Рабочая программа психология религии специальность: 030301. 65 (020400) Психология калининград 2010 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 1 276.46kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 1 353.7kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 2 515.48kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Интенциональная организация семейного дискурса 1 392.78kb.
Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология... 6 1077.42kb.
Сравнительная психология и зоопсихология 14 5290.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа учебная дисциплина Общая психология и педагогика 1 197.21kb.
Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение учебный предмет... 9 2633.91kb.
Опекаемые блага культуры и искусства: институты общественной поддержки 2 760.69kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа психология религии специальность: 030301. 65 (020400) Психология - страница №1/1

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г. КАЛИНИНГРАДЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

специальность: 030301.65 (020400) - Психология

КАЛИНИНГРАД

2010
Психология религии: Рабочая программа/ Автор-составитель:

Коломенский А.В., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины:
Цель: дать студентам, специализирующимся в области психологии достаточную информацию о сущности религии как специфической формы духовности, раскрыть понимание религии не только в духовном аспекте, но и социальном, охарактеризовать ее роль, как в общественном бытии человечества, так и в индивидуальной жизни человека, помочь овладеть основами духовного опыта человечества, и мировоззренческой сущности различных религий.

Задачи:


- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

- понимание современной картины мира, на основе сформированного мировоззрения;

- восприятие личности другого в свете его религиозных взглядов, установление доверительного контакта и диалога;

- убеждение и поддержка людей, принадлежащих к различным религиозным конфессиям;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - основные понятия религиоведения;

- сущность религии и ее значение для человека, общества и

культуры в целом;

- основные исторические этапы развития религии;

- основные религиозные течения современности;

Уметь: - использовать полученные религиоведческие знания

в профессиональной деятельности, межличностном общении;

- самостоятельно анализировать информацию религиозного

содержания;



Владеть: - нормами взаимодействия и сотрудничества с представителями

различных конфессий;

- религиозной толерантностью.
Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование темы дисциплины

Содержание раздела

1.

Религия как развивающийся социокультурный феномен

Конституционный принцип свободы совести как основа преподавания курса в светском высшем учебном заведении.

Основные подходы к пониманию сущности и происхождения религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический, этнографический и др. Предпосылки и условия возникновения религии как самостоятельной культурной формы. Мифология и религия. Сущность религии. Религия и другие формы культуры /наука, философия, искусство, мораль и т.д./. Структура религии. Религиозное сознание. Религиозное чувство. Феномен веры. Религиозная деятельность. Культ. Религиозные отношения. Религиозные организации. Функции религии и их эволюция. Этапы развития и классификация религий. Политеизм и монотеизм. Национально-региональные и мировые религии. Религия и атеизм.



2.

Ранние формы религиозности

Особенности мировоззрения и мироощущения: аниматизм анимизм, магия, шаманизм, фетишизм. Зоолатрия и фитолатрия. Тотемизм. Особая роль культа предков. Родоплеменные верования и культы. Влияние и проявление ранних форм религиозности в религиях современного мира.

3.

Национальные /локально-ограниченные/ религии



Единство и особенности религий Древнего Египта, Греции, Междуречья.

Синтоизм – религия и образ жизни в древней и современной Японии. «Путь богов» и формирование национального самосознания японцев.

Религия Китая. Конфуцианство: вероучение и культ. Этико-прагматический характер взглядов Кун-Цзы, их превращение в религию. Конфуцианство как государственная идеология и практика. Лао-Цзы – основатель даосизма. Идея Дао. Даосская мифология и культовая практика. Пантеон даосизма. Синкретическое единство трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма в современном Китае.

Индуизм: возникновение, эволюция, современное состояние. Основные направления традиционного индуизма – брахманизм, шиваизм, вишнуизм. Махабхарата и Рамаяна. Историко-культурная и социально-политическая роль сикхизма. Джайнизм.

Зороастризм – религия Древней Персии и предтеча современных мировых религий. Дуалистический характер зороастризма.

Иудаизм – религия еврейского народа. Первая монотеистическая религия в истории. История становления, догматика, священные книги иудаизма, культовая практика. Роль иудаизма в сохранении этнокультурной самобытности евреев в период диаспоры и в условиях обретения национальной государственности современным Израилем.



