Похожие работы
|
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного - страница №1/1
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 7 класса (2004г), стандарта образования по обществознанию и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся МКОУ «ООШ п. Алексеевский».
Изучение обществознания (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать
-
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
-
характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
-
объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
-
сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
-
вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
для реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
-
в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Программа реализуется на следующих документах:
-
Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (2004г.)
-
Примерная программа основного общего образования по обществознанию.
УМК:
-
Учебник «О-7»/ под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., М., «Просвещение», 2010г.
Выбор учебника «О –7» под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., объясняется несколькими причинами:
1..Построение материала в параграфах выстроено таким образом, что ребёнок сразу же обращает внимание на важные моменты, заключённые в соответствующие рубрики: «Вспомни», «Обсудим вместе», «Учимся размышлять» и другие; всё это способствует формированию речевых навыков, развитию критического мышления
2. Учебник содержит большое количество репродукций, рисунков и схем, позволяющих наглядно представить ту или иную проблемную ситуации, найти пути решения;
3. Учебник позволяет учителю в полной мере использовать межпредметные и внутрипредметные связи. Сведения по истории, биологии, литературе, МХК и другим предметам очень удачно подобраны и гармонично вписываются в курс обществознания,
4. В конце каждой темы имеется практикум, способствующий развитию критического мышления, самоанализа, речевых навыков; приобретаются умения вести беседу, дискутировать, доказывать свою точку зрения;
5. Текст излагаемого материала прост и понятен; в параграфах много примеров из жизни;
6.Учебник позволяет использовать творческий подход, дети в полной мере могут заниматься рисованием, сочинять стихи, рассказы, делать поделки;
7.Учебник позволяет привлекать дополнительную информацию из других источников (Интернет, доп.литература, рассказы родителей и т.п.).
8. Несомненным достоинством учебника является рубрика «Жил на свете человек», которая способствует всестороннему развитию личности, формирует право выбора «делать жизнь с кого…».
Тематическое планирование. 7 класс
№ урока
|
Тема урока
|
Цели и задачи раздела
Основное
содержание урока
|
Методы, приёмы работы
|
Известная личность
|
Основные термины, понятия
|
Демонстрац. материал
|
Домашнее задание
|
1
|
Введение
|
1.Познакомить учащихся с курсом, показать его роль; обобщить знания, полученные в 6 классе. 2. Познакомить со структурой учебника, научить пользоваться легендой учебника
|
|
|
Общество, обществознание
|
Условные знаки учебника
|
Стр.3-6
|
|
Человек среди людей
|
|
|
|
|
|
|
2-3
|
Отношения между людьми
|
Какие отношения называются межличностными. Чувства = основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.
|
Работа с терминами, рисунками учебника, анализ рубрики «Жил на свете человек» и «Путешествие в прошлое»
|
Иван Иванович Пущин
|
Межличностные отношения
|
Портрет Пущина, рисунки учебника
|
§1, написать сочинение о дружбе
|
4-5
|
Ты и твои товарищи
|
Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.
|
Работа с рисунками, мозговой штурм,
|
Аркадий Петрович Гайдар
|
Группа, лидер, нормы поведения, санкции
|
Рисунки учебника
|
§ 2 , написать эссе на тему «Друзья и товарищи»
|
6-7
|
Зачем люди общаются
|
Что такое общение. Каковы цели общения .Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото»
|
беседа
|
Юрий Борисович Левитан
|
Потребности, средства общения, речевое и неречевое общение,
|
|
§3
|
8-9
|
Почему надо быть терпимым
|
Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь… Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте.
|
Мозговой штурм, беседа, работа с терминами, проблемная ситуация
|
Николай Николаевич Миклухо -Маклай
|
Конфликт, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание конфликта, инцидент,
|
|
§4
|
|
Глава II. Человек и закон. 14 часов
|
|
|
|
|
|
|
10=11
|
Что значит жить по правилам
|
Многообразие правил. «Привычка свыше нам дана…» Правила этикета и хорошие манеры.
|
Беседа, работа с терминами
|
Борис Петрович Шереметев
|
Социальные нормы, привычка, ритуалы, манеры, этикет
|
|
§5
|
12-13
|
Права и обязанности граждан
|
Права человека. Кто и как обеспечивает твои права. Где проходит граница твоих прав. Нет прав без обязанностей.
|
Работа с источником (Конституцией)
|
|
Труд, гражданские права, политические, культурные, граница дозволенного, трудная жизненная ситуация,
|
Конституция РФ
|
§6
|
14-15
|
Почему важно соблюдать законы
|
Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения.
