Зедльмайр).

21.Концепция «художественной воли» А.Ригля.

22. Проблемы стиля и формы в работах А.Гомбриха и К.Фидлера.

23.Формально-стилисический метод Г.Вёльфлина.

24. Теоретические основы формально-стилистического метода (морфология искусства).

25. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики (Шмарзов, Пиндер, Гантнер, Воррингер и др.).

26.Традиции французского и английского формализма (Фор, Фосийон, Р.Фрай, К.Белл и др.).

27. М.Дворжак: история искусства как история духа.

28. Семиотика в искусствознании. Основные понятия семиотики, структура семиотического знания.

29. Семиотический метод в трудах Ю.Лотмана и Б.Успенского.

30. Ж.Деррида и его книга «Правда живописи».

31. Деконструктивизм как метод критического анализа.

32. Феминистское искусствознание Г.Поллок.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература


  1. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века: Учебное пособие для вузов — М.: Академический Проект, 2008. — 768 с.

  2. 8.Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве/Пер. с ит. А.А.Губера, В.П.Зубова; Под. Ред. А.К.Дживелегова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 224 с.

  3. Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения/ пер. с англ. Н.Г.Лебедевой, Н.А.Осминской. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. – 432 с.

  4. Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.


Дополнительная литература

Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии истории искусства

  1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр./ Послесл.и общ. ред. Ц.Г.Арзаканяна. - М.: Прогресс – Культура, 1994. – 528 с.

  2. Богаевский Б.Л. Задачи искусствознания//Задачи и методы изучения искусств. - Пг.: Academia, 1924. – С.9 – 61.

  3. Гилберт К., Кун Г. История эстетики / Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. – 684 с.

  4. Гращенков В.Н., Ванеян С.С. История искусства// Историческая наука в Московском университете. 1755─2004. М: Изд-во МГУ, 2004. С. 550─580.

  5. Лебедев С.А. Философия науки : учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2011. – 288 с.

  6. Лекции по истории эстетики. Кн. 1-4.- Л.: Изд. ЛГУ, 1973-1980.

  7. Недович Д.С. Задачи искусствоведения: Вопросы теории пространственных искусств. - М.: Гос. Академия худож.наук, 1927. – 93 с.

  8. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория искусства: учеб. пособие. – М.: МУМ 2008. – 358 с.

  9. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства. - М.: Алетейя, 2003. – 400 с.

  10. Романов Н.И. Введение в историю искусства. - М., 1915 (1917).

  11. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Экзамен, 2005. – 528 с.

  12. Хрусталев Ю. М. История и философия науки: Учебное пособие. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2009. - 476 стр.

  13. Энгельмейер П. Теория творчества. - М.: Терра - Книжный клуб, 2009. - 256 с.

История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания

1.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. – 591 с.

2.Буркхардт Я. Рубенс/ Пер. с нем. Стребловой И.; Примеч. Лепорка А. - СПб.: Академический проект, 2001г. - 240 с. 

3.Буслаев Ф.И. Задачи эстетической критики//Буслаев Ф. Мои досуги. – М.: Русская книга, 2003.(608 с.) - С. 291-407.

4.Винкельман И.И. История искусства древности/ Перев. с издания 1763 г. С. Шаровой и Г. Янчевецкого (1890г.); Примеч. проф. А. А. Сидорова и С. И. Радцига. - М.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ, 1933. - 432с. 

5.Гёте И.-В. Об искусстве. - М.: Наука, 1975. - 337 с.

6.Дидро Д. Об искусстве. В 2 т. - Л.-М.: Искусство 1936.

7.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб., 1914. – 206 с.; СПб.: Аксиома, 1996. - 230 с.

8.Земпер Г. Практическая эстетика/ Пер. с нем. - М.: Искусство, 1970. – 320 с.

2.Вельфлин  Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. – 284 с.

3.История европейского искусствознания. Ч. 1: От Античности до конца XVII в. /Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 436 с.