4.

Мировые религии. Буддизм.

Буддизм – наиболее древняя из мировых религий. Социокультурные и политические условия Древней Индии в период возникновения буддизма. Буддизм и брахманизм. Легенда о Будде Шакьямуни. Основы буддийского вероучения и культа. Махаяна и Хинаяна – главные течения в буддизме. Эволюция и экспансия буддизма в Индии и за ее пределы. Трипитака. Тибетская форма буддизма - ламаизм. Буддизм в России: прошлое и настоящее. Дзен-буддизм: особенности вероучения и культовой практики, влияние на культуру народов Востока и причины популярности на Западе.

5.

Мировые религии. Ислам.

Ислам – самая молодая из мировых религий. Социокультурные и политические условия Аравии в период возникновения ислама. Ислам, иудаизм и христианство. Мухаммад как исторический деятель, основатель ислама. Экспансия раннего ислама. Коран, Сунна, Шариат об исламском вероучении и культе. Обязанности мусульманина. Основные течения в исламе – суннизм и шиизм. Роль женщины в раннем, средневековом и современном исламе. Ислам и социально-политические движения в современном мире. Ислам в России: прошлое и настоящее.

6.

Мировые религии. Христианство

Христианство – крупнейшая из мировых религий. Историко-культурные условия возникновения христианства. Христианство и иудаизм. История Иисуса Христа – бога и человека. Библия: Ветхий и Новый заветы. Основы христианской догматики и культовой практики. Эволюция христианства из секты в государственную религию Римской империи. Первый и второй расколы христианства.

Католическая религия и церковь в феодальной Европе, ее влияние на политическую и духовную жизнь общества. Монашеские ордена. Инквизиция. Католицизм в современном мире. Римский папа. Город-государство Ватикан. Второй Ватиканский собор: победа реформистов над ортодоксами. Католицизм сегодня.

Протестантское направление в христианстве: особенности догматики, культа, организации. Лютеранство, кальвинизм, англиканство. Протестантские секты: история и современность. Протестантизм в России.

Православие. Политеистические дохристианские верования и культы древних славян. Крещение Руси: предпосылки, ход, последствия. Православие в допетровской Руси. Раскол в православии и возникновение старообрядчества. Православие в дворянской империи. Православие в атеистическом государстве СССР. Современное возрождение русского православия: структура, идеология, культ.

7.

Религия в современном мире

Нетрадиционные религии в современном мире. Новые религиозно-мистические движения: кришнаиты, теософско-антропософские общества, «Церковь Сатаны», церковь унификации, сайентология, церковь Последнего Завета и др. Современное сектантство.

Межконфессиональный диалог. Экуменическое движение. Экстремизм на религиозной почве. Место религии в жизни человека и общества начала третьего тысячелетия.





Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование тем дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Все-го




Модуль 1



















1.

Религия как развивающийся социо-культурный феномен

2










4

8

2.

Ранние формы религиозности

2










4

8

3.

Национальные (локально-ограниченные) религии

4










8

16




Всего по М.1.













16

32




Модуль 2



















4.

Мировые религии. Буддизм













4

8

5.

Мировые религии. Ислам













4

8

6.

Мировые религии. Христианство













8

16

7.

Религия в современном мире













4

8




Всего по М.2.













20

40




ИТОГО

8










64

72

Методические рекомендации

по организации изучения дисциплины:
А) Общие рекомендации

Внутри программы рекомендуется предусмотреть два модуля:

Модуль 1.

Включает в себя темы 1-3 в объеме 8 часов лекций и 8 часов семинаров.

В первой теме особое внимание следует обратить на анализ конституционного принципа свободы совести как основы преподавания данного курса в светском вузе. Во второй теме – на сохранение и воспроизведение в измененной форме некоторых черт первобытного религиозного сознания как в развитых религиях, так и в светской культуре. В третьей – как на наличие определенной связи между национальным характером религии и появлением националистических течений в идеологии, так и на нетождественность этих феноменов.

