Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 2 396.69kb.
Рабочая программа по литературе для шестого класса Уровень изучения... 1 235.88kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа по литературе (Название предмета и курса) 1 280.05kb.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной... 1 154.76kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю 1 269.46kb.
Рабочая программа мазуриной Наталии Владимировны 1 195.59kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 1 273.29kb.
Логотип Наименование Телеканала Описание 1 168.74kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного - страница №1/1

e:\программа\7 кл.jpg


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. Искусство: 5-9кл., ./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая, И.Э.Кашекова – Москва: “Просвещение”, 2011 год).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Авторская программа «Музыка Искусство 5 –9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.КритскойМ. Просвещение, 2012;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителяпод редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 35 часов, в том числе 1 обобщающий урок в конце года. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Критской, Г. II. Сергеевой, Мы живем на земле где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для введен региональный этнокультурный компонент в занятие «Героическая тема в русской музыке».

При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ

учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков на начало учебного года:

Учащиеся седьмого класса ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония);

Знают особенности звучания народных и классических музыкальных инструментов;

Знают основные понятия дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле);

Знают основы музыкальной грамоты: ноты, длительности нот, паузы, ритм, метр.темп

Знают основы интонации и ритма

Могут правильно интонировать и воспроизводить одноголосную мелодию

Могут передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Могут размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать свои суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель - слушатель); знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки

-понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);

- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

совершенствовать умения и навыки самообразования.

бучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.


7 класс (35 часов)
Первое полугодие: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».
Первая четверть (9 часов)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора.

Жанровое разнообразие сценической музыки.

Классика и современность.

В музыкальном театре.

Особенности построения музыкально-драматического спектакля.

Приемы симфонического развития образов.

Опера. Опера «Иван Сусанин» - новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Опера «Князь Игорь» - русская эпическая опера.

В музыкальном театре.

Балет. Балет «Ярославна».

Героическая тема в русской музыке.


Вторая четверть (7 часов)

В музыкальном театре.

Первая американская национальная опера.

Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» - самая популярная опера в мире.

Балет «Крмен – сюита» - новое прочтение оперы Бизе.

Сюжеты и образы духовной музыки. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».

Вечные темы. Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений.

Мастерство исполнителя, выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Музыка в драматическом театре. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм творческих заданий.



Второе полугодие: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Третья четверть (10 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Осмысление жизненных явлений и их противоречия.

Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Два направления музыкальной культуры: духовная музыка, светская музыка.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Соната.

Циклические формы инструментальной музыки.

Симфоническая музыка. Симфония № 103 И.Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта.

Симфония № 1 «Классическая» С.Прокофьева.

Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 Ф. Шуберта.

Симфония № 5. П.И. Чайковского.

Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.


Четвертая четверть (9 часов)

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального и исторического колорита.

Транскрипция как жанр классической музыки.

Инструментальный концерт.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

Исследовательская деятельность.

Использование различных форм творческих заданий.


7 класс Тема «Музыкальные стили, формы и жанры»
I четверть Тема: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

1 Классика и современность Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства

всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с

выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:

«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее

составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе

взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы

музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,

симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством,

одной волей.
3 Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы

М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской).

Музыкальные образы оперных героев
4 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на

основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить

учащихся с героическими образами русской истории.


5 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на

основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить

учащихся с героическими образами русской истории


6 В музыкальном театре. Балет Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и

дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности

драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете:

классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического

развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.


7 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.

Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ

основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь

Игорь».
8 Героическая тема в русской музыке героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
9В музыкальном театре. «Мой народ - американцы».Новые краски музыки XX века

(«атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж)

Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных

композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии

классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,

симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс»

и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
II четверть. Тема: Музыка «серьезная» и «легкая»

10 «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. Гершвин Порги и бесс

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Я люблю тебя жизнь
11 Опера Ж. Бизе «Кармен» Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.


12Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
13 Что такое «классика «легкой» музыки» Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения

литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви

и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.

Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
14 Сюжеты и образы духовной музыки Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации

сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-

драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и

«Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей

отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.


15 Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

Знакомство с фрагментами рок- оперы Э.-Л. Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия

развития и музыкальный язык основных образов рок- оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор,

контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.


16 Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. ».

Музыкальные образы героев симфонической сюиты Музыканты – извечные маги…».

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений

учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление

знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных

героев спектакля или его сюжетных линий.

