Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики филологического факультета. Курс «История зарубежной ли - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в... 1 134.82kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
Учебно-методический комплекс к курсу «история отечественной журналистики... 1 261.14kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Программа курса для студентов исторического факультета Москва 2006... 4 1037.19kb.
Общественное телевидение Франции в эпоху внедрения цифровых технологий 1 275.98kb.
«штерн» как тип информационного иллюстрированного еженедельного журнала 1 304.77kb.
Освещение проблем терроризма в россии и германии немецкой качественной... 1 301.16kb.
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спе 1 60.73kb.
Мобильные газеты как сегмент системы сми стран западной европы 1 339.15kb.
Учебное пособие / Доп. Умо по спец пед образов в кач-ве учеб пособия... 1 46.32kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики филологического - страница №1/6

История зарубежной литературы

Журналистика, 6 семестр,

ИС "Учебно-методический комплекс" (2 поколение)
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА И НАЧАЛА ХХI
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры. Протокол №4 от 9 декабря 2008 года

Учебно-методический комплекс составила и подготовила доцент кафедры зарубежной литературы Липская Людмила Ивановна.

Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики филологического факультета.
Курс «История зарубежной литературы второй половины ХХ и начала ХХI века» направлен на углубленное изучение основных тенденций развития литературы 70-90-х гг. ХХ века и включает в себя обширный и разносторонний материал, обусловленный сложностью и неупорядоченностью культурно-исторической ситуации, методологической перестройкой современного литературоведения.

Цель курса – выявление доминирующих направлений развития современного литературного процесса, изучение принципов рецептивной эстетики, выработка навыков ориентации в литературном пространстве конца ХХ века.

Задачи изучения дисциплины:


  • выявление и изучение «истоков», определивших современную литературную ситуацию;

  • анализ проблемы взаимодействия теоретических моделей и художественной практики в литературе конца ХХ века;

  • раскрытие специфики современной эстетики;

  • характеристика поэтики современного романа;

  • изучение индивидуальных творческих моделей;

  • усвоение теоретических знаний в рамках изучения проблем эволюции повествовательных форм в литературе ХХ века.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «

Наименование тем



Распределение часов по видам занятий

Формы контроля






Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

Индивид работа




1. Особенности развития зарубежной литературы второй половины ХХ века

2





2





Письменная работа: «Концепция образа журналиста в книге Ф.Дюрренматта»




2. Эстетика «театра абсурда»

2

Логика и абсурд в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета («Лысая певица», «Носороги»)

2

2





Собеседование по текстам




3. Школа «нового романа» во французской литературе 50-60-х годов

2

Поэтика романа М.Бютора «Изменение»

4

2





Коллоквиум (по аналогии с романом Н.Саррот «Золотые плоды») на тему: «Читали ли Вы…?»




4. Жанр философского романа в английской литературе второй половины ХХ века

2

Роман-притча У.Голдинга «Повелитель мух»

2

2





Письменная работа: «Мифология детства и демифологизация детства в зарубежной литературе ХХ в.»




5. Пути и поиски американской литературы второй половины ХХ века

2

Образ молодого героя в романе Д.Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

2

2











6. Обретение голоса: латиноамериканский роман ХХ века

2

Миф и история в романе Г.Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Новеллистика Х.Л.Борхеса


4

2





Проверка знания текстов




7. Немецкая литература второй половины ХХ века

2





2





Проверка учебных материалов




8. Литературные итоги ХХ века (проблема автора)

2

Концепция искусства в «Башне из черного дерева» Д.Фаулза (1974)

2

2





Письменная работа: «Портрет героя зарубежной литературы ХХ века»




9. Современный литературный процесс за рубежом: проблема истоков

2







2




Лекции, конспекты работ Лиотара, Делеза, Бодрийара, Д.Барта, Р.Барта, М.Фуко и др.

Литературоведение и литература: к проблеме взаимодействия теоретических моделей и художественной практики










2




10. Постмодернизм: основы теории. Повествовательные стратегии «постмодернистского» текста

2







2




Код пост-модернизма: обобщающая самостоятель-ная письм. работа (либо коллоквиум)

11. У.Эко: преодоление традиции авангарда. Проблема интерпретации

2

«Имя розы» У.Эко: поэтика современного романа

2


2




Конспект работы «Заметки на полях «Имени розы» У.Эко

12. М.Кундера: искусство романа

2

М.Кундера: теория и практика искусства романа («Бессмертие»)

4


2





Конспект работ М.Кундеры «Когда Панург перестает быть смешным», «Творцы и пауки»

13. М.Павич: литература XXI века

2

М.Павич: миры под переплетом («Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем»)

2

2





Конспект работы М.Павича «Писать во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»

14. «Недоверие к метарассказу»: наследие культуры в восприятии современности

2

Недоверие к метарассказу: интерпретация предшественников в современном романе

  • «Шекспир наизнанку»: пьеса Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

  • М.Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»: интерпретация литературного мифа

4

2





Лекции, конспекты работ. Самостоятельная работа: «Межтекстовые связи: проблема типологии»

15. Гипертекст и литература

2

Гипертекст: «Книга книг» нашего времени (Корнель П., Петрович Г., Павич М.)

2

2





Самостоятельная работа по теме «Интернет и литература»

16. Тема будущего в современной литературе

2

«Поколение Икс» Д.Коупленда: мир глазами «иксеров», или жизнь на окраине

2

2





Самостоятельная работа: «Тема будущего в современной литературе»

17. «Другие литературы»: массовая литература и современный литературный процесс

2

«Неповторимые повторения повторимого»: лики массовой культуры в современной литературе (Варгас Льоса, Пеннак, Буковски, Перес-Реверте)

2

2





Лекции, конспекты работ

Всего часов

34




34

34




экзамен


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА



Тема 1. Особенности развития зарубежной литературы

второй половины ХХ века
Характеристика литературных школ и направлений: театр абсурда, школа «нового романа», структурализм, постмодернизм. Литературные дискуссии о судьбе романа: концепция «смерти» романа. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. Роль художественной публицистики. Литературные открытия ХХ века: латиноамериканская и японская литературы. Проблема взаимодействия эстетических и этических традиций Востока и Запада. Постмодернизм: обретение своего голоса или повторение уже пройденного? Художественный мир постмодернистского романа. Понятие «интертекста». Концепция автора в зарубежном романе второй половины ХХ века. Миф, история и современность в творчестве зарубежных писателей второй половины ХХ века.
Тема 2. Эстетика «театра абсурда»
Обретение предшественников: театр А.Жарри, «театр жестокости» А.Арто. Специфика художественного мышления Э.Ионеско и С.Беккета. Экзистенциализм и «театр абсурда». Театральный эксперимент: роль условности, новые взаимоотношения сценического действия и текста, пародия на логическое мышление, недоверие к слову, трансформация образа. «Театр абсурда» и демифологизация повседневной жизни. Пьесы Э.Ионеско – «наглядное пособие по социальной патологии массового сознания». Модель героя: «человек вообще» или «человек эпохи»? Мгновения жизни и вечное одиночество героев С.Беккета в пьесе «В ожидании Годо». Финал пьесы «Лысая певица»: декларация слова как такового. Трагедия языка в «театре абсурда».
Тема 3. Школа «нового романа»

во французской литературе 50-60-х годов
Влияние идей структурализма на литературный процесс. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. Роман традиционный и «новый роман». Отказ от «истории», лежащей в основе сюжета, от интриги, конфликта, от последовательности и логичности. Критика традиционного романного героя. Персонажи «нового романа» – «существа без значения». Концепция романа у «новороманистов»: роман – «лаборатория рассказывания».

«Тропизмы» Н.Саррот. «Защитная завеса жестов и слов» в романе Н.Саррот «Золотые плоды». Образ книги и тема литературного труда в романе Н.Саррот «Золотые плоды». Мотив лабиринта в романе А.Роб-Грийе «В лабиринте». Концепция романа М.Бютора. Взаимодействие мифа и современности в романе М.Бютора «Изменение». Двойная жизнь Леона Дельмона, «человека с воображением». Метаморфозы сознания героя романа «Изменение». Образ книги: приобщение Леона Дельмона в «общему языку» культуры.


Тема 4. Жанр философского романа в английской литературе второй половины ХХ века
Генезис философского романа: культурно-исторические предпосылки развития этого жанра в английской литературе второй половины ХХ века.

