Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 201.18kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана... 1 272.34kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10 класса базового... 1 12.16kb.
Рабочая программа по предмету: литература 2 558.42kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным... 1 118.52kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Суверенные феодальные земли на Руси 1 154.2kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена на основе «Примерного - страница №1/1

Пояснительная записка
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ и методических рекомендаций по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т.В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.)
Цель:

формирование у учащихся осознанного понимания основ православной веры, знание истории и стилей храмовой архитектуры, а также основных памятников храмовой архитектуры различных русских городов.


Задачи:

приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;

воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;

реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;

создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.



Изменения, внесенные в авторскую программу

Изучение курса рассчитано авторами на 62 часа, в соответствии с учебным планом школы курс является региональным компонентом и изучается 1 час в неделю, всего 34 часа.






п/п

Раздел программы

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

1

История христианского храма

8

5

2

Православный храм

31

16

3

Храмовое зодчество Руси

18

9

4

Региональный компонент

3

2

5

Итоговая контрольная работа

2

1

6

Итоговая работа за курс основной школы

2

1

7




62

34


Учебно-методический комплект:
1. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
2. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

всего – 34 часа, в неделю – 1 ч

- контрольные работы – 1

- уроки контрольного тестирования - 4

- уроки защиты сообщений – 2


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения православной культуры в 9 классе ученик должен
знать/ понимать:

  • стили христианского храмостроения;

  • внутреннее устройства и символизм форм христианских храмов;

  • историю развития и особенности русской храмовой архитектуры;

  • Десять заповедей Ветхого Завета и Девять заповедей Блаженств Нового Завета;

  • основные таинства, обычаи и обряды Русской Православной Церкви;

  • правила поведения в православном храме.

  • виды колокольных звонов и их назначение.


уметь:

  • сопоставлять стили христианского храмостроения, выделять их общие и отличительные признаки;

  • объяснять символическое значение различных форм христианских храмов и их внутреннее устройство;

  • объяснять понятия «таинство» и их символический смысл;

  • раскрывать символический смысл обрядовых действий прихожан и священника;

  • выделять общие и отличительные признаки храмового зодчества Руси.



Тематический план курса




п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

История христианского храма

5

2

Православный храм

16

3

Храмовое зодчество Руси

9

4

Региональный компонент

2

5

Итоговая контрольная работа

1

6

Итоговая работа за курс основной школы

1

7

Итого

34


Календарно –тематическое планирование

уроков православной культуры в 9 классе 34 часа, 1 ч в неделю


п / п



Раздел

Тема урока

дата

примечания

план

факт

1

История христианского храма.

5 ч.

Из истории возникновения христианских храмов.

1 ч.

Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния Завета. Храм Соломона. Второй иерусалимский храм.

06.09







2

Происхождение внешнего вида христианского храма.

1 ч.

Время гонения на христиан. Катакомбы – тайные христианские храмы. Базилика.

13.09







3

Стили христианского храмостроения.

1 ч.

Стили христианского храмостроения.


20.09







4

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.

1 ч.

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.


27.09







5




Урок контроля и коррекции знаний по теме: «История христианского храма».

04.10







6

Православный храм.

11 ч.

Истоки и самобытность русского храмового зодчества.

1 ч.

Истоки и самобытность русского храмового зодчества.

11.10







7

Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси.

1 ч.

Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси.


18.10







8

Внутреннее устройство православного храма.

2 ч.

Внутреннее устройство православного храма.

25.10







9




Иконостас православного храма и Библия. Устройство алтаря в православном храме.

01.11







10

О Символе Веры, основных заповедях и богослужении.

4 ч.

Символ Веры – основные положения православия.

15.11







11




Десять заповедей Ветхого Завета.

22.11







12




Девять Заповедей Блаженства Нового Завета.

29.11







13




Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений, особенности богослужений во время праздников и постов, молебны.

06.12







14

О церковнославянском языке и молитвах.

2 ч.

Книги Священного Писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы Пресвятой Богородице и Молитва Господня.

13.12







15




Смысл молитвы, молитвы Ангелу Хранителю, Пресвятой Троице и Святому Духу.

20.12







16




Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме: «Православный храм».

27.12







17

Православный храм.

5 ч.

Основные таинства православной Церкви.

2 ч.

Понятие о таинствах Православной Церкви. Таинства крещения, миропомазания, причащения.

17.01







18




Таинства покаяния и елеосвящения, священства и брака.

24.01







19

Правила поведения в православном храме.

1 ч.

Правила поведения в православном храме.


31.01







20

Колокольные звоны.

1 ч.

Колокольные звоны.

07.02







21




Урок контроля знаний по теме: «Православный храм». Тестирование

14.02







22

Храмовое зодчество Руси.

10 ч.

Собор Святой Софии в Киеве.

1 ч.

Собор Святой Софии в Киеве.

21.02







23

Единый храмостроительный замысел Новгорода.

2 ч.

Софийский собор в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города

28.02







24




Единый храмостроительный замысел Новгорода. Николо-Дворищенский собор Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря.

