Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Музыка» 3 класс 1 228.21kb.
Программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» 1 62.9kb.
Рабочая программа по ученбному предмету «музыка» для 5 класса 2 382.78kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
Рабочая программа по предмету «История» 7 класс 1 269.48kb.
Рабочая программа По предмету история Класс 8 3055.79kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 9 классов образовательных... 1 257.6kb.
Программа по музыке (7 класс) 1 176.81kb.
Лондонская фондовая биржа и ее роль в современной мировой экономике 2 529.18kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Огнёвская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Заместитель директора Приказ №_68____

методического совета по учебной работе от_06.08___2013г.

Протокол № 1 ________/С.В.Трубина/ Директор школы:

от_06.08___2013г. _______/Л.П.Берестова/
Рабочая программа

по музыке 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Музыка » составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы общего образования по учебникам Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Составитель: Зубарева О.М.

учитель музыки 1 КК

2013-2014 уч.год

Рабочая программа по предмету

«Музыка»

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 6 класса общеобразовательного учреждения. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В.В.Алеева, Т.Н.Кичак «Музыка» 6 класс (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен, аудиозаписи, методические пособия, фонохрестоматии по музыке).

В рабочей программе учитываются положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся создаётся индивидуальная модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

   Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 6 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю)

Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:

- научить учащихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать развитию интереса к музыке;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства.


Содержание рабочей программы по музыке для 6 класса обращено к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и узнавание учащимися произведений происходит в первую очередь на основе эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью, раскрываются возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

Продолжаем знакомство с музыкальными произведениями композиторов-классиков М.Глинка «Вальс-фантазия», И.Брамс Симфония №3, М.Мусоргский «Старый замок» (из цикла «Картинки с выставки»), Л.Бетховен Симфония №7, Ф.Шопен Мазурка си-бемоль мажор, И.Штраус Вальс «Сказки Венского леса», Л.Бетховен Симфония №5, А.Бородин «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»), А.Хачатурян «Танец с саблями»(из балета «Гаянэ»), И.С.Бах органная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», В.Моцарт «Реквием», П.Чайковский «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Н.Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» (опера «Садко»), И.Бах «Токката и фуга» ре-минор, И.Бах Скерцо. Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущих классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Тема года: «В чём сила музыки?» раскрывается в трёх разделах «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение», «Чудесная тайна музыки».

- В какой музыке господствует мелодия?

- В чём смысл музыкальной гармонии?

- Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

- Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти вопросы нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.



Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса заключаются:

- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- в умении отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а так же между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых на уроках;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности;

- в умении определять на слух название произведения и его автора;

- в знании имён композиторов, новых понятий и музыкальных терминов – сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.

Информационно-методическое обеспечение

1. .Алеев, В. В. Музыка. 6класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений В. В. Алеев.-М. : Дрофа, 2010.



2. Алеев, В. В. Музыка. 6 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреждений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2010.

Методические пособия для учителя:

    1. Музыка.6 класс [Текст] : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхиыа. - Волгоград : Учитель, 2010.

  1. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / JI. В, Золина. - М. : Глобус, 2008..

  2. Куруишна, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

1.Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. : Музыка, 1984.

2.Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

      1. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  1. Фынкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелыитейн. - СПб. : Композитор, 1997.

Информационно-коммуникационные средства:

  • Обучающее-развивающая программа «М.П.Мусоргский Картинки с выставки» (CD).

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).

  • «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1 CD).

  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (1 CD).

  • комплект портретов композиторов;

  • демонстрационный материал : Музыкальные инструменты.

Технические средства обучения:

  • компьютер, мультимедийный проектор,

  • экран проекционный, принтер, DVD.

Тематическое планирование 6 класс

Тема года: «В чём сила музыки»



Тема урока

Элементы основного и доп. содержания

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

план


факт








«Музыка души» (9ч)
















1

Тысяча миров музыки

Музыка – она везде и нигде, она в нас живёт и в нас умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка – гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества.

Е.Дога Вальс (из к/ф «Мой ласковый и добрый друг») «Не смейте забывать учителей» (исполнение)

Знать определение «музыка души»

Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой, исполнять выразительно.