4.История европейского искусствознания. Ч. 2: Первая половина XIX в./Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Наука, 1965. – 472 с.

5.История европейского искусствознания. Ч. 3: Вторая половина XIX в./Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Наука, 1966. – 332 с.

6.История европейского искусствознания. Ч.4:Вторая половина XIX века - начало XX века. Книга 1/ Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой. - М.: Наука, 1969. - 472 с.

7.История европейского искусствознания.Ч.4: Вторая половина XIX века - начало XX века. Книга 2/ Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н.Ливановой.- М.: Наука, 1969. - 296 с.

8.Куглер Ф. Руководство к истории искусства. В 2 т. – М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1869. - 1304с. 

9.Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М.: Гос.изд-во худож. лит-ры, 1953. – 623 с.

10.Михайлов А.В. Языки культуры: Язык. Семиотика. Культура. - М.: Языки Русской Культуры, 1997. - 912 с.



11.Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

12.Тэн И. Философия искусства/ Пер.с французского Н.Соболевского. - М.: Изогиз, 1933, 1996. - 360 с.



Искусствоведческая мысль в русской культуре XVIIXIX вв.

1.Верещагина А.Г. Критика и искусство: очерки истории русской художественной критики середины XVIII – первой трети XIX века. – М.: Прогресс – Традиция, 2004. – 744 с.

2.Верещагина А.Г., Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная

критика второй половины XIX века. Очерки. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 280 с.

3.Вздорнов Т.А. Истории открытия и изучения русской средневековой

живописи XIX век. - М.: Искусство, 1986. – 382 с. 

4.Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства /Сост. И.А.Лаврухина. – СПб.: Летний сад, 2001. - 273 с.

5.Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов. М.: Изд-во Моск. гос. горн. ун-та, 2000. – 88 с.

6.Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и

Древней Руси. 1920-1930 годы. По Материалам архивов. - М.: Изд. Академии горных наук, 2000. - 440с.

7.Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала ХХ

в. Сборник документов. - М.: Гос. науч.-исслед. Инст. Реставрации, 1997. – 400 с.

8.Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – СПб., 1991.- 125 с.

9.Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – Новосибирск: Инфо-Арт, 1991.- 111 с.

10.Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв.: Антология/

Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.- 400 с.

11.Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб. : Мифрил : Рус. кн., 1993. - 365 с.

12.Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2-х тт./ Сост., пер. с нем., вступ. статья, предисловия к разделам и примеч. К.В. Малиновского. - М.: Искусство, 1990. - 446+246с.

«Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество)

1.Бернсон Б. Основы художественного распознавания//София. – М., 1914. - № 1. – С.40 – 69.

2.Виппер Б.Р. К проблеме атрибуции// Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - с. 541-560 (592 с.). 

3.Гращенков В.Н. Макс Фридлендер - знаток, историк искусства, писатель.: //Музеи: Художественные собрания СССР. - М., 1986. – Вып. VI. - с. 29-82.

4.Кузнецов Ю. Загадки «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. Л.: искусство, 1970. – 90 с.

5.Лазарев В. О знаточестве и методике атрибуции // Искусствознание. – М., 1998. - № 1. - С. 43-59.

6.Левинсон-Лессинг В.Ф. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века// Музеи:. Художественные собрания СССР. - М., 1988. – Вып. IX. - с. 252-257.

7.Либман М.Я., Островский Г.С. Поддельные шедевры. - М.: Советский художник, 1966. – 112 с.

8.Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л.: Искусство, 1980. – 248 с. (с. 5-38)

9.Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. - М.: Радуга, 1984. – 370 с.

10.Немилова И.С. Загадки старых картин. - М.: Изобразительное искусство,1989. – 352 с.

11.Сидоров А.А. Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 240с.

12.Фридлендер М. Знаток искусства//Перевод В.Блоха.; Под ред. Б.Виппера. - М.:ДЕЛЬФИН, 1923. - 45с.

