Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана на основе программы учебного предмета «Православная культура» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... 1 228.65kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 201.18kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 2 539.35kb.
Рабочая программа по английскому языку для 11 класса, полного общего... 1 220.8kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Структура программы учебного предмета Министерство культуры Республики... 3 1615.92kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на... 1 207.7kb.
Новыя грозныя слова отца Иоанна (Кронштадтского) «о страшном поистине... 13 1328.9kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана на основе программы - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»


РАССМОТРЕНА

на заседании школьного МО учителей истории

Протокол от

« 25 » июня 2013 г.

№ ___


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

________/Тулинова Н.В. «____»__________2013 г.


РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета школы

Протокол от

« 29 » августа 2013 г.

№ ___


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приказ от

«___»__________2013г. № ___





Рабочая программа

по учебному предмету «Православная культура»

9 класс (базовый уровень)
Учитель: Крылова Елена Геннадиевна

2013-2014 учебный год



Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана на основе программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, О.Н. Кобца, изданной в Ульяновске: ИНФОФОНД, в 2006 году.



Структура документа

Рабочая программа по православной культуре представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; содержание программы учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Православная культура» позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей.

Целью разработки предметного курса «Православная культура» является формирование на основе предмета духовно-нравственного содержания базовой культуры личности школьника. Ведущими компонентами в ней выделены духовный и нравственный.

Объектом изучения предмета «Православная культура» является процесс развития феномена «религиозная культура» (духовно-нравственная культура). Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также её результатов, сложившихся в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны.

Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, в широком – все специфические человеческие формы жизнедеятельности. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к природе, труду производству, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа – исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несёт её отпечаток.

Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Православной культуры» в содержании общего образования не подменяет собой историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое образование.


Цели и задачи программы

Цели учебного предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на

- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

- обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;

- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы программой определяются следующие задачи обучения и воспитания:

- Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

- Воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.

- Передача современным школьникам знаний в области истории религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Изменения, внесенные в рабочую программу

Общий объём учебной нагрузки в 9 классе по авторской программе составляет 64 часа.

В соответствии с Законом Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Законом Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» в приказе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» указано, что региональный компонент в начальном общем образовании представлен предметом «Православная культура» с III по IX классы в объеме 1 часа в неделю.

В Рабочей программе защита рефератов и творческих работ вынесена во внеурочную деятельность по предмету, уплотнён теоретический материал.




п\п


Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе

Обоснование

1.

История христианского храма

8 ч.

5ч.

защита рефератов и творческих работ вынесена во внеурочную деятельность по предмету

2.

Православный храм

31 ч.

16ч.

защита рефератов и творческих работ вынесена во внеурочную деятельность по предмету

3.

Храмовое зодчество Руси

25 ч.

13 ч.

уплотнён теоретический материал




Итого

64ч.

34ч.





Учебно-методический комплект

Базовый учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 260 с.

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

  • Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 154 с.

  • Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 

  • Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 

Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ




I

8







II

8

1




III

10







IV

8

1




ИТОГО:

34

2





Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по православной культуре
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса 9 классе в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).


Важным требованием учебной программы предмета «Православная культура» в 9 классе является подготовка каждым учащимся двух рефератов: одного – по храмовой архитектуре и её истории, а другого – по основам христианского учения, основным молитвам, таинствам и обрядам Православной Церкви.


Раздел III. Календарно-тематическое планирование уроков православной культуры в 9 классе




п/п

урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

Сроки прохождения учебного материала

Примечание

по плану

фактически







История христианского храма

5










1

1

Из истории возникновения христианских храмов

1










2

2

Происхождение внешнего вида христианского храма

1










3

4

3

4


Стили христианского храмостроения.

2










5

5

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов

1
















Православный храм

16










6

7

1

2


Истоки и самобытность русского храмового зодчества

2










8

3

Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси

1










9

10

4

5


Внутреннее устройство православного храма

2










11


6

Контрольная работа № 1 по теме «Устройство православного храма»

1










12

13

14

7

8

9



О Символе Веры, основных заповедях и богослужении

3










15

16

10

11


О церковнославянском языке и молитвах

2










17

12

Обычаи и обряды Русской Православной Церкви

1










18-19

13

14


Основные таинства Православной Церкви

2










20

15

Правила поведения в православном храме

1










21

16

Колокольные звоны

1
















Храмовое зодчество Руси

13










22

1

Собор Святой Софии в Киеве

1










23-24

2

3


Единый храмостроительный замысел Новгорода

2










25

4

Зодчество Владимиро-Суздальской земли

1










26

5

Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения

1










27-28-29

6

7

8



Храмы Московского Кремля

3










30

9

Храм Христа Спасителя

1










31-32

10

11


Храмы Санкт-Петербурга

2










33

12

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1










34

13

Защита рефератов по теме «Храмы Москвы и Санкт-Петербурга»

1










Раздел IV. Содержание программы учебного предмета 9 года обучения
Из истории возникновения христианских храмов.

Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния Завета храм Соломона. Второй Иерусалимский храм.

Происхождение внешнего вида христианского храма.

Время гонения на христиан. Катакомбы – тайные христианские храмы. Базилика.

Стили христианского храмостроения.

Византийский стиль: свод, крестово-купольная конструкция, притвор, трапезная, алтарь, колоннада, карниз, иконостас, мозаика, барабан, парус. Романский стиль храмостроения. Готический стиль. Стиль Возрождения. Барокко. Рококо. Классицизм. Ордер. Ампир.

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.

Храм, алтарь, средняя часть, притвор, Крещение, Святой престол, Гроб Господень, Антиминс, Евангелие, Напрестольный крест, дарохранительница, солея, амвон, Святые Дары, проповедь.

Истоки и самобытность русского храмового зодчества.

Православный храм: истоки и самобытность. Деревянное храмовое зодчество Руси. Мозаика, фреска, икона, оклад, ковчег, Иисус Христос, многоглавие, купол. Формы православных крестов. Восьмерик, четверик, лемех. Каменные храмы Древней Руси. Десятинная церковь. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Успенский собор Московского Кремля.

Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси.

Роль православных храмов на Руси. Апостол Андрей Первозванный. Илия Пророк. Кафедральный собор. Ставропигиальный храм. Приходская церковь. Кладбищенский храм. Патриарх. Священный Синод. Иисус Христос. Пресвятая Богородица. Священное Писание. Двунадесятые праздники. Иоанн Предтеча. Великие православные праздники. Ангел. Архангел Михаил. Архангел Гавриил. Пророки. Апостолы. Равноапостольские святые. Мученики и страстотерпцы. Святые благоверные князья. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные.

Внутреннее устройство православного храма.

Святая Святых. Святилище. Колокольня. Неф, купол, хоругвь, канунник, паникадило, кафедра, рака, святые мощи, иконостас, алтарь. Иконостас православного храма и Библия. Царские врата. Благовещение Пресвятой Богородицы. Диакон, диаконские врата. Местный парус иконостаса. Трёхличная икона. Праотцы израильского народа Ной, Авраам, Иаков, Исаак. Устройство алтаря в православном храме. Горнее место. Запрестольная икона. Запрестольный крест. Семисвечник. Таинства церкви.

О Символе Веры, основных заповедях и богослужении.

Символ Веры – основные положения православия. Вселенский Собор. Члены Символа Веры. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, Святая Троица, Священное Писание, Дева Мария, Понтий Пилат. Апостольская Церковь, Соборная Церковь. Апостольские постановления. Страшный Суд, всеобщее Воскресение, Крещение. Десять заповедей Ветхого Завета. Девять Заповедей Блаженства Нового Завета. Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений, Особенности богослужений, особенности богослужений во время праздников и постов, молебны.

О церковнославянском языке и молитвах.

Книги Священного Писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы Пресвятой Богородице и Молитва Господня. Смысл молитвы, молитвы Ангелу Хранителю, Пресвятой Троице и Святому Духу.

Обычаи и обряды Русской Православной Церкви.

Крестное знамение, поклоны и обычай ставить свечу. Освящение воды, хлеба, куличей и яиц. Крестный ход. Крестное знамение, лампада, икона, елей. Просфора, литургия. Праздник Воскресения Христова (Пасха).

Основные таинства Православной Церкви.

Понятие о таинствах Православной Церкви. Таинства крещения и миропомазания: купель, Символ Веры, крестные, Святой Дух. Таинство причащения: евхаристия, Тайная Вечеря, просфора, литургия, Царские врата. Таинства покаяния и елеосвящения: исповедь, елей. Таинства священства и брака.

Колокольные звоны.

Первые колокола на Руси. Колокольные мастера. Царь-колокол. Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов.