Философские аспекты творчества У.Голдинга. Взаимодействие человека, природы и цивилизации в романах У.Голдинга. Концепция «добра» и «зла». Мотив «темноты человеческого сердца». Цивилизация и варварство в романе У.Голдинга «Повелитель мух». Герои романов У.Голдинга: проблема выбора. Синтез философского и художественного начал в романе «Повелитель мух». Аллегорическое начало романа.

Осмысление литературных и культурно-исторических традиций в творчестве Дж.Фаулза. Постмодернистские принципы письма в романе «Женщина французского лейтенанта». Роль автора. Концепция искусства в «Башне из черного дерева». Культурологические и литературные ассоциации, аллюзии. Два смысловых уровня: реальный и философский, мифологический, «универсальный». Интерпретация названия произведения. Повествовательная манера Дж.Фаулза в романе «Коллекционер».
Тема 5. Пути и поиски американской литературы

второй половины ХХ века
Освоение реальности: творчество Дж.Стейнбека, Д.Д.Сэлинджера, Д.Апдайка. Картина мира в романах К.Воннегута. Литература битников: поиски духовных идеалов, трагизм мироощущения, отчужденность личности.

Основные понятия древнеиндийской поэтики, воспринятые Сэлинджером. Образ молодого героя в романе «Над пропастью во ржи»: проблема самопознания и самовыражения в романе. Поиск духовного наставника. «Цикл о Глассах» – поиски идеального героя. Образ современного мира в рассказах Сэлинджера. Тема творчества и творческой личности в произведениях Сэлинджера.

Миф и современность в романе Д.Апдайка «Кентавр»: принцип отражения и мифологические параллели в романе. Метафорический смысл идеи кентавра. Особенность повествовательной манеры в романе «Кентавр»: множество ракурсов индивидуального видения. Мифология детства в романе.

Характер фантастики К.Воннегута. Авторская позиция – принципиальная «антисерьезность». Искажение картины мира в романах К.Воннегута.


Тема 6. Обретение голоса:

латиноамериканский роман ХХ века
Латиноамериканская литература – открытие ХХ века. Отражение жизни континента в творчестве А.Карпентьера, М.А.Астуриаса, Х.Кортасара, М. Варгаса Льосы, Г. Гарсиа Маркеса. Обращение к мифологическому мышлению. Литературная формула «магического реализма» - преломление действительности сквозь призму фольклорного сознания.

Миф и история в романе Г.Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Жанровое своеобразие романа. Повествовательные уровни романа: сказка, притча, «интеллектуальный фольклор ХХ века», ирония. Проблема творческого метода. Пространственно-временные отношения. Магия реальной жизни. Смысл названия романа и интерпретация финала.

Новеллистика Х.Л.Борхеса. Тема книги и творческого труда. Исходный тезис творчества Борхеса: «Весь мир – огромная библиотека». Проблема автора и читателя в «Суеверной этике читателя» и «Вавилонской библиотеке». Магия повествовательного искусства Х.Л.Борхеса.

Образ журналиста в романе М. Варгаса Льосы «Тетушка Хулия и писака».


Тема 7. Немецкая литература второй половины ХХ века
Литературная деятельность «Группы 47» – немецкий вариант ангажированной литературы. Статья Г.Р.Хокке «Немецкая каллиграфия, или Блеск и нищета современной литературы» – манифест послевоенной немецкой литературы. Тезис В.Вейрауха о так называемой «сплошной вырубке».

«Рассказы для хрестоматии» В.Борхерта – история «поколения, которое ушло, не попрощавшись». В.Кëппен – бесстрастный хроникер ХХ века. Образ послевоенной жизни в романах В.Кëппена «Голуби в траве» и «Теплица». Осмысление исторической вины в романе «Смерть в Риме». Творчество Г.Грасса: «обретение общих закономерностей в деталях». «Данцигская трилогия» Г.Грасса. Метаморфозы героя в романе Г.Э.Носсака «Дело д’Артеза». Фигура Протоколиста в романе. Образ д’Артеза – «человека, отклонившегося от нормы». Тема маски, роли и игры. Образ повествователя.


Тема 8. Литературные итоги ХХ века (проблема автора)
Конец ХХ века – преимущественно эпоха рецепции текста. Испытание «пределов» слова, языка и литературы. Новое качество литературы. Категория игры. Эстетика постмодернизма: игра с текстом, игра в тексте. Дж.Фаулз, М.Кундера – поэтика постмодернистского романа. Роль «топосов» и интертекст. Игра повествовательными технологиями («приключения письма»). «Эстетическая радость» (Ж.-П.Сартр) и «удовольствие от текста» (Р.Барт). Авторские маргиналии: Умберто Эко «Заметки на полях “Имени Розы”». Возвращение к мифу как к вечной формуле объяснения мира. Автор – совершеннейший диктатор Текста. Воспитание Идеального Читателя. Культура и литература ХХ века – огромное коммуникационное поле.
Тема 9. Современный литературный процесс за рубежом: к проблеме истоков
Граница «современности». Смысловые доминанты современной культуры. Характер преемственности «модернизм – постмодернизм». Поиски «предшественников». Уроки модернистов (Кафка, Пруст, Джойс) и их коррекция авангардом. Опыт «интеллектуального романа». «Центр и периферия» в культуре: маргинальность как фактор развития литературы ХХ века. Разнообразие «реализма ХХ века» и его значимость для развития литературы будущего. Саморефлексия литературы.

Литературоведение как экспортер теоретического дискурса. Вклад структурализма в литературный мир ХХ века. Постструктуралистское «эпистемологическое сознание». Постмодернистская теоретическая рефлексия. Переосмысление фигуры автора в литературном процессе. Место и роль художественной литературы в художественной культуре.


Тема 10. Постмодернизм: основы теории. Повествовательная стратегия постмодернистского текста
«Ситуация постмодерна»: теоретические аспекты изучения современной литературы. Кризис «истории» и «теории литературы» в современном литературоведении. «Поиски метода». Кризис детерминизма. Эстетика возвышенного. Переосмысление литературной коммуникативной ситуации. «Hониерархия». «Горизонт ожиданий». «Двойное кодирование» текста: ирония и пародия в современной литературе. Самопародия. «Авторитет письма» и интертекстуальность. «Цитатное мышление».
Тема 11. У.Эко: преодоление традиции авангарда.

Проблема интерпретации
Научное знание и творческий процесс в современной литературе. Эволюция взглядов У.Эко на проблемы читателя, текста и интерпретации. Теоретическое осмысление массовой культуры, китч и постмодерн. «Повторительное» искусство: эстетика серийных форм. Поэтика «открытого произведения». «Образцовый читатель». Границы интерпретации и «Маятник Фуко» (критическая и семантическая интерпретация).

От замысла к тексту: история создания романа «Имя розы». Метанарративная функция «заметок на полях». Самоопределение читателя в процессе интерпретации. Проблема жанровой определенности романа «Имя розы».

Аналогии и соответствия в романе У.Эко «Маятник Фуко». Пути ложной интерпретации. Магия слов и чисел.

Повествовательные принципы «Острова накануне». Мотив двойничества. Модель мира. Метафора и познание.


Тема 12. М.Кундера: искусство романа
Теория романа М.Кундеры. Проблема наследия в эволюции романного жанра. Концепция персонажа: творение индивида. Преодоление психологизма.

Искусство композиции. Тема как основа единства романа. Роман и музыка. Разнородность композиционных элементов. Два типа построения романа. Роман и идеология. Понятие морали романа. История мира и история романа. Игровая природа романа.

Проблема самоидентичности творчества: «Семьдесят три слова» М.Кундеры.
Тема13. М.Павич: литература XXI века
Поэтика «Хазарского словаря». «Словарь» и «энциклопедия» в современной культуре. Модель мира в романе: принцип бинарности. Концепция времени и пространства. Структура романа: роль предисловия. Стратегия чтения и авторские интенции. Автотекстуальность.

Тема и образ книги в романе. Автор – составитель: поиск начала. Проблема истины. Буква и смысл. Мифологическое сознание.

Идиоритмики и кенобиты: «Пейзаж, нарисованный чаем». Кроссворд как принцип повествования. Символ и знак в романе. Другие повествовательные приемы в творчестве М.Павича (карты Таро, клепсидра, гороскоп).
Тема 14. «Недоверие к метарассказу»: наследие культуры в восприятии современности
Определение «метарассказа». Код культуры и его переосмысление постмодернистским мышлением. Способы разрушения авторитета: принципы нонселекции и нониерархии. Фрагментарность повествования. Пародийное осмысление культуры. Нонклассичность постмодерна. Варианты метарассказов.

