Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 1 93.33kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Рабочая программа по предмету «Ритмика» Учитель : Кравченко О. 2 675.42kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 «А» класса по специальной... 2 458.85kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
Пояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы... 1 416.67kb.
- 2 548.8kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для... 6 2449.84kb.
Рабочая программа по кубановедению Уровень обучения (класс) 1 295.06kb.
Министерствыже министерство 1 49.89kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства - страница №1/4


Грамматика, правописание и развитие речи

Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (1-4 кл.) под редакцией В.В.Воронковой.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких.

Учащиеся овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно устанавливать с помощью вопросов. Дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. Связная речь. В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. В 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю. Грамматические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности, формирования которых у второклассников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.




№ п/п

Содержание

К-во час

Дата

Примеч.

I четверть

1.

День знаний

1







2

Повторение. Употребление простого предложения










3

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

1







4

Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1







5.

Выделение предложений из речи и текста.

1







6.

Составление предложений в порядке картинок.

1







7.

Звуки и буквы.

1







8.

Различение звуков и букв.

3







9.

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

1




наизусть

10.

Расположение нескольких слов в алфавитном порядке.

4







11.

Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Контрольное списывание.

1




К.сп.

12.

Гласные и согласные звуки и буквы.

3







13.

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

3







14.

Гласные буквы е,ё,и,э,ю,я. Буква и в начале слова и после гласных.

1







15.

Буквы е, ё в словах.

1







16.

Буква я в словах.

1







17.

Буква э в словах.

1







18.

Контрольный диктант.

1




К.д.

19.

Работа над ошибками.

1







20.

Ударение в слове.

1







21.

Гласные ударные и безударные.

1







22.

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

2







23.

Значение ударения в слове.

1







24.

Развитие речи.

1




P.p.

25.

Слог как часть слова.

1







26.

Состав слога.

1







27.

Деление слов на слоги.

3







28.

Контрольный диктант.

1







29.

Работа над ошибками.

1







30

Развитие речи. Составление рассказа по картинкам.

1




P.p.

31

Перенос слов при письме.

3














  • Русский язык. Вторая четверть. 34 часа.

    № п/п

    Содержание

    К-во час

    Дата

    Примеч.

    1.

    Твёрдые и мягкие согласные.

    1







    2.

    Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

    2







    3.

    Закрепление изученного материала.

    3







    4.

    Мягкий знак на конце и в середине слова.

    2







    5.

    Закрепление изученного материала.

    2







    6.

    Контрольный диктант.

    1




    К.д.

    7.

    Работа над ошибками.

    1







    8.

    Гласные после шипящих. Правописание жи-ши.

    1







    9.

    Правописание жи-ши.

    1







    10.

    Правописание ча - ща.

    1







    11.

    Правописание чу -щу.

    1







    12.

    Закрепление изученного материала.

    2







    13.

    Контрольный диктант.

    1




    К.д.




14.

Работа над ошибками.

1







15.

Парные звонкие и глухие согласные.

1







16.

Пары звонких и глухих согласных.

1







17.

Различие парных согласных.

1







18.

Проверка знаний: ответы на вопросы.

1







19.

Звонкие и глухие согласные.

1







20.

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1







21.

Проверка парных согласных на конце слов.

1







22.

Контрольный диктант.

1




К.д.

23.

Работа над ошибками.

1







24.

Нахождение проверочных слов.

1







25.

Подбор проверочных слов.

1







26.

Обучение объяснению правописания звонких и глухих согласных.

1







27.

Развитие речи: изложение текста по вопросам.

1







28.

Составление рассказа по картинке.

1







Русский язык. Третья четверть. 49 часов.


№ п/п

Содержание

К-во час

Дата

Примеч.

1.

Разделительный мягкий знак.

1







2.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.










3.

Перенос слов с разделительным мягким знаком.

1







4.

Правописание разделительного мягкого знака.










5.

Контрольный диктант.

1




К.д.

6.

Работа над ошибками.

1







7.