Собор Святой Софии в Киеве.

Ярослав Мудрый. Печенеги. Митрополит Иларион. Крестово-купольная конструкция, неф, алтарь, фреска, галерея, смальта, медальон. Христос Пантократор.

Единый храмостроительный замысел Новгорода.

Софийский собор в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города. Князь Владимир Ярославович. Николо-Дворищенский собор, собор Антониева монастыря, Гергиевский собор Юрьева монастыря. Николай Чудотворец. Ярослав Мудрый. Князь Мстислав. Царь Иван III. Святой Георгий Победоносец. Икона «Устюжское Благовещение».

Зодчество Владимиро-Суздальской земли.

Успенский собор во Владимире. Князь Андрей Боголюбский. Праздник Успения Божией Матери. Храм Соломона. Владимирская икона Божией Матери.Дмитриевский и Гергиевский соборы Владимиро-Суздальской земли. Князь Всеволод Большое Гнездо. Святой Димитрий Солунский. Князь Святослав Всеволодович.

Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения.

Истоки и своеобразие шатрового храмового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском – первый шатровый православный храм. Праздник Вознесения Христова. Царь Василий III. Царь Иван Грозный. Столпообразный храм, подклет, кокошник, главка. Шатровые храмы Руси. Праздник Покрова Божией Матери. Святой Василий Блаженный. Илья Пророк. Праздник Рождества Богородицы.

Храмы Московского Кремля.

Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. Марко Руффо. Бон Фрязин. Владимирский Успенский собор. Деисусный чин иконостаса. Икона «Спас Нерукотворный». Дионисий. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Паперть, придел, глава, арка, свод. Симон Ушаков. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Прохор с Городца. Иконостас. Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Архангел Михаил. Стиль Возрождения. Князь Дмитрий Донской. Иоанн Лествичник. Столп, колокольня.

Храм Христа Спасителя.

История строительства и освящения храма Христа Спасителя. Первоначальный облик и внутренне убранство храма. Император Александр I. Наполеон. Архитекторы А.Л. Витберг, К.А. Тон. Русско-византийский стиль. Митрополит Московский Филарет. Горельеф, барельеф, фриз. Император Александр III. История уничтожения и восстановления храма Христа Спасителя. Священный Синод. Икона Божией Матери «Державная». Алтарь, часовня, столп, звонница. Праздник Рождества Христова. Пасхальное богослужение.

Храмы Санкт-Петербурга.

Исаакиевский и Казанские соборы Санкт-Петербурга. Архитектор К.А. Тон. Стиль классицизма. Ампир. Святой Исаакий Далматский. Кафедральный собор. Архитектор Огюст Монферран. Византийский крест. Коринфский крест. Икона Казанской Божией Матери. Собор Святого Петра в Риме. Архитектор А.Н. Воронихин. Колоннада, латинский крест, портик, цоколь, фронтон, неф, иконостас. Фельдмаршал М.И. Кутузов.

Раздел V. Формы и средства контроля


Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ




I

8







II

8

1




III

10







IV

8

1




ИТОГО:

34

2





Темы рефератов «Стили христианского храмостроения»

  1. Византийский стиль храмостроения: история возникновения, отличительные черты, выдающиеся памятники храмового зодчества византийского стиля.

  2. Эпоха романского и готического стилей христианского храмостроительства: отличительные черты и выдающиеся памятники романского и готического стилей храмостроительства.

  3. Эпоха стилей Возрождения и барокко в христианском храмостроительстве: отличительные черты и выдающиеся памятники стилей Возрождения и барокко христианского храмостроительства.

  4. Эпоха стилей классицизма и ампира в христианском храмостроительстве: отличительные черты и выдающиеся памятники стилей классицизма и ампира христианского храмостроительства.

Темы рефератов «О Символе Веры, основных заповедях и богослужении»

  1. Символ Веры: история принятия, христианский смысл и отражение в них важнейших библейских событий.

  2. Заповеди Ветхого Завета: история дарования их Богом людям и смысл заповедей об обязанностях человека к Богу.

  3. Заповеди Ветхого Завета: история дарования их Богом людям и смысл заповедей об обязанностях человека к ближнему.

  4. Заповеди Блаженства Иисуса Христа: их объяснение согласно Библии.

  5. Суточный круг богослужений: литургия, всенощное бдение и таинство причащения. История и христианский смысл таинства причащения.