13.Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве// Пер. с нем. М. Ю. Кореневой. – СПб. : Наследников, 2001. – 205 с.

14.Фридлендер М. Подлинник и подделка. – Берлин: Петрополис, 1929. – 110 с.

15.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук//Пер. с фр. В. П.

Визгина, Н. С. Автономовой; Вступительная статья Н. С. Автономовой. -

СПб.: A-cad, 1994. – 403 с. – [Электронный ресурс]. – Доступно из URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova/index.php.



Анализ формы (морфология искусства).Формально-стилистический метод

1.Аронов В.Р. «Конкретная эстетика» А.Гильдебранда в художественной культуре рубежа XIX-ХХ веков //Эстетика и жизнь. Вып.7. – М., 1982. - С.226 – 253.

2.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями//Пер.с англ. Н. А. Белоусовой. М.:Искусство,1973. – 222 с.

3.Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения.- М.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935.- 80 с.

4.Бринкман А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. – 296 с.

5.Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса//


Пер. Л.И.Некрасовой и В.В.Павлова; Ред. перевода Павлов В.В.; Вступ. ст. Л.И.Ремпеля.-Л.: ИЗОГИЗ,1934. – 392 с. 
6.Вёльфлин Г. Истолкование искусства //Пер. с нем. – М., 1922. – 37 с.

7.Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве //Пер. с нем. А. А. Франковского; Вступ. ст. Р.Пельше. М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

8.Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко// Пер. Е. Г. Лундберга под ред. E. H. Козиной. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.

9.Виппер Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля //Творчество.- 1962. – 9. – С.25 – 28.

10.Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей). - Казань: Татгосиздат, 1922. - 168с.

11.Гершензон-Чегодаева Н.М. Теории развития искусства в западноевропейском искусствознании 1900-1940 гг.//Современное искусствознание за рубежом. – М., 1964. – С.40 – 61.

12.Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве// Пер.  Н. Розенфельд, В. Фаворский. – М.: Логос, 2011. – 144 с.

13.Дворжак М. История искусства как история духа// Пер. с нем. - СПб.: Акад. проект, 2001. - 332 с. 

14.Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций / Пер. с нем. — Т. 1—2. — М: Искусство, 1978.

15.Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. М.-Л., 1934) / Перевод А.А. и В.С.Сидоровых; Общ. ред. и вступ. ст. И.Маца; Примеч. проф. А.А.Сидорова. – М. - Л.: ОГИЗ - Изогиз, 1934. - 270 с. 

16.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. – 405 с.

17.Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч.1: Теория. – М.: Изд-во М.и С.Сабашниковых,1920. – 171 с.

18.Лазарев В. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство.- М.: Изд-во А.Г.Миронова, 1922. – 160 с.

19.Раппапорт, А. Г., Сомов, Г. Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и метода. – М.: Изд-во Стройиздат, 1990. – 344 с.

20.Фор Э. Дух форм  / Пер. с франц. и послесл. А.В. Шестакова — СПб.: Machina, Axioma, 2001. — 224 с.

21.Фосийон А. Жизнь форм. - М.: Московская коллекция, 1995. — 132 с.

22.Чечот И.Д.Проблема классического искусства и барокко в работах Г.Вёльфлина о художниках XVII и ХIХ вв.// Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Межвуз.сб. Вып.2: Проблемы искусствознания и художественной критики. – Л., 1982. – С.51 – 108.

23.Шапиро М. Стиль//Советское искусствознание. Вып.24. – М., 1988. – С.385- 425.



Структурный анализ в искусствознании

1.Бибихин В.В. Ганс Зедльмайр: искусство видеть// Бибихин В.В. Новый ренессанс.- М.: МАИК Наука, Прогресс-Традиция, 1998. - с. 60-126 (496 с.).