Модуль 2.

Включает в себя темы 4-7 в объеме 10 часов лекций и 10 часов семинаров. В четвертой теме особое внимание следует обратить на своеобразный характер буддизма как «религии без бога». В пятой – на влияние, оказанное на возникновение ислама со стороны иудаизма и христианства, на терпимое отношение традиционного ислама к представителям других религий (за исключением многобожников), в отличие от экстремистской направленности некоторых более поздних его версий (ваххабизм и т.п.). В шестой – на общечеловеческий характер нравственного кодекса христианства, а также на сходство и различие между собой главных направлений в христианстве. В седьмой – на противоречивые тенденции развития религии в современном мире – сочетания кризиса и возрождения различных ведущих конфессий. Одно из занятий этого модуля может быть проведено в виде экскурсии по храмам различных религий.

Б) Фонд оценочных средств

- текущий (по темам): устные опросы и доклады на семинарских

занятиях;

- промежуточный (по модулям): тестирование, защита рефератов,

проверка контрольных работ (для заочников);

- итоговый: зачет

В) Критерии оценок: овладение знаниями и умениями, описанными в

требованиях к результатам усвоения дисциплины.

Г) Материалы для организации занятий и осуществления оценки


Тестовые вопросы для проверки знаний по курсу
1. Укажите религию, не относящуюся к мировым:

А. Буддизм

Б. Иудаизм

В. Христианство

Г. Ислам

2. Наиболее важным критерием религии является наличие:

А. Культа (систематического выражения поклонения чему-либо)

Б. Догматов (системы неких положений, не подлежащих пересмотру

ни в коем случае)

В. Веры (т. е. эмоционально-волевого выбора чего-либо)

Г. Веры в сверхъестественное (надприродное)



3. Правильный перевод центрального термина даосизма «Дао» – это:

А. Слово


Б. Мораль

В. Зеркало

Г. Путь

4. Крещение Руси произошло в:

А. ХХ до н. э.

Б. Х до н. э.

В. Х н. э.

Г. ХХ н. э.

5. Крещение Руси произошло по решению князя:

А. Святослава

Б. Владимира

В. Ярополка

Г. Олега

6. До принятия христианства на Руси господствовали языческие культы,

в т. ч. культ бога грозы и войны:

А. Велеса

Б. Стрибога

В. Сварога

Г. Перуна

7. Христианство было принято на Руси в его:

А. Западном, римском варианте

Б. Восточном, византийском варианте

В. Северном, протестантском варианте

Г. Южном, раннехристианском варианте

8. Традиционным для России вариантом христианства является:

А. Католицизм

Б. Протестантизм

В. Православие

Г. Новоапостольская церковь

9. Основателем протестантизма:

А. Иоанн Дамаскин

Б. Мартин Лютер

В. Апостол Петр

Г. Князь Владимир

10. Часть Библии, принимаемая только христианами:

А. Книга общих молитв

Б. Наставления в христианской вере

В. Ветхий Завет

Г. Новый завет

11. Разделение православной и католической церквей произошло в:

А. IX в. н. э.

Б. X в. н. э.

В. XI в. н. э.

Г. XII в. н. э.

12. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в

искупительную жертву Иисуса Христа – это положение:

А. Православия

Б. Протестантизма

В. Католицизма

Г. Христианства

13. Движение за единство христианских церквей – это:

А. Католицизм

Б. Экуменизм

В. Старообрядчество

Г. Англиканство

14. Россия оказалась главным оплотом православия в результате:

А. Смерти Христа

Б. Великого Раскола

В. Гибели Византии

Г. Таинства Соборования

15. Реформация в Европе началась в:

А. XIV в. н. э.

Б. XV в. н. э.

В. XVI в. н. э.

Г. XVII в. н. э.

