Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса «Технология.» 1 68.51kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы Разработана в соответствии... 1 318.48kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 2 425.24kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VII 1 178.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и экономическая... 3 429.86kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса 1 199.9kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с 1 144.56kb.
Рабочая программа дисциплины В. 3 02 История искусств для 261400... 2 550.63kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами - страница №1/2

c:\users\user\desktop\новая папка (2)\001.jpgПояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»

Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ МО и Н РФ от 24.12.2010г.№ 2080

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 уч. год. СанПиН 2.4.2821-10

Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

На изучение курса отводится 105 часов, из расчета 3 часа в неделю. В связи с тем, что литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:


  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В Программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

«Рабочая программа курса литературы в 10 классе» включает в себя не только перечень выдающихся произведений художественной литературы, но и аннотации к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа.


  • Заучивание наизусть стихотворных текстов. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Устные и письменные интерпретации художественного произведения. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Календарно-тематический план.



Тема урока


Основное содержание

Тип урока. Основ

виды деят-ти

Планируемый результат

Вид контроля

ИКТ

Прим

-ние

Дата

план

факт

1

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Тестирование

лекция


Знать: Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века. Выявить уровень литерат. развития учащихся.

План-конспект статьи учебника.













2

Романтизм в литературе 19 века. Творчество В. Жуковского. и А. Батюшкова

Повторение ранее изученного

беседа

Знать: черты романтизма, биографии данных писателей.

Статьи учебника пересказ.













3

А.С .Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

лекция

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.


Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина

презентации










4

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Повторение ранее изученного. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

беседа

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

 


Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике

Портрет писателя










5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Повторение ранее изученного. «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень».

практикум

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Анализ лирического текста с выразительным чтением

СD-ROM










6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

практикум

Знать стих-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.



Идейно-тематическ. анализ текстов стих-ий

фонохрестоматия










7-8

Философская лирика. Тема жизни и смерти.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…». «Отцы-пустынники и жены непорочны…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

практикум

Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.

Идейно-тематический анализ текстов философской лирики.

фонохрестоматия










9

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник».

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Лекция

беседа


Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.



Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

презентация










10-11

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

беседа

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства.



Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

фонохрестоматия










12-13

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.


Умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовать текст композиционно. Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Письмен

ная работа



Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

сочинение













14

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

Обобщение ранее изученного. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве поэта

Лекция

беседа


Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать романтические стих-я



Схематизация материала, составление плана-конспекта

Фильм










15

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Обобщение ранее изученного. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)


практикум

Знать произведения по теме

Выразительное чтение

фонохрестоматия










16-17

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»

Беседа

практикум



Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы; 



Анализ лирических стих-ий на тему жизни и смерти.

презентация










18-19

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Обобщение изученного. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Беседа

практикум



Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать стих-ия по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.



Анализ философских лирических стих-ий

презентация










20-21

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.




Уроки внеклассного чтения

Знать стихотворения М.Ю. Лермонтова о любви.

Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения»

Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения



слайды










22-23

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Организовать текст композиционно, уметь выразить своё отношение к изученным произведениям по выбранной теме. Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Уроки контроля

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ стихотворений

сочинение













24-25

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Лекция

беседа


Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.



Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

Фильм-биография










26

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

семинар

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.



Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.

 


презентация










27

Н.В.Гоголь «Невский проспект».

Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

практикум

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

 


Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала

фонохрестоматия










28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Повесть «Невский проспект»

беседа

Уметь выявлять проблему произведения.

Цитирование текста

презентация










29

Н.В.Гоголь «Портрет».

Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Урок внеклассного чтения

Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.

Аналитический

 пересказ с использованием цитат, анализ эпизода.















30-31

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Урок контроля

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь

сочинение













32

Обзор русской литературы второй половины ХIХ века

Основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

лекция

Знать основные направления литературы второй половины 19 века

Составление конспекта

Слайды

Портреты писателей












33

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии

Особенности композиции романа, социальная и нравственная проблематика

Лекция

беседа


Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.