  6. Недельный круг богослужений и библейские события, с которыми связаны богослужения недельного цикла.

  7. Годовой круг богослужений, православные праздники и посты.


Контрольная работа № 1 - Приложение № 1;

Итоговая контрольная работа – Приложение № 2
Критерии оценки по предмету «Православная культура»
Исходя из совокупности усвоенных знаний, умений, навыков оценку квалифицировать следующим образом:

«отлично» (5)

  • усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.

  • при ответе соблюдать нормы русского языка.



«хорошо» (4)

  • усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.

  • при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются несущественные неточности.

«удовлетворительно» (3)

  • усвоение основных понятий, терминов, знать фактический материал.

  • умение устанавливать причинно – следственные связи и давать развернутые определения; уметь излагать материал, осуществлять анализ проблем, процессов, фактов и явлений истории Православной культуры, использовать письменные источники и делать выводы.

  • при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются существенные ошибки и неточности.

«неудовлетворительно» (2) не выставляется.

Раздел VI.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  • Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 260 с.: цвет. илл. ISBN 5903101054.

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

  • Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 154 с.: илл. ISBN 5903101046.

  • Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

  • Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Дополнительная литература


    1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования /А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с

    2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4кл. / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков А.В. - ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010.

    3. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь / В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.

    4. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. Возрас т/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

    5. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл. / А.В. Кураев.- Просвещение, 2010.

    6. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова / Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. - 504 с.

    7. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский: Иллюстрированное жизнеописание великого российского Старца, преподобного Серафима, Саровского Чудотворца / А.А. Мацукевич.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 208 с.

    8. Православная энциклопедия: Русская православная церковь /Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.

    9. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.

    10. Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с.

    11. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8, ч. 1: 1700-1917/ И.К. Смолич.- М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 800 с.

    12. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8, ч. 2: 1700-1917/ И.К. Смолич.- М.: Издательство Спасо-Преображениского Валаамского монастыря, 1997. - 800 с.

    13. Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса "Творческая мастерская учителя" / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2004. - 272 с.

    14. Шипов Я. Православие: словарь школьника / Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004. - 320 с.

    15. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности»/Т.А.Шурупова, О.Л.Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. – 230 с.

    16. Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя/ О.Л. Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.-357 с.


Литература по краеведению

    1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Белгород, 2002. – 410 с.

    2. Белгородская энциклопедия: страницы истории Отечества, русской православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев / гл. ред. В.В. Овчинников. – Белгород, 2000. – 463 с.

    3. Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. Белгород: ООО «Логия», 2005. – 104 с.

    4. Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. Белгород: ООО «Логия», 2005. – 40 с.

    5. История Слобожанщины и Белгородского края: Учебное пособие под общей редакцией: В.В. Овчинникова, Н.Н. Олейника. – Белгород: Белгород. Облтип., 2011. – 336 с.

    6. Краеведение в системе дошкольного, общего среднего, дополнительного образования: региональный опыт и перспективы. Методические рекомендации по использованию краеведения в образовательном процессе / Под редакцией Н.С. Сердюковой. – Белгород, 2011. – 69 с.

    7. Семь чудес Белгородчины / подгот. Упр. Информации и массовых коммуникаций администрации губернатора Белгор. Обл. и Белгор. Регион. Отделением общ. Организации общества «Знание» России. – Белгород, 2010. – 36 с.

    8. Родники Белогорья (Путешествие в историю и культуру моего народа). Сборник программно-методических, дидактических материалов по краеведению / Под научной редакцией В.А. Масловой, Т.А. Приставкиной. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 20100. – 150 с.


Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, omcbelgorod@mail.ru - сайт Образовательно-методического центра «Преображение», www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru - сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью; kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru."; www.predanie.ru - Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru - Православная библиотека - Религиозная литература.Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru

Сайты издательств: Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/); издательство Просвещение (http://www.prosv.ru/).; Гуманитарный издательский центр Владос (http://www.vlados.ru/). Книжная лавка Университета РАО (http://www.urao.mags.ru/).

Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/); Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/); Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/); Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/); Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/); Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/); Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/); Русская культура (http://www.russianculture.ru/).

Сайты учителей православной культуры: timo-tatjana.narod2.ru; mila-krasnokuts.narod.rupravoslawya/setevy; vmsush.narod.ru; www.it-n.ru/ - Сеть творческих  учителей.



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Видеоматериалы, медиатека, фотографии.