Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного - страница №1/1
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. Искусство: 5-9кл., ./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая, И.Э.Кашекова – Москва: “Просвещение”, 2011 год).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Авторская программа «Музыка Искусство 5 –9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.КритскойМ. Просвещение, 2012;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителяпод редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 35 часов, в том числе 1 обобщающий урок в конце года. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Критской, Г. II. Сергеевой, Мы живем на земле где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для введен региональный этнокультурный компонент в занятие «Героическая тема в русской музыке».
При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ
учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков на начало учебного года:
Учащиеся седьмого класса ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония);
Знают особенности звучания народных и классических музыкальных инструментов;
Знают основные понятия дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле);
Знают основы музыкальной грамоты: ноты, длительности нот, паузы, ритм, метр.темп
Знают основы интонации и ритма
Могут правильно интонировать и воспроизводить одноголосную мелодию
Могут передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
Могут размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать свои суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить возможность:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель - слушатель); знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки
-понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
бучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
7 класс (35 часов)
Первое полугодие: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».
Первая четверть (9 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора.
Жанровое разнообразие сценической музыки.
Классика и современность.
В музыкальном театре.
Особенности построения музыкально-драматического спектакля.
Приемы симфонического развития образов.
Опера. Опера «Иван Сусанин» - новая эпоха в русском музыкальном искусстве.
Опера «Князь Игорь» - русская эпическая опера.
В музыкальном театре.
Балет. Балет «Ярославна».
Героическая тема в русской музыке.
Вторая четверть (7 часов)
В музыкальном театре.
Первая американская национальная опера.
Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» - самая популярная опера в мире.
Балет «Крмен – сюита» - новое прочтение оперы Бизе.
Сюжеты и образы духовной музыки. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».
Вечные темы. Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений.
Мастерство исполнителя, выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Музыка в драматическом театре. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм творческих заданий.
Второе полугодие: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Третья четверть (10 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Осмысление жизненных явлений и их противоречия.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Два направления музыкальной культуры: духовная музыка, светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Соната.
Циклические формы инструментальной музыки.
Симфоническая музыка. Симфония № 103 И.Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта.
Симфония № 1 «Классическая» С.Прокофьева.
Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 Ф. Шуберта.
Симфония № 5. П.И. Чайковского.
Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.
Четвертая четверть (9 часов)
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального и исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.
Исследовательская деятельность.
Использование различных форм творческих заданий.
7 класс Тема «Музыкальные стили, формы и жанры»
I четверть Тема: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»
1 Классика и современность Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства
всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с
выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:
«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее
составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе
взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы
музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,
симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством,
одной волей.
3 Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы
М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской).
Музыкальные образы оперных героев
4 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на
основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить
учащихся с героическими образами русской истории.
5 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на
основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить
учащихся с героическими образами русской истории
6 В музыкальном театре. Балет Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и
дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности
драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете:
классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического
развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
7 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ
основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь
Игорь».
8 Героическая тема в русской музыке героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
9В музыкальном театре. «Мой народ - американцы».Новые краски музыки XX века
(«атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж)
Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных
композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии
классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,
симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
II четверть. Тема: Музыка «серьезная» и «легкая»
10 «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. Гершвин Порги и бесс
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Я люблю тебя жизнь
11 Опера Ж. Бизе «Кармен» Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
12Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
13 Что такое «классика «легкой» музыки» Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения
литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви
и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
14 Сюжеты и образы духовной музыки Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации
сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-
драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и
«Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей
отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
15 Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»
Знакомство с фрагментами рок- оперы Э.-Л. Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия
развития и музыкальный язык основных образов рок- оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор,
контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
16 Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. ».
Музыкальные образы героев симфонической сюиты Музыканты – извечные маги…».
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений
учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление
знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных
героев спектакля или его сюжетных линий.