Конспектирование схематизация материала, аналитический пересказ текста

презентация










34

Обломов – «коренной народный наш тип»

Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти; герои романа в отношении к Обломову

беседа

Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера 



Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

Фрагменты фильма «Обломов»










35

«Обломов» как роман о любви.

Авторская позиция и способы ее выражения в романе

беседа

Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев


Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.

Фрагменты фильма «Обломов»










36

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.




семинар

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.



Аналитический пересказ текста,

Фрагменты фильма «Обломов»










37

А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчество

Раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга.

Лекция

беседа


Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе.



Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.

Фильм о биографии










38-39

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Беседа

практикум



Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.



Характеристика персонажей в системе образов

презентация










40

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д. I – IV.

Город Калинов и его обитатели – острая сатира на купечество.

беседа

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)



Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

фонохрестоматия










41

Протест Катерины против «темного царства»

Обобщение материала по образу Катерины. Нравственная проблематика пьесы

практикум

Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,

роль религиозности в духовном мире человека.

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.


Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.













42

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Проверить знания учащихся по пройденной теме. Домашнее сочинение

беседа

Знать словесную символику драмы, литературную критику.

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь



 

сочинение



презентация










43

И.С.Тургенев Жизнь и творчество.

Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу.

лекция

Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве

 


Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Фильм о биографии










44

Тургенев – создатель русского романа. Творческая история. Анализ романа «Отцы и дети». Эпоха и роман «Отцы и дети».

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом. Творческая история создания романа «Отцы и дети».

беседа

Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.

 


Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации.

слайды










45

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Анализ романа.

беседа

Знать понятие духовный конфликт. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

презентация










46

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Сбор материала по героям (развёрнутый лист на каждого героя); составление опорного конспекта.

беседа

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.

Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.



Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика.

фонохрестоматия










47

Любовь в романе «Отцы и дети»

Взаимоотношения героев. Комментирование глав 14-15.

беседа

Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.



Работа с текстом













48-49

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению.

Понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями, почему. Познакомиться с характеристиками нигилизма, данными в разных источниках разного времени. Сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова. Подвести к мысли о его разрушительном воздействии на характер личности и общества. Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

практикум

Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.

Сочинение













50

Зачётная работа за первое полугодие

Проверить знания учащихся по пройденной теме.


Урок контроля

Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика)

Интернет-ресурсы













2 полугодие

























51-52

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы.

Познакомить учащихся с биографией поэта.

Единство мира и философии природы. Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева. Лирика природы.

«Не то, что мните вы, природа…»,

«Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…»,

«Природа-сфинкс…»


лекция

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.


Анализ философских стих-ий поэта

презентация










53

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева


Жанр лирического фрагмента»Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

Беседа

практикум



Знать разнообразие тематики стих-ий поэта

Уметь анализировать лирические стих-ия.



Наизусть на выбор 1 стихотворение

фонохрестоматия










54

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О,как убийственно мы любим…», «К.Б.»

практикум

Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

Уметь анализировать любовные лирические стих-ия



Анализ любовных лирических стих-ий поэта.

 


фонохрестоматия










55

Жизнь и творчество А.А.Фета. жизнеутверждающее начало в лирике природы.

«Даль.», «Это утро, радость эта…»,»Еще весны душистой нега…»,»Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею»

лекция

Знать биографию поэта, основные мотивы лирики.

Сообщение о поэте. Анализ стих-ий

презентация










56

Любовная лирика А.А.Фета

«Шепот,робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице»и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета


беседа

Знать стих-ия о любви и понимать их.

Уметь анализировать стих-я о любви.



Анализ стих-ий о любви.

фонохрестоматия










57

А.К.Толстой. Жизнь и творчество.

Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка»

Урок внеклассного чтения

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого

Сопоставитель-ный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

фонохрестоматия










58

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество

Знакомство с биографией и творческим стилем поэта. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»

лекция

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта.



Сообщение о поэте.

анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналите А.Н.Некрасове (инд.).



Фильм о биографии










59

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

Знакомство с тематикой лирики Некрасова, с её своеобразием. «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт»



беседа




Выразительное чтение













60

Н.А.Некрасов о поэтическом труде

Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом», «Музе», «Поэт и гражданин» и др.

практикум

Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях.

Уметь анализировать стих-ия.



Анализ стих-ий поэта, формулировка основных выводов

слайды










61

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

«Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «Внимая ужасам войны»

беседа

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.



Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.

презентация










62

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Лекция

беседа


Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.



Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей.

фонохрестоматия










63

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.



беседа

Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Уметь характеризовать героев

 


Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

презентация










64

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Рассмотреть проблему – в чём же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы. Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придаёт поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.

практикум

Знать содержание поэмы.

Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.



Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

фонохрестоматия










65

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Домашнее сочинение.


Проверить знания учащихся по пройденной теме. Домашнее сочинение


практикум

Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

 

 

 



Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности.

 

 



фонохрестоматия










66

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

Проблематика и поэтика сказок писателя. Познакомить учащихся с этапами биографии и творчества писателя, раскрыть особенности художественного мира как писателя-сатирика.


Лекция

беседа


Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.

Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику.



Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.

презентация










67-68

Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Замысел, история создания, жанр и композиция романа; образы градоначальников

Уроки внеклассного чтения

Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.

Уметь характеризовать образы градоначальников.



Характеристика образов градоначальников.

презентация










69

Л.Н.Толстой . Жизнь и судьба.

Познакомить с биографией и мировоззрением писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Лекция

беседа


Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь строить сообщение о писателе, анализировать    стих-ия поэта.



Сообщения о писателе

Фильм о писателе










70

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

Знакомство с «Севастопольскими рассказами» Л.Н.Толстого

Внеклас

чтение


Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.

Уметь анализировать отдельные эпизоды



Анализ эпизодов













71

История создания романа «Война и мир»

Познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие. Особенности жанра. Образ автора в романе

Лекция

беседа


Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа



План-конспект;

сообщения об истории создания романа



слайды










72-73

Духовные искания П.Безухова и А.Болконского. (т. 2, ч. 1-3)

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни.

беседа

Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.


Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

Фрагмент фильма «Война и мир»










74

Женские образы в романе «Война и мир»

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к сочинению.

практикум

Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.

Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.



Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману.

Фрагмент фильма «Война и мир»










75

Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

беседа

Знать о «мысли семейной в романе».

Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и  Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.



Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов

 


Фрагменты фильма «Война и мир»










76-77

Тема народа в романе «Война и мир»

Обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

беседа

Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».

Анализ эпизодов

 


Фрагментфильма «Война и мир»










78

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона как подготовка к сочинению.

практикум

Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.

Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона. Сравнительная характеристика, составление таблицы

 


презентация










79-80

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа

Подготовка к домашнему сочинению

семинар

Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.

 


Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев.

 














81

Анализ эпизода из романа «Война и мир» .Подготовка к домашнему сочинению

Проверка знаний учащихся.

практикум

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе.

Сочинение.

фонохрестоматия










82

Фёдор Михайлович Достоевский Жизнь и судьба

Познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Лекция беседа

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Уметь выступать с сообщениями о писателе.



Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода.

Фильм о писателе










83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского


Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

семинар

Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.

Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения.



Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста

презентация










84-85

История создания романа «Преступление и наказание».

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Беседа семинар

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.



Развернутые сообщения.













86

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. История его бунта.

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Родиона Раскольникова. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

семинар

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.



Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова.

Фрагмент худ.фильма










87

«Двойники» Раскольникова

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

беседа

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.

Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

 


Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

фонохрестоматия










88

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Домашнее сочинение.

Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены. в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

беседа

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа

Сочинение.

Фрагменты худ.фильма










89

Н.С Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин

Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Поэтика названия повести «Очарованный странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании



лекция

Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.



Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.

Анализ эпизодов-глав романа.



презентация










90

Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл.

Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

беседа

Знать содержание рассказа. Уметь раскрыть нравственный смысл




фонохрестоматия










91

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Знакомство с произведениями. Образ Катерины

Внекласс.

чтение





Сравнительная хар-ка героев













92

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. «Человек в футляре»

Знакомство с биографией писателя, особенности его драматургии. «Человек в футляре»


Лекция беседа

Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия



Индивид. сообщения

Фильм об А.П. Чехове










93

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»



практикум

Знать содержания рассказов. Уметь анализировать художественный текст

Анализ рассказов.

презентация










94

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.


практикум

Знать текст рассказа.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.



Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей

фонохрестоматия










95

Особенности драматургии А.П.Чехова

Особенности драматургии А.П.Чехова

практикум

Знать особенности драматургии Чехова.

Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.



Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.

 














96

«Вишнёвый сад»:история создания, жанр, система образов.

Помочь учащимся уловить человеческое восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы. Разрушение дворянского гнезда


практикум

Знать об истории создания пьесы, ее жанровом своеобразии, системе образов

Хар-ки героев пьесы

презентация










97

Символ сада в комедии «Вишневый сад».

Своеобразие чеховского стиля

беседа

Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии

Сочинение по творчеству А.П.Чехова













98

Зачётная работа за второе полугодие

Проверка знаний учащихся

Урок контроля

Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

Тестовые задания.

Интернет ресурсы










99

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира»

Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

Внеклас

чтение


Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности

Уметь анализировать сти-ия   с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.



Инд. сообщение о жизни и творчестве Косты Хетагурова (комп. презентация). Анализ стихотворений.

портрет










100-101

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в зарубежной литературе

Знакомство с произведениями зарубежной литературы: Ги де Мопассан «Ожерелье», Г.Ибсен «Кукольный дом» и др.

Внеклас

чтение


Знать основные направления в зарубежной литературе

Конспект урока

презентация










102

Ги де Мопассан «Ожерелье»




Внеклас

чтение


Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия



Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопоссана (комп. презентация).


портрет










103

Г.Ибсен «Кукольный дом»




Внеклас

чтение


 

Анализ сцен драмы «Кукольный дом» Г.Ибсена

портрет










104

А.Рембо «Пьяный корабль»



Внеклас

чтение








портрет










105

Итоговый урок.

Нравственные уроки русской литературы ХIХ века


беседа

Викторина. Презентация проектов, творческих работ
















Тематическое планирование.

Введение – 2 часа

Раздел 1. Литература первой половины XIX века – 29 часов

А.С. Пушкин – 11 часов

М.Ю. Лермонтов – 10 часов

Н.В. Гоголь – 8 часов

Раздел 2. Литература второй половины XIX века - 65 часов

И.А. Гончаров – 4 часа

А.Н. Островский - 6 часов

И.С. Тургенев – 8 часов

А.И. Тютчев – 4 часа

А.А. Фет – 2 часа

А.Н. Толстой – 1 час

Н.А. Некрасов – 8 часов

М.Е. Салтыков-Щедрин – 3 часа

Л.Н. Толстой – 13 часов

Ф.М. Достоевский – 7часов

Н.С. Лесков – 3 часа

А.П. Чехов – 6 часов

Раздел 3. Зарубежная литература второй половины XIX века - 6 часа

Зачетные уроки -2 часа

Итоговый урок – 1 час

Всего: 105 часов
Содержание тем учебного курса

Введение

1 час

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.



Литература первой половины XIX века

29 часов

Обзор русской литературы первой половины XIX века

1 час

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.



А. С. Пушкин

11 часа

Жизнь и творчество (обзор)



Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трёх других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.



Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.



следующая страница >>