Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее образование (5 кл) Количество часов: 32 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 266.08kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 263.72kb.
Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) основное... 1 237.78kb.
Рабочая программа по л итературному чтению Ступень обучения (класс) 1 186.96kb.
Программа вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих среднее... 3 803.2kb.
Рабочая программа по кубановедению Уровень обучения (класс) 1 295.06kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины банковские информационные системы... 4 640.99kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины стратегический маркетинг Кафедра... 4 548.35kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины разработка банковских информационных... 1 328.25kb.
Пивоварова Марина Александровна 1 32.09kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее образование (5 - страница №1/1

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ «РАДОНЕЖ»

УТВЕРЖДЕНО

______________________________

Подпись, печать ОУ

______________________________

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Закону Божьему

Ступень обучения: среднее общее образование (5 кл)

Количество часов: 32

Программа учебного предмета «Закон Божий» для 5 класса составлена на основе книги священника Н.Р.Антонова «Храм Божий и церковные службы».

Составитель: Рогожина А.А., учитель

средних и старших классов НОУ ЦО

«Православная классическая гимназия «Радонеж»»



Москва 2013-2014 уч.год

  1. Пояснительная записка


НОУ ЦО

«Православная классическая

гимназия «Радонеж»

Введение православного компонента в образовательный процесс гимназии обусловлено современными тенденциями общества. В современном мире важно сохранить свою самобытность, индивидуальность, человек должен обладать устойчивой жизненной позицией, которая предполагает не пассивное ожидание, а активное участие в жизни общества. Умение выстраивать свою собственную жизненную траекторию, самообразование, самовоспитание, самосовершенствование – необходимые качества полноценной личности. Соответственно, приоритетной задачей современного образования становится развитие, правильная ориентация личности ребенка по отношению к себе и к обществу. Личная позиция человека основывается на мировоззрении, основой которого является определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его социальной действительностью, и мы отмечаем, что очень важно, на каких именно ценностях будет основана субъектная (личная) позиция ребенка. Для нас традиционными российскими ценностями являются ценности христианские. Современные педагогические цели и задачи состоят в том, чтобы воспитать не только внешнее благопристойное поведение, но и наполнить внутренний мир ребенка ценностно-смысловым содержанием. Учеба в гимназии – это не просто усвоение учеником определенной суммы знаний, а формирование личности учащегося на основе традиционных нравственно-культурных ценностей, подготовка ребенка к активному социальному служению. В гимназии учащийся получает светское образование, соответствующее федеральному стандарту, что осуществляется за счет преподавания предметов общеобразовательного цикла в объеме, предусмотренном государственными программами. В то же время благодаря особому отбору текстов, вниманию к отечественной истории и культуре, православному мировоззрению преподавателей, полученные знания будут способствовать формированию у школьников православной картины мира. Гимназия «Радонеж» ориентируется в своем выборе изучаемых дополнительных дисциплин на русскую классическую гимназию, сложившуюся в XIX веке, и воспитавшую целую плеяду выдающихся деятелей науки и культуры. В гимназии ведется разнообразная работа, направленная на удовлетворение как образовательных потребностей учащихся, так и на удовлетворение потребностей духовно- нравственной сферы личности ученика, с этой целью введен учебный предмет «Закон Божий».



Цель программы по предмету «Закон Божий»: Помощь в становлении полноценной одухотворенной личности учащегося на основе христианских ценностей, подготовка ребенка к активному социальному служению.

Задачи программы «Закон Божий»: пробуждение и поддержание религиозного чувства в душе ребенка.

  • Наполнить внутренний мир ребенка ценностно-смысловым содержанием.

  • Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.

  • Приобретение учащимися базовых знаний по Священной истории Ветхого и Нового Завета.

  • Приобретение учащимися базовых знаний по Истории Христианской Церкви.

  • Приобретение учащимися базовых знаний по Литургическому преданию Церкви (изучение Богослужения Православной Церкви).

  • Приобретение знаний по святоотеческой литературе.

