ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»
Историко-филологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета/директор института
___________________________
___________________________
(подпись, Ф.И.О. )
«_____»______________20_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина ____История средних веков______________________________
____________________________________________________________________________________________
(наименование)
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и обществознание ____________________________________________________________________________-
Квалификация (степень) выпускника
_____________________________________________________________________________________________
Кафедра _____всеобщей истории_______________________________________________________________
(название)
Курс ____2_______ семестр ______3,4_____ форма обучения _______________дневная___________________
Программа разработана
|
К.и.н., доцент Ларионов В.Л.
|
|
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)
|
Рецензенты
|
|
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
|
|
Йошкар-Ола
2012 г.
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
___________________________________
|
(назв. факультета/института, специальности)
|
|
(название кафедры)
|
протокол заседания №____ от
|
|
протокол заседания №___ от
|
«____»_____________ 20__г.
|
|
«____»_____________20__г.
|
|
|
|
(подпись, Ф.И.О. председателя)
|
|
(подпись, Ф.И.О. зав. кафедро,)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой __________________________________
________________________________________________________________________
(название кафедры)
протокол заседания №__ от «__»___________200__г ___________________________
(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)
-
Цели освоения дисциплины
Программа дисциплины «История средних веков» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и относится к вариативной части профессионального цикла по направлению 050100.62 Педагогическое образование.
Предлагаемый курс призван создать у студентов целостное восприятие истории как единой познавательной системы. Он преследует следующую цель –изучение исторических процессов и тенденций социально-экономического развития стран Европы, Азии и Америки от падения Западной Римской империи до конца середины XVII в.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- выявить соотношение формационного и цивилизационного подходов в изучении стран Западной Европы, Азии и Америки;
- выявить общее и особенное в истории и культуре европейских стран в период истории средних веков;
- проанализировать узловые проблемы истории средних веков изучения стран Европы, Азии и Америки в отечественной историографии;
В результате усвоения программы курса студент должен:
-
владеть системой знаний об основных этапах Новой истории стран Европы и США;
-
в рамках исследования соотношения формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Нового времени выявлять общие закономерности и особенности экономического, политического и культурного развития стран Европы и Америки;
-
знать важнейшие историографические проблемы истории стран Европы и Америки, овладеть методами решения исследовательских задач с различных теоретико-методологических позиций;
-
уметь самостоятельно работать с источниками и научной литературой;
-
уметь грамотно анализировать конкретные научные проблемы и отстаивать свою точку зрения на спорные исторические проблемы;
-
уметь связно и грамотно излагать материал перед аудиторией;
-
работать с научной литературой, уметь проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;
-
уметь работать с историческими картами;
-
иметь представление о теоретических разработках и новых методологических подходах к изучению основных проблем истории средних веков стран Европы, Азии и Америки;
-
владеть на практике понятийным и терминологическим материалом;
-
иметь представление о развитии материальной и духовной культуры народов; их повседневную жизнь, обычаи и традиции.
Формы работы студентов:
- лекции, в ходе которых рассматриваются основные теоретические вопросы исторического развития стран Европы, Азии и Америки в период истории средних веков;
- практические (семинарские) занятия, где осуществляется групповая форма работы при активном участии студентов. В процессе критического анализа источников и специальной литературы формируются историческое мышление, умение самостоятельно анализировать фактический материал, выявлять обусловленность исторических событий и явлений объективными и субъективными факторами на определенной территории;
- внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на самостоятельное изучение тем курса, не вынесенных на лекционные и семинарские занятия, а также предусматривающая знакомство и работу с новой научной литературой.
Виды контроля:
- текущий контроль: практические (семинарские) занятия, контрольные и самостоятельные работы, конспектирование научных статей и монографий, выступления с сообщениями и докладами и рефератами в течение семестра;
- итоговой контроль: экзамен в III, IV семестрах.
Результирующая оценка складывается из общей оценки работы студента на семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе, на экзамене.
-
Содержание.
Рабочая программа
-
Тематический план изучения учебной дисциплины…………………………..…7
-
Программа лекционных занятий………………………………………………..…13
-
Программа семинарских занятий…………………………………………………38
-
Методические рекомендации к выполнению практических занятий………….48
-
Программа самостоятельной работы…………………………………………….. 49
-
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ……52
-
Формы промежуточного и текущего контроля…………………………………..53
-
Перечень тем курсовых и дипломных работ……………………………………..54
-
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы……………….……….61
УММ
.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Данная дисциплина относится к Вариативной части Профессионального цикла Б.3. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО.
-
способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
-
готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
-
владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности (ОК-10);
-
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
В результате освоения дисциплины «Педагогика» студент должен обладать следующими
общепрофессиональными компетенциями:
-
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
в области педагогической деятельности:
-
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
4. Тематический план изучения учебной дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Форма контроля – экзамен, 3,4 семестр.