07.03







25

Зодчество Владимиро-Суздальской земли.

1 ч.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли.


14.03







26

Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения.

1 ч.

Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения.

21.03







27

Храмы Московского Кремля.

2 ч.

Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

04.04







28




Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле.

11.04







29

Храм ХристаСпасителя.

1 ч.

Храм Христа Спасителя.

18.04






30


Храмы

Санкт-Петербурга.

1 ч.

Храмы Санкт-Петербурга.

25.04







31

Храмы Белгородчины

2 ч.

Храмы города Белгорода

02.05







32




Храмы Белгородской и Старооскольской митрополии

16.05







33

Итоговые уроки

2 ч.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме: «Храмовое зодчество Руси».

23.05







34




Итоговая контрольная работа за курс 9-го класса.











Содержание учебного курса
История христианского храма
Определения христианского храма. Разделение православных храмов по их предназначению. Скиния. Иерусалимский храм царя Соломона. Второй Иерусалимский храм. Катакомбный период истории христианства. Катакомбы – тайные храмы христиан. Базилика. Стили христианского храмостроения. Единство внутреннего устройства христианских храмов. Символизм форм христианских храмов.
Православный храм
Самобытность русского храмового зодчества. Деревянное храмовое зодчество Руси. Каменное храмовое зодчество Руси. Роль православных храмов в жизни русских людей. Внутреннее устройство православного храма. Иконостас и иконы его рядов. Алтарь православного храма. Символ Веры и его связь с Библейской историей. Нагорная проповедь Иисуса Христа и девять Заповедей Блаженства.

Книги Священного Писания. Основные молитвы, которые необходимо знать каждому православному человеку.

Обычаи и обряды православной Церкви. Правильное поведение в православном храме. Таинства православной Церкви.

История колоколов и колокольных звонов православных храмов и их предназначение. Роль колокольных звонов в жизни русских православных людей и в истории России. Типы колокольных звонов.



Храмовое зодчество Руси
Собор святой Софии в Киеве. Собор Святой Софии в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города. Новгородские соборы. Владимиро-Суздальское храмовое зодчество.

Шатровое зодчество Руси. Церковь вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.

Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля. Собор и церковь Иоанна Лествичника.

Храм Христа Спасителя. Храмы Санкт-Петербурга. Казанский и Исаакиевский соборы.



Формы и средства контроля

- Контрольная работа

- Защита сообщений

- Тестирование

- Создание мультимедийных продуктов (презентаций, публикаций, кроссвордов)
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


Виды

контроля


1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

в году

Тесты

1

1

1

1

4

Уроки контроля, оценки и коррекции знаний

1

1

1

2

5

Защита сообщений и презентаций










2

2

контрольные работы










1

1


Тест

История христианского храма


  1. Что представляет собой скиния?

А) первый храм, построенный Соломоном

Б) часть книг Ветхого Завета

В) переносное сооружение в виде шатра

Г) временное сооружение из досок



  1. Какой иудейский царь перенес скинию в Иерусалим?

А) Навуходоносор

Б) Ирод


В) Давид

Г) Соломон



  1. Сколько отделений имела скиния?

А) 1

Б) 2


В) 3

4. Кому разрешалось входить в святилище скинии?

А) всем мирянам

Б) первосвященнику

В) священнику

Г) царю


5. Кому разрешалось входить в Святая Святых скинии?

А) царю


Б) любому верующему

В) первосвященнику

Г) священнику

6. Что было самым священным из всех предметов, хранящихся в скинии?

А) светильник с семью лампадами

Б) жертвенник

В) стол с двенадцатью хлебами

Г) ковчег Завета

7. Какой царь построил первый Храм Божий в Иерусалиме?

А) Ирод


Б) Зоровавель

В) Давид


Г) Соломон

8.Указать все, что относится к понятию «катакомба»

А) образец для строительства христианских храмов

Б) места богослужений христиан во время гонений

В) подземные гробницы

Г) в переводе означает «корабль»

9. Указать отличительные черты плана и архитектуры древней базилики

А) обилие света

Б) наличие внутренних колонн

В) наличие купола

10. Указать формы храмов византийского стиля

А) в виде прямоугольника

Б) в виде круга

В) в виде паруса

Г) в виде креста

11. Указать храм, построенный в романском стиле

А) храм Святого Петра в Риме

Б) храм Святой Софии в Константинополе

В) собор и колокольня в Пизе

Г) храм Святого Марка в Риме

12. Указать храм, построенный в стиле эпохи Возрождения

А) храм Святого Петра в Риме

Б) храм Святой Софии в Константинополе

В) собор и колокольня в Пизе

Г) храм Святого Марка в Риме

13. На сколько частей разделено внутреннее пространство храма?

А) 1

Б) 2


В) 3

Ключ: 1.в;2.в;3.в;4.б,в;5.в;6.г;7г.;8.б,в;9.а,б;10.а,б,г;11.в;12.а;13.в.



