Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса мбоу «оош №1». Срок реализации программы 1 год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной... 1 154.76kb.
Рабочая программа по курсу «Родной край» 1 96.49kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы... 1 161.58kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Пояснительная записка данная рабочая программа предназначена для... 6 868.63kb.
Рабочая программа курса искусство (мхк) Срок реализации программы... 6 1023.64kb.
Рабочая программа по литературе в 7 класс 1 405.1kb.
Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Основы... 2 281.61kb.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для... 1 149.67kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 2 643.53kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская... 1 281.12kb.
Мастер-класс по теме «Введение в вероятность или «Что наша жизнь-игра! 1 60.26kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса мбоу «оош №1». - страница №1/2

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по основам православной культуры составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы для общеобразовательных учреждений: «Основы духовно – нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики». Авторы: А.Я.Данилюк. ФГОС. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2012 г. - 24 с.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «ООШ № 1».

Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность: 1 раз в неделю (34 недели), по учебному плану МБОУ «ООШ №1» - 34 ч.

Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.



Цель учебного модуля «Основы православной культуры» – формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знаний культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачами учебного модуля «Основы православной культуры» являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:



  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики ;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющем началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:


  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни. Включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально – политического пространства.

Учебный курс является единой учебно – воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об религиозных культурах и светской этики посредством:



  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель-воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность в многообразии и глубине её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

3. Место курса в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, в рамках апробации комплексного учебного модуля «Основы православной культуры» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе. Курс за год составляет 34 часа.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы культурных ценностей многонационольного общества.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Обучение детей по учебному модулю «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания (УУД).



Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.

6. Содержание учебного модуля «Основы православной культуры».

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



Содержание учебного модуля по «Основы православной культуры»

Учебно-тематический план

Раздел

учебного курса, кол-во часов



Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля


4 класс (34 часа)

Раздел 1. Россия – наша Родина (1 час)

Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением человека.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).




  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.



Текущий тематический

Раздел 2. Культура и религия. (1 ч)


Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Знать: Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Текущий тематический

Раздел 3. Человек и Бог в православии (1 час).

Какие дары бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Знакомятся с основами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

Текущий тематический

Раздел 4. Православная молитва (1 час).

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

Текущий тематический

Раздел 5. Библия и Евангелие (1 часа).

Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Текущий тематический

Раздел 6. Проповедь Христа (1 час).

Чему учил Христос? Что такое Нагорная проповедь? Какое сокровище нельзя украсть? Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Текущий тематический

Раздел 7. Христос и Его Крест (1 час)

Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни? Символику креста? Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

Текущий тематический

Раздел 8. Пасха (1 часа)

Что воскресенье не только день недели? Что такое Пасха? Как празднуют Пасху? Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

Текущий тематический

Раздел 9. Православное учение о человеке

(2 часа).



Чем бог одарил человека? Когда болит душа? Что такое «образ Божий»? Душа. Тело.



Текущий тематический

Раздел 10. Совесть и раскаяние

(1 час)


О подсказках совести. Как исправлять ошибки? Раскаяние. Совесть.


Текущий тематический

Раздел 11. Заповеди

(1 час)


Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? Заповеди. Моисей.


Текущий тематический

Раздел 12. Милосердие и сострадание (2 час)

Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют «ближним»? Как христианин должен относиться к людям? Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

Текущий тематический

Раздел 13.

Золотое правило этики (1 час).



Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? Грех. Неосуждение


Текущий тематический

Раздел 14. Храм (1 час).

Что люди делают в храмах? Как устроен православный? Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомятся с устройством храмов.

Текущий тематический

Раздел 15. Икона (1 час).

Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Текущий тематический

Раздел 16. Как христианство пришло на Русь (1 час).

Когда состоялось крещение Руси? Кто крестил Русь? Какие преобразования произошли на Руси с крещением Руси? Таинство крещения, иордань. Знакомство с основными вехами крещения Руси.

Текущий тематический

Раздел 17. Подвиг

(1 час).


Кто такие подвижники? Кого мы называем героями? Подвиг, смелость, героический поступок, добрый и злой поступок, поступок по справедливости. Привести примеры хороших поступков (подвига) из жизни.

Текущий тематический

Раздел 18. Заповеди блаженств

(1 час).



Что такое заповеди? Как православные христиане понимают слово «блаженство»? Заповеди, миротворчество, терпение, смирение, любовь к ближнему.

Текущий тематический

Раздел 19. Зачем творить добро? (1 час)

Что такое добро и зло? Какие поступки добрые? Как можно помочь ближнему? Добро и зло, взаимопомощь. Составить рассказ о добре.

Текущий тематический

Раздел 20. Чудо в жизни христианина (1 час).

Что такое чудо? Какие чудеса бывают? Отличать чудо в Священном Писании от чуда в сказке. Какие чудеса совершал Иисус Христос?

Текущий тематический

Раздел 21. Православие о Божием суде (1час).

Что такое суд? Какой суд называется Божиим? Божии суд, страшный суд, совесть, раскаяние.


Текущий тематический

Раздел 22. Таинство Причастия (1 час).

Таинства. Как православные готовятся к таинству Причастия? Причастие, евхаристия, исповедь, очищение, «приобщение тела и крови Христовых».

Текущий тематический

Раздел 23. Монастырь

(1 час).


Какие архитектурные сооружения свойственны для православной культуры? Каков уклад жизни в монастыре?

Текущий тематический

Раздел 24. Отношение христианина к природе

(1 часа)


Как необходимо относится к природе? Как следует защищать природу?


Текущий тематический

Раздел 25. Христианская семья (1 часа).


Каков семейный уклад жизни у православных христиан? Как нужно относится к старшим, к родителям?

Текущий тематический

Раздел 26. Защита Отечества

(1 час)


О патриотах-полководцах. Какие великие сражения были в истории России?



Текущий тематический

Раздел 27. Христианин в труде (1 час).

Почему человек должен трудиться? Как бороться с ленью.

Текущий тематический

Раздел 28. Любовь и уважение к Отечеству

(1 час).


Что такое патриотизм? Что значит любить и уважать Отечество?


Текущий тематический

Раздел 29. Итоговая презентация творческих проектов учащихся

(4 ч)


Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Итоговый

следующая страница >>