Интертекстуальность как способ существования культуры. Авторская и читательская интертекстуальность. Типы межтекстовых взаимодействий.

Восприятие литературной классики. Новый миф о Робинзоне М.Турнье. Повествовательная структура роман. Инверсия образов героев. Идейные метаморфозы.

Принципы трансформации традиционного сюжета в творчестве Т.Стоппарда. закон случайности в моделировании мира.

«История» как метарассказ, ее интерпретации в творчестве Дж.Барнса, А.Поссе, Д.Барта, У.Эко, А.Байет, Дж. Фаулза.

Миф и роман конца ХХ века. Варианты интерпретации мифа (К.Вольф, Клайв С.Льюис). Библия и литература (М.Турнье, С.Гейм, Ж.Сарамаго, Н.Мейлер).


Тема 15. Гипертекст и литература
«Текст» и роман: проблема границ повествования. Неоавангард и идея «тотального творчества». «Цитатное мышление»: поэтика «нового» текста. Литература и компьютер. Визуальная культура и литература.

Интернет как «место обитания литературы»: сетература. Автор и читатель: изменение коммуникативной ситуации в современной литературе.

Типы гипертекста: дисперсный и аксиальный. Признаки литературного гипертекста. Теория и практика нелинейного письма. Гипертекст и интертекстуальность. Автотекстуальность. Повествовательная структура романа П.Корнеля: «отсутствующая книга». Проблема единства в романе.

Линейность и способы ее разрушения в романе Г.Петровича «Атлас, составленный небом». Образ картографа. Образ книги в романах Г.Петровича и П.Корнеля. Книга – «предмет» в романе М.Павича «Ящик для письменных принадлежностей».


Тема 16. Тема будущего в современной литературе
Процесс и прогресс: переосмысление истории. Futurum imperfectum: освобождение от будущего. Отказ от завершенности: линейное и циклическое в современном повествовании.

Традиция «литературы поколений» в современном романе. «Поколение Икс» Д.Коупленда: проблема самоидентификации. Жанровые особенности «сказок для ускоренного времени». Человек в контексте цивилизации: проблема героя.

Макрабство и новый прагматизм. Маргинальность как способ существования. Эмоциональный минимализм.

Путь к настоящему в романе М.Каннингема «Дом на краю света». «Никакого завтра» - проект будущего в «Элементарных частицах» М.Уэльбека. Новые варианты утопии и антиутопии.


Тема 17. «Другие литературы»: массовая литература и современный литературный процесс
Элитарная и массовая культура. Тривиальная и массовая: проблема различия. Дж.Г.Кавелти «Изучение литературных формул». Поэтика массовой литературы: организация сюжета, типа героя.

Маскультура как сюжет литературы. Пародирование «формульных штампов» серьезной литературой: мотивы и намерения. Опыт прочтения массовой культуры в романе М.Варгаса Льосы «Тетушка Хулия и Писака». Принцип «двойного кодирования» в романе Ч.Буковски «Макулатура». Механизмы массовой культуры в романе Д.Пеннака «Маленькая торговка прозой»: секрет «идеального автора». Массовая культура и талант: анализ истории массовой литературы в романе А.Перес-Реверте «Клуб Дюма или тень Ришелье».




  1. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Образ молодого героя в романе Д.Д.Сэлинджера

«Над пропастью во ржи» (1951)


  1. Жанровая специфика произведения, ее особенности.

  2. Суть конфликта Холдена Колфилда с обществом:

а) Холден Колфилд и его семья;

б) Холден Колфилд и его сверстники в школе;

в) Холден Колфилд и учителя (поиск духовного наставника);

г) Холден Колфилд в путешествии по Нью-Йорку (смысл вопроса об утках);



д) Холден Колфилд и его отношение к литературе (комментарий к его сочинениям и записям).

  1. Язык героя, стиль писателя (художественные приемы в романе).

  2. Проблема самопознания и самовыражения в романе «Над пропастью во ржи».

  3. Интерпретация названия романа «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye).


Литература

  1. Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи.

  2. Алиханова Ю.М. Некоторые вопросы учения о дхвани в древнеиндийской поэтике // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. М., 1964.

  3. Анастасьев Н. Миры Джерома Сэлинджера // Молодая гвардия. 1965. № 2.

  4. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Д.Д.Сэлинджера. М., 1975.

  5. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.

  6. Завадская Е. Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? // Историко-филологические исследования. М., 1967.

  7. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

  8. Иткина Н.Л. Поэтика Сэлинджера. М., 2002.

  9. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк). М., 1969.


Логика и абсурд в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета

(«Лысая певица» (1951), «Носороги» (1959)

и «В ожидании Годо» (1952))


  1. Разрушение стандарта в пьесах Э.Ионеско (эстетика «театра абсурда»).

  2. Образы обывателей в пьесе «Лысая певица» (пределы человеческого понимания).

  3. Модель героя: «человек вообще» или человек эпохи? (проблема порабощеного сознания).

  4. Социальная мифология и ее разрушение в пьесе Э.Ионеско «Носороги».

  5. Прошлое – настоящее – будущее (время и пространство в пьесах абсурдистов).

  6. Мгновения жизни и вечное одиночество героев С.Беккета («В ожидании Годо»).

  7. «Связанные одной цепью»: человек и вещи в театре абсурда.

  8. «Трагедия слов» в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета (слово и недоверие к слову в театре абсурда).


Литература

  1. Беккет С. В ожидании Годо // Иностранная литература. 1966. № 10 и др. издания

  2. Беккет С. Три диалога // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.118-127.

  3. Ионеско Э. Лысая певица. Носороги.

  4. Ионеско Э. Как всегда – об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.128-139.

  5. Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. 480 с.

  6. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977. С.20-28.

  7. Дюшен И. Театр парадокса (предисловие) // Театр парадокса. М., 1991.

  8. Елистратова А. Трагикомедия Беккета «В ожидании Годо» // Современная литература за рубежом. М., 1971.

  9. Исаев С. Предисловие // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

  10. Никитин В.А. Человек, не пожелавший стать носорогом // Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. С.3-8.

  11. Орлицкий Ю. Minimum minimorum: Отсутствие текста как тип текста //НЛО. 1997. № 23.

  12. Погорелова Ж. Концепция персонажа Э.Ионеско //Динамика культурной ментальности в системе гуманитарного образования ХХI века. Тюмень: Экспресс, 2004. С. 93 - 96.

  13. Проскурникова Т.Б. Французская антидрама 50-60-х годов. М., 1968.

  14. Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета. М.: НЛО, 2002. 336.


Роман-притча У.Голдинга «Повелитель мух» (1954)


  1. Жанр философского романа в английской литературе второй половины ХХ века.

  2. Проблема нравственной сущности человека в романе У.Голдинга «Повелитель мух»:

  • дихотомия романа: непрерывный конфликт между силами света и тьмы (мотив «темноты человеческого сердца»);

  • личность цивилизованная и человек-дикарь;

  • природа общества и природа человека;

  • способ организации жизни на острове (проблема власти).

  1. Мифология детства и демифологизация детства:

  • правила игры («поиграть как следует»);

  • правила жизни («Мы англичане… Значит, надо вести себя как следует»);

  • беспредел Охоты (пробуждение охотничьего инстинкта);

  • в ожидании Зверя;

  • «одичание» детей – жертвоприношения Свиной Голове;

  • подмена ценностей (морской рог – свиной череп);

  • слово и дело (косноязычие Саймона; нарушение речи у Ральфа; говорливость собрания);

  • финал истории: огонь и слезы.

  1. Авторская позиция.


Литература

  1. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм ХХ века в противоборстве с модернизмом. М., 1984.

  2. Голдинг У. Повелитель мух.

  3. Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.

  4. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

  5. Зельченко В. Предисловие // Голдинг У. Повелитель мух. СПб, 2000.

  6. Зинде М.М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа. Автореф. уч.степ. канд.филол.наук. МГУ, 1979.

  7. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.

  8. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986.