16. Христианство зародилось как одна из сект:

А. Ислама

Б. Буддизма

В. Иудаизма

Г. Адвентистов

17.Человек должен принимать веру сознательно, поэтому креститься могут

только взрослые по своему собственному выбору, а не дети по выбору

родителей, считают:

А. Православные

Б. Католики

В. Баптисты

Г. Лютеране

18. Догмат о непогрешимости папы характерен для:

А. Католицизма

Б. Протестантизма

В. Православия

Г. Всех перечисленных

19. Отвергают монашество:

А. Католики

Б. Протестанты

В. Православные

Г. Все перечисленные

20. Священная книга, как иудеев, так и христиан:

А. Книга общих молитв

Б. Священное предание

В. 95 тезисов

Г. Ветхий Завет

21. Старообрядцы – течение, отколовшееся от:

А. Всемирного Совета Церквей

Б. Католицизма

В. Первого Вселенского Собора

Г. Православия

22. Слово «нирвана» означает:

А. Пробуждение желаний

Б. Просветление желаний

В. Угасание желаний

Г. Жизнь

23. Основателя буддизма называют:

А. Будда


Б. Сидхартха Гаутама

В. Шакья Муни

Г. Всеми перечисленными именами

24. Буддизм первоначально возник в качестве одной из сект:

А. Иудаизма

Б. Брахманизма

В. Синтоизма

Г. Даосизма

25. Слово «Будда» означает:

А. Могущественный

Б. Справедливый

В. Просветленный

Г. Честный

26. Сумма всех поступков и помыслов существа во всех его предыдущих

перерождениях – это:

А. Карма


Б. Дхарма

В. Виная-питака

Г. Сутта-питака

27. Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества

между бытием и:

А. Небытием

Б. Страданием

В. Равнодушием

Г. Брахманом

28. С точки зрения буддизма, люди в своем страдании и в праве на спасение:

А. Зависят от принадлежности к определенной касте

Б. Зависят от принадлежности к определенной варне

В. Являются равными вне зависимости от принадлежности к касте и варне

Г. Зависят от воли Будды

29. Цепь перерождений – это:

А. Сансара

Б. Нирвана

В. Махаяна

Г. Мара

30. Буддой может стать:

А. Каждый

Б. Не каждый

В. Только индус

Г. Только мужчина

31. Путь буддиста – это путь:

А. Поиска наслаждений (гедонизм)

Б. Поиска страданий (аскетизм)

В. Поиска истины (средний)

Г. Отказа от поисков

32. Спастись может лишь человек, вступивший в монашескую общину –

учит такое ответвление буддизма, как:

А. Махаяна

Б. Хинаяна

В. Вьетнамский буддизм

Г. Дзен-буддизм

33. Признанным центром ламаизма является:

А. Индия


Б. Китай

В. Тибет


Г. Япония

34. Дзен-буддизм распространен в наибольшей степени в:

А. Индии


Б. Китае

В. Корее


Г. Японии

35. Буддизм – это:

А. Национальная религия

Б. Региональная религия

В. Мировая религия

Г. Индуистская религия

36. Буддизм возник:

А. До возникновения христианства

Б. Одновременно с возникновением христианства

В. После возникновения христианства

Г. В начале нашей эры

37. Основателем ислама являлся человек по имени:

А. Моисей

Б. Мартин

В. Мухаммад

Г. Мефодий

38. Слово «ислам» означает:

А. Покорность

Б. Непокорность

В. Равнодушие

Г. Неравнодушие

39. Ислам представляет собой:

А. Строгий монотеизм

Б. Нестрогий монотеизм

В. Политеизм

Г. Дуализм добра и зла

40. Ислам возник в:

А. Аравии

Б. Бразилии

В. Великобритании

Г. Греции

41. Как называется священное писание ислама?

А. Авеста

Б. Библия

В. Виная-питака

Г. Коран

42. Хадж – это:

А. Пост


Б. Пятикратная молитва

В. Пятничная молитва

Г. Великое паломничество в Мекку

43. Важнейшими течениями в исламе являются:

А. Вишнуизм и шиваизм

Б. Суннизм и шиизм

В. Махаяна и хинаяна

Г. Католицизм и протестантизм

44. Ислам возник:

А. До возникновения христианства

Б. Одновременно с возникновением христианства

В. После возникновения христианства

Г. В начале второго тысячелетия н. э.