2.Ванеян С.С. Между гештальтом и теофанией. Структурный анализ и история духа в творчестве Ханса Зедльмайра//Искусствознание. – 1999. - № 1. - С. 506-552.

3.Ванеян С.С. Пустующий трон.- М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 354 с.

4.Граблева А.Н. Феноменологическая эстетика Ганса Зедльмайра// Современная буржуазная эстетика. Критические очерки. - М.: Мысль, 1978. - С. 165-192 (301 с.).

5.Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. (Критический анализ). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 175 с. 

6.Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства/ Пер. Ю.Н. Попова. - Спб.: Аксиома, 2000. — 272 с.

7.Зись А.Я. Методологические искания в западноевропейском искусствознании. – М.: Искусство, 1984. – 238с.

8.Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. – М.: ГИТИС, 1995. – 296с.

9.Тасалов В.И. Ганс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 50-х-70-х гг. // Искусствознание Запада об искусстве ХХ в. - М.: Наука, 1988. - С.43-71 (172 с.).

10.Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. - М.: Искусство, 1970. – 224 с.

Семиотика в искусствознании.

1.Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с.

2.Даниэль С.И. Картина классической эпохи. - Л.: Искусство, 1986. – 199 с.

3.Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М.Даниэля, сост. Р. Г. Григорьва.  - Спб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

4.Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. – 606 с.

5.Семиотика / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Радуга, 1983. – 640 с.

6. Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. – 368 с.

7.Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

8.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Перевод В. П. Визгина, Н. С. Автономова. -  СПб.: A-cad, 1994. – 408 с.

9.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник; Ред. М. Г. Ермакова. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.



Семантический подход

Иконография

1.Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. Сочинения. Т. 1. - СПб., 1908.

2.Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век.- М.: Искусство, 1986. – 384 с.

3.Вздорнов Г. И. Научная проза В.Н. Лазарева// Искусствознание. –М., 1998. - № 1. - С. 35-42.

4.Гращенков В.Н. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие // Искусствознание. - М., 1998. - № 1. - С. 7-34.

5.Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2 т.- СПб..: типография императорской академии наук, 1914-1915. – Т.1 (1914)387 с.; Т.2(1915) 452 с.

6. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. - СПб.: Алетея, 2000. – 192 с.

7.Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России: Ф.И.Буслаев и Н.П.Кондаков (методы, идеи, теории). - М.: Изд-во МГУ, 1985. – 407 с.

8.Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2 т. - М.: Искусство, 1986.- Доступно из URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-7023.html

9.Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков//Лазарев В.Н. Византийская живопись. - М.: Наука, 1971. - С. 7-19.

10.Лазарев В.Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства// Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. - М.: Наука, 1970. – 344 с.

11.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства.- СПб., 1894.

12.Райт Дж.Э. Библейская археология.- СПб.: изд-во «Олега Абыщко», 2003. – 265 с.

13.Уваров А.С. Христианская символика.- СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с.

14.Щекотов Н.М. Иконопись как искусство. По поводу собрания икон И. С. Остроухова и С. П. Рябушинского// Русская икона. Сб. 2. - СПб., 1914, с. 115-142 (там же, с. 143-149: Л.Мацулевич. Ответ Щекотову).

15.Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 312 с. 



Иконология

16.Бялостоцкий Я. «Польский всадник» Рембрандта// Классическое искусство Запада. - М.: Наука, 1973. - С. 211-226.

17.Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии// Советское искусствознание. Вып. 25. - М.: Советский художник,1989. - С. 275-305.

18.Гращенков В. «Свод небесный». О сакральном символизме ренессансного храма и его монументальной декорации// Вопросы искусствознания. Вып. 4/94. - М.: Квазар, 1994. -  С. 231-267.

19.Гращенков В.Н. Эрнст Гомбрих – историк и теоретик искусства, исследователь и скептик// Советское искусствознание. Вып. 25. - М.: Советский художник, 1989. - С. 268-274.