Слово. Названия предметов. Кто? Что?

1







8.

Умение выделять слова-предметы из текста.

1







9.

Умение различать слова по вопросам кто? Что?

1







10.

Умение различать слова по вопросам что? Кто?

1







11.

Употребление слов в различных формах в предложении.










12.

Изменение слов по вопросам кого? что?

1







13.

Изменение слов по вопросам кем? чем?

1







14.

Изменение слов по вопросам кого? чего?

1







15.

Изменение слов по вопросам кому? чему?

1







16.

Закрепление материала.

1







17.

Контрольный диктант.

1




К.д.

18.

Работа над ошибками.

1







19.

Большая буква в именах людей, кличках животных.

1







20.

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

1







21.

Большая буква в собственных именах.

1







22.

Изложение текста по вопросам. Домашний адрес и адрес школы.

1




P.p.

23.

Контрольный диктант.

1




К.д.

24.

Работа над ошибками.

1







25.

Названия действий.

1







26.

Слова, обозначающие действия предметов.

1







27.

Действия предметов, отвечающие на вопросы: что сделал? что сделает?

1







28.

Что сделал? Что сделает?

1







29.

Что сделают? Что сделает?

1







30.

Что делают? Что делает?

1







31.

Нахождение в тексте слов, обозначающих действия предметов.

1







32.

Расширение умения отвечать на вопросы.

1














33.

Работа по развитию речи. Ответы на вопросы.

1







34.

Контрольный диктант.

1




К.д.

35.

Работа над ошибками.

1







36.

Названия признаков. Цвет.

1







37.

Слова, обозначающие признаки предметов. Величина.

1







38.

Слова, обозначающие признаки предметов. Форма.

1







39.

Слова, обозначающие признаки предметов. Вкус.

1







40.

Контрольный диктант.

1




К.д.

41.

Работа над ошибками.

1







42.

Слова, обозначающие признаки предметов. Материал.

1







43.

Закрепление материала.

3











Русский язык. Четвёртая четверть. 42 часа.




№ п/п

Содержание

К-во час

Дата

Примеч.

1.

Название признаков предметов.

1

1




2.

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

1

2




3.

Предлоги.

1

3




4.

Умение находить предлоги и писать их раздельно со словами.

1

7




5.

Правописание предлогов со словами.

1

8




6.

Правописание предлогов со словами.

1

9




7.

Правописание предлогов со словами.

1

10




8.

Правописание предлогов со словами.

1

11




9.

Развитие речи. Ответы на вопросы.

1

14

P.p.

10.

Контрольный диктант.

1

15

К.д.

11.

Работа над ошибками.

1

16




12.

Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения.

1

17




13.

Составление предложений .

4

18212223




14.

Деление текста на предложения.

3

242528




15.

Развитие речи. Ответы на вопросы.

1

29

P.p.

16.

Составление предложения по вопросам.

1

30




17.

Составление предложений по падежным вопросам.

5

567812




18.

Составление предложений на заданную тему.

1

13




19.

Итоговый контрольный диктант

1

14







Вопросительное предложение










20.

Составление предложений из данных слов.

1

*




21.

Развитие речи. Составление рассказа по картинкам.

1




P.p.

22.

Контрольный диктант.

1







23.

Работа над ошибками.

1







24.

Составление рассказа по вопросам.

1







25.

Контрольное списывание.

1




К.сп.

26.

Повторение.

4







27.

Итоговый контрольный диктант.

1




К.д.

28.

Повторение.

1










Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; -анализировать слова по звуковому составу;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; -определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; -списывать текст целыми словами;

-писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

-алфавит.

Словарь 3 класса:

Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, вчера, газета, город, дневник, дорога, жёлтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костёр, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, ранец, рассказ, рисовать, родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, четверг, чёрный, шёл, яблоко, язык.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи

для 3 класса количество часов в неделю - 5

Разработчик программы – Королева И.Г.

г. Красноармейск

2013 - 2014 учебный год


следующая страница >>