  • Приобретение знаний об истоках и видах православной культуры (иконопись, церковное пение, церковная архитектура и т.д.).

Цель курса 5 класса: приобретение учащимися знаний о богослужении Православной Церкви, о праздниках Православной Церкви, о церковном пении, об устройстве православного храма, богослужебных книгах и их использовании, об архитектуре христианских церквей на Западе и Востоке, символике христианской живописи.

Задачи курса 5 класса:

  1. Показать историю христианского богослужения,

  2. раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных чинопоследований и обрядов,

  3. объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности, храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения (церковной утвари, священных сосудов и одеяний),

  4. теоретическое и практическое знакомство учащихся с традициями православного богослужения, овладение элементарными навыками церковного пения и чтения,

  5. развитие духовно-нравственного потеницала учащихся.

Для реализации программного содержания используется книга А.Рудакова «Краткое учение о Богослужении Православной Церкви». Содержание программы и логика изложения программного материала в книге А.Рудакова соответствуют требованиям, предъявляемым ОРОиК (Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви).
УМК :

Книги для учителя:

  1. Рудаков А. «Краткое учение о богослужении в Православной Церкви». Учебное пособие. М., 1991г.

  2. Красовицкая М.С. «Литургика». М.ПСТБИ, 1999.

  3. Никольский Константин, прот. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995.

  4. Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Изд-во им.св.Льва, папы Римского., Киев, 2003

  5. Киприан (Керн), архим. Литургика (гимнография и эортология). М., 1998.

  6. Мансветов И. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885.

  7. Настольная книга Священнослужителя. М., 1977. Т. 1; М., 1983. Т. 4.

  8. Типикон. М., 1998.

  9. Тропарион. М., 1998.

Особенности, предпочтительные методы обучения:

фронтальная беседа, тестирование, словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративные, аналогия, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковые методы, исследовательские, методы обобщения и систематизации.


Перечень обязательных контрольных работ в 5 классе


  1. Контрольная работа «Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».

  2. Контрольная работа «Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».

  3. Контрольная работа «Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».

  4. Контрольная работа «Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».

Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.
Методы и формы организации контроля

Устный опрос, проверочная работа, контрольная работа, тестовые задания.




Формы организации учебного процесса


  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  2. Урок закрепления знаний.

  3. Урок обобщения и систематизации знаний.

  4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

  5. Комбинированный урок.



  1. Общая характеристика учебного предмета

Учебная программа по предмету «Закон Божий» способствует приобретению учащимися знаний о Богослужении Православной Церкви, о праздниках Православной Церкви, о церковном пении, об устройстве православного храма, богослужебных книгах и их использовании.



  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Урок проводится один раз в неделю.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Закон Божий»


Личностные:
Приобретение учащимися таких личностных качеств как: 1. Доброта, отзывчивость, милосердие, уважение к личности другого человека, смирение, послушание, миролюбие.

2. Любовь и уважение к Отечественным традициям, Православной культуре.

3. Умение ставить перед собой жизненные цели, планировать свою деятельность на основе христианских ценностей, умение оценивать и контролировать свою деятельность.

4.Стремление к самосовершенствованию.

5.Умение вырабатывать критерии результативности.

6.Осознание ответственности за произнесённое слово, сделанный поступок,

7.Инициативность.

8.Коммуникативность.

9.Способность к сотрудничеству.

10.Способность формулировать и обосновывать свою точку зрения на основе знаний и жизненного опыта.



Метапредметные:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

  • Умение работать с книгой.

  • Умение самостоятельно искать информацию по предмету.

  • Приобретение учащимися базовых знаний о Богослужении Православной Церкви (чинопоследования церковных служб, обрядов и их духовный смысл).

  • Приобретение базовых знаний по истории Христианского Богослужения.

  • Приобретение знаний по Основам Православной культуры (архитектура, иконопись, церковное пение).