20.Либман М.Я. Иконология// Современное искусствознание за рубежом. Очерки. - М., 1964. - С. 62-76.

21.Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика// Богословие в культуре средневековья. - Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - С. 49-78.

22.Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса// Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по

истории искусства/ Пер. с английского В.В. Симонова под ред. А.К. Лепорка. - СПб.: Академический проект, 1999г. – С.43-73.

23.Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика/ Пер. с нем. И. Хмелевских, Е.Козиной; пер. с англ. Л.Житковой. - - СПБ.: «Азбука-классика», 2004. – 336 с.

24.Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада.- СПБ.: Азбука-классика, 2006. – 632 с.

25.Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства / Пер. с английского В.В. Симонова под ред. А.К. Лепорка. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 c.

26.Рубцов Н.Н. Иконология: история, теория, практика. - М.: Наука, 1990. – 158 с.

27.Соколов М.Н. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э.Панофского)// Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки/ Под ред. А. Д. Чегодаева. - М.: Наука, 1977. - с. 227-249 (288 с.).

28.Соколов М.Н. Вечный ренессанс. О морфологии культуры Возрождения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. – 384 с.

29.Соколов М.Н. Об особенностях иконографии жанровых изображений в западноевропейском искусстве XVI-XVII веков// Советское искусствознание. Вып. 2. - М.: Советский художник, 1979. - С. 122-139.

30.Соколов М.Н. Природа торжествующая. Иконология бытовых образов Возрождения и Барокко. - М.: НИИ теории и истории искусств Российской Академии художеств, 1993. – 268 с.
31.Соколов М.Н. Христос у подножия мельницы-Фортуны. К интерпретации

одного пейзажно-жанрового мотива Питера Брейгеля Старшего// Искусство западной Европы и Византии. М.: Наука, 1978. - С. 132-156.

32.Тодоров Ц. Теории символа/ Пер. с франц. Б.Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 408 с.

Художественная критика

1.Александр Бенуа размышляет… М.: Советский художник, 1968. - 752с.

2.Бенуа А. Художественные письма. 1930-1936. Газета «Последние новости», Париж. -  М.: Галарт, 1997. - 408 с.

3.Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения/  Пер. с англ. - М.: Искусство, 1965. - 442с.

4.Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. - 422 с.

5.Бонфуа И. Невероятное: избранные эссе/ Пер. с франц. и комментарии М. Гринберга и Б. Дубина. - М.: Carte blanche, 1998.- 256 с.

6.Валерии П. Об искусстве/ Пер. с франц; Предисловие А.А. Вишневского. - М.: Искусство, 1993. - 508 с.

7.Вейдле В.В. Вечерний день. Отклики и очерки на западные темы.- Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952. - 222 с.

8.Вентури Л. От Мане до Лотрека/ Пер. с итал. Ц.И.Кин. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958г. - 352 с.  

9.Вентури Лионелло. От Мане до Лотрека.- СПб.: Азбука – классика, 2007. - 352с.

10.Вентури Л. Художники Нового времени. В 2-х т. Т.1. -  М.: Изд-во Иностранная литература, 1956.- 271 с.

11.Гроссман Л. Жанры художественной критики//Искусство. – М., 1925. - № 2. - С. 61-81.

12.Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-х – 1970-х годов. М.: Русское феноменологическое общество,  1997.

13.Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. - М.: Искусство, 1990. – 367 с.

14.Ли Вернон. Италия. Genius Loci/Перевод Е.Урениус под редакцией и с предисловием П.Муратова.- М.: Книгоиздательство М. и С. Сабашниковых 1914. - 362 с. 

15.Мейер-Грефе Ю. Импрессионисты/ Пер. с нем. Г.Я.Звонкиной под ред. М.С.Сергеева. - М.: Типография П.П.Рябушинского. 1913. - 272с. 

16.Муратов П. Образы Италии. В 3-х томах (2-х книгах) / Ред., комментарии и послесловие В.Н.Гращенкова. - М.: Галарт, 1993 - 1994гг. - 328с.+ 464с.