45. Мусульманином может стать:

А. Каждый

Б. Не каждый

В. Только араб

Г. Только мужчина

46. Высшим божеством синтоизма является:

А. Аид (бог подземного мира)

Б. Аматерасу (богиня Солнца)

В. Ашторет (богиня плодородия)

Г. Артемида (богиня охоты)

47. Основателем конфуцианства был древний китайский мудрец:

А. Мен-цзы

Б. Лао-цзы

В. Кун-цзы

Г. Мао Цзэдун

48. Богом танца разрушения является в индуизме:

А. Брахма

Б. Вишну

В. Шива


Г. Кришна

49. Запрещает переливание крови религия:

А. Мормонов

Б. Свидетелей Иеговы

В. Новоапостольской церкви

Г. Баптистов

50. Первой в истории монотеистической религией является:

А. Брахманизм

Б. Синтоизм

В. Даосизм

Г. Иудаизм

51. Человеком, через которого еврейский народ получил заповеди бога

Яхве, считается в иудаизме:

А. Марк


Б. Моисей

В. Матфей

Г. Митра

52. Одной из основных священных книг синтоизма является:

А. Коран


Б. Кодзики

В. Танах


Г. Талмуд

53. Главой Русской Православной Церкви является:

А. Патриарх

Б. Пастор

В. Папа


Г. Президент

54. Принцип ахимсы (ненасилия) характерен для:

А. Буддизма

Б. Синтоизма

В. Протестантизма

Г. Католицизма

55. Принцип увэй (недеяния) характерен для:

А. Кальвинизма

Б. Лютеранства

В. Англиканства

Г. Даосизма

56. Принцип первобытной религиозности, в котором выражалось

поклонение роду (в лице мифического прародителя) – это:

А. Анимизм

Б. Шаманизм

В. Тотемизм

Г. Фетишизм

57. Принцип первобытной религиозности, в котором выражалось

одушевление всего существующего – это:

А. Анимизм

Б. Шаманизм

В. Тотемизм

Г. Фетишизм

58. Сикхизм – религиозное течение в Индии, возникшее в результате

попытки синтеза индуизма и:

А. Ислама

Б. Христианства

В. Иудаизма

Г. Конфуцианства

59. Небо – это высшее божество в религии:

А. Мусульманской

Б. Конфуцианской

В. Англиканской

Г. Лютеранской

60. Укажите термин, не относящийся к конфуцианству:

А. Жэнь (благородный муж)

Б. Ли (ритуалы)

В. Синто (путь богов)

Г. Лунь юй (беседы и суждения)

61. Что такое вера?

А. Признание существования Бога

Б. Сомнение в возможностях разума

В. Принятие информации без личной проверки

Г. Сомнение в возможностях опыта

62. Что такое религиозная вера?

А.Любое принятие непроверенной информации

Б. Признание реальности сверхъестественного

В. Отказ от каких-либо сомнений

Г. Отказ от личной проверки

63. Какой религией является фетишизм?

А. Национальной

Б. Ранней

В. Родоплеменной

Г. Мировой

64. Какой религией является тотемизм?

А. Ранней

Б. Национальной

В. Родоплеменной

Г. Мировой

65. Какой религией является индуизм?

А. Мировой

Б. Родоплеменной

В. Национальной

Г. Ранней

66. Как переводится слово «Христос»?

А. Бог


Б. Святой

В. Помазанник

Г. Сын

67. Кто из православных патриархов именуется Вселенским?

А. Московский

Б. Константинопольский

В. Иерусалимский

Г. Антиохийский

68. Как именуется храм без алтаря?

А. Собор


Б. Церковь

В. Часовня

Г. Кирха

69. Когда было установлено патриаршество в России?

А. в 1299 г.

Б. в 1448 г.

В. в 1589 г.

Г. в 1700 г.

70. Кто из царей отменил патриаршество в России?

А. Петр I

Б. Екатерина II

В. Александр III

Г. Николай II

71. Как католики именуют главную церковную службу?

А. Обедня

Б. месса

В. Литургия

Г. Вечерня

72. Как зовут нынешнего Папу Римского?