Составить устный рассказ

6.09




2-3

Наш вечный спутник - музыка

Музыкальные фантазии. Симфония – жанр симфонической инструментальной музыки, муз.сочинение для оркестра. Особенности музыки разных эпох.

М.Глинка «Вальс-фантазия», И.Брамс Симфония №3 (фрагмент 3ч)

Знать о роли искусства в жизни человека

Уметь приводить примеры воздействия музыки на человека, исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, певческое дыхание

Иллюстрация к прослушанной музыке

13.09

20.09





4

Искусство – память человечества

Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья – период развития музыкальной культуры, охватывающей промежуток с 5 по 14 века. Особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа

М.Мусоргский «Старый замок» (из цикла «Картинки с выставки») (слушание)

«Родительский дом» (исполнение)



Знать виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижёров оркестров.

Уметь определять вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры

Сообщение о концертной деятельности одного из видов оркестра

27.09




5

Какой бывает музыка

Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья – период развития музыкальной культуры, (5-14в) Особенности музыки различных эпох. Муз. Культура нового типа

М.Мусоргский «Старый замок» (слушание)

Уметь объяснять понятие «музыкальная культура», приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры, различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Рассказ о том, какой бывает музыка

4.10




6

Волшебная сила музыки

Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие муз. Жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Муз. произведение представляет собой единство содержания и формы.

Л.Бетховен Симфония №7

«Афганистан» (исполнение)



Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы)

Уметь воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров



Выучить слова

11.10




7-8

Музыка объединяет людей

Воздействие музыки на общество и на каждого в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира

К.Дебюсси «Сирены»

Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей, познавать мир через музыкальные формы и образы

Придумать ритмический рисунок, характерный для импрессионистов

18.10

25.10





9

Тысяча миров музыки (заключительный урок раздела)

Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний.

«Нам нужна одна победа» (исполнение)

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения, выражать эмоциональное содержание.




1.11










Как создаётся музыкальное произведение (22ч)
















10

Единство музыкального произведения

Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности, мелодия, тембр, ритм, лад и др) Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев – мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке

Ф.Шопен Мазурка си-бемоль мажор.

И.Штраус Вальс «Сказки Венского леса»



Знать средства муз. выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений, сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших муз. инструментах или хлопками

Сообщение о роли муз. искусства в жизни человека

15.11




11

Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире.

Ритм в музыке – неразмеренное соотношение длительностей звуков в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в муз. произведениях посредством ритма

Л.Бетховен Симфония №5 (фрагмент)

«Перемена» (исполнение)



Знать понятие ритма в музыке.

Уметь схематически оформлять ритмические рисунки, самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи, объяснять взаимосвязь ритма и мелодии

Сообщение о ритме в нашем мире

22.11




12-13

О чём рассказывает музыкальный ритм

Ритм. Обозначение длительностей. Штиль. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать муз. жанры (марш, вальс, полька, мазурка). Музыкальный темп

А.Бородин «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»)

А.Хачатурян «Танец с саблями»(из балета «Гаянэ»)



Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определённому муз.жанру, характеризовать его особенности.




29.11

6.12





14

Диалог метра и ритма

Метр в музыке – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном.

И.С.Бах органная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (слушание)

«Последний бой» (исполнение)



Знать понятия метра и ритма.

Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки

Придумать ритмический рисунок

13.12




15-16

Музыкальные темпы

Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Адажио – (итал) медленно, спокойно. Медленный темп, исполнение музыкальной пьесы

Ж.Бизе «Утро в горах» (слушание)

«Жеребёнок» (исполнение)



Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности.

Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки.

Подобрать весёлую песню для исполнения

20.12

27.12





17-18

Мелодия – душа музыки

Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Выявление роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия – основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности

В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (фрагмент)

«Весёлый сапожник» (исполнение)



Знать виды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона, назначение метронома.

Уметь определять виды мелодий, познавать мир через муз.формы и образы, выражать эмоциональное содержание муз. произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Сообщение об особенностях муз образа

17.01

24.01






19

Мелодией одной звучат печаль и радость…

Средства муз. выразительности: регистр. Регистром называют часть муз. диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской.