Средством достижения этих результатов служит: книга свящ.А.Рудакова, которую дети используют дома; информация, полученная на уроках от преподавателя, вопросы и задания по ней, использование на уроках современных методов и форм. Проведение уроков по технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Закон Божий» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться справочным материалом;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат специально составленные задания преподавателя; технология проблемного диалога, организованные обсуждения на уроке и т.д..

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



– задавать вопросы.
5. Содержание учебного предмета


  1. «Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».

  2. «Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».

  3. «Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».

  4. «Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности




Название темы

Всего часов

В том числе на к/р

1

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


7

1

2

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


7

1

3

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


7

1

4

«Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».



7

1













Итого




32

4


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литургика

Литература для учителя:

  1. Антонов Н.Р. Храм Божий и Церковные службы. Для средней школы. С.-Петерьург. 1912.

  2. Рудаков А. «Краткое учение о богослужении в Православной Церкви». Учебное пособие. М., 1991г.

  3. Красовицкая М.С. «Литургика». М.ПСТБИ, 1999.

  4. Никольский Константин, прот. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995.

  5. Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Изд-во им.св.Льва, папы Римского., Киев, 2003

  6. Киприан (Керн), архим. Литургика (гимнография и эортология). М., 1998.

  7. Мансветов И. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885.

  8. Настольная книга Священнослужителя. М., 1977. Т. 1; М., 1983. Т. 4.

  9. Типикон. М., 1998.

  10. Тропарион. М., 1998

Литература для учащихся:

  1. Краткое учение о Богослужении Православной Церкви. Сост.протоиерей, магистр А.Рудаков. М. 1991.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Архим. Никифор. Библейская энциклопедия. М., 1990.

  2. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия). ‎Том II - ‎Том I - ‎Том IV - ‎Том V. www.pravenc.ru/


Документы:

1. Документы Русской Православной Церкви:

  • Устав Русской Православной Церкви;

  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви;

  • Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека;

  • О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви;

  • Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции;

  • Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2. Международные документы:

  • Конвенция о правах ребенка;

3. Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об образовании»

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

  • Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;

  • Модель «Российское образование – 2020», принятая 13.09.2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде.

  • Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.);

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Локальные документы:

  • Устав ПОУ



Multimedia-поддержка предмета:

Видеодиски:

1.«Ожившая Библия». Библейские сказания. США. 1952г.

2. «Библия и история». С.Воробьев. DVD. Издательство Московской Патриархии РПЦ.

3. «Земное и небесное». DVD на 2-х дисках. 10 фильмов об истории Русской Православной Церкви. Студия «Остров». 2004.

3. Андрей Рублев. Документальный фильм. Реж. Т.Новикова.

4. Святыни христианского мира. Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря. ГТРК «Культура». 2003.

5. Подборка фильмов о монастырях и святых подвижниках.



Интернет-ресурсы: материалы сайтов:

  1. Православие.RU. Русский православный информационный ресурс третьего тысячелетия. www.pravoslavie.ru/
  2. Православная энциклопедия Азбука веры. Православная энциклопедия «Азбука веры» — сайт о православном христианстве, религии и Боге. azbyka.ru/


‎3. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия). ‎Том II - ‎Том I - ‎Том IV - ‎Том V. www.pravenc.ru/

4. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии. По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина Русская Православная Церковь Московского Патриархата. eparhia-saratov.ru/



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Приобретение учащимися знаний о богослужении Православной Церкви, о праздниках Православной Церкви, о церковном пении, об устройстве православного храма, богослужебных книгах и их использовании.

  2. Знание истории христианского богослужения, содержания церковных праздников, богослужебных чинопоследований и обрядов.

  3. Теоретическое и практическое знакомство учащихся с традициями православного богослужения.

  4. Овладение элементарными навыками церковного пения и чтения.

  5. Развитие духовно-нравственного потеницала учащихся.

9. Календарно-тематическое планирование


№ не-де-ли

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятель-ности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

1

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок- изучение нового материала.

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.



Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Уметь отвечать на вопросы: Что такое богослужение? Термины «общественное» и «частное богослужение». Что означает слово «Литургия»? Что такое «храм»? Происхождение православного богослужения: некоторые сведения о Ветхозаветном богослужении.