№ п/п раздела
|
№ п/п темы
|
Наименование
разделов и тем
|
Количество часов по
учебному плану
|
Всего
|
В том числе
|
Аудиторная нагрузка
|
Самостоятельная
работа
|
Лекции
|
Практические (семинарские) занятия
|
Лабораторные занятия
|
1
|
1
|
Кризис рабовладельческого строя и зарождение элементов феодализма в Римской империи. Кризис Поздней Римской империи и попытки выхода из него. Различные виды аренды. Патронат и коммендация. Эволюция колоната. Христианизация империи.
|
6
|
2
|
|
|
4
|
|
2
|
Общественный строй варваров. Хозяйственный строй варваров. Социально-экономическая структура. Эволюция общины. Формы землепользования и собственности на землю. Военная демократия.
|
18
|
2
|
6
|
|
10
|
|
3
|
Великое переселение народов и образование варварских королевств. Причины Великого переселения народов. Передвижение германских народов. Падение Римской империи. Образование варварских королевств.
|
18
|
4
|
4
|
|
10
|
|
4
|
Франкское государство Меровингов. Политическая история франков до V в. Завоевание Галлии франками. Хлодвиг. Общественный строй франков по данным «Салической правды».
Королевская власть и организация управления. Ослабление королевской власти в VI в
|
20
|
2
|
6
|
|
12
|
|
5
|
Франкское государство Каролингов. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. Ее результаты и значение. Правление Пипина Короткого. Образование папского государства. Завоевания Карла Великого и образование империи. Организация управления. Распад империи. Мифологизация образа императора.
Развитие феодальных отношений во Франкском государстве.
Крупная феодальная вотчина Каролингской эпохи
|
20
|
2
|
8
|
|
12
|
|
6
|
Германия, Италия IX-XI вв. Особенности процесса феодализации в Германии и Италии. Политическая раздробленность Италии. Образование священной Римской империи и «германской нации». Германия при саксонской династии. Внутренняя и внешняя политика Оттонов
|
16
|
2
|
4
|
|
10
|
|
7
|
Византия в VI-IX вв. Особенности исторического развития Восточной Римской империи. Экономика и аграрный строй. Государство и церковь. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана I.
Славянские вторжения. Кризис Византийской империи в VII в.
Аграрные отношения по данным «Земледельческого закона».
Византийская община в VII-VIII вв. Исаврийская династия. Иконоборческое движение. Восстание Фомы Славянина.
Византия во второй половине IX-XI вв. Македонская династия. Борьба с арабами. Русско-византийские отношения
|
22
|
4
|
6
|
|
12
|
|
8
|
Арабы в VI-XI вв. Домусульманская Аравия. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабские завоевания при первых халифах.
Халифат Омейядов. Халифат Аббасидов
|
16
|
2
|
4
|
|
10
|
|
9
|
Крестовые походы. Причины и цели крестовых походов. Основные участники. I крестовый поход, II и III крестовый походы. IV крестовый поход. Результаты и значение крестовых походов
|
24
|
4
|
6
|
|
14
|
|
10
|
Франция XI- XV вв.. Внутренняя колонизация. Города в XI-XIII вв. Политическая раздробленность. Начало и развитие процесса централизации. Государственное устройство в XIII вв. Альбигойские войны. Генеральные штаты. Столетняя война. Парижское восстание. Жакерия. Реформы Карла V. Налоговая и военные реформы Карла VII. Завершение политического объединения Франции во второй половине XV в. Людовик XI
|
22
|
4
|
6
|
|
12
|
|
11
|
Англия XI-XII вв. Нормандское завоевание Англии. Завершение процесса феодализации. Аграрный строй и положение крестьянства в XI-XII вв. Развитие городов. Социально-политическая история Англии в конце XI-XII вв. Внешняя политика
|
18
|
4
|
4
|
|
10
|
|
12
|
Англия в XIII веке. Экономическое положение. Политическое развитие. Великая хартия Вольностей. Баронская олигархия. Гражданская война 1263-1267 гг. Возникновение сословной монархии.
|
14
|
2
|
4
|
|
8
|
|
13
|
Германия в XI-XV вв. Социально-экономическое развитие. Немецкая экспансия на Восток. Итальянская политика германских императоров. Укрепление самостоятельности территориальных князей. Развитие городов, сельского хозяйства. Политическая история страны. Союзы городов и князей. Обострение политической борьбы в империи
|
12
|
2
|
2
|
|
8
|
|
14
|
Испания в XI-XV вв. Реконкиста. Объединение Кастилли с Арагоном и образование единого Испанского королевства.
|
16
|
2
|
2
|
|
12
|
следующая страница >>