17.«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18 «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» Музыкальные образы героев оркестровой

сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических,

театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для

характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или

различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

19 Музыкальная драматургия -развитие музыки «Легкая» и «серьезная» интонация
20 Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка Камерная музыка

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии

знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция,

имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных

жанров духовной и светской музыки.
21 Камерная и инструментальная музыка: этюд Творчество романтиков Шопена и Листа

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;


22 Транскрипция Несколько жизней художественного произведения (музыкальные переложения)

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения «интерпретация» .выявить изменения в

драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт

музыки эпохи романтизма.


23 Циклические формы инструментальной музыки Творчество А. Шнитке

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты полистилистика».


24 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка,

реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов:Л. Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
25 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Бетховен Патетическая

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;

расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.


26 Симфоническая музыка Симфония в т-ве композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония

№1( «Классическая»)


  1. Симфония в творчестве: Бетховена

№5 Л. Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
IV четверть Тема: «Сегодняшний день русской музыки»
28 Симфония в творчестве . И. Чайковского

Симфония № 5 П.Чайковского


29 Симфония в творчестве . C.С. Прокофьева

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.Черты

стиля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить современность художественных произведений, посвящённых

судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его

развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-

сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

30 Симфония картина «Празднества» К.Дебюсси . Живописность музыкальных образов

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления

о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить

музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.


31 Инструментальный концерт Сонатно-симфонический цикл. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об

истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта

для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов

32 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах

драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.


33 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.Пусть музыка звучит! Вечная тема искусства -Любовь

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий

разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной

музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.


34 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

35 «Пусть музыка звучит!» Этно-музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и

приобретение новых знаний путём самообразования.


№ п/п

Тема урока



Кол-во часов


Тип урока





Характеристика деятельности учащихся

Виды деятельности




Планируемые результаты освоения материала

(требования к уровню подготовки обучающихся)





Вид контроля, измерители



Элементы дополнительного содержания



Домашнее задание



Дата




план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и со-

временность



1

Вводный

Значение слова «клас-

сика». Понятия класси

ческая музыка, класси

ка жанра, стиль. Раз-

новидности стилей.

Интерпретация и обра

ботка классической му

зыки прошлого



Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра,стиль, интерпретация,

обработка, разновидности стиля.Уметь приводить при-

меры


Беседа. Устный

контроль. Слуша-

ние музыки.

Хоровое пение

Надежда- интонационная работа


Сохранение традиций русского и татарского муз-го искусства современными композиторами

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения


7.09




2

В музыкальном

театре. Опера



1

Расширение

и углубление

знаний


Музыкальная драма-

тургия. Конфликт.

Этапы сценического

действия. Опера и ее

составляющие. Виды

опер. Либретто. Роль

оркестра в опере


Знать понятия: опера,виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие

оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).

Уметь:

- приводить примеры



оперных жанров;

- называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;

- определять роль оркестра в опере


Устный контроль.

Интонационно-

образный анализ

прослушанной му-

зыки

Хоровое пение



Надежда- интонационная работа

Драмотургия музыкальных образов, ее связь с симфонической музыкой. Стилистические особенности музыки татарской нац-ой школы

Запись названий опер

и музыкальных жанров,характеризующих

действующих лиц,

по рубрикам:

«Увертюра»,

«Арии»,«Песни»,

«Хоры»,«Оркестровые номера»


14.09




3

Опера

M.И. Глинки «Иван Сусанин»



1


Расширение

и углубление знаний



Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев

Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:


- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
Хоровое пение

Песня о тревожной молодости- интонационная работа



Выдающиеся оперные исполнители роли Ивана Сусанина

Рисунки

с эскизами костюмов героев или декораций




21.09




4

Русская эпическая опера А. П. Бородина

1



Сообщение и усвоение новых знаний '

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование


Эпические образы в музыке русских композито-ров. Отличие эпоса от лирики и драмы

Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрации к тексту

28.09




5

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»


1



Сообщение и усвоение новых знаний '

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование


Индивидуальное задание

05.10




6

В музыкальном театре. Балет



1


Расширение и углубление знаний

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль

Знать:

- понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио

Уметь:

-определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле;



-приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров

Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование

Хоровое пение

Песня о тревожной молодости- интонационная работа


Выдающиеся композиторы, авторы музыки к балетным спектаклям современности

Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров

12.10




7

Балет Б.И.Тищенко «Ярославна»

1

Сообщение

и усвоение

новых знаний


Знакомство с балетом

Б. И. Тищенко «Яро-

славна». Музыкальные

образы героев балета.

Драматургия балета.

Роль хора, тембров



Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



- определять тембры

музыкальных инструентов;




Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование.