Тестирование по теме: «Храмы г. Новгорода»

1. Николо-Дворищенский собор в Новгороде возводился в качестве



  1. главного храма монастыря

  2. оборонительного сооружения

  3. княжеской церкви

2. С чудесным явлением иконы какого святого предание связывает возведение Николо-Дворищенского собора в Новгороде?

  1. Григория Богослова

  2. Николая Мирликийского

  3. Георгия Победоносца

  4. Агапита Печерского

3. Кто был основателем Антониева монастыря?

  1. Мстислав Владимирович, князь Новгородский

  2. Новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого

  3. Новгородский князь Всеволод Мстиславич

  4. преподобный Антоний Римлянин

  1. 4. Указать причину, по которой будущий основатель Новгородского Антониева монастыря построил церковь во имя Рождества Богоматери

  2. дата закладки монастыря совпала с этим праздником

  3. дата его прибытия в Новгород совпала с этим праздником

  4. основатель монастыря почитал этот праздник более прочих

  5. дата освящения новой церкви совпала с этим праздником

5. По чьему распоряжению был заложен Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде?

  1. Мстислава Владимировича, князя Новгородского

  2. Новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого

  3. преподобного Антония Римлянина

  4. Новгородского князя Всеволода Мстиславича


Тестирование по теме: «Православный храм»

1. Как называется плоский широкий кирпич, из которого была построена София Киевская?



  1. квадр

  2. изразец

  3. плинфа

2. Установить соответствие между названиями частей православного храма и сторонами света

    1. притвор

    2. алтарь

  1. запад

  2. восток

3. Установить соответствие между типами православных храмов и их функциями

    1. кафедральный

    2. ставропигиальный

    3. приходской

    4. кладбищенский

  1. храм, расположенный на территории кладбища

  2. главный храм города

  3. храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Священного Синода

  4. любой действующий православный храм, находящийся вне кладбища

4. Запишите в порядке восхождения ряды иконостаса?

  1. иконы пророков

  2. иконы праотцов Израильского народа

  3. икона Иисуса Христа

  4. икона, которой посвящен храм

  5. двунадесятых праздников

  6. особо чтимых святых

5. Сколько заповедей содержалось на скрижалях, которые получил Моисей от Бога?

6. Что означают поклоны?



  1. смирение человека и воздание чести Величию Божиему

  2. отражение греховных искушений и страстей

7. Указать первый храм с высокими колокольнями на Руси

  1. колокольня Данилова монастыря

  2. церковь положения Ризы Господней

  3. церковь во имя Распятия Господня

  4. колокольня Ивана Лествичника

8. Указать название первой каменной церкви на Руси

  1. церковь Святой Софии в Киеве

  2. церковь Успения Божией Матери в Киеве

  3. Спасо-Преображенский собор в Чернигове

  4. церковь Святой Софии в Полоцке

9. Какие изображения помещаются в средней части церкви?

  1. сцены из Ветхого Завета

  2. Святая Троица

  3. сцены из жизни Христа

  4. православные святые

10. Что привлекает на себя христианин при совершении крестного знамения?

  1. благодать Иисуса Христа

  2. благодать Божией Матери

  3. благодать Святого Духа

11. Чего нельзя делать в православном храме во время богослужения?

  1. стоять

  2. задавать вопросы священнику

  3. смотреть на иконы

  4. рассматривать других прихожан

  5. смотреть на священника

Итоговая контрольная работа

  1. Что представляла собой скиния и как она устанавливалась?

  2. Перечислите отличительные черты плана и архитектуры древней базилики.

  3. Изображение кого из святых помещают на парусах православного храма?

  4. Какие иконы помещаются в четвертом ряду иконостаса православного храма и как называется этот ряд?

  5. Изложите смысл, приведенной ниже заповеди. Укажите. Что это за Заповедь «Блажени плачущии, яко тии утешатся»

  6. О каком библейском событии говорится в приведенном члене символа Веры? Укажите, какой это член, и переведите его текст на русский язык «И возшедшаго на небеса, и седяша одесную Отца»

  7. Какие храмы составляют ансамбль Московского Кремля? Укажите для каждого из них, в честь какого православного праздника или святого он освящен и какое значение имел для Руси.

  8. Перечислите таинства православной церкви.


Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2):

«Отлично» (5)

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.



«Хорошо» (4)

Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки.


«Удовлетворительно»(3)

Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.


Используется 3-х-балльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому в качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п.


Критерии оценивания рефератов учащихся

1. Оформление рефератов учащимися:

- реферат должен быть представлен в печатном варианте;

- реферат должен содержать иллюстративный материал с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно:

http://www.enc.mail.ru http://www.icon-art.info http://www.school.edu.ru http://slovari.yandex.ru

2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов, поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов:

- при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»;

- при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо»



- при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично»
Перечень учебно-методических средств
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Праваславная культура» в 9 классе - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г
Информационные ресурсы

mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ,

www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви,

blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии,

www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,

www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов,

www.bpdsmn.orthodoxy.ru – сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки:

kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека),

ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии),

dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов),

e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).