17.«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18 «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» Музыкальные образы героев оркестровой
сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для
характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или
различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
19 Музыкальная драматургия -развитие музыки «Легкая» и «серьезная» интонация
20 Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка Камерная музыка
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии
знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция,
имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных
жанров духовной и светской музыки.
21 Камерная и инструментальная музыка: этюд Творчество романтиков Шопена и Листа
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
22 Транскрипция Несколько жизней художественного произведения (музыкальные переложения)
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения «интерпретация» .выявить изменения в
драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт
музыки эпохи романтизма.
23 Циклические формы инструментальной музыки Творчество А. Шнитке
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты полистилистика».
24 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода.
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка,
реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов:Л. Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
25 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Бетховен Патетическая
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;
расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
26 Симфоническая музыка Симфония в т-ве композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония
№1( «Классическая»)
-
Симфония в творчестве: Бетховена
№5 Л. Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
IV четверть Тема: «Сегодняшний день русской музыки»
28 Симфония в творчестве . И. Чайковского
Симфония № 5 П.Чайковского
29 Симфония в творчестве . C.С. Прокофьева
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.Черты
стиля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить современность художественных произведений, посвящённых
судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-
сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
30 Симфония картина «Празднества» К.Дебюсси . Живописность музыкальных образов
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления
о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить
музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
31 Инструментальный концерт Сонатно-симфонический цикл. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об
истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта
для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов
32 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах
драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
33 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.Пусть музыка звучит! Вечная тема искусства -Любовь
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий
разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной
музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
34 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
35 «Пусть музыка звучит!» Этно-музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и
приобретение новых знаний путём самообразования.
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Характеристика деятельности учащихся
Виды деятельности
|
Планируемые результаты освоения материала
(требования к уровню подготовки обучающихся)
|
Вид контроля, измерители
|
Элементы дополнительного содержания
|
Домашнее задание
|
Дата
|
|
план
|
факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
|
1
|
Классика и со-
временность
|
1
|
Вводный
|
Значение слова «клас-
сика». Понятия класси
ческая музыка, класси
ка жанра, стиль. Раз-
новидности стилей.
Интерпретация и обра
ботка классической му
зыки прошлого
|
Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра,стиль, интерпретация,
обработка, разновидности стиля.Уметь приводить при-
меры
|
Беседа. Устный
контроль. Слуша-
ние музыки.
Хоровое пение
Надежда- интонационная работа
|
Сохранение традиций русского и татарского муз-го искусства современными композиторами
|
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
|
7.09
|
|
2
|
В музыкальном
театре. Опера
|
1
|
Расширение
и углубление
знаний
|
Музыкальная драма-
тургия. Конфликт.
Этапы сценического
действия. Опера и ее
составляющие. Виды
опер. Либретто. Роль
оркестра в опере
|
Знать понятия: опера,виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие
оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).
Уметь:
- приводить примеры
оперных жанров;
- называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;
- определять роль оркестра в опере
|
Устный контроль.
Интонационно-
образный анализ
прослушанной му-
зыки
Хоровое пение
Надежда- интонационная работа
|
Драмотургия музыкальных образов, ее связь с симфонической музыкой. Стилистические особенности музыки татарской нац-ой школы
|
Запись названий опер
и музыкальных жанров,характеризующих
действующих лиц,
по рубрикам:
«Увертюра»,
«Арии»,«Песни»,
«Хоры»,«Оркестровые номера»
|
14.09
|
|
3
|
Опера
M.И. Глинки «Иван Сусанин»
|
1
|
Расширение
и углубление знаний
|
Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев
|
Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
|
Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
Хоровое пение
Песня о тревожной молодости- интонационная работа
|
Выдающиеся оперные исполнители роли Ивана Сусанина
|
Рисунки
с эскизами костюмов героев или декораций
|
21.09
|
|
4
|
Русская эпическая опера А. П. Бородина
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний '
|
Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
|
Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения
|
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование
|
Эпические образы в музыке русских композито-ров. Отличие эпоса от лирики и драмы
|
Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрации к тексту
|
28.09
|
|
5
|
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний '
|
Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
|
Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения
|
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование
|
Индивидуальное задание
|
05.10
|
|
6
|
В музыкальном театре. Балет
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль
|
Знать:
- понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио
Уметь:
-определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле;
-приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров
|
Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование
Хоровое пение
Песня о тревожной молодости- интонационная работа
|
Выдающиеся композиторы, авторы музыки к балетным спектаклям современности
|
Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров
|
12.10
|
|
7
|
Балет Б.И.Тищенко «Ярославна»
|
1
|
Сообщение
и усвоение
новых знаний
|
Знакомство с балетом
Б. И. Тищенко «Яро-
славна». Музыкальные
образы героев балета.