Книга «Краткое учение о Богослужении Православной Церкви», пар.1,2.

Подготовить доклад о двунадесятом празднике Рождества Пресвятой Богородицы. Выуч.тропарь праздника.



2

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок-изучение новой темы.

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.



Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Ветхозаветное богослужение. Жертвоприношения в Ветхом Завете, их смысл. Создание скинии по повелению Божию.


Учить конспект в тетради.

Подготовить доклад о двунадесятом празднике Воздвижение Креста Господня. Выуч.тропарь праздника.



3

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок –изучения нового материала.

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.



Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Внутреннее устройство скинии. Сравнение внутреннего устройства скинии и христианского храма. Святое Святых. Ковчег Завета и его содержимое.


Учить конспект в тетради.

Подготовить доклад о двунадесятом празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы. Выуч.тропарь праздника.



4

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок –изучения нового материала.

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.



Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Храм Соломона (I Храм). Его строительство, освящение, внутреннее устройство. Разрушение Храма Соломона и Вавилонское пленение. Строительство II Храма. Внешний вид и внутреннее устройство II Храма. Богослужение во время земной жизни Спасителя.


Учить конспект в тетради. Подготовиться к проверочной работе по тетради.

5

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Комбинированный урок.

Контроль знаний. Начало новой темы.



Письменная проверочная работа. Слушают начало новой темы.

Письменная проверочная работа.

Сионская Горница – первый христианский храм. Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии. Пятидесятница. Богослужение во времена апостолов.


Учить конспект в тетради.


6

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок- изучение нового материала

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.


Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Катакомбы – их происхождение, внутреннее устройство. Христианство во времена гонений. Первые храмовые здания – базилики.


Учить конспект в тетради.


7

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок- изучение нового материала

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.


Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Священные изображения в катакомбах. Формирование традиций христианской иконографии.


Учить конспект в тетради. Подготовиться к контрольной работе.

8

Контрольная работа по теме: «Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».


Урок- контроль знаний

Отвечают на вопросы контрюработы.

Контрольная работа в виде вопросов по пройденной теме.

Повторение, закрепление.

д\з нет

9

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Урок- изучение нового материала.

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала. Просмотр фильма на 10 мин «История Авраама».


Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Дальнейшее развитие базиличного типа храмовых зданий – появление трансепта, поднятие пола в апсиде. Романский стиль. Готический стиль. Византийский (купольный) стиль.


Учить конспект в тетради.


10

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Урок- изучение нового материала

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.

Слушают рассказ



Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Учить конспект в тетради.

11

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Урок- изучение нового материала

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.


Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Внутреннее устройство православного храма. Основные части храма, их история и назначение. Использование притвора как трапезной.


Учить конспект в тетради.

Подготовиться к проверочной работе.



12

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Комбинированный урок – контроль знаний и изучение нового материала

Письменная проверочная работа. Начало новой темы.

Письменная проверочная работа.

Алтарь, солея, амвон. Иконостас, история появления иконостаса. Ряды (ярусы) иконостаса.


Учить конспект в тетради.

13

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Урок- изучение нового материала

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.


Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Алтарь. Престол: антиминс, дарохранительница, крест и Евангелие. Жертвенник, его назначение.


Книга, пар 7,8

Подготовить доклад о двунадесятом празднике Рождестве Господа нашего Иисуса Христа. Выуч.тропарь праздника.




14

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Урок- изучение нового материала

Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.


Опрос в конце урока на усвоение нового материала – подведение итогов.

Священные сосуды: потир, дискос, звездица, копие, лжица. Другие принадлежности алтаря – рипиды, дикирий и трикирий, кадило.


Книга, пар.12


15

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».


Комбинированный урок.

Урок- изучение нового материала и повторение предыдущего.



Опрос по предыдушей теме урока на 7 мин. Слушают материал по новой теме, записывают основные моменты материала.


Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Священнослужители и церковнослужители Церковная иерархия.


Конспект в тетради учить. Подготовиться к контрол.работе.

16

Контрольная работа на весь урок по теме: «Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь», «Церковная иерархия».



Урок – контроль знаний

Отвечают на вопросы контр.работы.

Контрольная работа в виде вопросов по пройденной теме.

Повторение, закрепление.

д\з нет

17


«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок – изучение нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Священные одеяния. Одеяния диакона, священника. Их форма и символическое значение.


Книга, пар.3, 4.

Подготовить доклад о двунадесятом празднике Крещении Господнем.

Выуч.тропарь праздника.


18

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок – изучение нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Священные одеяния. Одеяния епископа; их форма и символическое значение.


Книга, пар.3, 4. Подготовиться к провер.работе.

19

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок –контроль знаний. Начало новой темы

Отвечают на вопросы проверочной работы. Записывают новую тему.

Проверочная работа.

Круги богослужения (общие понятия).


Книга, пар.14, 15.


20

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок- изучения нового материала.

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Годовой круг богослужения. Понятие о праздниках. Разделение праздников на группы. Двунадесятые праздники церковного года.


Книга, пар.18.

Подготовить доклад о двунадесятом празднике Сретение Господне. Выуч.тропарь праздника.



21

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Круг богослужений, зависящий от Пасхи. Понятие о переходящих (подвижных) и непереходящих (неподвижных) праздниках.


Учить конспект в тетради.

22

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Богослужения суточного (дневного) круга – общий обзор.

Книга, пар.16, 17.

23

«Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Недельный круг Богослужения.


Книга, пар.17.

Подготовиться к контрольной работе.



24

Контрольная работа по теме: «Священные одеяния и их символическое значение», «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».


Урок – контроль знаний.

Отвечают на вопросы контр.работы

Контрольные вопросы.

Уметь ответить на вопросы контр.работы.

Д\З нет

25

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


Урок-изучение нового материала.

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Богослужебные книги – общий обзор (Часослов, Октоих, Минея, Триодь, Требник, Служебник, Псалтирь, Типикон).


Книга, пар.32.

26

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Использование богослужебных книг. Работа с Типиконом.


Книга, пар.32. Подгот.к провер.работе.

27

Проверочная работа по теме: Богослужебные книги – общий обзор (Часослов, Октоих, Минея, Триодь, Требник, Служебник, Псалтирь, Типикон).

Начало новой темы.





Комбинированный урок –контроль знаний. Начало новой темы

Отвечают на вопросы проверочной работы в форме кроссворда. Записывают новую тему.

Проверочная работа.

Авторы песнопений и составители богослужебных книг. Св. Иоанн Дамаскин, св. Косма Маюмский, свт. Иоанн Златоуст.


Учить конспект в тетради.

28

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Богослужение вечерни – основные песнопения вечерни. Значение вечерни.


Книга, с.36

29

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Предначинательный псалом. Стихиры на «Господи, воззвах». Вечерний вход. «Свете тихий».


Книга, с.36-39

30

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


Урок- изучения нового материала

Слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, записывают главные моменты урока.

Опрос в течении всего урока на усвоение нового материала и повторение пройденного. Подведение итогов урока.

Прокимен вечерни. Лития. Отпустительный тропарь.


Книга, с.40-44.

Подготовиться к контрол.работе.



31

Контрольная работа по теме: Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».


Урок – контроль знаний.

Отвечают на вопросы контр.работы

Контроль-ные вопросы.

Уметь отвечать на вопросы контр.работы.

Д\З нет

32

Итоговый урок. Обзор всех тем курса 5 кл.


Урок – повторение всех тем программы 5 класса. Метод проблемного диалога.

Отвечают на вопросы преподавателя. В конце урока викторина.

Отвечают на вопросы викторины.

Уметь отвечать на вопросы по программе 5 класса.

Подготовить доклад о летней паломнической поездке.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

____________________

(подпись)

______________________

(расшифровка подписи)



______________________

(дата)