  9. Липская Л.И. «Невозможный образ»: разоблачение стереотипов детства в творчестве М.Кундеры //Динамика культурной ментальности в системе гуманитарного образования ХХI века. Тюмень: Экспресс, 2004. С. 100 - 107.

  10. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман ХХ века. М., 1982.

  11. Ролен О. Пейзажи детства. Эссе. М., 2001. 208 с.


Роман М.Бютора «Изменение» (1957) и «школа нового романа»


  1. «Школа нового романа» во французской литературе 50-60-х годов:

а) критерии классического романа;

б) концепция романа у писателей «школы нового романа»;



в) задачи писателя-новороманиста.

  1. Структура романа (взаимодействие мифа и современности).

  2. Двойная жизнь Леона Дельмона, «человека с воображением»:

  • Леон Дельмон – Анриетта;

  • Леон Дельмон – Сесиль;

  • Леон Дельмон – пассажир поезда;

  • сны Леона Дельмона;

  • смутная метаморфоза сознания.

  1. Пространственно-временные отношения в романе (Париж, Рим, поезд, сны, видения, история, миф…).

  2. Тема книги (события пережитые и события рассказанные). Приобщение Леона Дельмона к «общему языку» культуры.

  3. «Стиль медлительности» (особенности повествовательной манеры М.Бютора в романе «Изменение»).


Литература

  1. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977. 368 с.

  2. Бютор М. Изменение.

  3. Бютор М. Размышления о технике романа // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С.398-407.

  4. Бютор М. Роман как поиск // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С.193-199.

  5. Васильева О.А. Романы Мишеля Бютора. Проблема жанра. Автореф. на соиск.уч. степ. канд. филол. наук. М., 1995.

  6. Зонина Л.А. «Новый роман» // Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60 –70-е гг.). М., 1984. С.59-94.

  7. Натали Саррот: исследователь тишины /Пер. с фр. Л.Липской //Литература русского зарубежья. Ч. III. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1995. С. 55 - 60.

  8. Науман М. Первые шаги «нового романа»: самоупразднение буржуазного романного героя. Натали Саррот и Ален Роб-Грийе. Мишель Бютор // Науман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984.

  9. Плесень в литературе. Из открытого письма Пьера де Буадеффра Алену Роб-Грийе // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С.106-112.

  10. Роб-Грийе А. О нескольких устаревших понятиях // Называть вещи своими именами. М., 1986. С.112-119.

  11. Саррот Н. Эра подозренья // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С.312-320.



Миф и история в романе Г.Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967)


  1. Интерпретация термина «магический реализм».

  2. Жанровая полифония романа «Сто лет одиночества».

  3. Тематическое своеобразие (история, миф, насилие, отсталость, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия…).

  4. Особенности повествовательной манеры (сказка, притча, литературные ассоциации, ирония).

  5. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо.

  6. Пространственно-временные отношения в романе.

  7. Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя.

  8. Магия реальной жизни: люди и вещи в романе («вещи – они тоже живые, надо только уметь разбудить их душу»).

  9. Художественные приемы.

  10. Проблема традиций и новаторства (контекст латиноамериканский и европейский).


Литература

  1. Г. Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.

  2. Г. Гарсиа Маркес о литературе, о себе, о своем творчестве // Вопросы литературы. 1980. № 3.

  3. Земсков Н.Г. Г.Маркес. М., 1989.

  4. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983 (Глава 8. Буэндиа, Макондо, мир). с. 331 - 404.

  5. Петровский И.М. Проблемы поэтики Гарсиа Маркеса (на материале романа «Сто лет одиночества») // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. МГУ, 1989. С.81-95.

  6. Рощин М. Призма Г. Гарсиа Маркеса // Иностранная литература. 1980. № 7.

  7. Столбов В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) // Столбов В. Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). М., 1985. С.269-318.

  8. Тертерян И. Человек мифотворящий. М., 1988.

  9. Ялтов В. Фантазия и реальность в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса // Г.Гарсиа Маркес. Недобрый час. М., 1975.



Концепция искусства в «Башне из черного дерева» Д.Фаулза (1974)


  1. Литература и живопись: прошлое и настоящее этих видов искусства. Искусство слова – искусство кисти: спор о путях развития современного искусства.

  2. Джон Фаулз – «литературный коллекционер», «английский Набоков» (к проблеме литературных влияний).

  3. Литературные ассоциации, аллюзии в «Башне из черного дерева».

  4. Дэвид Уильямс – Генри Бресли: два взгляда на искусство (позиция автора).

  5. Два смысловых уровня: реальный и философский, мифологический, «универсальный».

  6. Образ Котминэ – «мир материализовавшегося искусства».

  7. Женские образы: Диана и Энн.

  8. Художественные приемы (описания, детали, ассоциации, диалог…).

  9. Интерпретация названия произведения.


Литература

  1. Фаулз Д. Башня из черного дерева // Иностранная литература. 1979. № 3.

  2. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.

  3. Дмитриева Н. Слово и изображение // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

  4. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984. С.456-459.

  5. Кабанова И.В. О некоторых проблемах современного искусства в «Башне из черного дерева» Джона Фаулза // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. Саратов, 1983. С.90-102.

  6. Михальская Н.П. Взаимодействие литературы и живописи в истории культуры Англии // Традиция в истории культуры. М., 1978.

  7. Шевелева А. Жанровый код романа Дж.Фаулза «Червь» //Динамика культурной ментальности в системе гуманитарного образования ХХI века. Тюмень: Экспресс, 2004. С. 82 - 88.

Классика и современность:

способы воспроизведения и формы восприятия.
1. «Шекспир наизнанку»: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т.Стоппарда
«Обычные вещи, сэр, но только наизнанку»
«Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность»
«Правдиво только то, что принимается за правдивое»
«Это довольно изощренная пытка, когда тебе велят войти, а куда пустят, не говорят…»
«Проблем не было, каждый знал, кто я такой»

«Колеса завертелись, и теперь у них своя скорость, на которую мы обречены»

«- И это то, что как раз нужно публике?

- Это то, на что мы способны, сэр»

Т.Стоппард.


  1. Классика и современность: способы воспроизведения и формы восприятия. Поэтика названия.

  2. Игра в реальность: мир, слово, человек.

  3. Проблема ориентации героя: поиски выхода (Шекспир – Беккет – Стоппард).

  4. Проблема самоидентификации:

    герой - герой

    герой - читатель

    Стоппард - Шекспир

    - Это уже не он, знаешь?

    - Сейчас он - это я.

    - Тогда кто я?

    - Ты - это ты?

    - А ты - это он?

    - Почти.

  5. Проблема универсума: космос и хаос (надежда и абсурд в жизни героев Стоппарда).

  6. «Театр в театре»: правило «третьего текста» («…Это такой прием… это схема, с ее помощью мы делаем происходящее более или менее понятным». Стоппард).

  7. Тема судьбы: случайное и закономерное, жизнь и смерть.


Литература

  1. Шекспир В. Гамлет.

  2. Беккет С. В ожидании Годо.

  3. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы // ИЛ.1990. № 4.

  4. Фридштейн Ю. Розенкранц, Гильденстерн и другие // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. М.: Азбука, 2000. С. 301-312.

  5. Толмачева Л.Ф. О стиле современной английской драмы // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. № 1. 1974. С. 41-49.

  6. Ямпольский М. Геральдическая конструкция и принцип «третьего текста» // Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1993. С. 68-90.

  7. Шихзаманова О. Тайна второстепенного персонажа // Театр. 1979. №10.


2. М.Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб» (1967):интерпетация литературного мифа
«Во мне зарождается новый космос. Но зарождающийся космос зовется хаосом»

Турнье М. Пятница или Тихоокеанский лимб.


«…высшее достижение искусства состоит в умении творить новое, облекая его в форму уже виденного»

Турнье М. Ветер-утешитель.


«Единообразие означает: единообразно само бытие, двойственно его выражение»

Делез Ж. Различие и повторение.


«Научный метод есть форма защиты от чистого чувства страха»

Стоппард. Розенкранц и Гильденстерн мертвы.




  1. Диалог культур в романе М.Турнье: варианты интерпретации традиции современной культурой.

  2. Повествовательная структура романа: уровни постижения реальности в тексте.

  3. Поэтика названия: отступление от традиции или новое содержание при старой форме.

  4. Принцип антиципации: роль предисловия.