Драматургия балета.
Роль хора, тембров
|
Знать драматургию
развития балета.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
- определять тембры
музыкальных инструентов;
|
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование.
Определение тем-
бров музыкальных
инструментов. Хо-
ровое пение
|
Литературные образы в балете, их интерпретация в музыке. Современные балетные спектакли на сюжет литературных произведений
|
Выполнить эскизы костюмов и декораций
|
19.10
|
|
8
|
Героическая тема в русской музыке
|
1
|
Сообщение
и усвоение
новых знаний
|
Знакомство с балетом
Б. И. Тищенко «Яро-
славна». Музыкальные
образы героев балета.
Драматургия балета.
Роль хора, тембров
|
Знать драматургию
развития балета.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
- определять тембры
музыкальных инструментов;
|
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и сравнительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование.
Определение тем-
бров музыкальных
инструментов. Хо-
ровое пение
|
Национально- патриотические идеи в песенно- музыкальном творчестве донских казаков
|
Записать названия художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего
|
26.10
|
|
9
|
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы».
|
1
|
Повторение
и обобщение
полученных
знаний
|
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера
|
Знать:
- жизнь и творчество
Дж. Гершвина;
- драматургию развития
оперы;
- музыкальных
жизненных событий.
Уметь проводить ин-
тонационно-образный
и сравнительный анализ музыки
|
Хоровое пение
Я люблю тебя жизнь- интонационная работа
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
|
Оперное либретто, его части. Роман ДЮХейворда «Порги и Бесс». Музыкальныелбразы героев роана
|
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
|
02.11
|
|
10
|
В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера
|
Знать:
- жизнь и творчество
Дж. Гершвина;
- драматургию развития
оперы;
- музыкальных
жизненных событий.
Уметь проводить интонационно-образный
и сравнительный анализ
музыки
|
Хоровое пение
Я люблю тебя жизнь- интонационная работа
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
|
Общие и различные черты в воплощении образов в операх М.И.Глинки «Иван Сусанин» и Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
|
16.11
|
|
11
|
Опера Ж.Бизе «Кармен»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
Музыкальные образы оперных героев
|
Знать:- драматургию развития
оперы;
- то, что музыкальные
образы могут стать воплощением каких-либо
жизненных событий.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-называть полное имя
композитора - Ж. Бизе
|
контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование
Исполнение ритмического аккомпанемента под
фонограмму.
Хоровое пение
|
Выдающиеся оперные исполнители современности. Тембровые и регистровые особенности голоса оперного певца
|
Словесное
описание
образа Кар-
мен; отли-
чие образов
главных ге-
роев в литературе
|
23.11
|
|
12
|
Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета
|
Знать:
- драматургию развития
оперы;
- то, что музыкальные
образы могут стать воплощением каких-либо
жизненных событий.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-называть полное имя
композитора - Ж. Бизе
|
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и сравнительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование
Исполнение ритмического аккомпанемента под
фонограмму.
Хоровое пение
|
Современные балетные спектакли, созданные на основе литературного произведения. Выдающиеся исполнители.
|
«Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим»
|
30.11
|
|
13
|
Сюжеты и образы духовной музыки
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.
|
Знать:
-драматургию развития
балета;
-понятие транскрипция.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-называть полные
имена: композитора -
Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая;
-выявлять средства музыкальной выразительности
|
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование
|
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки
|
«Мои размышления». Письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л.ван Бетховена об Бахе :»не ручей-море ему имя»
|
7.12
|
|
14
|
Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.
|
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки
|
Индивидуальное задание
|
14.12
|
|
15
|
Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с рок- оперой Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»
Вечные темы в искусстве.Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев
|
Знать: драматургию развития рок-оперы.
Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки;
-определять тембры музыкальных инструментов:
-выявлять средства муз-ой выразительности;
-называть полное имя композитора: Ллойд ЭшдрюУэббер
|
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.
|
Современные рок-оперы отечественных композиторов. Тематика сюжетов, особенности стилистики
|
Сопоставление направлений современной музыки. Словарь направлений современной популярной музыки. Определение направлений, встречающихся в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда»
|
21.12
|
|
16
|
Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Музыкальные образы оперных героев «Ромео
и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты
|
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
сравнительный анализ музыки;
- называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского
|
Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение
|
Отрывки из трагедии У.Шекспера, созвучные прослушиванным частям сюиты
|
Закрепление и выполнить эскизы костюмов для театральной постановки
|
11.01
|
|
17
|
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика
|
Знать понятия: сюита,
полистилистика.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-определять тембры
музыкальных инструментов, музыкальные жанры;
-выявлять способы
и приемы развития музыкальных образов;
-называть полное
имя композитора -
А. Г. Шнитке
|
Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ
|
Стилистические особенности музыки А.Шнитке при создании комических образов из произведений Н.В.Гоголя
|
Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведениях Н.В.Гоголя»
|
18.01
|
|
18
|
Закрепление темы: «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
|
1
|
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
|
25.01
|
|
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
|
19
|
Музыкальная драматургия -развитие музыки
|
1
|
Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний
|
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.
|
Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры
|
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
|
Литертурная основа музыкального произведения. Театральная драматургия
|
Подобрать иллюстрации к полюбившихся музыкальных произведений
|
01.02
|
|
20
|
Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка
|
Знать понятие духовная и светская музыка
Уметь приводить музыкальные примеры
|
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
|
Духовная музыка в синтезе храмовых искусств
Современная трактовка духовной музыке
|
Составить вступление для ведущего концерт из полюбившихся произведений камерной музыки
|
08.02
|
|
21
|
Камерная инструменталь-ная музыка: этюд
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа
|
Знать понятие этюд
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
|
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
|
Понятие этюда в живописи. Соотнесение выразительных средств в музыке и живописи
|
Выполнить рисунки к одному из полюбившихся музыкальных сочинений
|
15.02
|
|
22
|
Транскрипция. Ф.Лист.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений
|
Знать понятие транскрипция. Уметь:
-выявлять средства
музыкальной выразительности и определять
форму музыкальных
произведений;
-называть полные имена
композиторов: Ф. Лист,
М. А. Балакирев, Ф. Бузони
|
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение
|
Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Инструментальная музыка
|
Выписать имена известных музыкантов-исполнителей: пианистов, скрипачей
|
22.02
|
|
23
|
Циклические формы инструментальной музыки «Кончерто гроссо», Сюита в старинном стиле» А.Шнитке
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке
|
Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь:
- приводить музыкальные примеры;.