Определение тем-

бров музыкальных

инструментов. Хо-

ровое пение


Литературные образы в балете, их интерпретация в музыке. Современные балетные спектакли на сюжет литературных произведений

Выполнить эскизы костюмов и декораций

19.10




8

Героическая тема в русской музыке

1

Сообщение

и усвоение

новых знаний


Знакомство с балетом

Б. И. Тищенко «Яро-

славна». Музыкальные

образы героев балета.

Драматургия балета.

Роль хора, тембров



Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



- определять тембры

музыкальных инструментов;




Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и сравнительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование.

Определение тем-

бров музыкальных

инструментов. Хо-

ровое пение



Национально- патриотические идеи в песенно- музыкальном творчестве донских казаков

Записать названия художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего

26.10




9

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы».

1

Повторение

и обобщение

полученных

знаний




Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Знать:

- жизнь и творчество

Дж. Гершвина;

- драматургию развития

оперы;

- музыкальных



жизненных событий.

Уметь проводить ин-

тонационно-образный

и сравнительный анализ музыки



Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа


Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.


Оперное либретто, его части. Роман ДЮХейворда «Порги и Бесс». Музыкальныелбразы героев роана

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения


02.11




10

В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Знать:

- жизнь и творчество

Дж. Гершвина;

- драматургию развития

оперы;

- музыкальных



жизненных событий.

Уметь проводить интонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки


Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа


Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.


Общие и различные черты в воплощении образов в операх М.И.Глинки «Иван Сусанин» и Дж.Гершвина «Порги и Бесс»

16.11




11

Опера Ж.Бизе «Кармен»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Музыкальные образы оперных героев



Знать:- драматургию развития

оперы;


- то, что музыкальные

образы могут стать воплощением каких-либо

жизненных событий.

Уметь:


-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

-называть полное имя


композитора - Ж. Бизе

контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование

Исполнение ритмического аккомпанемента под

фонограмму.

Хоровое пение



Выдающиеся оперные исполнители современности. Тембровые и регистровые особенности голоса оперного певца

Словесное

описание


образа Кар-

мен; отли-

чие образов

главных ге-

роев в литературе


23.11




12

Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Знать:

- драматургию развития

оперы;

- то, что музыкальные



образы могут стать воплощением каких-либо

жизненных событий.

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



-называть полное имя
композитора - Ж. Бизе

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и сравнительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование

Исполнение ритмического аккомпанемента под

фонограмму.

Хоровое пение


Современные балетные спектакли, созданные на основе литературного произведения. Выдающиеся исполнители.

«Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим»

30.11




13

Сюжеты и образы духовной музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.

Знать:

-драматургию развития


балета;

-понятие транскрипция.


Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

-называть полные
имена: композитора -
Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая;

-выявлять средства музыкальной выразительности



Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки

«Мои размышления». Письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л.ван Бетховена об Бахе :»не ручей-море ему имя»

7.12




14

Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова

1

Расширение и углубление знаний

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки

Индивидуальное задание

14.12




15

Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с рок- оперой Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

Вечные темы в искусстве.Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев



Знать: драматургию развития рок-оперы.

Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки;

-определять тембры музыкальных инструментов:

-выявлять средства муз-ой выразительности;

-называть полное имя композитора: Ллойд ЭшдрюУэббер


Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

Современные рок-оперы отечественных композиторов. Тематика сюжетов, особенности стилистики

Сопоставление направлений современной музыки. Словарь направлений современной популярной музыки. Определение направлений, встречающихся в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда»

21.12




16

Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные образы оперных героев «Ромео

и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты



Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

сравнительный анализ музыки;

- называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского



Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение

Отрывки из трагедии У.Шекспера, созвучные прослушиванным частям сюиты



Закрепление и выполнить эскизы костюмов для театральной постановки


11.01




17

«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика

Знать понятия: сюита,

полистилистика.

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



-определять тембры
музыкальных инструментов, музыкальные жанры;

-выявлять способы


и приемы развития музыкальных образов;

-называть полное


имя композитора -
А. Г. Шнитке

Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ

Стилистические особенности музыки А.Шнитке при создании комических образов из произведений Н.В.Гоголя

Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведениях Н.В.Гоголя»

18.01




18

Закрепление темы: «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

1

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения


25.01




Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

Музыкальная драматургия -развитие музыки

1

Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Литертурная основа музыкального произведения. Театральная драматургия

Подобрать иллюстрации к полюбившихся музыкальных произведений

01.02




20

Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка

Знать понятие духовная и светская музыка

Уметь приводить музыкальные примеры



Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Духовная музыка в синтезе храмовых искусств

Современная трактовка духовной музыке



Составить вступление для ведущего концерт из полюбившихся произведений камерной музыки

08.02




21

Камерная инструменталь-ная музыка: этюд

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа

Знать понятие этюд

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Понятие этюда в живописи. Соотнесение выразительных средств в музыке и живописи

Выполнить рисунки к одному из полюбившихся музыкальных сочинений

15.02




22

Транскрипция. Ф.Лист.