17.Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя /Пер. с исп. и вступ. статья И. В. Ершовой, М. Б. Смирновой. - М.: Республика, 1997. - 352 с.

18.Ортега-и-Гассет Х. Эстетика Философия культуры/ Вступ. ст. Г. М. Фридлендера; Сост. В. Е. Багно.— М.: Искусство, 1991.— 588 с.

19.Патер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии /Пер. с послед. англ. изд. С.Г. Займовского.- М.: Изд-во «Проблемы эстетики», 1912. - 194с.

20.Пруст М. Памяти убитых церквей.- М.: Согласие, 1999. – 164 с.

21.Пунин Н.Н. Русское и советское искусство.- М.: Советский художник, 1976. - 240 с. 

22.Рёскин Д. Лекции об искусстве / Пер. с англ. П.Когана под ред. Е.Кононенко. – М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. -  319 с.

23.Рильке Р.-М. Флорентийский дневник/ Сост. В.Бакусев. – М.: Текст, 2001.- 224 с.

24.Розанов В.В. Среди художников. - М.: Республика, 1994. – 496 с.

25.Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. – 604 с.

26.Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. - М.: Советский художник, 1987. – 320 с. с.

27.Тугендхольд Я. Проблемы и характеристики: Сборник художественно-критических статей. - Пг.: Издание «Апполона», 1915. – 111 с.

28.Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 367 с.

29.Фишер Дж. Оценивание без наслаждения // Американская философия искусства. Антология. - Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. - С. 181-190.

30.Фромантен Э. Старые мастера/ Пер. с фр. Г.Кепинова; Вст. ст. и коммент. В.С.Турчина. - М.: Советский художник, 1966. - 360 с.

31.Элюар П. Письма к Гала / Пер. с франц. - М.: Сварог и К, 1999.- 597 с.

32.Эфрос А. Профили: Очерки о русских художниках.- СПб.: Азбука-классика, 2007. - 320 с.

Междисциплинарные тенденции (обзор)

Психологические подходы к искусству

1.Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике: Сб. статей. Вып. 3. - М.: Искусство,1972. - С. 110-155.

2.Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм/ пер. с анг. В.Л.Глазычева. - М.: Издание Стройиздат, 1984. – 193 с.

3.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974. – 180 с.

4.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства/ Перевод  Г. Е. Крейдлина. - М.: Прометей, 1994.- 352 с.

5.Вертгеймер М. Продуктивное мышление/ Пер. с англ.; Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П.Зинченко; Вступ. ст. В. П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

6.Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

7.Вундт В. Фантазия как основа искусства/ Перевод Л.А.Зандера; Под редакцией проф.А.П.Нечаева. - СПб.: Издание Товарищества М.О. Вольфа, 1914. - 146с.

8.Выготский Л.С. Психология искусства/ Коммент. Л.С. Выготского, Вяч.Вс. Иванова; Общ. ред. Вяч.Вс. Иванова. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

9.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию/ Пер. с англ.; Общ. ред. А.Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. -464с.

10.Грегори Р.Л. Глаз и мозг. - Л.: 1970. – 279 с.

11.Грегори Р.Л. Разумный глаз /Пер. с англ.- М.: Мир, 1972. - 216 с.

12.Даниэль С.М. Искусство видеть.- Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

13.Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. - М.: Искусство, 1972. - С. 61-109.

14.Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. - М.: Искусство, 1970. – 125 с.

15.Кречмер Э. Гениальные люди / Пер. с нем. Г.Ноткина. – СПб.: Академический проект, 1999. – 303 с.

16.Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Эксмо, 2003. – 416 с.

17.Крючкова В.А. Проблема изображения в трудах Эрнста Гомбриха // Проблема наследия в изобразительном искусстве. - М.: Искусство, 1984. - С. 235-267.

18.Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.- М.: Искусство, 1994. – 606 с.