  5. Идентификация героя:

а) «я – другое»:

  1. Робинзон Дефо – Робинзон Турнье;

  2. Робинзон – Пятница;

  3. Робинзон – Сперанца;

б) «я – я»: осознание превращения «я» в «не-я». Эволюция героя;

в) оппозиция «хозяин – слуга» и ее мутация.



  1. «Среда обитания»: образ Сперанцы (территория – мать – супруга – «новая эра»).

  2. Отрицание времени: «будущее было вчера». Понятие «лимба».


Литература

  1. Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. М.: Радуга, 1992.

  2. Дефо Д. Робинзон Крузо.

  3. Турнье М. Элеазар, или источник и куст // ИЛ. 1997. № 2.

  4. Ржевская Н. Новый миф о Робинзоне // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. М.: Радуга, 1992. С.5-18.

  5. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика. М., 1989. С.101-136.

  6. Делез Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб: Амфора, 1999.


«Имя розы» У.Эко: поэтика «современного романа»
«…Высшая мудрость в этот момент заключается в том, что ты узнал слишком поздно. Понимать все, когда уже нечего понимать»

У.Эко. Маятник Фуко.


«Единственно полезная истина – это орудия, которые потом отбрасывают»

У.Эко. Имя розы.


«Автор по произволу мешает объем читательской памяти и может заставить аудиторию вспомнить то, что ей было неизвестно»

Ю.М.Лотман. Среди мыслящих миров.




  1. «Как писать роман»: маргиналии автора

  • поэтика названия;

  • «творение мира»;

  • выбор сюжета.

  1. «Маски автора». Роль рассказчика: мир «устами» Адсона.

  2. Проблема жанра: смысл жанровых исканий. Цитата, аллюзия, реминисценция, символ.

  3. Смысловые метаморфозы лабиринта: библиотека и библиотекарь.

  4. «Границы» истины: смысл поиска смысла (образ Вильгельма).


Литература

  1. Эко У. Имя розы // ИЛ. 1988. № 8-10.

  2. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // ИЛ. 1988. № 10. С.88-104.

  3. Эко У. Два типа интерпретации // НЛО. № 21. 1996. С.10-22.

  4. Эко У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.

  5. Эко У. Средние века уже начались // ИЛ. 1994. № 4. С.259-268.

  6. Книги, о которых говорят. Маятник Фуко – маятник Эко… // ИЛ. 1989. № 10. С.223-225.

  7. Иванов В.В. Огонь и роза / Вступ. статья к роману У.Эко «Имя розы» // ИЛ. 1988. № 8. С.3-7.

  8. Ильин И. Авторская маска // Современное зарубежное литературоведение. М., 1996. С.192-194.

  9. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта. Послесловие к роману У.Эко «Имя розы». СПб. 2000.

  10. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. М.,1989.

  11. http://www.Eco’s Home Page

  12. http://www.cuderver.edu/~mzVder/itc data/eco/eco.html.

  13. Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко // ИЛ. 1994. № 4. С.269-274.

  14. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск, 2000.

М.Павич: миры под переплетом

(«Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем»)
«Только тот, кто сумеет в правильном порядке прочесть все части книги, сможет заново воссоздать мир»

Павич. Хазарский словарь


«В нашем распоряжении уже столько истин, что если в один прекрасный день кто-то соберется выискивать истины и в снах, я скажу, что уж точно пришли антихристовы времена»

«…и все-таки чем больше я думаю о твоем сне, тем больше нахожу в нем смысла. Именно для себя, а не для тебя. Ты извини, что я пользуюсь твоими снами для подтверждения собственных гипотез…»

Вильгельм / «Имя розы» У.Эко.
«Сон – это писание. А многие писания не больше чем сны»

У.Эко. Имя розы.


«Тому, кто приходит к концу пути, путь больше не нужен, поэтому он ему и не дается»

М.Павич. Хазарский словарь.




  1. Особенности повествования М.Павича:

  • композиция романов: разграничение на части, книги, главы; проблема структурного единства;

  • повествовательные приемы: дискретность, соединительные мотивы;

  • роль «указателей слов», оглавлений, предисловий и послесловий;

  • автотекстуальность Павича.

  1. Модель мира: концепция времени и пространства в романах:

  • реальное – нереальное; явь – сон (С.54-56);

  • прошлое – настоящее – будущее;

  • левое – правое (С.55);

  • пространство мира – пространство книги;

  • язык – буква (С.77-78).

  1. Человек и мир: обретение единства:

  • Символические образы (вода, ночь, молчание, язык, соль, волосы и т.д.);

  • «Ищущий» и «знающий»;

  • Мужчина и женщина;

  • Идиоритмики и кенобиты;

  • «Сновидец» и герой сна.


Литература

  1. Павич М. Хазарский словарь // ИЛ. 1991. № 3.

  2. Павич М. Вечность и еще один день. Пьеса // ИЛ. 1995. № 7.

  3. Павич М. Пейзаж, нарисованный чаем.

  4. Павич М. Ящик для письменных принадлежностей.

  5. Павич М. Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре.

  6. Павич М. Стеклянная улитка. Рассказы.

  7. Кузнецов И. Регулярный парк сновидений (по следам М.Павича) // ИЛ. 1995. № 12. С.223-234.

  8. Кузнецов И. О Милораде Павиче, который действительно существует // Новый мир. 1997. №11. С.232-237.

  9. Слащева М.А. Мифологическая модель мира в постмодернистской прозе М.Павича // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1997. № 3. С.43-59.

  10. Михайлович Я. Павич и гипербеллетристика // Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. СПб.: Азбука, 2000. С.171-181.

  11. Радамански Д. Гомологон человеческой души // Там же. С.182-188.

  12. Сайт о творчестве М.Павича: http://www.khazars.com.

  13. www.rastko.org.yu/knjizevnost/pavic


М.Кундера: теория и практика искусства романа («Бессмертие»)
«Все, о чем можно помыслить, не должно теперь исключаться из романного искусства»

Кундера М. Творцы и пауки.


«Самое существенное в романе как раз то, чего нельзя сказать иначе, чем романом»

Кундера М. Бессмертие.


«Хотя бессмертие и возможно заранее моделировать, манипулировать им, подготавливать его, оно никогда не бывает таким, каким было запланировано»

Кундера М. Бессмертие.


«Человек может покончить с жизнью. Но не может покончить с бессмертием. Как только бессмертие погрузит вас на корабль, вам уже не сойти с него…»

Кундера М. Бессмертие.




  1. Тема и роман: композиционные принципы («относительная автономность частей», «нарушение единства действия», принцип «фуги», тематические мотивы, «горизонтальное» и «вертикальное» чтение).

  2. Роман и идеология.

«Изобретение юмора». Роман и мораль. История романа и История. Импровизация и композиция.

  1. «Бессмертие»:

  1. Герои «истории»: Аньес и Лора, Поль, профессор Авенариус.

  2. «Бессмертие» – доминирующие повествовательные линии:

  • история Аньес, Лоры, Поля (1, 3, 5, 7 части);

  • история взаимоотношений Гете и Беттины (2, 4 части);

  • «Невыносимая легкость бытия» Рубенса (5 часть).

Мажорные и минорные темы.

  1. Повествовательные «переходы». «Совпадения, творящие историю». «Теория случайностей» и романический сюжет.

  2. Темы романа:

  • современность и модернизм;

  • образ / имидж (жест, шляпа Бетховена, диплом «стопроцентного осла»);

  • романтизм и либертинаж; homo sentimentalis;

  • бессмертие (Гете и Хемингуэй), «смешное бессмертие».

  1. персонаж. «Внешний» и «внутренний». Проблема индивидуальности. Персонаж и тема.


Литература

  1. Кундера М. Бессмертие // ИЛ. 1994. № 10.

  2. Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе. СПб., 2004.

  3. Кундера М. Семьдесят три слова. Эссе // Урал. 2001. №5. С.161-177.

  4. Кундера М. Ненужное наследие Сервантеса. Эссе. // Урал. 2001. №12. С.219-227.

  5. Кундера М. Когда Панург перестанет быть смешным // ИЛ. 1994. № 7. С.196-209.

  6. Кундера М. Творцы и пауки // ИЛ. 1997. № 10. С.203-214.

  7. Кузнецов И. Бессмертие путника. М.Кундера и И.Кальвино среди любимых призраков // ИЛ. 1995. №6. С.207-210.

  8. Кузнецов С. История одного жеста // ИЛ. 1995. № 6. С.211-214.