1

Расширение и углубление знаний

Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений

Знать понятие транскрипция. Уметь:

-выявлять средства


музыкальной выразительности и определять
форму музыкальных
произведений;

-называть полные имена


композиторов: Ф. Лист,
М. А. Балакирев, Ф. Бузони

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение

Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Инструментальная музыка

Выписать имена известных музыкантов-исполнителей: пианистов, скрипачей

22.02




23

Циклические формы инструментальной музыки «Кончерто гроссо», Сюита в старинном стиле» А.Шнитке

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке

Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь:

- приводить музыкальные примеры;.

- определять тембры
музыкальных инструментов


Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение

Вокальные циклы в творчестве современных российских композиторов

Сольное исполнение любимого произведения (по выбору)

01.03




24

Соната «Патетическая» Л.Бетховена Соната №2 С.Прокофьева

1

Расширение и углубление знаний

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение приемов музыкального развития. Хоровое пение

Выразительные средства в живописи. Отражение внутреннего состояния художника, его переживаний в изобржае-мом им явлении

Составить устный рассказ «Мир чувства человека и его воплощение в музыке»

15.03




25

Соната №11 В.Моцарта

1

Расширение и углубление знаний

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



Индивидуальное задание

22.03




26

Симфоническая музыка великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,




1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки



Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:


-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембрымузыкальных инструментов;

-определять приемымузыкального развитияи жанры;

-называть полные имена композиторов-симфонистов;

-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства


Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров

Подготовить сообщение на тему «Знаменитые оркестры мира»

05.04




27

Симфоническая музыка C.С. Прокофьева,
Бетховена,

.


1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,


Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки



Знать:

-понятие симфония;

-особенности строениясимфонии.

Уметь:


-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембрымузыкальных инструментов;

-определять приемымузыкального развитияи жанры;

-называть полные имена композиторов-симфонистов;

-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства


Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров

Индивидуальное задание

12.04




28

Симфоническая музыка Ф. Шуберта, В.С.Калинникова,

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки



Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:


-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембры


музыкальных инструментов;

-определять приемы


музыкального развития
и жанры;

-называть полные имена композиторов-симфонистов;

-выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства


Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения


19.04




29

Симфоническая музыка П.И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки



Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения симфонии.

Уметь:


-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембры музыкальных инструментов;

-определять приемы музыкального развития и жанры;

-называть полные имена композиторов-симфонистов;

-выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства


Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения


26.04




30

Симфоническая картина

«Празднества»

К. Дебюсси


1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность

музыкальных образов симфонической картины



Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности;

-определять форму пьесы;

-проводить интонационно-образный анализмузыки;

-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и живописи;

-называть полное имякомпозитора - К. Дебюсси



Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение



Творчество французких художников- импрессионистов. Имена известных художников, названия картин

Подобрать иллюстратиции на тему «Творчество французских художников-импрессионистов»

3.05




31

Инструментальный концертКонцерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна

Знать:

-понятие инструментальный концерт;

-строение инструментального концерта.
Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ;

-определять принципы
музыкального развития;

-называть полное имя


композитора –

А. И. Хачатурян



Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение

Виды концерта: музыкальный, литреатурный, эстрадный

Письменное рассуждение о словах композитора и музыкаведаБ.Асафьевап: «…В музыке концерта… есть что-то от театра, дискуссии»

10.05




32

Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Симфоджаз



Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты.


Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный

Известные исполнители :Рапсодии в стиле блюз». Интерпретация и обработка произведения

Послушать «Колыбельную» из опера «Проги и Бесс»

17.05




33

Музыка народов мира

1

Расширение

и углубление знаний.




Углубление и расши-

рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными

музыкантами. Этно-

музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок-опер



Уметь:

проводить интонационно-образный анализ музыки;

выявлять жанровую принадлежность

Знать понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:

определять тембры музыкальных инструментов;

приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов




Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов


Национальные школы вокала. Национальные музыкальные инструменты

Подобрать музыкальные иллюстрации на тему «Современный фольклор»

24.05




34

Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер

1

Повторительно-обобщающий

урок





Известныеисплнители арий из отечественных рок-опер

Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности»







35

«Пусть музыка звучить!»

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства.

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Современные музыканты и исполнители русского фольклора. Извесстные исполнители этномузыки

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний