Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление) «В гостях у сказки» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Программа рассчитана... 1 120.4kb.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры»... 1 115.27kb.
Программа внеурочной деятельности 4 1059.97kb.
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому... 1 204.42kb.
Конкурсе детского рисунка «В гостях у сказки» 1 99.01kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности хор «Веселые нотки» (хоровое... 1 272.84kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное... 8 3454.85kb.
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности программа рассчитана... 1 260.96kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках фгос «Олимпик»... 3 959.79kb.
«В гостях у сказки» Дополнительная образовательная программа для... 1 201.94kb.
Рабочая программа «Рок-ателье» 2 414.16kb.
Урок по изобразительному искусству. 1класс. В гостях у сказки. 1 91.75kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление) - страница №1/1





Муниципальное казенное образовательное учреждение

Клочковская начальная общеобразовательная школа

Шуйского муниципального района Ивановской области

___________________________________________________

155937 Ивановская область, Шуйский район, д. Клочково, ул. Центральная, д.1

E – mail: klochkovo@list.ru, тел. 34-522

Рассмотрено на педагогическом совете «Утверждаю»

Директор МКОУ Клочковская НОШ

Протокол №1 от 23.08.2013 ___________Н.М. Волкова

«___» _________ 2013

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(художественно - эстетическое направление)

« В гостях у сказки»

 

 



  Учитель начальных классов

Соловьева В.Ч.

Клочково - 2013 

« В гостях у сказки»

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Программа «В гостях у сказки» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театрального творчества приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками.

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Группа, занимающаяся первый год, выступает не ранее, чем в середине второго полугодия. Более опытные артисты дают не более пяти представлений в год. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

Знакомство с позицией актёра – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы  над художественным чтением.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.



Цель программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

- воспитание уважения и любви к русской народной сказке;


- изучение и освоение театральной работы с куклой;
- формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;
- развитие творческих способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет (1 – 4 классы).



Сроки реализации программы

Программа кружка рассчитана на 4 года (134 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю (1кл. – 32 часа в год, 2 – 4 кл. – по 34 часа в год)



Формы занятий

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе - 15 человек.

 

Содержание программы

При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

1. Разновидности театров (беседа).

Виды театров:


- театр картинок;
- театр игрушек;
- «Волшебные пальцы»;
- теневой театр;
- драматический театр;
- балет.

2. Кукольный театр.

Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).



3. Посещение театральных постановок .

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.



4. Обсуждение спектаклей (зарисовки).

5. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).

Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка.



6. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней).

Для работы в первую очередь необходима ширма. Её можно сделать на уроках труда мальчиками, а можно подключить родителей, а если и это невозможно, ребята всегда смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю.



7. Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа).

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Вы выбираете любую сказку, делаете режиссёрскую разработку, т.к. именно вы будете осуществлять роль режиссёра. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее вы расписываете сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.



8. Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.

Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Если же ребёнок не достаёт до ширмы, необходимо сделать ему котурны – это платформочка под обувь.



9. Отработка чтения каждой роли (за столом).

10. Интонация. Настроение, характер персонажа.

11 – 15. Изготовление кукол.

Если в школе есть кружок «Мягкой игрушки», то можно подключить ребят, которые уже умеют шить, понимают, что куклу можно сделать «добрую» и «злую», что её можно одеть по-разному, что одна и та же кукла может стать и бедной крестьянкой и царицей. Если такого кружка нет, то куклы мы можем изготовить сами. Самый приемлемый вариант кукол – это так называемые перчаточные, т.е. куклы, которые надевают на руку как перчатку: головку - на указательный палец, а руки – на большой и средний. Выкройка туловища одна для всех кукол. Для того, чтобы головку кукол можно было надеть на указательный палец, в шею куклы вставляют трубочку – патронку. Делают ее так: полоску картона сворачивают в трубочку, причем она должна быть такой длины, чтобы снаружи оставалось 2 см. – это шея куклы. Для рук куклы патронки короче. Чтобы картон не ломался и лучше сворачивался, его проводят несколько раз по краю стола, смягчая материал и придавая ему округлость. Свернув трубочку так, чтобы она получилась в диаметре около 2 см., обшивают любой тканью. Готовый патрон вставляют в шею куклы так, чтобы 2см. остались внизу, и пришивают к краям ткани, К шее пришивают туловище. Более короткие патронки вставляют в руки куклы. И далее подключают свою фантазию для создания тех или иных образов кукольных героев.

Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др.. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др.. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театр масок, теневой театра и др.. Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол.

16. Обучение работе над ширмой.

Каждая репетиция должна начинаться с физических упражнений. Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Это тоже кропотливый и непростой труд. Дети быстро устают, когда идет подготовительный период работы над спектаклем, а без игры голосом, без изображения характеров кукольных героев невозможно приступить к репетициям за ширмой.



Ожидаемый результат: постановки самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

 

Учебно-тематический план 1-ый год обучения



№ п/п

Тема

Форма работы

Кол-во

часов


1

Возникновение театра.

лекция, упражнения

1

2

Античный театр. Театр древней Греции.

лекция, упражнения

1

3

Жанровые особенности театрального искусства.

беседа, тренинг

1

4

Детский театр.

лекция, упражнения.

1

5

Детский театр в России.

беседа, упражнения

1

6

Театральные деятели России.

беседа, практ. работа

1

7

Рождение новых театров.

лекция

1

8

Музыкальный театр.

лекция, практическая работа

1

9

Работа над произведением.

Повторение отрывка. Проходка.



практическое занятие

2

10

Искусство пастижа.

практическое занятие

1

11

Гримёрная в кармане.

практическое занятие

1

12

Голос и интонация образных героев.

практическое занятие

1

13

Использование музыки в театре.

практическое занятие

1

14

Работа над соединением отрывков.

практическое занятие

2

15

Репетиционная работа.

репетиции

9

16

Обработка приобретённых навыков.

тренинг

1

17

Коллективная практическая работа.

показ

5

18

Подведение итогов обучения.

беседа повторение практических работ.

2




Итого




33

2-ой год обучения

№ п/п

Тема

Форма работы

Кол-во

часов


1

Внимание – основа основ.

беседа

1

2

Работа над развитием внимания.

игры, упражнения

3

3

Память – помощник внимания.

беседа

1

4

Работа над развитием памяти.

игры, упражнения

3

5

Что такое мимика? Мимика и эмоции.

беседа, рисунок

2

6

Работа над владением мышцами лица.

упражнения

2

7

Наше тело нам подвластно. Работа над основами сценического движения.

упражнения, подвижные игры

5

8

Знакомство с искусством театра.

Что такое театр? Когда он возник?



рассказ

1

9

Кто работает в театре? Знакомимся с театральными профессиями.

беседа, запись

1

10

Что можно увидеть в театре? Что такое репертуар?

беседа, упражнения

1

11

Знакомство со сценой.

сцены и её особенности.



беседа и тренинг

1

12

Учимся со сцены говорить.

упражнения

2

13

Учим правила передвижения по сцене.

упражнения

2

14

Творческие работы.

репетиционный период

9




Итого




34

 3-ий год обучения

 


№ п/п

Тема

Форма работы

Кол-во часов

1

Обновление и закрепление полученных знаний и умений. (6 часов)

Работа над вниманием.



игры, упражнения

1

2

Работа на памятью.

игры, упражнения

1

3

Работа над развитием воображения.

игры, творческие задания

1

4

Работа над развитием наблюдательности.

творческие задания

1

5

История возникновения театра.

опрос

1

6

Театральный коллектив.

лекция, упражнения

1

7

Выбор сценического материала.

совместный поиск

1

8

Работа с художественным словом.

тренинг

2

9

Интонация, выразительность.

тренинг

1

10

Знакомство с понятием роли.

беседа

1

11

Действие - есть движение.

тренинг

1

12

Походки исторические и наблюдаемые.

тренинг, творческие задания

2

13

Грим. Основы грима.

лекция, упражнения, пробы

1

14

История костюма.

лекция

1

15

Ролевое поведение.

тренинг

2

16

Творческие работы.

репетиционный период

15

17

Контрольный урок.

показ коллективной творческой работы

1




Итого




34

 4-ый год обучения

  


№ п/п

Тема

Форма работы

Кол-во часов

1

Продолжение работы над сценическим материалом. Обоснование выбора.

беседа, чтение, тренинг

1

2

Миниатюра.

постановки

1

3

Мимическая миниатюра.

постановки

1

4

Пластика в миниатюре.

практич.работа

1

5

Миниатюра с использованием речи.

постановки

1

6

Выбор своей миниатюры.

практич.работа

1

7

Репетиционный период.

репетиции

3

8

Контрольный урок.

показ работы

1

9

История театра в России.

История скоморошества.



лекция, пробы

1

 

10


История народного костюма. Стилизация русского народного костюма.

лекция,

творч. занятия



1

11

История грима. Апробация на себе и партнёре.

лекция, практич.занятия

1

12

Использование грима.

практич.работа

1

13

Грим и мимика.

практич.работа

1

14

История сценического костюма.

лекция, практика

1

15

Ролевой костюм

лекция, практика

1

16

Народный театр.

лекция, практика, постановка

1

17

Работа над отрывком произведения.

Выбор отрывка и его обоснование.



беседа, чтение, тренинг

1

18

Распределение ролей.

практика, пробы

1

19

Работа над текстом.

тренинг

2

20

Использование ролевых костюмов.

практическое занятие

1

21

Взаимодействие костюма и пластики.

практич.занятие

2

22

Использование ролевого грима.

практич.занятие

1

23

Минимализм в гриме и костюмах.

лекция, практич.занятие

1

24

Сводная работа над отрывком.

практич.занятие

1

25

Репетиционная работа.

репетиции

6

26

Контрольный урок.

показ отрывка

1




Итого

34

34

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Инструкции по ОБЖ.

3. Колодин А.Н. «Насущные проблемы дополнительного образования»./Воспитание школьников, №2, 1997 год

4. Конвенция о правах ребёнка.

5. Ладыженская А.М. Риторика.

6. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.

7. Педагогическое творчество - Педагогика, 1990.

8. Петрова А.Н. Игровой тренинг. Обновления содержания начального образования (основные упражнения и игры).

9. Прибыловская. С.А. Кукольный школьный театр.

10. Сериков В.В. «Личностный подход в образовательной системе. Педагогика, 1994.

11. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.