А. Иоанн XXIII

Б. Бенедикт XVI

В. Иоанн Павел II

Г. Пий IХ

73. Кто из протестантов отвергает Троицу?

А. Кальвинисты

Б. Англикане

В. Свидетели Иеговы

Г. Лютеране

74. Кто из протестантов отвергает бессмертие души?

А. Лютеране

Б. Баптисты

В. Адвентисты

Г. Кальвинисты

75. Где находится главная святыня ислама Кааба?

А. в Мекке

Б. в Иерусалиме

В. в Каире

Г. в Стамбуле

76. Как называется мусульманский храм?

А. Мазар


Б. Медресе

В. Мечеть

Г. Мусейон

77. Кто из апостолов трижды отрекся от Христа?

А. Андрей

Б. Петр

В. Павел


Г. Фома

78. Какой книгой заканчивается Библия?

А. Апокалипсис

Б. Числа

В. Деяния апостолов

Г. Судей

79. Кто из апостолов пришел к Иисусу первым?

А. Андрей

Б. Симон

В. Фома


Г. Иуда

80. В какой книге Библии содержится Декалог?

А. Бытие


Б. Исход

В.Второзаконие

Г. Числа
Темы контрольных работ
1. Религия как социокультурное явление.

2. Проблема сущности и происхождения религии: различие подходов.

3. Ранние формы верований, их эволюция и представленность в

религиозных системах современного мира (тотемизм, фетишизм, магия,

анимизм и др.).

4. Синтоизм – религия древней и современной Японии.

5. Конфуцианство как этико-политическое учение и религия.

6. Религиозно-философская система даосизма.

7. Индуизм: возникновение, эволюция, направления и современное

состояние.

8. Попытка синтеза индуизма и ислама в сикхизме, его историко-культурная

и социально-политическая роль.

9. Иудаизм – религия еврейского народа: догматика, культ, организация.

10. Дуализм добра и зла в религиях древнего Ирана (маздаизм, зороастризм,

митраизм).

11. Кризис брахманизма в древней Индии и возникновение буддизма.

Легенда о Будде. Основы его вероучения.

12. Махаяна и хинаяна – главные течения буддизма.

13. Тибетская форма буддизма – ламаизм.

14. Буддизм в России.

15. Чаньская (дзенская) форма буддизма. Ее специфика и влияние на

культуру народов Востока и Запада.

16. История возникновения и развития ислама. Роль Мухаммада как пророка

и государственного деятеля.

17. Исламское вероучение и культ. Коран. Сунна. Шариат.

18. Ислам как религия и образ жизни.

19. Основные течения в исламе – суннизм и шиизм. Секты в исламе.

20. Ислам в современном мире: тенденции модернизма и фундаментализма.

21. Ислам в России: история и современность.

22. Исторические и теоретические корни христианства. Иисус Христос.

23. Библия как историко-культурный памятник и как изложение вероучения

христиан. Христианский символ веры.

24. Эволюция христианства из секты в государственную религию Римской

империи.


25. Первый раскол христианства: причины и следствия.

26. Католическая религия и церковь в феодальной Европе.

27. Католицизм в современном мире. Ватикан. Римский папа.

28. Реформация – второй раскол христианства.

29. Протестантизм, его сущность, основные традиционные направления и

современные секты.

30. Мартин Лютер – основоположник нового течения в христианстве.

31. Жан Кальвин – теоретик и практик протестантизма.

32. Православная ветвь христианства. Специфика вероучения, культа,

организации.

33. Дохристианские верования на Руси.

34. Крещение Руси. Причины и последствия.

35. Православие в допетровской Руси (киевской и московской).

36. Раскол в русском православии в середине XVII в. Старообрядчество и его

роль в истории России.

37. Русское православие в эпоху дворянской империи (синодальный

период).

38. Религия и церковь в атеистическом государстве (СССР).

39. Современное русское православие: трудный путь возрождения.

40. Современные нетрадиционные религии и верования (теософия,

антропософия, сатанизм, кришниты, сайентология, мунисты и т.п.).