19.Нордау М. Вырождение / Пер. с нем. и предисл. Р. И. Сементковского; Современные французы / Пер. с нем. А. В. Перелыгиной / Послесл. В. М. Толмачева.— М.: Республика, 1995.— 400 с.

20.Остер Дж., Гоулд П., Рисунок в психотерапии. - М.: Инф. центр психологич. культуры, 2001.- 184 с.

21.Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. - М.: Наука, 1980.- 288 с.

22.Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве.- М.: Наука, 1986.- 255 с.

23.Тарабукин Н. Проблемы пространства в живописи// Вопросы искусствознания. — 1994. — № 1. — С. 319—336. 

24.Фрейд З. Художник и фантазирование/ Пер. с нем. К. М. Долгова.; Под ред. Р. Ф. Додельцева. — М.: Республика, 1995. — 400 с.

25.Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа// Семиотика и искусствометрия/ Сост. и ред. Ю.М.Лотмана и В.М.Петрова. - М.: Мир, 1972. - С. 136-163.

26.Юнг К.-Г. Душа и миф/ Пер. с англ.- Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.- 384 с.

27.Юнг К.-Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству// Юнг К.-Г. Архетип и символ/ Сост. и вступ.ст. A.M. Руткевича. - М.: Ренессанс,1991. - С. 233-264 (304с.).

28.Юнг К.-Г., Франц М.Л., фон Хендерсон Д.Л. и др. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.

 Социологические аспекты искусства: проблема их анализа и интерпретации

1.Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем.. — М.: Республика, 2001. — 526 с. 

2.Беньямин В. Озарения. - М.: Мартис, 2000. – 376 с.

3.Гаузенштейн В. Искусство и общество / Пер. с нем. А. Ш. Мороз.- М.: Изд-во «Новая Москва», 1923. - 336 с.

4.Головин В.П. Мир художника раннего Возрождения. -  М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 288 с.

5.Иоффе И.И. Синтетическая история искусства. Введение в историю художественного мышления. -  Л.: ОГИЗ, Ленизогиз, 1933. - 568с. 

6.Федоров-Давыдов А.А. История и теория искусств. Выпуск 11: Русское искусство промышленного капитализма. - М.: Мосполиграф, 1929. - 246с.

7.Фриче В. Проблемы искусствоведения: Сборник статей по вопросам социологии искусства и литературы. - М.-Л.: Художественная литература, 1931. - 191с.

8.Фриче В. Социология искусства: Учебное пособие для вузов. - М. - Л.: Госиздат, 1930. - 205 с.

 Религиозные подходы

1.Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с франц. М.Розанова. — М.: Издательство «МИК», 1999. — 424 с. 

2.Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы/ Пер. с англ. Н.П. Локман.- М.: Алетейа, 1999. - 216 с. 

3.Булгаков С. Икона и иконопочитание. - М.: Русский путь, 1996.- 160 с.

4.Вейдле В.В. Умирание искусства. - СПб.: Axioma, 1996. - 336 с.

5.Иванов Вяч. Лики и личины России. Эстетика и литературная теория.- М.: Искусство, 1995. - 672 с. 

6.Петренко В.И. Богословие иконы. Протестантский взгляд. - М.: Библия для всех, 2000. - 190 с. 

7.Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. -  Новосибирск: Изд-во «Сибирь XXI век», 1991.— 112 с.

8.Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. – 366 с.

9.Христос и культура: избранные труды Рихарда и Райнхольда Нибуров. - М.: Юристъ, 1996. - 576 с.  

10.Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы. - М.: Изд-во «Христианская Россия», 1999. – 230 с.

11.Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. - М.: Изд-во «Алетея», 1999. – 248 с.



12.Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. - М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.

Интернет-ресурсы

  1. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2000-2001. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  2. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  3. История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-269-8, 1000 экз. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=244728

  4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2 т. - М.: Искусство, 1986.- Доступно из URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-7023.html