  9. Бусыгин И.М. «Взыскующий бессмертие» (политик в зеркале великого романа) // Полис: политические исследования. 1999. №2.

  10. Шпаков В. Тема с вариациями. О книге М.Кундера «Вальс на прощанье» // Октябрь. 2000. №6.

  11. Шерлаимова С. Философия жизни по М.Кундера // Вопросы литературы. 1998. Вып.1.

  12. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., Ad Marginem, 1999. (Дереальность; Изгнание из воображаемого, Непознаваемый; Образ; Понять; Скрывать; Случайности; Сцена)

  13. Кольхауэр М. Роман и идеология. Точки зрения // НЛО. 1995.

№ 15.

Гипертекст: «книга книг» нашего времени

(Корнель П. Пути к раю; Петрович Г. Атлас, составленный небом; Павич М. Ящик для письменных принадлежностей)
«…Каждый текст конструируется как мозаика цитации, каждый текст есть поглощение и трансформация другого текста. На место понятия интерсубъективности ставится понятие интертекстуальности, и поэтический текст прочитывается, по крайней мере, как двойной.

Kristeva J. Séméotike.


«Все книги расплетутся – и страницы их, плавно кружась, сплетутся в новой и единственной Книге»

Малларме С.


«У этой книги есть необычайное свойство: вычитанные в ней мысли легко забываются, а когда вновь приходят на ум, их уже не находишь там, где им положено быть. Кажется, за время твоего отсутствия кто-то перетасовал страницы. Или написал их заново»

Монтень.
«Книги – это ум в картинках»

Павич М.
«Все книги, как бы различны они ни были, состоят из одних и тех же элементов: расстояния между строками и буквами, точки, запятой, двадцати двух букв алфавита»

Борхес Х.Л.


«В процессе создания текста писатель одновременно из огромного числа данных ему материалов (традиции, ассоциации, предшествующее собственное творчество, тексты окружающей жизни и проч.) создает некий канал, через который пропускаются возникшие в его творческом воображении новые тексты, проводя их через пороги трансформации и увеличивая их смысловую нагрузку за счет неожиданных комбинаций, переводов, сцеплений и т.д. Когда в результате этого складывается структурно организованное динамичное целое, мы говорим о появлении текста произведения»

Лотман Ю.М. Текст в процессе движения.


«Я хочу хорошую историю, с началом, серединой и концом»

Розенкранц / Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы.




  1. Гипертекст: осмысление понятия в современной науке.

  2. Типы гипертекста.

  3. Гипертекст и литература: к вопросу истории явления. Нелинейный роман.

  4. Реализация проекта: «отсутствующая книга» П.Корнеля

  • «история» книги: роль предисловия;

  • структура романа: проблема повествовательного единства;

  • «ряд связей»: тематические «пассажи» («центр – периферия», лабиринт, сакральность, книга, «объективный случай» и др.).

  1. Роман с «картинками» Г.Петровича:

  • «линейность» и способы ее разрушения: особенности структуры;

  • роль примечаний и иллюстраций;

  • образ картографа, карточной игры, зеркала;

  • модель мира: сон – явь, реальное – нереальное, правда – ложь;

  • «герои» истории: человек и мир в поисках друг друга;

  • тема Пустоты.

  1. Книга-«предмет»: «Ящик для письменных принадлежностей» М.Павича

  • паратектсуальность: «кодирование» текста (содержание, название глав, схемы);

  • структурный принцип и «история»: творение «рассказа»;

  • герои «истории»: обретение и потеря «себя» и «другого»;

  • «бинарность мира»: единичное – множественное, левое – правое, день – ночь, сон – явь;

  • уроки о забывании языка: память и истина.

  1. Образ книги в романах Корнеля и Петровича: пути творчества.

  2. «Цитатное мышление»: новые формы познания и литература.


Литература

  1. Петрович Г. Атлас, составленный небом // ИЛ. 1997. №6.

  2. Корнель П. Пути к раю // ИЛ. 1999. №5.

  3. Павич М. Ящик для письменных принадлежностей

  4. Баранов О. Гипертекстовая субкультура // Знамя. 1997. № 7. С.202-205.

  5. Визель М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // ИЛ. 1999. № 10. С.169-177.

  6. Долгоруков Ю.М. Развитие образования в условиях информатизации общества // Вестник Московского университета. Сер.18. 1999. № 4.

  7. Извозчиков В.А., Потемкин М.Н., Тумалева Е.А. Картина мира как внутри- и междисциплинарный гипертекст // Наука и школа.1998. № 5.

  8. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна… // НЛО. 1998. № 32. С.29-45.

  9. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // НЛО. 1998. № 32.

  10. Книга и/или компьютер <литературный гид> // ИЛ. 1999. № 10. С.166-187.

  11. Эпштейн М. Книга, ждущая автора // ИЛ. 1999. № 5. С.217-228.

  12. Попов Е. Отсутствие отсутствия // ИЛ. 1999. № 5. С.213-216.

  13. Михеев А. Вокруг, около и вместо // ИЛ. 1999. № 5. С.156-159.


Недоверие к метарассказу: интерпретация предшественников в современном романе
«История – один из побочных результатов возникновения письменности»

Ю.Лотман.


«Правдоподобное – это то, что соответствует общественному мнению»

Р.Барт.
«Ацтеки тщательно изучили все эти предметы и, применив дедуктивный метод, составили себе представление о мире бледнолицых. Он показался им малопривлекательным»

А.Поссе. Райские псы.

«Беспомощность ученого перед лицом непроницаемого невежества»

А.Поссе. Райские псы.
«…независимый мечтатель в эпоху, когда любые безумства тщательно готовятся церковью…»

А.Поссе. Райские псы.


«Смысл уже больше не является вопросом общепризнанной реальности»

Д’Ан.



  1. «Метарассказ» в современном романе: «великие исторические события» и «мы». Варианты метарассказа.

  2. Пародия, пастиш, ирония: способы переосмысления «источника» в современной культуре.

  3. Концепция истории в романе Дж. Барнса «История мира в 10 1/2 главах»

  • интерпретация библейского мифа в романе;

  • композиция романа: проблема смысловой целостности;

  • принцип «фабуляции»: история и антиистория в романе.

  1. Правда и вымысел в романе А.Поссе «Райские псы».

  • структура романа: роль хронологий;

  • картина мира: игра с пространством и временем в романе.

  1. «Игра в осколки» в романе П.Акройда «Повесть о Платоне»: проблема восприятия прошлого в романе.


Литература

  1. Поссе А. Райские псы // ИЛ. 1992. №8,9.

  2. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С.382-400.

  3. Ильин И. Постмодернизм как концепция «духа времени» конца ХХ века // Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С.198-234.

  4. Лиотар Ж.Ф. Утрата легитимности // Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М., 1998. С.93-100.

  5. Затонский Д.В. Постмодернизм: гипотезы возникновения // ИЛ. 1996. №2. С.273-283.

  6. Богомолова Н. Абель Поссе: новые времена, новые лидеры // ИЛ. 1991. № 10. С.198-203.

  7. Ишимбаева М. Переосмысление традиций // ИЛ.1995. №9.

  8. Круглый стол «Феномен Джулиана Барнса» //ИЛ. 2002. №7.

  9. Кузнецов С. 7 и 1/2 замечаний о романе Джулиана Барнса //ИЛ. 1994. №7. С. 244 - 248.


«Поколение Икс» Д.Коупленда: мир глазами «иксеров», или жизнь на окраине
«Я сказал как-то, что рассматриваю пребывание в этом районе в качестве материала для будущих историй, которые можно будет рассказать в той, другой жизни, которая обязательно придет. <…> Клэр смерила меня скептическим взглядом и сказала: «Вера в будущее – довольно сомнительная добродетель…»

Каннингем. Дом на краю света.


«Гильденстерн:

- Мы можем дышать. Можем отдыхать. Можем делать и говорить, что хотим и кому хотим без ограничений.

Розенкранц:

- Конечно в разумных пределах»

Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы.
«Расскажи мне <свою тайну>. Возможно, сам того не зная, ты сумеешь мне помочь»

Коупленд Д.




  1. Содержание формы: особенности повествовательной структуры.

  2. «Поколенческий срез» конца века: принцип многослойности.

  3. «Человек как проект»: тема будущего

  • оппозиция временное – настоящее;

преходящее – подлинное;

  • образ «непрекращающегося настоящего»;

  • образ будущего: «остановите историю».

  1. Эмоциональный минимализм: непреодоленное одиночество/непреодолимое одиночество. Кризис середины молодости.

  2. Отцы и дети: в поисках понимания. Дети как «воплощение проекта».

  3. В поисках пространства: место как время.

«… в этом кошмар и привлекательность долгого путешествия. Вы с поразительной быстротой теряете связь со своим прошлым,… мы уже почти полностью выпали из нашей прошлой жизни и потеряли ощущение будущего»

  1. «Самообъяснение героев»: «в этой жизни мы так и движемся: от фразы к фразе».


Литература

  1. Коупленд Д. Поколение Икс // ИЛ. 1998. № 3.

  2. Каннингем М. Дом на краю света // ИЛ. 1997. № 8-9.

  3. Уэльбек М. Элементарные частицы // ИЛ. 2000. № 10.

  4. Антоненко С. «Поколение, застигнутое сумерками» // Новый мир. 1999. № 4. С.176-185.

  5. Визель М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана // ИЛ. 1999. № 10. С.169-177.

  6. Кормильцев И. Поколение Икс: последнее поколение? // ИЛ. 1998. № 3. С.226-234.

  7. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // ИЛ. 1998. № 3. С.99-107.

  8. Генис А. Вавилонская башня // ИЛ. 1996. №6. С.206-253.

  9. Фуко М. История // Фуко А. Слова и вещи. СПб.,1994. С.385-391.

  10. Цветков А. Futurum imperfectum // ИЛ. 1997. №1. С.225-233.

  11. Каганский В. Вопросы о пространстве маргинальности // НЛО. 1999. №37.


«Неповторимые повторения повторимого»: лики массовой культуры в современной литературе

(М.Варгас Льоса, Д.Пеннак, Ч.Буковски и др.)
«…Итак, счастье зависит не от самих вещей, но от того мнения, которое мы о них составили. К вещам доступ труден, даже к самым легким, вроде грамматики, а мнения усваиваются легко и просто, и их одних с избытком хватает для достижения счастья»

Эразм Роттердамский. Похвала Глупости.


«Воображение – это нос черни. За этот-то нос ее можно водить когда угодно и куда угодно»

Э.По.
«Количество рекламных роликов, которое американские дети успевают увидеть по телевизору к 18 годам: 350 000.

То же количество, выраженное в днях (средняя продолжительность – 40 секунд): 160,4»
«Повторение, стыдящееся самого себя, - такова массовая культура в ее выродившейся форме»

Р.Барт. Удовольствие от текста.

«Эта упорядоченность мира, где его герою все удавалось, успокаивала…»

Пеннак



  1. Сближение миров: элитарная и массовая литературы в современном мире. «Культурный» обмен центра и периферии.

  2. Упорядоченный мир стереотипов: поэтика массовых жанров. Маскультура как сюжет.

  3. «Взгляд со стороны»: образ маскультуры в современной литературе.


Обобщающая таблица гипертекстуальных практик по Ж.Женнету


Режим

игровой

Сатирический

Серьезный

Отношения

Трансформация

пародия

Травести

Транспозиция

Имитация

пастиш

Шарж

Копия-подделка


Варгас Льоса М. Тетушка Хулия и Писака

  1. Писатель и Писака: проблема различия.

  2. Повествовательная структура романа: принцип дискретности.

  3. Роль тематических «перекличек»: реальность и иллюзия в романе.

  4. «Логика письма»: стереотип, лишенный порядка (гл. 12, 14, 16).

  5. «Индустрия культуры»: обнажение технологии.


Буковски Ч. Макулатура

  1. «Отрицание отрицания»: «Макулатура» как способ уничтожения маскультуры (двойное кодирование).

  2. Прием пародии в романе (сюжет, герой, жанр).


Пеннак Д. Маленькая торговка прозой

  1. Идеальный автор (Ж.Л.В.).

  2. Способ творчества – формы восприятия: механизмы культуры.

  3. «Как написать роман»: секрет популярности Пеннака.


Итог

  1. Почему романы приводят образ «маскультуры» к саморазрушению?

  2. Каков тип «отношения» данных текстов к культуре массового общества: подражание, пародирование, имитация и т.д. (см. Женнета)?

  3. В чем сходство и отличие каждого из текстов с «прообразом»?


Литература

  1. Варгас Льоса М. Тетушка Хулия и Писака (1977) // ИЛ. 1979. № 11.

  2. Пеннак Д. Маленькая торговка прозой. СПб: Северо-Запад, 1995.

  3. Буковски Ч. Макулатура // ИЛ. 1996. № 1.

  4. Михеев А. «Мак Культура» // ИЛ. 1996. № 1. С.226-231.

  5. Вайль П. Похвальное слово штампу или родная кровь // ИЛ. 1996. №1. С.232-234.

  6. Генис А. Хоровод. Заметки на полях массовой культуры // ИЛ. 1993. № 7.

  7. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // НЛО. № 22. 1996. С.33-64.

  8. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // НЛО. № 22. 1996. С.92-97.

  9. Ванштейн О. Розовый роман как машина желаний // НЛО. № 22. 1996. С.303-330.

  10. Валикова Д. Массовая литература: в рамках и за рамками жанров. // http://advsoft.1september.ru/lit/2001/13/no13_1.htm

  11. Козлов С. Социология литературного успеха (от редактора) // НЛО. 1997. №25.

  12. Корнев С. Выживание интеллектуала в эпоху массовой культуры. http://kornev.chat.ru/vyzh_int.htm

  13. Дубин Б. Сюжет поражения // НЛО. 1997. №25.

  14. Дубин Б. Средняя литература для среднего человека. // www/russ/ru/krug/20010911/html

  15. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998. С.155-169.

  16. Лотман Ю. Понятие границы // Лотман Ю. Среди мыслящих миров. М., 1996. С.175-192.

  17. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема. // Избранные статьи: В 3т. Таллинн, 1992, Т.1. С. 206-215.

  18. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М., 1996 (см. гл. «Горизонт ожидания», «Двойной код», «Эпистемологическая неуверенность», «Нонселекция»).

  19. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. http://ons.rema.ru:8100/1998/6/11.htm

Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры. // http://www.philosophy.ru/iphras/library/aesthvosp/03.htm


СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ


1 часть


  1. Апдайк Д. Кентавр.

  2. Беккет С. В ожидании Годо // Иностранная литература. 1966. № 10. Ионеско Э. Лысая певица. Носороги.

  3. Борхес Х.Л. Новеллы.

  4. Бютор М. Изменение. Саррот Н. Золотые плоды. Робб-Грийе А. В лабиринте.

  5. Варгас Льоса М. Тетушка Хулия и Писака.

  6. Воннегут К.. Времятрясение.

  7. Вольф К. Кассандра // Иностранная литература. 1986. № 1. Медея // Иностранная литература. 1997. № 1.

  8. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.

  9. Голдинг У. Повелитель мух.

  10. Грасс Г. Жестяной барабан. Шлинк Б. Чтец.

  11. Зюскинд П. Парфюмер.

  12. Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи. Рассказы.

  13. Фаулз Д. Башня из черного дерева // Иностранная литература. 1979. № 3. Женщина французского лейтенанта. Коллекционер.

2 часть



  1. Эко У. Имя розы. Маятник Фуко //ИЛ. 1995. № 7, 8. Остров накануне //ИЛ. 1999. № 2, 3. Баудолино.

  2. Кундера М. Шутка (1967) //ИЛ. 1990. № 9, 10. Смешные любови (1968). Вальс на прощание (1970). Книга смеха и забвения (1978). Невыносимая легкость бытия (1984) //ИЛ. 1992. № 5, 6. Бессмертие (1990) //ИЛ. 1994. № 10. Неспешность (1995) //ИЛ. 1996. № 5. Подлинность (1997) Неведение (2000).

  3. Павич М. Пейзаж, нарисованный чаем. Хазарский словарь. Последняя любовь в Константинополе //ИЛ. 1997. № 7. Ящик для письменных принадлежностей. Стеклянная улитка //ИЛ. 1999. № 10. Семь смертных грехов. Уникальный роман.

  4. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда //ИЛ. 1993. № 11. Барнс Дж. Попугай Флобера. Фаулз Дж. Мантисса. Байетт А. Обладать. Каннингем М. Часы //ИЛ. 2000. № 9. Голдинг У. Бумажные людишки.