|
Работа с источником, терминами, текстом учебника
|
Сократ
|
Законы,
|
|
§7
|
16-17
|
Защита Отечества
|
Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба.
|
Беседа
|
Иван Никитович Кожедуб
|
Внутренние и внешние угрозы, военкомат, военная служба, Военная присяга, повестка,
|
|
§8
|
18-19
|
Что такое дисциплина
|
Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина , воля и самовоспитание.
|
Беседа, проблемная ситуация
|
Антон Семёнович Макаренко
|
Дисциплина, специальная дисциплина, воинская дисциплина, трудовая дисциплина, требования к самому себе, самоконтроль,
|
|
§9
|
20-21
|
Виновен – отвечай
|
Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает.
|
Работа с термином, статьями УК РФ
|
Анатолий Фёдорович Кони
|
Преступление против жизни и здоровья, запрещено законом, табу, принцип талиона, кража, ущерб, преступление, проступок, подстрекатель, соучастник, штраф
|
Уголовный Кдекс РФ
|
§10
|
22-23
|
Кто стоит на страже закона
|
На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Милиция.
|
Работа с термином, статьями УК РФ
|
Владимир Данилович Спасович
|
Прокуратура, таможня, противоправный, правопорядок, нотариат, адвоката, подсудимый, нотариус, завещание, наследник, лицензия, детектив, судопроизводство, правосудие, свидетели, приговор, презумпция невиновности, уголовный розыск
|
Уголовный Кдекс РФ
|
§11
|
|
Глава III. Человек и экономика. 8 часов
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Экономика и её основные участники
|
Что такое экономика. Зачем нужна экономика. Основные участники экономики.
|
Работа с текстом учебника (заполнение таблицы), сравнительный анализ, работа с терминами
|
|
Технология, производство, рапределение, обмен, потребление, экономические продукты, производительность труда, натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Производитель, потребитель, ресурсы
|
|
§12
|
25
|
Золотые руки работника
|
Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда
|
Характеристика личности, работа с терминами, беседа, работа с репродукциями учебника
|
Антонио Страдивари, Михаил тимофеевич Калашников
|
Заработанная плата, квалификация, трудовое денежное вознаграждение, количество труда, качество труда,
|
|
§13
|
26
|
Производство: затраты, выручка, прибыль
|
Что и как производить. Затраты производства. Всё ли выгодно производить.
|
Беседа, проблемная ситуация
|
Иван Тихонович Посошников
|
Затраты производства, прибыль, налог,
|
|
§14
|
27
|
Виды и формы бизнеса
|
Что такое бизнес. Виды бизнеса. Формы бизнеса.
|
Беседа, работа с терминами
|
Иван Дмитриевич Сытин
|
Бизнес, финансовый бизнес, экономический продукт, собственность, акционерное общество, кредит, акция
|
|
§15
|
28
|
Обмен, торговля, реклама
|
Зачем люди обмениваются Торговля и её формы. Реклама – двигатель торговли.
|
Работа с терминами, беседа.
|
Адам Смит
|
Рынок, товар, стоимость, цена товара, ассортимент,
|
|
§16
|
29
|
Деньги и их функции
|
Как деньги стали деньгами. Функции денег. Деньги меняют обличье.
|
Работа с терминами, практическое занятие
|
Сергей Юльевич Витте
|
Цена, кредитная карточка, средство обращения, средство платежа, мера стоимости, средство накопления, валюта, конвертируемый рубль, банк, ассигнация,
|
|
§17
|
30-31
|
Экономика и семья
|
Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги. «Без нужды живёт, кто деньги бережёт»
|
Практическое занятие
|
Андрей Тимофеевич Болотов
|
Технология, семейный бюджет, лимит, оптимизация
|
|
§18
|
|
Глава IV. Человек и природа. 3 часа
|
|
|
|
|
|
|
32
|
Воздействие человека на природу
|
Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы.
|
Беседа, работа с рисунками
|
Владимир Иванович Вернадский
|
Творчество, производящее хозяйство, экология, бытовые отходы
|
|
§19
|
33
|
Охранять природу – значит охранять жизнь.
|
Что значит относиться к природе по – человечески? Тяжёлые последствия безответственности. Экологическая мораль.
|
беседа
|
Альберт Швейцер
|
Браконьеры,
|
|
§20
|
34
|
Закон на страже природы
|
Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Ч то может сделать гражданин для защиты природы.
|
Работа с картой. беседа
|
Василий Васильевич Докучаев
|
Охрана природы, государственные инспекторы, заповедник
|
Карта заповедников стр.228-229
|
§21
|
35
|
Обобщение курса «Обществознание»
|
|
|
|
|
|
|
|