В.Моцарт «Реквием», П.Чайковский «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»)

«Рисуют мальчики войну» (исполнение)



Знать определение регистра, диапазона, какие бывают регистры, что понимают под музыкальным диапазоном.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать муз. произведения и их фрагменты.

Выучить слова

31.01





20-22

Что такое гармония

Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония – соразмерность, согласованность. Гармония (греч)- приводить в порядок – согласие, благополучие. В более узком смысле гармония – учение об аккордах и их связях. Гармонией или аккордом называется соединение трёх или более различных звуков по терциям. Гармония – одновременное звучание нескольких тонов.

Н.Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» (опера «Садко»)

«Крыша дома моего» (исполнение)



Знать определение гармонии, значение гармонических соединений в музыке.

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, характеризовать фрагменты произведений классической музыки

Составить устный рассказ «Гармония в музыке»

7.02

14.02





23

Красочность музыкальной гармонии

Дисгармония в музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке – отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора. Тональность. Знакомство с ладом.

И.Бах Прелюдия До мажор (1ч.ХТК)

«Мужики» (исполнение)



Знать о роли гармонии и дисгармонии в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад.

Уметь выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Сообщение «Как познать мир через муз. формы и образы»

21.02




24-25

Полифония

«…Обращение к полифонии можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать всё: и размах времени, и размах мысли, и размах мечты, творчества» (Д.Шостакович) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуга. Полифония (греч) многоголосие, наука о многоголосной музыке. Фуга – одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение. Канон – форма, в которой тема звучит в одном голосе, а потом в другом без изменений.

И.Бах «Токката и фуга ре-минор. «Во поле берёза стояла» (пение каноном)

«На безымянной высоте» (исполнение)



Знать определения полифония, канон, фуга. Философское содержание полифонии.

Уметь различать количество мелодий и типы полифонии

Сообщение по теме урока

28.02

7.03





26-27

Звук, который выражает слово

Окраска звучания. Пространство и звучание. Связь слова и звука. Мелодия, сопровождаемая подголосками или полифоническими голосами. Мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса…

Ж.Бизе «Утро в горах» (из опреы «Кармен»)

«Чёрный кот» (исполнение)



Знать роль звука и слова в создании муз. образа.

Уметь использовать различные приёмы работы с учебником и «Дневником муз. размышлений», слушать, воспринимать, анализировать муз.произведения

Устный рассказ «Где находится гармония в вашей жизни»

14.03

21.03





28-29

Тембры

Тембры – муз. краска. Соло и тутти. Тембр – характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке.

И.Бах Скерцо. Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля»


Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов.

Уметь определить тембровую окраску голосов и муз. инструментов

Придумать ритмический рисунок

4.04

11.04





30-31

Динамика. Единство содержания и формы – красота музыки

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика – сила звучания.

Л.Бетховен Симфония №6 (4ч Гроза.) К.Дебюсси «Лунный свет»

«Хотят ли русские войны» (исполнение)



Знать определение динамики, роль динамики в муз. произведении, её зависимость от характера произведения.

Уметь определять динамические оттенки, различать особенности муз. языка

Сообщение «Что выражает музыка Л.Бетховена»

18.04

25.04











Чудесная тайна музыки (4ч)
















32-33

Чудесная тайна музыки.

Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы. Программная инструментально-симфоническая музыка, характеристика особенностей муз. языка

М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

«Всё начинается со школьного звонка» (исполнение)



Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, о средствах музыкальной выразительности.

Уметь слушать и анализировать произведения

Сообщение «Музыкальные шедевры»

16.05

23.05






34

В чём сила музыки (заключительный урок)

Проверка практических вокально-хоровых навыков и знаний, исполнение различных ритмических рисунков. Подведение итогов за год.

В.Хохолков «Ветка горного кедра» (исполнение)

Уметь применять знание теоретического материала и практические навыки, приобретённые в процессе изучения курса.

«Муз. культура как неотъемлемая часть духовной культуры» - сообщение

30.05