- определять тембры
музыкальных инструментов
|
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение
|
Вокальные циклы в творчестве современных российских композиторов
|
Сольное исполнение любимого произведения (по выбору)
|
01.03
|
|
24
|
Соната «Патетическая» Л.Бетховена Соната №2 С.Прокофьева
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих
|
Знать понятия: соната, сонатная форма.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
|
Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение приемов музыкального развития. Хоровое пение
|
Выразительные средства в живописи. Отражение внутреннего состояния художника, его переживаний в изобржае-мом им явлении
|
Составить устный рассказ «Мир чувства человека и его воплощение в музыке»
|
15.03
|
|
25
|
Соната №11 В.Моцарта
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов
|
Знать понятия: соната, сонатная форма.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
|
Индивидуальное задание
|
22.03
|
|
26
|
Симфоническая музыка великих композиторов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева,
Бетховена,
Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки
|
Знать:
-понятие симфония;
-особенности строения
симфонии.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;
-определять тембрымузыкальных инструментов;
-определять приемымузыкального развитияи жанры;
-называть полные имена композиторов-симфонистов;
-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства
|
Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение
|
Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров
|
Подготовить сообщение на тему «Знаменитые оркестры мира»
|
05.04
|
|
27
|
Симфоническая музыка C.С. Прокофьева,
Бетховена,
.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева,
Бетховена,
Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки
|
Знать:
-понятие симфония;
-особенности строениясимфонии.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;
-определять тембрымузыкальных инструментов;
-определять приемымузыкального развитияи жанры;
-называть полные имена композиторов-симфонистов;
-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства
|
Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение
|
Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров
|
Индивидуальное задание
|
12.04
|
|
28
|
Симфоническая музыка Ф. Шуберта, В.С.Калинникова,
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева,
Бетховена,
Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки
|
Знать:
-понятие симфония;
-особенности строения
симфонии.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;
-определять тембры
музыкальных инструментов;
-определять приемы
музыкального развития
и жанры;
-называть полные имена композиторов-симфонистов;
-выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
|
Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение
|
Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров
|
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
|
19.04
|
|
29
|
Симфоническая музыка П.И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева,
Бетховена,
Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки
|
Знать:
-понятие симфония;
-особенности строения симфонии.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;
-определять тембры музыкальных инструментов;
-определять приемы музыкального развития и жанры;
-называть полные имена композиторов-симфонистов;
-выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
|
Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение
|
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
|
26.04
|
|
30
|
Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность
музыкальных образов симфонической картины
|
Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.
Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности;
-определять форму пьесы;
-проводить интонационно-образный анализмузыки;
-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и живописи;
-называть полное имякомпозитора - К. Дебюсси
|
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение
|
Творчество французких художников- импрессионистов. Имена известных художников, названия картин
|
Подобрать иллюстратиции на тему «Творчество французских художников-импрессионистов»
|
3.05
|
|
31
|
Инструментальный концертКонцерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна
|
Знать:
-понятие инструментальный концерт;
-строение инструментального концерта.
Уметь:
-проводить интонационно-образный анализ;
-определять принципы
музыкального развития;
-называть полное имя
композитора –
А. И. Хачатурян
|
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение
|
Виды концерта: музыкальный, литреатурный, эстрадный
|
Письменное рассуждение о словах композитора и музыкаведаБ.Асафьевап: «…В музыке концерта… есть что-то от театра, дискуссии»
|
10.05
|
|
32
|
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
|
1
|
Расширение и углубление
|
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».
Симфоджаз
|
Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты.
|
Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный
|
Известные исполнители :Рапсодии в стиле блюз». Интерпретация и обработка произведения
|
Послушать «Колыбельную» из опера «Проги и Бесс»
|
17.05
|
|
33
|
Музыка народов мира
|
1
|
Расширение
и углубление знаний.
|
Углубление и расши-
рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными
музыкантами. Этно-
музыка. Популярные
хиты из мюзиклов
и рок-опер
|
Уметь:
проводить интонационно-образный анализ музыки;
выявлять жанровую принадлежность
Знать понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:
определять тембры музыкальных инструментов;
приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов
|
Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов
|
Национальные школы вокала. Национальные музыкальные инструменты
|
Подобрать музыкальные иллюстрации на тему «Современный фольклор»
|
24.05
|
|
34
|
Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер
|
1
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
|
Известныеисплнители арий из отечественных рок-опер
|
Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности»
|
|
|
35
|
«Пусть музыка звучить!»
|
1
|
Повторение и обобщение полученных знаний
|
Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства.
|
Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
|
Современные музыканты и исполнители русского фольклора. Извесстные исполнители этномузыки
|
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
|
|
|