  5. Акройд П. Процесс Элизабет Кри //ИЛ. 1997. № 5. Поссе А. Райские псы //ИЛ. 1992. № 8, 9. Этвуд М. Та самая Грейс //ИЛ. 1999. № 4. Фаулз Д. Червь. Зюскинд П. Парфюмер. Голдинг У. Двойной язык.

  6. Барнс Дж. История мира в 10 1/2 главах //ИЛ. 1994. № 1. Барт Джон. Химера. Гейм С. Агасфер //ИЛ. 1994. № 9. Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы //ИЛ. 1990. № 4. Стоппард Т. Травести (1975) //ИЛ. 2000. № 12. Турнье М. Элеазар, или Источник и Куст //ИЛ. 1997. № 2. Акройд П. Повесть о Платоне //ИЛ. 2001. № 9. Рансмайр Кр. Последний мир. С Овидеевым репертуаром.

  7. Бредбери М. Профессор Криминале //ИЛ. 1995. № 1. Бредбери М. В Эрмитаж! Кундера М. Неспешность. Кутзее М. Бесчестье.

  8. Корнель Питер. Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи //ИЛ. 1999. № 5. Петрович Г. Атлас, составленный небом //ИЛ. 1997. № 6. Де Боттон А. Утешение философией. Де Боттон А. Динамика романтизма.

  9. Коупленд Д. Поколение Икс. Сказки для ускоренного времени //ИЛ. 1998. № 3. Коупленд Д. Пока подружка в коме. Уэльбек М. Элементарные частицы //ИЛ. 2000. № 10. Возможности острова. Каннингем М. Дом на краю света //ИЛ. 1997. № 8 - 9. Избранные дни. Лу Э. Наивно. Супер. Лу Э. Допплер //ИЛ. 2005. № 11. Бегбедер Фр. 99 франков //ИЛ. 2002. № 2. Депант В. Teen spirit //ИЛ. 2005. №4. Паж М. Как я стал идиотом //ИЛ. 2005. № 7.

  10. Буковски Ч. Макулатура // ИЛ. 1996. №1. Варгас Льоса М. Тетушка Хулиа и Писака. Пеннак Д. Маленькая торговка прозой. Перес-Реверте А. Клуб Дюма или тень Ришелье //ИЛ. 2001. № 10, 11.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ





  1. Модель героя в «театре абсурда»: «человек вообще» или «человек эпохи»?

  2. Проблема традиции и новаторства в эстетике «театра абсурда».

  3. Мифологизация и демифологизация реальности в пьесах «театра абсурда».

  4. Проблема нравственной сущности человека в романе У.Голдинга «Повелитель мух».

  5. Правила жизни и правила игры в романе У.Голдинга «Повелитель мух».

  6. «Школа нового романа» во французской литературе 50 – 60-х годов (критерии классического романа и концепция романа у писателей «школы нового романа»).



а) Тема книги и проблемы творчества в романе Н.Саррот «Золотые плоды».

б) Пространственно-временные отношения в романе М. Бютора «Изменения».



в) Мотив лабиринта в романе А. Роб-Грийе «В лабиринте».

  1. Магия реальной жизни в романе Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

  2. Особенности повествовательной манеры Г.Гарсиа Маркеса в романе «Сто лет одиночества».

  3. Миф и современность в романе Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

  4. Концепция искусства в «Башне из черного дерева» Д. Фаулза.

  5. Образ коллекционера в зарубежной литературе ХХ века (Д. Фаулз «Коллекционер», П.Зюскинд «Парфюмер»).

  6. Проблема литературной традиции в романе Д.Фаулза «Женщина французского лейтенанта».

  7. Мифологический, эпический и лирический планы романа Д. Апдайка «Кентавр».

  8. Интерпретация мифологического сюжета в произведениях К. Вольф («Кассандра», «Медея»).

  9. Новеллистика Х.Л. Борхеса.

  10. Эстетика «черного юмора» в творчестве К.Воннегута.

  11. Концепция героя в романе Д.Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

  12. Проблема самопознания и самовыражения в романе Д.Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».




  1. Современный литературный процесс: проблема истоков.

  2. Маргинальность в современной культуре и литературе.

  3. Место постмодернистской культуры в современном мире (У.Эко, М.Бредбери, Ж.-Ф. Лиотар).

  4. Автор – герой – читатель: новая коммуникативная ситуация (У.Эко, М.Кундера, М.Павич).

  5. Классика и современность: способы воспроизведения и формы восприятия (Стоппард, Турнье, Кундера).

  6. Проблема ориентации героя: время и пространство в пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

  7. «Маски автора» в романе У.Эко «Имя розы», роль рассказчика.

  8. Проблема жанра романа У.Эко «Имя розы».

  9. Композиция романа М.Павича «Хазарский словарь»: проблема структурного и смыслового единства.

  10. Роль темы в повествовательной структуре романа М.Кундеры «Бессмертие» («Неспешность»).

  11. Искусство романа М.Кундеры: теория и художественная практика.

  12. Типы гипертекста (Корнель, Павич, Петрович, Коупленд).

  13. Гипертекст: проблема повествовательного единства (Павич, Петрович, Корнель). Роль структурных элементов.

  14. Образ книги в романах Павича, Петровича, Корнеля.

  15. Метарассказ в современном романе (Турнье, Поссе, Дж.Барт, М.Бредбери и др.):способы перосмысления «источника».

  16. «Священная история» в романах Дж.Барнса «История мира в 10 ½ главах», С.Гейма «Агасфер», М.Турнье «Элеазар, или Источник и Куст».

  17. Интерпретация современности в романах М.Бредбери («Профессор Криминале»), М.Кундеры («Неспешность»).

  18. История как миф: образ прошлого в романах А.Поссе, Д.Барнса, Д.Фаулза, П.Акройда.

  19. Тема будущего в романе Д.Коупленда «Поколение Икс» (Каннингем, Уэльбек, Бегбедер).

  20. Маргинальность как образ жизни: «поколенческий синдром» в романе Коупленда «Поколение Икс».

  21. Элитарная и массовая литература в современной культуре: проблема границы.

  22. Упорядоченный мир стереотипов: поэтика массовых жанров.

  23. Самопародия как способ деконструкции: Пеннак, Буковски, Варгас Льоса.

  24. Образ «идеального автора» в творчестве Пеннака, Варгас Льосы, Перес-Реверте.

  25. Интертекстуальность и ирония: варианты интерпретации массовой культуры в современном романе (Пеннак, Варгас Льоса, Буковски, Перес-Реверте).



ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия




  1. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. М.: Владос, 2002. 128 с.

  2. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова. М., Высшая школа, 1996.

  3. История зарубежной литературы. 1945 - 1970 гг. М., 1976.

  4. История зарубежной литературы. 1917 - 1945. М., 1980.

  5. История зарубежной литературы. 1945 - 1980 гг. М., 1989.

  6. Французская литература 1945 - 1990. М., 1995.

Учебно-методические пособия




  1. Планы практических занятий по курсу «История зарубежной литературы ХХ века». Учебно-методические указания для студентов 4 курса ОДО филологического факультета. Составители доц. Н.Ф.Швейбельман, доц. Л.И.Липская. Тюмень, 1997. - 20 с.

Дополнительная литература:




  1. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

  2. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

  3. Зарубежное литературоведение 70-х гг. М., 1984.

  4. Новоавангардистские течения в зарубежной литературе

1950 - 1960 гг. М., 1972.

  1. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е гг. М., 1982.

  2. Современный роман. М., 1990.

  3. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм ХХ века в противоборстве с модернизмом. М., 1984.

  4. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. М., 1987.

  5. Божович В.Н. Традиции и взаимодействие искусств.

  6. Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. М., Л., 1965.

  7. Засурский Я. Американская литература ХХ века. М., 1966.

  8. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

  9. Затонский Д.В. В наше время. М., 1979.

  10. Зверев А. Дворец на острие иглы. М., 1989.

  11. Ивашева В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986.

  12. Ивашева В. На пороге XXI века (НТР и литература). М., 1987.

  13. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

  14. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1986.

  15. Мотылева Т. Роман - свободная форма. М., 1982.

  16. Франция. Конец ХIХ – начало ХХ века.


«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА, РУБЕЖА ХХ - ХХI века»





следующая страница >>