Сущность вероучения, культа, организации. Причины возникновения и

распространения.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Цель написания (контрольной работы) состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами очного (заочного) отделения проблем религиоведения. Выполнение работы способствует углублению и закреплению теоретических знаний, помогает расширить культурное пространство студентов.

В рамках программы курса религиоведения студент вправе выбрать собственную тему реферата.

Объем реферата может составлять 16 – 20 страниц.

Рукопись должна быть набрана на компьютере 14 кеглем через 1,5 интервала на одной стороне листа бумаги размером 210-297 мм.

Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей (слева от текста – 2,5 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу 2,5 см). Абзацы начинаются отступом, равном трем пробелам. Ссылки на источники приведенных в рукописи цитат следует указывать в сносках, нумерация которых должна быть порядковая и находиться на соответствующих страницах рукописи.

Реферат должен включать: титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

Вся работа должна быть пронумерована от титульного листа до последней страницы (номер на титульном листе не ставится).

На титульном листе помещаются сведения об авторе, факультете и группе. Затем предлагается план, отражающий путь исследования автора.

В основной части излагается теоретическое осмысление вопросов, сравнительный анализ существующих точек зрения данной проблематики.

Основная часть работы завершается выводами. В конце реферата приводится список использованной литературы. Рекомендуется для работы над рефератами в первую очередь использовать литературу, которая указана в данной программе. Использование иной литературы лучше предварительно согласовать с преподавателем.

Иллюстративный материал должен помогать раскрытию темы, подтверждать результаты исследования.

Вопросы к зачету

1. Сущность религии и ее структура.

2. Функции религии.

3. Классификация религий.

4. Ранние формы религиозности.

5. Синтоизм.

6. Конфуцианство.

7. Даосизм.

8. Брахманизм и индуизм.

9. Зороастризм.

10. Иудаизм.

11. Буддизм: возникновение и основы учения Будды.

12. Основные направления в буддизме.

13. Буддизм в России.

14. Мухаммад и возникновение ислама.

15. Коран. Сунна. Шариат.

16. Основные течения в исламе.

17. Ислам в России.

18. Возникновение христианства. Иисус Христос.

19. Эволюция раннего христианства. Церковь и Библия.

20. Католицизм и его эволюция.

21. Сущность протестантизма и его основные течения.

22. Возникновение и распространение православия.

23. Дохристианские верования и культы на Руси.

24. Крещение Руси.

25. Русское православие в допетровскую эпоху.

26. Русское православие в синодальный период.

27. Русское православие в атеистическом государстве (СССР).

28. Современное возрождение русского православия.

29. Нетрадиционные религии в современном мире.

30. Место религии среди других форм современной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература


1. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник / О. Ф. Лобазова; под общ. ред. В. И. Жукова. – М.: Дашков и К, 2010. 488 с.

2. Яхонтова Е. С. Социальная деятельность русской православной церкви в документах (2000-2009): учеб. пособие / Е. С. Яхонтова. – СПб: Знание, 2010. – 157 с.


б) дополнительная литература


  1. . Васильев Л.С. История религий : учеб. пособие для вузов / Л.С. Васильев. М.: КДУ, 2008. — 791 с.

  2. Введение в общее религиоведение: учебник для вузов / под ред. И.Н.

Яблокова. – М.: Книжный Дом Университет, 2008. – 472 с.

3.Гордиенко Н.С. Основы религиоведения: учеб. пособие / Н.С.

Гордиенко. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. – 152 с.

4.Ильин В.В. Религиоведение: краткий курс. / В.В. Ильин, А.С. Кармин,

Н.В. Носович. – СПб. : Питер, 2007. – 234 с.

5.Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви: в 2 т./ А.В. Карташев.

– Минск: Белорусский экзархат.: Харвест, 2007. – Т. 1, 2.

6. Писманик М.Г. Религиоведение: учеб. пособие для студентов вузов,

обучающихся по направлению «Религиоведение». / М.Г. Писманик. — М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 279 с.

7. Религии мира : слов.-справ. / ред. А.Ю. Григоренко. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

8.Религиоведение: учеб. пособие для пед. вузов/ под ред. А.Ю. Григоренко. – СПб.: Питер. 2008. – 506 с.